Учет психологических особенностей партнеров по общению доклад

Обновлено: 15.05.2024

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля (экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и очевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря авторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений.

Когнитивный стиль, как и всякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях и в частности в коммуникативных ситуациях, особенность познавательной деятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира (Г.А. Берулава). Выделены два полярных когнитивных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П.Иванов).

В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностном общении, должно быть предметом, осознания и коррекции.

Отмечая влияние индивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) - это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления:

- циклоидный - с чередованием фаз настроения;

- гипертимный - постоянная приподнятость настроения; лабильный - с резкой сменой настроения; астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;

- сензитивный - с обостренным чувством собственной неполноценности, повышенной впечатлительностью;

- психоастенический - высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;

- шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;

- эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;

- паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;

- истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;

- дистимный - склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;

неустойчивый - с легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;

- конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Заключение

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.

3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М., 2006.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля (экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и очевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря авторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организации семантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений.

Когнитивный стиль, как и всякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях и в частности в коммуникативных ситуациях, особенность познавательной деятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира (Г.А. Берулава). Выделены два полярных когнитивных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П.Иванов).

В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностном общении, должно быть предметом, осознания и коррекции.

Отмечая влияние индивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс, исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) - это чрезмерная выраженность отдельных черт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления:

- циклоидный - с чередованием фаз настроения;

- гипертимный - постоянная приподнятость настроения; лабильный - с резкой сменой настроения; астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;

- сензитивный - с обостренным чувством собственной неполноценности, повышенной впечатлительностью;

- психоастенический - высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;

- шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;

- эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;

- паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;

- истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;

- дистимный - склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;

неустойчивый - с легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;

- конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Заключение

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996.

3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М., 2006.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологические особенности процесса общения

Содержание учебного материала:

· Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

· Структура, цели и функции общения.

· Классификация видов общения.

· Средства общения: вербальные и невербальные.

Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского,1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребности в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися, передаче и приеме знаний, мнений, чувств и т.д.

— умением устанавливать психологический контакт;

— учетом особенностей коммуникативного воздействия;

— аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

— эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, понимании и оценку людьми друг и установлении на этой основе взаимопонимания.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

— познание себя в процессе общения;

— познание и понимание собеседника;

— прогнозирование поведения партнера по общению.

Интерактивная сторона — это организация межличностного взаимодействия между общающимися, т. е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

— мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

— мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

— мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

— мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

— мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности.

Структура, цели и функции общения .

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

В психологии выделяется три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Цели общения могут быть функциональными и объектными.

Функциональными целями общения:

• оказание помощи другому человеку;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.

Как показано О. А. Тырновой, ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная.

В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.

Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые, но с некоторым различием: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой – в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания.

Межличностная для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах "симпатии – антипатии", что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.

Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что "человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".

В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

• информационную (передача, прием информации, знаний и умений);

• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Классификация видов общения.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

В зависимости от цели выделяют следующие стили общения: ритуальные, манипулятивные и гуманистическые. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Второй стиль общения — манипулятивное. Это стиль общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Третий стиль — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении. К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности.

Средства общения: вербальные и невербальные.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

• визуальная — это - жесты, мимика, позы;

• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),

• пространственно-временные организации общения;

• характер движений отображает эмоциональные реакции человека;

• акустическая — это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;

• тактильная — это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Вопросы для самопроверки

1. Какие стороны входят в структуру общения?

2. Какие формы общения вам известны?

3. Назовите профессии, в которых императивный тип общения и пользуется эффективно.

4. Назовите сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, ощутимо влияют на общение (и вызывают трудности при отсутствии или несоответствии этих особенностей общения)коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, внутренняя и внешняя реакции обвинения, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.Развитие умений анализировать, а потом адекватно оценивать свое поведение и осуществлять временами радикальную коррекцию своего отношения к другим– чрезвычайно важно для преодоления барьеров.

Обращаясь к деятельностной сфере возникновения барьеров необходимо заметить, что она состоит из педагогической деятельности педагога, учебной деятельности учащихся и профессионального сотрудничества, направленной на обеспечение двух предыдущих. В педагогической деятельности препятствия могут быть вызваны как самим предметным содержанием, то есть уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, то есть средствами педагогического воздействия на учащихся. Таким образом, основные барьеры связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также особенностями педагогического работника как субъекта учебной деятельности и с процессом общения. Барьеры в учебной деятельности учащихся часто связаны с трудностями постановки и решения педагогических задач, когда педагог не учитывает предыдущих ошибок, недостаточно гибкий во время урока(занятия). Это приводит к формализации урока (занятия) и снижению интереса со стороны учащихся. Различные взгляды на решение вопросов разработки стратегии и тактики организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей педагогической и учебной деятельности в процессе обсуждения ключевых вопросов лидерской командой учебного заведения может также быть причиной возникновения барьеров в деятельности профессионального сотрудничества.

Повышение культуры психической саморегуляции педагогических работников – один из самых эффективных путей преодоления барьеров этой сферы. Полезна помощь психологической службы участникам учебно-воспитательного процесса.

Межличностные отношения в значительной степени влияют на характер деятельности учащихся, а также на работу учебного заведения. Устойчивое положительное (симпатия) или отрицательное (антипатия) отношение, сходство или отличие ценностных ориентаций, соответствие или разница когнитивных и в общем индивидуальных стилей деятельности (общения), а также многое другое, могут облегчить или существенно усложнить (прекратить) взаимодействие людей. Хорошо известно, что межличностные отношения, которые совпадают с основным ассортиментом ролей конвенциональных (условных, общепринятых) отношений, способствуют эффективности деятельности, тогда как их внутреннее противоречие ее снижает. Так, важная межличностная особенность партнеров, которая затрудняет общение, – доминирование того или иного состояния у каждого из них. Это приводит к преднамеренной дезинформации партнера, изменению стиляили невозможности делового общения и др. Среди многих факторов, вносящих дисбаланс в общение, именно межличностные отношения – наиболее статистически значимые.

Слайды и текст этой презентации

Учет психологических особенностей партнера по коммуникации в педагогическом коллективе.Подготовил: педагог-психолог МБОУ гимназии 105Стрельцова Э.И.

Учет психологических особенностей партнера по коммуникации в педагогическом коллективе.

Подготовил: педагог-психолог МБОУ гимназии 105
Стрельцова Э.И.

«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты, но если вы общаетесь с умом, вы можете творить

Коммуникация - процесс передачи информации от источника к получателю.

Коммуникация - процесс передачи информации от источника к получателю.

Педагог
-осуществляет преподавательскую деятельность,
-настроен на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов,
-нацелен на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседника.

Общение - обмен информацией.

Общение -
обмен информацией.

Коммуникативные барьеры носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры
носят социальный
или психологический
характер.

Смысловой барьер - препятствие, возникающее между партнерами в силу различной интерпретации смыслового содержания одной и той же

Смысловой барьер -
препятствие, возникающее между партнерами
в силу различной интерпретации
смыслового содержания
одной и той же информации.

Причины контрпродуктивной коммуникации:разного рода стереотипы,предвзятые представления,отсутствие внимания и интереса собеседника,пренебрежение фактами,неверный выбор стратегии и/или тактики общения с

Причины контрпродуктивной коммуникации:

разного рода стереотипы,
предвзятые представления,
отсутствие внимания и интереса собеседника,
пренебрежение фактами,
неверный выбор стратегии и/или тактики общения с партнёром.

Совместимость - личностное принятие партнёров по общению в контексте осуществления ими совместной деятельности.

Совместимость - личностное принятие партнёров по общению в контексте осуществления
ими совместной деятельности.

Хорошая межличностная совместимость характеризуется положительным эмоциональным отношением, возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов

Хорошая межличностная совместимость
характеризуется положительным эмоциональным отношением, возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов между партнёрами по общению.

Различают четыре основных уровня совместимости людей: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальный.

Различают четыре основных уровня совместимости людей:

психофизиологический,
психологический,
социально-психологический и
социальный.

Причины появления неприязни, антипатии, негативных эмоций у партнеров по коммуникации в процессе совместной педагогической деятельности:показатели межличностной несовместимости

Причины появления неприязни, антипатии, негативных эмоций у партнеров по коммуникации в процессе совместной педагогической деятельности:
показатели межличностной несовместимости – в таких случаях возникает столкновение разных субъективных и объективных тенденций в мотивах, действиях, поведении партнёров, которое ведет к конфликтам;
ситуативное недопонимание, например, рабочие моменты.

Грамотному педагогу необходимо проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия

Грамотному педагогу необходимо проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми;
уметь идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.

Социально-психологические типы собеседников.

Восприятие и передача информации происходит в соответствие с модальностью личности. Если слова переводятся в визуальные образы, то

Восприятие и передача информации происходит в соответствие с модальностью личности.
Если слова переводятся в визуальные образы, то имеет место визуальная модальность, если слова переводятся во внутреннюю речь – аудиальная, если в ощущения, то - кинестетическая модальность.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по

Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов: между молодыми учителями и учителями со стажем работы;между учителями, преподающими

Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

между молодыми учителями и учителями со стажем работы;
между учителями, преподающими разные предметы;
между учителями, преподающими один и тот же предмет;
между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;
между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе, и др.

Факторы, порождающие причины конфликтов: критика в адрес коллеги, высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,неумение

Факторы, порождающие причины конфликтов:

Результат-следствие: возникают противоречия в подходе к детям, в методах воспитания в формировании нравственных ценностей;происходит недооценка некоторыми педагогами

Результат-следствие:
возникают противоречия в подходе к детям, в методах воспитания в формировании нравственных ценностей;
происходит недооценка некоторыми педагогами гуманистических ценностей общества, субъективное их представление вносит искажения в воспитательный процесс, приводит к скрытым конфликтам среди учителей;
дети включаются как в педагогические, так и в непедагогические ситуации.

Способы преодоления зарождающихся конфликтов.От конфликта можно уклониться. Возможно сглаживание проблем. Можно пойти на компромисс. Учитесь делать комплименты!Используйте

Способы преодоления зарождающихся конфликтов.

От конфликта можно уклониться.
Возможно сглаживание проблем.
Можно пойти на компромисс.
Учитесь делать комплименты!
Используйте приемы активного
слушания.

Правила активного слушанияДоброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к

Читайте также: