Раннее выявление детей с проблемами в развитии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие, но широкий спектр услуг, и необходима как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха, изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).

Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста. Для них создание системы профессиональной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку : обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психо-социального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.

Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

Мы расскажем о взаимодействии врача и других специалистов с родителями, о том, как нужно наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.

Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.

На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Рекомендации по уходу за больным даются врачом сразу в момент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются особенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха.

В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родителям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.

При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня, какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский ди-агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Особенности раннего развития ребенка и диагностика

Чтобы знать, когда и к какому специалисту вам лучше обратиться, необходимо точно представлять себе особенности вашего ребенка. Маленькие дети развиваются очень динамично. Каждый день вы можете отмечать что-нибудь новое в поведении малыша, поэтому важно внимательно наблюдать за его развитием, сообщая врачу обо всех изменениях.

Самое главное для родителей — научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение взрослых, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия вашего поведения может и должна изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей, которые будут выступать на первый план по мере взросления.

Остановимся на этапах развития малыша в первый год жизни. Это, пожалуй, самое сложное время для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это и наиболее ответственный период. Внимательный анализ наблюдений за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии и, следовательно, увеличить вероятность их компенсации в будущем.

Следует обратить внимание на то, какие стороны развития малыша выделяются : общая моторика (навыки владения своим телом, точная моторика (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук, развитие языка и речи (навыки их понимания и использования, познавательное (умственное) развитие, навыки самообслуживания, социальные навыки (навыки общения). Данная структура позволяет систематизировать наблюдения за ребенком и уточнить причины обращения к врачу или другим специалистам.

в вертикальном положении имитирует шагающие движения.

лежа на животе, поднимает голову;

лежа на животе, делает движения, напоминающие попытки ползать.

лежа на животе, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору.

ребенок поднимает голову с вашего плеча, когда вы держите его вертикально, прижимая к себе за спинку;

поворачивает голову из стороны в сторону, лежа на спине.

использует руки и ноги в игре;

поворачивается с бока на спину;

лежа на животе, поднимает голову вверх, отрывая ее от матраца на 5-7 см;

лежа на животе, поднимает грудь над столом приблизительно на 4—5 см, помогает себе руками, чтобы подняться еще выше;

когда вы держите ребенка вертикально, поддерживая под руки, он пытается опереться на носочки, поднимает ножки.

поворачивается со спины на бок;

лежа на животе, поднимает голову и грудь и удерживает это положение 15—20 секунд;

лежа на животе, поднимается на руках, перенося вес тела на руки;

хорошо держит голову при всевозможных движениях тела (когда вы его поднимаете, сажаете, переворачиваете, кладете);

поднимает голову, лежа на спине;

поворачивается с живота на спину;

поворачивается со спины на живот;

сидит с поддержкой (например, в детском стульчике);

достаточно уверенно переносит вес тела на ноги в вертикальном положении;

лежа на спине, высоко поднимает ножки, удерживает их ненадолго в таком положении.

лежа на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на одну руку;

сидит без поддержки;

когда вы поддерживаете его под руки в вертикальном положении, стоит, может переступать с ноги на ногу, смотрит на свои ножки;

встает, покачиваясь, на руки и коленки.

хорошо удерживает равновесие, сидя со свободными руками;

ползает на животе, руки использует для подтягивания тела вперед;

сам встает, держась за окружающую мебель.

сидит без поддержки приблизительно 10 минут;

стоит, держась за что-либо, приблизительно 5 минут;

когда вы поддерживаете ребенка под руки и ставите его на пол, делает шагающие движения;

держась за окружающие предметы, ребенок сам встает и сам садится;

ползает, опираясь на руки и колени;

стоит, держась за что-либо одной рукой;

делает шаги на месте, держась за мебель;

ходит вокруг мебели, держась за нее одной или обеими руками;

стоит самостоятельно без поддержки.

самостоятельно стоит и делает 3 шага без поддержки.

выраженный хватательный рефлекс ( прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: он схватывает ваш палец).

удерживает погремушку 5—10 секунд, прежде чем уронить ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми неделям ненадолго удерживает ее в руке);

исчезает хватательный рефлекс.

тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете яркую игрушку, ребенок сдвигает к ней руки одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками);

развлекается с игрушкой (если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот).

наблюдает за движением собственных рук;

стучит и играет с погремушкой и рассматривает ее в течение нескольких минут;

играет с пальцами, берет пальцы в рот;

активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками;

ребенок старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом;

удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 минуту.

ребенок удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью;

ребенок пытается брать в руку ложку.

малыш может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту;

настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).

с интересом играет с бумагой (машет, мнет, рвет);

держит один кубик и берет второй другой рукой, держит оба кубика одновременно несколько секунд;

берет в руку игрушечное кольцо, перекладывает его из одной руки в другую, берет в рот.

целенаправленно извлекает звуки из колокольчика после демонстрации того, как это делать;

держит два кубика в руках, подносит их друг к другу, соединяет, как будто сравнивая;

держит, кусает и жует сухарик;

берет небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев.

с интересом играет пальцами (старается просовывать палец в дырки, углубления, дергать крючки, рычажки);

снимает салфетку, если видел, что под нее положили игрушку;

может играть двумя предметами одновременно (стучать одним об другой, ставить один на другой, вкладывать один в другой, например, кубик в чашку).

тянет за веревочку, к которой привязана игрушка, чтобы достать ее;

держит карандаш, пытается оставить след карандаша на бумаге.

снимает крышку с коробки из-под обуви, если видел, что туда положили игрушку;

постукивает ложкой об ложку;

ставит два-три кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.

Познавательное развитие

реагирует на звук (пошумите погремушкой или колокольчиком слева и справа от ребенка и следите за его поведением и выражением лица).

реагирует на голос (говорите мягким, спокойным голосом с каждой стороны от ребенка, наблюдайте за поворотом головы, выражением лица, размером зрачков).

улыбается в ответ на ласковое обращение к нему.

смотрит на лицо и глаза того, кто к нему обращается;

гулит, когда взрослый ласково говорит с ним;

смотрит дольше на лицо, чем на неодушевленные предметы;

дольше осматривается вокруг при перемене места.

настораживается, плачет, пугается, услышав сердитый голос;

следит глазами за медленно передвигающейся игрушкой (передвигайте игрушку с одной стороны от ребенка до другой, выдерживая одинаковое расстояние от игрушки до глаз ребенка — приблизительно 15—20 см);

наблюдает за движением собственных рук;

оставаясь ненадолго один в комнате, не плачет, гулит сам с собой, часто повторяет одни и те же звуки;

поворачивает голову в сторону источника звука;

смотрит на игрушку и тянется за ней, успешно координируя движения рук и глаз;

отвечает на подготовку к кормлению (узнает бутылочку, открывает рот, чмокает, протягивает ручки);

поворачивает голову на звук погремушки.

выразительно смеется в ответ на игру с ним (когда вы его подбрасываете, веселите);

поворачивает голову, чтобы увидеть со стуком упавшую игрушку.

отличает знакомые лица от незнакомых (реакция на незнакомых может быть самой разной — от удивления до плача);

улыбается, гулит, выражает удовольствие от созерцания собственного отражения в зеркале;

во время игры реагирует негативно на попытки отнять игрушку;

вытягивает вперед ручки, демонстрируя желание, чтобы его взяли на руки;

бросает игрушку на пол и смотрит на нее;

голосом и движениями показывает радость, если слышит шаги или голос входящего в комнату близкого человека после того, как ненадолго оставался один в комнате;

берет в рот игрушки;

рассматривает предметы, когда держит их в руках.

активно пытается играть и изучать собственное отражение в зеркале (похлопывает его, смеется, пробует ртом).

повторяет движения, которые приводят к звучанию предметов (нажимает кнопки, стучит, машет колокольчиком).

имитирует звуки, которые произносят родители, лепечет;

узнает собственное имя, оборачивается, улыбается, когда его окликают.

рассматривает картинки в книжках.

повторяет свои действия, которые вызывают смех взрослых;

надевает кольца на основание пирамидки.

пытается петь под музыку;

дает игрушку взрослому по его просьбе;

Развитие языка и речи

замирает, вздрагивает, услышав неожиданные звуки;

откликается на голос (например, поворачивает голову, изменяет выражение лица).

произносит отдельные гласные звуки;

выражает удовольствие от общения со взрослым (во время кормления, одевания, когда его берут на руки);

становится более активным, улыбается.

активно реагирует на ласковое обращение к нему, тянет гласные звуки.

поворачивает голову в сторону источника звука;

смеется, когда вы играете с ним.

визжит, во время игр или других приятных моментов произносит высокие звуки, ярко выражающие удовольствие.

произносит комбинации звуков (да-да, ба-ба, ма-ма); — имитирует звуки, которые обычно сопровождают игру со взрослыми, — щелканье языком, покашливание, чмоканье губами.

поднимает чашку руками.

берет руками маленькие кусочки фруктов, овощей.

кусает, жует игрушки во время игры.

держит, кусает и жует сухарик или печенье.

устраняет препятствия, укрывающие от него игрушку.

терпеливо ведет себя во время одевания (вытягивает ручки и ножки для одевания рукавов и штанов).

Социальное (эмоциональное) развитие

перестает плакать, успокаивается у вас на руках.

фокусирует взгляд на ярких предметах (скорее на прямых, чем на круглых, медленно следит глазами за движущимся предметом.

выражает удовольствие при общении со взрослым (улыбается, двигает ручками и ножками, тянет гласные звуки);

улыбается другим знакомым взрослым кроме своей мамы;

плачет, когда мама выходит из комнаты, даже когда кто-нибудь из взрослых остается рядом.

смотрит на лицо и глаза человека, который разговаривает с ним;

намного меньше плачет, чем в первые два месяца жизни.

улыбается оживленнее тому взрослому, которого хорошо знает.

протестует, когда кто-либо отнимает игрушку во время игры;

выражает неудовольствие во время появления незнакомых взрослых;

беспокоится при расставании с мамой.

демонстрирует сильную привязанность и зависимость от мамы

учится ходить, особенно активно демонстрируя эти попытки маме. Любая разлука с матерью в этом возрасте оказывается трудной для ребенка;

появляются трудности во время засыпания, малыш с трудом засыпает и легко просыпается, расслабление удается ему с большим трудом, чем раньше.

Квалифицированную помощь специалистов ( врачи: невролог, психиатр; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог) можно получить в социально-психологических центрах, созданных для оказания бесплатной помощи детям и семье.

Прикреплённые файлы:

Раннее профессиональное самоопределение ребенка — союз педагоги и семьи Подготовка детей к овладению будущей профессией – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний.

Ранний период детства является наиболее важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, сензитивность психики, высокая пластичность мозга, от которых в наибольшей степени зависит формирование эмоций, интеллекта, речи, необходимых личностных качеств.

В настоящее время является бесспорным, что ранняя диагностика ребенка, определяющая уровень и актуальную зону его развития в раннем детстве, необходима для своевременного выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Значение и актуальность проблемы ранней диагностики обусловливаются и рядом социально-педагогических факторов:

б) участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) [2], что зачастую вызывает затруднения в своевременности оказания коррекционно-развивающей помощи;

в) отсутствием координированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей на ранних этапах развития;

г) недостаточной разработанностью психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции в раннем возрасте;

Если те или иные интеллектуальные или эмоциональные качества не получили должного развития в раннем возрасте, то позже наверстать упущенное трудно, а подчас и невозможно, констатирует А.В. Запорожец.

Л.С. Выготский рассматривал принцип раннего диагностического изучения ребенка как один из непременных при организации раннего выявления отклонений в психическом развитии ребенка.

Результаты отечественных научных исследований доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорригировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации детей раннего возраста зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей познавательного и личностного развития. Именно система своевременной и ранней психодиагностики развития детей раннего возраста позволяет:

- устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции;

- способствовать полноценной интеграции данного контингента на дошкольном этапе в группы компенсирующей направленности;

- обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.

Данная задача является ведущим и очень важным этапом в системе психолого-педагогической работы нашего дошкольного образовательного учреждения по выявлению и предупреждению отклонений в развитии детей раннего возраста.

Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста проводится с первых дней поступления детей в группу образовательного учреждения и включает активное и пассивное наблюдение в период адаптации, которое проводится совместно с педагогами группы и медицинской сестрой. Педагог-психолог и педагоги группы ежедневно фиксируют в индивидуальных листах адаптации результаты наблюдений за эмоционально-поведенческими реакциями детей, социальными контактами с взрослыми и сверстниками, сном, аппетитом, медицинская сестра отслеживает соматическое состояние детей и посещение детьми группы детского сада.

Показатели наблюдения выбраны неслучайно, именно они раскрывают на первоначальных этапах трудности в социальной адаптации и развитии детей раннего возраста.

После завершения адаптационного периода педагогом-психологом проводится психолого-педагогический мониторинг с целью определения уровня развития ребенка, его соответствия нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития и максимально раннего выявления и психолого-педагогической квалификации отклонений в развитии ребенка.

В процессе проведения психолого-педагогического мониторинга используется методика Василка Манова-Томова, которая предназначена для изучения психического развития детей от 1-3 лет и состоит из 6 показателей: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорное и познавательное развитие, культурно-гигиенические навыки, игровая деятельность, моторное развитие.

Необходимо отметить, что диагностическая работа с детьми с трудностями в развитии проводится совместно с учителем-логопедом, который проводит речевое обследования детей с 2,6 лет с целью углубленного изучения речевого развития и его отставания.

Анализ индивидуальных показателей развития детей раннего возраста показал следующее: в 2013-2014 уч.г. у 7 % детей, в 2014-2015 уч.г. у 12 % детей выявлены трудности, связанные с задержкой психоречевого развития, проблемы с длительным привыканием к условиям группы детского сада более 6-8 месяцев, с формированием навыков самообслуживания, эмоциональной неуравновешенностью, поведенческими неадекватными реакциями, которые невозможно скорректировать внешне, отсутствием интереса к игрушкам и игровой деятельности и недостаточное усвоение программного материала.

По результатам психолого-педагогического мониторинга и логопедического обследования педагогом-психологом и учителем-логопедом индивидуально проводятся беседы и консультации с родителями по вопросам индивидуальных особенностей и актуального развития ребенка, нуждающегося в оказании коррекционной помощи в группах компенсирующей направленности.

Таким образом, комплексная работа в выбранном направлении позволила достичь позитивно устойчивых результатов: в 2013-2014 уч.г. 14 детей; в 2014-2015 уч.г. 22 ребенка специалистами ДОУ направлены в ТГПМПКомиссию, по решению которой дети посещают группы компенсирующей направленности, в условиях которых им оказывается своевременная и эффективная коррекционно-развивающая помощь.

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 100 с.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно- познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20-30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (1-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни - К.П. Печора, 3-й год жизни - Г.В. Пантюхина).

В 70-е годы эти исследователи впервые в нашей стране разработали процедуру диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения.

В 90-е годы по заказу Министерства образования Российской Федерации Институтом коррекционной педагогики РАО разработана психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в развитии ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним. Разработанная нами диагностика внедрена в деятельность психолого-медико-педагогических комиссий различных регионов Российской Федерации: в Московской, Вологодской, Ярославской, Самарской, Челябинской, Пермской и других областях.

Большое внимание уделялось и уделяется раннему выявлению и коррекционной помощи детям с различными отклонениями в развитии, в частности детям с нарушенным слухом. Так, еще в 30-е годы Е.Ф. Рау были открыты первые ясли для неслышащих детей, подготовлена методическая литература по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушенным слухом. В 60-70-е годы разрабатывалось содержание работы в семье с детьми второго года жизни (Б.Д. Корсунская, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард). В 80-90-е годы особое внимание уделялось детям первого года жизни (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко). С конца 80-х годов в России впервые Министерством здравоохранения разрабатывается единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом, которая специальным приказом МЗ РФ (№ 108 от 29.03.96) внедрена в стране как обязательная.

Эта система предусматривает:

  • выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;
  • диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг-обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;
  • углубленное аудиологическое и сурдопедагогическое обследование ребенка с подозрением на снижение слуха в сурдологических кабинетах.

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-педагогических коррекционных мероприятий. Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное коррекционное воздействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3-5 годам удается формировать развернутую фразовую речь, звучание которой максимально приближается к нормальному.

Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременого пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогичекая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, один раз в месяц. Дети после года, не посещающие специальное учреждение, один раз в неделю занимаются с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдения за детьми до года осуществляются, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2-3 раза в год и в течение 1-2 недель посещать занятия ежедневно.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание - важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.

С нашей точки зрения, организация раннего выявления и коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться моделью помощи детям с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми). Вместе с тем следует отметить, что характер нарушения и структура дефекта определяют разные формы работы по выявлению детей с отклонениями в развитии и организации коррекционной помощи. Создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей предусматривает проведение целенаправленной государственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.

Задача создания системы - разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям.

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себя четыре основных блока.

Первый блок - скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока - выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

  • карты факторов риска в развитии ребенка;
  • скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;
  • процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием; эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики.

Второй блок - дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача - выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

Третий блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого- педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем- дефектологом поликлиники.

С нашей точки зрения, целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок - создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т.п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах. В настоящее время от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет "невыявленного резерва". Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект - не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов.

Исследования в области общей и специальной психологии и педагогики доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два?три года жизни. Поэтому ранняя диагностика и ранняя помощь детям с особыми образовательными потребностями как во всем мире является приоритетным направлением. Сегодня, когда система специального образования в России переживает переход к качественно новому этапу - этапу интеграции, важнейшим направлением является создание новой структуры - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет пластичности детской психики и большей чувствительности к воздействию, направленному на коррекцию психического развития ребенка.

Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ребенка дает возможность предупредить появление дальнейших вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реабилитацию детей данной категории, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общеобразовательный поток (интегрированное обучение). Только при условии ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями возможно достижение максимального для каждого ребенка уровня общего развития, образования и интеграции в общество.

Для достижения данных целей необходима такая система ранней диагностики, которая позволила бы:

- вовремя обнаружить отклонения младенца с периода новорожденности;

- определить причины этих отклонений;

- обеспечить комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию.

Такая система должна включать в себя:

- скрининг обследование всех детей первого года жизни;

- дифференциальную диагностику для точного установления диагноза;

- организацию коррекционной помощи с момента установления первого подозрения на то или иное отклонение в развитии.

В зарубежной психологии диагностика развития ребенка раннего возраста осуществляется методом тестирования. Оценивается ряд поведенческих проявлений и показатели соотносятся с нормативами, характерными для того или иного возрастного этапа. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (удерживание головки, переворачивание, слежение за предметами глазами, манипуляция с предметами и т.д.)

В отечественной науке методики для диагностики младенцев, разрабатывались еще в 20?30 гг. ХХ века. Одной из первых работ в этом направлении является "Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года" И. Л. Фигурина и М. П. Денисовой (1926).

Сегодня существует большое количество методик для обследования детей раннего возраста (Л.Т. Журба, Н.М. Мастюкова, О.В. Баженова, Е.А. Стребелева и др.). Но на этапе перехода к личностно-ориентированной педагогике, необходимо подбирать и разрабатывать такие методики, которые будут направлены на диагностику развития не отдельных психических функций, а на диагностику системного и целостного исследования ребенка, на диагностику всех форм психической активности, в которой реализуется личность ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Для решения этой задачи необходимо с теоретической позиции выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития. Диагностика, которая позволит исследовать на каждом возрастном этапе все основные линии развития ребенка, должна более адекватно реализовывать принцип комплексности диагностики и личностно-ориентированного подхода к оценке психического развития ребенка.

Читайте также: