Методы управления ресурсом активности и работоспособности доклад

Обновлено: 02.05.2024

Стремительный темп жизни и ограниченные временные рамки часто мешают достигать поставленных целей. Чтобы не путаться в бесконечных потоках информации, нужно научиться планировать рабочий день, правильно расставлять приоритеты. Именно это умение отличает успешных бизнесменов от остальных и является одним из главных требований престижных работодателей.

Что такое тайм-менеджмент

Time-management – комплекс методик, направленных на выработку навыков по эффективной организации личного времени. Предусмотренные им инструменты помогают успевать справляться с множеством дел в короткие сроки, избавиться от хронической усталости, давления временных ограничений и вечных стрессов. При правильном применении рекомендуемых техник существенно улучшается результативность труда, находится время на отдых.

Различные системы тайм-менеджмента тренируют осознанный контроль над количеством времени, затрачиваемым на выполнение задач, позволяют оптимально распределить работу, способствуют профессиональному и личностному росту.

Практики включают обширный спектр действий:

  • постановка целей;
  • планирование рабочего дня;
  • распределение личного времени;
  • приоритизация задач;
  • управление ресурсами;
  • разработка действенных стратегий;
  • формирование списков; ;
  • определение, фиксирование, анализ временных затрат.

закон тайм менеджмента

Закон тайм-менеджмента

Преимущества применения тайм-менеджмента

Сотрудник, владеющий методиками тайм-менеджмента:

  • развивается в разных сферах деятельности;
  • правильно распоряжается собственными временными ресурсами;
  • продуктивно работает в любых ситуациях;
  • четко выделяет цели в порядке приоритетности;
  • избегает ненужных ошибок;
  • не отвлекается на посторонние вопросы и проблемы;
  • выполняет задачи на порядок быстрее коллег;
  • справляется с делами в минимальные сроки;
  • менее других подвержен стресс-факторам;
  • поддерживает благоприятную атмосферу в коллективе;
  • уделяет достаточно внимания семье, отдыху, хобби, самосовершенствованию.

убийцы времени

Реальные "убийцы" времени

На уроках освещаются следующие темы:

  1. Предпосылки, цели, основные этапы управления временем.
  2. Целеполагание, определение приоритетных и второстепенных задач, структура временного ресурса.
  3. Планирование дел: выделение перспектив, просчет шагов, составление эффективного плана действий.
  4. Системы управления временным ресурсом.
  5. Инструменты, хитрости и приемы, повышающие личную эффективность.

Компаниям, практикующим данные методики, удается сформировать работоспособный коллектив, ориентированный на главные цели. Это исключает пустую, бесполезную трату времени, способствует достижению максимальных результатов при минимальных усилиях и временных затратах.

Также планирование помогает преодолеть основные барьеры, затрудняющие своевременное выполнение задач:

Согласно правилам тайм-менеджмента, производительность увеличивается не за счет скорости или большего объема работ. Результативность растет благодаря исключению сотен мелких, бессмысленных дел, разграничению личного и рабочего, устранению хронофагов – отвлекающих объектов, мешающих основной деятельности.

тайм менеджмент высказывание

Высказывание Сенеки о планировании времени

Запуская какой-либо бизнес в сфере e-commerce, в первую очередь необходимо постараться создать эффективную команду, от которой во многом зависит дальнейшая прибыль, популярность, успешность, конкурентоспособность проекта. В некоторых фирмах есть отдельная должность тайм-менеджера. Этот специалист обучает сотрудников самоорганизации и планированию.

Главные принципы управления временем

Наука управления временем состоит из системы принципов. Данные положения служат фундаментом любого инструмента, применяемого в рамках time-management:

тайм менеджмент

Правила тайм-менеджмента

Планирование – залог успеха. Большинство успешных людей планирует день поминутно.

Эффективные методы планирования

От теоретических основ перейдем к непосредственной практике и разберем эффективные инструменты тайм-менеджмента, которые применяются в различных бизнес-сферах.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра – известная концепция тайм-менеджмента для выделения приоритетов. Основное предназначение методики – грамотная сортировка дел по категориям срочности и важности. Подход, рекомендованный президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, помогает не запутаться в бесконечном списке задач, легко выделяя главное.

Важность дела определяется его влиянием на бизнес, срочность – привязанностью к конкретной дате/времени. Каждое дело необходимо занести в матричную схему и распределить по отдельным колонкам, соответствующим характерному типу:

Прежде всего следует выполнять дела, отнесенные к первому типу, затем – ко второму. Задачам третьего типа можно посвятить оставшуюся часть дня или перепоручить их подчиненным. Такая последовательность предотвратит кризисные ситуации, несущие ущерб для бизнеса, даст проекту новые возможности развития. Старайтесь не допускать, чтобы важные дела перетекали в сектор срочных.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра

ABCDE

К задачам из каждого последующего уровня необходимо приступать только после завершения предыдущих. Желательно ставить дедлайны, планируя окончание каждого процесса к определенному времени.

SMART

После формулировки основной цели следует конкретизировать подзадачи. Для этого отлично подходит метод SMART.

Локальная цель должна соответствовать ряду критериев:

  1. Specific – конкретика.
  2. Measurable – измеримость.
  3. Attainable – достижимость.
  4. Relevant – актуальность (истинность).
  5. Time-based – временная ограниченность.

Задачи, сформулированные по методу SMART, проще выполнять: в их описании содержатся конкретные требования. Двигаясь к крупной миссии с помощью последовательных действий, можно существенно сократить время на выполнение работы.

SMART планирование

Постановка целей по SMART

Практический пример. Маркетологу коммерческой фирмы необходимо до конца 2019 года поднять продажи на территории Украины до 30%. Разбиваем глобальную цель на SMART-задачи, проставляя сроки выполнения:

  • провести пиар-акции до 31.07;
  • пересмотреть вопрос ценообразования до 30.06;
  • запустить масштабную рекламную кампанию в печатных СМИ, интернете до 31.08.

Получаем четкий план действий.

Принцип Парето

Практически 4/5 потраченных сил не оказывает влияния на ход дела. Чтобы оптимизировать деятельность, нужно найти 20% эффективных действий и сосредоточиться на них, отсеяв ненужное. Минимум ключевых шагов позволяет не растрачивать лишнюю энергию и время, быстрее достигать запланированных целей.

Диаграмма Ганта

Оптимальный способ наглядной фиксации планов – диаграмма Ганта. Метод предполагает визуальное отображение дел в виде календаря с указанием сроков, продолжительности и порядка выполнения. Используя такую диаграмму, можно составлять планы на текущий день, год, месяц или несколько лет вперед, контролировать этапы реализации. Однотипные действия группируются в один пункт, объемные – разбиваются на последовательные.

Диаграмма Ганта

Пример диаграммы Ганта

Инструмент назван в честь кухонного таймера. Его суть – в максимальной концентрации внимания, которая необходима для выполнения работы в сжатые сроки. Например, написать отчет, разработать макет дизайна, составить письмо для e-mail рассылки клиентам.

  1. Сформулируйте четкое задание.
  2. Выставьте таймер на 25 минут.
  3. Не прерывайтесь до звукового оповещения.
  4. Устройте пятиминутный перерыв.
  5. Приступайте к очередному раунду.
  6. После каждого 4-го этапа отдыхайте 15-20 минут.

Метод Помидора

Интеллект-карты

Mind maps – разработка известного писателя Тони Бьюзена. Такие карты помогают эффективно структурировать информацию, способствуют мышлению с полным задействованием интеллектуального и творческого потенциала. Они полезны для проведения мозговых штурмов, самоанализа, разработки сложных проектов, планирования времени.

Интеллект-карты активно применяют в офисах коммерческих компаний. На них рисуют знаки, символы и картинки, наглядно демонстрирующие план и детали рабочего дня. Основная идея разбивается на уровни и подуровни, отражая четкую стратегию действий.

Пирамида Франклина

Система планирования по Бенджамину Франклину – отличный помощник в качественном распоряжении временем. Ее используют в жизни и в бизнесе.

Согласно пирамиде, жизненные или рабочие цели распределяются по отдельным пунктам, имеющим определенную степень важности:

  1. Фундамент – главная миссия, ценности и ориентиры, вектор направления движения.
  2. Глобальная цель.
  3. Генеральный план реализации идеи, промежуточные задачи.
  4. Долгосрочный план на 1-5 лет с точными сроками исполнения.
  5. Краткосрочный план на неделю/месяц.
  6. Ежедневный план.

Четкое планирование каждого дня, неизменное следование плану, постоянный анализ и корректировки служат залогом максимально эффективной работы.

Пирамида Франклина

Пирамида Франклина

Подведем итоги, сделав выжимку из основополагающих правил тайм-менеджмента:

  • концентрируйтесь на первостепенном;
  • последовательно переключайтесь между заданиями, не хватаясь за все одновременно;
  • отдыхайте, делайте перерывы;
  • учитывайте биоритмы;
  • фильтруйте входящую информацию;
  • оборудуйте комфортное рабочее место;
  • ограничивайте перфекционизм;
  • мотивируйте себя;
  • анализируйте опыт.

Выводы

Временной ресурс – ключевая ценность для человека, которую невозможно купить, накопить, восполнить. Не тратьте его впустую, смотрите на каждый новый день, как на возможность. Умение управлять временем не ограничивает свободу, а создает ее.

Планирование в равной степени необходимо бизнесменам, офисным сотрудникам, менеджерам, руководителям, творческим личностям, домохозяйкам. Ответственный, серьезный подход к режиму дня позволит высвободить колоссальные временные ресурсы, использовать их для насыщенной, полноценной жизни, развития личной продуктивности. Тайм-менеджмент – верный способ сократить путь от момента появления идеи до ее реализации.

Содержание понятия «работоспособ­ность* и перечень факторов деятельности, влияюших на ее уровень, определяют ос­новные направления регуляции способ­ности человека выполнять конкретную работу с заданными параметрами эффек­тивности и надежности. Обеспечение ра­ботоспособности в соответствии с требо­ваниями профессиональной деятельности реально на основе учета возможностей человека при совершенствовании техни­ческих систем управления, условий и ор­ганизации трудового процесса, проведения профессионального отбора специалистов и использования эффективных приемов их подготовки. Все эти направления ориен­тированы на обобщенные рекомендации

Для повышения или поддержания ра­ботоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на кон­кретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов, разработан­ный и обоснованный в ряде исследований [1,5]. Эффективным средством профилак­тики функциональных нарушений и обес­печения высокой работоспособности является индивидуальная регламентация деятельности, а именно — учет профессио­нальных, психологических, физиологичес­ких особенностей конкретного специалиста,

его текущего состояния при организации режима труда, отдыха и питания, плани­рования трудовой нагрузки, ее периодич­ности, последовательности и длительности. В связи с тем что при интенсивной деятельности возникает утомление, психи­ческая напряженность, астенизация орга­низма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функцио­нального состояния является организация активного отдыха. В специальной литера­туре обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя зарядка, тре­нировки на спецснарядах, спортивные игры, прогулки и т.д.). Как известно, физическая подготовка направлена не только на совершенствование силы, вы­носливости, скорости, ловкости, но и на развитие эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, сенсо-моторной координации и других качеств, необходимых для выполнения професси­ональных заданий в экстремальных усло­виях деятельности [41]. Одним из методов психогенного управления функциональ­ным состоянием и соответственно работо­способностью является аутогенная трени­ровка и ее варианты в форме психосома­тической саморегуляции (В.М. Звонников, М.М. Решетников и др.). Основная задача тренировок состоит в освоении трех ме­тодических приемов: а) аутогенной релак­сации, предназначенной для снятия чрез­мерного нервно-психического напряжения и самоуспокоения; б) аутогенной стиму­ляции, направленной на снятие явлений утомления и повышение или поддержание высокой работоспособности; в) релак-сидеомоторной тренировкой, которая за­ключается в формировании образного представления профессиональной деятель­ности путем мысленного проигрыша ее элементов и этапов на фоне аутогенной ре­лаксации. Известен рядфизиолого-гигие-нических средств управления функцио­нальным состоянием, а именно: ускорен­ная (гладкая и дробная) адаптация орга­низма к измененным условиям внешней среды, дыхание чистым кислородом (лик­видация гипоксических состояний, возни­кающих при чрезмерных напряжениях), закаливание организма. Для профилакти-

Работоспособность

Основным показателем нашей трудовой деятельности является наша работоспособность, т.е. некий уровень функциональных возможностей организма, который характеризует эффективность работ, выполняемых нами за определенный промежуток времени.

Работоспособность

Так как наша работоспособность зависит от множества факторов, таких как: половая принадлежность, возраст, физическое и умственное состояние, настроение, характер питания, знания, умения, навыки и опыт, то в сущности, многими из перечисленного мы умеем управлять. В целом, управлять своей работоспособностью можно научиться.

И хотя работоспособность – величина непостоянная, которая зависит и от влияния погодных условий, времени года и настроения, ученые и исследователи выяснили, что если мы будем лучше знать особенности своего организма и условия, в которых он работает наиболее эффективно, то мы сможет управлять своей работоспособностью в различные периоды времени.

Этапы нашей работоспособности

Для чего, спросите вы? Все очень просто: зная время очередного периода утомления, мы сможем заранее все рассчитать и подготовиться, чтобы работа в целом была выполнена в определенный срок. Полезно знать интересные факты о нескольких этапах, которыми характеризуется работоспособность:

Первый этап: Врабатывание – приходится на первый, и реже на второй час работы.

Второй этап: Устойчивая работоспособность – длится последующие 2-3 часа работы.

Третий этап: Утомление – когда работоспособность снижается.

За весь рабочий день эти этапы повторяются дважды – до обеденного перерыва и после него. То же самое можно наблюдать и в течение трудовой недели: в понедельник приходится иногда через силу врабатываться, вторник-среда-четверг отмечены устойчивой эффективной деятельностью, а в пятницу-субботу нас подстерегает период утомления (торможения), в воскресенье половина дня приходится на подготовку к первом этапу. Надеюсь, что это хорошо знакомо тем, кто трудится с понедельника по пятницу-субботу.

Важно, не пропустить этап устойчивой работоспособности и научиться оптимально использовать время, попадающее под этот период.

Есть известная поговорка:

Признаюсь, будучи по натуре точно не жаворонком, раньше никогда не понимала смысл, заложенный в этой пословице. Однако, жизнь с завидной постоянностью дает свои уроки, и приходится признать, что использовать раннее утреннее время бывает очень полезно. Таким образом, переходя на язык ученых, мы сокращаем период врабатывания, и быстрее приводим свой организм в рабочее состояние.

Учитывая все факторы, влияющие на работоспособность человека, британские ученые определили для усредненного типа человека фазы суток и их основные отличия.

Интересные факты о работоспособности человека

Предлагаю прокатиться на горках работоспособности самостоятельно и откорректировать суточные фазы применительно к собственной персоне.

Сколько можно работать? Столько, сколько нужно, но не идти на самоубийство. Изношенный и чересчур нагруженный организм может дать сбой в любое время. Важно об этом знать. Все знают моменты, когда переутомление накапливается и потеря работоспособности неминуема. Помочь в этом случае может только ПЕРЕРЫВ, причем, иногда очень длительный.

Сонливость, вялость, онемение мышц спины или шеи, головная боль, снижение концентрации и ухудшение памяти, глубокое истощение сил – все это и многое другое сигнализирует о стойком нежелании идти даже на любимую на работу и работать в полную силу. Это явные признаки переутомления, и борьба с ним похожа на борьбу с сорняками.

Как восстановить свою работоспособность?

И все же, есть много рецептов для восстановления устойчивой работоспособности. Во всяком случае, наверняка, вы пользуетесь ими:

  • Микроперерывы
  • Короткие остановки
  • Физкультурная зарядка
  • Потягивания
  • Массаж лица и шеи
  • Выпить кружку сладкого чая
  • Съесть шоколадку
  • Умыться холодной водой
  • Сменить вид деятельности, ситуацию
  • Лечь сегодня пораньше и хорошо выспаться
  • В выходные активный отдых предпочесть активному: плавание, лыжи, бег, спортивные игры
  • Взять отпуск и слетать на море
  • Посетить другую страну или другой город для смены впечатлений
  • Хорошо провести время с друзьями
  • Сократить нагрузку, взять тайм-аут

Рецептов и рекомендаций много, однако мы не спешим применять их на практике, поэтому периоды утомления нас часто посещают.

С другой стороны, зная об особенностях, которые влияют на нашу собственную деятельность, и о тех рекомендациях, которыми можно предупредить переутомление, мы сможем управлять собственной работоспособностью, научиться многозадачности и увеличивать эффективность своей деятельности.

Тем более, что главный рецепт прост: изучить свой организм и чутко к нему прислушиваться, понять амплитуду его возможностей и разработать собственный режим труда и отдыха. Вовремя восполнив трату сил, мы сможем увеличить работоспособность, тем самым оставаясь активными, жизнерадостными и полными сил для осуществления всех планов, целей и желаний, испытывая при этом эмоциональный подъем, воодушевление и энтузиазм.

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

- условий и организации конкретной деятельности

- системы психолого-физиологического прогнозирования

- формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

1) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.


Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижениеминтереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

- текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

- срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

- отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

- медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока:

Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

Е детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Выделяют общую (потенциальную) работоспособность - ресурсы, которые могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная. Для поддержания работоспособности персонала менеджер должен проводить регулярный мониторинг ситуации в организации.

Для этого необходимо разработать системы оценки эффективности труда, аттестации персонала.

Оценка рабочих мест — это независимая проверка работы с целью;

анализа содержания труда;

гарантии качества выполняемой работы;

Оценка рабочих мест включает следующие этапы:

Подготовка к проведению оценки. На этом этапе проис­ходит знакомство инспекторов с сотрудниками, согласование графиков посещения рабочих мест.

Проведение интервью. Цель - выявление проблем реали­зации деятельности, оценки точности ее регламентации и обес­печенности необходимыми ресурсами и полномочиями.

По результатам оценки рабочих мест инспектор должен:

оценить ранг поста (рабочего места), соотнося различные рабочие места по следующим параметрам:

объем и специфика знаний, необходимых для реализа­ции работы;

степень инициативности и полнота использования раз­личных ресурсов для реализации работы;

комплексность работы, предполагающая особую труд­ность в формулировке суждений и принятии решений;

специфика функций управления данным рабочим ме­стом (специалистом);

количество и особенности подчиненных с точки зре­ния их разносторонности, специфичности.

3) сформулировать рекомендации по совершенствованию рабочего места в целях обеспечения реализации возложенных на данного сотрудника функций.

Оценка труда - мероприятия по определению соответствия ко­личества и качества труда требованиям технологии производства.

Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предпо­лагают:

оценку конкретного исполнителя;

сопоставление со стандартом;

доведение результатов оценки до исполнителя.

Основные подходы к оценке труда:

4) процедуры ранжирования, дающие возможность установить

различия между рядом лиц (по одному или нескольким показателям).

Одним из важных кадровых мероприятий является доведе­ние до самого работника информации о степени его успешности в работе. В зависимости от цели оценки возможны два подхода:

если оценка проводилась для целей личного развития со­трудника, результаты могут быть сообщены ему лично;

если оценка проводилась для определения вознагражде­ний, уровня заработной платы, повышения по службе, то информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника мо­жет представить ему результаты.

Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призван­ные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.

Главное ее Назначение - выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Аттестация проводится в несколько этапов:

1. Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

разработку принципов и методики проведения аттестации;

издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, план проведения аттестации и т.д.);

подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации первый раз по новой методике);

подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

2. Проведение аттестации:

аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;

аттестуемые заполняют оценочные формы;

3. Подведение итогов аттестации:

анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;

подготовка рекомендаций по работе с персоналом;

утверждение результатов аттестации.

К методам повышения работоспособности персонала относят также планирование карьеры. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

1. Предварительный. Характеризуется подготовкой к трудовой деятельности, выбором области деятельности (до 25 лет).

2. Становление. Характеризуется освоением работы, развитием профессиональных навыков (до 30 лет).

3. Продвижение. Характеризуется профессиональным развитием (до 45 лет).

4. Завершение. Характеризуется подготовкой к переходу на пенсию, поиском и обучением собственной смены (до 60 лет).

5. Пенсионный. Занятия другими видами деятельности (после 65 лет).

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель. Для создания эффективной системы управления карьерой сотрудника в организации должны быть созданы три взаимосвязанные подсистемы:

1) подсистема исполнителей - содержит сведения о способностях, интересах, мотивах сотрудников;

2) подсистема работ - содержит информацию о всевозможных заданиях, индивидуальных ролях, исполнение которых необходимо для организации; 3) подсистема информационного обеспечения управления - объединяет сведения об исполнителях, работах и принятой практике перемещения сотрудников.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. В праксиологии "активность личности (субъекта отношений) -передача сигнала субъекту отношений (объекту воздействия) во взаимозависимости по установлению (восприятию) нормы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;

деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Фото: Pixabay

Если постоянно заваливает работой и домашними делами, возможно, стоит пересмотреть подход к планированию. Управление временем — целая наука. Рассказываем, как работает тайм-менеджмент и как управлять своим временем

Что такое тайм-менеджмент

Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.

Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.

Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.

Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.

Принципы тайм-менеджмента

Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.

  1. Приоритизация. Чтобы выполнить задачу, нужно определить, насколько она срочная, сложная и важная, и только потом приступить к ее выполнению.
  2. Планирование. Чтобы выполнить задачу, нужно разобраться, когда ее следует сделать и сколько времени на это уйдет.
  3. Структурирование. Чтобы выполнить задачу, нужно понять, как отслеживать ее выполнение и результаты.

Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.

Лучшие методы тайм-менеджмента

1. Подготовка с вечера

Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.

План задач на завтра можно составлять в блокноте на бумаге или в приложении

2. Хотя бы N минут

Фото:РБК Тренды

3. Дедлайны

5. Мелкие задачи

Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].

6. Автофокус

7. Сделайте это завтра



8. Деление большой задачи

9. Одна задача в один промежуток времени

Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.

10. Методы фиксированного времени

Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

Чаще всего таймер Pomodoro выглядит так

Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.

11. Принцип девяти дел

12. Канбан

Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.

Фото:Shutterstock

13. Хронометраж

Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.

  • Зафиксировать. В течение нескольких недель раз в один-два часа фиксируйте выполненные задачи и время, которое понадобилось на их выполнение. Дела на две-три минуты можно опустить. Цель этапа — фиксация, стороннее наблюдение за собой.
  • Найти важное. По прошествии этих недель отметьте в той же тетради, когда время было потрачено с пользой, когда можно было сделать задачу быстрее, а когда время пропало впустую.
  • Планировать. Скорректируйте расписание и процесс работы на основе своей статистики.

14. Матрица Эйзенхауэра

Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.

Матрица Эйзенхауэра

15. Тайм-менеджмент по хронотипу

Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:

Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.

Приложения для управления временем

Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.

Читайте также: