Доклад на тему смертоносная нефть самые страшные экологические катастрофы в океане

Обновлено: 05.07.2024

По их словам, технология использования таких фильтров уникальна, а сами они сделаны на основе фукусовых водорослей — самых устойчивых в мире.

Разработка принадлежит Южному научному центру РАН совместно с Мурманским морским биологическим институтом. Как утверждает один из исследователей, кандидат биологических наук Олег Степаньян, несколько десятков килограммов фукусовых водорослей, расположенных в воде определённым образом, могут утилизировать несколько тонн нефтепродуктов.

Самое время вспомнить самые крупные экологические катастрофы, произошедшие в океане. Ведь все они так или иначе были связаны с нефтью.

После этой аварии были приняты три международные конвенции, утверждены законы и правила, регламентирующие спасательные работы в подобных случаях. Но более всего общественность впечатлили экологические последствия катастрофы. Только на побережье Корнуолла погибло 20 тыс. кайр и 5 тыс. гагарок — 90% популяции птиц этих районов. Сосчитать численность погибших рыб, крабов, морских ежей, угрей не представлялось возможным.

С гибнувшего судна с помощью вертолётов сняли экипаж, а сам танкер раскололся на три части и затонул. В Ла-Манш вылилось 240 тыс. тонн нефти. От неё пострадало всё побережье Бретани. Последствия удручающие: морской живности было убито больше, чем когда-либо до этого. Погибли устричные плантации, десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

По подсчётам экологов, всего в воду попало 500 тыс. тонн нефти. На мексиканские пляжи было выброшено 6 тыс. тонн, на побережье Техаса — 4 тыс. тонн. 120 тыс. тонн нефти опустилось на дно Мексиканского залива.

В итоге почти полностью были уничтожены популяции крабов и птиц. Погибло очень много морских черепах. Некоторым биологическим видам потребовались годы, чтобы восстановить численность популяции.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г. Фото: Public Domain

19 ноября судно затонуло окончательно, расколовшись на две части. В океан попало свыше 70 тыс. м³ нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более 1 тыс. км, что нанесло местной флоре и фауне огромный ущерб.

Для Европы этот разлив нефти стал самым катастрофическим за всю историю. Ущерб оценили в 4 млрд евро, для ликвидации последствий аварии было привлечено 300 тыс. волонтёров. Позже экологи провели исследование и выяснили, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания лёгких.

Взрыв платформы в Мексиканском заливе в 2010 г.

20 апреля 2010 г. на нефтяной платформе, принадлежащей British Petroleum и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв. Погибло 11 человек. Из скважины на глубине 1,5 км в море вылилось около 5 миллионов баррелей нефти. 75 тыс. км² Мексиканского залива оказалось покрыто нефтяной плёнкой — это 5 % его площади. От загрязнения пострадали все штаты, имеющие выход к заливу — Луизиана, Флорида, Миссисипи, Алабама.


Разлив нефти угрожал 400 видам животных, в том числе китам и дельфинам. Экологи находили сотни мёртвых черепах и тысячи птиц. Также была зафиксирована вспышка смертности китообразных на севере Мексиканского залива.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.


3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.


​Российские учёные создали биофильтры, способные эффективно очищать морскую воду от нефтяных загрязнений. Вспоминаем случаи, когда эта технология могла спасти мир от серьезных катастроф.

По их словам, технология использования таких фильтров уникальна, а сами они сделаны на основе фукусовых водорослей — самых устойчивых в мире.

Разработка принадлежит Южному научному центру РАН совместно с Мурманским морским биологическим институтом. Как утверждает один из исследователей, кандидат биологических наук Олег Степаньян, несколько десятков килограммов фукусовых водорослей, расположенных в воде определённым образом, могут утилизировать несколько тонн нефтепродуктов.

Самое время вспомнить самые крупные экологические катастрофы, произошедшие в океане. Ведь все они так или иначе были связаны с нефтью.

После этой аварии были приняты три международные конвенции, утверждены законы и правила, регламентирующие спасательные работы в подобных случаях. Но более всего общественность впечатлили экологические последствия катастрофы. Только на побережье Корнуолла погибло 20 тыс. кайр и 5 тыс. гагарок — 90% популяции птиц этих районов. Сосчитать численность погибших рыб, крабов, морских ежей, угрей не представлялось возможным.

С гибнувшего судна с помощью вертолётов сняли экипаж, а сам танкер раскололся на три части и затонул. В Ла-Манш вылилось 240 тыс. тонн нефти. От неё пострадало всё побережье Бретани. Последствия удручающие: морской живности было убито больше, чем когда-либо до этого. Погибли устричные плантации, десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

По подсчётам экологов, всего в воду попало 500 тыс. тонн нефти. На мексиканские пляжи было выброшено 6 тыс. тонн, на побережье Техаса — 4 тыс. тонн. 120 тыс. тонн нефти опустилось на дно Мексиканского залива.

В итоге почти полностью были уничтожены популяции крабов и птиц. Погибло очень много морских черепах. Некоторым биологическим видам потребовались годы, чтобы восстановить численность популяции.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г. Фото: Public Domain

19 ноября судно затонуло окончательно, расколовшись на две части. В океан попало свыше 70 тыс. м³ нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более 1 тыс. км, что нанесло местной флоре и фауне огромный ущерб.

Для Европы этот разлив нефти стал самым катастрофическим за всю историю. Ущерб оценили в 4 млрд евро, для ликвидации последствий аварии было привлечено 300 тыс. волонтёров. Позже экологи провели исследование и выяснили, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания лёгких.

Взрыв платформы в Мексиканском заливе в 2010 г.

20 апреля 2010 г. на нефтяной платформе, принадлежащей British Petroleum и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв. Погибло 11 человек. Из скважины на глубине 1,5 км в море вылилось около 5 миллионов баррелей нефти. 75 тыс. км² Мексиканского залива оказалось покрыто нефтяной плёнкой — это 5 % его площади. От загрязнения пострадали все штаты, имеющие выход к заливу — Луизиана, Флорида, Миссисипи, Алабама.


Разлив нефти угрожал 400 видам животных, в том числе китам и дельфинам. Экологи находили сотни мёртвых черепах и тысячи птиц. Также была зафиксирована вспышка смертности китообразных на севере Мексиканского залива.

Проблема изменения биосферы в ходе разработки месторождения

Подготовительный этап наносит вред механического характера: уничтожается экосистема того места, где будет вестись добыча углеводородов. Загрязняются леса, уничтожается растительный мир, животные покидают привычные места обитания. Однако это только начало экологических проблем нефтяной промышленности.

Увеличение или уменьшение масштабов вреда, причинённого природе, зависит от места, где найдены месторождения нефти. Известно, что добыча нефти в местах, где проживают малые народы, привела к частичному вымиранию и уничтожению самобытности этих людей.

При обнаружении залежей углеводородов в морских глубинах несёт проблемы растительному и животному миру морей и океанов. Бурение скважин на шельфах чревато утечками маслянистой жидкости. Маслянистая плёнка препятствует естественным процессам, изменяет условия проживания живых организмов.

Вы за или против добычи нефти?


Проблема разлива нефти при транспортировке и в аварийных ситуациях

Добыча нефти – это только малая часть работы. Главное – нефть надо доставить до мест переработки. В зависимости от места добычи углеводородов, способы транспортировки различаются.

Наиболее опасна для экологии – перевозка на танкерах. Для большей эффективности доставки нефти танкеры нового поколения оснащены резервуарами увеличенной вместимости. Экономически супертанкеры выгодны. Однако они несут наибольшую потенциальную угрозу при аварийных ситуациях.



Самая крупная катастрофа при добыче нефти произошла в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года

Окружающая среда при аварии с разливом десятков тысяч тонн нефти в мировой океан получит непоправимый ущерб.

При благополучной транспортировке нефтепродуктов всё равно природе грозит беда. При выгрузке нефти из танкера на внутренних стенках трюмов остаётся много маслянистой жидкости. Для устойчивости судна в пустые трюмы закачивают воду для балласта.

При очередной загрузке нефтью, загрязненную балластную воду сбрасывают вместе с маслянистыми остатками нефти за борт.

Таким образом, экологические бедствия вызванные утечкой нефти зависят от аварий и непродуманных технологий перевозки нефтепродуктов судами. Такое безответственное отношение к водным запасам Земли влияет на экологическую безопасность планеты.

Советуем почитать: Глобальное потепление климата: миф или реальность


С гибнувшего судна с помощью вертолётов сняли экипаж, а сам танкер раскололся на три части и затонул. В Ла-Манш вылилось 240 тыс. тонн нефти. От неё пострадало всё побережье Бретани. Последствия удручающие: морской живности было убито больше, чем когда-либо до этого. Погибли устричные плантации, десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

Влияние нефтяных трубопроводов на биосферу

Особенно подвержены разрушению микроклиматические условия северных регионов. Прокладывание траншеи уничтожает или сильно нарушает растительный покров, ухудшается питание почвы. В местах прокопки траншей подтаивают вечномёрзлые грунты, гибнет от механического воздействия растительный покров.

Прокладка нефтепровода


При прокладке нефтепровода вырубаются леса, уничтожается плодородный слой земли, возникает риск загрязнения нефтью

Важно помнить, что трубопроводы как и другие виды доставки углеводородов подвержены внештатным ситуациям. Особенно опасны аварии и утечки в труднодоступных местах. При аварии трубопровода, расположенного на дне моря или реки, утечка долгое время может быть незамеченной.

Ремонт магистралей в труднодоступных местах затруднителен и затягивается на некоторое время. Чем больше выливается маслянистой жидкости, тем сложнее ликвидировать негативные последствия.

В последнее время всё более актуальной становится проблема износа оборудования магистральных путей. Срок эксплуатации первых трубопроводных путей подходит к концу. Сталь при эксплуатации стареет, подвергается коррозии. Изоляционное покрытие труб изнашивается.

Замена старых трубопроводов на магистрали из современных материалов помогут избежать экологической катастрофы. Современные материалы более адаптированы к неблагоприятным условиям эксплуатации и надёжнее своих предшественников.

Методы борьбы

Профилактику утечки черного золота осложняет несовершенство технологии добычи и переработки. В России и ряде стран остро стоит проблема своевременной замены оборудования. Не во всех государствах есть единое законодательство, четко устанавливающее сроки эксплуатации трубопроводов, судов.

загрязнение нефтью

Способы преодоления последствий в воде одинаковы при авариях, работе в штатном режиме и в результате миграционных процессов:

  1. Механические — предполагают черпание загрязняющего слоя любыми средствами от лопат до машин. В Азербайджане используют безнапорный гидроциклон, который отделяет углеводороды и откачивает сырец с помощью патрубка. Французы собирают продукт на специальном судне. В РФ для аварийных случаев разработана вихревая воронка производительностью 30 м3/час. Суть методов состоит в отделении нефти от остальных фракций и ее сбор.
  2. Физические — нефтяные линзы (центр заражения) в почве отыскивают, очерчивают его контуры и взрывают. Детонатор подбирают такой мощности, чтобы создать оболочку, недоступную для нефти и воды.
  3. Физико-химические — адсорбентами выступают компоненты различной природы. Солома отделяет нефть в объеме, который в 30 раз больше ее собственного. Также используются резиновая крошка, пенополиуретан, торф, пемза, угольная пыль, мох, опилки. Далее сырец локализуют путем пропускания через валики и осаждают.
  4. Микробиологические — рассеивание бактерий, питающихся нефтью над очагом поражения. Для развития микроорганизмов создается благоприятная среда, добавляются фосфаты и нитраты.
  5. Химические — применяют растворители и кислоты на основе натрия, кремния, железа.

Для профилактики загрязнения нефтепродуктами необходимо следить за состоянием транспорта, оборудования, соблюдать нормы экологического законодательства. Но эти меры остаются на совести обработчиков черного золота.

Выбросы черного золота относятся к типу загрязнения химического характера и вызывают соответствующие процессы в атмосфере. Но заканчивается все сменой видового состава в пораженной области, ухудшением качества ресурсов и выделением расходов на их восстановление. Утечка нефти происходит не только из-за аварий, поэтому человек в силах повлиять на ситуацию.

Вред сточных вод нефтяной промышленности

При бурении и эксплуатации скважин постоянно происходит загрязнение окружающей среды. Связано это с постоянным наличием отходов, как при строительстве скважин, так и эксплуатации буровых вышек.

Промывочная жидкость после очистки скважины частично попадает в грунт. Четвёртая часть отходов при бурении приходится именно на промывочную жидкость.

После поднятия некоторого количества нефти из недр Земли давление в местах подземных разработок уменьшается. Для поддержания давления закачивается огромное количество специальной технологической воды (буровые сточные воды). Они являются опасными отходами, загрязняющими грунт, природные водоёмы, воздух.

Чистая питьевая вода имеет ограниченные запасы. Попадание буровых вод в водоёмы может привести к непоправимому экологическому бедствию.

Неопровержим тот факт, что современное общество уже ощущает дефицит хорошей питьевой воды. А ещё десяток лет назад никто и подумать не мог, что человечество будет покупать обыкновенную воду. Современного человека уже не удивишь покупкой бутилированной питьевой воды.

Советуем почитать: Экофермы как направление бизнеса и туризма

Загрязнение вод мирового океана

Сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий отводятся по двум системам канализации. Воды первой системы используются повторно. Воды второй попадают в естественные водоемы.

Несмотря на очистку, сточные воды содержат большое количество загрязняющих веществ:

  • бензолы,
  • фенолы,
  • алканы,
  • алкены и другие углеводородные соединения.

Все эти вещества оказывают неблагоприятный эффект на гидробионтов.

В первую очередь загрязняющие вещества снижают концентрацию кислорода в воде, что приводит к гибели многих водных обитателей от удушения. Вещества сточных вод оказывают канцерогенный, мутагенный и тератогенный эффект, что также приводит к гибели гидробионтов.

Отмершее органическое вещество служит отличным субстратом для бактерий гниения, которые в считанные месяцы превращают водоемы в безжизненные отстойники.

Не стоит забывать о том, что многие отравляющие вещества имеет способность к кумуляции. Более того концентрация вредных веществ увеличивается при переходе от одного звена пищевой цепи к другому.

Таким образом, человек, потребляя морепродукты, может подвергаться негативному воздействию отравляющих веществ, которые первоначально попали в организм животных и растений, обитающих поблизости от места сброса сточных вод нефтезаводов.

Влияние на природу

Загрязнение вод мирового океана, исчезновение важных для природного баланса экологических структур – всё это негативно влияет на состояние природы. Негативные последствия приводят к экологическим аномалиям:

Каждый здравомыслящий человек хочет жить в экологически чистой среде. Но таких мест становится всё меньше. Для сохранения природы пригодной к жизни человека, важно обдуманно и бережно относиться к природным ресурсам. Важно продумывать добычу и использование полезных ископаемых, экологические аспекты при извлечении и использовании даров природы.

Читайте также: