Доклад интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 17.05.2024

Следовательно, необходимо продолжать внедрение в образовательный процесс педагогических инноваций.

Один из вариантов инновационного подхода к обучению – это использование интерактивных методов обучения. Интерактивный, т.е. «способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [2].

При организации занятий русского языка и литературы с использованием интерактивных методов можно добиться перехода от пассивной роли обучающихся с формальным выполнением определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения, к становлению творческой личности.

На своих занятиях я использую работу в парах. Пара – отличная форма для взаимопомощи и сотрудничества. В паре ученики осуществляют взаимопроверку, закрепляют новый материал, повторяют пройденное.

Я использую следующие виды заданий на занятиях русского языка и литературы:

2. Взаимопроверка применяется на многих занятиях русского языка. Ученики рассказывают соседу по парте правила, приводят примеры, объясняют их. Затем они меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Иногда в течение первых или последних пяти минут урока можно провести взаимопроверку (по следам сделанных в тетради ошибок).

При составлении карточек развивается не только орфографическая и пунктуационная зоркость, ответственность, умение работать с учебной и справочной литературой, расширяется словарный запас обучающихся, но и проявляется творческий подход к обучению. В итоге происходит повышение качества обучения.

Ребятам очень нравится работать в парах, а усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы [4].

Ролевая игра – один из интерактивных методов, предполагающий разыгрывание различных ситуаций, т.е. проекция знаний в жизнь.

Кейс-стади – этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая группа должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников. Каждая команда составляет свой кейс, который содержит резолюцию (тему), дефиниции (определения), критерии (положение).

Метод кейс-стади позволяет каждому ученику развивать свои интеллектуальные возможности, овладевать логикой речи и основами ораторского искусства, расширять круг интересов [3].

Таким образом, интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые повышают мотивацию, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают самостоятельность, повышают качество обучения.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.: 2009. – 190 с.

3. Казыгулова А.Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 1121-1126.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 20011-2020 годы определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 20011-2020 годы определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Сегодняшние реалии образования требуют от нас, педагогов, совершенно нового подхода к самому процессу обучения. Сразу бы хотелось попытаться ответить - почему? Вот только оговорюсь: я имею в виду обучение в общеобразовательных школах, а не в школах нового типа. Их, этих почему, несколько.

1. Качественный состав учащихся, прежде всего в старших классах. Не секрет, что в 10 - 11 классах у нас сегодня обучаются не только те, кто готовится к поступлению в университет, но и те, кто просто отсиживается в надежде получить аттестат о среднем образовании.

3. Нельзя не учитывать и социальный фактор. Это мы с вами переживаем, какими наши ученики выйдет за порог школы, поступят ли они в вуз, смогут ли пойти дальше первой сессии. А дети уверены, что за деньги родителей все равно поступят и получат диплом. Для них важна корочка, а для нас – знания.

Обучаемым прививаются навыки чтения, они овладевают инструментарием для анализа текста. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка и русской литературы не заменяют теоретико-литературоведческого анализа, но являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний монолог с писателем - мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный взгляд на окружающее, жизненная позиция.

Интерактивные методы построены на методике взаимодействия:

- учащиеся должны получать информацию, на основании которой строится знание. Ребята должны сами находить ответы и принимать решения;

-анализ тем должен включать в себя обсуждение противоречивых вопросов или алгоритм;

- нельзя требовать от ученика однозначного ответа, того, что ожидает учитель. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения и попробует её доказать.

Цель представленной методики - научить детей учиться самим, самостоятельно

приобретать читательский опыт, знания и щедро, открыто обмениваться ими. На моих

уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на принципах доверия и партнёрства, как успешно сотрудничать и формировать команду. Они учатся ДУМАТЬ.

Сейчас я представлю эти приёмы и приведу примеры использования интерактивных методов на своих уроках.

1 метод - блочное повторение изученного материала по русскому языку или работа в малых группах.

Цель - подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Повторение и закрепление проходит в несколько этапов:

1. Повторение и обобщение определенной темы на уроке с использованием опорных схем и ТОС.

2. Выполнение этого задания может проходить индивидуально или по группам. Тут же должна быть взаимопроверка, чтобы обучаемые сразу увидели результат.

3. Контроль знаний может проходить отдельно по каждому блоку или через несколько тем. Так как все вопросы по определенному разделу из всех вариантов у меня записаны, обучаемыми проработаны, я просто перемешиваю вопросы и даю в на отдельных листочках в таком виде.

(Работа в малых группах)

РМГ - максимальное участие каждого в духе сотрудничества.

1. Выберите проблему.

2. Заложите основу (обучаемые должны овладеть некоторыми предварительными знаниями, навыками и ресурсами).

4. Дайте ясные инструкции, время. Проверьте, все ли поняли задание.

5. Поддерживайте и направляйте. Не оказывайте давление, не выполняйте за них задание.

Образец: Работа в малых группах

(4 карточки с заданием: вставить пропущенные буквы, объяснить). Группы: зима, весна, лето, осень. Записать в тетрадь после проверки.

1.Пр- школьный, пр- вокзальный, пр-усадебный, пр- станционный, пр- дорожный.

2. Пр- шить, пр- бить, пр- вязать, пр- винтить, пр- делать, пр- бавитъ.

3. Пр- скучный, пр- неприятный, пр- забавный, пр- интересный, пр- спокойный.

4. Пр- бежать, пр- ехать, пр- лететь, пр- скакать, пр- мчаться, пр- йти, пр- ползти.

3 метод. Знакомство

Цель: знакомство участников между собой, героями произведения и создание непринуждённой атмосферы.

Например: Александр Чацкий - активный, честный, честолюбивый.

4 метод. Ожидание

(перед объяснением темы урока)

Цель: определить своё личное ожидание от занятия, а позже и от всего, что собираетесь делать.

1. По кругу, начиная по принципу добровольности, сказать : «Я жду от сегодняшнего

5 метод. Оценка.

Цель: определить, как личное ожидание от занятия совпало с тем, что случилось на занятии. Научиться делать выводы.

1. Заполнить до конца таблицу :

Что я ждал от урока

Что нового и полезного я узнал, чему научился

Например: Что я узнал об однородных членах предложения:

* что такое однородные члены предложения;

* какими знаками препинания они разделяются на письме;

Чему я научился:

* доказывать, что данные члены предложения являются однородными.

6 метод. Соглашения. (договор, основные принципы).

Цель: собрать как можно больше идей по поводу специфической проблемы от всех участников на протяжении 2-5 минут.

- идеи не критикуются;

- количество важнее качества;

- предлагать любые идеи;

- одобряются безумные идеи;

- идеи записываются одним словом или фразой;

- соблюдается время штурма.

Например: перечислить виды художественного времени (линейное, циклическое и т.д.),

Этот метод позволяет не только познакомить учащихся с новой темой, но и применить свои знания на практике.

1) Деление задачи на части ;

2) Первичные группы получают тему, в которой они становятся экспертами (комментируют материал).

3) Экспертные группы : учащиеся у которых одни и те же темы, собираются в экспертные группы для обсуждения тем, овладения ими или планирования, каким образом эти темы преподавать.

1) Обучаемые должны расставить факты (идеи, события, персонажи, слова, правила ) по порядку, выставляя им баллы по важности.

2) Составляется пирамида Джосера: учащиеся размещают данные анализа в виде пирамиды. Самое важное должно быть помещено в вершину пирамиды. Например:

* определить количество слогов в словах с удвоенной буквой м:

* расставить в хронологическом порядке направления в русской литературе.

Этот метод помогает вести в группе обсуждение спорного вопроса, даёт возможность высказаться. Вы должны выбрать тему, по которой в обществе существуют противоположные мнения. Этапы:

3. Каждый участник встаёт около того плаката, который соответствует их точке зрения на данную проблему. Дайте возможность обменяться мнениями. Группа может выбрать спикера, который выскажет общее мнение.

4. Если позволяет время, опросите каждого.

5. После того, как доводы высказаны, спросите, кто из участников в ходе дискуссии изменил свою точку зрения и хочет перейти в другую группу. Если таковые будут, спросить их, почему они изменили позиции.

6. Попросите участников каждой стороны назвать наиболее убедительные доводы противников.

Займите позицию: Чацкий- умный человек./ Чацкий, по словам Пушкина не умён, а просто пообщался с умным человеком - Грибоедовым.

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

Подвижные и малоподвижные игры позволят отдохнуть от напряженной работы на уроке, переключиться.

Низкий уровень подвижности .

Средний уровень подвижности.

Высокий уровень подвижности.

Ещё несколько примеров использования интерактивных методов на уроках литературы.

Выглядит он так: на уроках литературы нам необходимо, чтобы учащиеся внимательно прочитали материал учебника об авторе и его произведение, а затем провести как обычно анализ стихотворений или прозы. Как анализировать, если дети не прочитают необходимый объем текста? Я готовлю следующими способами:

13 метод. Решение дилеммы.

Прочитав повесть, учим анализировать произведение, центральное место в котором занимают образы-персонажи, раскрывающиеся через образы-вещи, образы-детали, пейзажные образы. При анализе образа-персонажа необходимо рассмотреть портретную и речевую характеристики, действия и поступки, мысли и переживания героя, его взаимоотношения с окружающими, отношение автора к действующему лицу. Затем ученикам предлагается решить дилемму:

Нужно устроить свою жизнь или выполнить долг перед родителями (на основе образа Дуни)?

Класс можно разделить на 2—3 группы, члены которых обсуждают дилемму, обосновывают свой выбор в течение 5—7 минут, затем представляют классу результат. Все ученики участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения, учатся работать в команде и приходить к согласию, понимая, что сделать нравственный выбор очень трудно. В такой ситуации нет однозначного решения, каждая позиция имеет достоинства и недостатки.

14 метод. Дискуссия.

Очень интересно проходят на уроках литературы в старших классах дискуссии*.Они могут быть свободными, направляемыми, структурными.

Структурная дискуссия- это продуманная учителем, сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание- обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения:

1-я группа — с оптимистической,

2-я группа — с пессимистической,

3-я группа — с реалистической.

После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом. Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

15 метод. Ролевые игры.

Осталось отметить, что традиционное обучение — это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. У обучаемых появляется интерес к изучению русского языка и литературы. Обучаемые снова и снова перечитывают текст, многое открывают для себя, учатся интерпретировать произведение. Завершая обсуждение, они отмечают, что невозможно читать классическую литературу и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за всё на свете и приносить пользу людям, что писатель требует от читателя ответной работы, роста души.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад об интерактивных методах обучения. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками.

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются основные задачи современного образования. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально. Среди моделей обучения выделяют:

Пассивную. СЛАЙД 3.


Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.


Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивную.


Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Сущность этого подхода можно выразить словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.

Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Поэтому целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Благодарить их за высказанные мнения.

2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся.

3) Стараться выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.


"Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли."
В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь этой точки зрения, считаю, что главная задача учителя- научить ученика учиться.

В процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается, выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Это способствует активизации физиологических параметров. Ведь движение – это жизнь!

Социальная активность связана с тем, что в течение работы ученик вступает в контакты, взаимодействует с другими, завязывает какие-то отношения, обменивается информацией, проявляет лидерские качества, задает вопросы, позволяет себя обучать, что-то комментирует.

А это в свою очередь рождает познавательный интерес. Учащиеся ставят вопросы, ищут способы их решения, находят дополнительную информацию, вносят поправки, дополнения, создают проекты.

Интерактивные технологии легко вписываются в учебную программу, не мешая традиционным способам обучения. Появляются мотивы для изменения поведения. В подростковой среде они связаны с желанием сохранить свои позиции в группе, упрочить их, расширить зону своего влияния и контролировать ситуацию. Возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. И в то же время, участники интерактивного урока ощущают тот вызов, который бросают их интеллекту новые задачи, возникающие проблемы. Они учатся создавать свои жизненные проекты, а это требует умственных усилий.

Интерактивные технологии пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, конкуренцией, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Дети активно включаются в учебный процесс, когда снято внутреннее напряжение. И это все способствует личностному росту.

Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов. Прежде всего, от готовности самого учителя вступить на эту стезю и изменить свой взгляд на традиционную систему обучения. Еще это зависит от готовности класса к тому, чтобы перейти на новые формы отношений. Также успех зависит от веры в то, что эти методы работают на образовательные цели. Очень важно, чтобы учитель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести диалог.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к по- лучению новых знаний .

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:

а) учителя с детьми;
б) детей друг с другом;
в) каждого ребёнка с учителем;
г) ученика с коллективом.

Идея сотрудничества исходит ещё от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. В педагогической практике давно применяют термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активной учебной деятельности школьников.

В последнее время получил распространение ещё один термин — интерактивное обучение.

Термин interactivelearning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Использование интерактивных методов обучения на уроке позволяет решать следующие задачи:

  • активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию учащихся;
  • обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять ведущие и промежуточные задачи, предусматривать последствия своего выбора, давать ему объективную оценку);
  • воспитывать лидерские качества;
  • учить работать с командой и в команде;
  • быть ответственным за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивное обучение — это обучение посредством опыта (структура): переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике.

Основные особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация познавательной деятельности;
  • самостоятельный поиск решения проблемы;
  • изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;
  • исключение монологического преподнесения материала;
  • диалоговый характер.

Основной признак интерактивного обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Кроме того, это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения — таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой вклад, в результате чего происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках учитель организует ( виды работ) индивидуальную, парную и групповую виды работы, применяет метод исследовательских проектов, ролевые игры, про водит работу с документами и различными источниками информации, использует творческие виды работы

Существуют различные формы интерактивного обучения.

Применение интерактивных методов обучения позволяет:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Педагогу следует уяснить:

  • содержанием такого урока является программный материал;
  • целью — реализация учебных целей, общее развитие учеников, оказание каждомуиз них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;
  • результатом — создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Классификация интерактивных технологий

1. Лекция — устная или с применением современных технических средств, презентация и т. д. Незаменима при передаче сравнительно большого объёма информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей.

2. Семинар — коллективное обсуждение определённой проблемы или темы в различных формах. Активизация восприятия информации путём взаимодействия преподавателя и обучающегося. Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности.

4. Деловая игра — модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

Алгоритм проведения интерактивного урока

  1. Мотивация — 2 мин (5%).
  2. Постановка задачи — 2 мин (5%).
  3. Исходная информация и инструктаж — 2 мин (5%).
  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание — 24 мин (60%).
  5. Подведение итогов, рефлексия — 10 мин (15%).

На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:

Технология урока:

1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)

2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Это может быть : незаконченное предложение, юмористический рассказ, сказка ,глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)

3. Рефлексия — получение обратной связи.

При оценивании результатов интерактивного обучения учитель должен учитывать:

  • работу в группе;
  • самооценку участника групповой работы;
  • свободу мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникацию в учебном диалоге.

На этапе познавательной деятельности возможно применение:

Мотивация — это основное условие интерактивного обучения.

Таким образом, реализуется основная цель моей методической системы: создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Читайте также: