Доклад о социальной политике долгосрочные тенденции и изменения последних лет

Обновлено: 28.06.2024

В обществе принято полагать, что социальная политика реализуется лишь посредством увеличения размеров пенсий, зарплат и социальных пособий. Однако современная социальная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение справедливого распределения доходов и комфортных условий жизни граждан. Она также включает в себя решение вопросов трудовой занятости, жилищных, демографических проблем, максимальной реализации прав каждого гражданина[1].

Одним из ключевых показателей уровня жизни населения является уровень его доходов. В России основным компонентом данного показателя является заработная плата. С 01 января 2021 года повысилась минимальная социальная гарантия по заработной плате в РФ – минимальный размер оплаты труда (МРОТ), величина которого теперь составляет 12 792 руб. Ранее он был привязан к прожиточному минимуму для трудоспособного населения, а с текущего года будет рассчитываться исходя из показателя медианной заработной платы. Динамика МРОТ за последние пять лет представлена на рисунке 1.

Динамика МРОТ

Данные, представленные на рисунке 1, демонстрируют, что за последние три года уровень минимальной социальной гарантии в оплате труда вырос почти на 35%. Однако это не вызвало кардинальных изменений уровня жизни большинства россиян.

Помимо абсолютного значения данной величины важным индикатором эффективности социальной политики является такой показатель как индекс Кейтца – соотношение МРОТ и средней зарплаты. По рекомендациям Международной организации труда он должен составлять 50%, а Европейского союза – 60%. Индекс показывает уровень социального неравенства в доходах граждан и служит гарантом достойной жизни работающего населения.

По состоянию на 1 октября 2020 года данный индекс в России составляет 24,7% (средняя зарплата за III квартал 2020 года составила 49 021 руб.[3]). Таким образом, для обеспечения нормального уровня жизни в России необходимо более 2 МРОТ.

Многие эксперты считают, что недооценка стоимости труда является одной из ключевых проблем отечественной экономики. Это проявляется в низком уровне его оплаты и в низких гарантиях по заработной плате. Очень часто представители правительства и работодатели в качестве обоснования низких гарантий по заработной плате отмечают низкую производительность труда. Однако если сравнить такие данные, например, с США, то производительность в России меньше в 2,2 раза, при этом гарантии по минимальной заработной плате ниже более чем в 6 раз. В Бразилии производительность труда составляет 56% от уровня России, при этом, минимальная заработная плата в 1,8 раза выше[4].

Повышение МРОТ и приравнивание его к прожиточному минимуму было первым шагом в направлении укрепления декларируемых Конституцией РФ принципов социального государства. Следующим шагом должно стать обеспечение справедливой минимальной заработной платы через привязку МРОТ к минимальному потребительскому бюджету. Без установления справедливой цены на труд невозможно решить основные экономические проблемы: обеспечить высокие темпы роста экономики и высокую покупательную способность населения.

Рост доходов населения положительно отражается на уровне и качестве жизни населения. Однако, в современных условиях экономике может не хватить необходимого потенциала, чтобы обременить работодателей дополнительным ростом затрат на оплату труда. А это, в свою очередь, может привести к оптимизации персонала на предприятиях и, как следствие, к росту безработицы. Такие явления негативно сказываются на качестве жизни населения.

Одной из ключевых проблем социальной политики РФ остается значительный уровень бедности российских граждан. При этом особого внимания заслуживает проблема работающих бедных. Так зарплату на уровне МРОТ получают почти 5 млн. россиян[5]. Доля населения с доходами ниже порога бедности представлена на рисунке 2.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

Следует отметить, что существование бедных и богатых является результатом не только дифференциации в получаемых доходах. Лицами, живущими за чертой бедности, часто становятся и за счет влияния других факторов. К ним можно отнести, например: состояние здоровья членов семьи, ее численность, количество иждивенцев, потеря работы и т.п. Минимизация влияния этих факторов выступает одной из ключевых задач социальной политики государства. Ее решение, как и многих других социальных проблем, осуществляется в основном за счет прямой финансовой поддержки. Помощь предоставляется в виде дотаций на содержание детей, лечение, пособий многодетным семьям и т. п. [8]

В связи с этим, одной из ключевых проблем социальной политики является также достаточное финансирование установленных социальных выплат. Наряду с полным и своевременным финансированием мер социальной поддержки граждан для повышения эффективности социальной политики необходимо внедрять перспективные формы поддержки, обеспечивающие адресность и дифференцированный подход в зависимости от материального положения граждан, трудоспособности и других обстоятельств.

Однако для решения проблем уровня жизни населения необходимы не только меры прямой поддержки и законодательного регулирования, обязывающие работодателей увеличивать размер заработной платы, но и экономическая политика обеспечивающая рост промышленного производства, и, как следствие, рост показателя ВВП. Чем более масштабными будут государственные вложения в экономику, тем скорее будет ликвидировано отставание в социально-экономическом развитии от стран-лидеров и, следовательно, достигнут необходимый уровень жизни.

Для обеспечения инновационной направленности экономики необходимо обеспечить повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, совершенствования нормативно-правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность и кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создание благоприятных условий для внедрения в экономику передовых технологий, включающих комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Также необходимо усилить систему социального обеспечения. Этого можно добиться посредством повышения социальных стандартов для определенных незащищенных категорий населения (матери/отцы одиночки, пенсионеры, сироты, беременные женщины, и т. п.).

Меры социальной политики также должны быть направлены на совершенствование системы здравоохранения и образования. Необходимо повышать качество и доступность медицинского обслуживания и образовательных услуг, так как без этого невозможно достижение высокого уровня жизни населения, даже при эффективном развитии экономики.

Современная политика, проводимая Президентом и Правительством РФ, заключается в обеспечении стабильности государства, преодолении экономических и политических кризисов, смягчении их последствий. Однако, несмотря на отдельные положительные тенденции, уровень имущественного расслоения в России растет, а реальные доходы населения снижаются. Поэтому первоочередной задачей социальной политики государства должна стать разработка комплексной стратегии повышения уровня жизни населения Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное, основными направлениями развития социальной политики могут стать:

  1. Эффективная социальная защита населения: адресная поддержка лиц, относящихся к категории бедных и льготных категорий населения; повышение размера социальных стандартов, трудовых и социальных пенсий; полный охват бедного населения государственными социальными программами; снижение дифференциации населения по уровню доходов; повышение эффективности государственной поддержки семьи.
  2. Создание условий для эффективного развития предпринимательской деятельности путем упрощения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочного финансирования, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами, рациональной защиты внутренних рынков и поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Повышение уровня и качества жизни населения является ключевой проблемой социальной политики и одновременно индикатором ее эффективности. При этом мер одной лишь социальной политики явно недостаточно для кардинальных сдвигов в этом направлении. Для достижения качественных изменений уровня жизни должен быть задействован весь комплекс инструментов государственного регулирования, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие.

Связанные статьи:

Список использованных источников

[1] Ракитский, Б.В. Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики / Б. В. Ракитский. Том I и II. М: Изд. Института перспектив и проблем страны, 2017. – 412 с.

[8] Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к.э.н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. – 144 с.


В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в первую очередь уровень и качество жизни населения. Социальная политика реализуется в интересах всех категорий граждан, она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Ключевые слова: социальная политика государства, направления социальной политики, Конституция РФ.

Социальная политика государства— политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

В условиях современного развития государства неотъемлемое значение имеет социальная политика, которая способствует полноценному развитию и становлению общества. В основе данного определения необходимо выделить особым образом социальное развитие общества, которое строится посредством развития и проведения социальных реформ на всех уровнях власти.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения — совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Россия имеет собственную социальную политику, которая имеет свою особенность, она направлена в первую очередь на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Рассмотрим основные направления, которые являются приоритетными в развитии социальной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации, в первую очередь, под охрану берутся труд и здоровье людей, во-вторых, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в-третьих, проводится государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также социально незащищенных слоев населения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основные направления реализации социальной политики заложены в Конституции Российской Федерации и определены в первых статьях документа.

Социальная политика государства реализуется в интересах всех граждан, проживающих на территории страны. Она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Таким образом, государственная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы образования, поддержку материнства, детства и отцовства, защиту интересов незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, сирот, развитие спорта и популяризацию здорового образа жизни и продолжительности жизни населения. Государственная социальная политика строится в русле социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами общества, основа которой закладывается в Конституции РФ.

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: Инфра, 2018. — 456 с.
  2. Алексеев Ю. П., Берестова Л. И., Бобков В. Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н. А. — М.: Экзамен, 2017. — 736 с.
  3. Ахинов Г. А.,Калашников С. В. Социальная политика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. — 524 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, экономический рост, Российская Федерация, качество жизни населения, социальная политика государства, социальная сфера, будущий интерес общества, государственная социальная политика, незащищенный слой населения, современное развитие государства.

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации социальной политики как целостной картины, отражающей стремление государства отвечать вызовам времени, изменения в ряде направлений жизни общества и человека.

Ежегодные публичные отчеты на федеральном уровне и субъектов РФ позволяют отслеживать динамику развития социальной политики, прогнозировать ее перспективы. Тем не менее, научное сообщество стремится анализировать именения в социальной политике и через тематику научных конференций, конгрессов и через исследования научных школ. Особый интерес представляют аналитические исследования ВШЭ. Так, например, за последние годы можно наблюдать анализ следующих актуальных проблем социальной политики, рассмотренных на российском и международном уровне научного сообщества.

Анализ сценариев (прогнозов) социально-экономического развития страны. Минэкономразвитие подготовило такой документ до 2030, где определило направления по трем сценариям и характеристикой ожидаемых результатов: консервативный, инновационный и целевой (форсированный). Тем не менее, ни один из них не смог предвидеть санекционный режим, поэтому в 2015 году пересмотрены позиции Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Демография и миграционная политика России тесно связаны с проблемами семьи. На примере действий Правительства в начале 2016 года можно отметить, что общество настояло на реализации ранее принятых Правительством Программ по поддержке молодых семей. Т.е. гражданская активность населения, характерная для социального государства и соответствующая политика в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действительно актуальна для органов исполнительной власти. При этом демографическая политика в России более важна, чем миграционная, по сравнению с европейскими странами.

Рынок труда и законодательная политика на рынке труда отражена в кардинальных изменениях ТК РФ. Несмотря на кризисные явления в экономике, усилены аспекты защиты работников по отношению к работодателям. При этом, изменения последних двух лет демонстрируют переход от поддержки политики работодателей в сторону концепции соуиальной ответственности (КСО). Причем данные изменения начались именно в среде коммерческих организаций и государственных корпораций через систему мониторинга, в том числе ежегодных публичных и статистических отчетов. Известно, что на данные меры повлияло вступление России в ВТО и система международного менеджмента качества. Но следует отметить настойчивую политику президента в наименее выгодных для экономики позициях при повышении социальной ответственности бизнеса и установления межсекторного взаимодействия: бизнес-общество-власть. При этом необходимо отметить, что данная политика, проводимая через Министерство экономического развития, особенно в области грантовой поддержки социальной инициативы общества и меценатства со стороны бизнеса с 2015 года частично переходит в сферу влияния Общественной Палаты России. Явные причины данного явления не указаны в нормативных актах, т.к. изменения кажутся естественными: в течение 2015 и 2016 годов наблюдается процесс передачи функций из одних органов другим по многим отраслям деятельности органов испольнительной власти. Наиболее важным на рынке труда следует отметить процесс введения профессиональных стандартов, многие из них начнут свое действие с 1 июля 2016 года. Оценка данных изменений, полностью изменивших ситуацию в профессиональной деятельности и в области образования (ФГОС ВО) вызывает неоднозначную оценку специалистов с момента начала разработки профстандартов, поэтому социальная оценка ожидаемой экономической эффективности нововведений еще впереди. Главным же рузультатом является уход от профессий, характерных для индустриального общества и несоответсвующих вызовам информационного общества. При этом происходит политика активизации профориентации, что алогично в усоовиях доминирования видов деятелоьности, а не профессий, трудовой мобильности и развития фриланса вместо трудовых династий, что находит отражение в постпенномпоцессе отмены трудовых книжек с 2017 года.

В системе социальных мер по поддержке социальной стабильности жизненного уровня населения находится и решение жилищных проблем. Стремительный рост ввода количества домов с одной строны решает проблемы молодых семей и также решает демографические проблемы, однако, с другой стороны население обнаружило рассогласование между количеством и качеством не только сданных в эксплуатацию объектов, но и организации сервисных услуг со стороны управляющих компаний. Особо остро стоит проблема застройки в исторической части городов, которая не только связана с информационной (визуальной) экологией, но и с обеспечением таких ресурсов как вода, тепло, свет в силу изношенности инфраструктуры.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации",

А также значение имеют международные документы социальной направленности - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года, Международный план действий по проблемам старения населения 2002 года, специальные решения Организации Объединенных Наций по вопросам старения населения и положения пожилых людей (такие как Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (1991 год))

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

"О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"

6. Постановление Правительства РФ от 22.01.2015 № 33

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456"

8. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 85 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года"

14. Колосницына М., Сонина Ю. Пенсионеры на российском рынке труда: тенденции экономической активности людей пенсионного возраста // Демографическое обозрение. Электронный научный журнал. 2015, - №2, - С. 37–53

В 2020 году государство выступило с четырьмя инициативами, которые могут долгое время влиять на социальную политику в стране, утверждают эксперты ВШЭ. Среди них — решение о едином реестре россиян и рост налогов с высоких доходов

Такими далекоидущими инициативами в ВШЭ назвали:

Источник информации о гражданах

Закон о создании единого регистра населения был подписан в июне 2020 года. Этот всеобъемлющий документ будет наполнен сведениями из реестра ЗАГС, а также от разного рода ведомств — МВД, Минобороны, Минобрнауки, Пенсионного фонда и т.д. Официальная цель создания единого регистра — оказание россиянам адресной социальной поддержки без подтверждающих документов. Его оператором станет Федеральная налоговая служба (ФНС), которая в последнее время все больше знает о россиянах.

Владимир Путин

Уход от абсолютной бедности

С 1 января 2021 года прожиточный минимум и МРОТ в России устанавливаются исходя не из потребительской корзины (такой подход действовал с 1997-го, а состав корзины не пересматривался с 2012 года), а на основе медианной зарплаты и медианного дохода населения. Медианный доход — это уровень, выше которого доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже (медианная зарплата — аналогично). В этом году МРОТ составит 42% от медианной зарплаты (12 792 руб.), а прожиточный минимум в целом по России — 44,2% медианного дохода (11 653 руб.).

Переход от абсолютного (по потребительской корзине) к относительному (доле от медианного дохода) критерию определения черты бедности означает перевод политики по сокращению бедности к показателям уровня жизни всего населения страны, а не только беднейших слоев, считают эксперты ВШЭ. Они утверждают, что сокращение доли бедных в новом определении невозможно без существенного снижения дифференциации денежных доходов всего населения.

Фото:Frank Augstein / AP

По плану правительства, уровень бедности в России должен быть снижен до 6,5% к 2030 году с 12,1% по итогам 2020-го. Власти рассчитывают, что привязка МРОТ к медианной зарплате в этом поможет, поскольку минимальная оплата труда в таком случае будет расти теми же темпами, что и медианная зарплата.

Рост налогов для граждан

Фото:Михаил Метцель / ТАСС

Цифровой рубль для социальной политики

Читайте также: