Учет психологических особенностей партнеров по общению доклад
Обновлено: 15.05.2024
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля (экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.
Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и очевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря авторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.
К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений.
Когнитивный стиль, как и всякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях и в частности в коммуникативных ситуациях, особенность познавательной деятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира (Г.А. Берулава). Выделены два полярных когнитивных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П.Иванов).
В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека.
Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностном общении, должно быть предметом, осознания и коррекции.
Отмечая влияние индивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) - это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления:
- циклоидный - с чередованием фаз настроения;
- гипертимный - постоянная приподнятость настроения; лабильный - с резкой сменой настроения; астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;
- сензитивный - с обостренным чувством собственной неполноценности, повышенной впечатлительностью;
- психоастенический - высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;
- шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;
- эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;
- паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;
- истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;
- дистимный - склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;
неустойчивый - с легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;
- конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.
Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.
Заключение
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.
3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М., 2006.
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля (экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.
Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и очевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря авторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.
К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений.
Когнитивный стиль, как и всякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях и в частности в коммуникативных ситуациях, особенность познавательной деятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира (Г.А. Берулава). Выделены два полярных когнитивных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П.Иванов).
В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека.
Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностном общении, должно быть предметом, осознания и коррекции.
Отмечая влияние индивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) - это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления:
- циклоидный - с чередованием фаз настроения;
- гипертимный - постоянная приподнятость настроения; лабильный - с резкой сменой настроения; астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;
- сензитивный - с обостренным чувством собственной неполноценности, повышенной впечатлительностью;
- психоастенический - высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;
- шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;
- эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;
- паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;
- истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;
- дистимный - склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;
неустойчивый - с легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;
- конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.
Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.
Заключение
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.
3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М., 2006.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Психологические особенности процесса общения
Содержание учебного материала:
· Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.
· Структура, цели и функции общения.
· Классификация видов общения.
· Средства общения: вербальные и невербальные.
Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.
Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.
В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского,1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребности в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.
Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися, передаче и приеме знаний, мнений, чувств и т.д.
— умением устанавливать психологический контакт;
— учетом особенностей коммуникативного воздействия;
— аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
— эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.
Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, понимании и оценку людьми друг и установлении на этой основе взаимопонимания.
Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
— познание себя в процессе общения;
— познание и понимание собеседника;
— прогнозирование поведения партнера по общению.
Интерактивная сторона — это организация межличностного взаимодействия между общающимися, т. е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:
— мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
— мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
— мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
— мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);
— мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности.
Структура, цели и функции общения .
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).
В психологии выделяется три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.
3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Цели общения могут быть функциональными и объектными.
Функциональными целями общения:
• оказание помощи другому человеку;
• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);
• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.
Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.
Как показано О. А. Тырновой, ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная.
В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.
Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые, но с некоторым различием: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой – в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.
Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания.
Межличностная для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах "симпатии – антипатии", что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.
Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что "человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".
В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:
• информационную (передача, прием информации, знаний и умений);
• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);
• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);
• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
Классификация видов общения.
Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.
4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.
В зависимости от цели выделяют следующие стили общения: ритуальные, манипулятивные и гуманистическые. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).
Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?
Второй стиль общения — манипулятивное. Это стиль общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.
Третий стиль — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении. К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.
А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности.
Средства общения: вербальные и невербальные.
В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении.
В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.
Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:
• визуальная — это - жесты, мимика, позы;
• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),
• пространственно-временные организации общения;
• характер движений отображает эмоциональные реакции человека;
• акустическая — это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;
• тактильная — это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
Вопросы для самопроверки
1. Какие стороны входят в структуру общения?
2. Какие формы общения вам известны?
3. Назовите профессии, в которых императивный тип общения и пользуется эффективно.
4. Назовите сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, ощутимо влияют на общение (и вызывают трудности при отсутствии или несоответствии этих особенностей общения)коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, внутренняя и внешняя реакции обвинения, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.Развитие умений анализировать, а потом адекватно оценивать свое поведение и осуществлять временами радикальную коррекцию своего отношения к другим– чрезвычайно важно для преодоления барьеров.
Обращаясь к деятельностной сфере возникновения барьеров необходимо заметить, что она состоит из педагогической деятельности педагога, учебной деятельности учащихся и профессионального сотрудничества, направленной на обеспечение двух предыдущих. В педагогической деятельности препятствия могут быть вызваны как самим предметным содержанием, то есть уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, то есть средствами педагогического воздействия на учащихся. Таким образом, основные барьеры связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также особенностями педагогического работника как субъекта учебной деятельности и с процессом общения. Барьеры в учебной деятельности учащихся часто связаны с трудностями постановки и решения педагогических задач, когда педагог не учитывает предыдущих ошибок, недостаточно гибкий во время урока(занятия). Это приводит к формализации урока (занятия) и снижению интереса со стороны учащихся. Различные взгляды на решение вопросов разработки стратегии и тактики организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей педагогической и учебной деятельности в процессе обсуждения ключевых вопросов лидерской командой учебного заведения может также быть причиной возникновения барьеров в деятельности профессионального сотрудничества.
Повышение культуры психической саморегуляции педагогических работников – один из самых эффективных путей преодоления барьеров этой сферы. Полезна помощь психологической службы участникам учебно-воспитательного процесса.
Межличностные отношения в значительной степени влияют на характер деятельности учащихся, а также на работу учебного заведения. Устойчивое положительное (симпатия) или отрицательное (антипатия) отношение, сходство или отличие ценностных ориентаций, соответствие или разница когнитивных и в общем индивидуальных стилей деятельности (общения), а также многое другое, могут облегчить или существенно усложнить (прекратить) взаимодействие людей. Хорошо известно, что межличностные отношения, которые совпадают с основным ассортиментом ролей конвенциональных (условных, общепринятых) отношений, способствуют эффективности деятельности, тогда как их внутреннее противоречие ее снижает. Так, важная межличностная особенность партнеров, которая затрудняет общение, – доминирование того или иного состояния у каждого из них. Это приводит к преднамеренной дезинформации партнера, изменению стиляили невозможности делового общения и др. Среди многих факторов, вносящих дисбаланс в общение, именно межличностные отношения – наиболее статистически значимые.
Слайды и текст этой презентации
Учет психологических особенностей партнера по коммуникации в педагогическом коллективе.
Подготовил: педагог-психолог МБОУ гимназии 105
Стрельцова Э.И.
Коммуникация - процесс передачи информации от источника к получателю.
Педагог
-осуществляет преподавательскую деятельность,
-настроен на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов,
-нацелен на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседника.
Общение -
обмен информацией.
Коммуникативные барьеры
носят социальный
или психологический
характер.
Смысловой барьер -
препятствие, возникающее между партнерами
в силу различной интерпретации
смыслового содержания
одной и той же информации.
Причины контрпродуктивной коммуникации:
разного рода стереотипы,
предвзятые представления,
отсутствие внимания и интереса собеседника,
пренебрежение фактами,
неверный выбор стратегии и/или тактики общения с партнёром.
Совместимость - личностное принятие партнёров по общению в контексте осуществления
ими совместной деятельности.
Хорошая межличностная совместимость
характеризуется положительным эмоциональным отношением, возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов между партнёрами по общению.
Различают четыре основных уровня совместимости людей:
психофизиологический,
психологический,
социально-психологический и
социальный.
Причины появления неприязни, антипатии, негативных эмоций у партнеров по коммуникации в процессе совместной педагогической деятельности:
показатели межличностной несовместимости – в таких случаях возникает столкновение разных субъективных и объективных тенденций в мотивах, действиях, поведении партнёров, которое ведет к конфликтам;
ситуативное недопонимание, например, рабочие моменты.
Грамотному педагогу необходимо проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми;
уметь идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.
Социально-психологические типы собеседников.
Восприятие и передача информации происходит в соответствие с модальностью личности.
Если слова переводятся в визуальные образы, то имеет место визуальная модальность, если слова переводятся во внутреннюю речь – аудиальная, если в ощущения, то - кинестетическая модальность.
Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
между молодыми учителями и учителями со стажем работы;
между учителями, преподающими разные предметы;
между учителями, преподающими один и тот же предмет;
между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;
между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе, и др.
Факторы, порождающие причины конфликтов:
Результат-следствие:
возникают противоречия в подходе к детям, в методах воспитания в формировании нравственных ценностей;
происходит недооценка некоторыми педагогами гуманистических ценностей общества, субъективное их представление вносит искажения в воспитательный процесс, приводит к скрытым конфликтам среди учителей;
дети включаются как в педагогические, так и в непедагогические ситуации.
Способы преодоления зарождающихся конфликтов.
От конфликта можно уклониться.
Возможно сглаживание проблем.
Можно пойти на компромисс.
Учитесь делать комплименты!
Используйте приемы активного
слушания.
Читайте также: