Психологическая поддержка примеры и эффективность доклад

Обновлено: 17.05.2024

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.

акции

Cкидка 30 % на Skype консультацию

Психологическая помощь предполагает собой работу с людьми, направленную на решение проблем психологического характера. Это может быть помощь, оказанная как отдельному человеку, так и группе людей или целой организации. Обычно это проблемы, связанные с трудностями в отношениях между людьми или проблемы личностного характера. Существует несколько видов психологической помощи, но четко очертить эти границы не получается, так как при работе с клиентом часто происходит пересечение тех или иных видов.

Рассматривая область практического применения психологии, отметим, что помощь психолога будет эффективной в случае добровольного согласия клиента. При этом и к специалисту предъявляются соответствующие требования: способность к сочувствию, сопереживанию, умение в ходе беседы определять эмоциональное состояние клиента и применять полученные специальные знания, не нарушая естественного хода беседы. Отношение к клиенту должно быть безоценочным и доброжелательным. В этом случае создается не только спокойная, комфортная обстановка, но и оказывается действенная психологическая помощь.

В ходе беседы психолог должен ориентироваться, прежде всего, на ценности клиента, не акцентируя внимание на общепринятые правила и нормы и тогда можно рассчитывать на максимальную искренность клиента. А это означает, что такая поддержка сможет повлиять на изменение этих ценностей, если окажется, что они являются препятствием для нормальной жизни человека, обратившегося за помощь.

Если говорить об этике психологической помощи, то необходимо указать на некоторые принципы, существующие в психологической практике. Во-первых, соблюдение анонимности, которая предполагает неразглашение полученной психологом информации от клиента другим лицам без согласия самого клиента. Во-вторых, запрет давать советы, не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт.

Есть опасность, что этим советом клиент может воспользоваться. И в случае, если данный совет не окажет ожидаемого эффекта, обвинения могут быть направлены в адрес психолога. И, в-третьих, помощь психолога всегда должна учитывать разграничение личных и профессиональных отношений. Влияние личных потребностей и желаний психолога в процессе профессиональных отношений могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Поэтому соблюдение профессиональных и этических норм способствует успешной работе специалиста и оказывает эффективную помощь клиенту

Вас волнует эта тема?

Давайте обсудим это вместе

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой обработки и хранения персональных данных.

Доклад задачи и формы психологической помощи

Психологическая помощь — область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Можно выделить основные задачи психологической помощи:

1. Задачи, связанные с личностью клиента . Первой из таких предметных перспектив, несомненно становится личность. Задачи которые человек стремиться решить: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией и т.п.; Едва ли не самым существенным моментом здесь является то, что цели и задачи зачастую определяются самим клиентом.

2. Задачи, связанные непосредственно с процессом оказания психологической помощи . Где самостоятельными задачами являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит; Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

3. Третья группа задач относится к психологической помощи сообществу . Основные и возможные задачи: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.

4. Задачи, затрагивающие личность психолога . Совершенно особые задачи, стоящие перед профессионалом,— это задачи, которые касаются уже не непосредственно процесса психологической помощи: задачи, относящиеся к его (профессионала) собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, самооценок, мотивов и т.п.) И недостаточная профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта и добавить к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.

Основными формами психологической помощи являются следующие:

1. Психопрофилактика (предупреждение).

2. Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).

3. Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

4. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

5. Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

6. Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

7. Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг.

Психологическая коррекция

Психологическое консультирование

Четкой дифференциации между психологическим консультированием и психотерапией нет. Обычно в дискуссиях на эту тему фигурирует аргумент об отсутствии в психологическом консультировании медицинской составляющей. Но он легко опровергается широким использованием оного в медицине, например, у пациентов с соматическими болезнями, у беременных женщин и т.д. Таким образом, оба вышеназванных метода, используя психологические инструменты воздействия, осуществляют терапевтические, профилактические и реабилитационные функции. Психологическое консультирование и психотерапия имеют практически идентичные цели (достижение положительных сдвигов в бихевиоральной и эмоциональной личностных сферах), базируются на одних и тех же научных разработках и осуществляются специалистами соответствующей квалификации (отличие здесь лишь в необходимости наличия у психотерапевта диплома об окончании медицинского ВУЗа, чего нет у психолога).

Психологическое консультирование может решать следующие задачи:

  • помощь и поддержка в психоэмоциональной сфере;
  • удовлетворение потребности пациента к познанию самого себя, повышение уровня его психологической компетентности;
  • формирование иного, более позитивного отношения к проблеме и своей роли в ее решении;
  • повышение адаптативности и устойчивости к стрессорному воздействию;
  • формирование реалистичного, толерантного мировоззрения;
  • повышение ответственности пациента за конечный результат проводимых мероприятий, выработка акцентированного желания познавать себя и окружающий мир.

Психологический тренинг

Целями психологического тренинга являются:

  • рост пациента как личности;
  • обучение различным психологическим приемам и техникам;
  • выработка поведенческих алгоритмов в стандартных ситуациях.

Отличием психологического тренинга от психотерапии является отсутствие медицинской составляющей. Характерными особенностями, выделяющими его из общего ряда психологических методов, являются: выраженный акцент на саморазвитие участников процесса, относительно постоянный состав группы, создание в группе атмосферы раскрепощения и психологического комфорта, использование активных методов групповой терапии, вербализованная рефлексия.

Психологический тренинг позволяет добиваться множества разнонаправленных целей. Для этого психолог, ведущий группу или занимающийся индивидуальным тренингом, изучает психологические закономерности и особенности поведения своего подопечного (подопечных), ищет эффективные способы внутригруппового и внешнего взаимодействия, развивает самосознание своих клиентов, исследует их конкретные проблемы, всячески содействует реализации их творческого потенциала и личностному совершенствованию. Благодаря этому улучшается психоэмоциональный статус клиента, предупреждается развитие депрессий, облегчается общение с окружающими, улучшается общее самочувствие и физическое здоровье, приходит ощущение полного психического комфорта и собственной успешности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологическая поддержка – основа созидательной интерпретации учебных ситуаций.

Малькова Л.А., методист

hello_html_m53a0471f.jpg

«Великая дидактика – это универсальное искусство

всех учить всему. И притом учить с верным успехом,

так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить

быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было

обременения или скуки, чтобы обучение происходило

Ян Амос Коменский

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки подросток испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

- в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает подростку поверить в себя и свои способности;

- который помогает подростку избежать ошибок;

- который поддерживает подростка при неудачах.

Возможны два противоположных варианта интерпретации событий и ситуаций: созидательная, конструктивная. И разрушительная, деструктивная.

Здравствуй, Витя! Я рада тебя видеть.

А ну-ка подойди сюда!

Дежурные оставили кабинет неубранным

Что вчера случилось? Не договорились? Забыли? Сбой в графике?

Лентяи, еще раз показывают, что мой урок для них ничего не значит! Вот я им устрою!

Конструктивный разговор с дежурными. Установка новых сроков.

Обращение к администрации, наказание.

Студент регулярно не выполняет домашние задания

Материал качественно не усвоит. Что будет для него стимулом к выполнению? Не может или не хочет? Кто может помочь?

Ленив. Меня не уважает. Ситуация безвыходная. Нужно наказывать. Пусть это делают родители или администрация.

Индивидуальная беседа. Пробы различных методов стимулирования и контроля. При необходимости контакт с родителями, чтобы договориться о совместных мерах воздействия.

Жалобы администрации. Привлечение родителей с целью наказания.

В каком поведении со стороны взрослых нуждается сам обучающийся в момент осознания своей ошибки?

Для того, чтобы научиться поддерживать студента, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение студента, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать обучающегося – значит верить в него. Поддержка нужна не только тогда, когда плохо, но и тогда, когда хорошо.

Даже если обучающийся не вполне успешно справляется с чем-то, педагог должен дать ему понять, что его чувства по отношению к подростку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

- Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, педагог скорее научится тому, как помочь подростку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать обучающемуся ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от педагога некоторого изменения требований к обучающемуся, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь обучающемуся выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у подростка, так и у взрослого.

Как поддерживать подростка?

Итак, для того, чтобы поддержать подростка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны подростка.

2. Избегать подчеркивания промахов подростка.

3. Показывать, что вы удовлетворены подростком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к подростку.

6. Проводить больше времени с подростком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с подростком.

9. Уметь взаимодействовать с подростком.

10. Позволить подростку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность подростка.

13. Проявлять веру в подростка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают подростка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- Ты делаешь это очень хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не сможет быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Эффективное общение, рефлексивное слушание, обратная связь, открытые и закрытые вопросы, вербальные и невербальные формы поведения – те вопросы психологии, которые должен знать и уметь пользоваться любой педагог.

Для подростков получение знаний на самом деле второстепенно, так как главная потребность этого возраста – становление личностной сферы, самоопределение в пространстве смыслов и ценностей, поэтому взрослый для них важен как личность, как носитель этих смыслов и ценностей, поэтому они требуют от предметников именно личностного проявления и именно поэтому работа учителя – особое таинство, к которому нужно иметь склонность и талант.

Педагогический декамерон / Е.А.Ямбург. – М.: Дрофа, 208. – 367 с.

Ризванова Е.В., Психологическая поддержка подростков и старших школьников в образовательном процессе. – М.: ГОУ ВПО МОГУ.2009.

Сущность основные понятия и принципа практической психологии, ее научно-исследовательские и практические задачи. Основы цепи психологической помощи: консультация, психопрофилактика, психотерапия и коррекция. Трансперсональная психология Станислава Грофа.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.11.2008
Размер файла 28,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Подобные документы

Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа, его процедура холотропной терапии. Принципы и задачи трансперсональной психотерапии. Психосинтез - трансперсональная система Ассаджиоли. Вивейшн как уникальная дыхательная техника интеграции личности.

реферат [30,6 K], добавлен 19.10.2011

Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. Ребёфинг. Понятие "родовой травмы" и ее причины. Вивейшн - уникальная дыхательная техника. Психосинтез.

реферат [25,1 K], добавлен 24.03.2006

Практическая психология и ее функции. Психологическая коррекция в системе практической психологии. Анализ основных принципов психологической коррекции. Цели и задачи коррекционной работы. Характеристика принципов составления коррекционных программ.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 13.03.2015

Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

контрольная работа [27,1 K], добавлен 16.10.2011

Современные психологические концепции, теории и методы в сочетании с традиционными духовными практиками Востока и Запада в основе трансперсональной психологии. Особенности прикладных аспектов направления. Основные теории трансперсональной психологии.

презентация [2,4 M], добавлен 27.10.2016

Раскрытие содержания трансперсональной психологии как отрасли психологической науки, изучающей состояния сознания и религиозный опыт. Традиционный трансперсональный подход к человеку и соединение его с духовностью. Концепция психосинтеза Р. Ассаджоли.

контрольная работа [45,2 K], добавлен 03.05.2013

Психологическая коррекция. Задачи психологической коррекции. Оценка эффективности психотерапии и результатов психологического консультирования. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

– в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

– который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

– который помогает ребенку избежать ошибок;

– который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.

2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушитьхорошие прежде взаимоотношения.

Как поддерживать ребенка?

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

– Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

– Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

– Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

– забыть о прошлых неудачах ребенка;

– помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

– позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

– помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки :

– Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

– Ты делаешь это очень хорошо.

– У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

– Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования :

– Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

– Ты мог бы сделать это намного лучше.

– Эта идея никогда не сможет быть реализована.

– Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый – позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это:

принятие того, что сообщает партнер;

принятие его чувств;

отказ от осуждения партнера.

Что такое рефлексивное слушание ?

в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения. Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

Молчание : ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Установки и чувства , необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

– желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

– желание помочь данному конкретному ребенку;

– принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

– признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

– отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

– глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

– понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения :

– зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

– язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ, стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

– обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

6. Учитесь видеть границу между потребностью ребенка в информации и рефлексивным слушанием.

Убедитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и, если это действительно так, дайте ему ее.

7. Сохраняйте спокойствие, демонстрируйте уважение и принятие.

Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы с ребенком. Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым демонстрируют принятие, что повышает шансы успешного общения.

Список слов, выражающих различные чувства,

необходимые для рефлексивного слушания.

Для того, чтобы помочь вам идентифицировать чувства, мы приводим список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.

Читайте также: