Доклад московского механизма обсе

Обновлено: 11.05.2024

Московский механизм ОБСЕ — метод работы ОБСЕ в области человеческого измерения по инициативе стран-участниц. Включает создание миссий экспертов или докладчиков для работы с положением с человеческим измерением в определённой стране. Эксперты и докладчики не могут быть назначенцами, гражданами или резидентами соответствующей страны или государств-инициаторов миссии.

Механизм может быть запущен:

  • самой соответствующей страной по собственной инициативе или по запросу другого государства-участника (в этих случаях государство само выбирает экспертов),
  • шестью государствами-участниками (в случае, если соответствующее государство в ответ на сделанный запрос не сформировало миссию экспертов или инициаторы считают, что вопрос не был разрешен в результате направления миссии экспертов) — вместо эксперта в данном случае государствами-инициаторами назначается докладчик. Соответствующее государство имеет право назначить содокладчика, который вместе с назначенным инициаторами докладчиком выбирает третьего содокладчика (при разногласиях третьего содокладчика назначает уполномоченный на то Советом министров орган ОБСЕ), но не обязано этого делать.
  • десятью государствами-участниками — без предварительных переговоров с соответствующим государством, но с соблюдением его права назначать содокладчика.
  • Руководящим советом (бывший Комитет старших должностных лиц) или Постоянным советом (бывший Постоянный комитет).

Механизм введён Московским документом СБСЕ в 1991 году в развитие Венского механизма [1] , предусматривавшего двусторонние встречи и обмен информацией по тематике человеческого измерения.

Эксперты выбираются из особого списка, куда их назначают государства-участники. Для работы механизма требуется не менее 45 экспертов. Из-за нехватки экспертов в 2016-2017 году механизм был неработоспособен. [2]

Московский механизм применялся восемь раз [3] , в отношении:

Туркменистан [14] , Белоруссия [15] и Россия [16] высказывали критику в отношении применения к ним Московского механизма.

ВЕНА, 5 ноября. /ТАСС/. Властям Белоруссии рекомендуется отменить результаты президентских выборов 9 августа 2020 года из-за нарушений, которые, как утверждается в докладе назначенного в рамках Московского механизма докладчика Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Вольфганга Бенедека, имели место на всех этапах, и организовать "новый электоральный процесс на основе международных стандартов". Представленный в четверг на закрытом заседании постоянного совета ОБСЕ доклад есть в распоряжении корреспондента ТАСС.

Таймлайн кризиса в Белоруссии:

"Отменить результаты выборов президента 9 августа 2020 года из-за нарушений на всех этапах этого процесса. Организовать новые настоящие президентские выборы на основе международных стандартов", - говорится в документе.

Кроме того, Минску рекомендуется своевременно пригласить для наблюдения за выборами миссию Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, гарантировать участие всех представителей общественности в избирательных комиссиях, чтобы они смогли независимо выполнять свои функции, и привести избирательное право в соответствие со стандартами, рекомендованными БДИПЧ ОБСЕ и ООН.

В докладе утверждается, что выборы в Белоруссии имели очевидные недостатки и не отвечали нормам по мониторингу за электоральным процессом. Также отмечается, что подтвердились утверждения о том, что выборы не были свободными и справедливыми.

"В качестве общего вывода есть неопровержимые доказательства того, что президентские выборы 9 августа 2020 года были сфальсифицированы и что белорусские силы безопасности совершали массовые и систематические нарушения прав человека в ответ на мирные демонстрации и протесты", - говорится в объемном документе на 58 страниц.

"Что касается вопроса "фальсификации выборов", докладчик делает вывод, что президентские выборы имели очевидные недостатки, которые не отвечали основным требованиям, установленным на основе мониторинга предыдущих выборов", - подчеркивается в докладе.

Как поясняется в документе, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ было слишком поздно приглашено для наблюдения за важным процессом регистрации кандидатов, поэтому оно было вынуждено отказаться от отправки миссии наблюдения. "Наблюдения местных мониторинговых организаций и граждан, международных наблюдателей вполне обоснованно выявили, что президентские выборы не соответствовали основным международным требованиям для настоящих выборов. Таким образом, утверждения о том, что президентские выборы не были прозрачными, свободными и справедливыми, признаны подтвержденными", - отмечается в докладе.

Рекомендации странам ОБСЕ

Докладчик ОБСЕ рекомендовал странам не признавать итоги выборов в Белоруссии и запросить проведение нового электорального процесса под наблюдением международных наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). "Рекомендации государствам - участникам ОБСЕ: не признавать результаты президентских выборов в Белоруссии 9 августа 2020 года; запросить новые выборы под наблюдением БДИПЧ и других международных наблюдателей на основе стандартов ОБСЕ; запросить выполнение вышеуказанных рекомендаций правительством Белоруссии; продолжать усилия по налаживанию диалога между всеми сторонами в Белоруссии; участвовать в международном механизме расследования нарушений прав человека в контексте президентских выборов", - сказано в докладе.

Кроме того, в нем говорится о необходимости оказывать техническую помощь Белоруссии для подготовки новых президентских выборов и мониторинга прав человека, демократии и верховенства закона на основе рекомендаций докладчика в рамках Московского механизма ОБСЕ.

О свободе СМИ

В документе также отмечается, что средства массовой информации и безопасность журналистов в Белоруссии подвергаются массированным нападкам.

"Свобода средств массовой информации и безопасность журналистов подвергаются массированным нападкам, равно как и свобода собраний и объединений, а также право на свободу и безопасность. Тем не менее выборы и нарушения прав человека связаны друг с другом. Без демократических и структурных реформ нельзя ожидать, что необходимые правовые реформы дадут желаемый эффект", - подчеркивается в докладе.

В соответствии с мандатом и на основе выводов докладчик представил рекомендации Белоруссии, ОБСЕ и международному сообществу, которые могут способствовать разрешению драматической ситуации, связанной с президентскими выборами и соответствующими массовыми нарушениями прав человека, отмечается в документе. Все это было сделано в конструктивном духе с учетом будущего Белоруссии как европейской страны, где соблюдаются права человека, есть демократия и верховенство закона, указано в докладе.

Минску рекомендуется обеспечить безопасность всех журналистов и воздерживаться от любых преследований, связанных с исполнением ими своих обязанностей, изъятия и повреждения оборудования и видеоматериалов; содействовать аккредитации иностранных журналистов; воздержаться от вмешательства в доступ к интернету, в том числе мобильному, и прекратить цензуру и блокировку сайтов, а также снять ограничения с 70 сайтов, которые заблокированы в настоящее время. "Обеспечить благоприятные условия для работы журналистов и СМИ", - подчеркивается в докладе.

Московский механизм

Выборы президента Беларуси, по итогам которых Александр Лукашенко объявил о своей победе, нужно провести заново, - так считает докладчик ОБСЕ Вольфганг Бенедек. Подробности - в интервью DW.

Разгон демонстрантов в Беларуси, октябрь 2020

Разгон демонстрантов в Беларуси, октябрь 2020

Вольфганг Бенедек (Wolfgang Benedek) - профессор, эксперт по международному праву университета в австрийском Граце. В сентябре группа стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назначила его докладчиком о нарушениях прав человека в связи с президентскими выборами в Беларуси, на которых действующий глава государства Александр Лукашенко якобы набрал 80 процентов голосов. Оппозиция результаты выборов не признала, начала акции протеста. В четверг, 5 ноября, Бенедек представил свой доклад. DW поговорила с ним о том, как он составлялся, основных выводах и рекомендациях.

DW: Господин Бенедек, вы составили доклад о президентских выборах в Беларуси и реакции властей напротесты в рамках так называемого "Московского механизма" ОБСЕ. Не все знают, что это за процедура, и что Россия в данном случае ни при чем. Как бы вы объяснили его суть?

Вольфганг Бенедек

Вольфганг Бенедек: "Московский механизм" был учрежден на конференции в Москве в 1991 году в рамках Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (предшественницы ОБСЕ - Ред.). Он предусматривает, что группа из как минимум 10 государств может инициировать доклад с целью сбора фактов, который составляют независимые эксперты. Поводом является обеспокоенность тем, что в определенной стране происходят массивные нарушениям прав человека.

- Белорусские власти отказались с вами сотрудничать и назначать своего, второго эксперта, отметив, что не видят достаточно оснований для задействования "Московского механизма". Как обосновали свое решение страны-инициаторы?

- Эти страны обосновали свое решение массивными нарушениями прав человека в связи с выборами президента в Беларуси 9 августа. Было два ключевых вопроса: были ли выборы свободными и честными, и были ли существенные нарушения прав человека до и после голосования.

- Задействование "Московского механизма" инициировали 17 стран, среди которых нет ни одной бывшей советской республики за исключением стран Балтии. Насколько оправданным и надежным можно считать доклад, подготовленный по инициативе менее половины членов ОБСЕ?

- Сейчас в ОБСЕ входят 57 стран. Сколько из них инициировали "Московский механизм" не имеет значения. Еще никогда в истории этого инструмента не было такого количества стран, поддержавших его использование. Кроме того, еще несколько стран высказались "за", но не приняли участия. Это нормально. Что касается России и бывших советских республик, то действительно, Россия негативно относится к "Московскому механизму". Я ощутил это на себе два года назад, когда готовил доклад о нарушениях прав человека в Чечне. Тогда Россия заявила, что считает "Московский механизм" устаревшим и не признает его. Некоторые другие страны, которые, возможно, опасаются сами стать объектом доклада, занимают схожую позицию.

- На составление доклада вам было отведено 14 дней. Вы не могли лично поехать в Беларусь, поскольку власти отказались с вами сотрудничать. Насколько сложно было собирать информацию?

- В докладе вы приходите к выводу, что президентские выборы в Беларуси были сфальсифицированы, и что были массивные нарушения прав человека. Какие доказательства вы нашли?

- Какие доказательства нарушениях прав человека во время оппозиционных демонстраций после выборов вы собрали?

- В своем докладе вы сформулировали несколько предложений - как для Беларуси, так и для международного сообщества. Вы призываете не признавать результаты выборов, аннулировать их и провести новые. Западные страны уже пошли по этому пути. Что вы советуете сделать еще из того что, возможно, пока не было озвучено и выполнено?

- Как вы себе представляете работу такой комиссии? Ичто делать, если власти Беларуси откажутся с ней сотрудничать?

- В идеале этим должны заниматься эксперты ООН, Совета Европы, например, Комитета против пыток, и ОБСЕ. Кроме того, могут быть привлечены независимые эксперты из гражданского общества. Как это будет осуществляться практически, вопрос открытый. Организации могут предоставить экспертов, а старт будет дан путем межгосударственной инициативы заинтересованных стран, которые выделят на это средства. Что касается того, будут ли с такой комиссией сотрудничать власти Беларуси, то нынешний режим на это вряд ли пойдет. Но встает вопрос, как долго он еще будет находиться у власти. Протесты продолжаются, и мое впечатление - время этого режима постепенно подходит к концу.

- Был 15-летний подросток, которого так избили, что он попал в больницу, и, возможно, его здоровье навсегда подорвано. Он был арестован повторно и обвинен в нападениях на силовиков, что не было доказано. Он покинул страну и лечится за границей. Еще один случай - продавец цветов, который в субботу раздавал цветы для участниц "женского марша", был задержан и так избит, что попал в больницу и там не узнал свою жену. А еще была мать, которая искала в СИЗО своего сына, сама была задержана, должна была часами стоять обнаженной, стала свидетельницей избиения ее мужа, свидетельницей пыток других задержанных. И все только за то, что она хотела выяснить судьбу своего сына. Таких примеров много.

Weißrussland Minsk | Proteste gegen die Regierung Lukashenkos (TUT.BY/AFP)

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

"Народная инаугурация настоящего президента" Светланы Тихановской

27 сентября стало 50-м днем протестов в Беларуси против массовых фальсификаций на президентских выборах. В Минске и других городах прошли марши протеста "Народная инаугурация настоящего президента" Светланы Тихановской. Они были ответом общества на инаугурацию Александра Лукашенко, состоявшуюся 23 сентября в режиме полной секретности.

Демонстранты на пути к стеле Минск - город-герой

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Демонстранты на пути к стеле "Минск - город-герой"

Колонна протестующих в столице Беларуси направляется в сторону стелы "Минск - город-герой" - традиционного места сбора демонстрантов. Милиция заблокировала движение от центра Минска на пути к стеле, ряд станций метро был закрыт. Телеграм-канал Nexta сообщил, что силвики перекрыли почти весь центр столицы. К стеле съехались микроавтобусы с милицией и ОМОНом и военная техника

Колонна участников протеста с бело-красно-белыми флагами

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Бело-красно-белые флаги - символ народного противостояния

Национальные исторические бело-красно-белые флаги Беларуси превратились в один из символов народного противостояния. Протестующие несут их в руках, нашивают на одежду или накидывают на плечи. Люди скандируют "Жыве Беларусь" и "Света - президент".

Полиция задерживает участников акции протеста.

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Около 200 задержаний по всей стране

В самом начале акции протеста в Минске милиция и ОМОН провели жесткие задержания демонстрантов. Люди не оказывали им сопротивления. Задержания прошли также в Гомеле, Могилеве, Лиде и других городах. Пресс-секретарь МВД сообщила, что 27 сентября по всей стране были задержаны около 200 человек.

Weißrussland Minsk | Proteste gegen die Regierung Lukashenkos (Mikhail Voskresenskiy/dpa/picture-alliance)

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Число участников "юбилейного" протеста в Минске - свыше 100 тысяч

Число участников "юбилейной" акции протеста в Минске, по разным оценкам, превысило сто тысяч человек. Люди шли к стеле "Минск - город-герой" колоннами из разных частей города - несмотря на дождь и ветер.

ОМОНовец распыляет в лицо демонстранту слезоточивый газ

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Слезоточивый газ и светошумовые гранаты против демонстрантов в Гродно

Акции протеста прошли не только в Минске, но и в других городах Беларуси. В Гомеле силовики применили против протестующих слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Местное УВД назвало их "техническими устройствами, которые вызывают громкий хлопок и вспышку света".

Светлана Тихановская

Фотогалерея: как прошла "юбилейная" акция протеста в Беларуси

Светлана Тихановская: "Мы победим"

Экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская обратилась к соотечественникам в 50-й день протестов. "Целый народ сильнее одного человека, ведь народ борется за свои права, свое будущее и будущее своих детей. Нас миллионы, и мы готовы нести ответственность за свои решения. Вот почему мы победим", - резюмировала она.

Московский механизм ОБСЕ — метод работы ОБСЕ в области человеческого измерения по инициативе стран-участниц. Включает создание миссий экспертов или докладчиков для работы с положением с человеческим измерением в определённой стране. Эксперты и докладчики не могут быть назначенцами, гражданами или резидентами соответствующей страны или государств-инициаторов миссии.

Механизм может быть запущен:

  • самой соответствующей страной по собственной инициативе или по запросу другого государства-участника (в этих случаях государство само выбирает экспертов),
  • шестью государствами-участниками (в случае, если соответствующее государство в ответ на сделанный запрос не сформировало миссию экспертов или инициаторы считают, что вопрос не был разрешен в результате направления миссии экспертов) — вместо эксперта в данном случае государствами-инициаторами назначается докладчик. Соответствующее государство имеет право назначить содокладчика, который вместе с назначенным инициаторами докладчиком выбирает третьего содокладчика (при разногласиях третьего содокладчика назначает уполномоченный на то Советом орган ОБСЕ), но не обязано этого делать.
  • десятью государствами-участниками — без предварительных переговоров с соответствующим государством, но с соблюдением его права назначать содокладчика.
  • Комитетом старших должностных лиц или Постоянным советом.

Механизм введён Московским документом СБСЕ в 1991 году в развитие Венского механизма [1] , предусматривавшего двусторонние встречи и обмен информацией по тематике человеческого измерения.

Московский механизм применялся семь раз [2] , в отношении:

Туркменистан [6] и Белоруссия [7] высказывали критику в отношении применения к ним Московского механизма.

Литература

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Московский механизм ОБСЕ" в других словарях:

Россия и ОБСЕ — Россия (с января 1992 года как Российская Федерация; до того СССР) участвует в деятельности ОБСЕ с самого начала деятельности организации (в то время СБСЕ) в 1970 х годах. Русский язык является одним из официальных языков организации. В… … Википедия

Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война в Южной Осетии. Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт … Википедия

Июль 2012 года — ← Июнь 2012 годаАвгуст 2012 года → 1 июля Сборная Испании по футболу защитила титул чемпиона Европы, победив в финале сборную Италии[1]. Президентские и парламентские выборы в Мексике[2]. По предварительным данным, лидирует кандидат в президенты… … Википедия

Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия

Политический кризис в Украине (2004) — Содержание Содержание 1 Преамбула 2 … Википедия

Политический кризис на Украине 2004 года — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Военные действия в Абхазии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Война в Грузии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Читайте также: