Доклад общая характеристика состояния учреждений дополнительного образования на современном этапе

Обновлено: 02.07.2024

Анализ особенностей процесса эволюционного преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей в Российской Федерации. Основные факторы, располагающие к раскрытию и всестороннему развитию творческих возможностей ребенка.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.08.2014
Размер файла 10,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В 1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное детское учреждение -- Станция юных любителей природы, с 1920 г. -- Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева, положившая начало государственной системе внешкольного образования детей.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.

В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятия в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность, и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по- настоящему открытой системой.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.

Развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

§ сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной, клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творческо-познавательной, практике ориентированной деятельности;

§ разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразия этого процесса в различи1 образовательных учреждениях и специфики различных категорий детей;

§ соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения но практики;

§ упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительного образования;

§ обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования;

§ создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития;

§ одновалентность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;

§ научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

§ разработка базисной основы содержания дополнительного образования;

§ осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, представление необходимых льгот;

§ поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развитии видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному, самоопределению и сам организации.

Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и направленность. Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны.

Дополнительное образование -- процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов работающие в его системе педагоги имею возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания -- умения -- навыки) из цели обучения и средство развития способностей учащихся -- телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая позволила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. На современном этапе развития образования проектирование образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигме развивающего образования, что, в свою очередь, требует предварительного уточнения функций дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

1. социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

2. родительского спроса (представления о том, что необходимо или чего недостает их ребенку: занятости по времени, допрофессиональной подготовки, образования по дополнительным предметам, решения проблем неполной семьи, престижности занятий, здоровья);

3. детского спроса -- удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпре4, провождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется В ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

4. экономического спроса -- возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;

5. правоохранительною спроса -- профилактика девиантно: и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

Психологическая функция: внешкольный творческий эволюционный

1. развивающая -- создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейно и школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развит! и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;

2. компенсаторная -- психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

3. релаксационная -- возможность отдохнуть от жесткой ре ламентации поведения в семье и в школе;

4. консультационная -- для педагогов, родителей и детей.

2. причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам;

3. пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

4. профессиональное самоопределение;

5. обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка;

6. социализирующая -- общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе попытка найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

Учитывая разнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из них представляет собой проявление творческой природы психики человека и соответственно творческого потенциала. Речь идет не только об отдельных способностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральной личностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигму развивающего образования.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются, по нашему мнению, три фактора: познавательная активность, личностная включенность, творчество. В этом мы опираемся на разработанную специалистами Психологического института РАО конвенцию одаренности. Имеющийся в литературе коллективный психолого-педагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Подобные документы

Теоретические аспекты функционирования, функции, характеристика становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей.

дипломная работа [185,6 K], добавлен 11.09.2010

Возникновение и этапы развития внешкольного образования. Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-подростковый центр "Содружество".

курсовая работа [39,9 K], добавлен 26.11.2008

Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования. Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования.

курсовая работа [423,0 K], добавлен 10.09.2010

Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.

дипломная работа [91,7 K], добавлен 25.06.2010

Изучение роли системы образования в процессе формирования личности. Анализ материалов интервью с работниками системы дополнительного образования р.п. Северо-Енисейского. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: дополнительное образование, развитие, система, обучение.

Abstract.The article is devoted to the analysis of a current state of additional education in the Russian Federation.

Key words: additional education, development, system, training.

Вступление.

Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Их отличие от общеобразовательных учреждений состоит в том, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.

Обзор литературы.

Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).

Основной текст.

Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сеть учреждений дополнительного образования детей насчитывает 19 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 9,1 тыс., системе культуры – 6,2 тыс., системе спорта – 1,5 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет около 40 % от общего числа обучающихся (по состоянию на 01.09.2015 г.).

К тому же, дополнительное образование, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей рассматриваются как долгосрочные инвестиции в будущее развитие российского общества, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества, профилактику безнадзорности и асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей эффективнее всего внедряются социально-педагогические модели деятельности, так как традиции, стиль и методы работы этих учреждений по максимуму учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [2, с.18].

В характеристике системы дополнительного образования, В. А. Березина рассматривает значимый принцип классификации направлений в дополнительном образовании. Согласно этому принципу, в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Статистка отмечает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления.

Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [3, с. 19].

В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.

Дополнительное образование детей открывает большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Установлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию.

История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы; семьи.

Особенность системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком и его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

В деятельности учреждения дополнительного образования важным компонентом выступает управление, обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию системы; создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ.

Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий педагогам.

Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что в системе дополнительного образования (СДО) проходят с ребёнком другой образовательный путь. В СДО не только дают ему поддерживающую информацию; главное – это включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту подсистему образования [4, с. 98].

При внимательном рассмотрении программ, реализуемых в дополнительном образовании детей, можно увидеть, что до 80% программ – практико-ориентированных. Это наиболее важно сегодня, когда в общем образовании в следствие экономических и прочих трудностей сворачивается этот практико-ориентированный компонент, а в СДО ребёнок имеет возможность и делать, и наблюдать, и обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия с предметами труда.

Важной составляющей задачи учреждений дополнительного образования является профессиональная ориентация. Она должна являться одной из целевых функций этих учреждений.

Заключение и выводы.

Исходя из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее время были достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, осуществляется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, открыты системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные принимать участие в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.

В то же время, социально-экономическое развитие общества и модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.

1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.

3. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.

4. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 84 с.

В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.

Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.

Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.

С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

Предварительный просмотр:

Сергиенко Ольга Николаевна - методист отдела социально-культурной работы ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи

В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.

Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.

Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.

С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

Предварительный просмотр:

Сергиенко Ольга Николаевна - методист отдела социально-культурной работы ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи

В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.

Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.

Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.

С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила методист Ларикова Л.Н.

Концептуальные основы построения содержания образования

Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), представляющая собой неотъемлемую часть фундаментального ядра содержания образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности.

Основные идеи формирования нового содержания дополнительного образования детей

Дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности.

Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности (Буйлова Л.Н.).

Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования (Леонтович А.В.).

Основанием для отнесения программы к той или иной направленности является соответствие содержания программы содержанию этой направленности. В случае программы интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального.

Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется. Нового содержания требует, например, появление в УДОД дошкольников. Обновлённое содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельность по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения. Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют дети с нарушениями здоровья, с отклоняющимся поведением, одарённые дети. Создание дополнительных образовательных программ для этих категорий детей потребовало нового содержания образования во всех трёх его составляющих: обучение, воспитание и развитие. Обновление содержания деятельности требует также обеспечение участия родителей в деятельности образовательных учреждений.

Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Большой интерес вызывает у детей такие области знаний, как менеджмент, компьютерные технологии, иностранные языки и др., которые недостаточно предоставляются детям в образовательных учреждениях. Появилась не только необходимость, но и возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и других дополнительных образовательных программ.

В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования детей, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.

Для каждой ступени основного образования система дополнительного образования предложила свой содержательно-технологический модуль в условиях определённого возрастного периода.

На этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности.

На этапе начального обучения – оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей.

На этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения.

Формирование у обучающихся основной школы готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории возможно за счёт предоставления им права пробы своих сил в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской.
На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процессов профессионального самоопределения личности, обеспечение допрофессиональной подготовки. На данном этапе обучения важна исследовательская работа старшеклассников, качество которой возможно улучшить за счёт использования потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологической, естественнонаучной, технической, художественной и спортивной направленности программ.

Концепция обновления содержания дополнительного образования детей предписывает, что должно быть, что должно характеризовать образовательную систему, какой она должна стать в результате определенных преобразований. В построении такой концепции мы исходим из следующих позиций.

На уровне общетеоретических представлений содержание дополнительного образования детей предстает в виде обобщенного систематизированного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального, культурного, духовного опыта, передаваемого учащимся.

На уровне конкретной направленности ДОД представлены отдельные части содержания дополнительного образования детей, определяемые спецификой этой направленности, но соотносимые с общим теоретическим представлением по составу и структуре.

На уровне предмета отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися, зафиксированные в учебных пособиях, дидактических материалах те элементы содержания (знания, умения, навыки, деятельностные установки, эмоционально-оценочные суждения и т.п.), которые составляют основу обучения по определенному предмету.

Эти три уровня относятся к проектируемому содержанию, существующему в качестве заданной нормы, которую необходимо воплотить. Воплощенное в преподавании, содержание дополнительного образования реально включается в процесс обучения, становится предметом общения педагога и учащегося.

Дополнительное образование базируется на гуманистической парадигме, ценностно-смысловым ядром которой является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающемуся миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения.

Свобода выбора – основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.

Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Содержание деятельности УДОД определяется на основе теорий, идей и концепций, центрированных на человеке и утверждающих, что любой человек обладает потенциалом здорового и творческого роста, и все неудачи в реализации этого потенциала могут быть преодолены, если человек получает реальную возможность принять на себя ответственность за собственную жизнь.

Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Здесь не может быть стандартов. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описаны особенности современной системы образования и месте в ней дополнительного.

Шишкина Марина Анатольевна,

Педагог дополнительного образования

Дополнительное образование, как одно из отраслей образования, не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка. Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их социальной адаптации.

По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно–нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий — сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, система дополнительного образования повышает его самооценку, уверенность в себе, корректирует проблемы поведения, организовывает интересный досуг, в конечном счете, всесторонне развивает.

Чтобы работа в этом направлении состоялась, перед современной школой стоит ответственная задача — внести действенные изменения в её жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.

Претворяя в жизнь новые федеральные стандарты, необходимо сохранить сложившуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

- увеличить к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета. 2

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. Среди основных направлений реализации Концепции можно выделить 3 :

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;

Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно- частного партнерства;

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;

Развитие неформального и информального образования.

Каждое из этих направлений предполагает ряд определенных мероприятий, способствующих эффективной реализации каждого из них. В настоящее время осуществляется реализация 1-го этапа, на котором идет разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создаются механизмы ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения); вносятся изменения в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, в законодательство Российской Федерации, обеспечивающее предусмотренные Концепцией институциональные изменения; разрабатываются и реализовываются пилотные проекты в субъектах Российской Федерации.

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей 4 .

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации 5 .

Перечисленные ожидаемые результаты реализации Концепции говорят о внимании органов власти к проблемам развития системы дополнительного образования, о важности и необходимости ее преображения и совершенствования.

Таким образом, хочется отметить, что дополнительное образование детей находится в стадии своего развития, все его участники стремятся к достижению лучших результатов, достижению высоких показателей своей деятельности не только на бумаге, но и на деле. Система такого образования не просто дополнение к общему или профессиональному образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необходимо изменяться с течением времени, впитывать в себя все инновации и быть на пол шага впереди. Ведь именно в руках дополнительного образования – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны.

1  Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.

2  О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 // Российская газета №5775 от 09.05.2012

3  Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р // Российская газета №5775 от 08.09.2014

4  Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р // Российская газета №5775 от 08.09.2014

5  Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р // Российская газета №5775 от 08.09.2014

Читайте также: