Духовный кризис современной цивилизации доклад

Обновлено: 05.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 19. Современный духовный кризис и его преодоление

1. Господство официозного атеизма в советской России

2. Внутренняя и внешняя духовная свобода

Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! Ведь разрыв между внешней и внутренней свободой даже опаснее, чем относительно высокая, но более или менее совпадающая внутренняя и внешняя несвобода: если вторая ситуация тормозит развитие общества, но при этом остается надежда на то, что все может измениться к лучшему, как только внешние ограничения будут сняты, то первая ситуация вообще способна взорвать общественные связи и уничтожить само общество. Подлинная же внутренняя свобода обретается только постоянной напряженной духовной работой.

Можно по-разному относиться к религии вообще и к православию в частности, но не следует при этом забывать, что во всех современных цивилизациях именно религии образуют концептуальную основу духовной жизни, оформляют и опосредствуют базовую систему ценностей. Не является исключением и наша цивилизация, базовые ценности которой сформулированы на языке православия.

3. Современный цивилизационный кризис

Когда новые поколения вырастают в лоне той или иной церкви, вопрос мировоззренческого выбора решается как бы сам собой. Те, для кого нормой нравственной жизни становится религиозность, воспринимают каноны и культы религии, традиционной для данного общества, просто под влиянием воспитания и образования. Те же, кому присуща нравственность безрелигиозная, не принимая соответствующих канонов и культов, все-таки системой образования и воспитания приобщаются обычно к тем нравственным чувствам, понятиям и ценностям, которые присущи культуре данного общества и выражены в специфической для него религиозной форме. Когда в обществе бытует несколько религий, как, например, в Китае (конфуцианство, даосизм, буддизм) или в России (православие, ислам, буддизм), взаимодействие соответствующих религий создает определенную нравственную атмосферу, которая и воспринимается безрелигиозной частью населения, включенного таким образом в целостный культурный контекст данной страны, группы стран, цивилизации.

Своеобразие нынешних исторических условий таково, что каждый стоит перед довольно широким спектром различных возможностей и любой выбор – это его и только его право. Каждый волен сам сделать свой духовный выбор, но каждый должен полностью осознать значение и ответственность этого выбора. А, осознавая свой выбор, человек не может не задуматься и о себе: Кто я такой?! На какой земле вырос?! К чему это меня обязывает?!

Однако выбор, перед которым стоит сегодня не отдельный человек, а все человечество, существенно иной, ведь кризис, переживаемый нашей страной, есть лишь концентрированное выражение общемирового, общецивилизационного кризиса. А этот кризис в свою очередь есть результат кризиса лидирующей в современном мире Западной цивилизации.

4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации

Разочарование в традиционных религиозных ценностях породило поиск нетрадиционных форм религиозности, во многом построенной на заимствовании идей и мотивов восточных религий, а также на трансформации самого христианства. И, наконец, все возрастает роль духовных и практических форм, которые можно назвать парарелигиозными. У них нет церкви в обычном смысле слова, у них нет культов, опять-таки – в привычном понимании, хотя есть многочисленные приверженцы, есть свои формы организации. Сюда относятся всевозможные оккультные учения, как западные, так и восточные, а также основанные на них оккультные общества, как открытые – экзотерические, так и закрытые – эзотерические.

Однако все эти религиозно-духовные и организационно-практические формы не помогли достигнуть процветания всем тем обществам, которые ими руководствовались и на них основывались. Прежде всего это касается ныне ведущей западной цивилизации. Более того, ее внутренние противоречия, а также противоречия с другими цивилизационными потоками привели к тому, что, несмотря на ее относительные успехи в материальном, чисто вещественном процветании, возник целый ряд духовных и так называемых глобальных проблем, которые угрожают самому существованию человечества. Эти проблемы в своей совокупности не могут быть решены на основе старых систем ценностей и выражающих эти ценности типов мировоззрения.

В этой связи следует обратить внимание на отмечаемый многими учеными-естествоиспытателями факт стирания границ между мистическим и естественнонаучным пониманием Мироздания. Особенно ярко это проявляется в современной физике, которая оказала влияние почти на все стороны общественной жизни. Физика является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на планете, что привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль промышленности, не использующую достижений атомной физики, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на политику. Однако влияние современной физики сказывается не только в области производства. Оно затрагивает также всю культуру в целом и образ мышления в частности и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изучение атома и субатомного мира неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи, например, в субатомной физике абсолютно непохоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же самое можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия. Однако эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения и в случае их радикального пересмотра изменяется вся картина мира. Эти изменения, привнесенные современной физикой, широко обсуждались физиками и философами на протяжении последних десятилетий, при этом все чаще обращалось внимание на то, что эти изменения приближают нас все больше к восприятию мира, сходному с картиной мира мистиков Востока.

Сознание как исторический и как онтологический феномен. Идея выживания человека, погружение в эмпирический мир и его события. Духовные течения, утверждающие первичность Мира иного по отношению к обыденному бытию. Ипохондрическое мировосприятие бытия.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.11.2011
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Духовный кризис современной цивилизации

Если исследовать сознание не только как исторический, но и как онтологический феномен, то окажется, что в нем во все времена и эпохи существует некий профанный пласт (термин соответствует скорее вульгарному, чем философскому изречению) Это мысли, чувства, переживания людей, непосредственно связные с их повседневным бытием, с обыденными заботами и земными радостями, с физическим и социальным выживанием. Из-за того, что в нашем мире, человечество страшится социальных потрясений, перенаселения, войн, ужасающего насилия и жестокости, бессердечия, все люди более чем когда-либо озабочены собственным выживанием.

Выживание всегда понималось как здоровое, счастливое существование, когда человек не испытывает на себе гнёт и напряжение. Каждый понимает выживание по-своему, исходя из собственных представлений. Идеалист рисует себе жизнь, далекую от действительности; теоретики, будь то, религиозного или какого-то иного толка, выдвигают свои модели выживания; националисты считают, что выживание возможно только в определенной группе или сообществе. Все эти идеологические различия, идеалы и верования лежат в основе того разделения, которое угрожает человеческому существованию.

Люди хотят жить неким определенным образом, соответствующим их узким запросам, минутным удовольствиям, верованиям. Ничто из этого не может обеспечить им защищенность, поскольку семя ограниченности, избирательности, вызывающее рознь и распри, заложено в них самих.

Жить и надеяться выжить, следуя традициям - древним или современным, - бессмысленно. Частные решения любого рода - научные, религиозные, политические, экономические - более не способны обеспечить человечеству выживания(е). Человек всегда был озабочен собственным выживанием и выживанием своей семьи, своей социальной группы, своего народа. Но все это основано на обособлении, разделении и тем самым угрожает его действительному выживанию.

Существующее ныне разделение по признаку национальности, цвета кожи, культурной и религиозной принадлежности, ставит под сомнение выживание человека. Неуверенность в завтрашнем дне, заставляет людей прибегать к авторитетам в области политики, религии, экономики. Однако специалисты любого профиля неизбежно представляют собою опасность, поскольку предлагаемые ими меры всегда избирательны и ограничены.

Человек - отнюдь не отдельное, обособленное существо. То, что влияет на нескольких людей, воздействует и на все человечество. Невозможно ни обойти проблемы, ни убежать от них. Вы не способны более отвернуться от всех тех трудностей, перед которыми стоит весь человеческий род.

Мы не сможем выжить, если будем заботиться только о собственном выживании. В современном мире все люди тесно взаимосвязаны. Происходящее в одной стране влияет на все остальные. Человек считает себя индивидуальным существом, отделенным от других, однако психологически каждый является неотъемлемой частью единого целого - человечества.

Не существует такого явления, как индивидуальное выживание. Когда возникает подобное желание, вы психологически создаете ситуацию, которая не только разделяет людей, но и является абсолютно нереальной. Человек не может быть психологически обособлен от других, само желание, внутренне отделиться от себе подобных, является главным источником опасности и разрушения. Каждый, кто настаивает на своей исключительности, угрожает собственному существованию. Притязания на автономность разрушают нашу способность к сотрудничеству, к гармонии с природой, со всеми живыми существами, населяющими Землю, а также с другими людьми. Как существа социальные, мы живем только ради самих себя. Все наши законы, правительства, религии придают особое значение разъединению людей, веками всё более настраивая человека против человека. И для того чтобы выжить, всё более насущным становится дух сотрудничества со всем мирозданием, со всеми существами, населяющими Землю, ее сушу и моря.

Обычный человек погружается в эмпирический мир и его события. Даже считая себя верующим, он, как правило, занят повседневной реальностью и отвлекается от неё лишь в моменты жизненных кризисов или во время торжественных религиозных церемоний (если служба хорошо организована, а проповедник - достаточно умелый психолог и оратор).

Однако издревле существовали духовные течения(учения), искренние поборники которых не просто утверждали наличие Мира иного или его исходность, первичность по отношению к обыденному бытию, но постулировали необходимость такого образа жизни, который весь был бы направлен к наилучшему достижению инобытия. Первоначально это эзотерические учения, известные уже в Древнем Египте, Древней Греции ( таинства святилища Изиды, Элевсинские мистерии и т.д.), а затем - мировые монотеистические религии, которые при всей своей популярности и широчайшем распространении по основному своему смыслу полностью обращались к потустороннему.

Конечно, сама идея об укорененности человека в чем-то бесконечно большом, нежели он сам, не вызывает не как возрождений (наверное, - никаких возражений). Безудержная титаническая дерзость мыслителей Возражения (может быть Эпохи Возрождения) и современная титаническая дерзость при более пристальном рассмотрении оказывается чем то вроде младенческого эгоцентризма. Это иллюзия вскоре рассеивается. (Что автор хочет сказать?)

Однако, признав это - должны ли мы отвернуться от нашего бренного мира, от очага, который здесь и сейчас согревает наши бренные смертные тела, от нашего несовершенного человеческого общежития, которое не всегда братство? Надо ли любить эту временную квартиру, перевалочный пункт на пути астральных странствий? Посмотрим: как на это отвечают монотеистические религии и эзотерические учения.

Конечно, крупным религиям некуда деваться и (и)ми приходится как-то ладить с этим эмпирическим миром, идти на уступки и давать послабления греховной человеческой природе. Одним из таких компромиссов является протестантизм, объявляющий успех в земной деятельности богоугодным делом и символом богоизбранности. Кроме того, сами деятели церкви не бесплотные духи и не могут полностью отказаться от человеческих потребностей и влечений.

Погрязнуть в делах житейских даже если ты добр, кроток и терпелив - это идти по пути гибели. Отречение от всего земного естества - единственный путь к успеху. Лишь тот, кто пр(е)изрел пагубные радости и соблазны обычной жизни (схимник, мученик и аскет йогин) может сказать, что действительно стал на Путь, ведущий от человеческого к Божественному, от пошлой смертности и грехи(а) - к бессмертию и блаженству. Его лицо в полной мере обращено к потустороннему, к Духу, а сердце не скучает о земной мишуре.

Здесь и творческие восхождения, и подвиги, и умиротворенная созерцательность, и просто великолепное чувство того, что ты есть, существуешь, бытийствуешь. И против этих радостей не работает аргумент, что их кратковременность и преходящесть обращает их в страдание. Напротив, временность делает их особо яркими и острыми, порождает прелесть прощания и нежность воспоминания. Лучшие в мире произведения искусства воспевают не вечность, а временность: ушедшую любовь и цветок, который скоро увянет. (Попытка к изяществу на фоне общей безграмотности).

сознание выживание бытие эмпирический

Современный человек находится под сильным влиянием научной парадигмы, которая воплотилась в виде аналитического и рационального ума. Мы воспринимаем этот мир, других людей, вещи и природу с точки зрения идей, концепций, или некоей смеси понятий-представлений, или с точки зрения образов, сложившихся в уме на основе значимых событий нашего прошлого опыта. Следовательно, любое изменение, происходящее в нас, главным образом, проявляет себя на уровне наших концепций, идей, верований и ментальных установок.

Учения, переданные нам великими Мастерами, такими как Христос, Будда, Лао-Цзы, Мухаммед, Шри Кришна, Конфуций и многими другими известными Святыми, Мудрецами и Мистиками, превратились в просто концепции и идеи. В этом причина того, что, несмотря на всю ясность их изложения великими мастерами, использование их на практике и искреннее следованием им от всего сердца было и остается трудной задачей.

Всегда сохраняется конфликт между нашей внутренней природой и каким-либо учением. Учения могут быть самыми прекрасными, и их истинность очевидна для нас, и мы знаем, что, если бы мы смогли применить их в нашей жизни, многие человеческие проблемы и страдания разрешились бы. Но практически невозможно следовать всем эти учениям, потому что наша природа отличается - мы не можем любить безусловно, как Христос, и для нас не является естественным полное отсутствие желаний, как у Будды.

Если мы пойдем глубже, то увидим, что внутренняя природа великих Мастеров была совершенно иной, как и уровень их Сознания. Для них было естественным то, чему они учили и то, что они проповедовали, это было частью их внутренней природы, они испытали это на собственном опыте.

ДУХОВНОСТЬ / ИДЕАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / SPIRITUALITY / IDEAL / NATIONAL IDEA / GLOBAL PROBLEMS / OPTIMIZATION / HUMANIZATION / ECOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туман-никифоров А. А.

В статье анализируются причины глубокого духовного кризиса, поразившего современную цивилизацию и намечаются пути его преодоления. Проанализированы роль философии и других гуманитарных наук, роль образования, значение и необходимость наличия определенных идеалов, в т.ч. национальной идеи, и другие факторы, способствующие преодолению духовного кризиса и утверждению дальнейшего роста и подъема духовности во всех ее позитивных проявлениях.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Туман-никифоров А. А.

Кризис и будущее современного образования. Философия и наука в поисках новой образовательной парадигмы

Кризис и будущее современного образования. Философия и наука в поисках новой образовательной парадигмы

Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации

SPIRITUALITY CRISIS AND THE WAY TO GET IT OVER

The reasons of deep spiritual crisis that has affected the modern civilization are analyzed and the ways to get it over are proposed in the article. The role of philosophy and other humanities, the role of education, the importance and necessity of the certain ideals, including the national idea and other factors that contribute to get over the spiritual crisis and approve the continued growth and uplift of spirituality in all its positive aspects are analyzed.

УДК 111 А.А. Туман-Никифоров

КРИЗИС ДУХОВНОСТИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В статье анализируются причины глубокого духовного кризиса, поразившего современную цивилизацию и намечаются пути его преодоления. Проанализированы роль философии и других гуманитарных наук, роль образования, значение и необходимость наличия определенных идеалов, в т.ч. национальной идеи, и другие факторы, способствующие преодолению духовного кризиса и утверждению дальнейшего роста и подъема духовности во всех ее позитивных проявлениях.

Ключевые слова: духовность, идеал, национальная идея, глобальные проблемы, оптимизация, гуманизация, экологизация.

A.A. Tuman-Nikiforov SPIRITUALITY CRISIS AND THE WAY TO GET IT OVER

The reasons of deep spiritual crisis that has affected the modern civilization are analyzed and the ways to get it over are proposed in the article. The role of philosophy and other humanities, the role of education, the importance and necessity of the certain ideals, including the national idea and other factors that contribute to get over the spiritual crisis and approve the continued growth and uplift of spirituality in all its positive aspects are analyzed.

Key words: spirituality, ideal, national idea, global problems, optimization, humanization, ecologization.

Современная цивилизация находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса: экономического, экологического, политического и т.п. Но основа основ всех этих кризисов - духовный кризис, без преодоления которого невозможно преодолеть и все остальные. В данной статье показана серьезность проблемы духовного кризиса общества и намечены способы ее решения, что является целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Вскрыть причины современного духовного кризиса и условия, способствующие его эскалации и углублению.

2. Наметить наиболее перспективные пути и способы борьбы с негативными явлениями, поразившими современное человечество.

3. Подчеркнуть роль философии и других гуманитарных наук в преодолении духовного кризиса и в повсеместном утверждении подлинно духовных ценностей.

Используется диалектический метод для анализа противоречий, поразивших современную цивилизацию и являющихся причиной глубочайшего духовного кризиса всего человечества, а также для рассмотрения возможностей его преодоления и условий реализации этих возможностей в действительность.

1 Ивановская О.В., Скворцова Т.В. К проблеме гуманизации личности как стабилизирующего фактора в гражданском обществе // Человек в современных философских концепциях: мат-лы 3-й междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14-17 сент. 2004 г.: в 2 т. Т. 1. Волгоград, 2004. С. 220.

идеалами. Без национальной идеи духовный кризис поражает всю нацию, без общечеловеческой идеи - все человечество! По оценкам многих современных мыслителей, не только отдельные страны, но именно все человечество (включая и те страны, которые традиционно принято считать благополучными) сейчас как раз и находятся в состоянии такого острого духовного кризиса, связанного с отсутствием подлинно общечеловеческих идеалов и ценностей (то, что принято считать общечеловеческими ценностями, на самом деле таковыми не является, это ценности буржуазного, индустриального общества, к тому же еще и вчерашнего дня). Преодоление этого кризиса возможно только в случае нахождения подлинно общечеловеческих идей, идеалов и ценностей.

2 Туман-Никифоров А.А. Русская идея // Люди и судьбы. XX век: тез. докл. и сообщ. науч. конф. 30 окт. 2003 r. г. Красноярск. Красноярск, 2003. С. 185-188.

3 Моисеев Н.Н. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль. 1999. № 10. С. 100.

Общение - основа общества, социума. Вне коллективных форм взаимодействия человек не может полноценно развиваться, самореализоваться и самосовершенствоваться. Индивидуализм чреват деградацией личности, в лучшем случае, односторонним, а в других случаях и нольсторонним развитием. Именно индивидуализм, вкупе с другими не должными человеческими качествами (а вовсе не прогресс науки, техники и рационализма, как часто ошибочно думают) являются главной причиной современных глобальных кризисов и катастроф.

Истребление природы нерационально, поэтому подлинная научная рациональность как раз должна заключаться в обратном - ориентировании на то, что способствует выживанию и подлинному, а не мнимому прогрессу человечества. А то, что угрожает человечеству гибелью - есть результат научной нерациональности, т.е. науки, не соединенной с подлинным разумом. Как ни парадоксально, даже великие ученые не все и не всегда могут быть названы подлинно разумными существами, тем более, подлинно душевными, подлинно духовными. Иногда считается, что это относится, в первую очередь, к представителям естественных и технических наук, а подлинная философия как раз образец такой рациональности, хотя к ней мало кто прислушивается. П.С. Гуревич пишет о том, что сегодня невостребованной оказалась не только философия. Людям не свойственна самая обыкновенная дальновидность. Политики занимаются текущими вопросами, пренебрегая стратегическим мышлением. Технократы пытаются изо всех сил разогнать локомотив современной цивилизации. Как спасти человечество? Эти вопросы - очень неуместные и неудобные для технократа, и политика-прагматика задает уже философ. Неудивительно, что его вопрошания воспринимают как назойливые и несвоевременные пророчества Кассандры. Философия нередко отбирает у человека последнее утешение. Философия - это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения религиозных и социальных иллюзий. Свет разума подчас выявляет многие темные стороны нашей жизни5.

К сожалению, и это не совсем так. Философия тоже бывает разная: иррациональная, человеконенавистническая, фаталистическая, уповающая на фатум, а не на разум, отрицающая сам факт существования глобальных проблем, отрицающая их серьезную опасность для человечества или предлагающая такие пути их решения, которые на деле могут только ухудшить ситуацию. Хотя действительно, именно философия, а также гуманитарные науки не только могут, но и должны явить человечеству тип рациональности, соединенный не с безудержным стремлением к комфорту, а с подлинной духовностью, с заботой о сохранении человечества.

Можно согласиться с тем, что «. сегодня во всех бедах цивилизации принято обвинять технократическое мышление, хотя . вина лежит не на нем, а на гуманитарном мышлении, поскольку именно гуманитарная компонента культуры не поспевает за развитием ее научно-технической составляющей. В этой связи между двумя частями общечеловеческой культуры возник провал. Не найдя адекватных методов мышления и потеряв ориентиры, гуманитарная культура оказалась лишенной имманентных импульсов к развитию. Она смогла лишь подстраиваться под научно-техническую культуру, развитие которой обусловлено неуклонным развитием научного мышления, техники и технологий. В создавшихся условиях история человечества стала мыслиться односторонне - только как результат развития человеческого интеллекта, обусловливающего научно-технический прогресс, тогда как другая составляющая мышления, ответственная за осмысление

4 Кенжеева З.Е. Агни Йога: ключ к разгадкам тайны человека // Человек в современных концепциях. Т. 2. Волгоград, 2004. С. 262.

5 Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М., 2009.

Духовный кризис сам по себе является злом и его экспансия тесно взаимосвязана с экспансией зла. Соответственно, преодоление духовного кризиса и прогресс духовности сами по себе являются добром и их торжество тесно взаимосвязано с торжеством добра. Хотя считается, что добро и зло категории социальные, а в природе их не существует, тем не менее, если исходить из распространенного (хотя и небесспорного, но бесспорного на сегодняшний день не существует) понимания зла, любое уничтожение жизни8 и в обществе, и в природе - зло. Поэтому в природе источником зла является борьба за существование, которая с неизбежностью ведет к истреблению одних живых существ другими. Борьба за существование происходит и в обществе, причем на ранних этапах его развития она мало чем отличалась от борьбы в природе. В первобытном обществе и до средневековья включительно шла ожесточенная, в т.ч. вооруженная борьба за продовольствие и другие материальные блага, за охотничьи угодья и прочие территории, за истребление чужого потомства ради жизни своего собственного, за рабочую силу (за обращение других людей в рабов, ради того, чтобы меньше работать самому) и т.д. Вот истинные импульсы тяготения к злу.

При переходе от доиндустриального общества к индустриальному, когда резко возросли производительность труда и количество произведенного общественного продукта, ожесточенность борьбы снизилась, но не исчезла полностью (две мировые войны - яркое тому подтверждение). Дополнительное количество материальных благ стало не столько равномерно распределяться между всеми работниками, сообразно вложенному труду, сколько присваиваться небольшим количеством людей, что привело к резкому увеличению уровня жизни немногих и не привело к увеличению уровня жизни большинства9. Борьба за материальные блага, за произведенный общественный продукт, за рабочую силу и т.п. - продолжилась, приобретая новые формы и продолжая создавать импульсы тяготения к злу. Отчего это происходит? Почему количество произведенного общественного продукта, достаточное сначала для того, чтобы безбедно жило все население развитых индустриальных стран, а в наше время и для того, чтобы безбедно (именно безбедно, но не по

6 Ротенфельд Ю.А. Новый подход к философии образования и воспитания // Философия образования. 2003. №8. С. 23-31.

7 Напомню, что я отношу философию не к гуманитарным, а к всеобщим наукам.

8 Разумеется, здесь встают сложные философские вопросы: является ли злом отнятие жизни при самообороне или защите третьего лица (защите Родины), является ли злом смертная казнь преступника, является ли злом эвтаназия и др. подобные случаи. Я намеренно не углубляюсь в эти проблемы, это тема для специального исследования.

9 Конкретные цифры и статистические выкладки - предмет исторического исследования, но общая динамика такова: в период первоначального накопления капитала в западных странах (ХУ11-Х1Х вв.) уровень жизни большинства еще больше понизился, произошла резкая поляризация общества на богатых и бедных. Затем (ХХ в.) уровень жизни большинства, в развитых индустриальных и постиндустриальных странах (впрочем, это менее 30% численности человечества, а к 70% это не относится) стал неуклонно расти, и в ряде стран достиг довольно неплохих показателей, образовав так называемый средний класс (средний слой). Но, даже в этих странах, во-первых, уровень жизни немногочисленной прослойки (супербогатых) растет гораздо быстрее, чем уровень жизни большинства, так что поляризация общества продолжает увеличиваться, а, во-вторых, повышение благосостояния и уровня жизни, если и снижает количество зла и борьбу за существование, то незначительно. Возможно, эта борьба приобретает более мягкие формы, реже сопровождается насилием и убийствами, но, в целом, остается достаточно ожесточенной во всех (включая самые высокоразвитые и постиндустриальные) странах, продолжая создавать импульсы тяготения к злу.

западным стандартам, для последнего надо минимум в 10 раз больше ресурсов и полезных ископаемых, т.е. 10 таких планет, как Земля, либо (что в данном случае эквивалентно) надо сократить население нашей единственной Земли с нынешних 7 млрд до 700 млн человек, это возможно только в случае практической реализации идей небезызвестного Т. Мальтуса) жило все человечество, сосредоточивается в руках немногих, а многие, даже в развитых странах, не говоря уже про развивающиеся, живут не богато?

Некоторые исследователи связывают это с природой и сущностью человека, полагая, что природе человека присущи: частнособственничество, конкуренция, накопительство, жадность, зависть и т.п.10. Но я думаю, что все это объясняется предшествующим историческим развитием общества, а корни уходят еще глубже, - в природное существование наших предков. За многие тысячелетия вынужденной борьбы за существование люди приобрели вышеперечисленные качества (жадность, зависть и т.п.), эти качества наследуются на социально-культурном уровне, а возможно, и на генетическом. Сейчас уже ничто (по крайней мере, в развитых странах) не вынуждает людей вести борьбу за существование, ибо произведенного совокупного продукта в принципе достаточно, чтобы все были счастливы и безбедны, остается только организовать его справедливое распределение, но социально наследуемые качества и мотивы, доставшиеся от прошлых веков, побуждают большинство населения не к справедливому распределению общественного продукта, а, напротив, к перераспределению, к борьбе за излишки. Борьба за существование сменяется борьбой за излишки, за роскошь. Поэтому люди ищут различные инструменты (власть - один из них) для того, чтобы иметь возможность доступа к роскоши, к тому, чего не имеет большинство населения. Драка за кусок хлеба сменяется дракой за деликатесы, но от этого не становится менее ожесточенной. Хотя, если первую драку еще можно как-то понять и оправдать, то, для второй драки у нормального человека нет ни понимания, ни оправдания. К сожалению, современное общество ненормально, душевно и духовно больно, поражено глубоким духовным кризисом, поэтому большинство его членов не только понимают и оправдывают вторую драку, но и сами охотно принимают в ней участие.

10 Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // Социс. 2001. № 3. С. 17.

11 Степанова И.Н. От тела как оков души к душевным оковам тела // Человек в современных.Т. 2. С. 226.

Конечно, кровное родство - слабый аргумент в пользу мирного сосуществования, ведь бывает, что и ближайшие родственники ссорятся, воюют и даже убивают друг друга. Но все-же это один из аргументов. Кровным родственникам тем более стыдно ссориться, они должны помогать друг другу. А кроме того, есть и более сильные аргументы в пользу необходимости единства и взаимопомощи: без них альтернативой может стать только глобальное самоуничтожение всего человечества.

Для решения проблем, связанных с взаимоотношениями человека и техники, следует повсеместно насаждать и воспитывать подлинную техническую культуру, культуру обращения с техносферой, т.е. культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот. Для решения более широкого круга проблем, связанных с подчинением человека стихийным социальным силам, которые вместо него управляют обстоятельствами его собственного бытия, следует позаботиться о замене стихийности процесса общественного развития - сознательностью, т.е. о том, чтобы полнее и глубже реализовать сознательно-волевое начало и в деятельности по управлению обществом и обстоятельствами социального бытия, и в сознательном контроле за ходом общественного развития. Все это незамедлительно скажется самым положительным и благоприятным образом на дальнейшем совершенствовании и развитии человека.

12 Коробко Е.В. Бытие человека в техногенном мире // Человек в современных. Т.1. С. 668.

13 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

14 Зубаков В.А. Куда мы идем: к экокатастрофе или к экореволюции? // Философия и общество. 1998. №1. С. 194.

15 Елгина С.Л. Фундаментализация современного образования в рамках концепции устойчивого развития // Человек в современных . Т. 1. С. 735.

Истребление природы нерационально, поэтому подлинная научная рациональность как раз и должна заключаться в обратном – ориентировании на то, что способствует выживанию и подлинному, а не мнимому прогрессу человечества. А то, что угрожает человечеству гибелью, есть результат научной нерациональности, то есть науки, не соединенной с подлинным разумом. Как ни парадоксально, даже великие ученые не все и не всегда могут быть названы подлинно разумными существами,тем более подлинно душевными, подлинно духовными.Иногда считается, что это относится в первую очередь к представителям естественных и технических наук, а подлинная философия являет собой образец такой рациональности, хотя к ней мало кто прислушивается. П. С. Гуревич пишет о том, что сегодня невостребованной оказалась не только философия. Людям несвойственна самая обыкновенная дальновидность. Политики занимаются текущими вопросами, пренебрегая стратегическим мышлением. Технократы пытаются изо всех сил разогнать локомотив современной цивилизации. Как спасти человечество? Этот вопрос – очень неуместный и неудобный для технократа и политика-прагматика – задает уже философ. Неудивительно, что его вопрошания воспринимают как назойливые и несвоевременные пророчества Кассандры. Философия нередко отбирает у человека последнее утешение. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения религиозных и социальных иллюзий. Свет разума подчас выявляет многие темные стороны нашей жизни [5] .

К сожалению, и это не совсем так. Философия тоже бывает разной: иррациональной, человеконенавистнической, фаталистической, уповающей на фатум, а не на разум, отрицающей сам факт существования глобальных проблем, их серьезную опасность для человечества или предлагающей такие пути их решения, которые на деле могут только ухудшить ситуацию. Хотя, действительно, именно философия, а также гуманитарные науки не только могут, но и должны явить человечеству тип рациональности, соединенный не с безудержным стремлением к комфорту, а с подлинной духовностью, заботой о сохранении человечества.

Гуманитарные науки, в том числе и философия, должны способствовать развитию подлинной рациональности, подлинной душевности и подлинной духовности, должны преодолеть стагнацию рефлексивного гуманитарного мышления, побороть религиозные, социальные и прочие предрассудки, ликвидировать провал между двумя частями общечеловеческой культуры и, наконец, поспеть за развитием научно-технической составляющей человеческой цивилизации, адекватно осмыслить социальный прогресс и духовную жизнь человека, способствовать действительному решению, а еще лучше – упреждению проблем, угрожающих современному человечеству.

Духовный кризис сам по себе является злом, и его экспансия тесно взаимосвязана с экспансией зла. Соответственно преодоление духовного кризиса и прогресс духовности сами по себе являются добром, и их торжество тесно взаимосвязано с торжеством добра. Хотя считается, что добро и зло – категории социальные, а в природе их не существует, тем не менее, если исходить из распространенного (хотя и небесспорного, но бесспорного на сегодняшний день не существует) понимания зла, любое уничтожение жизни [6] и в обществе, и в природе – зло. Поэтому в природе источником зла является борьба за существование, которая с неизбежностью ведет к истреблению одних живых существ другими. Борьба за существование происходит и в обществе, причем на ранних этапах его развития она мало чем отличалась от борьбы в природе. В первобытном обществе и до средневековья включительно шла ожесточенная, в том числе вооруженная, борьба за продовольствие и другие материальные блага, за охотничьи угодья и прочие территории, за истребление чужого потомства ради жизни своего собственного, за рабочую силу (за обращение других людей в рабов ради того, чтобы меньше работать самому) и т. д. и т. п. Вот истинные импульсы тяготения к злу.

При переходе от доиндустриального общества к индустриальному, когда резко возросли производительность труда и количество произведенного общественного продукта, ожесточенность борьбы снизилась, но не исчезла полностью (две мировые войны – яркое тому подтверждение). Дополнительное количество материальных благ стало не столько равномерно распределяться между всеми работниками сообразно вложенному труду, сколько присваиваться небольшим количеством людей, что привело к резкому увеличению уровня жизни немногих и не привело к повышению уровня жизни большинства [7] . Борьба за материальные блага, за произведенный общественный продукт, за рабочую силу и т. п. продолжилась, приобретая новые формы и продолжая создавать импульсы тяготения к злу. Отчего это происходит?

Некоторые исследователи связывают это с природой и сущностью человека, полагая, что природе человека присущи частнособственничество, конкуренция, накопительство, жадность, зависть и т. п.[8] Но я думаю, что все это объясняется предшествующим историческим развитием общества, а корни уходят еще глубже, в природное существование наших предков. За многие тысячелетия вынужденной борьбы за существование люди приобрели вышеперечисленные качества (жадность, зависть и т. п.), эти качества наследуются на социально-культурном уровне, а возможно, и на генетическом. Сейчас уже ничто (по крайней мере, в развитых странах) не вынуждает людей вести борьбу за существование, ибо произведенного совокупного продукта в принципе достаточно, чтобы все были счастливы и безбедны, остается только организовать его справедливое распределение, но социально наследуемые качества и мотивы, доставшиеся от прошлых веков, побуждают большинство населения не к справедливому распределению общественного продукта, а, напротив, к перераспределению, к борьбе за излишки. Борьба за существование сменяется борьбой за излишки, за роскошь. Поэтому люди ищут различные инструменты (власть – один из них) для того, чтобы иметь возможность доступа к роскоши, к тому, чего не имеет большинство населения. Драка за кусок хлеба сменяется дракой за деликатесы, но от этого не становится менее ожесточенной. Хотя если первую драку еще можно как-то понять и оправдать, то для второй драки у нормального человека нет ни понимания, ни оправдания. К сожалению, современное общество ненормально, душевно и духовно больное, оно поражено глубоким духовным кризисом, поэтому большинство его членов не только понимают и оправдывают вторую драку, но и сами охотно принимают в ней участие.

Конечно, кровное родство – слабый аргумент в пользу мирного сосуществования, ведь бывает, что и ближайшие родственники ссорятся, воюют и даже убивают друг друга. Но все же это один из аргументов. Кровным родственникам тем более стыдно ссориться, они должны помогать друг другу. А кроме того, есть и более сильные аргументы в пользу необходимости единства и взаимопомощи: без них альтернативой может стать только глобальное самоуничтожение всего человечества.

Для решения проблем, связанных с взаимоотношениями человека и техники, следует повсеместно насаждать и воспитывать подлинную техническую культуру, культуру обращения с техносферой, то есть культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот. Для решения более широкого круга проблем, связанных с подчинением человека стихийным социальным силам, которые вместо него управляют обстоятельствами его собственного бытия, следует позаботиться о замене стихийности процесса общественного развития сознательностью, то есть о том, чтобы полнее и глубже реализовать сознательно-волевое начало и в деятельности по управлению обществом и обстоятельствами социального бытия, и в сознательном контроле над ходом общественного развития. Все это незамедлительно скажется самым положительным и благоприятным образом на дальнейшем совершенствовании и развитии человека.

Во всем этом (особенно в последнем) заметную роль призвана сыграть и философия, которая обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Также философия должна способствовать изменению и расширению сознания людей (индивидуального и общественного), выработке более адекватных и рациональных моральных и идеологических императивов, адекватной и рациональной ценностной ориентации и т. п. В этом должно заключаться место философии в современном мире (поисками которого озабочена значительная часть философского сообщества), ее роль, значение и одна из основных функций. Философия должна способствовать преодолению глубокого духовного кризиса, поразившего значительную часть современного общества, совершенствованию и развитию общества и человека.

[1] Ивановская, О. В., Скворцова, Т. В. К проблеме гуманизации личности как стабилизирующего фактора в гражданском обществе // Человек в современных философских концепциях. – Т. 1. – С. 220.

4 Моисеев, Н. Н. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль. – 1999. – № 10. – С. 100.

Читайте также: