Что значит исследовать доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Забашта Елена Георгиевна
Должность: учитель математики, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 74, МБОУ ДО ДМЦ
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: технологическая карта занятия
Тема: "Что значит - исследовать?"
Раздел: дополнительное образование

(Забашта Е.Г., учитель математики МБОУ СОШ № 74 г. Краснодара)

понимать определения - гипотеза, предмет, объект, методы, актуальность исследования; уметь их сформулировать в

уметь формулировать тему, цель и задачи исследования.

уметь организовать сотрудничество, самостоятельно определять цель своей деятельности;

работать с различными источниками информации;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы для решения поставленных задач.

развивать познавательные интересы, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

навыки самооценки результатов своей деятельности.

Планируемые

актуальность исследования по предложенному материалу.

Организационная структура занятия.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных

2. Постановка цели, задач занятия

3. Изучение нового

ведению научно-исследовательской деятельности учащихся стр.11-21, презентация «Как

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Прежде надо найти проблему,

которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть

противоречия

Тема – это своего рода визитная карточка исследователя.

Обязательное требование к

любой работе - обоснование актуальности исследования. Желательно кратко осветить

причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию

раньше. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной

предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять

- быть логически непротиворечивой;

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления,

вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь

при завершении своей работы.

поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет

конкретные задачи исследования.

Задачи – (сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения) – тактика

исследования, выбор путей и средств, для достижения цели.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать,

чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее

исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно

Представленные в конце работы выводы должны соответствовать поставленным целям и

традиционно делятся на общие и специальные.

Общие методы – анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование

и др. Специальные методы применяются для решения специальных проблем конкретных

наук. Например, в физике и химии используется метод меченых атомов, статистический и

термодинамический метод, спектральный анализ; в математике – методы интервалов и

применение специальных методов требует от исследователя значительной специальной

Общие методы, в отличие от специальных, используются в самых различных по предмету

науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы,

эмпирические методы, математические методы.

ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что

направлена исследовательская деятельность.

Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты

и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования

определяет тему работы.

З а к р е п л е н и е

По предложенному тексту сформулировать тему, гипотезу, цель, задачи, предмет, объект,

методы, актуальность исследования

(Приложение 1, Приложение 2).

Р е ф л е к с и я

Д о м а ш н е е

Продумать тему и актуальность своего будущего исследования,

гипотезу, определить цель, задачи, предмет, объект, методы исследования

Ф – фронтальная деятельность

И – индивидуальная деятельность

Г – групповая деятельность

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(тексты для учащихся)

Текст для 5-6 классов

храм Зевса Лабрандского на Крите, т.е. Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по

греч. - labrys). Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это

символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов

и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется "лабрис".

Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово "лабиринт", которым первоначально называли "дом двойного

перекрещивающихся коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться и потеряться.

Текст для 7-8 классов

Индукцией называют переход от частных утверждений к общим. Напротив, переход от общих утверждений к частным

называется дедукцией. Пример частного утверждения: 254 делится на 2 без остатка.

Из этого частного утверждения можно сформулировать массу более общих утверждений, причем как истинных, так и

ложных. К примеру, более общее утверждение, что все целые числа, оканчивающиеся четверкой, делятся на 2 без остатка,

является истинным, а утверждение, что все трехзначные числа делятся на 2 без остатка, является ложным.

Таким образом, индукция позволяет получить множество общих утверждений на основе известных или очевидных

фактов. А метод математической индукции призван определить справедливость полученных утверждений.

В основе метода математической индукции лежит принцип математической индукции. Он заключается в следующем:

утверждения для какого-либо произвольного натурального n = k следует его справедливость для n = k+1.

Метод математической индукции относится к самым важным методам математических доказательств. Он применяется

для доказательства утверждений, зависящих от натурального числа.

Текст для 9-11 классов

В классическую греческую эпоху геометрия занимала привилегированное положение. Она являлась именно той наукой, в

площадью A, произведение

- это площадь прямоугольника со сторонами a и b.

Этот набор методов было принято называть геометрической алгеброй.

представлением. (В старинных индийских сочинениях бывало так, что доказательство сводилось к чертежу, подписанному

На рубеже XVII в. на вооружение математиков пришли алгебраические методы, однако при этом нелишне вспомнить

крылатую фразу замечательного французского математика Софии Жермен (1776-1831), которая сказала: «Алгебра – это не что

Геометрия – уникальный школьный предмет, внутри которого заложены богатейшие возможности развития логического

мышления и пространственного воображения. Почему же этот потенциал, как правило, не используется на уроках алгебры?

Зачастую алгебру и геометрию вообще воспринимают как два различных предмета, забывая о том, что это составляющие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (работы учащихся)

К тексту 5-6 классов

Тема: Поиск выхода из лабиринта

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем,

рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов

длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.

Тема нашего исследования возникла не случайно. В прошлом учебном году мы с классом были на экскурсии в городе

Анапа, где посетили парк развлечений. Одним из аттракционов был лабиринт. Мы с огромным удовольствием блуждали по

нему в поиске выхода. И это оказалось не так просто. То в тупик попадешь, то вдруг понимаешь, что уже дважды находился в

одном и том же месте. И когда мы, наконец, вышли из лабиринта, стали предполагать, а есть ли какие-то правила, по которым

можно найти выход. Многие из нас вспомнили, что встречали в журналах, газетах такое занимательное развлечение, как

из лабиринта. Хотя с лабиринтами мы встречаемся довольно часто: в рисунках ребенка,

чертежах конструкторов, схемах

работы городского транспорта можно заметить тот или иной вариант лабиринта.

Нами была выдвинута гипотеза, что возможно сформулировать правила, которые наверняка позволят найти выход из

Цель исследования – найти методы нахождения путей выхода из лабиринта и применить их к решению практических

изучить понятие лабиринта, виды лабиринтов;

рассмотреть различные способы выхода из лабиринтов;

найти связь лабиринтов с нашей жизнью;

решить задачи на нахождение путей выхода из лабиринтов.

Объект исследования: лабиринт.

Предмет исследования: возможные пути выхода из лабиринта.

Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, сравнение, применение теоретических знаний

к решению практических задач.

Актуальность работы заключается в том, что каждый человек, идя к поставленной цели, ищет наиболее оптимальные

пути, аналогично выходу из лабиринта.

К тексту 7-8 классов

Тема: Применение метода математической индукции к решению разнообразных задач

Цель исследования – выбрать и решить задачи, к решению которых можно применить метод математической индукции.

изучить метод математической индукции;

систематизировать полученные знания по теме исследования;

применить метод математической индукции при решении математических задач;

обосновать и наглядно показать практическое применение метода математической индукции.

Объект исследования: математические задачи.

Предмет исследования: метод математической индукции

Методы исследования: анализ, синтез, доказательство.

Гипотеза исследования: с помощью метода математической индукции можно решить разнообразные задачи.

индукции, можно решать конкурсные и олимпиадные задачи, находить альтернативные доказательства неравенств, тем самым

развивая свою математическую культуру.

К тексту 9-11 классов

Тема: Геометрические идеи в решениях алгебраических задач

Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не

кропотливой работы. Умение решать задачу различными способами является одним из признаков хорошей математической

В представлении большинства школьников алгебра и геометрия – это два разных предмета, имеющих мало общего. Тем

не менее, в некоторых задачниках для старших классов можно найти уравнения, системы уравнений, задачи на наибольшее и

наименьшее значение, доказательство тождеств и неравенств, решаемые геометрическими методами. Широко известны также

геометрические подходы в тригонометрии, текстовых алгебраических задачах на движение и работу.

Нами была выдвинута гипотеза, что алгебраические задачи могут быть решены с помощью геометрии.

Цель исследования: применить геометрические идеи в решении алгебраических задач и показать их преимущества.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования;

применить геометрические методы решения в тригонометрических задачах;

решить уравнения и системы уравнений с двумя и более переменными с помощью теоремы Пифагора;

применить координатный и векторный метод к решению систем уравнений;

рассмотреть геометрическое решение текстовых задач;

рассмотреть геометрические способы доказательства тождеств и неравенств.

Предмет исследования: геометрические методы решения алгебраических задач.

Объект исследования: алгебраические задачи.

Методы исследования: аналогия, обобщение, анализ научной литературы.

Новизна работы в том, что нами выявлены связи между, казалось бы, совершенно разнородными темами школьного курса

математики, рассмотрены решения задач на основе интеграции алгебраического и геометрического методов.

Актуальность работы заключается в том, что нахождение нетрадиционных и наглядных приемов решения задач повышает

математическую грамотность, позволяет быстро находить решения многих арифметических задач. Объем материала, терминов,

которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Необходимо знать и уметь применят такие

методы для решения задач, которые позволят сэкономить время и будут наглядны, т.е. решение задачи будет выглядеть

очевидным. Многие задачи алгебры очень трудно решить аналитическим путем. Поэтому любое представление условия задачи

в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Особо стоит отметить, что многие задачи ЕГЭ из части С можно решить


Что такое исследование? Для чего его проводят, какая нужна информация, и где ее можно получить? На все эти вопросы следует ответить по порядку, начав с определения данного слова.

Определения

Что такое исследование? Прежде чем детально разобрать данное понятие и его составляющие, следует обратиться к нескольким словарям за разъяснением.

что такое исследование

Посмотрим в другой источник, словарь Д. Н. Ушакова, чтобы понять, что такое исследование. Тут термин представлен в разных направлениях. Это и анализ кризиса в экономике, и изучение анализов в медицине, а также - научное сочинение, где на повестке стоит какой-то вопрос или разбор общественного развития.

Данные исследований

Для получения какой-то информации, которую в дальнейшем исследуют, нужно иметь необходимые данные. Они сначала собираются, затем обрабатываются и в конце анализируются. Все это осуществляется в несколько этапов:

  • выявление проблемы или ситуации;
  • понимание, откуда это произошло, как развивалось, из чего состоит;
  • установление места существования проблемы в системе знаний;
  • поиск пути, а также средств и возможностей, что позволит разрешить ситуацию с помощью новых знаний.

Для прохождения всех этапов необходим объект исследования, методология (включает цели, подход, ориентир и приоритеты) и ресурсы. В конечном итоге нужно получить какой-то результат, который выражается в разработке программы или запуске проекта, в создании рекомендации или модели.

лабораторные исследования

Ярким примером могут являться лабораторные исследования, где ученые изучают болезнь, с которой нужно бороться. Химики пытаются создать лекарство, лаборанты экспериментируют на животных и т. д., пока не будет получено противовирусное средство, которое может спасти многие жизни.

Классификация

В любой сфере науки проводятся свои изучения, будь то медицина, психология, экономика или маркетинг. Но для каждого направления существует классификация видов исследований.

Выделяют фундаментальные, где главной целью является получение новых знаний, а также прикладные, которые нужны для того, чтобы разрешить научную задачу.

данные исследований

Изучать можно эмпирическим методом, т. е. проводить наблюдение, или основываясь на каком-то опыте, либо на основе анализа и теоретических знаний.

Далее выделяют такие виды, как количественные и качественные. Все зависит от того, что необходимо изучить. Например, если нужно исследовать поведение людей в той или иной ситуации, и результат нужно посчитать, это количественный метод. Качественный нужен тогда, когда важно понять, почему человек поступил так, а не иначе. Здесь же можно добавить и другую категорию – точечные и повторные лабораторные исследования и другие, исходя из частоты проведения. Бывает не всегда достаточно информации о состоянии объекта, поэтому через какой-то промежуток времени вновь проводят изучение предмета.

Следующая категория – использование разных источников информации – вторичных и первичных. Например, проводится опрос, где узнается мнение разных людей, т. е. это данные из первоисточника. Кабинетные исследования чаще всего проводят тогда, когда не хватает каких-то сведений либо часть из них устарели.

Например, в качестве объекта выступает группа лиц, которая на протяжении какого-то времени ест один и тот же продукт каждый день, и ученые выясняют, как этот продукт влияет на организм.

Основные характеристики

Остановившись на какой-то категории исследований или его виде, следующим этапом нужно определить цель, которая подразделяется на три группы: описательная, аналитическая и разведывательная.

Чаще всего описательный вид используется, когда нужно изучить людей, а также определить характеристики, по которым они различаются между собой. Разведывательный метод нужен для масштабного исследования, а точнее, как предварительный этап. Аналитический вид является самым глубоким, и, кроме описания объекта или явления, устанавливает причины, которые лежат в основе исследуемого явления.

виды исследований

После всей полученной информации можно легко ответить, что такое исследование и для чего оно нужно. Но стоит помнить, что хорошее изучение какого-либо вопроса требует больших денежных затрат, чтобы получить достоверные сведения, создать программу, разработать метод или составить рецензию.

Научное исследование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством [2] , некоммерческими организациями [3] , коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру. Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.

Содержание

Процедурные характеристики исследовательской методологии

Естественные дисциплины

В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования:

  • наблюдение явления,
  • теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции,
  • построение (выбор) гипотезы,
  • проектирование (разработка) метода и методик,
  • обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку:
  1. надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления),
  2. критериев реализуемости явления,
  3. конечного результата хода (динамики процесса),
  4. результата завершения процесса самого явления.

Дисциплины социально-гуманитарного цикла

В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом:

  • постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования,
  • теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними,
  • методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных,
  • практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов,
  • выводы и рекомендации по результатам исследования.

Исследование в контексте научной методологии

Анализ процедуры исследования и данных хода и результата по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковке проверяемой гипотезы. Научный метод ставит опытные исследования (спланированный эксперимент или серия, группа экспериментов) выше теоретических суждений, не подтверждённые опытом (фактографически). Некоторые заявления и исторические сведения не поддаются проверке опытом и относят к мифам (в истории) или мифологемам (не проверяемым опытным путём гипотезам).

Научные исследования (наблюдения естественного хода процессов и явлений, опытная, экспериментальная проверка) дают основания для подтверждения гипотезы и формирования на основе знаний, полученных опытным путём, теории в данном направлении и по конкретным механизмам явлений природы.

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии.

См. также

Примечания

  • Методология
  • Научные исследования
  • Научный метод

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Исследование" в других словарях:

исследование — См. книга. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

исследование — Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия

ИССЛЕДОВАНИЕ — ИССЛЕДОВАНИЕ, исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. исследовать. Исследование причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2.… … Толковый словарь Ушакова

исследование — 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего либо. 3. Научный труд. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Исследование — изучение, анализ какого либо явления или предмета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ИССЛЕДОВАНИЕ — научное процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является… … Большой Энциклопедический словарь

ИССЛЕДОВАНИЕ — ИССЛЕДОВАНИЕ, я, ср. 1. см. исследовать. 2. Научный труд. И. по русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ИССЛЕДОВАНИЕ — англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных… … Энциклопедия социологии

исследование — ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Что такое исследование.doc

с углубленным изучением отдельных предметов

Курского муниципального района

Занятие № 1 по факультативному курсу

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 11 с УИОП

Носова Ольга Михайловна

Тема: Исследование. Что такое исследование?

Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран.

Ход занятия.

Организация класса.

Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и приветствуют учителя и друг друга.

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать за окружающим нас миром. Очень много интересного мы не замечаем вокруг. Порой мы проходим мимо и не задумываемся над происходящим вокруг.

( ребята садятся за парты)

Актуализация знаний.

- И так, чему мы сегодня с вами будем учиться?

- Как вы можете объяснить, что такое исследование?

- Кто сможет обобщить ?

Вывод: Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека. (слайд 3)

- Где и когда человеку необходимы эти умения?

- Когда человек может проводить исследование?

- Какие могут быть исследования?

- Кто проводит научные исследования?

- Может ли простой человек что-то исследовать?

- Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?

- Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем?

(детям можно предложить список качеств человека, из которого они выберут те, которые характеризуют исследователя)

- Какое самое главное качество исследователя?

- Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод: Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. (слайд 4)

- Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?

-Хотите стать наблюдателем?

Практические задания.

Задание1. (слайд5)

Рассмотрите рисунки попробуйте найти 10 отличий.

Задание 2. (слайд 6)

Посчитайте сколько треугольников и четырёхугольников на чертеже.

Задание 3. (слайд 7)

Какие предметы изображены на рисунке? Назови.

Как составить план для исследования

- Ребята, а вы когда-нибудь пробовали наблюдать за окружающими объектами?

-За кем вы наблюдали?

-Как вы считаете, с чего нужно строить свои наблюдения?

Давайте составим план исследования.

Наблюдать за ним

Спросить об этом предмете у родителей или учителя

Найти материал в энциклопедии

Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему мы учились?

- Хотелось бы продолжить исследовать окружающие нас предметы?

Домашнее задание

Выбрать и пронаблюдать за домашним животным, подготовить рассказ о своем наблюдении

Методы исследования в реферате + примеры

Как сделать реферат? Выбрать актуальную тему, поставить цели и задачи, изучить литературные источники и написать текст. Ничего не забыли? Нужно ещё указать методологию исследования.

Какие бывают методы исследования в реферате? Как их использовать и где описывать? На все эти вопросы ответим в статье. А заодно покажем на примерах, как описать методы в реферате.

Хотите получать полезную информацию из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы исследования в реферате: определение

Студенты понимают, зачем нужны методы исследования в курсовой и дипломной. Это серьёзные работы, которые требуют серьёзного подхода и научных методик. Но зачем методы в реферате? Ведь это простая работа, которая не предполагает глубокого анализа и изучения.

На самом деле, реферат — пусть и небольшой, но тоже исследовательский проект. А значит, в нём должны использоваться как методы написания самого реферата, так и методы исследования. С последними и познакомимся ближе.

Методы исследования — это способы познания, использование которых помогает лучше раскрыть цели и задачи научно-исследовательской работы. Они включают в себя определённые методики, приёмы и подходы. Все методы, используемые студентом в работе, составляют методологическую базу исследования.

Методы исследования в реферате: классификация

Есть много классификаций исследовательских методов: от общенаучных до узкоспециализированных. Но для реферата достаточно основных методов, которые входят в следующую классификацию:

  • теоретические;
  • эмпирические;
  • количественные;
  • качественные.


Для математических рефератов стоит использовать специальные методы

Если вы хотите углубиться в вопрос и использовать узкоспециализированные методологии, вы можете изучить методы исследования в психологии, юриспруденции, лингвистике и других науках и выбрать те, которые помогут лучше изучить выбранную тему.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Существуют не только специализированные методологии, которые используют в исследованиях конкретных наук. Есть также междисциплинарные методы. Их применяют, когда тема располагается на стыке нескольких дисциплин и важно рассмотреть её с разных сторон.

Методы, используемые в реферате: таблицы с примерами

Какие методы можно использовать в реферате? Те, которые лучше раскрывают тему и решают поставленные задачи. Чтобы вы могли познакомиться с основными методами, мы собрали их в удобные таблицы и разбили по видам. Вы узнаете, что это за методы и как их применяют на практике.

Теоретические методы исследования в реферате

Теоретические методы — это методы, которые помогают систематизировать и обобщать исследовательский материал. Они отличаются абстрактным характером.

В астрономии: исследовать планетарные системы через уменьшенные модели.

В генетике: изучить РНК через их увеличенные модели.

Эмпирические методы исследования в реферате

Эмпирические методы — это методологические приёмы, в основе которых практические исследования, которые опираются на чувственный опыт или показатели измерительных приборов.

В биологии: наблюдать за ростом горохового зерна и записывать результаты.

В социологии: наблюдать за определённой группой людей и их жизненными изменениями.

Количественные методы исследования в реферате

Количественные методы — это методологические приёмы, которые помогают анализировать объекты и опираться при этом на конкретные количественные показатели.

Название Определение Пример
Статистический анализ Это метод, который позволяет изучать, сравнивать и сопоставлять данные, выводить общую статистику и делать на их основе практические выводы. В криминалистике: изучить показатели преступности в конкретном регионе, сравнить с предыдущими и сделать выводы о том, растёт или уменьшается криминальная обстановка.
Контент-анализ Метод, с помощью которого анализируют содержание конкретных текстов и выявляют определённые данные. В журналистике: оценить, с какой частотой используются иностранные слова в российских СМИ.

Качественные методы исследования в реферате

Качественные методы — методы, оценивающие качественные показатели и их влияние на конкретные явления или группы людей. Их в основном применяют в маркетинговых и социальных исследованиях.

Название Определение Пример
Глубинное интервью Этот метод более глубокий, чем простые опросы или беседы. Его цель — изучать глубинные убеждения, ценности и мотивации людей. В маркетинге: исследовать отношение и интерес выбранной аудитории к коучингу.
Экспертное интервью Этот метод позволяет исследовать экспертные мнения по острым вопросам. В журналистике: изучить журналистские приёмы через экспертные интервью с именитыми журналистами (на основе открытых источников).
Фокус-групповое исследование Помогает изучать объект исследования и получать данные через групповые дискуссии с аудиторией, которая имеет отношение к изучаемой теме. В педагогике: фокус-групповое исследование преподавательских методик среди учителей начальных школ.
Количественные и качественные методы — это более продвинутые методологические приёмы. Но их также можно полностью или частично использовать в реферате.

Как выбрать методы для исследования в реферате

Из всего многообразия методов придётся выбрать несколько подходящих. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Обратить внимание на тему исследования. В ней часто содержатся готовые подсказки.
  2. Посмотреть, какие методы выбирали для других аналогичных исследований.
  3. Использовать самые универсальные методы, например, наблюдение и анализ.
  4. Обратиться к научному руководителю. Он подскажет, как составить методологическую базу, чтобы лучше раскрыть тему, объект и предмет исследования.

Неправильно выбранные методы в реферате могут завести исследователя в тупик и превратить работу в бесполезные буквы.

Где описывают методы исследования в реферате

Выбрали методы исследования в реферате, теперь их необходимо правильно использовать и описать. Где и как это сделать? Не забыть о трёх моментах:

  • перечислить выбранные методы во введении в реферат;
  • применить в теоретическом и практическом разделах;
  • указать в заключительной части, когда будете подводить итоги всего исследования.

Методы в реферате: пример описания

Чтобы правильно описать методы во введении, достаточно всего пару строк. Чтобы вы не растерялись и всё сделали правильно, используйте в качестве примера наши образцы.

Первый пример: методы в реферате

В реферате исследуются методики обучения в начальных классах. Для этого используются следующие методы исследования:

Второй пример: методы в реферате

Для того чтобы раскрыть тему и достичь поставленные цели, в реферате используются следующие методы: анализ литературных источников и ограничений, которые предъявляют к частной собственности, а также метод моделирования ситуаций.

Все примеры описания методов в реферате можно скачать по ссылке в формате Word.

Мы познакомились с основными методами в реферате. Теперь вы с лёгкостью составите свою методологическую базу и приятно удивите научного руководителя. А если нет времени писать реферат самостоятельно, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты позаботятся о правильном содержании и оформлении работы.

Читайте также: