Природа в народном творчестве доклад
Обновлено: 28.06.2024
Цель урока: Познакомить с представлениями людей о строении мира.
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
2. Вступительная беседа.
- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Какой?
У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великая лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило.
3. Актуализация знаний.
- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме, об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
4. Постановка проблемы.
Как вы думаете, между ними есть связь?
(рассуждения детей о единстве природы и человека)
- Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и установить связь между этими понятиями. А также узнаем, как отражается мир природы в народном творчестве.
5. Легенда о едином мире.
- Дом, который изучает экология непростой – это Дом – мир.
Задолго до появления науки экологии, в самой глубокой древности, у всех народов Земли возник образ мира как Дома, в котором все его жильцы помогают друг другу, все со всеми крепко связаны, каждый выполняет свою работу, чтобы поддерживать порядок в Доме – мире.
- В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трех ярусов.
- Вот одно из преданий.
- Прочитаем о картине мира у древних людей.
Легенда о мире
Мир состоит из трех ярусов.
Нижний ярус – это обиталище змей, повелителя подземного царства и воды.
Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром – на востоке.
Верхний ярус – это небо, царство света, Солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус – место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг.
Человек – внутри, в центре мира. Человек – срединная часть большого целого
- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?
6. Работа в группах.
– Это мы познакомились с представлением о мире у древних людей.
А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.
(Каждая группа получает конверт. В нем текст для чтения с вопросами, иллюстрации.)
Задание для каждой группы:
- Придумать название этому царству;
- Выбрать соответствующую иллюстрацию;
- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве
1 группа.
Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод! Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
2 группа.
Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.
3 группа.
Выступления детей.
- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?
- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?
1 ярус Царство Солнца и света
2 ярус – Царство жизни человека и природы
3 ярус – Подземное царство
- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?
(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)
7. Физкультминутка.
8. Мир природы в народном творчестве.
- Человеку нравилось быть частью единого мира природы. О том, как устроен Дом – мир, каждый народ рассказывал с помощью узоров, которые украшали жилище внутри и снаружи, одежду, домашнюю утварь и другие предметы быта.
- Посмотрите на изделия, которые вы принесли? Что это такое? (предметы, украшенные росписью)
- Это народные промыслы, которые существуют уже столетия. Они все разные, но что их объединяет?
(изображение цветов, животных)
- Родной дом для человека – это целый мир.
- Что существует в верхнем ярусе? (Солнце, небо, дождь)
- Крыша – домашнее небо. Небу всегда почет. Вот потому, лазоревой краской, в цвет неба, красят в русских селах чело дома и наличники окон. А еще украшают их резным орнаментом, словно рассказывают сказку о том, как светит днем Солнце на небе и куда оно, по преданию, уходит на ночь. А если небесная синь закрыта хмурыми облаками, домашнее небо в любую сумрачную погоду напоминает о сияющем небе у нас над головой.
- Кто живет в среднем ярусе? (Животные и люди, растут растения)
- Домашняя утварь – расписные прялки, туески, сундуки, детские колыбельки – рассказывают о радостях земной человеческой жизни. Люди пьют чай, катаются в праздничных повозках, ездят на охоту. Так выражена мысль о том, что человек находится в самом центре Дома – мира.
- Что является нижним ярусом единого мира? (Земля, вода)
- По предания многих народов, третий, нижний ярус Дома – мира – это обиталище повелителя подземного царства и воды. Вот почему в сказках герои часто попадают в подземное царство через реку, озеро, море или колодец. Именно так, через чудо – колодец, попадают к Морозу Ивановичу две девочки – Рукодельница и Ленивица. Под пуховой периной в жилище у Мороза спят до весны зеленые ростки. Эта пуховая перина из снега тоже нашла свое отражение в народном творчестве в виде красивых кружев.
Вывод: Древняя мысль о том, что наш мир – это единый дом, постоянно звучит вокруг нас. Она отражена языком цвета, орнаментов, архитектурных конструкций. Надо только научиться понимать этот язык.
- Когда в доме бывает гармония, мир?
(Когда все обитатели заботятся о чистоте дома, помогают друг другу, уважают друг друга.)
- Когда будет гармония и мир в нашем большом доме?
(Когда человек будет заботиться о Земле, охранять и беречь природу.)
- С древности и до сих пор в человеке живет потребность чувствовать свое единство со всей Вселенной.
Человек - важное звено в цепочке природных связей. Каждый человек ответствен за свой дом. Каждый из нас ответствен за Дом – мир.
9. Русские народные песенки как вид устного народного творчества.
(Загадки, пословицы, поговорки, песенки – заклички и др.)
- О взаимном содружестве всего на свете слагали поэтические произведения. В детской поэзии многих народов России и мира есть песенки, похожие на цепочки. Словно одно звено цепи прикрепляется к другому и не может без него существовать
- Вот одна из таких песенок в творчестве русского народа. Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были юноши – женихи и девушки на выданье.
- Рассмотрите рисунок. Это фрагмент старинной прялки.
- Сколько ярусов Вселенной в нем изображено?
Задание на дом: представьте себя народными умельцами и раскрасьте этот рисунок цветами, соответствующими каждому ярусу.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроки с помощью солнышка – солнышка и тучки – тучки.
Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то пусть у вас в руках засияет солнце.
Если вы что-то не поняли и у вас есть вопросы по теме урока – возьмите солнышко и тучку.
Если урок показался скучным, неинтересным – вы выберите тучку.
11. Подведение итогов, вывод.
Загадка
Наш дом родной, Наш общий дом. Стоит под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром, Веселый звон ручья. Живут в нем птицы и цветы, Живешь в нем ты и я.
Слайд 3
Вспомним изученное
Экология — наука, которая изучает связи
живая природа – неживая природа растения – животные природа - человек
Слайд 4
Слайд 5
Построение цепочки
Вывод: в экологической цепочке существует тесная связь, выпадение одного объекта нарушает целостность всей цепочки
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Подведение итога урока. Самооценка
На уроке я узнал… Мне понравилось… Я испытывал (не испытывал) затруднения. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
Цель: Познакомить детей с миром природы и его отражением в народном творчестве.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числена самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Предметные: формировать знания у детей о народном творчестве, расширить кругозор по данной теме.
Понятия: экология
Оборудование: учебник Окружающий мир, Плешаков А.А., 3 класс 1 часть; презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организация начала занятия
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пусть хорошее настроение будет у вас весь урок.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные ориентиры с поставленной задачей
2.Подготовка к основному этапу занятия
- Ребята, посмотрите на картинки, как мы можем это назвать? (Народное творчество) А что изображено на этих картинках? (Природа)
- Хорошо, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
- А какую цель мы поставим? (Познакомиться с миром природы и узнать как он отражается в творчечтве)
- работа с презентацией
- отвечать на задаваемые учителем вопросы
П.: - строить речевое высказывание в устной форме;
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
К.: - выслушивать разные точки зрения
3.Изучение нового материала
- Кто может сказать, что такое народное творчество? (Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы)
- Как вы думаете, для чего эта песенка? (Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи)
- Ребята, давайте посмотрим на текст этой песенки и попробуем догадаться, в виде чего построена эта песня? Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения. (Цепь)
- Когда учёные занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Как вы думаете, почему?
- Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать, иначе песенка потеряет смысл.
- Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. Чем?
- Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?
- Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны.
- Приведите мне свои премеры.
- А теперь откройте учебники на стр.47, давайте прочитаем.
Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.
Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.
Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.
Человек и природа
В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.
Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.
Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.
Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.
Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.
Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.
В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.
Образы природы в литературе 18–19 вв
В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.
Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.
В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.
Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.
В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.
Образы природы в лирике 20 века
В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.
Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.
Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.
Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.
Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.
Картины природы в прозе 20 века
Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.
Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.
Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.
Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.
Творчество многих писателей ХХ века проникнуто философией космической гармонии: человек соединен с природой, каждое событие своей жизни — рождение, смерть, любовь — так или иначе связано с природой.
В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.
Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.
Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.
Читайте также: