Гончарное ремесло в тверской области доклад

Обновлено: 04.05.2024

2 Содержание Промыслы, связанные с деревом; Промыслы, связанные с глиной; Промыслы, связанные с металлом; Промыслы, связанные с нитью. Заключение Список литературы 2

3 Ремесло и промысел Тверского края 3

4 Основные промыслы Тверской губернии Про́мысел (или про́мысл) занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить доход семьи. Ремесло́ мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные изделия Промыслы, связанные с деревом; Промыслы, связанные с глиной; Промыслы, связанные с металлом; Промыслы, связанные с нитью. 4

5 Резьба по дереву Наиболее развитой была резьба по дереву, особенно домовая резьба. Выдающиеся столяры и резчики по дереву были в Калязинском уезде, бондари в Вышневолоцкого уезда. Сухая перегонка дерева (деготь, смола, канифоль, скипидар),жжение угля было в лесистых местностях северной полосы губернии. 5

6 Резьба по дереву деревянная посуда – долбленая, резная, токарная пряничные доски, прялки и веретёна, различные обереги и игрушки. Высокого качества изделия были широко известны на местных рынках с XV века. 6

7 Бондарное ремесло В старину в разных странах, в том числе и в России, секреты бондарного ремесла передавались чаще всего от отца к сыну. В каждой деревне или в ее окрестностях обязательно был свой бочар, делающий посуду на заказ кадка 7

8 Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным. Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I-II векам нашей эры. Дуб - наиболее распространенная древесина из лиственных деревьев, используемая в бондарном деле. 8

9 Ложкарный промысел БУТЫРКА, ВЕСЁЛОЧКА, ВОЗИЛКА, ДОЛГОНОСКА, ДОЛГОЧЕРЕНКА, ЗАГИБКА, КАРОБКА, КЕРЖАНКА, КОКОВКА, КОПАЛКА, КОРЕНУШКА, КРЕСТОВКА, ЛАПЁШКА, ЛОЖКА БАСКАЯ, ЛОЖКА БЕЛАЯ, ЛОЖКА БУРЛАЦКАЯ, ЛОЖКА ВОСТРОНОСАЯ, ЛОЖКА ГЛАДКАЯ, ЛОЖКА КОРНЕВАЯ, ЛОЖКА ПИСАНАЯ Стадии производства ложки 9

11 Берестяной промысел Использовать бересту наши предки научились давно. Материал этот лёгок, прочен и долговечен. Берестяные изделия широко применялись в крестьянском быту для хранения продуктов, для украшения дома, для изготовления детских игрушек и некоторых предметов одежды и обуви. В настоящее время мастера Тверского края продолжают традиции наших предков и плетут из бересты различные хозяйственные предметы: корзинки, хлебницы, конфетницы, сухарницы, салфетницы. 11

12 Из бересты делались туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты. 10

13 Промыслы, связанные с металлом: Гвоздарный промысел был развит в Тверском, Бежецком и Весьегонском уездах; ковка топоров в г. Осташкове и Ржевском уезде; Выделка железных лопат ("польских") в г. Калязине, серпов и кос в г. Осташкове. Гвоздарный промысел был развит наиболее хорошо (главным образом гвозди для подков), но с проведением железной дороги сильно уменьшился, а в г. Твери совершенно прекратился. В Твери и Старице были мастера по изготовлению замков, их продукция часто вывозилась в Европу. 13

15 Гончарное производство Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. масленка 15

16 самая востребованная утварь в нашей жизни - стакан, он же кондюшка, кондея, канопка, ендова. Это чаша, небольшого размера, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол. Квасник, сметанник 16

17 Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка. Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы 17

18 Глиняная игрушка Наряду с посудой из глины на Тверской земле лепили небольшие игрушки и свистульки. 18

19 Керамические изразцы Старицы Из глины изготавливались изразцы, которыми украшались храмы, камины в помещичьих домах 19

21 Торжокское золотое шитье Это вид русской традиционной золотной вышивки, сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла, сложился в XVІІІ веке. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине XVІІІ - первой половине XІXвека. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. 21

22 Калязинское кружево Кружевной промысел г. Калязина, то есть плетение узорной сетчатой ткани для отделки и украшений царской и великокняжеской одежды, известен с XV века. Кружево делалось золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. Именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сейчас он приходит в упадок 22

23 Кружевной промысел г. Калязина, - плетение узорной сетчатой ткани для отделки и украшений царской и великокняжеской одежды, известен с XV века. Кружево делалось золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. Оно одинаково носилось царями, купечеством и крестьянами. Кружевной помысел в Калязине был привнесен из Москвы в середине XVII века. Крахмальных заводов насчитывалось десятки, а кружевниц сотни. " Пройдите, говорил один путешественник в первой половине XIX в., днем или вечером по Заволжской монастырской части города и вы услышите звон коклюшек на улицах и в окнах домов. 23

24 В Калязине, особенно на 1- й, Подмонастырской, части города, в производстве кружев принимало участие все женское население от семилетних девочек до женщин преклонного возраста. Рабочий день - 16 ч. в сутки, иногда доходил и до 18 ч. Заработки коп. в день. 24

25 Однако в начале XX века кружевной промысел приходит в упадок. В 1927 г., отмечает И. Ф. Никольский, большой знаток калязинского кружевного промысла, кружевниц было не более 200 человек. И он с горечью пишет : " Все меньше и меньше слышится в Калязине мелодичный говор коклюшек. Все реже и реже берутся в руки коклюшки. Сколки матерей и бабок, коклюшки выкидываются на чердаки и в чуланы, а прежние кружевницы предпочитают уходить внаймы или сдавать свои дома под дачи ". 25

26 Кимрское лоскутное шитье фигурки и куклы, панно на стены и целые ковры из разноцветных лоскутков традиционно изготавливают в Кимрах. 26

27 Тверская вышивка Народная вышивка мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки. Вышивкой оформляются льняные и полульняные комплекты постельного белья, скатерти из сурового и отбеленного льна, сувенирные комплекты, настольники, салфетки, полотенца, фартуки и прихватки. 27

28 Тканье холста было распространено повсеместно среди женского населения; ежегодно изготавливалось свыше 30 млн. аршин, из которых половина сбывалась на сторону; с этим промыслом тесно связано шитье мешков (г. Бежецк) 28

30 Калязинская вышивка по войлоку Нашла свое воплощение в красивых валенках с разноцветными узорами и картинками. 30

31 К сожалению, многие старинные ремесла остаются без внимания, некоторые полностью забыты, хотя раньше были очень известны. Народно-художественные промыслы являются частью нашей культуры, теряя их, мы теряем культурные и исторические ценности из-за этого духовная составляющая нашей страны приходит в упадок. 31

32 Спасибо за внимание! 32

Лихославль — центр гончарного промысла с древними традициями. Напоминания о гончарном производстве в Тверской области относятся к XVI началу XVII столетия. Глубокие народные традиции всегда были определяющим принципом и эстетической нормой Тверской керамики.

Основание Лихославльского промысла датируется 1853 годом.

Развитие было связанно с месторождением залежей богатых глин. В Мастера возродили единственную в под отрасли керамики древнюю утраченную технологию гончарного промысла, лощения гончарных изделий. Продукция производится в традициях Тверского края, краснолощёные и чернолощёные сосуды, горлачи для воды, пива, масла, кваса, новоторжскую игрушку, предметы свадебных ритуалов, панно, вазы, горшки для цветов.

Художественно-стилевая особенность декорирования изделий: ангобная, роспись, процарапка, в традициях орнаментальной народной культуры Тверского края. В формировании разнообразных по типу форм прослеживается весьма древние истоки.

В силу исторических обстоятельств, Лихославль является территорией совместного проживания 2-х народов: русского и карельского. Этот фактор обусловлен развитием художественного декорирования керамических изделий.

Декор на изделиях выполняется кистью, грушей белыми и цветными ангобами и представляет собой орнаментальную полосу, заполненную декоративными точками, отводками, волнистыми линиями, декоративным цветочным орнаментом.

Много вырабатывалось предметов небольших размеров: кринки для молока, разные кувшины для пива, кваса.

Некоторые изделия, в зависимости от старинных поверий, имели специальные назначения. В маленьких ритуальных кувшинчиках в Тверском уезде в день Спаса освещались зёрна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Повсеместно во время свадебного ритуала использовались горшки, которые на радостях разбивались в знак целомудрия невесты.

Разные по форме, величине, объёму и назначению изделия раскрывают художественное богатство Тверской керамики, для большей прочности изделия обжигаются в печах, после чего сохраняется естественный цвет черепка, искусно выявляется неповторимая природная красота материала.

В формировании самобытных разнообразных по типу форм прослеживается весьма древние истоки. В отличие от других центров России на Тверскую керамику не оказывали отрицательного воздействия торговые связи, среди тверских частных предприятий действовал крупный фарфорофаянсовый завод в селе Кузнецово (ныне Конаково) и ряд мелких гончарных и изразцовых заведений в Твери, Ржеве, Осташкове (ныне Лихославль) в деревне Чернятка Вышневолоцкого уезда.

На последнем выпускались не только глиняная посуда, но и вазы высших сортов. Мелкие жанровые фигурки, майоликовые декоративные тарелки, кружки, в том числе коронационные.

Глубокие народные традиции всегда были определяющим принципом и эстетической нормой Тверской керамики.

Начали выпускаться модные в 30-х годах XX столетия глиняные пепельницы, мужички, красиво слепленные девицы.

Роспись изделий была проста, но ярка. Применялись краски на основе льняного масла, клея.

В убранстве скульптурок применялись народные тверские узоры.

Анализ архивных документов и приведённых в конце справки источников позволяет высказать предположение по возрождению и развитию Тверских народных художественных промыслов.

Много веков служат людям изделия из глины. Этим и объясняется простота, лаконичность и безукоризненность форм.

Вполне закономерно, что в 1940 году в г. Лихославле Калининской области был организован Лихославльский районный промышленный комбинат, который объединил в себе несколько артелей: столярное, гончарное, валяльное. На базе местных глин возникло производство простой крестьянской посуды, декорированной росписью и процарапкой в традициях орнаментальной народной культуры Тверского края, вобравшей в себя элементы ткачества, вышивки и деревянной резьбы гончарных изделий. Далее, 9 марта 1966 года на базе стеклодувного цеха и гончарного производства райпромкомбината была организованна фабрика стеклянной посуды, которая наряду с выпуском гончарных изделий стала выпускать изделия из стекла (игрушка из стекла, ёлочные игрушки, аптечную посуду, аквариумные приборы). С 1 июля 1971 года фабрика стеклопосуды была реорганизована в филиал № 2 калининского производственного объединения художественных изделий и игрушек. С 1 октября 1976 года филиал № 2 реорганизован в цех № 2 Калининского производственного объединения художественных изделий и игрушек. В сентябре 1977 года на этой базе возникло Лихославльское опытно-экспериментальное производство, переименованное в январе 1979 года в Лихославльский завод стеклоизделий.

С 1 июля 1994 года Лихославльский завод стеклоизделий реорганизован в АО «Лихославльский завод стеклоизделий

В Тверской губернии, а затем в уездах, где ныне расположен Лихославльский район, с XIX века начинает встречаться и другой, не менее известный с глубокой древности приём украшения — лощение.

Красноглиняные изделия при самом сложном сплошном лощении обретают под блестящим, словно лаковым слоем особую цветовую насыщенность и глубину.

Производились и эффектные чёрнолощеные изделия. Перед обжигом примитивным и трудоёмким способом гладкой галькой путём трения наводились однообразные поперечные, вертикальные ломаные полосы, которые составляли основу декоративного достоинства изделия.

Иногда декор чернолощёных изделий усложнялся покрывающим всё тулово углублёнными зубчиками и многорядными поясами. При обильно нанесённом сверх украшения лощении они отсвечивают холодным блеском, и кажется скорее металлическим.

Повсеместное распространение в Тверской губернии получило производство красочных и нарядных поливных изделий, пользовавшихся очень большим спросом. Они покрывались легкоплавкими свинцовыми глазурями. Излюбленный жёлтый цвет получали из окиси железа или свинца, глубокие коричневые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зелёные цвета давала окись меди.

Иногда в отдельных центрах Старицкого (Дарская, Микулинская волости) Корчевского уезда (Фёдоровская волость, Осташковская волость, куда ныне входит Лихославльский район) применялось предварительное ангобное покрытие изделий тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц), на котором цвет глазури становился более зелёным.

Поливная посуда в начале XIX с затейливо декорируется односложной подглазурной росписью. В изделиях вышневолоцких, корчевских, калязинских, Старицких и осташковских (ныне Лихославльский район) горшечников встречается и самые простые узоры.

Они выполнялись по светлому черепку или белому ангобу и состояли из тёмных фиолетово-коричневых глазков, зигзагов или более эффективных зелёных отводках. На некоторых сосудах встречаются более сложные узоры с многорядными орнаментальными поясами.

Иногда густым ярко-зелёным цветом свободно, единым движением кисти, наносятся стилизованные ветки, а кубышки украшаются затейливыми растительными орнаментами.

В Лиховлавльском районе доминирует светлый жёлтый цвет, тонко гармонирующий с тёмным фиолетово-коричневым и серовато-зелёным цветом.

Совместное проживание карельского и русского нардов сказалось на характере ангобного подглазурного рисунка. Многорядные орнаментальные пояса украшены симметричными точками с элементами отводок.

Формирование в Тверской губернии в начале XX века ткацкой мануфактуры сказалось на отдельных керамических изделиях, мазковых ангобных росписях кистью, что придало новое звучание и праздничность керамическим изделиям. Ситцевые рисунки в начале XX века в переработанном и упрощённом виде начинают переноситься на изделия гончаров.

  • Методом формовки (горшки цветочные, миски);
  • Методом свободной формовки на гончарном круге (кринки, кувшины, горшки под жаркое, жбаны, бокалы, наборы и сервизы, вазы, подсвечники, бутыли и т.д.);
  • Методом литья (бокалы, сувенирные изделия, изделия фитодизайна).

Декор на изделиях выполняется кистью, грушей белыми и цветными ангобами и представляет собой орнаментальную полосу, заполненную декоративными точками, отводками, волнистыми линиями, декоративным цветочным орнаментом.

Применяются в производстве майоликовые легкоплавкие глазури, в основном прозрачные.

В ассортименте выпускаемой продукции наметилась новизна и оживление производства художественно стилизованных изделий — с росписью и формой, традиционных для Тверского края, что позволяет на фоне возрождения интереса к национальной культуре и традициями удерживать конкурентоспособность продукции.


Анастасия Гулеева вместе с супругом смогла создать в Лихославле на уникальном для России гончарном производстве точку притяжения туристов.

Гончарное наследие

Алексей и Анастасия вместе со школьной скамьи – ей было 14, ему 15. Сейчас Гулеевым слегка за 30, подрастают сын и дочь. И еще у них есть производство, на которое Анастасия пришла не сразу.

Алексей с предприятием связан, как говорится, с незапамятных времен. Долгие годы заводом руководила его мама Валентина Павловна. Она положила все силы, чтобы сохранить производство керамики на Лихославльской земле. Буквально жила этим промыслом в те самые лихие 90-ые. Естественно, Алексей всегда вместе с мамой был занят в бизнесе. А у Анастасии была учеба, потом декрет. Сначала Настю к гончарному ремеслу не очень тянуло, но в итоге она поняла, что оказалась в родной и для себя стихии.


– Почувствовала всю полноту удовольствия от работы, когда мы здесь начали заниматься туризмом. Тем более, что получила второе высшее образование в Российском государственном университете туризма и сервиса. Я оказалась вовлечена в реальную туристическую тему, и меня буквально накрыло счастье, – эмоциональна Анастасия.

Пандемия COVID-19 стала для семьи Гулеевых трагедией. В 2020-м году хранительница гончарного промысла Валентина Павловна умерла от коронавируса.

Маленькая Калевала

История тверских карел насчитывает четыре века. За это время они внесли ощутимый вклад в культуру Тверской области. В первую очередь своей самобытностью. И даже ангобная роспись, которой украшают лихославльскую керамику, является наследием карельской культуры. Всё это, по оценке Анастасии, составило существенный потенциал для развития масштабного туристического проекта.

– В 2017 году мы решили преобразовать предприятие, придать ему какую-то новую фишку, чтобы не только сохранить народный художественный промысел, но и дать новый импульс для развития. Вместе с семьей пришли к выводу, что этим импульсом может стать туризм на базе действующего предприятия. Начали с самого простого – разработали туристическую программу, – рассказывает о первых этапах становления турпроекта Анастасия Гулеева.


Сегодня в маленький провинциальный Лихославль, в основном, тянутся туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, заглядывают и заграничные гости. Городок в Тверской области, словно уменьшенная копия мифической страны Калевалы из одноименного карельского эпоса, притягивает своими загадками и тайнами. Кто-то целенаправленно едет за погружением в быт тверских карелов, кто-то хочет увидеть воочию гончарное производство и, уже окунувшись в тайны ремесла, узнает о существовании этноса. Программа, с которой знакомятся туристы, включает в себя экскурсию по производству, посещение выставки изделий, а также знакомство с укладом жизни и кухней тверских карелов. Вот так Анастасия повествует о концепции гончарно-туристической Мекки:

– Рассказать людям о том, что когда-то здесь проживало больше карелов, чем в самой Карелии, очень важно. Показать гостям Тверской области, что у нас до сих пор сохранилась такая народность со своей особенной и уникальной культурой, сплетенной из русских и карельских обычаев и традиций. Это уникальный симбиоз, который больше нигде не встретишь, – формулирует концепцию Анастасия.

Этнический туризм

С каждым годом всё чаще и чаще турист тянется подальше от мегаполиса, поближе к деревне. Особенно актуальным направление становится, если речь идет об этнических программах. Поэтому незаметный ранее Лихославль, имея многовековую историю карельского народа, вдруг становится новым центром притяжения для гостей из других городов и стран. Безусловно, во многом этому успеху поспособствовало отношение самих местных жителей к своим корням.


– Если раньше молодежь боялась признать себя карелами, то сейчас ровно наоборот – они гордятся этим. Тема хорошо развивается, и местные жители хотят быть, как говорится, в тренде. Они чувствуют себя уникальными, – объяснят изменение в менталитете Анастасия Гулеева.

Карельская культура в Тверской области несколько отличается от той, которая сложилась в самой Карелии. Наиболее яркое отличие в национальной кухне. На тверской земле она сформировалась в силу особенностей местного огородничества. И эту деталь Гулеевы смогли использовать для привлечения туриста.

– Карельская кухня максимально простая, поэтому она особенная. И в первую очередь надо говорить о картофеле, который известен нашей стране всего 300 лет. Когда картофеля не было, наши предки использовали репу. Если говорить о пирогах, то карелы традиционно используют ржаную муку, а не пшеничную. И, конечно, основой этой кухни являются блюда из рыбы,

– описывает гастрономические особенности Анастасия.

Тяжело начало, легка дорога

– Когда мы начали проводить экскурсии, вообще не знали, поедут к нам или нет. Ведь Лихославль и Лихославльский район никогда не были туристическими. Были большие сомнения. Самое важное — не опускать рук, верить в свою идею и стремиться к совершенству, – без доли пафоса говорит Анастасия Гулеева.

На вопрос, что послужило успехом проекта, Анастасия отвечает, не задумываясь: в первую очередь это упорство, любовь к своему делу, и, конечно же, слаженная работа с любимым человеком в совместном достижении общих целей.


В жизни супругов был момент, когда они хотели отказаться от бизнеса, уйти в другую сферу. Но теперь, после смерти мамы, они поставили себе задачу сохранить гончарный промысел, чтобы на столах у людей была натуральная по-настоящему народная посуда из глины. А туристическая составляющая стала хорошим подспорьем в сохранении промысла и карельской культуры.


Всех экскурсантов она встречает радушной улыбкой и сама рассказывает о каждом этапе производства глиняных изделий – от добычи глины до готового изделия. И глину, кстати, здесь тоже добывают сами. Сама проводит экскурсию по выставке керамических изделий и, конечно же, накормит гостей. Формула успеха Анастасии Гулеевой проста – турист должен остаться доволен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Название города в качестве украшения парка

Тверь очень старинный город. За многие века его существования на тверской земле развилось большое количество разнообразных видов народных художественных промыслов.

Высокого уровня развития достигло тверское ремесло уже в XIV веке, особенно обработка металлов. Замки́ тверской работы продавались в Чехии.

Кроме этого активно развивалось рукоделие, гончарство, деревообработка. Перечень основных ремёсел тверской земли:

  • резьба по дереву
  • роспись по дереву
  • кубовая набойка
  • изготовление одежды
  • кружевоплетение

В Твери сложилась своя оригинальная художественная школа: развивались зодчество, иконопись, переписка книг, ювелирное и декоративно-прикладное искусство. Здесь чеканилась своя монета. Тверские купцы торговали в Смоленске, Киеве, Витебске, Дорогобуже, Вязьме, Полоцке, Вильне и это далеко не всё. На территории Затьмацкого посада находился татарский гостиный двор.

История

Тверь основана в 1135 году на стрелке реки Тьмаки. С 1247 года — центр Тверского княжества. Во время монголо-татарского ига, в 1327 году, стала одним из центров сопротивления и соперничала с Москвой за роль политического центра Северо-Восточной Руси.

В 1304 г. князь Михаил получил ярлык на великое княжение и с этого момента, вплоть до 1327 г. Тверь являлась столицей русских земель.

С 1485 года в составе Московского государства, впоследствии — России. С 1796 года по 1929 годы — центр Тверской губернии, а с 1935 года — административный центр Тверской области.

Название

Большая перестройка

В 1764—1766 годах была возведена главная достопримечательность Твери — Путевой дворец императрицы Екатерины в стиле классицизм с элементами барокко по проекту М. Ф. Казакова.

В это же время между Путевым дворцом и Волгой был разбит городской сад. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название.

В 1809 году в Твери был создан Комитет по благоустройству города, в котором работал известный столичный архитектор К. И. Росси. По его проектам построены Христорождественский собор, жилые дома на набережной и в центре города. Им же перестроен Путевой дворец.

Архитектура

До середины XVIII века Тверь имела радиальную планировку с узкими улицами, расходившимися от Тверского кремля и застроенными в основном деревянными домами. Центральную часть города опоясывал земляной вал, на котором возвышались бревенчатые стены с боевыми башнями.

Храмы

В эпоху зрелого классицизма в Твери возводятся крупные по размерам бесстолпные храмы с несколькими фронтонами; из их числа сохранились Вознесенская церковь (1833, архитектор — И. Ф. Львов) и собор Христорождественского монастыря (1810-е года).

Морозовский городок

Модерн

Архитектура модерна, господствовавшая в этот период в Петербурге, не получила широкого распространения в Твери. Тем не менее, эпоха модерна оставила после себя несколько замечательных сооружений: Романовская школа, Карповское училище, Старый мост и другие.

В городе расположены несколько мемориалов и обелисков, а также многочисленные памятники, большая часть из которых сосредоточена в центральной части города.

Тверские ремёсла сегодня

И сегодня Тверской край радует любителей русского народного прикладного искусства разнообразными промыслами.

Токарные изделия в виде забавных композиций и отдельных фигурок, с большим юмором отображающие окружающую жизнь.

Разнообразные матрёшки, отличающиеся особым стилем, их так и называют — тверские матрёшки.

Старицкий район славится изделиями из берёзового капа.

Торжок известен золотым шитьём и глиняной игрушкой.

Продолжаются традиции и восстанавливается производство конаковского фаянса.

Сохраняют и развивают в Тверской области исторические народные ремёсла, характерные для этой местности.

Читайте также: