Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте доклад

Обновлено: 20.05.2024

Важное место в ряду языковых изменений занимает актуализация лексики - переход из пассивного словаря в активный.

В понятие актуализации входят активные семантические преобразования (расширение сочетаемости и изменение ее характера, образование новых значений слов, в том числе переносных, а также изменение значений слов в связи с идеологической переориентацией), возникновение серий устойчивых сочетаний, словообразовательную активизацию.

Сочетаемость как основа семантической деривации чрезвычайно характерна для нашего времени. Чем дальше отход от типовой узуальной сочетаемости, тем больше возможности семантического развития. Слово, обращенное к другому объекту мира, меняет свою семантику, одновременно меняя для говорящих сам фрагмент языковой картины мира.

Сюда же относятся широко распространенные в современной России наименования реалий и явлений, заимствованных из социального устройства зарубежных стран: мэр, мэрия, парламент, муниципалитет, офис, фермер.

Следует отметить, что в речевое употребление в конце ХХ века вернулись слова, относившиеся ранее к дворянскому, светскому образу жизни. Например, обращения (господин/госпожа), названия профессий и занятий (дворецкий, гувернер/гувернантка, ресторатор и др.), названия одежды и аксессуаров (боа, ботоньерка и др.), а также выражения светский лев/светская львица, светский раут почти утратили свою экспрессивную окрашенность.

В языке конца XX в. из трех рассмотренных потоков сниженных элементов наиболее сильный - жаргонный, наиболее слабый - просторечный.

Подводя итоги главы, можно сказать, что русский язык последнего десятилетия демонстрирует низкий уровень стабильности лексической системы. Для этого периода характерны:

интенсивность, быстрота изменений в лексико-фразеологическом составе русского языка;

определяющее влияние общественно-политических процессов на языковое развитие;

активные процессы архаизации групп общественно-политической (советской) лексики;

процесс актуализации (деархаизации) лексических единиц;

жаргонизация литературного языка;

заимствования лексических единиц из иностранных языков.

Основные процессы в лексической системе русского языка современного периода: уход из употребления устаревших или устаревающих слов, выражающих неактуальные для сегодняшнего дня понятия; это появление новых слов, понятийно актуальных, ранее отсутствовавших в языке; это возвращение к жизни прежде неактуальных лексем, связанных с понятиями религии, дореволюционного образования, административно-территориального деления, социальной структуры общества; это переоценка некоторого круга слов, связанных с социально-экономическим переустройством российского общества; это иноязычные заимствования и разрастание сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексических групп социально или профессионально ограниченного использования.

Лексические процессы, как правило, сопровождаются трансформацией в семантике слова, его сочетаемости, а также в его стилистической переориентации.

Основными продуктивными способами словообразования в русском языке современного периода являются, в морфологическом, приставочный способ словообразования, аббревиация; в неморфологическом - лексико-семантический, лексико-синтаксический способы.

В современный период расширение словаря русского языка в основном происходит благодаря заимствованиям. Основным источником заимствований является на сегодняшний день американский вариант английского языка.

Это, прежде всего, названия новых явлений, предметов, понятий в политике, экономике, науке, быту, торговле, искусстве.

Ярко выраженным процессом является перемещение лексических элементов из периферийных сфер языка в центр системы. Эти элементы - жаргон, разговорные элементы, просторечие. В языке конца XX - начала XXI вв. из трех рассмотренных потоков сниженных элементов наиболее сильный - жаргонный, наиболее слабый - просторечный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Употребление устаревшей лексики в новом контекстеУрок родного русского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Употребление устаревшей лексики в новом контекстеУрок родного русского языка.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Куприн А.И

Устаревшие словаэто особая группа слов, которые вследствие тех или иных причи.

Устаревшие слова
это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи. Они разделяются на две категории - историзмы и архаизмы. Обе эти группы похожи между собой, но всё же имеют несколько существенных различий

Историзмычелобитье – это: 1) поклон с прикосновением к земле лбом; или 2) п.

Историзмы
челобитье – это:
1) поклон с прикосновением к земле лбом;
или 2) письменная просьба.

ИсторизмыСтольник – придворный, который на одну степень ниже боярина, обычно.

Историзмы
Стольник – придворный, который на одну степень ниже боярина, обычно прислуживавший при боярском или царском столе.

АрхаизмыКомедиант - в средневековой Европе (в России в XVI—XVII веках) — бро.

Архаизмы
Комедиант - в средневековой Европе (в России в XVI—XVII веках) — бродячий артист, исполнитель ролей в балаганных представлениях.

АрхаизмыБрадобрей – занимающийся бритьем, парикмахер.

Архаизмы
Брадобрей – занимающийся бритьем, парикмахер.

Неологизмы – это новые слова, новизна которых ощущается говорящими, они ещё н.

Неологизмы – это новые слова, новизна которых ощущается говорящими, они ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет.
Неологизмы

НеологизмыКриптовалюта – виртуальные деньги, майнить – добывать криптовалюту.

Неологизмы
Криптовалюта – виртуальные деньги, майнить – добывать криптовалюту.

Работа по учебникуПар 4, стр27, упр. 45

Работа по учебнику
Пар 4, стр27,
упр. 45

ЭтажеркаРадиоприёмник

Приём в пионеры

Приём в пионеры

Кассовый аппарат

Школьная парта

Чернильница-непроливайка

Пишущая машинка

Работа с текстом1).Зад №2 стр. 28 Зад.5 Зад 6, чтение материала на стр 292).

Работа с текстом
1).Зад №2 стр. 28
Зад.5
Зад 6, чтение материала на стр 29
2). Упр. 47 устно.

Герб Российской империи

Герб Российской империи

Нижегородский Кремль

Троице-Сергиева лавра

Закрепление: Подберите к данным устаревшим словам современные , запишите полу.

Закрепление:
Подберите к данным устаревшим словам современные , запишите получившиеся пары:
(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8) лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16) тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета, (21) ваятель, (22) вопрошать, (23) ратник, (24) отколе, (25) сирый, (26) смута, (27) брадобрей, (28) водомёт.
Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан, слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Что нового узнали сегодня на уроке? Оцените свою работу Рефлексия

Что нового узнали сегодня на уроке?
Оцените свою работу

Домашнее задание Упр. 52, стр 34

Домашнее задание
Упр. 52, стр 34

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 248 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Употребление устаревшей лексики в новом контексте

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2021 2137
  • PPTX 10.2 мбайт
  • 310 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевчук Анна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ворукова Фатимат Инальевна

ЦЕЛЬ: Установить связь слов устаревшей лексики с современным русским языком.

· Научиться правильно произносить слова устаревшей лексики.

· Сравнивать слова устаревшей лексики с их аналогами в современном русском языке.

· Разделить слова устаревшей лексики на тематические группы и научиться использовать их в определенных ситуациях.

· Воспитывать уважение к русской старине, к ус­таревшему слову, любовь к Родине, ее самобытности.

Для этого использованы следующие методы:

ВложениеРазмер
titulnyy_list.doc 25.5 КБ
ustarevshaya_leksika_v_sovremennom_russkom_yazyke.doc 90 КБ
prezentatsiya_ustarevshaya_leksika.ppt 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

IX городская научно - практическая конференция школьников

Секция: литературное чтение

Автор работы: Белова Мария

Место выполнения работы:

МОУ СОШ №3, 4 класс.

Научный руководитель: Ворукова Фатимат Инальевна, учитель начальных классов,

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: Установить связь слов устаревшей лексики с современным русским языком.

Для этого использованы следующие методы:

2.1. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА

Устаревшие слова - это слова, вышедшие из постоянного употребления, но

сохранившиеся в старом словаре и в большинстве своем понятные людям, употребляющим эти слова в своей речи (аршин, монарх, вече, лапоть, прялка, соха). Устаревшие слова образуют в языке систему устаревшей лексики, структура которой определяется различной степенью ее устарелости, различными причинами устарелости и характером использования. По степени устарелости выделяются:

2.2. РАЗРЯДЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ

По происхождению устаревшие слова, например, для современного русского языка могут быть исконно русскими ( шелом, хоробрый, оный, сполох), старославянскими (вран, вещать, лобзать), заимствованными (пехота, инфантерия). В зависимости от причин устарелости устаревшие слова делятся на два разряда: историзмы и архаизмы (архаизмы – это оборот речи, грамматическая форма, пережиток прошлого устаревшее слово) .

Историзмы как обозначения понятий, предметов или явлений прошлого, потерявших свою значимость (необходимость) в настоящее время, вышли из постоянного употребления, переместились в пассивный (старый) словарный состав, однако сохраняют при этом разного рода связи с лексикой постоянного словаря.

1) лексические - вышедшие из постоянного употребления в связи с исчезновением обозначаемых понятий и неиспользуемые современным языком для обозначения новых понятий (барщина, дворовые, купец, кафтан);

Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.

Архаизмы - это слова, называющие существующие понятия, но вытесненные по каким-либо причинам из постоянного употребления другими словами, их синонимами. Выделяются два типа архаизмов:

1) лексические архаизмы, включающие в себя:

2.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ

а) В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

б) В ИСТОРИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ

Архаизмы употребляются только с определенными стилистическими целями. В исторических повестях, рассказах - для воссоздания реальной исторической обстановки, речи героев:

(А Старостин "Куликовская битва").

в) В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

В публицистической и художественной речи архаизмы используются для создания высокоторжественного стиля:

… И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев тяжёлые персты .

г) В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Очень выразительны архаизмы в поэтической речи, особенно в сочетании с лексикой постоянного запаса:

. Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нитью золотит.

2..4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИУСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ

Что же предлагает авторы учебников по чтению для работы с устаревшими словами?

Основные методы при объяснении устаревшей лексики - словесные и наглядные. Слово, данное вне текста, даже если его хорошо объяснил учитель, трудно запомнить. Поэтому мы решили использовать тематическую классификацию устаревшей лексики в качестве одного из приемов работы над ней. Ее можно оформить в виде таблицы (желательно с рисунками) и регулярно пополнять новыми словами, встретившимися в учебниках по чтению, либо в произведениях для внеклассного чтения. Такая таблица хорошо запоминается и помогает нам пополнять наш словарный запас, повышает интерес к чтению исторической литературы.

2.5. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ.

Мы выделили некоторые тематические группы устаревшей лексики.

1) названия древних воинов: богатырь, дружинник, ратник, витязь, воевода, паробок, хорунжий; (Приложение 4)

2) доспехи и вооружение воинов: латы, кольчуга, шлем, меч, щит, копьё, булат, ножны, лук, стрелы, колчан, палица, колесница. (Приложение 5)

1) дома и дворы: терем, горница, погребица, светёлка, овин, куртины, каретник, студенец;

2) средства передвижения: дровни, кибитка, колымага, гуж, поклажа;

3) одежда, обувь: кушак, кичка, душегрейка, зипун, кафтан, саван, лапти, красные сапоги; (Приложение 6)

4) названия мер длины, веса, расстояния: аршин, сажень, верста, пуд, полпоприще;

5) музыкальные инструменты: гусли яровчатые.

1) названия сословий: вельможа, владыка, князь, царь, царица, царевич, бояре, столбовые дворяне, купец, хан, казак, помещик, крестьяне, дьяк;

2) названия профессий: стражник, воевода, дровосек, ямщик, кучер, дворовые, челядь, приказчик;

3) территория: град, стольный град, волость, слобода, удел;

4) атрибуты государства: острог, барщина, лобное место, званый пир,

Части тела человека: очи, уста, ланиты, чело, персты и т . д.

2.6 ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ.

Работа с такой таблицей может стать достаточно разнообразной, например: провести викторину на классном часе. Вот примерные вопросы, которые можно использовать:

1) К какой тематической группе можно отнести следующие устаревшие слова: землянка, царские палаты, котомка, чёрная крестьянка и т.д.?

2) Мог ли князь надеть на себя зипун, подвязаться кушаком?

3) Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами?

В конкурсы, литературные викторины можно включать задания типа:

1) нарисовать булат, палицу, колчан, шишак древнего воина;

2) найти "лишнее" слово: кучер, ямщик, каретник; богатырь, ратник, вельможа; аршин, сажень, овин и т.д .

3) образовать словосочетание, состоящее из прилагательного (тороватый, ратный, полонённый, беспорочный, торный, столбовой) и соответствующего ему по значению существительного, представленного в таблице;

4) какие существительные, обозначающие лица, могли совершать действия, названные следующими глаголами: молвить, осердиться, наречься, внимать, вопрошать, гневаться, порешить, опочивать, полонить, преставиться, призреть, приторочить, сказывать, ратовать, сокрыть?

Конечно, такого рода задания можно проводить только после достаточно кропотливой работы по объяснению устаревших слов.

. На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые персты,

На ногах красные сапожки… (Приложение 7)

Можно значительно расширить объяснения данных устаревших слов, представленных в сносках.

Кичка - старинный женский головной убор. Его еще называли по-другому - кика. Она состояла из к цки , огибавшей голову, как широкой лентой, и соединялась концами на затылке; верх был из картона, покрывался цветной тканью. Какая ткань на старухиной кичке? (Парча, парчовая кичка.) Передняя часть кички украшалась запонами, перьями с жемчугом и драгоценными камнями. Сзади к кикам пришивался бархат или соболь. Под кикой пряталась женская коса, символ брачной жизни. В Х в. голову замужней женщины покрывал платок, а чуть позже кичка или, как называли в других областях, кокошник, сорока.

Душегрейка - теплая короткая кофта без рукавов. (Приложения 3, 7) На старухе не простая душегрейка, а дорогая, соболья. Меха - одно из основных богатств Руси на протяжении многих веков. Кроме соболя, одежду богатых людей шили из меха куницы, горностая, лисы, белки (для наглядности учитель использует образцы с кусочками разного меха).

Во 2 классе при чтении отрывка из стихотворения Н. Некрасова "Дед Мазай и зайцы" мы дополнили данную тематическую группу следующими названиями русской одежды:

. Глядь, у куста копошится зайчиха –

Еле жива, а толста, как купчиха!

Я её, дуру, накрыл зипуном …

Многие из нас не знают, что зипун и кафтан - это виды традиционной русской одежды. На протяжении многих веков одежда на Руси не имела больших изменений, потому что русский народ в этом отношении очень постоянен. Все сословия носили одежду одного типа, отличавшуюся лишь богатством материала и украшениями.

Основным типом мужской одежды был кафтан - верхняя одежда с длинными рукавами, с пуговицами или кляпышами с петлицами, застегивалась впереди посреди груди. Кафтаны носили все. Только у богатых людей кафтаны были из шелка или бархата, у среднего сословия – из сукна, у бедных - из холста и сермяги (грубого некрашеного сукна). К нарядным кафтанам пришивали или пристегивали нарядный воротник, сзади воротника - отложное ожерелье. Зад кафтана иногда шился несколько короче переда, чтобы видны были задки нарядных сапог.

Кафтан с короткими петлицами назывался зипун.

Под влиянием нашествия монголо-татаров на Руси появилась запашная одежда: одна пола закидывалась на другую. (Приложение 6) Кафтан немного видоизменился и стал различаться по покрою. По употреблению кафтаны были разные: столовые, ездовые, дождевые и прочие. Были кафтаны теплые с горностаевым, собольим, песцовым подбоем или холодные, без подкладки. Кафтан сохранился до времен Петра 1. Даже в начале царствования сам Петр носил русский кафтан и шапку. Но дальнейшие его преобразования принесли изменения в быт, речь народа и, конечно, в одежду. Люди стали по купать или шить одежду европейского типа: панталоны, чулки, туфли, платья и Т.д.

К кафтану пришивались пуговицы, служившие украшением одежды. Делали их из золота, серебра, с позолотой. Пуговицы могли быть: бирюзовые, хрустальные, медные, обнизанные жемчугом. Ценность, вид и красота пуговиц сочетались с нарядом. Число пуговиц на одежде было неодинаково: на кафтане могло быть по 3, 8, 9, 11, 13 пуговиц, на шубе - от 8 до 16, на зипуне - от 11 до 16 пуговиц. Вместо пуговиц иногда пришивались кляпыши, завязки.

- Славянские женщины носили на голове в виде украшения серебряные и бронзовые венчики . Надо заметить, что украшения делались из серебра, бронзы, золото же почти отсутствовало в украшениях.

Голова женщины украшалась волосяными кольцами из тонкой серебряной и бронзовой проволоки. Такие женщины носили серьги, большинство из которых по своей величине и тяжести невозможно было выдержать ушам; поэтому серьги вплетали в волосы или надевали на тонкий ремешок, а потом ремешок с серьгами надевали на ухо.

Шею женщины украшали гривнами - металлическими обручами, или привесками. Они носили разнообразные бусы и ожерелья, серебряные и ажурные. К числу более редких украшений можно отнести фибулу, или пряжку, которую носили на груди или плечах.

Руки женщин украшали браслеты, сделанные из металлической пластинки с узорами. На пальцы надевались перестни из серебра, меди, железа, олова, перстни были с драгоценными камнями, дарственными надписями, узорами. После смерти жены муж должен был отдать всю ее одежду и украшения родственникам жены.

Воевода - начальник войска в Древней Руси, управляющий городом или округом. Давайте подробнее рассмотрим его доспехи. Мы видим на голове воина шлем. Он нужен для защиты головы от стрел, меча, копья. тело, ноги воина защищает к ольчуга, латы . (Приложение 9) Все эти доспехи были сделаны из железа. Представляете, какой силой должен был обладать воин, чтобы не просто носить на себе это обмундирование, но и сражаться, защищаться и нападать. У воина были меч, щит, лук, стрелы.

Меч - древнейшее ручное оружие, известное на Руси с 9 века. Состоял меч из прямой булатной или стальной железной полосы и крыжа (рукояти в виде креста). Мечи носили в ножнах, которые пристегивали к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными, украшались серебром и золотом.

Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля. Изготавливался из булата, железа, меди, дерева, иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы. (Приложение 5)

Очень часто воины пользовались луком со стрелами. Древко лука называли кибить, оконечность - рог, от одного конца к другому идет тетива - туго натянутая веревка или бечева из шелка разных цветов. Лук называли бухаринский, едринский, крымский, турский, московский в зависимости от места его изготовления.

Стрелы в зависимости от материала могли быть тростниковые, камышовые, березовые, яблоневые, кедровые, кипарисные. Стрелы имели на одном конце острое железо в виде наконечника, на другом - ушко и перо.

Ещё с ним тугой лук разрывчатый,

А цена тому луку три тысячи,

Потому цена луки три тысячи:

Полосы были булатные,

А жилы олени сохатыя,

А рога красна золота,

А тетивочка шелковая.

Белого шелку шамаханского;

И колчан с ним калёных стрел,

Всякая стрела по пяти рублёв.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

И очутятся на бреге,

В чешуе , как жар, горя,

Тридцать три богатыря .

И снова непонятное слово – чешуя.

Это слово объяснено в сноске: чешуя - это кольчуга - доспех вроде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец. Поэтому кольчуга напоминает рыбью чешую, которая состоит из мелких, плотно прижатых друг к другу колечек-чешуек. Кольчугу делали с разрезом впереди - у шеи и подола. На груди кольчуги - круглые бляхи. Посмотрите на рисунок (Приложение9), здесь изображены воины. На них доспехи - шлем, кольчуга, латы, копьё.

Латы - доспехи из металлической чешуи, нашитой на кожу. Они состояли из двух досок: нагрудной и наспинной, которые на плечах и боках соединялись застежками или крюками с петлями.

Копьё - оружие воина с тремя или четырьмя гранями из булата, стали или железа. Разновидность копья – сулица - острое оружие с острыми оконечностями вверху и внизу.

. Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков .

В сноске дано такое объяснение: шишак - железный шлем.

В старину говорили по-разному: шлем, шелом, шолом. Шлемы были разного рода, но наиболее известными являются мисюрка, шлем-шишак, ерихонка.

Мисюрка - египетский, или арабский шлем. Имел вид черепа со стальным, медным, железным наголовьем. Верхняя часть шлема называлась навершьем. для защиты лица от поперечных ударов мечом или саблей к передней части шлема приделывалось забрало, но у большей части шлемов это просто металлическая полоса - нос, для прикрытия и защиты ушей и затылка привешивались с соответствующих сторон наушки и затылок. У некоторых шлемов сзади прикреплялись кольчужные железные сетки - бармицы, которые прикрывали даже плечи.

Шлем-шишак отличался от других шлемов высоким навершьем, которое имело вид длинной трубки и оканчивалось яблоком или шишом, от этого и произошло название.

Старинные шлемы украшались золотом, драгоценными камнями, надписями, у некоторых шлемов затылок и стороны покрывались бархатом или атласом.

Провели анкетирование, которое показало, что устаревшая лексика встречается лишь в литературе и исторических документах, а в речи учащихся не используется. Взрослые употребляют устаревшую лексику редко и лишь, для того чтобы ярче выразить свои эмоции, поэтому мы предлагаем в каждом классе оформить таблицу устаревших слов и пополнять её в процессе работы, чтобы через этот вид деятельности воспитывать в детях уважение к Русской старине и к Родине в целом.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Меня эта тема заинтересовала, поэтому я решил подробнее изучить устаревшие слова.

Цель: выяснить, как часто мы употребляем устаревшие слова в нашей речи.

Для достижения цели были выделены следующиезадачи:

Как часто мы употребляем устаревшие слова;

От кого мы слышим устаревшие слова;

Какие устаревшие слова чаще всего мы употребляем.

Объект исследования: одноклассники, знакомые люди.

Предмет исследования: современная речь.

Гипотеза: устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси.

Методика исследования:

Теоретический анализ литературы.

Математико-статистическая обработка данных.

Глава I . Теоретическая часть.

Роль устаревших слов в современной речи

. Устаревшие слова в произведениях литературы

Шадринский район расположен в северо-западной части Курганской области и граничит со Свердловской областью . Район был образован в 1924 году в составе Шадринского округа Уральской области . В 1934 году вошёл в состав вновь образованной Челябинской области , в 1943 году — в состав Курганской области . Численность населения района в последние годы снижается и в 2017 году составила примерно 25600 человек. Основное население района — русские — 91,1 %. Кроме того здесь проживают: татары — 4,2 %, украинцы — 1 %, другие — 3,7 %: белорусы, литовцы, башкиры, казахи и др. Из этого можно предположить, что устаревшие слова, которые использовались и используются на территории Шадринского района, образовались благодаря слиянию и сглаживанию языковых различий, и распространению новых языковых особенностей, которые образовали новые слова.

Диале́кт — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Говор – мельчайшая единица диалекта. Незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. Вот почему все современные языки на разных территориях своего распространения представлены местными диалектами (в наше время – лишь в сельской местности).

Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Подавляющее большинство старых слов входят в активный словарный запас, употребляются нами часто и в силу их постоянного использования в речи старыми не считаются. Более того, они составляют основу современной речи, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно.

Значения старинных слов можно найти в словарях и справочниках.

Авось - как-нибудь, либо, возможно, может быть

Бает - говорит, рассказывает

Батог - палка, которой бьют

Ветошь - тряпки, обрывки тканей для мытья чего-либо

Выдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести

Давеча - недавно, незадолго до момента разговора

Завсегда - всегда, постоянно

Изба - дом из круглых бревен

Кузов - плетеная корзинка

Кулёк - небольшой мешочек или свёрток

Лады! - выражение согласия, одобрения; синоним "Хорошо!"

Не галди! - не шуми!

Несолоно хлебавши - обмануться в своих ожиданиях, сделать что-то без ожидаемого результата.

Отлынивать - уклоняться от дел

Парит! душно, жарко

Полати - дощатый помост для спанья, устроенный под потолком между печью и противоположной стеной

Сдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести

Сусек - ларь, в котором хранится мука или зерно

Чеплажка - небольшая посуда для жидкости (чашка / плошка, бутыль)

Шибко - очень, слишком

Яства - еда, пища, кушанье

Устаревшие слова часто можно встретить в произведениях литературы. В рамках данного проекта проведено исследование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, долгорукавка, душегрейка. Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц:
алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош - монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Но меж тем уж село

Весь ты перезябнешь, -

Руки не согнешь, -

И домой тихонько,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой,

И сидишь, ни слова.

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

У любого человека в жизни было детство, полное воспоминаний и мечтаний. Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям автор. Эти строчки написаны немного с грустной интонацией. Кажется, что автор скучает по своему детству, где было уютно в кругу семьи. [8]

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой…

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Не каждый знает в настоящее время, что такое коромысло. Коромы́сло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины. Коромыслом пользовались наши прабабушки, чтобы сходить за водой.

С годами все сильнее тянет
В тот рай, где старый русский дом.
Полешки там в подтопке шают
И пахнет хлебом и теплом.
Бабуля в штопаном запоне
Хлопочет около шоштка,
Груздянку, видно, ладит ноне,
А давеча была уха.
Дед, притулившись возле печки,
Домашний курит табачок.
Бухтит, что в пять утра на речке
Чебак сам лезет на крючок.
Там летом в лывах весь проулок,
И дожжык матросит с утра.
От аромата свежих булок
Не мудрено сойти с ума.
А если устоится вёдро, -
Бегом до колков – по грибы.
Коль натакашься, полны ведра
Обабков можно там добыть.
Потеряны ключи от рая,
Нет больше крынок и лучин,
И вкус паренок не узнает
Мой сын…

Не каждый, например, знает, что запон – это фартук. А шошток – это чугунная плита у русской печи. Крынка – кувшин из глины. Удивляет в этом стихотворении зауральский говор: бухтит, дожжык, вёдро, натакашься.

Изучив и проанализировав литературный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.

2. По произведениям литературы можно отследить этот путь.

Глава II . Практическая часть.

2.1. Описание методов исследования

Используем ли мы сейчас устаревшие слова? Был проведён опрос учеников 6А класса, родителей учеников и знакомых. Опрашиваемые (30 человек) были разделены на три группы: школьники, взрослые люди до 45 лет и взрослые старше 45 лет. Было задано три вопроса.

Какие старинные слова вы употребляете в своей речи?

От кого вы про них узнали?

Знаете ли вы значение слов запон, полешки, лыва?

Данные опроса приведены в таблице 1.

Таблица1
Употребляемость старинных слов с учётом возрастных категорий

Какие слова употребляются

Откуда узнали слова

Кабы, ёжиться, схорониться, баять, бадог

Родственники, 3 человека – книги

Взрослые до 45 лет

Давеча, лыва, докулью, баять, блажить, веньгать, стибрить, оклематься, возгудать, скукожиться

Взрослые от 45 лет

Лопотина, на притчу, доколе, пошто, дожжык, изурочить, аркать, гоношиться, ойёченьки, хоромы, хрушкой, куржак, ни зги не видно, сочни скать, кулёма, окомёлок, голбец, мизгирь

По результатам опроса было выявлено, что школьники практически не употребляют старинные слова, т.к. сейчас модно употреблять западные слова, а старые слова забываются. В основном опрашиваемые слышали эти слова от родственников и стали употреблять их. Но они имеют своеобразное произношение. Поэтому употребляются редко. Есть люди, которые знают слова из книг. Количество употребляемых устаревших слов снижается в зависимости от возраста.

Читайте также: