Урок изо в школе доклад

Обновлено: 18.05.2024

Методы формирования художественного восприятия

Искусство — это художественно организованная действительность (А.В. Бакушинский)

Существуют разные подходы к преподаванию ИЗО в школе. Многие из них основаны на формировании художественных умений, а также на изучении деятелей искусства. Однако одного занятия в неделю недостаточно для того, чтобы сформировать у ребенка художественные навыки на высоком уровне. В результате школьник приобретает некоторые представления об искусстве, он представляет, что и как хотел бы нарисовать, но воплотить это не может. Из-за неуспешности ученик теряет интерес к урокам ИЗО.

Гораздо эффективнее изучать изобразительное искусство как часть окружающей действительности, способ построения целостной картины мира и входа в социум. Искусство можно использовать как форму, с помощью которой ученик познает нравственно-этические, эстетические представления и законы взрослой жизни. Уроки ИЗО и МХК позволяют учителю поговорить о том, что волнует его и учеников, а школьнику — задать любой вопрос и не бояться этого вопроса (учтем, что чем младше ребенок, тем глобальнее темы его интересуют).

Искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь.

Построение интересного урока ИЗО

Правила урока:

Творческая деятельность в приоритете (перенос педагогического акцента с изучения памятников на детское художественное творчество, с приобретения навыков рисования на получение творческого опыта).

Междисциплинарный подход (использование знаний, полученных учеником на других уроках).

Субъект-объектные отношения (ребенок не только объект педагогического воздействия, но и полноправный участник учебного процесса).

Разнообразие художественных материалов, техник, видов деятельности.

Разнообразие форм работы (индивидуальная, коллективная, групповая).

Отсутствие репродуктивных и авторитарных форм образования (в искусстве нет правильного результата).

Формирование мировоззренческих, эстетических, духовно-нравственных основ личности ученика.

Отсутствие физкультминутки (ребенок должен быть погружен в творческий процесс).

При подготовке к уроку ИЗО лучше сделать конспект, а уже на его основе — технологическую карту.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие;

Оборудование для ребенка;

Оборудование для педагога;

Зарисовка-эскиз предполагаемой работы, (ожидаемый результат занятия);

Учебные задачи для учащегося;

Организационный этап (1-3 минуты);

Беседа с учащимися (10-12 минут);

Самостоятельная работа (20-25 минут);

Подведение итогов, обсуждение работ (3-4 минуты);

Уборка класса (2-3 минуты);

Ход занятия с уточнением видов деятельности и формы работы ребенка.

Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь

Этапы изучения изобразительного искусства

1 класс. Человек рисующий. Знакомство с искусством как насущной потребностью человечества. Начало знакомства с изобразительным искусством. Обучение составлению сюжета, активизации зрительной памяти и воображения. Освоение всей поверхности листа (около, рядом), изображение предметов крупно.

2 класс. Художник и природа. Изучение образов природы в искусстве. Развитие дифференцированного зрения, умения замечать и видеть: соотношение величин, формы предмета, разнообразие цвета.

3 класс. Пространство мира в творчестве художников и личное пространство человека. Формирование представлений о красоте окружающей природы, чувства любования. Освоение фрагмента: что это такое, равновесие в листе, формат работы.

4 класс. Искусство, мировоззрение, культура. Изучение искусства как отражения памяти народа. Развитие зрительного восприятия, чувства цвета: оттенки цветов, гамма цвета, композиционный центр. Уклон на сопереживание, отражение впечатлений в собственных работах.

5 класс. Природа зарождения искусства. Взгляд на искусство и мифологическое мышление как на форму освоения древним человеком мира и понимания своего места в нем. Развитие композиционного мышления: законы передачи пространства на плоскости листа, линейная перспектива.

6 класс. Искусство и культура. Изучение места человека в пространстве искусства. Сравнение природы и рукотворного мира человека. Развитие пространственного мышления: передача предметов в объеме, воздушная перспектива.

7 класс. Искусство и наука. Взгляд на природу как на источник вдохновения и инженерного решения, базу существования истории и видов искусства.

Изобразительное искусство. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Материал тетради выстроен в соответствии с содержанием учебника. Особое внимание авторы уделили заданиям, помогающим овладеть изобразительной грамотой, различными художественными техниками (акварель, гуашь, пастель, гризайль, коллаж), работе в активном формате. Задания, предлагаемые в тетради, позволят учащимся освоить выразительный язык искусства т применить знания в творческих работах. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и включен в федеральный перечень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Форма организации современного урока изобразительного искусства". Выступление на РМО.

Форма организации современного урока изобразительного искусства.

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения и его результативность.

Каждая из форм организации учебного процесса имеет свои отличительные особенности. Они связаны между собой классно- урочной системой обучения, основоположником которой является Я.А. Каменский. Урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету.

Урок- это основная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Основные методы, принципы и средства обучения находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок как форма организации обучения прочно заняла свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения.

Хороший урок – дело непростое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Грамотная постановка задач урока и успешная их реализация является не маловажным условием проведения урока. В хорошем уроке организационная , логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Сегодня педагоги – новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видео – урок , урок- праздник, интернет -урок и другие формы. Достоинством нетрадиционных форм урока является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран.


Что такое преемственность? Преемственность между начальным и средним звеном в общеобразовательной школе рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Доклад по теме:

Методы обучения на уроках ИЗО

Макаренко Марина Ивановна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

г. Белогорск

Что такое преемственность?

Преемственность между начальным и средним звеном в общеобразовательной школе рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Преемственность – как закономерность развития предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе сплошного отрицания старого, а на основе аккумулирования самого существенного из пройденных стадий.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития познания, когда новое сменяет старое, сохраняет некоторые его элементы.

Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи, последовательности и правильного соотношения между частями учебного предмета, в единстве требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам учащихся, формам, методам и приемам учебной работы. Отсутствие преемственности в обучении приводит к резкому снижению успеваемости учащихся.

Как показывает практика, при переходе из 4-го в 5- й класс - на стыке начальной и основной школы - изменяется сложившийся комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий. Попадая в иную систему организации учебно- воспитательного процесса, учащиеся испытывают большие трудности.

Меняются окружающая среда, формы и виды деятельности, в которой он находился, и которая была максимально приближена к его психофизиологическим возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте ребёнок больше всего нуждается в бережном отношении, так как его психика ранима и неустойчива. Поэтому необходимо применять на уроках изобразительного искусства различные методы обучения.

Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы с учащимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

На уроках ИЗО я использую следующие методы обучения

Словесные методы:
- рассказ, объяснение и лекция;
- беседа;
- пояснение;
- совет;
- напоминание;
- поощрение.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, иллюстраций, зарисовок на доске, картин, портретов художников и пр.
Метод демонстраций обычно связан с показом предметов для рисования с натуры, видеофильмов и презентаций.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность учеников носит характер алгоритма. Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях.

Его формы многообразны: графические и живописные упражнения, повторы узора элемента росписи, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение следующих средств: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. В учебном процессе для активизации используются методы проблемного изложения: исследовательский, эвристический, их реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и поиску способов деятельности, применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

Эвристический: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. Таким образом, дети привлекаются к соучастию, обмену мнениями, рассуждению. Поощрять различные точки зрения важно: каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано, а маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Необходимо при этом, чтобы через
весь урок проходила установка на успех. Исследовательский метод - учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.

В процессе обучения индуктивный и дедуктивный методы используются в единстве. Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, трудный для учащихся, и когда в результате беседы они смогут сделать сами определенное заключение, обобщение, сформулировать правило или некоторую закономерность

Дедуктивный метод состоит в том, что формулируется общее суждение, выражающее какое-то правило, а затем применяется, иллюстрируется частными примерами, случаями, фактами, событиями.


-75%


Почему изобразительное искусство важно в жизни ребёнка? Как оно помогает развивать логику и творчество одновременно? Об этом читайте в статье кандидата педагогических наук, доцента педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института, создателя линии УМК по изобразительному искусству Елены Александровны Ермолинской.

Подобное отношение к предмету вполне объяснимо, если учесть живучесть стереотипа о том, что на уроке изобразительного искусства учат рисовать конкретные предметы, держать кисть, уверенно работать карандашом, пользоваться цветными мелками, фломастерами и иногда лепить из пластилина. Тогда понятно, почему к этому предмету такое разное отношение.

Дело в том, что сведение задач урока изобразительного искусства только к задачам, перечисленным выше, действительно способствует такому неоднозначному отношению к предмету. И все потому, что образовательная концепция, которая господствовала почти столетие, в отношении уроков искусства исходит из профессиональных задач изобразительного развития ученика.

Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.

На уроке изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало, ведь и логические науки, и авторитарные методы преподавания не способствуют этому.

На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.

Однако это не означает, что мыслительная деятельность на уроке затухает. Наоборот! Слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария.

Шаг 1. Прежде всего надо вспомнить, кто такая Мальвина (или представить как она выглядит, какие события с ней происходили, что в ней особенного), т. е. создается ее зрительный образ.

Шаг 2. Для того чтобы это представить, надо вспомнить сюжет книги.

Шаг 3. Если Мальвина особенная, то и домик должен быть особенным. И идут поиски этого особенного: вспоминается, какие дома бывают, какие видел в жизни, на картинках и иллюстрациях, в кино и мультфильмах. И не только дома, но и элементы, конструкции домов – форма и декор окон, форма крыши, двери, наличие балкончиков, колонн и т. д.

Шаг 4. На основе анализа имеющейся информации выбираются те элементы, которые более всего подходят для создания образа дома. Почему образа? Ребенок в мыслях воображает, представляет, какой он – дом для Мальвины, и из отобранных деталей он собирает дом.

Шаг 5. Дальше решаются собственно задачи изобразительной грамоты, а их предостаточно:

  • как будет расположен лист (если дом со шпилем, лист лучше брать вертикально, если с террасой – горизонтально);
  • какого размера он будет и как будет расположен по отношению к линии горизонта, ведь рисовать надо открытое пространство;
  • какими художественными материалами его лучше рисовать (при условии, если учитель предоставит ребенку возможность выбора), какие цвета надо использовать, чтобы передать особенность дома, чтобы сразу было видно, что дом именно для этого сказочного героя, ведь дом очень похож на своего хозяина;
  • рисование просто дома – не задача урока; нужен сюжет, т. е. необходимо решить пространство вокруг дома – каким будет лес, поляна, на которой дом стоит, будет ли клумба, дорожки, другие элементы ландшафтного дизайна;
  • нужно решать, будет ли на рисунке сама Мальвина и её друзья и как они выглядят.

Шаг 6. И только после этого начинается процесс переведения замысла в рисунок.

Подумайте, какую сложную работу провело сознание для того, чтобы нарисовать дом! И эта работа будет посложнее решения задачи по математике, успешность которой зависит от правила или формулы, или написания диктанта, в основе которого лежат правила или определения. В изобразительном искусстве при творческом подходе к работе у ребенка нет жестко сформулированных правил, отступать от которых нельзя. При правильном проведении урока – нет и образца, который надо скопировать. Есть общие понятия о колорите, композиции, линии горизонта, формате, как элементе композиции, загораживании, композиционном центре. Эти понятия отличаются от правил и законов тем, что ученик сам решает, как и каким образом они будут соблюдены: где расположить линию горизонта, какой конструкции будет дом, какие цвета на рисунке будут главными, какой цвет будет иметь каждый элемент, каждая деталь, где на листе будет располагаться дом, деревья, клумбы, будет ли дым из трубы или Мальвина будет встречать гостей перед домом. То есть ребенок свободен в выборе цвета, композиции, свободен в передаче СОБСТВЕННОГО замысла.

А если задача связана с конкретным событием из истории? Сколько проблем придется решать!

Заметим, что свобода творческого проявления ребенка на уроке изобразительного искусства позволяет рисунок КАЖДОГО ребенка считать правильным.

В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.

Читайте также: