Осетинские народные танцы доклад

Обновлено: 30.06.2024

Народное хореографическое искусство — одно из ярчайших проявлений национального творчества, воплотившего в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений людей.

Искусство танца неразрывно связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с древнейших времен занимает важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.

В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Правда, танец у осетин лишь в редких случаях имел обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах.

И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало…

А затем на фынге продолжал пляску.

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…

Сослану под ноги мечи подставили,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет — на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых в настоящее время преимущественно на национальной гармонике. Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают место другим танцам.

Собрались однажды нарты отважные

На Черной горе, на самой вершине.

На вершине горы пляску затеяли,

И все в большом симде нарты заплясали

От симда нартского горы осыпались,

Сокрушались камни, откалывались скалы,

И с треском падали деревья могучие…

Описание танцев.

Зилга кафт. Круговой парный танец.

Танцуя, юноша пытается заглянуть девушке в глаза, она же, наоборот, отводит взгляд в сторону. Тогда юноша выхватывает из ножен кинжал и бросает его девушке под ноги. Если она прекращает танец, это означает, что девушка не принимает предложения; если же она продолжает танцевать, значит предложение принято.

В другом варианте девушка изображает голубку, а юноша — ястреба. Но неожиданно ловким, быстрым поворотом голубка ускользает от грозящей ей опасности, и ястреб снова преследует ушедшую из его когтей голубку.

Хонга кафт. Танец приглашение.

В старину танец приглашение исполнялся только одной парой, позднее двумя парами. В таком виде танец бытует в народе и в наши дни. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно.

Симд. Массовый танец.

Симд Нартов. Массовый танец.

Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи. Они также держали друг друга за пояса, образуя наверху второй круг. Запевая песню, живая двухъярусная башня начинала медленно двигаться вокруг костров то в правую, то в левую сторону.

Плавный парный танец.

Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов и следить за тем, чтобы его движения не были скачкообразными. Юноша танцует от девушки на почтительном расстоянии и не сводит с нее взгляда. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми. Он должен танцевать очень четко и выразительно. Девушка танцует плавно, женственно и грациозно. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.

Девичий танец.

Девичий танец исполняется группой девушек и солистами: девушкой и юношей, хотя в наше время в постановке участвуют только девушки, но рассмотрим старинный вариант. Девушки танцуют мягко, грациозно; юноша — четко и мужественно. От взоров лукавых девушек не ускользают взгляды, которыми обмениваются юноша и девушка-солистка. Подруги решают подшутить над влюбленными. Незаметно подкравшись, они неожиданно встают между ними и оттесняют их друг от друга. Одна группа девушек окружает юношу, другая девушку. Влюбленные стараются приблизиться друг к другу, но подружки весело и задорно кружась вокруг них, препятствуют этому. Наконец, девушки уступают желанию влюбленных. Девушка-солистка и юноша идут навстречу друг другу. Они уже почти рядом, но неожиданно выросшая между ними сомкнутая стена озорных подружек, вновь разделяет их. Кругом смех, веселье, шутки… Наконец, сжалившись над влюбленными, девушки дают им возможность танцевать рядом. Поклонившись друзьям, влюбленные удаляются в одну сторону, а подружки, проводив их озорным взглядом, уходят в другую сторону.

Чепена. Массовый хоровой танец.

Слова куплетов меняются: в них высмеивают лодырей, лентяев, нерадивых людей, пьяниц и т.д.

Соревнования на носках.

Этот своеобразный танец сочетает в себе пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.

Юноши и девушки становились большим полукругом, вперед выходил юноша, останавливался перед одной из девушек и начинал танцевать. Проделав несколько сложных движений, он приглашал девушку на соревнование. Грациозно приподняв подол платья, девушка выходила в круг. Она повторяла все движения, которыми юноша сопровождал свой вызов, и в свою очередь вызывала следующего танцора.. Девушки и юноши танцевали вместе. Двигаясь по кругу или в линию, они исполняли разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве.

Танец с кинжалами.

Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы любители.

По рассказам очевидцев, в старину танец исполнялся одновременно только двумя юношами. В каждой руке танцующие держали по одному кинжалу. Начинали танец в медленном темпе. На протяжении танца темп менялся несколько раз: доходил до более быстрого и снова замедлялся. Все движения танца исполнялись на носках. Опускаться на всю ступню не полагалось.

Когда танцоры входили в азарт, кинжалы в их руках сверкали, как молнии. После ряда сложнейших фехтовальных движений танцующие замедляли темп и закладывали кинжалы за ворот бешмета сзади; в это время зрители со стороны подавали каждому еще два кинжала. После исполнения ряда новых сложных фехтовальных движений, танцоры закладывали кинжалы за ворот бешмета спереди. Им подавали еще по два кинжала. Так, постепенно, у каждого набиралось до 12-14 кинжалов, танцоры закладывали их в рот, придерживая зубами, под шапку и т.д. В руках танцующих все время оставалось по 2 кинжала. Танцуя, исполнители постепенно сбрасывали кинжалы, вонзая их в землю в шахматном порядке.

Воинственный танец.

В прошлом народам Кавказа и Закавказья часто приходилось отражать набеги туземцев. Они вынуждены бывали отрываться от мирной трудовой жизни и проводить большую часть времени в боевых походах. Об этом народ создал много интересных легенд и сказаний, сложил героические песни, создал воинственные танцы. Эти легенды, песни и танцы передавались из поколения в поколение; многие из них дошли и до наших времен.

Воинственный танец Нартов отображает героизм и отвагу, силу и ловкость, смелость и мужество, а также умение воина в совершенстве владеть любым видом оружия. Танец исполнялся только мужчинами. Начинается он медленно, тяжело. Неутомимость и бесстрашие написаны на суровых лицах исполнителей. От каждого шага танцора кажется, что земля содрогнется . Постепенно темп танца убыстряется. Заключительная часть его изображает сцену победы над врагом.

С помощью танца люди всегда выражают эмоции. Пластичность и ритм – вот главные составляющие, которые позволяют передавать душевное состояние с помощью невербальных инструментов. Глядя на осетинские танцы, можно забыть обо всем – движения танцоров плавны, а музыка, сопровождающая каждую из композиций, зажигательная.

Существует несколько видов осетинских танцев, самый популярный – симд

История возникновения осетинских танцев

В самобытной культуре Осетии танцы всегда занимали особенное место. Танцевальные традиции республики достаточно глубоко уходят в историю народа. К сожалению, исследователи не имеют сегодня возможности изучать это направление культуры более углубленно. Причина кроется в том, что вплоть до второй половины XIX века история осетин, а соответственно, и их культурное наследие нигде не фиксировались документально.

Народная хореографическая культура была тесно связана здесь с обрядовостью мероприятий. Однако к тому времени, как на Кавказ и непосредственно в Осетию начали приезжать этнографы и другие исследователи, эта обрядовость во многом уже была утрачена, ее полностью заменили танцы как элемент праздничных народных развлечений.

Помимо ритуальных действий, танцы включали в себя еще и предмет игры, соревнования. Здесь стоит вспомнить эпос нартов – в стихотворных сказаниях присутствуют описания мужских танцев, подразумевающих определенного рода состязания. Обучение осетинским танцам необходимо начинать с раннего возраста, поскольку они довольно сложны.

Существует некоторое разделение танцев Северной Осетии по темпераменту и пластичности. Так, встречаются медленные, для которых характерны плавные и мягкие движения. Второй тип танца имеет контрастный рисунок движений, ему свойственна стремительность и своеобразный азарт. Все эти нюансы можно увидеть на осетинских свадьбах. Такие праздники всегда сопровождаются национальными плясками.

Танцы осетин делятся на мужские и женские партии. При этом плавность движений характерна и для тех, и для других. Однако мужчины не только могут мягко двигаться – они еще используют резкие развороты, прыжки, неожиданные проходы. Такая пластичность в сочетании с непредсказуемой резкостью создает акцентированный рисунок и разнообразие. Основной инструмент создания рисунка в танце для мужчины – это ноги, а руки обычно лишь подчеркивают движения ног и следуют им.

Что же до женских партий, то руки здесь играют главенствующую роль. Именно они создают выразительность. Плавность поступи является обязательной, но при этом вторичной. Если мужчина может быть порывистым, то женщина всегда предельно пластична и грациозна.

Классификация и разнообразие видов

Несмотря на кажущееся разнообразие, на самом деле любые народные танцы имеют одни и те же комплексы движений, которые могут варьироваться внутри самого хореографического рисунка. Осетинский народный танец самобытен и различается, прежде всего, по принадлежности к тому или иному мероприятию. Это связано все с той же обрядовостью.

Большое значение придавалось не только самим движениям, но и ритму, который их сопровождал. Нужно учитывать, что с помощью ударных музыкальных инструментов люди в древности старались отпугнуть злых духов. Движения, подчиненные ритму, были призваны усилить это действие.

Чаще всего издревле известные танцы у осетин относятся к категории массовых. Ведь чем больше людей участвовало в том или ином обряде, тем больше была вероятность того, что цель ритуала будет достигнута. Не случайно эта массовость характерна и сегодня для большинства кавказских танцев. Можно перечислить следующие виды, которые составили славу осетинской культуры:

  • симд;
  • хонга кафт;
  • чепена;
  • зилга кафт;
  • девичий танец;
  • мужской танец с кинжалами;
  • соревнование на носках.

Из этого списка симд, чепена, танец девушек и соревновательный – являются массовыми. Хонга кафт, зилга кафт и танец с кинжалами в древности исполнялся одной, реже двумя парами. В настоящее время в них могут быть задействованы несколько пар, так что эти танцы тоже, в какой-то степени, считаются массовыми.

  1. Нагуай симд.
  2. Тымбыл симд.
  3. Нартон симд.

Симд нартон является одним из древних видов. Он сложный, исполнялся исключительно мужчинами. Представлял собой двухъярусную композицию, где одна группа мужчин взбиралась на плечи второй группы, после чего нижний круг начинал движение, а участники верхнего круга должны были держать друг друга за пояса.

Один из самых древних танцев Осетии - Симд

Очень красив и невероятно пластичен девичий танец. В старину группа девушек обязательно сопровождала пару солистов – юношу и девушку. В настоящее время можно встретить исключительно девичий коллектив без присутствия молодого человека.

Композиция представляет собой целый небольшой хореографический спектакль. Солирующая пара стремится друг к другу, а девушки не подпускают их, окружая того и другого и разводя в стороны. В конце концов, парень и девушка все же настаивают на своем решении танцевать рядом, а подружки отходят в сторону.

Народные танцы Осетии в современной культуре

Нередко в такие школы кавказцы, находящие далеко от родной земли, записывают своих детей, чтобы они впитывали народную культуру. Однако, сюда приходят не только люди, жизнь которых связана с Северным Кавказом, но и многие из тех, кого привлекает грациозность танца. К тому же, владение танцевальными приемами способствует духовному проникновению в древнюю культуру своего народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что, несмотря на все трудности и невзгоды, ты донёс через тысячелетия язык и фольклор неповторимо своеобразного мира моих предков – скифов и сармат! Благодарю тебя за честь называться твоим сыном, и прими мою глубокую признательность за то, что благодаря тебе я познал самое прекрасное чувство – Чувство

Родины, Любовь к Отечеству.

Счастлив служить тебе в благословенные дни мира и в горькие дни несчастья.”

Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества осетин.

Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.

В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах, а также имел обрядовое значение.

В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.

И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало…

А затем на фынге продолжал пляску.

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…

Сослану под ноги мечи подставили,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет – на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое первоначальное значение.

Описание танцев

Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи. Они также держали друг друга за пояса, образуя наверху второй круг. Запевая песню, живая двухъярусная башня начинала медленно двигаться вокруг костров то в правую, то в левую сторону.

Один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет.

В старину танец - приглашение исполнялся только одной парой, позднее – двумя парами. В таком варианте танец бытует в народе и в наши дни. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно.

4. Плавный парный танец.

Плавный парный танец занимает особое место в осетинской хореографии. Он требует исключительного мастерства и грации.

Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов. Он танцует на почтительном расстоянии от девушки и не сводит с нее взгляда. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми. Он должен танцевать очень четко и выразительно. Танец девушки – плавный, женственный и грациозный. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.

5. Девичий танец.

Девичий танец исполнялся группой девушек и солистами: девушкой и юношей. (В современных постановках в танце все чаще участвуют только девушки). Девушки танцуют мягко, грациозно, юноша – четко и мужественно. От взоров лукавых девушек не ускользают взгляды, которыми обмениваются юноша и девушка-солистка. Подруги решают подшутить над влюбленными. Незаметно подкравшись, они неожиданно встают между ними и оттесняют их друг от друга. Одна группа девушек окружает юношу, другая девушку. Влюбленные стараются приблизиться друг к другу, но подружки весело и задорно кружась вокруг них, препятствуют этому. Наконец, девушки уступают желанию влюбленных. Девушка-солистка и юноша идут навстречу друг другу. Они уже почти рядом, но неожиданно выросшая между ними сомкнутая стена озорных подружек, вновь разделяет их. Кругом смех, веселье, шутки. Наконец, сжалившись над влюбленными, девушки дают им возможность танцевать рядом. Поклонившись друзьям, влюбленные удаляются в одну сторону, а подружки, проводив их озорным взглядом, уходят в другую сторону.

По окончании обычных танцев взрослые мужчины, присутствовавшие на свадьбе, собирались в хоровод. Взяв друг друга под руки или положив руки друг другу на плечи, они, медленно танцуя, запевали песню. Общий тон хороводу задавал церемониймейстер (радгæс) - один из лучших певцов, танцоров и балагуров. Он запевал импровизируемый текст песни с командами для участников действа. Согласно его указаниям танцующие исполняли различные, часто малоудобные движения: танцевальный шаг вправо (рахизырдæм чепена), а затем влево (галиуырдæм чепена), подскоки на носок (къахфындз), подскоки с пятки на носок (схъиугæ цыд), переменные подскоки на одной ноге (иугай къахыл чепена), присядка (дзуццæг бадтæй чепена).

В куплетах высмеивались нерадивые, лентяи, пьяницы.

Исполнялся признанными танцорами – юношами и девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах соревновались в лучшем исполнении танца на носках, демонстрируя пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.

Юноши и девушки становились большим полукругом, вперед выходил юноша, останавливался перед одной из девушек и начинал танцевать. Проделав несколько сложных движений, он приглашал девушку на соревнование. Грациозно приподняв подол платья, девушка выходила в круг. Она повторяла все движения, которыми юноша сопровождал свой вызов, и, в свою очередь, вызывала следующего танцора. Девушки и юноши танцевали вместе. Двигаясь по кругу или в линию, они исполняли разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве.

8. Танец с кинжалами.

Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы - любители.

В старину танец исполнялся одновременно только двумя юношами. В каждой руке танцующие держали по одному кинжалу. Начинали танец в медленном темпе. На протяжении танца темп менялся несколько раз: то ускорялся, то снова замедлялся. Все движения танца исполнялись на носках. Опускаться на всю ступню не полагалось.

Когда танцоры входили в азарт, кинжалы в их руках сверкали, как молнии. После ряда сложнейших фехтовальных движений танцующие замедляли темп и закладывали кинжалы за ворот бешмета сзади. В это время зрители со стороны подавали каждому еще два кинжала. После исполнения ряда новых сложных фехтовальных движений, танцоры закладывали кинжалы за ворот бешмета спереди. Им подавали еще по два кинжала. Так, постепенно, у каждого набиралось до 12-14 кинжалов, танцоры закладывали их в рот, придерживая зубами, под шапку и т.д. В руках танцующих все время оставалось по 2 кинжала. Танцуя, исполнители постепенно сбрасывали кинжалы, вонзая их в землю в шахматном порядке.

Осетинские танцы зародились в глубокой древности, на настоящий момент нет точной даты, так как не сохранилось письменных источников. Система исполнения состоит из обрядов и религиозных канонов.

Статья раскрывает многообразие жанров и особенности в исполнении у взрослого и подрастающего поколения.

Дух народа

Осетинский народный танец наполнен духом народа, его верности традиционному быту и свободе гордых людей. Представление носит соревновательный дух и моменты игр. Многообразие композиций завораживает и интригует зрителей, привлекает внимание новых исполнителей. Жизненная установка, исторический быт и дух воинов прослеживается в каждом номере.

Популярный и древний осетинский танец Симд исполняется массово. Относится к разновидности хороводного построения. Исполняется в медленном темпе, подразделяется на три вида:

  1. Нагуай симд.
  2. Тымбыла симд.
  3. Нартона симд.

Самое сложное исполнение третьего варианта. Девушки в нем не участвуют. А юноши строят сложную фигуру, одна группа встает на плечи другой и начинается невероятное шоу.

Во время подготовки, стоит соблюдать технику безопасности и не отказываться от страховки для сохранения здоровья всех членов хореографического коллектива.

Благородный осетинский танец Хонга , раскрывает героическую историю народа. Значение имеют музыка, правильно подобранный национальный костюм. Движения, наполненные неповторимостью и грациозностью.

В девичий танец осетинский вкладывается краса, нежность и цветение молодости. Словно прекрасные сказочные принцессы со шли со страниц. В движениях прослеживается любовь и уважение к природе, бытовые заботы и традиционные моменты.

Исполняется в парах и выглядит как приглашение осетинский танец Кафт , отражая сущность двух противоположностей. Дамы плавно, нежно и женственно двигаются по сцене. А джигиты полны мужественных черт, хоть исполняют все плавно.

Осетинский танец горский одни исполнители танцуют с использованием кинжалов либо вставая на носки. Встречаются ситуации, где совмещают оба сюжета.

Осетинские танцы на свадьбах призваны наполнить жизнь молодых счастьем, достатком, наследниками. Имеют древний сакральный смысл. Имеет значение расположение мужчин и женщин в нем.

Особенности исполнения

Изучать осетинский национальный танец дети начинают с раннего возраста. Так как он довольно сложен и имеет свои особенности исполнения.

Строятся занятия танцами с разминки и пошаговому изучению каждого отдельного элемента. Подспорьем в разучивании становится ознакомление с осетинские танцы видео, где полноценно раскрываются важные элементы.

Разучивая осетинские танцы, дети в первую очередь усваивают разделение на мужские и женские партии. Включается весь ансамбль танца единовременно или постепенно в зависимости от выбранной композиции.

  • выбираются солирующие пары, они открывают и закрывают представление;
  • исполнительницы движутся плавно и сдержанно;
  • исполнители в мужественном и ловком соревновании;
  • танец чаще имеет медленный темп, может встречаться более активные партии.

Зрительный зал затаит дыхание, следя за представлением. А после наградит исполнителей бурными аплодисментами. Сохранится этот яркий номер на долгое время в памяти. Подобное представление станет украшением творческого мероприятия.

Что касается творческого коллектива, он обогатиться новыми навыками, знаниями и прекрасным настроением. Ведь яркие костюмы, гармоничные мелодии и общая работа способны вдохновить танцевальный коллектив на новые достижения. Как в творческом, так и в личностном плане.

Читайте также: