Доклад государственная политика в сфере занятости на муниципальном уровне челябинск

Обновлено: 07.05.2024

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

от 24 декабря 2020 года N 709-П

О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

(с изменениями на 26 июля 2021 года)

В целях обеспечения занятости, повышения жизненного уровня населения в Челябинской области Правительство Челябинской области

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.

Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2020 г. N 709-П

Государственная программа Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"


Паспорт государственной программы Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление по труду и занятости населения)

Соисполнители государственной программы

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство сельского хозяйства Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

"Осуществление полномочий и обеспечение деятельности органов службы занятости населения";

"Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы";

"Дополнительные мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области";

"Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области";

"Развитие социального партнерства в Челябинской области"

Проекты государственной программы

Основная цель (основные цели) государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Основные задачи государственной программы

профилактика безработицы и повышение эффективности занятости населения;

содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

снижение напряженности на рынке труда, в том числе в моногородах , и поддержка эффективной занятости населения;

снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

усиление защиты социально-трудовых прав работников через систему социального партнерства

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)

уровень регистрируемой безработицы на конец года;

коэффициент напряженности на рынке труда на конец года;

численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования;

удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, в общей численности опрошенных граждан;

доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, получивших государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, от численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы и обратившихся в областные казенные учреждения центры занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) в целях поиска работы;

численность безработных граждан, проживающих в моногородах;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

численность лиц с установленным профессиональным заболеванием;

количество организаций Челябинской области с действующими коллективными договорами

Сроки и этапы реализации государственной программы

срок реализации государственной программы: 2021 - 2025 годы. Государственная программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2021 - 2025 годах составит 15511892,30 тыс. рублей, в том числе из средств:

федерального бюджета - 12347975,30 тыс. рублей, из них по годам:

2021 год - 3434876,50 тыс. рублей;

2022 год - 2211658,30 тыс. рублей;

2023 год - 2233813,50 тыс. рублей;

2024 год - 2233813,50 тыс. рублей;

2025 год - 2233813,50 тыс. рублей;

областного бюджета - 3163917,00 тыс. рублей, из них по годам:

2021 год - 634250,00 тыс. рублей;

2022 год - 635432,10 тыс. рублей;

2023 год - 631278,30 тыс. рублей;

2024 год - 631478,30 тыс. рублей;

2025 год - 631478,30 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

снижение уровня регистрируемой безработицы до 1 процента на конец года;

уменьшение коэффициента напряженности на рынке труда до 2,1 человека на вакансию на конец года;

сохранение численности безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования, на уровне 5,1 тыс. человек ежегодно;

сохранение удельного веса граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, в общей численности опрошенных граждан на уровне 88 процентов;

обеспечение доли граждан, испытывающих трудности в поиске работы, получивших государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, от численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы и обратившихся в ОКУ ЦЗН в целях поиска работы, на уровне 100 процентов;

снижение численности безработных граждан, проживающих в моногородах, до 9100 человек;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 910 человек;

снижение численности лиц с установленным профессиональным заболеванием до 165 человек;

увеличение количества организаций Челябинской области с действующими коллективными договорами до 3450 единиц

Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Челябинской области на период до 2024 года целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

повышение гибкости рынка труда;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

внедрение культуры безопасного труда;

создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;

регулирование трудовых отношений через систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее именуется - социальное партнерство).

2. По результатам анализа текущего состояния сферы реализации государственной программы в 2017 - 2019 годах наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области. По состоянию на 1 сентября 2019 года по сравнению с данными на 1 сентября 2017 года:

общая численность безработных граждан, определяемая по методологии Международной организации труда, в Челябинской области снизилась на 31,2 процента (с 125,4 до 95,6 тыс. человек), уровень общей безработицы снизился с 6,7 процента до 5,1 процента;

коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 1,1 до 0,8 незанятых граждан на 1 вакансию.

Развитие ситуации в экономике Челябинской области в связи с ухудшением в 2020 году ситуации в сфере занятости населения требует от рынка труда решения ряда задач.

Возросшие потребности экономики в высококвалифицированных работниках для решения задач инновационного развития бизнеса приведут к росту конкуренции за свободные рабочие места для граждан, не имеющих опыта работы, длительно не работавших, а также выпускников учреждений профессионального образования.

Сохраняется профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения. По-прежнему особое внимание необходимо уделять обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области - в моногородах, в сельской местности. Отсутствие развитого рынка жилья будет сдерживать перераспределение рабочей силы из трудоизбыточных районов Челябинской области.

Указанные факторы выводят решение проблем рынка труда на первый план в ряду задач сбалансированного функционирования социальной сферы Челябинской области в 2020 - 2025 годах.

Требуются активные меры, направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.

Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:

низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, который приводит к значительному ухудшению условий труда работников, снижая их эффективную трудовую активность;

недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях Челябинской области и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства, влияет на качество и количество заключенных коллективных договоров и соглашений в муниципальных образованиях Челябинской области;

отсутствие системы социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах значительно влияет на оперативность выявления конфликтных ситуаций, их разрешение и сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах.

Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.

3. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области численность рабочей силы в среднем за апрель - июнь 2020 года составила 1856,7 тыс. человек, или 53,5 процента общей численности населения Челябинской области, в их числе 1730,2 тыс. человек, или 93,2 процента рабочей силы, были заняты в экономике и 126,5 тыс. человек (6,8 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).


This article is devoted to topical issues of implementation of the state policy of employment at the municipal level. Conducted research tion suggests that in crisis conditions the state has a special interest in conducting effective employment policy and the local government is one of the connecting links of this mechanism.

Key words: employment, unemployment, management, level, policy, government, mechanism, work.

Государственная политика занятости населения — это весь комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена этого общества. Государственная политика занятости населения имеет несколько уровней реализации:

Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на:

– предупреждение массовой безработицы и сокращение длительной безработицы;

– обеспечение всем гражданам равной возможности независимо от критериев (возраст, пол) в реализации права на свободный выбор занятости и добровольный труд;

– проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, обеспечение социальной защиты населения в области занятости;

– сочетание принципа самостоятельности органов власти субъекта Российской Федерации, органов местной власти в реализации политики занятости населения;

– создание условий, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойную жизнь;

– развитие трудовых ресурсов для экономики;

– поддержка предпринимательской и трудовой инициативы граждан, которая осуществляется в рамках законна, содействие развитию способностей к творческому и более производительному труду;

– поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места и сохраняют действующие, прежде всего для людей, которые особо испытывающих трудности в поиске работы и нуждаются в социальной защите;

– координация деятельности органов государственной власти, представительных органов работников и работодателей в разработке, профессиональных союзов, реализация мер по обеспечению занятости всего населения;

– координация деятельности в области занятости населения с деятельностью с другими направлениями социальной и экономической политики власти [2].

Проведение активной политики занятости государства может осуществляться путем реализации и разработки федеральных и региональных программ занятости населения, которые формируются исходя из сложившейся ситуации на рынке труда и скорректированного прогноза его развития.

Важной формой реализации политики государства в области занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (районные, городские) программы. Механизм реализации государственной политики занятости включает координацию деятельности различных органов власти, а также привлечение финансовых, кадровых, материальных ресурсов.

Исполнение и организация программ занятости лежит прежде всего на органах государственной власти и включает работу как с работодателями и наемными работниками.

Урегулирование интересов между наемными работодателями и работниками осуществляется при участии органов государства на основании социального партнерства [3].

В России на муниципальном уровне реализация государственной политики в области занятости возложена на глав и заместителей глав администраций органов местного самоуправления и городских округов.

Многие органы местного самоуправления в России реализуют и разрабатывают программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства, программы занятости граждан города, взаимодействуют с центрами занятости населения и частными рекрутинговыми агентствами.

Органы местной власти в области занятости решают следующие задачи:

– контроль и координация деятельности управляющих структур муниципального образования, общественных и других организаций, предприятий, создание муниципального центра занятости населения;

– реализация и разработка системы экономических механизмов, в регуляции вопросов местного рынка труда, занятости и трудовых отношений;

– создание городского учебно-методического центра профессиональной подготовки трудоспособного населения по тем профессиям, которые наиболее пользуются спросом на рынке;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников учебных заведений среднего и начального профессионального образования, школ;

– оказание всего спектра информационной поддержки безработным;

– формирование заказа на общественные работы на территории города;

– создание центра социально-психологической адаптации безработных граждан;

– формирование банка вакансий временных и сезонных рабочих мест на уровне муниципалитета;

– организация бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета;

– проведение и организация мониторинговых исследований рынка труда с целью его прогнозирования профессионально-квалификационной и отраслевой структуры спроса на рабочую силу;

– образование попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений и школ на уровне муниципалитета [4].

На весь спектр оказываемых услуг по реализации политики занятости государства, гражданам влияют финансовые возможности того или иного муниципального образования.

Но наиболее приоритетными направлениями политики содействия занятости граждан РФ на уровне муниципалитетов должны стать:

– оказание адресной психологической и материальной поддержки лицам, которые нуждаются в социальной защите;

– повышение конкурентоспособности работников (организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки занятого населения данного муниципалитета);

– развитие совсем новых форм взаимодействия с работодателями [5].

В Находкинском городском округе политика регулирования занятости населения реализуется по следующим основным направлениям:

– привлечение граждан на оплачиваемые общественные работы;

– временное трудоустройство людей, которые испытывают трудности в выборе и поиске работы;

– трудоустройство граждан, находящихся на инвалидности, но способных к работе;

– временная занятость детей на летних каникулах;

– профессиональное обучение и профориентация;

– поддержка малого предпринимательства и самозанятости;

– временное трудоустройство выпускников средних специальных и начальных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, которые ищут работу впервые;

– оказание психологической поддержки [1].

В практике Находкинского городского округа существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где все посетители могут получить информацию из банка вакансий, получить консультацию по вопросам применения трудового законодательства и выбрать учебное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки.

Весьма важным и эффективным механизмом содействия занятости граждан на местном уровне является организация общественных работ, когда оплачиваются общедоступные виды трудовой деятельности и не требующие предварительной профессиональной подготовки людей, которые организуются для реализации временной занятости безработных.

Новой формой содействия занятости граждан муниципалитета является клуб ищущих работу. В таком клубе всем гражданам оказывают помощь по поиску новой работы, приобретении навыков в поиске, снижение психологической нагрузки на безработного, приобретение необходимых правовых знаний.

Для развития предпринимательской инициативы безработных граждан организовывается бизнес-инкубатор — коллективный офис для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета [2].

Очень важна помощь в трудоустройстве тем, кто особо нуждается в защите, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей молодежь. Механизмом содействия трудоустройства данным группам граждан являются закон о квотировании рабочих мест иностранных граждан [3].

Таким образом, в целях повышения уровня и качества жизни населения основные усилия органов местной власти должны быть направлены на создание эффективных условий реализации занятости граждан, создание баланса спроса и предложения трудовой силы, в том числе, основанного на повышении конкурентоспособности и качества трудового потенциала того или иного муниципального образования.

1 Низова Л. М. Правовое регулирование занятости населения/ Л. М. Низова // Трудовое право. — 2015. — № 1. — С.40–41.

2 Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд.-2015.-№ 8.-С.38–41

3 Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. — 2015. — № 11. –С.15–19.

4 Сабченко О. В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права //Право и государства. Теория и практика. — 2015. — № 9 –С.77–79.

5 Костин Л. А.,Рынок туда и теория занятости: учебное пособие /Л. А. Костин. — М.: АТиСО, 2013. — 424 с.

Основные термины (генерируются автоматически): область занятости, уровень муниципалитета, местная власть, муниципальное образование, поиск работы, работа, социальная защита, государственная власть, государственная политика, Находкинский городской округ.

Читайте также: