Дмитрий ростовский доклад 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

Жизнеописание Димитрия Ростовского

Детство и учеба

Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.

Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.


Житие Димитрия Ростовского – путь борьбы за укрепление Святого Православия

Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.

Постриг и игуменство

В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.

Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.

Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.

Митрополит Ростовский

В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву. Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние. Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.


Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека

В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это. Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность. Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.

Борьба с раскольниками

Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.

Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.

Светлая кончина и память святого

В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.


Завещание святителя православным христианам

К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.

В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.

В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.

Чудеса и исцеления святителя

В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.


Святые мощи обнаружили в 1752 году

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Храмы в честь Димитрия Ростовского

Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.

Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2

  • 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
  • 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
  • 28 октября (10 ноября).

Спасо–Яковлевский монастырь в Ростове Храм в Очаково Церковь в с. Правая Хава

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою. Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины. Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря [1] .

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ)

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ)

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год

После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

10 ноября 2013 г.

[1] См., например, весьма полную библиографию – за последние почти три десятилетия – в кн.: Стрижев А.Н. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Богословские труды. Вып. 39. М., 2004. С. 378–391.

[2] Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. М., 1839. С. 2.

[11] Цит. по: Поселянин Е.[Погожев Е.Н.] Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Житие Святого Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца. Гражданский подвиг святого Димитрия. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Гражданский подвиг Дмитрия Ростовского Цели: познакомить учащихся с содержанием жития; развивать умение анализировать текст; увидеть в произведении личность святого, обучать умению характеризовать героя; развивать навыки сопоставлять с ранее изученными жития; воспитывать честного, самостоятельного человека, истинного гражданина Отчизны

Димитрий Ростовский (в миру Даниил Туптало, 1651-1709гг.) Митрополит Ростовский Ярославский, проповедник, писатель, православный святой.

Четьи -Минеи Бессмертный двенадцатитомный труд, в котором Димитрий изложил жития святых на каждый день года. В течение 20 лет (1684-1704) он собирал сведения, изучал и составлял жития святых.

Православные святые Святой синод в 1757 году торжественно причислил митрополита Димитрия Ростовского к лику святых Русской православной церкви. Дни памяти: 21 сентября(4 октября) и 28 октября (10 ноября).

Небесный покровитель города Ростов – на -Дону Димитрий Ростовский был не только великим проповедником и ревнителем чистоты православия, но и сподвижником Петра I, выдающимся церковным писателем, мыслителем.

Заветы нам, потомкам Будь, человек, усерден, всегда гори духом… Недаром дана тебе жизнь, но затем, чтобы ты каждый день употреблял с пользой, совершал подвиг добродетелей.

Святитель Димитрий (Димитрий Ростовский; в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 - 1709) — известный церковный деятель, писатель, оратор. В 1757 году канонизирован Русской православной церковью, память совершается 4 октября (21 сентября по старому стилю) и в день Собора Сибирских святых 23 июня (10 июня по старому стилю).

Содержание

Жизнеописание


После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведен в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был иегуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых.

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого.


Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его.

В могиле вопреки указания Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, в могиле был сооружен деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. [1] Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Канонизация


Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит ростовский Арсений, который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появлятся рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершенных при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). [1] В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена переяславским епископом Амвросием, а житие ростовским митрополитом Арсением.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в XVIII веке. [3] Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Литературное наследие

Четьи-Минеи


Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник. [6]

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырех книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковного календаря с сентября месяца.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. [7] Достоевский писал:

Читайте также: