Отмена смертной казни доклад

Обновлено: 30.06.2024

Слово императрицы

По многочисленным свидетельствам современников, императрица Елизавета отличалась на редкость мягким характером. Когда в ночь на 25 ноября 1741 года дочь Петра I приехала в гвардейские казармы поднимать солдат-преображенцев на мятеж против малолетнего императора Иоанна VI, она пообещала, что это — последнее событие государственного масштаба, которое будет носить насильственный характер. Будущая императрица приняла решение никого не казнить, пока она носит корону, и выполнила своё обещание.

За 20 лет правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. Даже своих врагов, графа Остермана и фельдмаршала Миниха, уже приговорённых к смерти, она помиловала, приказав возвести на эшафот и прямо там объявить, что казнь заменяется ссылкой. Милосердие новой правительницы удивило её современников. Ведь в памяти ещё были свежи суровые нравы времён Анны Иоанновны, при которой палачи никогда не оставались без дела.

Решение императрицы, отражённое в докладе от 9 апреля (29 марта) 1753 года, было подтверждено сенатским указом 29 июня 1753 года — документ вводил альтернативный механизм наказаний для осуждённых на смерть преступников. Благодаря этим двум законодательным актам в России появилась правовая основа для отмены смертной казни, что создало своего рода мировой прецедент: в Европе (и уж тем более в Азии) ежегодно в исполнение приводились сотни смертных приговоров.

Между тем указы императрицы не отменяли смертную казнь полностью, они лишь вводили мораторий на исполнение таких приговоров. Поэтому впоследствии смертная казнь вернулась в правовое поле. Однако благодаря инициативе Елизаветы Петровны со второй половины XVIII века и в течение всего века XIX смертная казнь в Российской империи была делом настолько неординарным, что применялась лишь к самым закоренелым преступникам.

Между плахой и ссылкой

Утро стрелецкой казни (1881)

Высшая мера: сможет ли цивилизация отказаться от смертной казни

Во вторник во всем мире отмечается День борьбы со смертной казнью. В России с 1996 года смертные приговоры не приводятся в исполнение.

Из-за того что в российском законодательстве отсутствовало описание политической казни, выполнять этот указ было затруднительно. Елизавета приказала сенату дать точное описание этому понятию, что было выполнено только спустя 9 лет. Так, политической казнью именовалось наказание, имитирующее смертную казнь, когда преступника приводили к плахе или виселице, но, вместо того чтобы лишить его головы, ему вырезали ноздри, били кнутом или отправляли в вечную ссылку.

Однако и это — якобы более гуманное наказание — Елизавета велела отменить. Сенаторы обращались к императрице с просьбой сохранить политическую казнь, объясняя, что если преступников сурово не наказывать, то порядка в государстве не будет. Но императрица была непреклонна.

Две казни Екатерины II

Екатерина II всячески стремилась создать имидж хранительницы лучших традиций русской государственности. Поэтому указы Елизаветы Петровны она оставила в силе. Однако те, кто обвинялся в государственных преступлениях, всё-таки могли быть казнены. Подпоручика Василия Мировича, организовавшего заговор с целью реставрации отстранённого от власти императора Иоанна VI, судили и обезглавили в 1764 году. На этом же основании в 1775 году был казнён предводитель восставших казаков Емельян Пугачёв.

И за всё долгое время правления Екатерины случаев применения высшей меры наказания больше не было. Императрица всегда заменяла уже назначенную судом казнь иными видами наказания. Даже Пугачёва, приговорённого сенатом к четвертованию, она приказала не подвергать мучениям и вначале отрубить голову, а лишь затем четвертовать.

Казнь в порядке исключения

В XIX столетии смертная казнь вернулась в российское законодательство, но такие приговоры по-прежнему редко приводили в исполнение — по сравнению с Европой. Так, за 24 года правления императора Александра I было казнено всего 24 человека.

Николай I, находившийся на троне три десятилетия, утвердил смертный приговор лишь для 40 человек, пятеро из которых были государственными преступниками, организаторами и участниками восстания декабристов 1825 года.

Когда к высшей мере наказания приговорили вольнодумцев-петрашевцев, строивших планы по распространению в стране революционных идей, Николай I заменил это решение довольно мягким наказанием. Милость императора так впечатлила будущего писателя Фёдора Достоевского, что он разочаровался в революционной идеологии и впоследствии стал одним из столпов русской консервативной мысли.

От Александра II до наших дней


Век воли не видать: выйдут ли на свободу в 2017 году осуждённые на пожизненный срок

По данным ФСИН, в этом году на условно-досрочное освобождение могут претендовать 200 арестантов, которые отбывают пожизненное.

Во время красного террора и в годы Гражданской войны казни широко применялись во внесудебном порядке. В 1922 году был принят Уголовный кодекс РСФСР, предусматривающий смертную казнь как высшую меру наказания.

В 20—30-е годы ХХ века список преступлений, за которые полагалась высшая мера наказания, постоянно расширялся. В 1935 году была введена правовая норма, от которой ещё в XIX веке отказались в большинстве стран, — казнь несовершеннолетних. Во время Великой Отечественной войны смертные приговоры широко применялись как мера воздействия на коллаборационистов — их казнили через повешение.

В 1947 году смертная казнь была отменена. Однако уже через три года — на волне судебных процессов в последние годы сталинской власти — эту меру наказания восстановили. После этого она применялась вплоть до распада СССР, но такого широкого использования уже не было.

Более 700 заключённых, строгий распорядок дня и призрачный шанс на освобождение — так обстоят дела в самой строгой колонии России под.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, предусматривает смертную казнь в качестве исключительной меры наказания за ряд особо тяжких преступлений. Основной закон устанавливает норму, согласно которой вынесение смертного приговора возможно лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

Однако в первой половине 1990-х высшая мера наказания стала использоваться относительно редко: при рассмотрении прошений о помиловании её всё чаще заменяли на пожизненное заключение. Следующим шагом в этом направлении стал указ президента РФ Бориса Ельцина от 16 мая 1996 года о поэтапном сокращении казней. 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. С этого момента в РФ действует мораторий на высшую меру.

1. История смертной казни в России

Первое упоминание о смертной казни в России как мере наказания историки относят к 1398 году. Оно было предусмотрено в Двинской грамоте за кражу, совершенную в третий раз. Особенно репрессивным российское государство становится при Иване Грозном, который сам выдумывал изощренные виды казней.

Надо сказать, что особым гуманизмом средневековая Россия не отличалась, и в Соборном Уложении 1649 года смертная казнь была уже основным видом наказания. Способы наказания делились на простые и квалифицированнные. Причем первые ( к ним относилось повешение, отсечение головы и утопление) были направлены на лишение человека жизни, а вторые ( среди которых наиболее изощренные виды мучительных казней - четвертование, кипячение в воде, посажение на кол и т.д.) ставили своей целью не просто умертвить человека, но и причинить ему физические и моральные страдания.

Применение смертной казни существенно расширилось при Петре Первом. Военные артикулы предусматривали это наказание за 123 преступления. Однако число способов смертной казни было сокращено до 3 ( аркебузирование, обезглавливание, повешение).

Екатерина Вторая (1762 - 1796) была противницей смертной казни, но на практике она применялась довольно широко. Между тем со второй половины XVIII наблюдается сокращение применения смертной казни . К началу XIX века из всего многообразия известных видов казни на практике остаются только повешение и расстрел, хотя запрета на другие виды не было.

XX век оказался куда более кровавым. Революции 1905-1906 годов вызвали ответ государства, побивший рекорд Ивана Грозного – более 4000 повешенных и растрелянных. Эти репрессии однако детские забавы по сравнению с коммунистическими “достижениями”. С 1921 по 1954 год только по официальным данным рассстались с жизнью более 643 тысяч жертв. Потом в СССР казнили примерно по тысяче человек в год. В демократической России за время президенства Ельцина государство убило 163 осужденных. Пик казней, 139 человек, приходится на 1995- 1996 годы, как раз накануне принятия обязательства перед Европой. История движется вперед и “жестокая” Россия смело перешагнула порог цивилизованного общества, вступив в Совет Европы. Согласно официальным данным, последнего смертника в нашей стране расстреляли в августе 1996 года.

В этом же году, в связи со вступлением в СЕ, Россия обязалась в течении трех лет ратифицировать протокол № 6 к Европейской конвенции по правам человека, отменяющий смертную казнь. Летом 1999 года, едва ли не впервые в отечественной истории , камеры смертников в России опустели. В начале июня президент Борис Ельцин подписал указ о помиловании последнего приговоренного к смертной казни.

Однако срок ратификации вышеозначенного протокола истек еще в феврале 1999 года. Документ думой не принят. И несмотря на то, что Россия закрепив в Конституции 1993 года положение об ограниченном применении смертной казни впредь до ее отмены, фактически косвенно высказалась против смертной казни. Спор о судьбе высшей меры наказания продолжается. Дело за аргументами : за и против.

1.1. Смертная казнь глазами российского общества.

Специалисты независимого исследовательского центра РОМИР опросили в августе 1999 года 800 жителей крупных российских городов в возрасте от 16 до 45 лет на предмет отношения к смертной казни. Результаты опроса получились следующие: отмену смертной казни одобряют только 22% опрошенных, затруднились с ответом 10% респондентов. Остальные опрошенные россияне высказали положительное отношение к применению смертной казни. Если рассматривать аргументы, приводимые гражданами за и против смертной казни, то ответы распределяются следующим образом. Главным аргументом за отмену казни является моральный фактор, ибо смертная казнь является убийством человека. Эту позицию в общем разделили еще 17% опрошенных. По их мнению, существованием в стране смертной казни государство узаконивает убийство. Еще 34% опрошенных высказали сомнение в том, что смертный приговор всегда выносится объективно, в этом случае отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. И 7% опрошенных считают, что с отменой смертной казни сократится количество тяжких преступлений.

Если рассматривать аргументы против отмены смертной казни, то 45% респондентов полагают, что с отменой смертной казни количество тяжких преступлений наоборот увеличится. Примерно столько же опрошенных (41 %) считают, что смертная казнь является справедливым возмездием за совершенные преступления. Еще 12 % считают, что смертной казнью государство карает преступников. Только 2 % имеют другие аргументы.

Таким образом, данный опрос продемонстрировал, что восприятие опрошенных россиян недостаточно подготовлено к отмене смертной казни в России. При этом большинство опрошенных полагает, что отмена смертной казни не будет способствовать уменьшению тяжких преступлений, а даже увеличит их количество, несмотря на то, что смертная казнь сама по себе воспринимается россиянами как узаконенное убийство.

Можно говорить о том, что приведенные выше результаты опроса характерны для российского общества, которое раскололось на две совершенно неравные части - подавляющее большинство высказывается против отмены смертной казни. Может быть российское общество привыкло к необходимости подобных жестоких мер для поддержания законности и порядка? Даже если мы действительно привыкли к жестокости, то ничего удивительного в этом нет.

2. За смертную казнь

Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад. Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону. Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча.

Сегодня в Росии каждый час совершается 3 - 4 убийства, когда 10 лет назад - одно.

Ряд выступавшиx затрагивали проблему общественного мнения. Опросы населения показывают: свыше 80% граждан отрицательно относятся к отмене смертной казни. Можно по-разному использовать эти данные: проигнорировать их, использовать для снобистских выводов о незрелости общественного правосознания и т.д.

Но тогда как оценивать положение Конституции РФ о том, что единственным источником власти в РФ является его многонациональный народ (ст.2)?Однако вернемся к идее гуманизма, как определяющей многие наши решения.

Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни:

- соответствие наказания преступлению, принцип талиона;

- наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;

- наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;

- наказание как защита интересов общества.

Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:

- смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения преступности, чем другие виды наказаний;

- она экономичнее тюремного заключения;

- она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника;

- смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;

- она более надежна, чем пожизненное заключение для лиц, осужденных за умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию.

Уинстон Черчилль, занимая в 40-х гг. пост министра внутренних дел, заявил, что, хотя он уважает желающих отменить смертную казнь и заменить ее пожизненным заключением, эта мера не гуманнее, поскольку "обрекает на долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать благо". Нельзя не согласиться с этим утверждением.

Еще не известно, что гуманнее - смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Известны также многие случаи самоубийства заключенных, которым было объявлено решение о замене смертной казни пожизненным лишением свободы.

Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами.

1. Смертная казнь - это справедливая расплата, она является нравственным актом, так как применяется как наказание за совершенное убийство.

2.Смертная казнь дает устрашающее действие, способствующее предотвращения таких же преступлений.

3.Смертная казнь несет, в какой-то степени благо обществу тем, что освобождает его от очень опасных преступников.

4.Смертную казнь можно оправдать гуманными соображениями по отношению к самому человеку, совершившему преступление, так как пожизненное, беспроглядное, нестерпимо тяжелое заключение в одиночной камере гораздо хуже, чем быстрая смерть.

5. Смертная казнь является самым простым и дешевым способом отделаться от преступника.

Но никогда, с точки зрения этики, такие аргументы не послужат оправданием смерти человека.

3. Против смертной казни

Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные аргументы. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:

- смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении;

- осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;

- присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;

- приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;

- ожидание испонения приговора - это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.

Еще один довольно сильный аргумент, по аналогии с медициной: "Почему врачам запрещено даже в случае смертельной болезни прекратить мучения умирающего? Ведь это, кажется, самое гуманное, что может предпринять врач? Потому что вдруг человек поправится? Медицина понимает, что пока она не всесильна и не всезнающа. Здесь можно найти аналогию со смертной казнью. Вдруг человек исправится?". А если нет? Где гарантия того, что закоренелый преступник посвятит всю оставшуюся жизнь раскаянию? Кроме того нередки случаи самоубийств среди неизлечимо больных. Ведется также полемика вокруг эвтаназии, многие требуют ее законного введения с согласия больного.

Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что осужденного проще и дешевле убить. Еще один отрицательный аспект смертной казни - это существование института палачей, то есть узаконенных убийц.

Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни:

1. Смертная казнь имеет нравственно-развращающее действие на человеческое общество. Фактом наличия смертной казни утверждается мысль, что убийство даже в каких то отдельных случаях может быть справедливым, благим делом. Граждане получают мотив иногда самим выступать блюстителями справедливости и расправляться с преступником.

2. Смертная казнь - антиправовой акт. Основной принцип права - равновесие личной своды и общего блага. Смертная казнь, которая уничтожает индивида, ликвидирует и само правовое отношение.

3. Смертная казнь несправедлива и лжива потому, что она, нарушает границы компетенции человека. Любой человек не властен над жизнью. Жизнь является условием всех человеческих дел и должна оставаться их рубежом. Но человек не имеет права судить о чьей либо виновности и тем более утверждать о совершенной неисправимости преступника.

4. Смертная казнь является покушением на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности, ее святости. Смертная казнь пытается обменным путем довести до общества мысль, как будто убийство может быть человечным, разумным делом.

Этот раздел хотелось бы закончить важным вопросом, возникающим в связи с проблемой смертной казни: имеет ли государство право лишать человека жизни? Об этом говорил еще Ч. Беккариа: "Смертная казнь не опирается ни на какое законное право, потому что человек, вступая в общество, не уступал ему права на свою жизнь. Жизнь дарована человеку не государством, а потому государство не имеет законного права отнимать ее".

4. Смертная казнь и общественное мнение

Как сторонники, так и противники смертной казни, подтверждая свои доводы, часто ссылаются на общественное мнение. В любой стране смертная казнь - это не только институт уголовного права, но и феномен социокультурный. Отношение к этому институту формируется на основе взаимодействия многих социальных факторов. В большинстве государств мира общество в целом одобряет смертную казнь. Результаты опросов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше практически совпадают, а именно: 75% опрошенных - за, 15% - против.

Что же касается России, интерес представляют данные об уровне правовой осведомленности населения: по мнению 2 из 3 опрошенных смертная казнь - обязательное наказание за убийство. В ответе на вопрос, какое наказание за убийство является наиболее справедливым - 20% назвало смертную казнь, 32% - смертную казнь или пожизненное заключение, 31% - смертную казнь или лишение свободы на длительные сроки и лишь 12% - вообще не назвали смертную казнь, ограничившись лишением свободы. 73% опрошенных считают возможным применение смертной казни только в крайних случаях, 18% полагают, что следует примененять как можно шире, и лишь 9% считают, что смертную казнь следует отменить.

Эти результаты дают представление о состоянии общественности, но не являются неожиданными, ибо несколько поколений в России убеждены, что без жестокости нельзя справится с преступностью. Требование ужесточения наказания отражают потребность людей в государственной защите и безопасности. Поэтому ни в психологическом, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни никак не готово.

Проанализировав тематику смертной казни в жизни общества, изучив источники и приняв во внимание различные мнения по этому вопросу, можно прийти к определенным выводам.

До исследования этой темы я задумывалась над проблемой смертной казни и считала, как и большинство людей, что смертная казнь должна быть сохранена и применяться. Поскольку преступность имеет многосторонний и глубокий характер, который обусловлен рядом причин, то и меры по борьбе с ней должны быть также комплексными. Приговоренный к смерти начинает смотреть на мир по-другому, испытывает некое просветление. И тогда в некоторых случаях смертная казнь не имеет никакого смысла.

Так же имеют место быть юридические ошибки. Необходимо заметить, что подобные ошибки не являются такой уж редкостью. Ученые подсчитали, что только в США было ошибочно вынесено 349 смертных приговоров, 23 из которых уже были приведены в исполнение.

Изучив эту тему, могу сказать, что мое мнение кардинально не поменялось и если я сейчас не ярый противник смертной казни, то хотя бы и не ярый сторонник, не могу полностью согласиться с доводами противников смертной казни.

Список литературы

1. Смертная казнь: за и против. Под редакцией Келиной С.Г. М., 1989.

2. Учебник уголовного права. Общая часть. Редакторы Кудрявцев В.Н. Наумов А.В. М., 1996.

3. Этика. Конспект лекций. Под ред. С.Г. Зубанова, Д.А. Аникина., М.,2007. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

4. Учебник уголовного права. Общая часть. Редакторы Кудрявцев В.Н. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. Под редакцией Келиной С.Г. М., 1989.

1. История смертной казни в России

Первое упоминание о смертной казни в России как мере наказания историки относят к 1398 году. Оно было предусмотрено в Двинской грамоте за кражу, совершенную в третий раз. Особенно репрессивным российское государство становится при Иване Грозном, который сам выдумывал изощренные виды казней.

Надо сказать, что особым гуманизмом средневековая Россия не отличалась, и в Соборном Уложении 1649 года смертная казнь была уже основным видом наказания. Способы наказания делились на простые и квалифицированнные. Причем первые ( к ним относилось повешение, отсечение головы и утопление) были направлены на лишение человека жизни, а вторые ( среди которых наиболее изощренные виды мучительных казней - четвертование, кипячение в воде, посажение на кол и т.д.) ставили своей целью не просто умертвить человека, но и причинить ему физические и моральные страдания.

Применение смертной казни существенно расширилось при Петре Первом. Военные артикулы предусматривали это наказание за 123 преступления. Однако число способов смертной казни было сокращено до 3 ( аркебузирование, обезглавливание, повешение).

Екатерина Вторая (1762 - 1796) была противницей смертной казни, но на практике она применялась довольно широко. Между тем со второй половины XVIII наблюдается сокращение применения смертной казни . К началу XIX века из всего многообразия известных видов казни на практике остаются только повешение и расстрел, хотя запрета на другие виды не было.

XX век оказался куда более кровавым. Революции 1905-1906 годов вызвали ответ государства, побивший рекорд Ивана Грозного – более 4000 повешенных и растрелянных. Эти репрессии однако детские забавы по сравнению с коммунистическими “достижениями”. С 1921 по 1954 год только по официальным данным рассстались с жизнью более 643 тысяч жертв. Потом в СССР казнили примерно по тысяче человек в год. В демократической России за время президенства Ельцина государство убило 163 осужденных. Пик казней, 139 человек, приходится на 1995- 1996 годы, как раз накануне принятия обязательства перед Европой. История движется вперед и “жестокая” Россия смело перешагнула порог цивилизованного общества, вступив в Совет Европы. Согласно официальным данным, последнего смертника в нашей стране расстреляли в августе 1996 года.

В этом же году, в связи со вступлением в СЕ, Россия обязалась в течении трех лет ратифицировать протокол № 6 к Европейской конвенции по правам человека, отменяющий смертную казнь. Летом 1999 года, едва ли не впервые в отечественной истории , камеры смертников в России опустели. В начале июня президент Борис Ельцин подписал указ о помиловании последнего приговоренного к смертной казни.

Однако срок ратификации вышеозначенного протокола истек еще в феврале 1999 года. Документ думой не принят. И несмотря на то, что Россия закрепив в Конституции 1993 года положение об ограниченном применении смертной казни впредь до ее отмены, фактически косвенно высказалась против смертной казни. Спор о судьбе высшей меры наказания продолжается. Дело за аргументами : за и против.

1.1. Смертная казнь глазами российского общества.

Специалисты независимого исследовательского центра РОМИР опросили в августе 1999 года 800 жителей крупных российских городов в возрасте от 16 до 45 лет на предмет отношения к смертной казни. Результаты опроса получились следующие: отмену смертной казни одобряют только 22% опрошенных, затруднились с ответом 10% респондентов. Остальные опрошенные россияне высказали положительное отношение к применению смертной казни. Если рассматривать аргументы, приводимые гражданами за и против смертной казни, то ответы распределяются следующим образом. Главным аргументом за отмену казни является моральный фактор, ибо смертная казнь является убийством человека. Эту позицию в общем разделили еще 17% опрошенных. По их мнению, существованием в стране смертной казни государство узаконивает убийство. Еще 34% опрошенных высказали сомнение в том, что смертный приговор всегда выносится объективно, в этом случае отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. И 7% опрошенных считают, что с отменой смертной казни сократится количество тяжких преступлений.

Если рассматривать аргументы против отмены смертной казни, то 45% респондентов полагают, что с отменой смертной казни количество тяжких преступлений наоборот увеличится. Примерно столько же опрошенных (41 %) считают, что смертная казнь является справедливым возмездием за совершенные преступления. Еще 12 % считают, что смертной казнью государство карает преступников. Только 2 % имеют другие аргументы.

Таким образом, данный опрос продемонстрировал, что восприятие опрошенных россиян недостаточно подготовлено к отмене смертной казни в России. При этом большинство опрошенных полагает, что отмена смертной казни не будет способствовать уменьшению тяжких преступлений, а даже увеличит их количество, несмотря на то, что смертная казнь сама по себе воспринимается россиянами как узаконенное убийство.

Можно говорить о том, что приведенные выше результаты опроса характерны для российского общества, которое раскололось на две совершенно неравные части - подавляющее большинство высказывается против отмены смертной казни. Может быть российское общество привыкло к необходимости подобных жестоких мер для поддержания законности и порядка? Даже если мы действительно привыкли к жестокости, то ничего удивительного в этом нет.

2. За смертную казнь

Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад. Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону. Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча.

Сегодня в Росии каждый час совершается 3 - 4 убийства, когда 10 лет назад - одно.

Ряд выступавшиx затрагивали проблему общественного мнения. Опросы населения показывают: свыше 80% граждан отрицательно относятся к отмене смертной казни. Можно по-разному использовать эти данные: проигнорировать их, использовать для снобистских выводов о незрелости общественного правосознания и т.д.

Но тогда как оценивать положение Конституции РФ о том, что единственным источником власти в РФ является его многонациональный народ (ст.2)? Однако вернемся к идее гуманизма, как определяющей многие наши решения.

Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни:

- соответствие наказания преступлению, принцип талиона;

- наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;

- наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;

- наказание как защита интересов общества.

Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:

- смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения преступности, чем другие виды наказаний;

- она экономичнее тюремного заключения;

- она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника;

- смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;

- она более надежна, чем пожизненное заключение для лиц, осужденных за умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию.

Уинстон Черчилль, занимая в 40-х гг. пост министра внутренних дел, заявил, что, хотя он уважает желающих отменить смертную казнь и заменить ее пожизненным заключением, эта мера не гуманнее, поскольку "обрекает на долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать благо". Нельзя не согласиться с этим утверждением.

Еще не известно, что гуманнее - смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Известны также многие случаи самоубийства заключенных, которым было объявлено решение о замене смертной казни пожизненным лишением свободы.

Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами.

1. Смертная казнь - это справедливая расплата, она является нравственным актом, так как применяется как наказание за совершенное убийство.

2.Смертная казнь дает устрашающее действие, способствующее предотвращения таких же преступлений.

3.Смертная казнь несет, в какой-то степени благо обществу тем, что освобождает его от очень опасных преступников.

4.Смертную казнь можно оправдать гуманными соображениями по отношению к самому человеку, совершившему преступление, так как пожизненное, беспроглядное, нестерпимо тяжелое заключение в одиночной камере гораздо хуже, чем быстрая смерть.

5. Смертная казнь является самым простым и дешевым способом отделаться от преступника.

Но никогда, с точки зрения этики, такие аргументы не послужат оправданием смерти человека.

3. Против смертной казни

Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные аргументы. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:

- смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении;

- осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;

- присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;

- приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;

- ожидание испонения приговора - это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.

Еще один довольно сильный аргумент, по аналогии с медициной: "Почему врачам запрещено даже в случае смертельной болезни прекратить мучения умирающего? Ведь это, кажется, самое гуманное, что может предпринять врач? Потому что вдруг человек поправится? Медицина понимает, что пока она не всесильна и не всезнающа. Здесь можно найти аналогию со смертной казнью. Вдруг человек исправится?". А если нет? Где гарантия того, что закоренелый преступник посвятит всю оставшуюся жизнь раскаянию? Кроме того нередки случаи самоубийств среди неизлечимо больных. Ведется также полемика вокруг эвтаназии, многие требуют ее законного введения с согласия больного.

Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что осужденного проще и дешевле убить. Еще один отрицательный аспект смертной казни - это существование института палачей, то есть узаконенных убийц.

Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни:

1. Смертная казнь имеет нравственно-развращающее действие на человеческое общество. Фактом наличия смертной казни утверждается мысль, что убийство даже в каких то отдельных случаях может быть справедливым, благим делом. Граждане получают мотив иногда самим выступать блюстителями справедливости и расправляться с преступником.

2. Смертная казнь - антиправовой акт. Основной принцип права - равновесие личной своды и общего блага. Смертная казнь, которая уничтожает индивида, ликвидирует и само правовое отношение.

3. Смертная казнь несправедлива и лжива потому, что она, нарушает границы компетенции человека. Любой человек не властен над жизнью. Жизнь является условием всех человеческих дел и должна оставаться их рубежом. Но человек не имеет права судить о чьей либо виновности и тем более утверждать о совершенной неисправимости преступника.

4. Смертная казнь является покушением на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности, ее святости. Смертная казнь пытается обменным путем довести до общества мысль, как будто убийство может быть человечным, разумным делом.

Этот раздел хотелось бы закончить важным вопросом, возникающим в связи с проблемой смертной казни: имеет ли государство право лишать человека жизни? Об этом говорил еще Ч. Беккариа: "Смертная казнь не опирается ни на какое законное право, потому что человек, вступая в общество, не уступал ему права на свою жизнь. Жизнь дарована человеку не государством, а потому государство не имеет законного права отнимать ее".

4. Смертная казнь и общественное мнение

Как сторонники, так и противники смертной казни, подтверждая свои доводы, часто ссылаются на общественное мнение. В любой стране смертная казнь - это не только институт уголовного права, но и феномен социокультурный. Отношение к этому институту формируется на основе взаимодействия многих социальных факторов. В большинстве государств мира общество в целом одобряет смертную казнь. Результаты опросов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше практически совпадают, а именно: 75% опрошенных - за, 15% - против.

Что же касается России, интерес представляют данные об уровне правовой осведомленности населения: по мнению 2 из 3 опрошенных смертная казнь - обязательное наказание за убийство. В ответе на вопрос, какое наказание за убийство является наиболее справедливым - 20% назвало смертную казнь, 32% - смертную казнь или пожизненное заключение, 31% - смертную казнь или лишение свободы на длительные сроки и лишь 12% - вообще не назвали смертную казнь, ограничившись лишением свободы. 73% опрошенных считают возможным применение смертной казни только в крайних случаях, 18% полагают, что следует примененять как можно шире, и лишь 9% считают, что смертную казнь следует отменить.

Эти результаты дают представление о состоянии общественности, но не являются неожиданными, ибо несколько поколений в России убеждены, что без жестокости нельзя справится с преступностью. Требование ужесточения наказания отражают потребность людей в государственной защите и безопасности. Поэтому ни в психологическом, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни никак не готово.

Проанализировав тематику смертной казни в жизни общества, изучив источники и приняв во внимание различные мнения по этому вопросу, можно прийти к определенным выводам.

До исследования этой темы я задумывалась над проблемой смертной казни и считала, как и большинство людей, что смертная казнь должна быть сохранена и применяться. Поскольку преступность имеет многосторонний и глубокий характер, который обусловлен рядом причин, то и меры по борьбе с ней должны быть также комплексными. Приговоренный к смерти начинает смотреть на мир по-другому, испытывает некое просветление. И тогда в некоторых случаях смертная казнь не имеет никакого смысла.

Так же имеют место быть юридические ошибки. Необходимо заметить, что подобные ошибки не являются такой уж редкостью. Ученые подсчитали, что только в США было ошибочно вынесено 349 смертных приговоров, 23 из которых уже были приведены в исполнение.

Изучив эту тему, могу сказать, что мое мнение кардинально не поменялось и если я сейчас не ярый противник смертной казни, то хотя бы и не ярый сторонник, не могу полностью согласиться с доводами противников смертной казни.

1. Смертная казнь: за и против. Под редакцией Келиной С.Г. М., 1989.

2. Учебник уголовного права. Общая часть. Редакторы Кудрявцев В.Н. Наумов А.В. М., 1996.

3. Этика. Конспект лекций. Под ред. С.Г. Зубанова, Д.А. Аникина., М.,2007. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

4. Учебник уголовного права. Общая часть. Редакторы Кудрявцев В.Н. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. Под редакцией Келиной С.Г. М., 1989.


В статье рассматриваются проблемы, связанные с окончательной отменой смертной казни в РФ. Смертная казнь в научной литературе понимается как исключительная мера наказания. Актуальность проблемы очевидна, так как ее назначение и исполнение затрагивают многие аспекты жизни.

Ключевые слова: смертная казнь, исключительная мера наказания, российское законодательство

The article considers the problems associated with the final abolition of the death penalty in the Russian Federation. The death penalty in the scientific literature is understood as an exceptional measure of punishment. The urgency of the problem is obvious as its purpose, and pursuant to affect many other aspects.

Keywords: the death penalty, an exceptional punishment, Russian legislation

Проблема смертной казни — не просто проблема одного из видов уголовного наказания, так как ее назначение и исполнение затрагивают многие социальные, правовые, политические, экономические, нравственные, психологические, криминологические и другие сферы общественной жизни. Ее применение, как и мораторий, требует глубокого, всестороннего научного анализа и прогнозирования возможных последствий.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Допускаются случаи, когда человек, гражданин может быть правомерно лишен жизни. [1] Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 20).

  1. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. — М., 2004. С. 135.
  2. О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы: Указ Президента РФ от 16.05.1996 No 724 // СЗ РФ от 20.05.1996, No 21, ст. 2468.
  3. Комментарии к Конституции Зорькина В Д с 246.
  4. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900 c. 173.

Основные термины (генерируются автоматически): смертная казнь, исключительная мера наказания, казнь, Россия, жизнь, Конституция РФ, отмена, повод сохранения, РФ, свобода усмотрения.


Смертная казнь является весьма строгим способом наказания преступников в уголовном праве, иногда, конечно, справедливым, но все же жестоким.

Этот процесс имеет и сторонников и противников, и те и другие приводят свои аргументы, касательно данного наказания, поэтому этот вопрос остается всегда открытым.

Не существует однозначного решения, оставить смертную казнь или искоренить раз и навсегда.

Ведь большинство граждан, наоборот, ратуют за нее, желают, чтобы преступники были наказаны по самой высшей мере наказания, но государство не имеет права основываться только на мнение народа, хотя оно практически единогласно.

Общая информация

Статья 59 УК РФ является высшей мерой наказания преступников, которые совершили особо жестокое преступление. Смертная казнь, как вид наказания регулируется посредством российского законодательства, а его осуществление происходит с помощью приговора, вынесенного судебными органами.


На данный момент смертная казнь запрещена во многих государствах, более того, является незаконной.

Есть и те страны, где этот кардинальный метод достаточно широко распространен в отношении преступников, но опять же этого заслуживают только лица, которые совершили особо жестокое деяние.

На данный момент более всего распространен расстрел, как способ смертной казни, на следующем после него месте идет повешение, инъекция, электрический стул и отсечение головы.

Применение

В России применение смертной казни практиковалось еще с древних времен, но за долгое время ее существования, данное наказание подвергалось отмене несколько раз.

1996 год в России привел сокращение списка деяний преступного характера, за которые предусмотрена смертная казнь, осталось всего 5 законов, которые допускают данную меру.


Смертная казнь применялась очень долгое время на территории РФ, но вот только очень часто она подвергалась разного рода сокращениям и изменениям.

Например, в 70х годах данное наказание значительно сократилось, а в 1989 году был принят протокол об отмене смертной казни, который призвал все страны и государства прибегнуть к отмене данного кардинального метода наказания.

На данный момент многие страны в количестве 58 отказались от жесточайшего способа воздействия на преступника, некоторые государства применяют ее только в самых критических ситуациях, а вот 90 государств имеют данный метод в уголовном отношении, он прописан в законе, но вот в теории он используется крайне редко.

Но есть и страны, которые активно пользуются данным методом, смертная казнь там предусматривается для обычных преступлений.

В 1996 году смертная казнь в России была отменена из-за того, что России вступила в Совет Европы.

Но сейчас очень трудно сказать однозначно, нужна ли отмена смертной казни или нет, потому что многие граждане считают, что этот вид наказания просто необходим по отношению к тем преступникам, которые крайне жестоки и опасны.

Правовые проблемы


Россия находится в большом разногласии мнений по поводу отмены смертной казни, этот вопрос весьма актуален, но так и остается нерешенным.

Большая часть граждан выступает за смертную казнь, потому что только так можно оградить себя от опасных и жестоких преступников.

Но не все так просто, потому что государство не может основываться на мнение обычных людей и делать поспешные выводы.

Вообще Россия вправе принимать решения согласно внедрению в систему наказаний ту или иную меру самостоятельно, без участия третьих лиц.

Помимо этого, кардинальный способ воздействия на преступников исключает риски рецидивов, то есть при отмене смертной казни, преступник может вновь повторить свой поступок, а при наличии смертной казни, такого соответственно уже не случится.

Например, многие считают, что человек может перевоспитаться посредством менее кардинального и сурового наказания и встать на праведный путь, тогда как смертная казнь не дает человеку выбора и возможности на исправление.

То есть получается так, что правоохранительные органы борются с преступностью, с совершениями убийств, а сами в свою очередь могут взять и лишить жизни человека, хоть он и является преступником.

Очень важной и серьезной проблемой применения смертной казни является то, что она является необратимым процессом. Если вдруг впоследствии будет доказана невиновность человека, то его уже будет не вернуть, такие случаи неоднократно происходили за всю историю проведения смертной казни.

Вообще государством смертная казнь может быть принята, но вот только это совсем не означает, что ей необходимо пользоваться, она может существовать и просто теоретически, не применяясь при этом на практике.

Ведь таким образом исключатся риски ошибок в связи с наказанием осужденного, также это будет правильным решением исходя из гуманистических соображений.

О смертной казни можно сказать то, что при ее применении не происходит снижения уровня преступности, нравы общественного характера так и остаются крайне жесткими.

В этом то и заключается проблема смертной казни, существует она или нет, особых изменений в мире не происходит, тогда возникает вопрос, а нужна ли она человечеству?


Существует также мнение касательно смертной казни, что лица, совершившие преступление, меняют свой взгляды на произошедшее во время отбывания наказания, то есть, получается, происходит некое переосмысление жизни.

И выходит так, что в суде при вынесении решения о наказании присутствует один человек, а подвергается казни совсем другой, переосмысливший все свои поступки, но это, к сожалению, уже никем не учитывается.

Проведение смертной казни не может дать абсолютно никаких гарантий касательно ошибок в вынесении решения по виновности или невиновности преступника.

Поэтому, чтобы привести в исполнение данное кардинальное наказание, надо много раз проверить правильность и точность доказанной вины, чтобы не вышло ошибки ценою в жизнь невинного человека.

Смертная казнь имеет разные виды ее исполнения, но прежде всего она делится на казнь квалифицированного порядка и казнь неквалифицированного порядка.

Первая предполагает выбирать способ исполнения в зависимости от совершенного неправомерного деяния, то есть она может быть разной.

Вторая же согласно законодательству РФ несет только один вид кардинальной меры наказания, то есть он не зависит от преступления, он будет един для любого деяния.


Видов смертной казни весьма немало, но большинство из них остались за пределами нашего времени.

На данный момент в качестве подобного наказания используется:

  • Проведение расстрела;
  • Проведение повешения;
  • Процесс избиения камнями до летального исхода;
  • Введение смертельной инъекции;
  • Применение наказания электрическим стулом;
  • Процесс обезглавливания;
  • Нахождение в газовой камере до летального исхода.

Данные виды смертельной казни широко распространены в тех государствах, где она имеет место быть. Раньше существовали и другие более разнообразные виды смертной казни, которые в настоящее время уже неактуальны и запрещены, например:

  • Проведение четвертования;
  • Проведение гильотинирования;


Отмена смертной казни в России


Смертная казнь, как мера наказания существовавшая в РФ, была запрещена Конституционным судом 19 ноября 2009 года.

Россия вступила в Совет Европы, после чего ее обязали уложиться в срок, равный трем годам, по отмене смертной казни. А если отмены не произойдет, то Российская Федерация подвергалась риску быть исключенной из Совета.

Почему отменили смертную казнь?

Она была отменена в связи со многими причинами, противоречащими ей.

Самые весомые аргументы, которые выступали за отмену смертной казни:

  • Данное наказание абсолютно противоречит целям проведения общих принципов наказаний, ведь среди главных целей есть та, которая гласит об исправлении осужденных;
  • Смертная казнь отрицательно воздействует на окружающих людей, а именно, многие из них совершают преступления, при этом ей подражая;
  • Существуют и такие случаи, когда судебный орган целенаправленно признает человека невиновным, дабы не произошло осуществление смертной казни;
  • Данный процесс отрицательно влияет на исполнителя приговора;
  • Подсудимый испытывает психологическое давление, ожидая исполнения наказания, а его родные окружены позором.


Но это далеко не все аргументы, которые поспособствовали отмене смертной казни.

Вообще государство в большей части виновато само, в том, что в мире происходят разного рода преступления, потому что все силы направлены на применение наказания преступников, вместо того, чтобы предупреждать все эти преступления и создавать здоровую обстановку в пределах страны.

Проблема смертной казни является очень острой в наше время, и нет однозначного и конкретного ответа, нужны ли такие меры наказания или им нет места в нашем мире.

Большинство людей считает, что смертная казнь просто необходима, потому что якобы с ее помощью достигается справедливость в мире.


Но ведь это абсолютно не так, данное утверждение скорее можно отнести к ситуации наказания ради процесса наказания, а не ради перевоспитания.

А ведь часто бывает так, что осужденный на подобную меру наказания вдруг начинает смотреть на мир по-другому, но у него нет возможности и шансов на новую праведную жизнь.

Также смертная казнь не лишена риска ошибок в вынесении вины, этот факт очень серьезен в данном процессе, ведь его не повернуть вспять, поэтому в случае ошибки страдает абсолютно невиновный человек, и уже государство оказывается в качестве преступника.

Читайте также: