Статья в газете очерк репортаж доклад это жанры

Обновлено: 02.07.2024

Жанр — это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Скажем так, это конвенция о согласовании сигналов. Тех сигналов, которые подает автор.

Жанр — это и инструмент (форма произведения), жанры могут смешиваться, и на самом деле, в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид).

Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.

Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.

  • Информационная публицистика
  • Аналитическая публицистика
  • Художественная публицистика

В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию, не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.

  • Заметка
  • Информационная корреспонденция
  • Репортаж
  • Информационный отчет
  • Интервью
  • Блиц-опрос или вопрос-ответ
  • Некролог

Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок, он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.

Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза. Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.

Репортаж - развернутое применение метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.

Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.

Информационный отчет отличается сухостью подачи информации, часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет. Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары. Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.

Интервью формируется в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком. Под заголовком интервью сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.

Блиц-опрос по методу получения информации немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос. Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.

Некролог, в нем указывается про смерть человека, а также краткая информация о нем. Но еще уделяется внимание достижениям человека. Что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее.

В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя, дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.

Жанры:

  • Аналитическое интервью
  • Рецензия
  • Статья
  • Аналитический отчет
  • Комментарий
  • Аналитическая корреспонденция
  • Журналистское расследование
  • Аналитический опрос
  • Беседа
  • Социологическое резюме
  • Анкета
  • Мониторинг
  • Рейтинг
  • Обозрение
  • Обзор СМИ
  • Прогноз
  • Версия
  • Эксперимент
  • Письмо
  • Исповедь
  • Рекомендация (совет)
  • Аналитический пресс-релиз

Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее. Роль автора заключается в том, чтобы своими вопросами задать направление анализа, которое осуществляет интервьюируемое лицо. Например, сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.

Рецензия содержит критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее. Целью рецензии является не просто осветить данное информационное явление, нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.

Виды статей:

  1. Общеисследовательские — автор может вести речь о направлениях политического и экономического развития страны. Или же он может рассуждать об уровнях нравственности. В основу анализа часто берутся крупные проблемы.
  2. Тактико-аналитические — в основе лежат актуальные, практические проблемы. Например, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. То есть тут идут уже мелкие проблемы.
  3. Полемические — это ответ на уже опубликованную статью. Это могут быть какие-то политические оппоненты, художественные критики, которые придерживаются другой позиции.

Аналитический отчет. Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия. Это может быть отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.

Комментарий. С его помощью комментария можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи. В таком жанре всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.

Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема. Например, определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории. Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.

Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики, ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее. Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.

Беседа схожа с интервью, отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.

Социологическое резюме - краткие итоги различных социологических исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.

Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.

Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.

Рейтинг. В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов. Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.

Обозрение. В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях. В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.

Обзор СМИ. В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.

Прогноз. В прогнозе дается суждения автора о том, что будет в будущем в тех или иных явлениях. В качестве авторов тут в основном выступает не журналист, а различные эксперты, ученые и специалисты.

Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.

Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.

Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал. Например, так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания. Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.

Исповедь. Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.

Рекомендация (совет) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.

Аналитический пресс-релиз. В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории. Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.

В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:

  • Размышления
  • Наблюдения
  • Красивое описание и так далее

Жанры:

  • Очерк
  • Эссе
  • Колонка
  • Фельетон
  • Памфлет
  • Пародия
  • Сатирический комментарий
  • Житейская история
  • Легенда
  • Эпитафия

Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр. В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.

Портретный очерк. Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах. Например, сначала указать информационный повод, затем описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее. В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.

Проблемный очерк. Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей. Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее. Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.

Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.

Эссе. Эссе является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.

Колонка. Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр. Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.

Фельетон. В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными. Часто авторы используют сатирические и юмористические методы изложения материала.

Памфлет. В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.

Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.

Сатирический комментарий. В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс. Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.

Житейская история. Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации. В главной роли тут находится фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.

Легенда. В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.

Эпитафия. В эпитафии рассказывается про умершего человека. Но основное внимание идет не на смерть человека, а на его достоинства. Тут идет своего рода, оценка умершего человека.

Л.М. Майданова рассматривает газетные жанры, группируя их в зависимости от того, с ответами на какие вопросы они связаны:

Более детально расписывается, характеризуется каждый жанр с точки зрения языковых элементов создания текста. А уметь создавать текст и должен журналист.

Существует традиционная, устоявшаяся в журналистике классификация, согласно которой газетные жанры делятся на три группы:

- информационные;

- аналитические;

- художественно – публицистические.

В Оренбурге на минувшей неделе побывал народный художник СССР Илья Глазунов. В педагогическом университете состоялась его встреча с творческой интеллигенцией областного центра.

Вчера в селе Кирсановка Тоцкого района открылась новая школа. В трудных условиях на это найдены средства. А вот Покровский сельскохозяйственный колледж отмечает свое 50-летие. Торжества на хуторе Степановском пройдут сегодня).

Репортаж – это рассказ о событии, как будто протекающем в момент повествования о нем. Репортаж имеет либо событийную, либо описательную логическую схему, причем в последнем случае предмет становится в центр журналистского действия, изображается как наблюдаемый, воспринимаемый одновременно с рассказом о нем.

В репортаже обязательно есть по-репортажному поданное событие, создающее эффект авторского присутствия на месте действия. Для этого газета выработала особые языковые приемы:

- первое лицо репортера,

- настоящее время репортажа,

- средства обозначения пространства и времени по отношению к репортеру.

Это жанрообразующие признаки репортажа, без них невозможно создать впечатление одновременности репортажного события и рассказа о нем.

Репортаж – это очень важный для газеты жанр, так как позволяет разнообразить форму подачи события или предмета. Для хорошего репортажа необходимы живые детали, репортер не скрывает эмоций, вызванных тем, что он наблюдает. Все это обусловливает выразительность текста, делает его источником разнообразия в изложении материалов газетного номера.

Интервью - всегда популярный жанр. Разновидности интервью:

- беседы по актуальным вопросам с ответственными лицами;

Аналитические жанры. К этой группе относятся: корреспонденция, статья, обзор печати, обзор писем, рецензия, обозрение, редакционное письмо. Само название этой группы жанровых образований определяет их основные черты: не только сообщать, но и глубоко исследовать, анализировать факты, ситуации, явления действительности, изучать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения и выводы, направленные на разрешение жизненно важных проблем, изменение в позитивном плане положения в той или иной сфере общественной жизни.

В зависимости от характера жизненной ситуации (позитивной или проблемной, конфликтной) выделяются следующие разновидности корреспонденции:

- положительная (иногда ее называют информационной) – как правило, анализирующая передовой опыт в той или иной области жизни или рассказывающая о положительном примере из жизни человека;

- постановочная (проблемная) - отличающая симптомы назревающей проблемной ситуации;

Главная ошибка при написании материала в жанре корреспонденции – стереотипность, схематизм, шаблонность. Отчего это происходит? Самый распространенный недостаток – отсутствие глубокого проникновения в жизненную ситуацию и, как следствие, поверхностность анализа, расплывчатость, безадресность критики.

Любой текст этого жанра отличается логической схемой большой глубины и широтой анализируемого фактического материала, обобщение которого и дает автор. При всем разнообразии статей читатель ощущает их общность, и можно назвать черты, которые объединяют все многочисленные вариации:

- во-первых, логизированность композиции;

- в-третьих, различные конструкции, позволяющие сжимать информацию (абстрактные существительные, выступающие наименованием ситуации (например, волнение, упругость, радость, желтизна. Ну, натерпелся страху. Старость - не радость), причастные и деепричастные обороты (например: страха, охватившего Москву, уже не было; Однажды, гуляя по городу, я случайно обнаружил), однородные члены предложения (например: А вершины шумят, а вершины скрипят и качаются, однотонно шумят и скрипят…; Зрителей оттесняют за гостиницу, очищают от посетителей…);

- в-четвертых, обилие средств, передающих отношения между явлениями (глаголы отношения (например: рыдает, беспокоится), союзы, обороты связи (например: между тем как, в то время как). Эти средства роднят газетную статью с научным функциональным стилем. Рассмотрим статьи разного типа.

Передовая статья, поднимая актуальную общезначимую проблему, дает направление ее решения, причем оценка фактов и директивы носят характер коллективного мнения, выраженного от имени редакции и организации, которой принадлежит газета. Авторство передовой статьи поэтому является скрытым индивидуальным: структура текста подчинена одному замыслу, единой авторской воле, но сама эта воля воспринимается читателем как коллективная.

Скрытое индивидуальное авторство налагает особый отпечаток на стиль передовой статьи: в ней не используются яркие, оригинальные средства экспрессии, вообще приглушается индивидуальность стиля пишущего. Отсюда обилие газетных клише как стандартных, (например: по мнению специалистов, как сказал…, на собрании присутствовали, было решено), так и экспрессивных.

Итак, передовая статья характеризуется рядом специфических черт, обусловленных особенностями содержания и авторства.

Пропагандистская статья, однако, при всей ее близости к научному стилю, как всякий газетный материал, не чужда экспрессии, в основном подчеркивающей оценку (например: к чести нашей страны, стабильным оставалось общество).

Пропагандистская статья может включать в себя развернуто поданное событие, которое используется как повод для дальнейшего разговора.

Статьи первой группы по своей стилистике мало отличаются от пропагандистских статей: это логизированные тексты с небольшой долей экспрессивных средств.

Нередки в газете статьи второй группы, они допускают почти очерковые вставки, особенно часто зарисовка вводится в зачин. Соответственно используются и все экспрессивные средства (контактная форма общения с читателем, предложения в этом типе статьи короче, чем в первом типе, возрастает роль бессоюзия и сочетания в передаче смысловых связей, для которых в научном тексте используется подчинение и т.д.) (например:

Россияне, русские люди много говорят о русской (российской) национальной идее. Русская (российская) идея… Что это? Что скрывается за этими словами? Жизненное предназначение, смысл жизни русского народа? Но может ли жизнь народа как целого иметь смысл? И что это – смысл жизни народа?…

Белинский страстно верил….

Итак, статья как жанр имеет разные модификации в зависимости от тематики, от ракурса подачи темы и ее языкового воплощения. Все это делает данный жанр гибким, при умелом использовании дающим газетному номеру глубокое содержание, отлитое в строгую и вместе с тем весьма разнообразную форму.

Обозрение – по проблемам литературы и искусства: кинообозрения, театральные обозрения.

Обзор писем редко сейчас встречается. Существуют общие и тематические обзоры, обзоры читательских откликов на постановочные публикации и т. п.

Обзор печати – публицистический жанр, назначением которого является оценка органа печати, тех или иных сторон его деятельности. В зависимости от конкретной цели – исследования органа печати в целом, за определенный период или какого – то проблемно – тематического направления – появляется общий или тематический обзор печати.

Художественно – публицистические и сатирические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет. Особенности этой группы жанров заключаются в том, что наряду с публицистическими здесь используются художественные методы познания и отображения действительности, приемы художественной типизации.

Жанры, не имеющие языковых жанрообразующих признаков. К ним можно отнести жанр рецензии.

Главные функции рецензирования:

- ориентация читательской аудитории путем привлечения ее внимания к наиболее актуальным, значительным с точки зрения автора произведениям искусства, литературы, науки, а также духовной продукции, идущей к ней по каналам телевидения, радиовещания;

- открытая оценка с нравственных позиций этих произведений, адресованная, с одной стороны, массовому читателю, а с другой – создателям духовных ценностей. Причем оценка эта носит многосторонний характер: идейно – политическая, социальная, нравственная, эстетическая и т. д.

Мы рассмотрели жанры печатных СМИ с точки зрения их форм, стилистических, языковых особенностей. Поговорим немного о телевидении и его жанровом своеобразии.

Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.

В статье вашему вниманию представляются классификации А. А. Тертычного, Е. В. Черниковой, В. Л. Цвик, Г. В. Лазутиной, М. Н. Кима, С. Г. Распоповой.

Информационные

М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.

  1. Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
  2. Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
  3. Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
  4. Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.

А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.

  • Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
  • Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
  • Некролог – извещение о смерти человека.

Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.

Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.

  • Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
  • Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
  • Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.

Аналитические жанры

Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.

Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.

М. Н. Ким в качестве аналитических жанров выделяет корреспонденцию, статью, рецензию, обозрение, обзор печати, комментарий, письмо.

  • Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
  • Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
  • Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).

Е. В. Черникова считает аналитическими жанрами отчет, комментарий, письмо, обозрение, рецензию, аналитическое интервью (беседу, брифинг, аналитический опрос, круглый стол)

Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.

Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.

В. Л. Цвик относит к аналитическим тележанрам аналитическое интервью (проблемное, интервью-портрет), аналитический репортаж (проблемный, тематический, специальный), комментарий, обозрение, беседу, ток-шоу, пресс-конференцию, брифинг.

  • Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
  • Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
  • Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
  • Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.

М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.

  1. Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
  2. Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).

А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.

  1. Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
  2. Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
  3. Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
  4. Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
  5. Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
  6. Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
  7. Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
  8. Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
  9. Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
  10. Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.

Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.

В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.

Как отличить один от другого?

Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:

Жанры журналистики

На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.

Многие будут утверждать, что литература - это высокое искусство слова. Причем, не слова, а СЛОВА - с большой буквы.
Отдельным направлением литературы выделяется журналистика. Сколько гениев пера совмещали художественную литературу и журналистику! Валентин Катаев, Константин Паустовский, Ильф и его коллега Петров и многие другие знаменитости - выходцы "газетного" цеха.
Двадцатый век - подхлестнул журналистику вожжами технического прогресса. Оборудование для газетопечатания, изобретение и внедрение в массы радио, телевидения, и, наконец, изобретение всемирной сети - обусловили новую эру журналистики, как науки.

Итак, как любая наука, журналистика подлежит классификации.

Современный мир может похвастать основными видами: теле- журналистика, журналистика печатных СМИ, радио журналистика, теперь есть уже и ВЕБ журналистика. Мы в ней сейчас варимся все.

Виды делятся на жанры.

В журналистике жанр - понятие расплывчатое. В чистом виде - практически не встречается. Жанрам свойственно "перетекать", объединятся, дополнять.

Открывая любую газету - можно обнаружить множество жанров: хроника, очерк, фельетон, новость, репортаж и другие.
В этой статье хочу ознакомить читателей сайта с основными жанрами с целью повышения эрудиции.
Жанры очень различаются по многим факторам - формату, стилю написания, эмоциональной окраской, по количеству слов и строчек.

Условно их разделяют на три основных категории:аналитические, информационные и художественно-публицистические.

Хроника - это факт без подробностей: "на улице Горького рухнул дуб"

Интервью -тоже относится к информационному жанру. Только в этом случае факт излагает интервьюируемый - личность, которой журналист задает вопросы.

Отчет - часто по заданию редакции журналист пишет отчет о каком либо событии или явлении. Отчет может называться хронологическим - это когда все текущие события мероприятия описываются в хронологическом порядке.
Отчет с комментариями - подразумевает изложение взгляда на событие с учетом мнения автора.

Интересен жанр - зарисовка, в котором автор коротко но эмоционально описывает какое-либо событие.

Репортаж - король информационных жанров!

Смысл репортажа - что вижу, то и пою.
Автор является основным участником события.
Репортаж наиболее распространён в современной журналистике.
Отличает репортаж от отчета - яркое эмоциональное повествование.
Желательно - иллюстрировать репортаж фотографиями или видеороликом.
Подвиды репортажа - тематический, событийный и постановочный.
Т.е. если журналист поехал на рыбалку - он вполне может вести репортаж с места события.
В репортаже допускается помимо факта - излагать отношение автора к событию. Вполне употребимы допустимые жаргонизмы, эпитеты, лирические отступления.
Большинство информации в интернете изложено именно в виде репортажей.
Интересно, что в отличие от аналитической или публицистической статьи - репортаж не имеет четкой фабулы, не обязательно вступление, повествование, развязка. И выводы в конце можно не делать.

Отдельным видом репортажа выделяется спортивный. С развитием спорта, олимпийского движения и организацией международных соревнований - появилась новая специализация - спортивный журналист.

Когда не было телевидиния - репортажи о спортивных матчах описывались в газетах и транслировались по радио. Спортивный комментатор - должен хорошо разбираться в видах спорта, знать теорию спорта не хуже судей на соревнованиях, и ему ни в коем случае нельзя было демонстрировать, что он на стороне какой-то из команд.

Гений спортивного теле репортажа в Советском союзе - был журналист Озеров. Кто постарше ( как я, дети совка) помнят матчи с его комментариями, которые было невозможно не смотреть. Именно Озеров научил всех советских мальчишек кричать: "Гол. " в телевизор, независимо от того, кто забил мяч.

Как еще один вид информационного жанра выделяют обзор - это статья или серия статей, которая описывает жизнь завода, школы, больницы, города и т.п. за какой-либо период, описывая текущие события и подводя итоги.

Например, можно написать обзорную статью о СМ (как все начиналось, что было, как все развивалось и что имеем сейчас) .

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
В этом разделе нет четких категорий. За основу аналитической статьи берется факт, на основе которого строятся выводы.
Никаких особых структур построения аналитической статье не требуется. Тематика не имеет значения.
Выводы в статье описываются на базе логических или научных умазаключений. Личное мнение автора не освещается.
Можно выделить как жанр - корреспонденцию - это анализ нескольких фактов.
Обзор - отличается от обозрения - анализом сети событий.
Рецензия - анализ фильма, книги, статьи, спектакля и пр.
Аналитическая статья - не имеет четкой структуры. Может быть пропагандистской, критической, проблемной и т.д.)

ХУДОЖЕСТВЕННО - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
О, это любимый вид творчества большинства журналистов - ведь здесь факт уходит на второй план.
Главное, это образы, эмоции, художественность повествования.

В очерке - факт уходит на второй план и преподносится через призму личного восприятия автора.

Очерк может быть описательный (путешествие, событие) и сюжетный ( портрет, проблема).
Задача очерка - осветить не событие, а образное представление о нем.
Один из любимых мной очеркистов - Константин Паустовский. Его очерки накапливаясь в изданиях газет собрались в многочисленные сборники. Современные критики считали Паустовского очень плохим поэтом, но отличным журналистом-очеркистом.

Очерк похож на репортаж, - что вижу, то и пою, и что я обо всем этом думаю.

Фельетон - материал, отражающий действительность, написанный с насмешкой, иронией, призванный критически, но с юмором освещать актуальную проблематику действительности. Очень популярный жанр - в период хрущевской оттепели.

Памфлет - похож на фельетон, имеет цель конкретного обличения (директора завода, мастера - пьяницы, врача недоучки и пр.)
Присуща ирония, юмор, сарказм. Может быть написан в стихотворной форме.

Все эти виды художественно-публицистического творчества очень сложны для начинающих, потому что для их написания - теории и мастерства маловато. Требуется большой жизненный опыт.

Эпистолярный жанр - а вот с этим жанром - знаком каждый школьник. Суть жанра - письмо.
История мировой литературы знает много примеров романов в письмах (Мой любимый - "Граф Дракула" Брема Стокера).
Этот жанр применяется и в журналистике.
Очень часто газеты и журналы публикуют статьи - вопрос читателей-ответ специалистов.
Одним из видов этого жанра являются дневники. Не важна структура , может не быть завязки, четкой фабулы. Просо личное изложение чего -либо в дневнике - это тоже эпистолярный жанр.

В завершение хочу сказать, что все мы, пишушие материалы в рамках данного сайта - самые настоящие журналисты.
Теперь вы можете пересмотреть ваши записи в дневниках и определить в каком из жанров они написаны.

Читайте также: