Доклад групповая сплоченность как фактор успешной профессиональной деятельности сотрудников уис

Обновлено: 25.06.2024

Аннотация. В статье рассматривается коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, где ведущие психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, на психологический климат коллектива и его воздействие на достижение целей как личного, так и общественного характера.

Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива

Аннотация.В статье рассматривается коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, где ведущие психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, на психологический климат коллектива и его воздействие на достижение целей, как личного, таки общественного характера.Ключевые слова: деятельность, обучение, групповая сплоченность, малая группа, ценности, личность, трудовой коллектив.

На результативность деятельности организации в большей степени влияет результативность совместной деятельности членов группы и отдельных групп вместе взятых. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей с разными знаниями, навыками, опытом, знаниями [12].Для достижения эффективного результата коллективной деятельности необходимо организовать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы и умению объединить и сосредоточить усилия на общие задачи [25].Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и организации в целом. Если цели группы согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение значительных результатов, это гарантирует эффективную работу группы и обеспечивает эффективность организации [26].Процесс сплочения малой группы осуществляется на всех этапах ее развития. Первоначально члены группы воспринимают друг друга на внешних, поверхностных характеристиках. В ходе общения формируются симпатии и антипатии, на основе которых осуществляется интеграция неофициальных микрогрупп, а затем внутреннее принятие своей роли и ответственности за их достижение [10, 22].Новые системы ценностей и отношений накладываются на существующие, поэтому гармонизация индивидуальных и групповых норм и их адаптация осуществляются безболезненно. В процессе коллективной деятельности продолжается укрепление системы ценностных ориентаций. Взаимодействия, деловое и эмоциональное единство членов малой группы становятся фактором развития сплоченности малых групп [2].Чем выше уровень развития группы,тем больше его положительное влияние на человека. Если группа является случайной для конкретной личности и содержание ее деятельности незначительно, влияние группы на личность наименее выражено. Если, однако, для участников взаимодействия содержание того,что они делают, важно и в соответствии с целями и задачами, стоящими перед коллективом, влияние уровня развития группы на личность максимально [4, 22]. Общие ценности это довольно интенсивный фактор командообразования [8].Единство трудового коллектива осуществляется с учетом факторов, устанавливающих уровень групповой сплоченности. Следует признать существование общих и местных факторов внутригрупповой сплоченности. Общие факторы группового единства универсальны и имеют одинаковое значение для всех трудовых коллективов вне зависимости от профессии и рода деятельности. К местным факторам групповой сплоченности относятся характерные особенности трудового коллектива и социальных групп работников, входящих в него. Различные местные факторы могут быть объединены в несколько групп.

Влияние организационных и технических факторов связано с функционированием технической подсистемы организации [17].

Значительным техническим фактором для сплоченности является организационный порядок. Он формулирует в коллективефункциональные отношения и связи, и в особенности связи социальных норм и санкций.

Элемент институциональной выгоды соответствует нормам общения, которые объединяют группу по управлению процессом, устанавливают лимиты на операции и оценивают действия каждого исполнителя, а также создают информационные потоки [7, 23].

Группа экономических факторов, связанных с согласованием материальных, имущественных, экономических интересов каждого члена коллектива.

Социальноорганизационные факторы, влияющие на формирование команды, особенности ее общественной организации. Социальнопсихологические факторы сплоченности: психологический климат в коллективе; стиль руководства [9].

Информация и коммуникация (обмен информацией) для совместной деятельности путем повышения идентификации работников с коллективом. Конкретным выражением обще коллективных целей в деятельности каждого работника служит выполнение нормы труда, установление разумного срока для различных видов работ [13].На групповую сплоченность оказываютвлияние различные факторы, которые могут увеличить и существенно уменьшить его. Факторы, повышающие сплоченность коллектива: длительность существования группы; престиж группы; трудность вступления в группу; небольшая разница в возрасте членов коллектива; положительный опыт взаимодействия между членами группы, и т. д. [6, 20].Определенный уровень сплоченности группы необходим для того, чтобы решить свои проблемы, но если группа достигнет определенного уровня сплоченности, оно не может быть необходимым для достижения чегото лучшего [16].Эффективность совместной деятельности –это та степень, насколько коллектив близок к их достижению целей. Многие руководители испытывают трудности при оценке эффективности, так как методы этой оценки основаны на измерении таких характеристик, которые нельзя описать количественно [19].Все динамические процессы в малой группе, в определенном смысле обеспечивают эффективность деятельности группы. Производительностьэто только один показатель эффективности. Другой показательэто удовлетворенность членов группы [1, 15].Проявляется эффективность деятельности организации как соотношение достигнутых результатов к наивысшему достижимому или заранее запланированному результату. Есть два критерия: 1) продуктивность; 2) удовлетворенность (трудом, членством в группе) [5, 23]. Выделяют множество других критериев, которые позволяют учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы (например, развитие личности, сплоченность и уровень управляемости коллектива). Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериямзаключается в тяжести выбора единиц измерения и разработки подходящих измерительных процедур [24, 26].

Большинство исследований, посвященных проблеме эффективного совместного действия концептуального, экспериментального и прикладного характера. Их можно разделить на те, которые ориентируются на модель развития групповой эффективности, на критерии эффективности и те, что направлены на изучение конкретных факторов эффективности [24].Интерес представляют взгляды, которые отображают многообразие подходов кэффективности совместной деятельности и определению ее критериев. Так, Д. Креч и его коллеги определили иерархическую структуру переменных эффективности совместной деятельности:

независимые переменные: количественные и структурные характеристики группы,факторы окружающей среды, особенности групповой задачи;

промежуточные переменные: лидерство, мотивация, распределение ролей, межличностные отношения;

зависимые переменные: продуктивность деятельности, удовлетворенность от принадлежности к группе, т.е. групповая сплоченность. В данной модели независимые и промежуточные переменные фактически являются факторами, способствующими эффективности, а зависимыми переменными являются, по сути, критерии эффективности. Потенциальная эффективность совместной деятельности равна сумме индивидуальных способностей в команде. Однако бывают случаи, когда общий результат группы больше, чем сумма возможностей ее членов, за счет оптимального распределения работы между членами команды [25].Таким образом, феномен сплоченности с точки зрения групповой динамики, связан с сохранением членства в группах, сокращением количества уходов из группы; усилением влияния; расширением участия в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности.Для получения действенных результатов совместной деятельности необходимо правильно организовать группу и обучить всех его членов навыкам совместной работы и умению объединиться и сосредоточиться на решении общих проблем. Групповая сплоченность обнаруживает воздействие на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом.Все динамические процессы, происходящие в малой группе, тем или иным образом обеспечивают эффективность групповой деятельности в целом. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Другой показательэто удовлетворенность членов группы работой в группе. Проблема удовлетворенности трудом в конкретном коллективе, организации или производстве имеет и другую сторону как проблема групповой сплоченности команды, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности.

Гост

ГОСТ

Групповая сплочённость — это психологическая категория, которая означает степень приверженности участников к определенной группе. Групповая сплочённость представляет собой важнейший процесс, относящийся к групповой динамике.

Подходы к изучению и показатели групповой сплоченности

Наконец, третий подход предопределяет сплоченность с помощью ценностно-ориентационного единства. В этом случае данное понятие характеризуется степенью совпадения оценок участниками группы внешних по отношению к группе предметов и явлений.

Групповая сплочённость состоит из нескольких основных составляющих:

  • Социальных отношений;
  • Деловых (целевых) отношений;
  • Чувства единения;
  • Эмоционального восприятия.

Высокая степень групповой сплочённости характеризуется тем, что участники разделяют общие цели. В этой ситуации наиболее важны высшие уровни совместимости, включая социально-психологический и психологический. Их отражают следующие обобщённые показатели, рост которых говорит о повышении групповой сплочённости: участие в жизни группы, частота положительного выбора участниками группы друг друга; прочность коммуникативных связей и др.

Для показателя групповой сплоченности также имеют большое значение такие показатели, как материальное обеспечение (например, доход, жилье, занятость и др.), пассивные взаимоотношения (толерантность, безопасность и др.), активные взаимоотношения (доверие, социальные сети). Также большую роль играет солидарность, включенность и вовлеченность участников, равенство.

Особенности групповой сплоченности и ее влияние на эффективность работы коллектива

Готовые работы на аналогичную тему

На результативность работы организации больше всего влияет результативность совместной деятельности коллектива. Она должна быть характерна как для участников групп, так и для отдельных групп, вместе взятых. Для решения проблем, которые стоят перед группой, необходимы совместные усилия людей, обладающих разными знаниями, навыками, опытом.

Чтобы достигнуть эффективного результата коллективной деятельности, нужна организация групп с одновременным обучением всех ее членов навыкам совместной работы, при этом важно уметь объединять и сосредотачивать усилия на общих задачах.

Показатель групповой сплоченности воздействует на результаты деятельности не только группы, но и предприятия (компании, организации) в целом. Если групповые цели согласованы с целями организации, а нормы группового поведения направлены на достижение значительного результата, то появляется возможность эффективной работы группы. В перспективе это обеспечивает эффективность организации в целом.

Процесс сплочения малых групп происходит на всех стадиях ее развития. Первоначально участники группы могут воспринимать друг друга с помощью внешних (поверхностных) характеристик. В ходе коммуникации начинают формироваться симпатии и антипатии. На их основе происходит интеграция неофициальных микро-групп, а затем осуществляется внутреннее принятие собственной роли и ответственности за достижение целей.

Новые системы ценностей и отношений начинают накладываться на уже существующие системы. По этой причине гармонизация индивидуальных и групповых норм, включая их адаптацию, происходит безболезненно.

В ходе коллективной деятельности продолжает укрепляться система ценностных ориентаций. Взаимодействие, деловое и эмоциональное единство членов малых групп — это фактор развития их сплоченности. Чем более высок уровень развития группы, тем больше его позитивное влияние на человека. Если группа случайна для конкретной личности, а содержание ее деятельности незначительно, то воздействие группы на личность выражено меньше.

Если для участников взаимодействия содержание их деятельности имеет большое значение, то в соответствии с целями и задачами коллектива влияние уровня развития группы на личность становится максимальным. Общие ценности являются при этом достаточно интенсивным фактором командообразования.

Факторы групповой сплоченности

Единство трудового коллектива достигается благодаря учету факторов, которые устанавливают уровень групповой сплоченности. Здесь важно признавать наличие общих и местных факторов внутригрупповой сплоченности. Первые из них обладают универсальностью и играют одинаковую роль для всех трудовых коллективов. Это не зависит от профессии и вида деятельности.

Местные факторы групповой сплоченности включают характерные особенности трудового коллектива и особенности социальных групп работников коллектива и др. Соответствующие местные факторы объединяются в несколько групп. Воздействие организационных и технических факторов больше всего связано с работой технической подсистемы предприятия.

Существенный технический фактор, обеспечивающий сплоченность, представлен организационным порядком, который формулирует в коллективе функциональные отношения и связи (особенно это касается социальных норм и санкций). Элемент институциональной выгоды здесь должен соответствовать нормам общения. Они предназначены для:

  • Объединения группы по управлению процессом,
  • Установления лимитов на операции,
  • Оценки действий исполнителя,
  • Создания информационных потоков.

Экономические факторы связаны с согласованием материальных, имущественных, экономических интересов. Социально-организационные факторы влияют на формирование команды и аспекты ее общественной организации. Социально-психологические факторы включают стиль руководства и психологический климат в коллективе.

Для служебной подготовки Цель занятия: формирование у личного состава учреждения системы теоретических знаний о формировании коммуникативных навыков и воспитание чувства ответственности за качественное выполнение задач службы. . Количество часов: 1 час. Вид занятия: лекция. Место проведения: актовый зал

Слайд 2: 1. Учебный вопрос:

Психологическая структура личности сотрудников исправительных учреждений Структура личности включает в себя три основных компонента: Мотивационная сфера Профессиональная сфера Характер человека.

1. Учебный вопрос:

Слайд 3

На различных этапах службы ведущими являются мотивы: социальной значимости труда, коллективизма, материального и морального вознаграждения, достижения и самоутверждения, избегания неудачи, личного удобства. Мотив социальной значимости труда проявляется в осознании сотрудников государственной значимости своей деятельности в борьбе с преступностью и решении задач, стоящих перед исправительным учреждением. Данный мотив один из наиболее сильных источников профессиональной активности – способствует формированию таких качеств, как ответственность, верность службе, долгу, смелость и решительность в принятии решений и целеустремленность в их реализации. Такие сотрудники гораздо легче, чем другие, переносят трудности службы. Мотив коллективизма проявляется в стремлении не подвести коллектив, профессиональной солидарности с коллегами.

Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность

Слайд 4

Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность

Слайд 5: 2 учебный вопрос:

Направленность личности сотрудника. Направленность определяет систему базовых отношений личности к профессиональной деятельности, поэтому она является центральным фактором в деятельности сотрудника УИС.

2 учебный вопрос:

Слайд 6: Компоненты направленности личности сорудника :

Компоненты направленности личности сорудника :

Последний слайд презентации: Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность: Используемая литература:

Для служебной подготовки Цель занятия: формирование у личного состава учреждения системы теоретических знаний о формировании коммуникативных навыков и воспитание чувства ответственности за качественное выполнение задач службы. . Количество часов: 1 час. Вид занятия: лекция. Место проведения: актовый зал

Слайд 2: 1. Учебный вопрос:

Психологическая структура личности сотрудников исправительных учреждений Структура личности включает в себя три основных компонента: Мотивационная сфера Профессиональная сфера Характер человека.

1. Учебный вопрос:

Слайд 3

На различных этапах службы ведущими являются мотивы: социальной значимости труда, коллективизма, материального и морального вознаграждения, достижения и самоутверждения, избегания неудачи, личного удобства. Мотив социальной значимости труда проявляется в осознании сотрудников государственной значимости своей деятельности в борьбе с преступностью и решении задач, стоящих перед исправительным учреждением. Данный мотив один из наиболее сильных источников профессиональной активности – способствует формированию таких качеств, как ответственность, верность службе, долгу, смелость и решительность в принятии решений и целеустремленность в их реализации. Такие сотрудники гораздо легче, чем другие, переносят трудности службы. Мотив коллективизма проявляется в стремлении не подвести коллектив, профессиональной солидарности с коллегами.

Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность

Слайд 4

Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность

Слайд 5: 2 учебный вопрос:

Направленность личности сотрудника. Направленность определяет систему базовых отношений личности к профессиональной деятельности, поэтому она является центральным фактором в деятельности сотрудника УИС.

2 учебный вопрос:

Слайд 6: Компоненты направленности личности сорудника :

Компоненты направленности личности сорудника :

Последний слайд презентации: Тема №4: «Исследование влияния структуры личности сотрудников УИС на успешность: Используемая литература:

Читайте также: