Православные монастыри на руси доклад

Обновлено: 02.07.2024

Монашество (греч. monachos – одинокий) – форма служения Господу, воплотившая аскетические идеалы христианства, исторически возникшая в кон. 3 – нач. 4 вв. в Египте и Сирии.

С христианской точки зрения реальный мир наполнен злом, исходящим от дьявола; сосредоточение зла в человеке – его тело (плоть), подверженное различным соблазнам. Главный принцип монашества – уход из мирской жизни, отказ от соблазнов (богатства, власти, плотских наслаждений) во имя служения Господу.

Монах принимал обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). Свое внимание монахи сосредотачивали на молитве и исполнении послушаний, которые им поручались в монастырях. Одежды монахов – черные – символ отказа от мира и символ скорби.

Первые монахи уходили от людей в пустынные места, жили в молитве и безмолвии. Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины – монастыри.

Принятие в монашество происходит после совершения обряда пострижения, или пострига, который состоит в крестообразном выстрижении священником волос на голове послушника в знак посвящения его Христу, превращения его в раба Божиего. В ознаменование окончательного отречения от прежней жизни и мира после пострижения посвящаемому дается новое имя. Завершается обряд облачением нового монаха в монашеские одежды.

Существует три степени православного монашества: рясофор, малосхимник и великосхимник. Принятие малой или великой схимы означает исполнение более суровых обетов. Из монашества формируется высшее руководство православной церкви – епископат.

На Руси монашество появляется в кон. 10 – нач. 11 вв. На русский лад монахов звали также иноками, а также чернецами – по их черным одеждам. Одним из первых известных нам монахов был Антоний Печерский (11 в.), основатель Киево-Печерского монастыря.

В истории русского монашества было много великих подвижников: Феодосий Печерский, Антоний Римлянин, Кирилл Туровский, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Савва Сторожевский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Артемий Троицкий, Зосима и Савватий Соловецкие и др. Эти и многие другие монахи причислены к лику святых.

Монахи принимали активное участие в политической жизни Российского государства, были советниками русских великих князей и царей. Часто, прежде чем принять какое-то решение, русские государи приезжали в монастыри за советом и благословением. Существовал обычай, согласно которому русские государи перед смертью принимали монашество (схиму). С. П.

Монастырь(греч. monasterion – келья отшельника, уединенное жилище) – 1) форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.

Монастыри разделяются на мужские и женские. В 14–15 вв. на Руси существовали и смешанные монастыри. Во главе монастыря стоял избираемый монахами игумен, которого затем утверждал епископ или митрополит. По обычаю монастырь учреждался в том случае, когда в одном месте собиралось не менее 12 монахов – по числу 12 апостолов.

Монастыри были важными центрами духовного просвещения. Здесь велось летописание, переписывались и переводились на славянский язык церковные книги. При монастырях создавались школы, иконописные мастерские. Братия монастырей вела широкую благотворительную деятельность, создавая при обителях богадельни для неимущих.

Монастыри выполняли важную военную функцию. Устроенные как настоящие крепости, русские монастыри не раз становились оплотами борьбы с захватчиками. Например, Троице-Сергиев монастырь в 1608–1610 гг. полтора года держал осаду польских войск. С. П.

Монахи появляются в Русской Церкви сразу после крещения Руси. О них упоминает летописец, говоря о трапезах, которые устраивал св. князь Владимир для духовенства. Однако первыми достоверно упоминаемыми русскими обителями являются Георгиевский и Ирининский монастыри в Киеве, построенные Ярославом Мудрым около 1051 г. Предание также называет среди древнейших монастырей Русской земли Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1030 г. преп. Ефремом, братом Георгия Угрина, убиенного вместе с св. князем Борисом, и преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца.

Первые монастыри на Руси были преимущественно княжескими ктитореями. Из 68 обителей, известных на Руси в домонгольский период, две трети были построены князьями и другими частными лицами. Князья основывали обители на помин своей души, обстраивали их храмами, делали богатые вклады, а с начала XII в. наделяли и землями. Однако считали эти монастыри своей собственностью и распоряжались в них по своему усмотрению. Часто русские князья незадолго до кончины принимали здесь постриг по византийскому обычаю, жесткая зависимость от ктитора не могла благоприятствовать монашескому подвижничеству. По-настоящему история русского монашества начинается лишь с возникновения Киево-Печерского монастыря, возведенного не на деньги князей и бояр, а трудами и настоящим аскетическим подвигом самих монахов.

Феодосий сменил на игуменском служении Варлаама, который был переведен в основанный князем Изяславом киевский Димитриевский монастырь, где стал игуменом. При Феодосии в Дальних Феодосиевых и Ближних Антониевых пещерах продолжали свой подвиг подражающие Антонию затворники. Большинство же монахов в это время уже пребывало на поверхности. Здесь Феодосий создал первый на Руси общежительный монастырь,образцом для которого послужил знаменитый Студийский монастырь в Константинополе. Был заимствован Студийский Устав, который повсеместно вошел в обиход в Русской Церкви и продолжал действовать у нас вплоть до конца XIV в. Устав был выражением монашеского максимализма и резко контрастировал с порядками, царившими в ктиторских монастырях. Он предписывал полный отказ иноков от личной собственности и общение имуществ. Студийский устав также обязывал к физическому труду всех иноков обители без различия их положения.

Киево-Печерская Лавра, безусловно, была ведущим центром монашеской жизни на Руси в Домонгольский период. И даже пережив разгром Руси полчищами Батыя, монастырь сумел сохранить многое от наследия преп. Антония и Феодосия: вплоть до XV столетия он давал Русской Церкви святых. Начало почитанию собора преподобных Киево-Печерских положило прославление св. Феодосия в 1108 г. Всего же Лавра дала Русской Церкви свыше ста преподобных. Сам преп. Антоний основал в Чернигове Болдинский-Елецкий Успенский монастырь,ископав там пещеры по образцу киевских. Подобный же монастырь возник в XI в. вблизи Владимира Волынского – Зимненский Святогорский Успенский. В Зимненском монастыре скончался по пути из Константинополя в Киев первый печерский игумен Варлаам.

В самом Киеве известно еще несколько пещерных комплексов,это небольшие естественные пещеры в лессовых породах. Монахи расширяли и углубляли их, что было сделать несложно, так как лесс податлив и мягок. Кроме Киево-Печерского видным монастырем в Киеве был Зверинецкий Михайло-Архангельский. На его территории археологами были открыты погребения монахов, совершенно аналогичные киево-печерским, было найдено огромное количество костных останков киевлян, которые, вероятно, пытались здесь спрятаться от монгольского погрома, но были уморены дымом, когда воины Батыя развели костры у входа в пещеры, либо стали жертвой обрушения части пещер. Монашеский подвиг в Киевской Руси быстро распространялся. Среди уцелевших обителей домонгольского периода можно назвать, помимо уже упомянутых, такие крупнейшие, как киевский Михайловский Выдубицкий (основан около 1070 г.), муромский Спасский (кон.XI в.), новгородские Антониев (1117 г.), Юрьев (1119 г.) и Хутынский преподобного Варлаама (1192 г.) монастыри, полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, основанном около 1125 г. преп. княжной Евфросиньей Полоцкой, Спасо-Мирожский монастырь в Пскове (ок. 1188 г.). Близ Владимира на Клязьме сохранился Богородице-Рождественский Боголюбовский монастырь, основанный св. князем Андреем Боголюбским (1160-е г.г.). Вновь открыта и обитель с тем же названием в самом Владимире, построенная Всеволодом Большое Гнездо в 1190-х г.г. и некогда служившая усыпальницей святого Александра Невского.

Заложенные вскоре после крещения Руси они выстояли и в междоусобицу, и в период многочисленных войн, и в годы советской власти.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана в Муроме князем Глебом, первым русским святым. Сын князя Владимира, крестившего Русь, он получил Муром в удел и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм, а затем и монашескую обитель.

1.jpg

Жителями монастыря в разное время были многие святые: епископ Рязанский и Муромский Василий, Петр и Феврония. Серафим Саровский посещал здесь святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.

2.jpg

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании в Муроме 8−9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию был закрыт.

3.jpg

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, серьезно пострадавшего за годы советской власти. Позднее постройки были реставрированы.

Свято-Юрьев монастырь

4.jpg

Строения первоначально были деревянными, как и соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В южной части Георгиевского собора под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. В западной части постройки в деревянных колодах были обнаружены могилы посадников. В 1233 году здесь погребены князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка, претендент на великокняжеский престол.

5.jpg

В 12 веке князь Мстислав наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится сегодня в Новгородском музее. Накопленные в следующие столетия богатства во многом были утрачены после секуляризации в 1770-х.

Возрождение обители приходится на начало 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, пользовавшегося благосклонностью Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской. На средства последней в монастыре проведены обширные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году появилась колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. К концу десятилетия из шести действовавших церквей остался только Крестовоздвиженский храм. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

6.jpg

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии и была воссоздана монашеская община.

Антониев монастырь в Новгороде

Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.

7.jpg

При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.

8.jpg

В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

9.jpg

Борисоглебский мужской монастырь

Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

10.jpg

Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.

11.jpg

В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.

Зверин-Покровский женский монастырь

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.

Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Заложенная в 1355-м она является самой старой из сохранившихся до наших дней построек обители. Церковь строилась на собранные новгородцами средства.

Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.

12.jpg

В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. Они попытались организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен РПЦ в 1989 году.

Монастыри в Древней Руси появились вскоре после ее крещения. Не всегда, но очень часто на месте дохристианских святилищ строили православные храмы

Первые монастыри

При князе Владимире уже были монастыри на Руси. Первые монастыри были основаны греками, которые прибыли вместе с первым митрополитом.

Поэтому с появление Киева-Печерской лавры на Руси стали развиваться и другие монастыри. В новом центре Киева были построены два монастыря с соборами, посвященными святой Ирине и Георгию Победоносцу. А в 70-х годах XI века на Михайловской горе были построен Дмитров монастырь.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

В XI – XII веках появились загородные монастыри, которые растянулись вдоль берегов Днепра с севера на юг. Это были монастыри: Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский и Выдубицкий.

Монашество на Руси

Монашество впервые появилось на Руси после принятия христианства. Хотя на Востоке и в Греции оно зародилось намного раньше.

Прежде всего, люди, недовольные своей прежней жизнью, уходили из дома. И они поселялись где-нибудь в уединенном месте, подальше от людской суеты. Жили они сначала в одиночестве. Постепенно к этому одинокому человеку подсоединялись другие. В результате стали появляться монастыри (уединенные жилища). Прежде всего, обитателями таких монастырей были монахи (одиноко живущий, инок).

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Основатели Киево-Печерского монастыря

Основателем Киево-Печерского монастыря были два монаха – святой Антоний и Феодосий

. Антоний с юных лет любил странствовать. Он был набожным и благочестивым человеком. Странствуя по Греции, Антоний достиг святой горы, где было несколько монастырей. Ему понравилась жизнь в монастыре. И он захотел стать монахом. Игумен разъяснил ему все правила монашеской жизни и, после этого, постриг его в монахи. По возвращению на родину, Антоний поселился в уединенной пещере. И стал вести отшельнический образ жизни.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Между тем, когда люди узнали про его образ жизни, то стали проситься к нему на поселение. Первым поселился около него Никон, а позже, в 1032 году, пришел и Феодосий.

Кто такой Феодосий

Феодосий (Федор) с детства отличался набожностью. Прежде всего, любил читать книги и слушать чтения божественных книг в церкви. Хотя он и вырос в богатой семье, но не любил богатую одежду, всегда ходил как нищий. Поэтому сверстники его не понимали и постоянно насмехались над ним. Но все их насмешки он сносил молча. Его мать не могла вынести насмешек над сыном. Она стала умолять его вернуться к прежней жизни. Но даже мольба матери не изменила его решения стать монахом. Узнав об отшельника Антонии, Феодосий пришел к нему и стал просить принять его. Антоний принял его, а священик Никон постриг его и назвал Феодосием. И тогда его мать, не в силах расстаться со своим любимым сыном, решила сама стать монахиней. Она приняла монашество в женском монастыре Святого Николая. И это позволило ей находиться ближе к сыну.

Со временем монастырь, где находился Феодосий, все больше и больше расширялся. Следовательно стало увеличиваться и число братии. Благодаря вкладам и пожертвованиям прихожан, монастырь богател.

И Феодосий решил построить другую церковь, в честь Успения Богородицы. Она была заложена в 1078 году. Великий князь Святослав подарил землю для этой церкви недалеко от старого Печерского монастыря. Закладка этой церкви была произведена в 1073 году. Феодосий скончался в 1074 году, на 65 году от рода, так и не дожив до окончания строительства церкви. А на год раньше скончался Антоний, ему было 90 лет.

Успенская церковь

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Князь Ярополк Изяславович подарил Печерскому монастырю три волости. А его дочь подарила пять сел с челядью. Также, делалось много и других пожертвований в пользу монастыря. Следовательно, монастырь теперь мог в больших размерах проводить благотворительность. Прежде всего, давать приют и пропитание бедным и калекам, больным и нищим. Киево-Печерский монастырь считался старейшим среди всех русских монастырей.

Киев — священный город

В глазах православных Киев стал священным городом. В нем красовались великолепные церкви: Десятинная и Софийская. Прежде всего, гробница святого равноапостольного Владимира находилась в Десятинной церкви. Кроме того, недалеко от Киева, в Вышгороде, находилась гробница святых Бориса и Глеба. А на берегу Днепра красовалась Печерская обитель. В этой обители, также, находились мощи святых Антония и Феодосия.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

География монастырей

География монастырей поражает. Подчас они возникали в глухих местах, где поблизости было всего два-три селения. А дальше, на многие сотни верст тянулись дремучие леса, топи и нехоженые земли. Но подвижники православия проникали и туда. Обустраивались там и несли свет Христовой веры. И прежде всего, приобщали жителей к новой вере.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Более пятидесяти инков из этого монастыря стали епископами. Некоторые из этих инков становились игуменами других монастырей. В каком бы монастыре не были инки, они везде старались поддерживать устав и дух Киево-Печерского монастыря. В то время на Руси было уже немало монастырей. Только в окрестностях Киева их было семнадцать, мужских и женских. Монашеская жизнь стала считаться на Руси образцом истинно праведной жизни.

Князь Ярослав и христианская вера

Владимир умер в 1015 году и было ему тогда пятьдесят четыре года.

Из храмов, построенных при Ярославе, особенно выделялись: соборный храм Софии, Премудрости Божией, в Новгороде и Софийский храм в Киеве. Первый храм в Новгороде сгорел, и сын Ярослава, князь Владимир, воздвиг новый Софийский собор. Его строили и украшали мастера из Греции. Он стоит и доныне.

Прежде всего, Киевский Софийский собор, построенный и украшенный греческими мастерами, превосходил богатством и великолепием все церкви, построенные в то время на Руси. Заложен он был в честь победы над печенегами. Кроме Софийского собора, Ярослав построил две церкви и при них монастыри. Один, Георгиевский, во имя своего ангела, а другой Ирининский. Он был сооружен в честь супруги, дочери шведского короля. Кроме того, при Ярославе начал строиться Киево-Печерский монастырь; и при нем же был основан Новоторжский монастырь преподобным Ефремом.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Ярослав постоянно заботился о распространении образования в народе. Например, открыл училище в Новгороде, где обучались дети пресвитеров и старост. Он, также, от своего имени назначил священнослужителям особое жалование. Это было сделано для того, чтобы они чаще собирали народ около церкви и учили его закону Божию. Кроме того, он собрал много книг и основал первую значительную библиотеку при Киево-Софийском соборе.

Вывод

Из сказанного можно сделать вывод, что Киево-Печерская обитель и другие монастыри в Древней Руси помогли распространению христианства. А также они помогли распространению книжного искусства и просвещения на Руси. Князь Ярослав дал указание, чтобы монастыри обучали бесплатно грамоте народ. И, кроме того, за свой счет содержали школы и училища для народа. Не будет преувеличением, если сказать, что монастыри были Академией наук и Академией художеств. И, конечно, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно. Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси. Между тем, в XIII – XIV веках на Руси уже насчитывалось около 200 монастырей. Кроме монастырей школы стали открывать и в церквях.


Самый старый монастырь в России — Свято-Юрьев мужской монастырь. Этот монастырь имеет и другие названия: Юрьев, Юрьев-Георгиевский, Юрьевский. Находится он на южной окраине Великого Новгорода при истоке реки Волхов из озера Ильмень.





По преданию, обитель была основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым, который в Святом Крещении носил имя Георгий, по-русски Юрий, откуда и пошло название обители.

Вначале все постройки монастыря, в том числе и соборная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, были деревянными. В 1119 году при князе Мстиславе Великом заложили Георгиевский собор из камня, уступающий по своему масштабу только Софийскому собору Новгорода. Сохранилось даже имя зодчего, который построил храм, — мастер Петр. К этому же времени относится первое летописное упоминание о монастыре.

Став великим Киевским князем, Мстислав женился на дочери новгородского посадника (главы города) и в 1130 году наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. В XII–XIII веках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики, владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность, здесь велась княжеская летопись. Наместник Юрьевского монастыря считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. Обитель в это время стала крупнейшей из монастырей Новгородской земли и именовалась лаврой.

Во время царствования Екатерины II у монастыря была изъята значительная часть земельных владений, и он пришел в запустение.

Новую жизнь обитель получила уже в XIX веке, при настоятеле архимандрите Фотии, которому благоволил император Александр I. Графиня Анна Орлова-Чесменская, одна из богатейших помещиц России, на свои средства возродила монастырь. За короткое время были построены западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня.

В советское время обитель была закрыта и разграблена, здания монастыря подверглись серьезным разрушениям.

25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии. Монашеская община восстановлена в 1995 году.

Древние монастыри России

Борисоглебский мужской монастырь в городе Торжке Тверской области — один из трех древнейших монастырей России. Основан он преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, в княжение великого князя Киевского Ярослава Первого Владимировича.





Название обители происходит от имен двух братьев-князей — Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных в лике мучеников-страстотерпцев.

Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, крестителя Руси, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем, тогда бывший в боярском чине, служил им в звании конюшего. Потрясенный жестоким убийством юных князей, Ефрем решил оставить мир, дом, богатство, боярский сан и искал уединения. Из Киева он пришел в землю древлянскую. Особое Божие Провидение указало ему на иноческие подвиги и устроение обители на берегу реки Тверцы, на высоком холме. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с другими подвижниками соорудил деревянный храм во имя святых князей Бориса и Глеба, отчего и монастырь получил название Борисоглебский. Преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. Почил преподобный Ефрем 28 января 1053 года.

Монастырь трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181 и в 1372 годах, подвергался нападению монголо-татар, страдал от Литвы и поляков, но всё же выжил, и каменная церковь во имя Бориса и Глеба оставалась целой и неповрежденной. С XVIII века и до 1917 года Новоторжская обитель проживала период благоустройства, процветания и возвышения.

В советское время монастырь, как и большинство русских монастырей, был разграблен и закрыт.

Возрождение обители началось в 1993 году. 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в стенах Борисоглебского монастыря возобновилась литургическая жизнь.





В XII–XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

В царствование Ивана IV Грозного начался экономический расцвет Спасского монастыря. В 1552 году, предприняв поход на Казань и проходя через Муром, молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал дорогую церковную утварь, облачение для духовенства, иконы и книги. Он также наделил обитель обширными вотчинами.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм, в 1757 году — трехъярусная кирпичная колокольня с восьмигранным шатром. На его территории было открыто первое учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В период церковных реформ патриарха Никона Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества, за что настоятель архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь был закрыт.

Возрождение обители началось с 1995 года. Уже через 10 лет она возвратилась к своему первоначальному виду. В настоящее время на территории монастыря находится 7 действующих храмов и 6 часовен, а также Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, один из древнейших монастырей не только Тверской епархии, но и России, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города Старицы.





Так образовался монастырь, возле которого возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица, ставший одним из главных форпостов тверской земли. К концу ХIII столетия в обители было уже более 100 братьев.

Монастырская жизнь текла в неспокойное время монголо-татарского нашествия. В 1292 году татары убили игумена и с ним 124 инока. Но после страшного погрома иноческая жизнь в обители не угасла.

Свято-Успенский монастырь был восстановлен в первой половине XVI века дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все храмы и корпуса для игумена и братии из белого камня и кирпича. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Царь Иоанн IV Грозный любил Старицу и Успенский монастырь, в 1570 году он построил в обители Введенскую церковь, увенчанную высоким шатром, с просторной трапезной палатой. Все постройки были обнесены каменной стеной. Эти сооружения существуют и в настоящее время.

Старицкий Свято-Успенский монастырь воспитал многих великих подвижников Православия: первого патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия — и был настоящим оплотом веры, а также центром грамотности и культуры.

В 1609 году войско Лжедмитрия II разграбило и сожгло город и монастырь. После этого опустошительного набега монастырь так и не смог восстановить свои былые облик и славу. Церковные реформы Петра I и Екатерины II привели к постепенному запустению монастыря, жизнь в нем едва теплилась.

Советская власть закрыла Свято-Успенский монастырь в 1919 году. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Монашеская жизнь в Старицком монастыре вновь началась в 1997 году. К 2013 году монастырские строения были восстановлены в первозданном виде.

В настоящее время монастырь действующий, возрастает число его насельников. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Если говорить о монастырской традиции, необходимо начать с ее истоков, а именно с образования первого монастыря на Руси. Таким монастырем является Киево-Печерская Лавра, образованная афонским монахом Антонием вблизи Киева в XI веке. Годом основания Киево-Печерского монастыря является 1051 год, когда у отшельника Антония, трудящегося на Берестовой горе появились ученики Феодосий и Никон.

Антоний принес на русскую землю традиции афонского монашества и передал их своим ученикам, так зародилось монашество на Руси. Русские монастыри созданы по подобию монастырей, находящихся на святой горе Афон, оттуда они переняли монастырский уклад, правила богослужений и образ жизни монахов.

Монахами в православной церкви называются подвижники, которые берут на себя духовный труд молиться за всех людей Богу, отрекаясь от мирской жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты, к которым относятся: обет безбрачия, обет послушания (каждый монах несет в монастыре, данное ему настоятелем послушание), и обет нестяжания, монах отрекается от возможности иметь какую-либо собственность.

Православные монастыри подразделяются на несколько видов:

Обычные монастыри – они являются монашескими общинами со своим укладом, где монахи трудятся под руководством настоятеля. К таким монастырям относятся: Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области, Новодевичий монастырь в Москве, Ферапонтов монастырь, Никитский монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове и большинство небольших монастырей России.

Лавра – особый вид крупного, обязательно только мужского монастыря, который имеет важное духовное значение для духовной жизни всей страны. Также Лавры – это очень крупные монастыри, в которых насчитывается от 50 и более монахов, которые занимают большую территорию, имеют множество подразделений, таких как пекарня, мастерские различных ремесел, школы чтецов, иконописные мастерские и т.д. В России в настоящее время находится всего две Лавры, это Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, расположенная в восточной части Невского проспекта, сегодня это уже один из центральных районов города.

Ставропигиальный монастырь – монастырь, имеющий особый статус, который делает его подчиненным не местной епархии, а напрямую патриарху. Их в России всего шесть: Соловецкий монастырь, Симнов монастырь в Москве, Донской монастырь, Новоспасский, Заиконоспасский и Новоиерусалимский монастырь.

Скит – это совсем маленький монастырь, который располагается вдали от любых населенных пунктов. Ранее скитами назывались места жизни отдельных отшельников, которые жили в одиночестве и исполняли более строгие монашеские обеты. Сегодня это чаще маленькие, отдаленные монастыри, которые находятся в подчинении монастыря более крупного. Например, Никольский скит принадлежит Валаамскому монастырю, а Андреевский и Никольский скиты Александро-Невской Лавре.

Монастыри

Популярные сегодня темы

Ласка – очень интересный зверёк. Она совсем неласковая по натуре. Сложно сказать, что именно послужило поводом для такого названия. Этот зверёк далеко не ласковый. Ласка обладает особыми хара

Невозможно представить нашу жизнь без символов, которые помогают дать характеристику чего-либо с помощью количественного выражения. То есть, чтобы присвоить предмету номер, в настоящее время

Машков Илья Иванович (годы жизни 1881-1944) представляет собой одного из русских художников, являющимся основателем, членом и участником различных художественных обществ, включая объединение

За все время существования человечество создавало и совершенствовало политику, политический строй и взаимоотношения людей в государстве. Самой примитивной формой правления является

Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения

Природа издавна служит мощнейшим вдохновителем творчества художников и музыкантов, поэтов и писателей. Ее невероятная мощь, величие, красота, изменчивость – все это находит отражение в разл

Читайте также: