Колокольный звон благовест доклад

Обновлено: 17.05.2024

Православие всегда ассоциировалось с храмами особой архитектуры и колокольным звоном. При этом в России к нему отношение особое.

Именно поэтому на Руси всегда существовала традиция снимать шапку, когда слышен колокольный звон. Дело в том, что он представляет по своей сути особый вид молитвы.

Часто колокольный перезвон начинается до начала богослужения и слышать его можно по всей округе.

Колокола стали применяться в христианских богослужениях примерно с VII века.

Колокола известны с глубокой древности, например, их использовали в Древнем Египте, Риме, Израиле, а также в Китае и Японии.

Стоит при этом отметить, что с древних времён устройство колокола осталось в неизменном виде:

  1. Крепёжное ухо.
  2. Голова колокола или остов.
  3. Поля.
  4. Язык.

Естественно, что из-за несовершенства техники, в древние времена колокола были маленькими.

Способов отливки их ещё не изобрели, поэтому они клепались из листового железа. Позже их стали изготовлять из бронзы и листовой меди.

К сожалению, история не сохранила сведений о том, когда колокола стали употребляться при христианских богослужениях.

Во времена гонения на христиан они использоваться не могли по вполне понятным причинам.

На богослужение тогда верующих созывали лаосинакты или народособирателями. Они относились к низшему клиру и через них прихожане узнавали о тех или иных событиях в церковной жизни.

Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Историки церкви приписывают ему введение в церковный обиход колоколов.

Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Историки церкви приписывают ему введение в церковный обиход колоколов

Согласно церковному преданию, святой Павлин, епископ Ноланский, который жил в 353-431 год, первым начал использовать колокола при богослужении.

Ему во сне явился ангел с колокольчиками, которые издавали дивные звуки. Непосредственно же форму для колоколов ему подсказали полевые цветы-колокольчики.

Западные исторические памятники свидетельствуют о том, что здесь они появились всего лишь в VII веке. Так их можно было встретить в Риме и Орлеане.

Дальнейшее их распространение произошло благодаря Карлу Великому. Из-за его деятельности уже к VII веку колокола в церквях считались обычным явлением.

Повсеместное же их распространение относиться к середине IX века, при этом изготовлялись они из сплава меди олова. Позже в сплав стали добавлять железо и иногда серебро.

Именно тогда император Византии Василий Македонянин попросил венецианского дожа Орса прислать в Константинополь 12 колоколов для установки их во вновь сооружаемой церкви.

Несмотря на это, колокола в Византии не прижились и только после того, как крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь, они стали появляться в местных храмах.

В России колокола в летописи впервые были упомянуты в 988 году.

Например, в Москве они были установлены в Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях.

В Новгороде колокола имелись в храме святой Софии. В конце XII века их можно было услышать во Владимире на Клязьме, Полоцке, Новгород-Северском.

Большой колокол у Софийской звонницы в Кремле Новгорода Великого. Отлит в 1659 софийским домовым мастером Ермолаем Васильевым. Он показывает что на Руси изготовление колоколов было освоено давно.

Большой колокол у Софийской звонницы в Кремле Новгорода Великого. Отлит в 1659 софийским домовым мастером Ермолаем Васильевым. Он показывает что на Руси изготовление колоколов было освоено давно

Появление особого чина освящения вновь отлитых колоколов относиться к 1530 году. Именно тогда на них стали наносить надписи.

При этом языки были разными: латинский, старославянский, голландский. Они имели религиозное содержание и для прочтения некоторых из них необходимо было использовать специальный шифр.

Именно поэтому, когда православный слышит колокольный звон, он обычно снимает головной убор и креститься.

Кроме того, в некоторых случаях церковных колокола используют для игры на них, например, это могут быть дни больших праздников.

Церковный колокол воспевает Божье величие

По свидетельству святых отцов, колокол в христианстве является символом архангельской трубы.

Её задача — воспевать Божье величие, побуждать верующих к молитве и бодрствованию духа.

Колокольный церковный звон:

  1. Созывает верующих к Богослужению.
  2. Выражает торжество Церкви и её Богослужений.
  3. Возвещает неприсутствующим в храме о том, что совершаются особенно важные части Богослужений.

В Русской Православной церкви используется три основных группы колоколов: большие (благовестники), средние и малые.

В отличие от западных колоколов, язык в них свободно качается внутри колокола, который неподвижен.

Это влияет на звучание колокола, которое русский народ сравнивает с человеческим языком или же ангельской трубой.

Набор церковных колоколов. Обычно для установки на звонницах в Храмах используют от 6 до 8 колоколов.

Набор церковных колоколов. Обычно для установки на звонницах в Храмах используют от 6 до 8 колоколов

Главная символическая задача колокольного перезвона — благовествовать славу имени Христова днём и ночью.

Он напоминает слова Господа, переданные через пророка Исаии:

Так как в православии колокольный звон может служить не только для указания времени Богослужения, но и для выражения таких чувств, как грусть, радость и торжество, были разработаны разные виды звонов, каждый из которых имеет своё название и значение.

Благовест – это часть богослужения

В русском православии церковный колокольный звон весьма отличается от колокольных звонов, принятых в других конфессиях.

Так, например, в Западной Европе звоны строятся на гармонической основе карелиона и колокольного органа, в России же они практически полностью отсутствуют.

Звон колоколов Московского Костела на малой Грузинской. Ритмический ряд явно отличается от ритмического ряда колокольного звона в православии.

Звонари используют несколько видов звона:

  1. Благовест, который заключается в одиночных ударах в большой колокол. Стоит всегда помнить о том, что ударение в этом слове ставят на первый слог, так как это название звона, а не колокола. Колокол же, на котором исполняется подобный звон, имеет название благовестник. Обычно с его помощью подаётся сигнал о начале богослужения в Храме, то есть благая весть. Различают такие виды благовестного звона, как праздничный, будничный и постный.

Так звучит благовестный колокольный звон.

  1. Трезвон — это перебор колоколов, начиная с большого и заканчивая самым маленьким. Так же он может выполняться в обратном порядке.
  2. Существует две его разновидности: погребальная и водосвятная.

Праздничный колокольный звон (трезвон) Храма.

  1. Сам звон, то есть ритмический звон с вовлечением в него всех основных колоколов, составляющих звуковой ряд. Утренний колокольный звон обычно бывает именно таким.

Звук колокольного звона, при котором задействованы все колокола церкви.

Благовестный звон предназначен для того, чтобы возвестить верующим о начале богослужения.

При этом профессор Михаил Скабалланович в Толковом Типиконе говорит о том, что он уже есть Богослужение, а не только сигнал к началу службы.

Совершается он в великие праздники и перед воскресными службами. Таким образом, он звучит очень часто, поэтому обычно ассоциируется у верующих с Богослужением.

Типикон. Киев: Киево-Печерская лавра, 1871 год. В нём описываются правила использования церковных колоколов в Богослужении.

Типикон. Киев: Киево-Печерская лавра, 1871 год. В нём описываются правила использования церковных колоколов в Богослужении

Типикон говорит о том, что звонарь должен взять у предстаятеля, то есть того священника, который должен будет совершать богослужение, благословение на этот звон.

Обязанности звонаря, таким образом, исполняет пономарь по благословению священника. Кроме того, их может так же исполнять алтарник или же чтец.

Во время звона звонарю необходимо читать 17-ю кафизму или же 12 раз 50-ый псалом.

Из него же следует, что сам звон длиться примерно двадцать минут. Так как он в настоящее время носит символический, а не практический смысл, время, отводимое на него, уменьшилось, и теперь оно составляет где-то 10 минут.

Этого вполне достаточно для того, чтобы перезвон выполнил свою функцию для Богослужения.

В начале благовестного звона совершают два удара в колокол до полного затухания звука в нём.

С третьего удара начинают выполнять мерные удары. Интервал между ними выбирается такой, который позволяет соответствовать голосу колокола.

Если этого не сделать, звон может выйти заунывный в том случае, когда они будут слишком редкими. Если же удары будут слишком частыми — звон получиться тревожным.

При этом, для того, чтобы он вышел идеально, пономарь должен:

Кроме того, несмотря на распространившуюся практику допуска на звонницы мирян, звонарь должен быть воцерковлённым человеком.

Он так же должен быть прилежным христианином, знать молитвы и соблюдать посты, только в этом случае он может выполнять все звоны правильно, в соответствии с церковными канонами.

Каждый звон у православных имеет своё значение

Церковный колокол — это не музыкальный инструмент и на нём просто так не играют.

Обычно все перезвоны соответствуют определённым церковным праздникам или же этапам богослужений.

Чем значительнее событие в церковной жизни, тем больше выбирается колокол.

Ташлыков Александр Звонарь (федосинская шкатулка). 2011 год.

Ташлыков Александр Звонарь (федосинская шкатулка). 2011 год

Благовестный звон обычно звучит на Пасху или же по особым праздникам, при этом для того, чтобы он зазвучал, необходимо отдельное благословение настоятеля Храма. По собственной инициативе зазвонить его пономарь не может.

По воскресеньям звучит воскресный звон, а при проведении отдельных служений – полиелейный.

Ежедневная служба начинается с будничного благовестного звона, в Великий же пост звучит благостный звон.

Что же касается других перезвонов, то их могут звонить в случае различных христианских праздников и литургий.

Кстати, благовестный звон может накануне праздничных и воскресных дней перейти в трезвон, который выражает собой славу Божию. Кроме того, по окончании названных Богослужений совершается трезвон.

Два кратких трезвона совершается на всенощном бдении. Этому предшествует процедура чтения шестопсалмия.

Совершаются они с промежуточной паузой, образуя тем самым двузвон. Он говорит о том, что одна часть литургии, а другая заканчивается.

Перед чтением Евангелия, во время полиелея, должен звучать полиелейный звон. Его исполняют в виде трезвона.

Он представляет собой радость Благой Вести. Услышать её и зовёт колокол со звонницы.

Его звук слышен далеко и поэтому может позвать в Храм большое количество прихожан.

Вынос Креста Господня. В этот день в Храмах звучит погребальный звон.

Вынос Креста Господня. В этот день в Храмах звучит погребальный звон

Существуют особые дни в году, например, вынос Креста Господня. В этом случае звучит погребальный звон.

Он начинается с перезвона, который состоит в поочерёдных ударов во все колокола, начиная от большого и заканчивая малым. Таким образом, перезвон напоминает нам о том, для спасения нашего Господь наш Иисус Христос сошёл на землю.

В том же случае, когда происходит погребение людей, порядок ударов колокола обратный: от малого к большому. Самый первый удар напоминает всем о рождении младенца.

Все остальные поочерёдные удары повествуют о земном пути человека от его рождения до старости. Кончину же земной обозначает одновременный заключительный удар в колокола.

Погребальный звон оканчивается трезвоном в знак того, победы над смертью и радости по поводу всеобщего воскресения.

Звон колоколов целебный

Кроме роли в богослужении, церковные колокола и перезвоны выполняют так же сугубо практическую функцию.

Дело в том, что давно замечено, что их звон оказывает целительное воздействие на организм человека.

Данное обстоятельство объясняется как теми воздействиями на тело человека, которые производят на него вибрации от колоколов, так и Божественным чудом.

Многие болезни вылечиваются с его помощью, и, в первую очередь, это расстройство нервной системы.

Религиозная традиция указывает на то, что колокольный звон может отгонять болезни и несчастья, нечистую силу, прекращать стихийные бедствия.

Именно поэтому с после того, как колокол будет водружён на колокольню, можно будет говорить о том, что Храм окончательно возведён.

Бла́говест – вид коло­коль­ного звона, пред­став­ля­ю­щий собой серию мерных, после­до­ва­тельно совер­ша­е­мых ударов в один из наи­боль­ших цер­ков­ных коло­ко­лов или клепал (бил).

blagovest 1 - Благовест

В Типи­коне для обо­зна­че­ния этого вида звона упо­треб­ля­ются выра­же­ния: бить, кле­пать, зна­ме­нать, уда­рять.

Почему бла­го­вест назы­ва­ется бла­го­ве­стом?

При­чина столь выра­зи­тель­ного наиме­но­ва­ния объ­яс­ня­ется из самого назва­ния этого устав­ного звона: обычно посред­ством бла­го­ве­ста рас­про­стра­ня­ется весть о начале хра­мо­вого бого­слу­же­ния. Это, конечно же, радост­ная, благая весть, ведь во время службы про­ис­хо­дит особое лич­ност­ное обще­ние чело­века и Бога.

Звон­ница Пра­во­слав­ного храма может вклю­чать несколько боль­ших коло­ко­лов. Эти коло­кола исполь­зу­ются в зави­си­мо­сти от дня недели и вида бого­слу­же­ния. На прак­тике у них могут быть соб­ствен­ные назва­ния — или обще­при­ня­тые (скажем, празд­нич­ный, вос­крес­ный, про­сто­днев­ный) или особые, данные по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля (напри­мер, свя­зан­ные с осо­бен­но­стью зву­ча­ния коло­кола или именем бла­го­де­теля, дари­теля).

В самый боль­шой бла­го­вест­ник при­нято бить перед нача­лом все­нощ­ного бдения; перед нача­лом Боже­ствен­ной Литур­гии, совер­ша­е­мой в вос­крес­ные дни, вели­кие и хра­мо­вые празд­ники; в особых слу­чаях по ука­за­нию насто­я­теля. В самый малый бла­го­вест­ник бьют, скажем, в период Вели­кого поста в дни с поне­дель­ника по пят­ницу вклю­чи­тельно, к вечерне и утрене, если только на эти дни не при­хо­дится празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, хра­мо­вый или свя­того с поли­е­леем (см.: Посты Пра­во­слав­ной Церкви).

Тра­ди­ци­онно в вели­кие празд­ники бла­го­вест испол­ня­ется наи­бо­лее тор­же­ственно, с исполь­зо­ва­нием самого круп­ного цер­ков­ного коло­кола, в форме более частых и гром­ких ударов, в про­дол­же­нии боль­шего вре­мени.

Что такое вало­вой бла­го­вест?

Вало­вой (или боль­шой) бла­го­вест пред­став­ляет собой звон, про­из­во­ди­мый уда­рами в самый боль­шой коло­кол в соче­та­нии с уда­рами в другой боль­шой коло­кол.

Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.


Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви


Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие Средние Малые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.


Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни­ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.


Израильские археологи в 2011 году среди развалин вблизи Старого города нашли крошечный золотой колокольчик, оброненный кем-то в Иерусалиме около 2000 лет назад. Как полагают, колокольчик служил украшением, пришитым на одежду некого высокопоставленного чиновника

Как му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо­да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го­род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на­чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме­ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле­нию церковных колоколов.


Святитель Павлин, епископ Ноланский. Икона

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.


Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.


Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.


Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.


Примерный вид колокола и его основные части

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

Читайте также: