Философия права кауфмана доклад

Обновлено: 30.06.2024

мы должны начать с предварительного интуитивного понимания целого, т. е. спредпонимания. Опираясь на него, выясняют значе­ние частей и на этой основе достигают более точного и полного пони­мания целого. В .дальнейшем эта процедура кругового характера по­вторяется, способствуя тем самым расширению горизонта нашего понимания.

Герменевтический подход не ограничивается общением с тек­стами, а относится ко всему тому, о чем можно договариваться. Га­дамер писал: «Любой опыт осуществляется так, что в постоянном коммуникативном обмене наше познание мира непрестанно скла­дывается. Опыт как таковой — это всегда "познание познанного". Познаваемый в коммуникативном опыте мир. передается нам как постоянно открытая бесконечности задача. Никогда он, этот мир, не бывает первозданным миром первого дня. Повсюду, где мир испы-туется нами, где происходит преодоление чуждости, где совершается

49 Овчинников А. И. Правовое мышление: теоретико-правовой анализ. Рос­тов н/Д, 2003. С. 254.

50 Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 7-8. 464

ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

усвоение, усмотрение, постижение, где устраняется незнание и не­знакомство, повсюду совершается герменевтический процесс соби­рания мира в слово и в общее сознание. И даже монологический язык современной науки обретает общественную реальность лишь

Развивая эти мысли, немецкий философ Ю. Хабермас отмечал,

Герменевтическое правопонимание имеет свои особенности. А. И. Овчинников видит их в том, что «. герменевтическое право-понимание, преодолевая крайности номинализма и реализма в осмы­слении социальной жизни, полагает, что основу здорового правопо­рядка составляет не принудительный момент (давление целого над частями) и не рационально-логический (механическое составление из эгоистического частного), а герменевтический: целое определя­ется частным, а частное — целым (целое понимается из частей, ча­сти из целого). Правопорядок — особый порядок человеческого об-Щения, интерсубъективного взаимодействия, в который вступают "признающие" друг друга в качестве ценностей субъекты, желающие соизмерять свое существование с другими людьми. Так как обще­ние (коммуникация) возможно лишь там, где имеется нечто общее — общие ценности (иначе невозможно взаимопроникновение индиви­дуальностей, взаимопонимание), каждый правопорядок целиком за­висит от общепринятых в нем ценностных порядков, а следовательно,

51 Там же. С. 14-15.

52 Хабермас Ю. Моральноесознание и коммуникативное действие.СПб.,


ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ву.щ

правопонимания право также ориентировано наинтегральную це­лостность.

А. Кауфман

Понимание, полагает Кауфман, всегда субъективно и объективно одновременно. Понимание в бытии сознания дано не пассивно, а активно, оно играет в процессе правопониманияактивно-форми­рующую роль. Это означает, что право не субстанционально, аот­носительно. Право всегда есть некие отношения, оно указывает на

53 Овчинников А. И. Правовое мышление. С. 266-267.

54 Kaufmann A. Rechtsphilosophie. 2 Auflage. Miinchen, 1997.


д 9______________________________ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Через осуществление права происходит согласование должного и бытия, иначе говоря,право есть соответствие между должным и бытием (сущим).

Осуществление правосудия также есть коммуникативный процесс между судьей и участниками процесса, который определяется не только представлениями подсудимого, потерпевшего и свидетелей, но и соответствием горизонтов понимания участников процесса и

Мыслитель находит важные точки соприкосновения и с теорией Рационального дискурсаЮргена Хабермаса (р. 1929). Хабермас


ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕК^

Таким образом, Хабермас и Кауфман солидарны в том, что совре­менное право позиционированомежду системой и жизненным ми­ром, междуфактичностью и значимостью, что не исключает ни его рациональности, ни его моральной обоснованности (легитимности).

Аналіз основних положень концепції юридичної герменевтики А. Кауфмана. Філософсько-правове обґрунтування поняття "герменевтичного кола" як центрального засобу юридичної інтерпретації. Формування загального уявлення про право-реалізаційний механізм.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык украинский
Дата добавления 01.12.2017
Размер файла 27,6 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Основные понятия герменевтики и эволюция герменевтических методов как метода гуманитарного познания. Факторы, влияющие на понимания трактата "Слово о Законе и Благодати", особенности использования в данном процессе принципов и приемов герменевтики.

курсовая работа [47,1 K], добавлен 22.01.2012

Виникнення перших форм філософського мислення. Проблеми буття і людини у філософії давнього світу, зародження ідей права. Особливості античної правової культури. Космоцентричне обґрунтування права. Особливості філософсько-правової думки Середньовіччя.

реферат [35,9 K], добавлен 20.01.2011

Важнейшие открытия герменевтики: герменевтический круг, необходимость предпонимания, бесконечность интерпретации. Направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления бытия, герменевтические идеи.

реферат [28,3 K], добавлен 12.10.2011

Что такое герменевтика. Представление об истине в науках о духе. Проблемы герменевтики. Основные черты герменевтического опыта. Использовании герменевтики в гуманитерных науках.

курсовая работа [17,6 K], добавлен 04.09.2004

Сущность и содержание герменевтики как научного направления, предмет и методы ее исследования. Герменевтика в работах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г.Г. Шпета, М. Хайдеггера, А. Уайтхеда, П. Рикёра и Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, ее отличительные особенности.

В XX в. развитие философско-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними философско-правовыми учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой целого ряда новых концепций (онтологического, экзистенциалистского, антропологического и т.д. толка).
В рамках юридического правопонимания все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юснатурализмом) и собственно философско-правовыми концепциями, в которых или вовсе отсутствуют какие-либо апелляции к естественному праву, или под "естественным правом" имеется в ввиду во многом нечто иное, чем в концепциях натурализма.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философско_правовая мысль ХХ века.doc

Основные данные о работе

Философско-правовая мысль ХХ века

Основная часть

Философско-правовая мысль ХХ века

В XX в. развитие философско-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними философско-правовыми учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой целого ряда новых концепций (онтологического, экзистенциалистского, антропологического и т.д. толка).

В рамках юридического правопонимания все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юснатурализмом) и собственно философско-правовыми концепциями, в которых или вовсе отсутствуют какие-либо апелляции к естественному праву, или под "естественным правом" имеется в ввиду во многом нечто иное, чем в концепциях натурализма. Правда, подобные различия внутри юридического правопонимания, как те большие расхождения внутри позитивистских (и неопозитивистских) учений о праве, не столь значимы с точки зрения принципиального противостояния этих двух противоположных типов правопонимания, борьба между которыми в XX в. заметно усилилась и приобрела особую актуальность в связи с антиправовой идеологией и практикой тоталитаризма (фашизма, национал-социализма, большевизма).

В целом духовная ситуация и социально-политические реалии в XX в. (революции, мировые войны, раскол мира на два враждебных лагеря, взлет и крах тоталитаризма, борьба человечества за выживание, поиски всеобщего мира и мирового правопорядка, формирование мирового сообщества народов и государств, признающего права и свободы человека в качестве высших ценностей, императивов и критериев современной цивилизации) продемонстрировали как хрупкость человеческих достижений в области права и правовой культуры, так и неодолимую силу идей правового равенства, свободы и справедливости.

Характерная для XX в. идеологическая и практическая радикализация противоположностей "право - неправо (антиправовой, правонарушающий закон)", "свобода - произвол", "человек - власть", "личность - коллектив", "индивид - государство" и т.д. существенно содействовала актуализации идей, целей и ценностей юридического типа правопонимания, возрождению и ренессансу естественного права, формированию и развитию философско-правовых концепций либерально-демократического характера.

В XX в., как и раньше, философия права (и в целом научное юридическое правопонимание) развивалась и продолжает развиваться усилиями философов и юристов. Но постепенно центр тяжести в философско-правовых исследованиях перемещается в XX в. в сферу юридической науки, где философия права утверждается и признается в качестве самостоятельной юридической науки (и соответственно - отдельной дисциплины в юридическом образовании и университетских курсах), наряду с общей теорией права, социологией права и т.д. В рамках же самой философии философия права такого статуса не приобрела.

Характерно в этой связи, что на философских факультетах (по преимуществу - в университетах Западной Европы) лекции по философии права читаются, как правило, по соответствующим юридическим курсам и зачастую - юристами.

Показательно и то, что основные концепции естественного права и философии права в XX в. (в частности, концепции "возрожденного" естественного права, "природы вещей", неогегельянства, неокантианства, экзистенциализма, онтологической философии права и т.д.), разрабатывались представителями юридической науки.

Эта тенденция заметно усиливается во второй половине XX в. Правда, авторы соответствующих философско-правовых концепций юридического профиля значительно расходятся между собой в понимании предмета, целей и задач философии права в рамках юриспруденции, в своих методологических подходах к праву, в своих философских трактовках соотношения права и закона, оценках позитивного права и т.д.

Так, согласно подходу известного австрийского юриста А. Фердросса, задача философии права как юридической дисциплины состоит в том, чтобы, не ограничиваясь теорией позитивного права, дать нравственно-духовное обоснование обязательности позитивного права, что не в состоянии сделать юридический позитивизм, в том числе и кельзеновский нормативизм с помощью "основной нормы". При этом он подчеркивает необходимость увязки философско-юридического анализа с общей эволюцией философской мысли. В таком общефилософском контексте он выделяет и освещает четыре основных этапа в развитии философии права - философию права античности, христианства, нового времени и современности.

Свои собственные философские представления о праве он развивает в русле "онтологически- телеологического учения о естественном праве". С данных позиций он критикует традиционную юриспруденцию за изоляцию права от других социальных явлений (морали, нравственности) и его трактовку как порядка "в самом себе", за сведение права к "системе норм с угрозой принуждения" и невнимание к проблемам сущности и ценности права.

Философию права как фундаментальную юридическую науку трактует В. Кубеш. Предмет философии права определяется им как нормативная идея права, в которой заключен диалектический синтез идей справедливости, свободы человека, безопасности и целесообразности. Философия права, согласно Кубешу, должна заниматься как общефилософскими проблемами, так и собственно юридическими (вместе с юридической догматикой, социологией права, психологией права и правовой политикой). Основные задачи философии права, полагает он, состоят в исследовании мира права, в раскрытии его сущности, в определении значимости фундаментальных знаний о праве для отдельных юридических дисциплин, в создании научного правового мировоззрения.

Несколько другой круг общих проблем права стоят в центре философско-правовой концепции немецкого юриста А. Кауфмана. Речь у него идет, прежде всего, о таких проблемах, как человек в праве, право как мера власти, соотношение естественного права правового позитивизма, права и нравственности, преодоление правового релятивизма, природа правового государства, судейского государства, государства закона и т.д. Философия права, утверждает он, призвана исследовать "природу вещей" и онтологическую структуру права, глубинный смысл вины и наказания за вину, смысл права как сопротивления несправедливости. В целом современная философия права, по Кауфману, должна разрабатываться как "правовая философия надежды".

Тремя основными вопросами философии права, по мнению немецкого правоведа Г. Коинга, являются принципы справедливости, сущность позитивного права и специфика юридической мысли. В рамках философии права рассмотрение юридических проблем должно быть, согласно Коингу, увязано с исследованием общих проблем философии, с пониманием права как важной составной части общечеловеческой культуры, с постижением нравственных основ и этической значимости права.

Как науку о правовых ценностях и антиценностях разрабатывает философию права другой немецкий юрист К. Бринкман. В качестве высшей ценности у него выступает справедливость, лишь в соотнесенности с которой только и можно определить правовые ценности и антиценности и соответственно - правовой порядок и неправовой порядок. При этом он различает постигаемые через веру нормы справедливости метафизического типа, восходящие к Богу как абсолютному началу, и нормы справедливости рационального типа. В целом предметная сфера философии права, согласно концепции Бринкмана, включает в себя такие необходимые моменты, как справедливость, общий порядок (с его составными частями в виде правового порядка и неправового порядка) и абсолютное начало.

Философию права, подчеркивает Бринкман, необходимо развивать как самостоятельную юридическую дисциплину, отличную от общей теории права и социологии права, которые склонны к позитивистскому оправданию действующего права, поскольку они не задаются вопросом о должном и справедливом праве.

Философию права как отрасль юридической науки и основу права трактует Г. Хенкель. "Задача философии права, - пишет он, - это всеобщее рассмотрение права, обоснование его содержания, с тем, чтобы на такой основе определить, что связывает между собой все отдельные феномены права".

Философия права, по его мнению, должна быть фундаментом для процесса создания позитивного права как установления "общего духа общества" и для науки о позитивном праве. Лежащая в основе его концепции идея права раскрывается им через понятия справедливость, целесообразность и правовая безопасность. В качестве основной ценности права выступает общее благо. Понимая право как меру власти, Хенкель видит в позитивном праве правовую власть. С этих позиций он исследует законотворчество, соотношение права, государства и социальных структур, социальную цель права.

Вместе с тем Хенкель подчеркивает необходимость разработки философии права и как отрасли общей философии (наряду с философией природы, философией истории, философией религии).

Французский профессор права Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф видит основное назначение философии права в ценностном подходе (оценке) к позитивному праву, поскольку "философия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру". Без такой философско-правовой оценки позитивных норм, подчеркивает он, мы станем их рабами. При этом он резонно замечает, что тот, кто отказывается от философского обоснования права и юридического порядка, на деле бессознательно руководствуется своей "личной", доморощенной "философией", блуждая в потемках правовой дисгармонии.

Само право характеризуется Валендорфом как "логика ценностей", а законы ("абстрактные нормы права") как "довольно хрупкий результат более или менее ясного интерсубъективного соглашения между членами данного общества"3. Для достижения такого результата (и утверждения законности) необходимо движение к трансцендентному (к реальности Бога) - преодоление существующего в продвижении к "новым небесам и новой земле", что только и может придать гармонию разобщенному миру и утвердить "логику нравственного универсума". Правосудие - это, согласно Валендорфу, и есть то "место, где происходит встреча реальности и разума".

В рамках своего нравственно-ценностного правопонимания Валендорф говорит о единстве права и морали, об их взаимном дополнении друг друга. Отмечая необходимое значение правовых санкций, он вместе с тем подчеркивает, что юридический порядок, основанный на насилии, - это "карикатура на право", поскольку подлинный правопорядок основывается "не на силе, а на разуме и сознательности".

"Три кардинальных свойства права", согласно Валендорфу, - это равенство, равновесие и последовательность (отсутствие противоречий). Благодаря этим своим свойствам право обеспечивает мир и единство. Мир - это безопасность, опирающаяся на правосудие, и там, где будет совершенное правосудие, там будет и совершенный мир. Правосудие и равенство (в общем смысле) - синонимы. Но Валендорф (в духе аристотелевского различения общей нормы закона и "правды" для данного конкретного случая применения этой общей нормы) подчеркивает необходимость учета индивидуальных обстоятельств каждого применения правосудием общего принципа равенства (и надлежащей корректировки общеобязательных норм) для принятия справедливого решения и сохранения равновесия в обществе. Такое равенство (конкретизируемое к каждому случаю - с позиций и при соблюдении общего смысла данного принципа) Валендорф характеризует как правомерное средство внесения в действующее право (общеобязательные нормы) надпозитивного правового начала - "измерения", превосходящего "позитивное право". Согласно такому надпозитивно-правовому "измерению", несправедливое правосудие лишается своих правомочий, своей правовой значимости и силы.

Подобное понимание равенства и правосудия, созвучное, по мнению Валендорфа, теории common law, содействует принятию "доктринально более гармоничных решений", чем это имеет место в системах кодифицированного права с их юридико-позитивистской абсолютизацией общеобязательных норм позитивного права.

В контексте истории философии права освещает основные проблемы философии права профессор юридического факультета Венского университета Г. Луф. В качестве основных проблем философии права он выделяет и освещает следующие: понятие и сущность права, источники права, действие права, соотношение права и морали, естественное право, справедливость, юридическая наука и социальные науки.

Элементами понятия права, по Луфу, являются определения права как нормативного порядка совместной жизни людей, как "правильного" (справедливого) порядка, как порядка, обладающего средствами государственного принуждения. При этом он, в частности, отмечает: ". Право не может иметь любое произвольное содержание; оно связано определенными высшими нравственными основоположениями справедливости. Было бы просто невозможно имеющиеся правовые проблемы решить лишь с помощью позитивного права. Как раз для того, чтобы осмысленно применять позитивное право, надо все снова и снова учитывать и соображения справедливости. Юрист не может уклоняться от такого рода проблем справедливости".

Принуждение в праве трактуется Луфом лишь как средство для правовой цели - как средство, целью которого является обеспечение осуществления правовых требований. "Момент принуждения в праве, - подчеркивает он, - нельзя, однако, преувеличивать. Принуждение в праве - это не самоцель, а голое средство для цели. Оно получает свою легитимацию из содержательных целеустановлений права".

Дальнейшие исследования в области онтологических естественно-правовых концепций интерсубъективного подхода связаны с усилиями внедрения философской герменевтики. Объясняется это разочарованием в утвердившихся ранее ценностях и, как полагают многие представители философской герменевтики, возможностью смягчить трудности поиска истинного смысла человеческого бытия и путей разрешения противоречий современного мира поиском интерпретаций с активным использованием конвенционалистской семантики.

Основная цель герменевтического метода – понять автора и его текст. Текст и речь превратились в альфу и омегу герменевтики. Один из основателей герменевтического метода Вильгельм Дильтей утверждает: то, что человек обнаруживает в другом, он находит в самом себе как переживание; то, что он сам переживает, – может найти в другом посредством понимания.

Таким образом, герменевтическое направление рассматривает право как текст, неразрывно связанный с духовным миром субъекта, его сознанием.

Современная юридическая герменевтика – это применение в сфере права идей Вильгельма Дильтея и Фридриха Шлейермахера, но прежде всего экзистенциально-феноменологической герменевтики Мартина Хайдеггера, Ганса-Георга Гадамера (1900 – 2002), Поля Рикёра (1913 – 2005), Юргена Хабермаса (р. 1929) и др. Принципиальное отличие их метода от позитивистского подхода к толкованию текста состоит в том, что позитивист стремится установить, что хотел сказать в тексте законодатель, тогда как герменевтика устанавливает смысл текста независимо от его автора, законодателя. Не человек говорит на языке, а язык (по М. Хайдеггеру, само бытие) – через человека.

Однако субъект права – это не другой близкий, ближний, с которым связана только моральная проблема, а другой, отношения с которым опосредованы определённым институтом. Таким институтом уже является естественный язык, поэтому принадлежность к определённому лингвистическому пространству, право говорить на своём языке является проявлением правовой проблемы.

Среди опосредующих институтов П. Рикёр выделяет далее:

1) на уровне субъекта действия, которое всегда является взаимодействием, коммуникацию как один из способов признания взаимодействующих субъектов;

2) на уровне субъекта высказывания – историю как такой порядок признания, который объединяет воедино индивидуальные истории;

3) наконец, на уровне субъекта ответственности мы внедряемся в сферу собственно юридического.

П. Рикёр высказывается и о функции права. Она состоит в том, чтобы предоставить индивиду возможность реализовать свои способности. Отдельно французский философ права рассматривает институт судопроизводства. Согласно П. Рикёру, суд является регулирующей формой конфликта, а правосудие отражает собственно правовое состояние.

Структурализм

Французский философ Мишель Фуко (1926 – 1984) интерпретировал философско-правовые вопросы, исходя из теории психоанализа и структурализма.

Читайте также: