Муниципальная социальная работа как область инновационной практики доклад

Обновлено: 02.07.2024

Активное развитие в современной России социальной работы инициировало возникновение нового исследовательского поля для представителей научного социума.

Полиморфизм смыслового значения понятия объективно ставит большое количество проблем и значительно усложняет их решение. Среди них: анализ теоретико-методологических основ изучения социальной работы; выявление основных тенденций и особенностей ее институционализации; специфика и содержание социальной работы как вида деятельности (профессиональный в том числе), типологизация ее субъектов и объектов, способов, методов и технологий реализации; выявление места и роли социальной работы в процессах модернизации российского общества и т. д. и т. п.

Сегодня под социальной работой понимается и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебная дисциплина, и наука. Генезис и динамика развития данных понятий не отличаются своей временной длительностью. Историческая ретроспектива показывает, что исключением является лишь явление социальной работы, которое как вид деятельности всегда присутствовало в человеческом сообществе и имело в своей основе те философско-идеологические доктрины, которые доминировали в конкретный временной отрезок и отдельно взятой стране или регионе. При всем их многообразии общими были традиции помощи, любви, сострадания, соболезнования, стремление разделить горе и беду другого, которые, как правило, не зависели от официальной идеологии, философской ориентации, вероисповедания и национальности.

Превращение социальной работы в профессиональную деятельность позволило в качестве одной из методологических основ ее изучения использовать теорию деятельности. Более того, ее развитие как вида деятельности привело к созданию в российском обществе принципиально новой системы – системы социальной работы, которая проходит стадию институционализации.

Любое общество, и российское в том числе, представляя из себя систему, одновременно состоит из многочисленного числа подсистем, в основе возникновения, становления и институционализации которых лежат разнообразные виды и типы деятельности. Изменение социальных условий приводит к возникновению новых ее видов и модификаций уже известных.

В основе процесса возникновения, становления и институализации систем лежат разнообразные виды деятельности.

Деятельность является универсальным способом взаимодействия человека с окружающим миром. Любая деятельность имеет свою цель, выполняющую роль системообразующего фактора и обеспечивающего его целостность. Она также имеет формы собственной организации или внешних форм.

У каждого вида деятельности есть свой способ существования как некоторого принципа действия и набора техник, приемов, ее обеспечивающих. Овладение именно способом деятельности позволяет человеку конструировать, воспроизводить определенные ее типы.

Человеческая деятельность всегда существует как действие или цепь действий. При этом детерминирующими факторами деятельности, которые в отличие от внешних по отношению к ней условий имманентны ей, выступают потребности и интересы отдельно взятых субъектов.

Потребности порождаются объективными условиями жизни людей и выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Поэтому вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание возможностей удовлетворения.

Любая деятельность протекает в определенных объективных условиях, которые представляют собой результаты прошлой деятельности, не зависящие от сознания субъектов.

Анализ основных характеристик детальности позволяет рассматривать ее как единство двух сторон: внутренней, субъективной, т. e. идеальной (выбор цели и средств, анализ условий, схема действий), и внешней, объективной, т. е. физической активности субъекта (взаимодействие средств с объектом, объективные процессы, результат).

Существует огромное количество разнообразных типов и видов деятельности. Изменение социальных условий приводит к возникновению новых ее видов и модификации уже известных.

Субъекты, осуществляющие деятельность, создают ее социальную основу и формируют определенную социальную систему. Так, например, субъекты экономической деятельности формируют экономическую систему, носители политической – политическую.

Субъекты социальной работы как деятельности, смысл которой состоит в выявлении проблем отдельных групп и личностей и оказания помощи в их решении при помощи разных способов, также сформировали принципиально новую систему.

Она, как и другие системы общества, является целостным образованием, состоящим из совокупности конкретных элементов с присущими только им свойствами и характером взаимосвязи. При этом вопрос о составляющих систему социальной работы элементах является принципиальным.

А. И. Пригожин, рассматривая закономерности взаимодействия типа и формы системы с ее элементным составом, сформулировал некоторые общие посылки*.

Вторая посылка А. И. Пригожина состоит в признании примата элементного состава, системы по отношению к ее типу и форме в ситуации коренных преобразований. Это означает, что именно элементы системы при соответствующих условиях способны сформулировать адекватные тип и форму системы, а не наоборот.

Третья посылка заключается в том, что в социальных системах носителями системо-творчества являются индивиды, обладающие свойствами субъекта. Главное из этих свойств – деятельное самосознание, т. е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно значимой основы собственного существования.

В социальном смысле субъект – это автор выбора. В организационном смысле субъектность можно представить, как единство целеполагания и целесуществования в одном лице. Субъект есть лицо, способное к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов и выработке собственных целей и средств для их достижения. Его отличает суверенность, т. е. возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление развивать рамки реальной независимости и компетенции. Одновременно субъект – носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, полномочный, например, в межсубъектных отношениях, где он воспринимается с точки зрения своей полезности. Суверенность и функциональность – главные признаки субъекта.

Субъектность – свойство приобретаемое и развиваемое. Всеобщим оно быть не может, ибо является производным от общественных условий и личных особенностей. При одинаковых первых вариативность вторых бесконечна.

Учитывая, что элементы системы социальной работы представлены ее субъектами (теми, кто непосредственно осуществляет ее как вид деятельности) и объектами (теми, на кого направлено ее действие), то проблема субъектности в социальной работе имеет два аспекта.

Первый непосредственно связан с личностью социального работника-профессионала. Ясно, что не все социальные работники могут иметь такое свойство, как субъектность. Оно может быть развито, во-первых, через внедрение как можно большего числа разнообразных организационных форм реализации социальной работы (государственных, негосударственных и коммерческих). Во-вторых, через процесс освоения социальными работниками уже известных социальных технологий и их активного применения, а на более высоком уровне – их разработки, апробации и внедрения. Технологизация деятельности социального работника значительно повышает уровень ее эффективности, активно развивает адаптивные способности личности, улучшает процессы коммуникации и, как следствие, инициирует возникновение такого свойства, как субъективность.

Количественный и качественный состав субъектов и объектов социальной работы как элементов ее системы непосредственно зависит от состояния стратификационной системы российского общества.

Дело в том, что каждая система общества (и политическая, и экономическая, и стратификационная, и система социальной работы и т. д.) так или иначе взаимосвязана с другими, зависима от них, а часто просто ими детерминизирована. Последнее прямо относится к системе социальной работы, напрямую зависящей от состояния стратификационной системы, в основе развития которой лежат экономическая и политическая системы.

Стратификация и социальная работа как системы общества, исходя из принципа социальной детерминации, имеют немало разнообразных видов связей: причинно-следственных, функциональных, связей обусловленности, корреляции, состояний, времени, пространства и т. д.

Прежде всего, стратификационная система как система-причина является источником возникновения системы социальной работы, ее объектов и субъектов. Далее, стратификационная система, выступая в качестве причины, определяет сущность системы-следствия социальной работы, а также априори задает ее основные качественные характеристики. Система-следствие (социальная работа) возникает как своего рода отпочкование от системы-причины. И наконец, преобразования в системе-причине обуславливают коренные образования в системе-следствии. Так, изменения в стратификационной системе, ее дифференциация, усложнение состава меняют институты социальной работы, способствуют появлению ее новых объектов (клиентов), увеличивают число субъектов.

Результатом функциональных связей стало формирование новой социально-профессиональной группы – группы социальных работников, специалистов по социальной работе, занявшей в стратификационной системе свое определенное место, усилив тем самым социальную дифференциацию российского общества.

Кроме субъектов и объектов, в качестве элементов системы социальной работы могут выступать различные организации, осуществляющие функции социальной работы: организации здравоохранения, образования, воспитания и т. п. и т. д.

Они могут быть государственными, негосударственными и коммерческими. В последнее десятилетие значительно активизировались гражданские инициативы, проявившиеся в создании и функционировании негосударственных организаций (НКО). Сегодня они стали достаточно активными субъектами социальной работы. Только в Ярославской области их число достигает полутора тысяч.

НКО содействуют решению важных социальных проблем в обществе, создают условия для развития потенциала человеческой личности, способствуют возрождению духовных и нравственных основ российского общества, по мере сил помогают людям в сложных жизненных ситуациях.

Многие общественные организации проводят научно-исследовательскую работу, занимаются просветительской и издательской деятельностью, выступают в СМИ, привлекая тем самым внимание широкой общественности к актуальным социальным проблемам современного российского общества.

Некоторые НКО проводят обучающие мероприятия (тренинги, семинары, консультации) по овладению различными техниками выживания в условиях стресса, безработицы, безденежья, выходу из кризисных ситуаций, да и просто по решению проблем с наименьшими тратами времени и сил.

При этом члены НКО формируют у граждан установки на решение своих задач и проблем самостоятельно, без надежды на помощь со стороны государства.

Тем самым они как бы инициируют активность людей, помогают им развить лидерские черты и качества, а по-другому – воспитывают и формируют субъектность.

По сути, НКО, в силу объективных причин (особенностей финансирования, а лучше сказать, его отсутствия, специфики психологии их членов и философии существования), вынуждены разрабатывать принципиально новые, подчас неожиданные и нестандартные способы решения социальных проблем. Они выступают общественными генераторами идей, причем идей, которые для своей реализации не требуют особых материальных затрат, но дают значимый положительный социальный эффект, т. е. НКО разрабатывают инновационные социальные технологии, апробируют и внедряют их, а также совершенствуют уже имеющиеся.

Другое свойство любой системы общества, и системы социальной работы в том числе, – ее делимость на подсистемы, которые в свою очередь обладают системными свойствами. Например, можно выделить систему социальной защиты населения, систему пенсионного обеспечения, систему правового обеспечения социальной работы, систему трудоустройства безработных, систему адаптации и реадаптации бывших военнослужащих, заключенных, жертв экологических катастроф и террористических актов и т. д.

Выделенные два свойства системы социальной работы (целостность как совокупность конкретных элементов и делимость) интегрируются в ее структурности. Именно структурность позволяет познать всю систему, так как она выражает способ, закон существования элементов систем. Познать структуру – значит выявить ее элементы и связать их некоторой закономерной связью.

Надо отметить, что внутренняя структура системы социальной работы находится в стадии становления: одновременно идет непрерывный процесс возникновения новых и отмирания старых структурных образований.

Таким образом, система социальной работы относится к классу сложных, самоорганизующихся, развивающихся по нелинейной законам, открытых систем.

Нелинейность в синергетике означает многовариантность или альтернативность путей развития и вытекающую отсюда необратимость процессов. Речь идет о том, что в каждый момент система находится в состоянии развития или, по-другому, в точке бифуркации.

Идея самоорганизации в синергетике раскрывается через механизм самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических структур, механизм перехода от хаоса к порядку и наоборот.

Развитие системы социальной работы социально детерминировано, зависит от конкретных условий, ее функционирования в обществе. Именно эти условия определяют основные направления социальной работы, диктуют приоритетность решаемых проблем и задач, формируют организационные структуры, влияют на специфику методов и технологий, ускоряют или замедляют процессы ее институционализации. По сути, социальная детерминация данного вида системы российского общества определяет характер ее динамики, скорость обмена информацией с другими системами и уровни их взаимосвязей, взаимодействия и взаимовлияния.

* Пригожин А. И. Проблема субъекта в центре процесса приватизации // Социс. 1992. № 4.


В статье поднимаются проблемы модернизации системы государственного и муниципального управления как условие инновационного развития экономики страны. Автор раскрывает значение нового направления институциональных преобразований в рационализации управления социальной сферой исполнительных органов власти на уровне муниципального образования.

Ключевые слова:инновационное развитие, модернизации экономики, новое общественное управление, социальное управление, бюджетное учреждение.

Процесс модернизации системы государственного и муниципального управления направлен на формирование условий инновационного развития экономики России и охватывает разные стороны институциональных преобразований в регулировании функций, бюджета, регламентов, открытости, кадровых ресурсов, информационного обеспечения исполнительных органов власти. Как следствие, потенциал инноваций, одной стороны, повысил технологичность исполнительных органов власти, как на федеральном, так и региональном и локальном уровнях управления, с другой, согласно оценке британского аналитического центра Legatum Institute, в сфере государственного управления России сформировались серьезные проблемы.

Анализируя ход реформ, российские исследователи единодушно признают, что реформы не завершены а, как справедливо отмечает профессор А. В. Клименко, состояние инновационного климата заметно не улучшилось [5, c.9], что подтверждает необходимость дальнейших преобразований системе государственного и муниципального управления. Важным направлением актуализации программы инновационного обновления системы государственного и муниципального управления следует рассматривать сферу регулирования социальных услуг государства.

Разные авторы рассматривают проблему рационализации управления социальной сферой муниципального образования, акцентируя внимание на многообразных аспектах регулирования. Инновационный потенциал социальных преобразований государство соотносит с сокращением социальных расходов включением рыночных инструментов регулирования социальной сферы [2].

Организационные структуры социальной помощи муниципального подчинения страны уже приступили к разработке отдельных элементов инновационных технологий управления. В практику вводятся инструменты мониторинга распределения бюджетных ресурсов. Обсуждаются последствия передачи полномочий по оказанию услуг в сфере социального обслуживания на региональный уровень. Изучается проблема снижения административных издержек посредством разработки социальных стандартов на услуги и развития конкуренции за счет расширения доступа к государственному финансированию организаций гражданского общества (НКО). По мнению ряда исследователей, процесс модернизации в сфере социального управления на местах еще не осознается как условие инновационного развития экономики страны. Частично механизмы повышения эффективности управления и мониторинг были внедрены, но полного контроля над результатами работы социальных служб, их финансовой и социальной эффективностью достичь не удалось [2, c.112].

Задачи инновационного обновления методологии социального обслуживания обусловили разработку проекта оптимизации организационной системы управления Центром. Представленная на рисунке № 1 схема наглядно отражает основные направления по оптимизации процессов и процедур управления, включая направления:

1. Аттестации рабочих мест;

2. Аттестации специалистов Центра;

3. Обучения специалистов Центра по новым направлениям (Институт повышения квалификации при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы);

4. Увеличения числа обслуживаемых семей на одного специалиста (с 15 чел. на 1 специалиста до 60 чел. на 1 специалиста);

5. Увеличения ведомственной территории обслуживания Центра;

– программа поддержки выпускникам сиротских учреждений;

– программа поддержки семьям военнослужащих;

– программа помощи льготным категориям граждан.


Рис.1. Оптимизация деятельности Центра социальной помощи

В логике либерализации управления социальной сферой предполагаются шаги по созданию конкурентной среды, государственные и частные институты будут соперничать в получении договоров на предоставление социальных услуг, а основная функция местной власти по управлению сферой социального обслуживания будет заключаться только в планировании и организации этой работы.

Таким образом, формирование инновационной системы развития экономики предполагает комплексную модернизацию и институтов общественно-экономической структуры страны. Происходит общий переход от государства как распределителя благ и поставщика социальных выплат или услуг к использованию для этих целей семьи и добровольческого сектора. В общественно-экономической структуре смешанной экономики и государства благосостояния России рынок все более прямо или косвенно, в качестве носителя определенных принципов, становится активным участником процесса предоставления социальной поддержки.

Процесс модернизации системы государственного и муниципального управления направлен на формирование условий инновационного развития экономики России и охватывает разные стороны институциональных преобразований в регулировании функций, бюджета, регламентов, открытости, кадровых ресурсов, информационного обеспечения исполнительных органов власти.

2. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Модернизация социального обслуживания: ориентация за результат// SPERO, 2011, № 14. — С.107

5. Клименко А. В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы// Вопросы государственного и муниципального управления, 2014. — № 1. — С.9

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, социальное обслуживание, исполнительный орган власти, социальная помощь, социальная сфера, социальное управление, услуга, информационное обеспечение, конкурентная среда, муниципальное образование.

Ключевые слова

инновационное развитие, социальное управление, бюджетное учреждение, модернизации экономики, новое общественное управление, бюджетное учреждение.

Похожие статьи

Управление ресурсами социальной сферы муниципального.

Управление ресурсами социальной сферы обладает особой спецификой.

- Необходимость разработки системы обеспечения устойчивого развития социальной сферы муниципальных образований, в основу чего должно быть положено формирование.

Деятельность органов государственной власти в сфере.

социальная защита населения, социальная защита, Российская Федерация, социальная политика, услуга, социальное обслуживание, уязвимая категория населения, система, государственная социальная помощь.

Актуальность и проблематика систем городского управления.

социальное обслуживание, муниципальное управление, социальная помощь, исполнительный орган власти, социальная сфера, социальное управление, услуга, муниципальное образование.

Место и роль муниципальных органов управления в новой.

Становление современного местного самоуправления и развитие социально-экономического состояния регионов является одной из ключевых проблем российского государства. Решение ее во многом зависит от лиц.

Качество социальных услуг: методологические и правовые.

В статье исследуется феномен качества социальных услуг в методологическом и теоретическом контексте с учетом современных проблем управления социальной сферой. Ключевые слова: социальная услуга, социальная сфера, рынок платных услуг.

Оценка деятельности органов местного самоуправления как.

местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти, Российская Федерация, орган, государственная власть, гражданин, гражданское общество, муниципальное управление. Взаимодействие органов власти с предприятиями малого.

Роль и место комплексной социально-экономической программы.

муниципальное образование, местное самоуправление, социально-экономическое развитие, образование, устойчивое развитие, Российская Федерация, комплексное социально-экономическое

Конкурентоспособность и управление устойчивым развитием.

местная власть, муниципальное управление, местное.

местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальная власть, муниципальное управление, информация, орган, решение, информационный ресурс, информационное обеспечение, внешняя информация. Место и роль муниципальных.

Оценка эффективности предоставления государственных.

Например, если государственную услугу в социальной сфере получили 100 граждан, а оценили ее качество только двое из них, например, положительно, то следует вывод, что орган исполнительной власти работает эффективно.

В данной статье рассматриваются процессы внедрения новшеств в работу специалистов социальных учреждений. Проанализирован опыт инновационного пространства Ханты – Мансийского автономного округа в области социальной работы. Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества. Актуальным в статье является опыт работы профессионалов и возможность использования новых форм и методов в работе с разными категориями граждан.

Ключевые слова: новшества, самореализация личности, профилактика социальных болезней, система менеджмента качества, малозатратные, стационарно – замещающие технологии социального обслуживания, мобильная служба.

Rodermel′ T.A.

candidate of philosophical Sciences, Surgut State University

FEATURES INNOVATION IN SOCIAL SERVICES

Abstract

This article discusses the processes of innovation in the work of specialists of social institutions. Experiences of innovative space of Khanty-Mansi Autonomous Okrug in social work. Concluded that innovative technologies enable qualitatively to solve the social problems of contemporary Russian society. Topical article is the experience of professionals and the ability to use new forms and methods of work with different categories of citizens.

Keywords: innovations, self-realization of personality, the prevention of social diseases, quality management system, low-cost, permanently-replacement technology for social service, mobile service.

Нельзя не согласиться с тем, что страна стремящаяся встать на путь развития выбирает инновационные преобразования. Также мы не отрицаем, что каждая подходит к этому вопросу по-разному. Некоторые страны, которые уже совершили значительный рывок в инновационном развитии, но есть и примеры стран, которые выбрали путь планомерного, постепенного инновационного роста.

Как правило, этому способствовала эффективная государственная политика, подразумевающая совершенствование законодательной базы в сфере инноваций, целевое финансирование инновационных проектов по приоритетным направлениям национальной экономики, а также формирование и развитие центров разработки и коммерциализации новшеств [1].

Одной из сфер на данный момент, которая является приоритетной – это процесс инновационного развития социальной работы. В России, она имеет свои особенности, которые касаются расширения сети учреждений социального обслуживания, увеличения разнообразия форм и методов работы с клиентами. В современных условиях необходимо непрерывно работать над повышением качества жизни людей и развивать сферу социального обслуживания, используя различные методы. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на повышение эффективности работы с клиентами, возникает потребность в разработке и внедрении инновационных методов.

Социальная работа в современных условиях является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, рациональность, которая зависит от способности государства выделять ресурсы для социальной сферы [4]. Работа с социумом рассматривается также с позиции социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, инновации помогают взглянуть на обычные явления под другим углом и создать что-то более практичное и ценное. Мы обратимся к понятию инновации как внедрённого новшества, используя которое, можно получить более качественный результат в работе. Рассмотрев инновацию в таком аспекте, мы пришли к заключению о том, что профессионалы во всех областях проявляют активность именно такого рода, чтобы получить качественные результаты.

Эффективным и актуальным для внедрения инновационных технологий в социальной сфере являются следующие факторы:

  • нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешёвых способов решения социальных проблем;
  • обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению;
  • резко возросшая открытость российского общества, которая привела к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;
  • тенденция ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;
  • стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.

Воздействие этих факторов на социальную сферу приводит к необ­ходимости внедрения новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы[4].

Важным видится выделение основных целей инновационного управления системой социального обслуживания. К их числу следует отнести повышение самостоятельности клиентов, развитие их способностей контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы [2].

Основной формой работы с гражданами разных категорий является профилактика социальных болезней. В социальной работе – это значит выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности. В связи с этим необходима своевременная профилактика различного рода отклонений – нравственного, физического, психического, социального и т. п.[5]

Главная роль в социальной работе, несомненно, отводится содействию саморазвития личности, реализации её творческого потенциала, способностей, задатков, активизации усилий по решению собственных проблем.

Однако же, общество и государство должны, делать акцент не только на семью как социальный институт при оказании влияния на формирование личности, но и укреплять её потенциал. Так же влиять на процессы оздоровления и нормализации отношений в семье и по месту жительства, создании атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

Нами сделан акцент на необходимости интеграции средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, способствующих непрерывному развитию и самореализации личности на разных возрастных этапах и в принципиально отличных друг от друга сферах её микросреды.

Одной из территорий гарантирующей совершенствование подходов при предоставлении мер социальной поддержки, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению учреждениями является Ханты-Мансийский автономный округе– Югры, в частности Департамент социального развития Югры.

Особенно следует отметить обеспеченность стабильного назначения и выплаты всех социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. Социальная поддержка дополняется социальными услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания [3].

В рамках одной работы невозможно проанализировать богатейший опыт внедрения инновационных технологий в деятельность социальных учреждений в Югре, однако хотелось бы выделить особо важные инновационные технологии в системе социального обслуживания. [3]

Во всех учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует система менеджмента качества, которая отвечает требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. Создание системы менеджмента качества направлено на удовлетворение запросов и потребностей клиентов, повышение эффективности и качества услуг на всех стадиях их предоставления, обеспечение имиджа учреждения. Система менеджмента качества стала реальным инструментом повышения эффективности деятельности учреждений.

Кроме того, в Югре используются инновационные, малозатратные, стационарно – замещающие технологии социального обслуживания:

С целью оптимизации социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Югре широкое применение получил бригадный метод социально-медицинского обслуживания на дому (действуют 66 социальных бригад во всех учреждениях социального обслуживания автономного округа).

В состав мобильных служб входят специалисты учреждений системы социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел [1].

Появилась Служба социальных помощников, которая реализуется в отделениях надомного обслуживания, действующих на базе 8 комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в труднодоступных районах сельской местности (Берёзовский, Белоярский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Кондинский, Октябрьский, Сургутский, Ханты-Мансийский). Технология направлена на профилактику семейного неблагополучия, снижение числа лишений родителей родительских прав в связи с неисполнением обязанностей по содержанию несовершеннолетних.

Немаловажным является создание и развитие деятельности кризисных отделений для женщин, оказавшихся в экстремальной ситуации (гг. Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут). Мощность отделений составляет 33 койко-места. В 2012 г. реабилитированы 134 женщины, 123 ребёнка (в 2011 г. в кризисных отделениях прошли реабилитацию 82 женщины, 102 ребёнка).

Анализ инновационной деятельности свидетельствует о возможности и необходимости воплощения на практике инновационных научных исследований и технологий, поскольку они позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества. Однако при введении любой самой инновационной технологии надо помнить, для чего они нужны. Данные инновационные технологии должны быть направлены на благо человека и во имя человека.

Основная идея, которую мы предлагаем: надо не только давать, но и побуждать людей к действию, к реализации личностного потенциала, к превращению из объекта социальной работы в субъекта.

В организационном плане большое место должны занимать прогностическое проектирование, моделирование, их экспериментальная апробация, введение инноваций позволяющих в конструктивном плане исследовать и решать проблемы, порождаемые процессом модернизации. А в дальнейшем введения инновационных процессов в структуру организации, которые и решали бы проблемы постепенно.

В статье раскрываются основные направления современных инновационных технологий социальной работы, подробно описываются их сущность, особенности, виды и принципы. Также выделяются положительные черты каждого из направлений с точки зрения работы по формированию, сохранению и развитию человеческих ресурсов организации.

Проектирование инновационных технологий в социальной сфере определяется прежде всего необходимостью использования приемов и методов инновационной деятельности, в результате которой рождаются и получают свое воплощение новые научно-практические идеи, подходы, инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к рациональному использованию материальных, духовных, социальных и других ресурсов.

Технология формирования здорового образа жизни работников

Здоровьесберегающие технологии приобретают все большее значение в социальной работе с персоналом организации. Состояние здоровья современного работника имеет тенденцию к ухудшению.

В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании, сохранении и развитии человеческих ресурсов организации данная технология приобретает чрезвычайную значимость.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия работника.

На сегодняшний день особенно актуальна технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоза, в пер. с лат. - разумного образа жизни), хотя в социальной работе с персоналом в российских организациях данная технология еще малоизвестна.

Исследования И. И. Мечникова показали, что "суть ортобиоза - это обеспечение развития человека ради достижения долгой, деятельной и бодрой старости" [1].

Его последователь В. М. Шепель сформулировал современное направление ортобиоза - ортобиотику, в центре внимания которой этнопсихологические характеристики работников, психологическая предрасположенность к стрессу, проблемы питания, общения, проблемы семьи и старости. В каждом конкретном случае предлагается комплексный подход к преодолению возникающих проблем [2].

Словарь управления персоналом. Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой и bion - жить) - наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Базируется на принципах рационального образа жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в социальной работе с персоналом организации реализуется в различных формах:

- профилактические обучающие программы по технологии самосбережения для работников и специалистов по управлению персоналом;

- специальная коррекционная работа с работниками, входящими в группу риска;

- групповые коллективные семинары, проводимые тренером-специалистом, владеющим знаниями в области ортобиотики;

- организация социокультурной деятельности в организации по пропаганде самосберегающего поведения;

- организация досуга, туризма и отдыха с учетом положений ортобиоза, потребностей и пожеланий работников;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма [3].

В рамках данной технологии в качестве основного инструментария осваиваются мини-технологии: рекреация (укрепление физического здоровья), релаксация (укрепление психического здоровья) и катарсис (система мер, укрепляющих нравственное здоровье человека, основанная на самоконтроле, ощущении совести). Работник получает знания по правильному построению режима рабочего дня, режима питания, движения, труда и отдыха. Получая конкретные рекомендации по структуре питания, способам релаксации, снятию напряжения на рабочем месте, повышению стрессоустойчивости, активизации жизненной энергии, работник учится понимать самого себя на телесном уровне восприятия, чтобы вовремя заметить возможные изменения, принять меры, внести необходимые коррективы в свой образ жизни.

Технология формирования здорового образа жизни работников является комплексной и включает диагностические процедуры, преобразование существующей ситуации, то есть поддержку и помощь, контрольную диагностику и профилактику.

Диагностическая процедура включает анализ физического, психического и нравственного состояния здоровья работника.

Преобразование предполагает проведение с коллективом организации курса практических занятий по теме самосбережения здоровья, который должен включать как теоретический материал, так и значительное количество тренингов.

Поддержка и помощь - это конструктивное индивидуальное взаимодействие работников, выбор мероприятий социальной работы и инструментария, укрепление уровня мотивации и оптимистического настроя работника.

Контрольная диагностика проводится с помощью пакета методик, использованных на диагностическом этапе.

Профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психических и социокультурных коллизий у отдельных работников и их групп в организации;

2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизнедеятельности работников;

3) формирование у работника потребности в самосбережении собственного здоровья;

4) содействие в достижении поставленных перед работником целей и раскрытии его трудового потенциала.

Необходимо отметить, что именно профилактика является самым перспективным направлением в рамках данной технологии социальной работы с персоналом, поскольку она предоставляет возможность коллективу организации стабильно развиваться, предупреждает появление конфликтов и стрессовых состояний, неудовлетворенность работников своей трудовой деятельностью, отсутствие стимулов и мотивов к работе. А значит, предупреждает крайние меры, такие как увольнение работников, высокие показатели текучести персонала.

Технология маркетинга в социальной работе

Словарь управления персоналом. Технология маркетинга в социальной работе - это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса среди работников организации на различные социальные услуги и мероприятия, создание соответствующей спросу социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду организации.

Маркетинговое сопровождение социальной работы с персоналом выполняет следующие функции:

- диагностическую (анализ существующих актуальных и потенциальных потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите);

- аналитико-прогностическую (выявление и учет в организации социальных групп и отдельных работников, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки; прогнозирование изменения существующих параметров);

- системно-моделирующую (определение характера, объема, форм и методов социальной работы, направленной на обеспечение социального благополучия работников);

- проектно-организаторскую (разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на удовлетворение потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите).

Маркетинговое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить временный характер. Внешнее маркетинговое сопровождение на предприятии, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб на территории пребывания предприятия, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Такие данные могут быть использованы для составления планов и программ социальной работы с персоналом.

Внутреннее маркетинговое сопровождение социальной работы в организации предполагает обеспечение организационного проектирования и реализацию программ оказания социальных услуг работникам.

Универсальный подход к описанию функций современного маркетинга позволяет выделить 5 блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе социальной работы с персоналом:

1. Аналитическая функция включает изучение внешней среды организации, внутренней среды организации, потребностей и социальных проблем работников, рынка социальных услуг.

2. Инновационная функция включает определение и организацию разработки новых социальных программ и услуг, управление качеством и конкурентоспособностью социальных программ и услуг (мониторинг качества).

3. Функция реализации - это проведение целенаправленной политики предоставления социальных услуг работникам, организация системы функционирования социальных программ и услуг, организация работы по предоставлению социальных программ и услуг конкретным работникам организации, организация сервиса по оказанию социальных услуг.

4. Функция управления и контроля - это организация стратегического и оперативного планирования социальной работы в организации, информационное обеспечение социальной работы, организация контроля проводимых мероприятий.

Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, то есть выполнять социальный заказ конкретных работников, с учетом их особых запросов и возможностей как представителей определенных социальных групп.

Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные социальные потребности работников, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры социальной поддержки.

Маркетинговая среда организации (окружающая среда, в которой осуществляется ее деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для осуществления мероприятий социальной работы, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут организации избежать ряда социальных проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.

Технологии цикла и ритма в социальной работе

Проблемы циклической динамики развития организации привлекали внимание многих российских и зарубежных исследователей, которые увидели в циклическом методе огромный научный потенциал. Однако даже самые передовые достижения в циклической области далеко не сразу становятся достоянием широкой научной общественности [4].

Под теорией циклов понимается теория, исследующая закономерности формирования процессов в виде структурных циклов (ритмов) систем различного типа. В научной литературе циклические теории характеризуются как концепции социального развития, определяющим признаком которых является идея о постоянном и периодическом прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени общественными образованиями, аналогичными замкнутым циклам зарождения, подъема, упадка и гибели.

Циклизм обеспечивает возникновение нового при относительной повторяемости элементов старого.

Остановимся на принципах, содержащих основные, на наш взгляд, критерии, соблюдение которых необходимо для реализации циклического подхода в социальной работе.

1. Принцип циклической интерпретации предполагает циклический уровень описания социальных явлений:

- социальные явления рассматриваются как проявления циклической деятельности и поведенческой активности их участников;

- выявляется циклическая и ритмическая обусловленность поведения для объяснения группового и индивидуального поведения работников, направленного на решение социальных проблем и имеющего социально-технологический эффект;

- выявляется циклическая структура социального поведения субъектов и объектов социальной работы, в этих целях используются теория и методология циклической науки, что обеспечивает эффективный анализ социальной деятельности в организации.

2. Принцип циклического развития конкретизирует идею социального измерения циклических явлений:

- действия субъекта социальной работы в организации (руководства, сотрудников службы управления персоналом) рассматриваются в контексте истории взаимодействия этого субъекта и объектов как этап взаимодействия;

- для понимания цикличного своеобразия в развитии конкретного работника, для объяснения его поведения необходимо биографическое исследование жизненного пути, деятельности работника в организации на основе конкретных трудовых и социальных процессов. Для объяснения группового поведения выявляется общий для членов группы цикл жизненного опыта, производится социальная реконструкция моделей трудового и социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям данной группы работников.

3. Принцип циклического измерения конкретизирует идею гуманитарного измерения циклического процесса:

- социальные, политические, экономические и культурные события, происходящие в организации, сама социальная работа с персоналом оцениваются с точки зрения их циклической повторяемости.

4. Принцип циклического эффекта оформляет приоритетную для исследований социальную область:

- социальная работа с персоналом оценивается с точки зрения циклических последствий, того влияния, которое она оказывает на характер и направленность действий работника или группы работников, условия их жизнедеятельности в организации;

- изменение социальной среды организации можно представить как цикл социальной работы с персоналом, то есть упорядоченные действия субъекта, приводящие к закономерному изменению социальных условий жизнедеятельности объекта социальной работы в организации;

- социальная работа с персоналом как научно-практическая деятельность рассматривает действия субъектов, приводящие к преобразованию социальной среды и влияющие на жизнедеятельность работников, как череду циклических действий;

- действия субъектов и объектов социальной работы рассматриваются как целеполагаемые, то есть направленные на гуманизацию социальной среды организации в соответствии с циклическими особенностями взаимодействия работника, организации и общества.

Методология цикличности может быть использована в социальной работе следующим образом:

- во-первых, важно учитывать периодическую изменчивость социальной деятельности, связанную с ее спецификой, поскольку социальная среда организации, субъекты и объекты сами изменчивы и не всегда определены;

- во-вторых, необходимо иметь в виду повторяемость, ритмичность и стабильность социальной работы, которая означает регулярность организации и проведения мероприятий, поскольку коллектив представляет собой гармоничное целое, постоянно балансирующее между потребностями и интересами отдельного работника и интересами всего коллектива.

1. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 292 с.

2. Шепель В. М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

3. Юматова Д. Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оптимизма: Информ.-метод. материал. М.: ГУ Центр "Семья", 2004.

4. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2006.

5. Социальная работа: теория и практика. Учеб. пособие / Отв. ред. д-р ист. наук, проф. Е. И. Холостова, д-р ист. наук, проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Технологии социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Владос, 2000.

Гост

ГОСТ

Понятие социальных инноваций

В современных условиях организациям и учреждениям необходимо адаптироваться к изменяющимся реалиям, уметь прогнозировать тенденции будущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные новшества, затрагивающие, в том числе, и социальную сферу. Они определяются как социальные инновации.

Социальная инновация – сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике, а также процесс создания новых средств удовлетворения социальных потребностей.

Социальные инновации имеют следующие характерные черты и отличия от других видов инноваций:

  • Они являются результатом коллективного творчества (при разработке материально-технических нередко имеет место индивидуальное авторство);
  • Эффект от социальных инноваций не носит конкретного характера и несколько отдален во времени;
  • Их применение детерминировано внешней средой и личностными качествами людей, задействованных в их осуществлении.

Источниками социальных инноваций служат изменения окружающей среды, различные социальные проблемы, изменение потребностей общества в целом и отдельных его групп и членов.

Социальные инновации развиваются как нововведения в практике общественной жизни, которые призваны способствовать разрешению противоречий, возникающих из-за нестабильности и неоднородности социума.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с применением результатов научных исследований и разработок в процессе создания принципиально нового или усовершенствованного продукта.

Инновационный процесс – процесс генерирования новых идей, их разработки, апробации, распространения и дальнейшего использования на практике.

Существуют факторы, тормозящие инновационный процесс. Из них можно особо выделить социально-экономические (отсутствие должного уровня профессионализма и/или финансирования) и психологические (различные барьеры информационного или мировоззренческого плана, такие как, например, недостаточная информированность о сути и цели инновации) факторы.

Готовые работы на аналогичную тему

Также сдерживают инновационный процесс консерватизм мышления, отсутствие творческого подхода в решении проблем.

Виды и фазы социальных инноваций

В последние годы разработано немало методов и технологий социальной работы. Существуют инновационные технологии в двух видах: в форме программ, документов и в форме реально развивающихся социальных процессов.

Нововведения в работе как отечественных, так и зарубежных социальных служб являются предметов научных исследований в различных областях.

Социальные инновации классифицируются:

  • По уровню и объему: глобальные, региональные, локальные;
  • По масштабу распространения: единичные, диффузные (распространяемые на многие объекты);
  • По сфере жизни общества: социальные, экономические, политические, нововведения в культурно-духовной сфере, в каких-либо социальных институтах;
  • В соответствии со структурой социальной сферы: управленческие, правовые, образовательные, педагогические, и т.д.

Каждая социальная инновация в процессе разработки и внедрения проходит несколько фаз:

  1. Анализ – выявление проблемы, ее актуализация, определение метода исследования);
  2. Разработка – определение целей и направленности новшества, сбор и анализ данных, поиск альтернативных решений, соединение компонентов разработки в единое целое, проверка в реальных условиях, решение процедурных вопросов его применения;
  3. Развитие – изучение нововведения, проверка его адекватности существующим условиям, доработка;
  4. Оценка затрат, продуктивности и т.п.;
  5. Распространение и окончательное внедрение.

Отдельные технологии социальной работы

Примером технологии социальной работы, где применяются различные инновации, может служить технология социальной адаптации.

Социальная адаптация – процесс активного включения человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду, которая будет благоприятна для его самореализации.

Технология социальной адаптации представляет собой совокупность способов взаимодействия социального работника и клиента. Она реализуется в таких формах организации работы как индивидуальные беседы, различные тренинги, занятия коллективным творчеством и т.п. Все это подчинено одной цели – обеспечить развитие у объекта умения решать и устранять проблемную ситуацию.

Весь процесс социальной адаптации проходит в несколько этапов: подготовительный, тап включения в социальную группу, усвоения социально полезных ролей и, наконец, развития социально-психологической адаптированности.

Подготовительный этап связан с определением правового статуса клиента, ознакомлением с особенностями его личности.

На этапе включения в социальную группу проводится ознакомление нового участника с ценностями и нормами, помогающими ему адаптироваться к условиям учреждения социального обслуживания.

На этапе усвоения социально-полезных ролей происходит вовлечение в участие в социальной деятельности, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Последний этап – это этап развития социально-психологической адаптированности. Здесь важно развить у человека способность самому находить выход из проблемных ситуаций.

Для разработки инновационных социальных технологий необходимо изучение нынешнего состояния общественных систем, а также прогноз их будущего развития. Прогнозирование в социальной работе представляет собой попытку предвидения состояния того или иного социального явления в будущем, на основе полученных данных.

Разработка прогнозов в социальной работе ведется несколькими способами. Тут применяется анкетирование (опрос населения, экспертов); экстраполирование и интерполирование; моделирование, т.е. построение моделей изучаемого социального явления или процесса, с учетом возможного или желаемого направления его развития.

Прогнозирование в социальной работе имеет большое практическое значение, связанное с подготовкой проектов и программ развития объектов в социальной сфере, к которым относятся социальная защита населения, здравоохранение, образование и т.д.

Читайте также: