Светская этика и религиозные культуры доклад

Обновлено: 16.05.2024

В полночь накануне Пасхи во всех православных храмах совершается крестный ход.

Пасхальная неделя называется светлой. Это самая праздничная неделя в году. В прошлом эта неделя была нерабочей.

Вторник, следующий за светлой неделей, называется Радоницей, днем повиновения усопших.

Вторым по значимости православным праздником является Рождество.

Рождество отмечается 7 января (по старому стилю 25 декабря). Традиции Рождества во многом переплетаются с традициями Нового года.

Рождеству предшествует 40-дневный Рождественский пост (не такой строгий, как Великий пост). Рождество — семейный праздник. Семья собирается за рождественским столом. На столе по традиции запеченная птица — гусь, курица. Накануне Рождества наступает день строгого поста – Сочельник.

Святки — неделя, следующая за Рождеством. Это одна из самых праздничных недель в году в православной культуре.

Крещение — 19 января (по старому стилю 6 января) — праздник Богоявления. Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече на реку Иордан и тот крестил его. В этот момент был слышен голос с неба Бога-Отца и с неба слетел голубь — символ Святого Духа.

Накануне вечером 18 января на вечерне в православном храме освящается вода, также как и 19 января на литургии. После литургии и освящения воды совершается крестный ход к водным источникам — реке, озеру, ручью.

Троица (Пятидесятница) — в иерархии православных праздников третий по значимости (после Пасхи и Рождества). Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятница — день рождения Христианской Церкви.

Троицкая родительская суббота - суббота накануне Троицы (посещение могил усопших).

На Троицу храмы украшаются березовыми ветвями. Отсюда символ Троицы — березовая ветка.

Вознесение — отмечается на сороковой день после Пасхи. Иисус Христос покинул учеников и вознесся на небо. Традиции Вознесения во многом переплетаются с традициями Пасхи и Троицы.

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ислам - самая молодая мировая религия. Зародилась в VII в. в Западной Аравии. Основатель ислама — пророк Мухаммед (570-632 гг.).

Мусульмане (араб. — люди, покорные воле Аллаха) насчитывают примерно 1,2 млрд. человек. В России по разным оценкам от 10 до 20% населения исповедуют ислам или относятся к российским народам, традиционно исповедующим ислам.

Согласно исламскому вероучению, иудеи и христиане исказили учение пророка Мусы (библ. – Моисей) и пророка Исы (новозав. – Иисус Христос), следовательно потребовалась миссия следующего и последнего пророка, вернувшего людям истинное вероучение, т.е. пророка Мухаммеда.

Мухаммед, согласно Корану - потомок Ибрагима, его старшего сына Измаила, т.е. араб.

Арабские племена были язычниками, а арабский политеизм был подобен политеизму других племен. У каждого племени был пантеон своих богов.

У арабов сохранялась также смутная идея бога Аллаха (Яхве). Проповедники идеи бога Аллаха — ханифы.

Мухаммед, уроженец Мекки, примерно в 40 лет (около 610 г.) стал уединяться в окрестностях Мекки, где подолгу постился и молился. Получив откровение от Аллаха посредством архангела Джабраила (Гавриила), Мухаммед стал проповедовать новое вероучение в родном городе. Здесь он встретил серьезное сопротивление соплеменников, его поддержали только близкие родственники и семья (Али, Абу Бакр, Омар, Осман).

В 622 г. Мухаммед вместе со своими приверженцами совершает переселение из Мекки в Ясриб (Медину) – хиджра. Жители Ясриба принимают ислам и становятся первой мусульманской уммой (общиной). Хиджра (622 г.) – начало мусульманского летоисчисления.

Основы вероучения в исламской культуре

1) строгий и безусловный монотеизм;

2) вера в пророческую миссию седьмого и последнего пророка единого Бога Мухаммеда.

В исламской культуре существует представление о важнейших положениях мусульманского вероучения, которых следует строго придерживаться (столпах веры).

5 столпов ислама:

1) шахада — символ веры;

2) намаз (ежедневная пятикратная молитва);

3) закят — милостыня или обязательный налог в пользу неимущих;

4) рамадан - соблюдение ежегодного месячного поста рамадан (ураза) по мусульманскому лунному календарю;

      1. хадж — паломничество в Мекку, которое должен совершить каждый мусульманин хотя бы 1 раз в жизни.

      Священные книги в исламской культуре

      Коран — Священное Писание мусульман. Коран делится на главы — суры, суры делятся на стихи — аяты. Длинные суры находятся в начале Корана, а короткие суры — в конце. Коран написан на арабском языке и не рекомендован к переводу на другие языки. Арабский язык считается священным и классическим для мусульман.

      Сунна — Священное Предание. Сборник рассказов (хадисов) о поступках и словах пророка Мухаммеда и его близких в различных жизненных ситуациях.

      Мусульмане делятся на 2 направления:

      1) сунниты (90% мусульман — принимают и почитают всю Сунну);

      2) шииты (10% мусульман — почитают только ту часть Сунны , в которой упоминается имя ближайшего родственника Мухаммеда — Али).

      Основы духовно-нравственных ценностей в исламской культуре

      В основе духовно-нравственных ценностей в исламской культуре (как в иудейской и православной) лежат 10 заповедей Моисея. Исламская культура требует строгого выполнения этих заповедей. В прошлом за нарушения этих заповедей следовало весьма суровое наказание. Такая практика сохраняется до сих пор в некоторых странах.

      Священные сооружения в исламской культуре

      Мечеть — дом молитвы, храм в исламской культуре. Первой мечетью был дом пророка в Медине. Для мечети характерна определенная архитектурная форма, которая чаще всего завершается куполом, увенчанным знаком полумесяца. Полумесяц — важнейший символ ислама, символизирующий мусульманский лунный календарь.

      Внутри мечети в стене имеется ниша - михраб, указывающая направление на восток — Мекку. Молящиеся мужчины обращают свои взоры в сторону Мекки (предварительно сняв обувь и в головном уборе).

      Рядом с нишей находится возвышение наподобие кафедры — минбар. Для совершения общей молитвы в пятницу или в праздничный день в мечети собираются мужчины. После молитвы к верующим с возвышения - минбара обращается имам (мулла) с религиозно-нравственной проповедью. Мечеть — место для мусульманской молитвы и проповеди.

      Минарет — специальная высокая башня, с вершины которой муэдзин призывал правоверных к молитве (намазу). При крупных мечетях ставилось 4 минарета (по сторонам света). В небольших мечетях минарет может быть встроен в здание мечети.

      В основе духовно-нравственных ценностей ислама лежат 10 заповедей, которые должны строго соблюдаться.

      Хранители традиций в исламской культур:

      Мусульманское духовенство — образованные, знающие арабский язык, морально авторитетные мусульмане.

      Мулла – представитель мусульманского духовенства небольшой, часто сельской мечети.

      Имам – представитель мусульманского духовенства крупных мечетей.

      Муфтий — руководитель регионального объединения мусульман.

      Религиозные праздники в исламской культуре

      Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Согласно Корану Ибрагим должен был принести в жертву своего сына — Измаила (в Библии – Исаака). В последний момент Бог смилостивился и заменил сына на барашка. В этот день после молитвы в мечети мусульмане приносят в жертву барана (или другое животное). Часть мяса жертвенного животного раздается в виде милостыни.

      Ураза-байрам — праздник окончания ежегодного месячного мусульманского поста рамадан (ураза), праздник разговения. Отмечается через 70 дней после Курбан-байрама. Праздник длится три дня, в течение которых мусульмане посещают родственников и друзей, угощают их мясными и сладкими блюдами.

      ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ И СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

      Этика (от etos — нравы, характеры, обычаи) — учение о морали.

      Светская этика имеет достаточно сложную структуру:

      1. Философские основания этики (здесь рассматриваются ведущие категории этики - добро, зло, гуманизм, человеколюбие и др.).
      2. Общечеловеческая этика (гуманизм, равенство, братство, толерантность, диалог культур, долг, справедливость, гостеприимство, совесть, дружба, любовь и др.).
      3. Деловая этика.
      4. Профессиональная этика.
      5. Корпоративная этика.
      6. Этикет и др.


      Основы мировоззрения в светской этике

      Светское мировоззрение основано на приоритете ценности человеческой жизни и человеческого достоинства. Представители светской этики верят в человечность, в конечное торжество добра над злом.

      Многие принципы светской этики изложены в Декларации прав и свобод человека (1948 г.). К основным принципам светской этики можно отнести следующие:

      1. Все люди равны и свободны, имеют право на достойную жизнь.
      2. Светская этика выступает против всех форм насилия, убийства и унижения человеческого достоинства.
      3. Гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде.

      Основы духовно-нравственных ценностей в светской этике

      К основным духовно-нравственным ценностям светской этики можно отнести 6 из 10 заповедей Моисея, имеющих общечеловеческий характер (с 5 по 10)

      К ним можно отнести всю детскую классику: Андерсен, Пушкин, Бианки и др.

      Светская этика также признает огромное значение священных книг (Библии, Корана и др.)

      - храмы всех религий.

      Хранители традиций в светской этике

      К хранителям традиций в светской этике относится прежде всего интеллигенция – люди самых разных профессий, объединяемых своим отношением к культуре и культурной преемственности. Это прежде всего:

      - творческая интеллигенция – писатели, поэты, артисты, художники, музыканты и др.

      - работники музеев и библиотек;

      Каждый добросовестный родитель, хорошо воспитывающий своих детей, является хранителем традиций светской этики.

      Праздники в светской культуре

      Праздники в светской этике можно разделить на интернациональные, национальные, профессиональные и семейные, личные праздники.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Учитель начальных классов МБОУ Сатинской СОШ

      Петровского филиала Гущина Г.А.

      Культура — образ жизни, обычаи, традиции и верования. Это всё то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. Культура – главное богатство народа.
      Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. В культуре и религии разных народов много общего и много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Религия не существует отдельно от культуры и от народа. Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

      В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно!

      Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами: социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ; к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ. Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4 классах способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждём чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах. Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зёрнышко - ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зёрен, через год девятьсот, ещё через год он засеет зерном всё поле и получит обильный урожай. Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И ещё требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдёт. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесём с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.

      Модуль "Основы православной культуры" - возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Среди основных тем курса: "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции". "Любовь к ближнему", "Милосердие и сострадание", "Православие в России", "Православный храм и другие святыни", "Православный календарь", "Христианская семья и её ценности".

      Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие - традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

      Модуль "Основы православной культуры" в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе включает всего примерно 34 урока. А также дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними - наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. На уроках православной культуры учитель говорит о нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа. Школьники знакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

      Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.


      В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Решение данной проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

      Описание разработки

      В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Решение данной проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность.

      Данный курс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

      Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, любовь, уважение к ближним.

      Одним из условий преподавания данных предметов является принятие педагогом позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде.

      Основы религиозных культур и светской этики (материал)

      Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

      В конце курса обучающиеся защищают проекты на выбранную ими тему.

      Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с разными проблемам. Изучение светской этики поможет ученикам стать добрее и лучше, понять опасность равнодушия и жестокости.

      Полную информацию смотрите в файле.

      Содержимое разработки

      В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Решение данной проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность.

      Данный курс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

      Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, любовь, уважение к ближним.

      Одним из условий преподавания данных предметов является принятие педагогом позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде.

      Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

      В конце курса обучающиеся защищают проекты на выбранную ими тему.

      Жизнь так устроена, что человеку постоянно приходится сталкиваться с разными проблемам. Изучение светской этики поможет ученикам стать добрее и лучше, понять опасность равнодушия и жестокости.

      Наши ученики посещают занятия воскресной школы. Кроме занятий, ребята участвуют в постановках православной тематики: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, День Матери и другие.

      Необходимо отметить и другие направления духовно-нравственного воспитания обучающихся лицея: шефская помощь ветеранам войны и труженикам тыла, экологические акции, семейные мероприятия по здоровому образу жизни, экскурсии (Храмовый комплекс с. Арского, Жадовский монастырь, Болгары и другие).

      Подводя итоги, скажем, что в лицее духовно–нравственное воспитание реализуется по следующим направлениям работы:

      - воспитательно-оздоровительная деятельность – участие в спортивных мероприятиях лицея, поселения, района, области; организация летнего оздоровительного отдыха;

      - культурно-познавательная деятельность – обзорные и тематические экскурсии в школьный музей; организация встреч с интересными людьми; посещение мероприятий духовно-нравственного содержания храмового комплекса Арского; проведение фольклорных праздников; выставки рисунков и творческих работ к Рождеству, Пасхе, другое;

      - нравственно-трудовая деятельность – акция ко Дню пожилых людей; участие в недели Добра и милосердия; вахта памяти ко Дню Победы.

      Можно заключить следующее, что духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность педагогов и родителей, целью которой является - сохранение духовно – нравственного здоровья подрастающего поколения, приобщение их к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям, к историческому и культурному наследию нашей страны.

      Основы религиозных культур и светской этики: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2011. - 152 с.


      -75%


      Религиозная этика и культура – понятие, вызывающее множество вопросов. Если в старину люди росли в рамках культурных и нравственных представлений своего вероисповедания, то в современном мире такое происходит крайне редко, обычно церковь не участвует в воспитании и образовании детей. По этой причине большинство не представляют себе, чем именно является этика, связанная с религиозностью.

      Но у данного понятия имеются и иные значения. Этика – термин, использующийся во многих науках, занимающихся исследованиями общества в целом и людей в отдельности, культуры, развития, особенностей мышления и прочими аналогичными тематиками. В философии этика является дисциплиной научным направлением, изучающим вопросы нравственности и морали.

      К какому направлению этики относятся связанные с религией нормы?

      Данное направление философии включает в себя несколько своеобразных разделов, в том числе и тот, который называется прикладной этикой.

      Это дисциплинарное направление, занимающееся исследованиями в области частных проблем, вопросов практического применения моральных и нравственных принципов. К данному научному направлению и относится религиозная этика.

      Мусульмане и христиане

      Помимо нравственных проблем и вопросов, имеющих взаимосвязь с вероисповеданием, данный научный раздел занимается и профессиональной, медицинской, социальной, юридической, деловой этикой и прочими, аналогичными направлениями.

      Чем является религиозная этика? Определение

      Как и научная философская дисциплина в целом, ее отдельные практические направления имеют определения, объясняющие суть конкретного понятия. Они есть у каждого раздела, и тот, который рассматривает этические нормы и правила во взаимосвязи с религиозными убеждениями, исключением не является.

      Религиозная этика – это раздел, занимающийся изучением моральных и нравственных принципов, особенностей поведения и общения людей, рассматривающий их в соответствии с религиозными догматами, заповедями, священными текстами, традициями, культурными нормами.

      В чем особенности этого типа этики?

      Фактически данный вид этичности представляет собой своеобразную теологию нравственности и морали. Религиозная основа этики данного вида - это нравственное направление философии, известное как богословие.

      Главное отличие этичности, связанной с религиозностью, от иных направлений этой философской дисциплины в том, что она рассматривает не только вопросы, относящиеся к взаимоотношениям и поведению людей. Религиозная этика также регламентирует отношение людей к Богу и, разумеется, диктует определенные нормы для его выражения.

      Вечеря Господня

      Помимо этого, данная философская дисциплина трактует этические правила, нормы, требования и традиции в качестве установок, имеющих божественную природу или же происхождение. Иными словами, согласно данному направлению этики, эти нормы даны свыше и имеют абсолютное, необсуждаемое значение для каждого верующего человека.

      Чем является моральное религиозное сознание?

      Религиозная основа этики – это, без сомнения, догматы вероисповедания. Но этим фундаментальная основа данной философской дисциплины не ограничивается. Важной для понимания составляющей является такой фактор, как моральное религиозное сознание.

      Чем является такое сознание? Как оно формируется? В чем отличие от обычного светского сознания, участвующего в восприятии и проецировании нравственных и иных этических норм? Конечно же, в том, что в данном понятии формирующую роль играет религия, вероисповедание и связанные с ним культурные и иные традиции.

      Человек с молотком у объявления

      Религиозное сознание – это не что иное, как результат процесса этизации, ведущего от древних архаических культур и присущих им убеждений к современным мировым вероисповеданиям.

      Как такая этика возникла?

      Основы религиозных культур и этики, соответственно, закладывались в глубокой древности. Самые первые божества, идолы, не предъявляли никаких претензий в отношении нравственного уровня людей, их поведения или же моральных принципов.

      К примеру, сложно представить себе, чтобы такие явления, как гроза, ливень, шторм, землетрясение или же восход солнца, накладывали этические ограничения на человечество. А ведь именно природные явления и были первыми божествами. Люди поклонялись им, и это было прообразом религии.

      Языческое святилище

      Вместе с развитием человечества сложнее становились не только взаимоотношения между людьми, но и их религиозные культы. У древний обожествляемых явлений появились имена, их стали воплощать в конкретных образах. К примеру, земля у древних греков стала Геей. Но и на этом этапе об этических нормах речи еще не было, возникло лишь определенное отправление культа, зародилась обрядность.

      Человечество развивалось, количество богов увеличивалось. Ритуалы, обряды и иные культовые действия также усложнялись. Божества стали требовать жертв и награждать за них. Следующим же этапом стало появление определенных требований и условий, диктующих людям, каким должно являться их поведение. В момент, когда древние боги, а фактически их жрецы, стали диктовать, как следует жить, что можно считать хорошим или, наоборот, плохим, возникла религиозная этика.

      Такая этика присуща всем религиям?

      В мире не существует ни одного вероисповедания, которому были бы несвойственны определенные этические требования. Однако хотя вероисповедание и формирует основы религиозной и светской этики, оно не является их единственным источником.

      На этику - как связанную с вероисповеданием, так и светскую - оказывают влияние исторические и климатические особенности, актуальные обстоятельства, к примеру, войны или стихийные бедствия.

      Молящиеся девочки

      Но главным фактором, лежащим в основе этических традиций, норм морали и нравственности, лежат религиозные убеждения. Вероисповедания различаются и предъявляют не совсем одинаковые этические требования к поведению, поступкам и внешности людей.

      Существует ли этический конфликт между приверженцами различных религий?

      Каждая из мировых религий имеет собственный перечень того, что приемлемо в поведении, внешности и поступках человека, а что – нет. Более того, каждая из конфессий, существующих в рамках одного вероисповедания, имеет собственное представление об этичности. Именно в этом и заключаются проблемы религиозной этики в наши дни.

      С развитием транспорта, коммуникаций, ростом благосостояния растет и перемещение людей, их миграции. Ища лучшей жизни или же в силу каких-либо других причин люди уезжают из тех мест, где выросли. С собой они берут не только документы или скарб, но и собственную культуру, включая этические нормы, связанные с религиозными убеждениями. Это не создает особых проблем, если мигранты приезжают в страну, в которой живут люди со схожими взглядами, традициями и духовными ценностями, отличающимися лишь некоторыми деталями. Например, если православные семьи мигрируют в католическую страну, то никаких этических проблем не возникает, появляются только некоторые недопонимания.

      Уличные беспорядки

      Разумеется, не только данная проблема является актуальной для этики, связанной с вероисповеданием. Но она – основная, та, с которой можно столкнуться в повседневной жизни, а не в кабинетах ученых-теоретиков.

      Что является предметом исследований

      Основные проблемы религиозной этики, изучаемые философами, богословами, психологами специалистами, работающими в других областях, - это вечные вопросы о противостоянии добра и зла и все, что связано с данной темой.

      Иными словами, данная дисциплина занята как формированием определенного типа поведения людей, соответствующих религиозным догматам, так и изучением теоретических вопросов, относящихся к Божьему промыслу.

      Каковы основные понятия данной этики?

      Основными понятиями, которыми апеллирует эта этическая дисциплина, являются:

      • мораль;
      • нравственность;
      • религиозные убеждения или же Божьи заветы;
      • вера;
      • истина.

      Конечно же, это лишь обобщенные понятия. Предметом этики является мораль и нравственность человека, соответственно, и все понятия, связанные с этими качествами, свойственны данной научной дисциплине.

      Какие принципы можно выделить?

      Главные принципы религиозных культур и светской этики напрямую зависят от догматов конкретного вероисповедания. Иными словами, то, что является нормальным, соответствующим этическим правилам, традициям, представлениям в рамках одного вероисповедания, может быть совершенно неприемлемым для другой религии.

      В качестве главных этических принципов в этой дисциплине выступают основные тезисы и догматы религиозных учений, воплощающиеся в поведении, внешнем виде, поступках и даже образе мыслей людей.

      К примеру, в христианстве одним из главных принципов является любовь к ближнему. Это религия искупления и сострадания, милосердия и жертвенности, покорности и прощения. Соответственно, и в этической дисциплине задействуется этот же принцип.

      На практике же это означает, что для христианина этичным является:

      • прощать обидчиков, недоброжелателей, врагов;
      • не мстить за причиненное зло;
      • вверять свою жизнь и судьбу в руки Господа;
      • испытывать благодарность за посылаемые свыше испытания и не роптать.

      Разумеется, соблюдение заповедей Божьих – тоже принцип религиозной этичности. Христианское мировоззрение, а соответственно, и этика, имеют и еще один важный принцип – разделение областей духовности и закона.

      В упрощенном виде этот принцип можно представить таким примером:

      • человек совершает тяжелое уголовное преступление или мелкое;
      • приходит в храм и исповедуется, кается в содеянном;
      • церковнослужитель отпускает грех;
      • перед Господом нарушитель чист, но перед законом – нет;
      • священник не обращается в полицию и не помогает никаким иным образом в осуществлении правосудия.

      Таким образом, этика, связанная с религией, вступает в конфликт с общественными нормами и светскими законами.

      Разные религии

      В мусульманстве же нет принципа разделения закона и веры. Для религиозной этики, связанной с данным вероисповеданием, характерно слияние законов светских и духовных. Это означает, что если человек совершает преступление и сообщает об этом имаму, то для духовного лица этичным будет задержать нарушителя и предать его правосудию.

      Читайте также: