Теория развития творческой личности г альтшуллера доклад

Обновлено: 18.05.2024

Что представляет собой теория развития творческой личности? Это свод концепций, отражающий закономерности жизни творческих людей. Причем не всех – лишь добившихся значимых в своей области результатов. Но теоретически, полученными данными могут пользоваться и обычные люди – ведь творческое начало заложено в каждом. Около сотни лет назад научный прогресс совершил резкий скачок. Люди увидели, что познаваемость мира имеет практически неограниченный характер. А также началась и техническая революция. Она, в свою очередь, доказывала, что и сам мир можно изменять до бесконечности.

Главным рабочим инструментом этих преобразований, которые изменили картину мира раз и навсегда, является творческое мышление. Какие требования выдвигает жизнь к тому человеку, который называет себя творческим? Каковы закономерности жизненного цикла творческой личности? На все эти вопросы успешно отвечает отечественный исследователь по имени Генрих Сеулович Альтшуллер. Многие считают, что технология креативного мышления – удел избранных. Но творческая личность – это не избранник небес, а борец, который совершает геройский подвиг за новые знания.

Теория развития творческой личности

Как возник интерес к общей теории творчества

В XIX в. начинают появляться исследования по психологии творчества. На самом деле, эти исследования также представляли собой эвристику, однако она была направлена на изучение психических процессов творческой личности. Интеллект и творчество в те времена воспринималось учеными как что-то выходящее из ряда вон. Ученые спорили о том, являются ли психические отклонений по типу шизофрении или маниакально-депрессивного психоза обязательным условием для становления творческой личности. Только к 20 в. пришло понимание того, что задатки креативности присутствуют у каждого человека.

Теория развития творческой личности

Альтшуллер – автор теории развития творческой личности

Полярные путешествия, шахматы и решение творческих задач

Полярник признается, что постоянно терпел неудачи. Однако со временем даже те вещи, которые казались ему невозможными или очень сомнительными, постепенно приобретали новые черты – они становились вероятными, если не сказать, что реальными. Пири тщательно размышлял над причинами каждого из своих поражений в путешествиях. В конечном счете, он пришел к заключению: если даже удача не будет на его стороне, игра все равно может закончиться для него успехом.

Теория развития творческой личности

Требования к творческой личности по Альтшуллеру

Альтшуллер, изучая творческих людей самых разных специальностей, пришел к выводу: они умели видеть сложные задачи и вопросы там, где для остальных было все понятно. При этом творческая личность способна поставить перед собой цель и добиться нужного результата. Альтшуллер изучал развитие творческой личности, наблюдая за тем, как живут ученые и изобретатели. В результате он сделал еще одно заключение: каждый из них обладает рядом определенных качеств. Какие же свойства творческого человека выделяет теория развития творческой личности Альтшуллера?

Теория развития творческой личности по Альтшуллеру и свойства творческого человека в ее контекте:

С ТРИЗ, изобретенной Альтшуллером, имеет непосредственную связь только четвертый пункт. Однако даже он не будет работать для того, кто ставит перед собой творческие цели без остальных пяти условий.

Теория развития творческой личности

Теория развития творческой личности: развитие на практике

Теория развития творческой личности

Дебют - начало игры

Дебют имеет решающее значение, ведь именно в это время можно совершить максимальное количество упреждающих ходов. В большинстве случаев этот период приходится на детство. Однако известны и ситуации, когда начало творчества приходится на гораздо более поздние этапы. К примеру, литовский художник М.К. Чюрленис стал заниматься живописью в достаточно зрелом возрасте – уже будучи известным музыкантом. Пожертвовать Чюрленису ради своей новой страсти пришлось практически всем – и карьерой, и достатком.

Возможные ходы в данной ситуации, пишет Альтшуллер, во многом зависят от поведения окружающих – родителей, учителей. Очень важно позволить ребенку самостоятельно ознакомиться с творческим наследием человечества. Первостепенную роль здесь играет самостоятельное чтение – ребенок или же вступающий на новую профессиональную стезю взрослый должен ознакомиться с новыми вопросами, теориями, концепциями.

Теория развития творческой личности

Поэтому финансовые трудности – это еще одна отличительная черта периода под названием дебют. Не всегда, но происходит и так. Даже если творческий человек не имеет проблем с самообеспечением, так или иначе на этом этапе происходит некая его изоляция от других людей. Саморазвитие личности человека все больше выходит на первый план – он начинает погружаться в дело всей своей жизни.

Альтшуллер

Миттельшпиль – главная часть Игры

Отсутствие времени, с другой стороны, хорошо мобилизует творческого человека. Будто бы находясь в постоянной гонке со временем, он вынужден отказываться от многого в жизни. К примеру, Альберт Эйнштейн любил говорить, что самая лучшая работа для увлеченного физикой человека – это сторож или смотритель маяка. В это время делу посвящаются тонны временных ресурсов. Гарвей работал 30 лет над небольшой книжечкой, в которой он описывал систему кровообращения человека. Ньютон, прежде чем рассказать о своих концепциях обществу, вынашивал их 20 лет.

Немалое количество творческих и научных карьер не смогли воплотиться именно из-за бытовых трудностей. Очень многим сложно работать над любимым делом, совмещая это с обычной занятостью в офисе, семьей. Творческий человек, стараясь реализовать свой проект, действительно приобретает черты марафонца. В течение долгих лет он отказывается от множества обычных радостей и земных благ. "Единственное мое стремление - работать, не думая о расходах. Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!". Это – слова Томаса Эдисона.

Успех антрактом

Заключительной частью Игры является Эндшпиль. Эта стадия невообразимо далека от начала Игры. Ее основной чертой является резкое увеличение количества участников. Значительно увеличивается разница между теми, кто преданно служит делу, и теми, кто делает это попросту за деньги. Образуются группы, которые конкурируют между собой, ученики откалываются от своего учителя. Интересы творческого человека теперь смещаются в другую плоскость.

Миттельшпиль

Вывод

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.


Говоря о теории развития творческий личности нельзя обойти такое понятие, как игра. Жизнь — игра. Если для подавляющего большинства это сравнение так и остается метафорой — непонятой и неопределенной, — то человек истинно творческий, посвятивший свою жизнь достойной цели, включается в нее сознательно, на правах активного игрока.

Игра творческой личности

В Игре против творческого человека выступают другие люди, обстоятельства, уклад жизни, стандартное образование — практически все, что окружает его. Бывают в ней и помощники — учителя, родственники, коллеги, случай, однако они скорее из счастливых и редких случайностей.

Игра, по Альтшуллеру, состоит из нескольких условных этапов — дебюта, миттельшпиля, эндшпиля и постэндшпиля.

Дебют

Что может противопоставить юный человек воинственному стандарту? Самостоятельное чтение и самообразование против шаблонного мышления, спорт — против насилия и насмешек сверстников (кстати, крепкое здоровье в будущем очень пригодится исследователю, т.к. его ждет в прямом смысле тяжелая работа), чудо — против однообразной действительности. Чудом Г.С.Альтшуллер называет встречу с интересным человеком, фактом, книгой, явлением — всем, что сможет поразить ребенка, увлечь его без остатка какой-то идеей.

К примеру, для Н.К.Рериха чудом стало участие в раскопках, на которые его взял археолог Л.К.Ивановский, а для врача Г.А.Илизарова, автора известного ортопедического аппарата, — выздоровление после состояния, близкого к смерти.

Этапы становления творческой личности

Как только путь избран, мощнейшим инструментом в движении становится план, без которого, собственно, и невозможно достижение цели. Гербер Уэллс, служа помощником учителя, все свое время посвящал самообразованию. На стене он закрепил 2 листка, на одном из которых записывал расписание каждого дня, на другом — цели более масштабные — чего он должен достичь через год, два и т. д. На отдых будущий великий фантаст отводил в день 1 час 20 минут!

Дебют признается состоявшимся и выигранным, если юноша или девушка сумели выбрать цель, определить свою творческую задачу в ней и накопить достаточно фундаментальных знаний в избранной области.

Миттельшпиль

После удачного дебюта, первого этапа становления творческой личности, начинается второй — миттельшпиль — один из самых важных этапов. В течение его человек должен найти принцип решения творческой задачи и получить первые положительные результаты. Именно на этом этапе Игры творца поджидают главные испытания — нехватка времени и неумение его организовать, соблазн получения материальных благ и искушение славой, стремление социума приручить талант исследователя и заставить его работать на себя (выдвижение в руководители).

Эндшпиль

Постэндшпиль

творческая личность в постэндшпиле

Этап, который наступает после смерти Игрока. Да — и после смерти настоящий творец продолжает свое дело, зажигая сердца и умы других, как это и по сей делает автор теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер. Джордано Бруно принимает героическую смерть на костре и переворачивает мир — нельзя ведь сгореть заживо ради пустой идеи! Толстой и Достоевский и сейчас становятся участниками настоящих — не постановочных! — судебных разбирательств, на которых их обвиняют то в разжигании национальной розни, то в попрании морали… Просто они и сегодня, будучи мертвыми физически, никак не вписываются в мораль обывательскую, ручную и удобную.

Настоящий игрок становится соучастником Творца, он пересоздает этот мир, а потому — бессмертен.

С наступлением этого юбилейного года, Официальный фонд Г.С. Альтшуллера, состоящий из членов его семьи, несколько десятков лет наблюдавших и ежедневно участвовавших в развитии ТРИЗ-движения, подводит итоги и намечает .

Творческие разработки могут вестись на трех уровнях:

решение конкретной технической задачи (например, усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента);

решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира).

Иногда эти "ступени" проходит один человек. Так, К.Э. Циолковский начал .

В ходе занятий на семинарах в Новосибирске (1984), Днепропетровске (1984), Пензе (1985) обсуждался вопрос - какие именно качества в первую очередь присущи творческой личности? Было выделено 6 таких качеств .

Процесс решения задачи (после освоения ТРИЗ) длится сравнительно недолго - дни, недели, месяцы, не больше, и завершается получением и первоначальной проверкой новой идеи. Значительно больше времени требуется на весь творческий цикл: выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение. Такой цикл продолжается годами, иногда десятилетиями и требует не только умения решать задачи. Здесь нужен комплекс творческих качеств.

В 1974 г. издательство "Советская Россия" выпустило небольшую книжку Д. Гранина "Эта странная жизнь". Речь в книжке шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. На протяжении 56 лет (Любищев умер в 1972 г.) он ежедневно записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько времени - на дополнительную, какие были ещё работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс. Учитывалось только "чистое" время - без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта - 10 минут.

Во все времена люди, отправлявшиеся в отчаянные путешествия, готовящиеся к трагическим событиям, старались передать потомкам свой опыт, свое описание происходящего. Обычно такие записи велись в трагические периоды жизни людей: в осажденных городах, в тюремных застенках, в ожидании близкой смерти. Вспомните кумранские рукописи, дневник полярной экспедиции Скотта, записи самонаблюдений Алена Бомбара.

Помните, как начинается "Аэлита"? В Петрограде на облупленной стене пустынного дома по улице Красных Зорь появился серый листок бумаги: "Инженер М. С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. "

Этот материал, на наш взгляд, представляет интерес даже в отрыве от комплекса Стратегии. Написано множество биографий организаторов школ. Есть работы, посвященные выдающимся ученикам. Совсем мало публикаций о специфике организаторской деятельности Творческой Личности, причем, как правило, описание не идет дальше курьезов, забавных случаев и чудачеств. Что же касается распада школ, то момент этот, как отрицательный, лишь вскользь упоминается историографами.

Мы не раз сталкивались с боязнью человека принять сильные и красивые решения только от того, что за их внедрение предстоит долгая и нелегкая битва.

Урок 5. Развитие творческого потенциала

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Содержание:

Педагогика ТРИЗ

  • Развитие потребности в познании окружающего мира.
  • Формирование системного диалектического мышления.
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ).
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить два направления:

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом.

Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов – прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект – на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Детальнее о методе читайте здесь.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС – инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

А теперь продолжим.

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел – теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой – подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ – жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. – ЖСТЛ-3 – уже можно считать самостоятельной теорией.

А вот на шести качествах, необходимых творческому человеку, остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

Теория развития творческих коллективов

Читайте также: