Профессиональное ремесло и прикладное искусство осетин доклад

Обновлено: 05.07.2024

Вице-президент РОС по СКФО РФ,
Директор Северо-Осетинского Центра
социальных исследований ИСПИ РАН
доктор социологических наук, профессор

В Осетии в XIX – начале XX в. важное место занимали домашние промыслы. Скотоводство, например, обеспечивало натуральное хозяйство горцев продуктами и сырьём. Из шерсти местные женщины изготовляли превосходное сукно, войлочные шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и т. д. Из меди и железа, золота и серебра осетины делали предметы быта и украшения. Также осетины занимались и оружейным производством. Осетинские мастера изготовляли огнестрельное оружие, стволы ружей, сабли, кинжалы, нередко украшая их серебряной и золотой оправой. Осетинские мастера по металлу не ограничивались одной определённой узкой специальностью. Они работали одновременно кузнецами, оружейниками, ювелирами.

В домашних занятиях осетин важное место занимали художественное тканье и вышивка золотом.

Наличие в доме предметов старины помогает людям сохранять связь поколений, делает их более спокойными и уверенными в своём будущем.

Роль народных промыслов в культуре народа, в том числе осетинского этноса, имеет своё уникальное значение как механизм передачи будущим поколениям определённой информации о созданной материальной и социальной культуре этноса на том или ином историческом промежутке своей повседневности.

Народное искусство Северной Осетии своими корнями уходит в глубокое прошлое. В крестьянском хозяйстве почти все бытовые и хозяйственные предметы и орудия труда изготовлялись домашним способом. Крестьяне Северной Осетии знали простое прядение и ткачество, выделку кожи и крашение её, литьё цветных металлов и ковку железа, изготовление деревянной мебели и домашней утвари.

В Северной Осетии существовало Министерство местной промышленности Северо-Осетинской АССР. Получали развитие художественная обработка цветных металлов, художественное литьё, ювелирное искусство, ручная обработка шерсти и изготовление из неё вязаных изделий, ткачество, ковроделие, изготовление утилитарных резных и точеных деревянных изделий.

Подбор экспертов осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме, а также по принципу профессионального отношения к данной области знаний. Важным критерием отбора были компетентность, широкий кругозор, стаж работы в соответствующей сфере.

Для экспертного опроса создан специальный вопросник (guide), в котором за основу взята структура анкеты массового опроса.

Анкета состоит из 11 блоков и 18 вопросов.

Для удобства обработки материала мы сгруппировали ответы респондентов, и получилась следующая картина: в домах большинства опрошенных (59,1 %) из этого перечня оказались от 1 до 17 предметов, от 17 до 35 – у 39,0 %, и только 1,9 % сказали, что у них нет таких изделий (см. табл. и приложение 1.1. – 1.35).

На вопрос о том, планирует ли определённая семья приобрести какие-либо предметы старины, сделанные из железа, большинство ответили отрицательно - 78,7 %.

Тех, кто на предыдущий вопрос ответили положительно, мы попросили уточнить, какие именно предметы они бы предпочли приобрести. Оказалось, что 26,9 % выбрали ружьё, 19,2 % - тяпку, 15,4 % - крюк для мяса, 11,5 % - светильник; саблю, кинжал и подкову предпочли по 7,7 % респондентов, и по 3,8 % выбрали косу, ножницы и нож.

Наиболее востребованными изделиями из железа оказались ружьё, тяпка, крюк для мяса и светильник; саблю, подкову и кинжал выбрали менее 10 % респондентов. Коса, ножницы и нож получили самый маленький процент.

В конце XIX – начале XX в. возрождается в Осетии ювелирное производство, распространённое главным образом в равнинных сёлах (Ардон, Дигора, Кадгарон и др.), где жили мастера-златокузнецы. Они изготовляли украшения национального костюма (кинжалы, мужские и женские пояса, браслеты, кольца, бокалы, оправа рогов, и т. д.), украшавшиеся национальным орнаментом, которые отличались большим мастерством и художественным вкусом.

На вопрос: «Хотели бы Вы иметь в своём доме какие-либо предметы старины из серебра большинство дали отрицательный ответ – 58,6%; 41,4 % ответили положительно.

Как показало исследование, самым популярным серебряным изделием среди местного населения оказался кинжал, на втором месте оказались пояса женские и мужские, на третьем месте (но с большим отрывом) стоит браслет.

В первом вопросе данного блока мы поинтересовались о наличии у респондентов изделий народного промысла из меди. Проанализировав данные следующей таблицы, можно сказать, что от 3 до 6 предметов из меди имеется у 27,7 % респондентов, от 1 до 3 предметов оказалось у 30,2 % опрошенных, и нет ни одного изделия народного промысла из меди у 42,1 % респондентов.

Как показывают материалы исследования, большинство респондентов отказалось иметь в своём доме какие-либо предметы старины из меди – 68,7 %, тех, кто хотел бы приобрести медные изделия народного промысла, оказалось 31,3 %.

Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. Свидетельством этого может служить сохранившееся до сих пор в горах огромное количество полуразвалившихся башен, замков и надземных склепов, сооруженных местными мастерами.

Так, от 1 до 2 предметов было у 48,4 % респондентов, от 3 до 4 предложенных предметов оказалось дома у 21,4 % респондентов, и нет ни одного изделия из камня у 30,2 % опрошенных (см. табл. и приложение 4.1. – 4.4).

На вопрос о том, желает ли кто-либо из респондентов иметь у себя дома предметы народного промысла из камня, получили следующие ответы: всего лишь 9, 0 % респондентов ответили положительно на данный вопрос и большинство (91, 0 %) дали отрицательный ответ.

Учитывая особенности национального быта осетин, для детализации предыдущего вопроса (см. табл.), мы спросили у респондентов, что именно они бы хотели приобрести из вышеперечисленных предметов народного промысла из камня. Нарисовалась следующая картина: ступы и точило для шлифовки сабель выбрали по 42,9 % опрошенных среди местного населения, 14,3 % респондентов предпочли бы иметь у себя дома точило.

Как видно из материалов нашего опроса, всего 9 % респондентов ответили, что они хотели бы иметь у себя какие-либо изделия из камня.

В настоящее время деревообрабатывающий домашний промысел не потерял своего значения в хозяйстве осетин. Наряду с широко бытующими покупными металлическими изделиями, металлической, фаянсовой и стеклянной посудой, из употребления не вышла и деревянная посуда, утварь и домашняя мебель.

Большого искусства достигли осетины в изготовлении деревянной домашней утвари. На посуде очень искусно вырезывались орнамент и художественной работы фигурные ручки.

Со временем необходимость в изготовлении деревянной посуды, домашней утвари и мебели отпала, так как появилась фабричная мебель, фарфоровая и эмалированная посуда. Однако искусство старых мастеров-деревообделочников не исчезло. Они передают свои знания и опыт новому поколению.

Что касается желания приобрести что-либо из предметов промысла из дерева, то большая часть респондентов (69,9 %) отказывается иметь у себя какие-либо из деревянных предметов быта, 30,1 % хотели бы иметь какие-либо деревянные изделия народного промысла.

Как видно из материалов таблиц, наибольшее количество опрошенных ответили отрицательно на вопрос о том, хотели бы они иметь у себя дома изделия народного промысла из дерева. Из тех, кто ответил положительно, большее число респондентов предпочли бы иметь у себя веретено.

Большинство респондентов воздержались от желания иметь у себя дома какие-либо предметы старины из кожи (79,9 %), желание иметь у себя изделия народного промысла из кожи выразили 20, 1 % респондентов.

Основываясь на ответы вопросов 6.8 и 6.9, мы можем сказать, что из 100 % лишь 20,1 % хотели бы иметь у себя дома предметы старины из кожи. Респонденты, ответившие положительно на данный вопрос, из всего перечня кожаных изделий более всего хотели бы иметь у себя дома кожаную веревку.

С давних времён в горах Северной и Центральной Осетии из шерсти изготовляли бурки и войлоки.

Доля желающих иметь у себя дома изделия из шерсти меньше, по сравнению с долей тех, кто не хотел бы иметь дома шерстяные изделия. Черкеска, бурка и шерстяные носки набрали наибольшее количество процентов.

Характер жилища и хозяйственных построек осетин определяется географическими условиями, рельефом местности и наличием определённого строительного материала. Строительный материал также зависел от природных условий. Туальцы строили дома из камня, который добывали на месте; лес, необходимый для балок, доставляли из Южной Осетии. Местный камень широко используется по-прежнему почти во всех горных лесистых районах для строительства первого этажа, на котором воздвигается второй этаж с рублеными или плетёными из прутьев стенами.

Сегодня население нашей республики продолжает активно строить дома, и мы хотели бы узнать, используют ли они традиционные строительные технологии при постройке домов. Оказалось, что большинство всё-таки предпочитает старым методам современные (73,6 %), приверженцев традиционного стиля было гораздо меньше – 26,4 %.

Специфические особенности материальной культуры осетин ярко проявляются в их национальной пище. Одно из главных мест в пищевом рационе осетин занимает хлеб. Одним из наиболее любимых и распространённых блюд у осетин является пирог с мясом. Также есть пироги с сыром, приготовляемые из малосоленого сыра. Кроме того, осетины часто едят пироги с самой разнообразной начинкой – из фасоли, зелёных листьев свеклы, капусты, картофеля и т. д. Мясо (баранину, говядину, птицу) варят, жарят. Из мяса домашней птицы готовится национальное блюдо - лывжа.

Важное место в питании осетин занимают овощи: лук, чеснок, черемша. Широко распространён рассол, приготовляемый из особых трав на молоке и отличающийся очень острым и приятным вкусом.

«Приготовление сыра из коровьего и овечьего молока относится к самым древним занятиям осетин. Высокая калорийность сыра и его вкусовые качества объясняются благоприятными природными условиями, в которых находились овцы. Приготовление сыра входило целиком в обязанности женщин.

Масло приготовляется исключительно из коровьего молока, причём делается это в основном осенью.

Самым популярным блюдом среди опрошенных оказался пирог с сыром, дальше по убывающей идут шашлык, каша, дзарна, чурек, пирог цахараджын и т.д.

Своеобразны и некоторые национальные напитки осетин, в частности пиво и хмельной напиток ронг. К национальным напиткам осетин относится также арака. Как прохладительный напиток осетины широко употребляют хлебный квас.

На вопрос о том, готовят ли современные осетины дома национальные напитки, были предложены варианты ответа: ронг (медовуха), пиво (æлутон), квас (къуымæл), кислая сыворотка (туаг хуырх), сыворотка (сылы), пахтанье (мисын). Результаты исследования показали, что от 1 до 3 напитков готовят 45,3 % респондентов, от 4 до 7 – 42,1 %, ничего не готовят 12,6 % опрошенных (см. табл. и приложение 10.1. – 10.7).

По результатам исследования, большинство опрошенных являются почитателями пива (64,3 %), на втором месте с большим отставанием идёт квас (20, 5 %), арака – 15,2 %, пахтанье и ронг – 1,8 %.

Самыми почитаемыми напитками среди респондентов являются пиво, квас и арака. Оказалось, что большинство опрошенных всё-таки готовят национальные напитки.

В Западной Европе и в США во многих ресторанах и кафе, а также некоторых домах, имеются украшения из изделий народных промыслов.

Итак, материалы нашего исследования показали, что большинству опрошенных идея об украшении кафе и ресторанов Северной Осетии изделиями осетинских народных промыслов понравилась.

  • Какого состояние народных промыслов на современном этапе?
  • Необходимо ли развитие народных промыслов осетин на современном этапе?
  • Какого влияние народных промыслов на моральный облик народа?
  • Вы бы хотели, чтобы наш город был украшен изделиями народных промыслов?

    Осетины издавна применяли железо в быту и домашнем хозяйстве. 21,3 % респондентов планируют приобрести изделия из железа, и первыми предметами в этом списке стоят ружьё, тяпка и крюк для мяса.

Народные промыслы являются неотъемлемой частью национальной культуры. Анализируя материалы нашего исследования, можно сказать, что большая часть населения республики положительно относится к идее возрождения и развития народных промыслов. Особенно важно это в период активной глобализации. Развитие народных промыслов могло бы стать одним из барьеров в процессе ассимиляции осетинской традиционной культуры другими культурами или хаосом бескультурья переходного периода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Прикладное искусство осетин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Прикладное искусство осетин.

Прикладное искусство осетин.

Богаты недра Осетии различными металлами разрабатывавшиеся ещё предками осети.

Богаты недра Осетии различными металлами разрабатывавшиеся ещё предками осетин – древними кобанцами и скифо-сармато-аланскими племенами. Обработка металла: О существовании горного производства и широком использовании серебро-свинцовых месторождений еще в отдаленные времена свидетельствуют сохранившиеся в горах Осетии шахты, о которых не раз сообщалось исследователями и путешественниками прошлого.

Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти. По определению В.И.

Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти. По определению В.И.Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и шерсти имеют древнеирранские названия. Как указывают дореволюционные авторы, осетинские сукна отличались высоким качеством и славились по всему Кавказу. Шитье. Орнамент: Высокого уровня достигло у осетин художественное шитье. Особый раздел в нем составляет шитье золотом. Им украшали женскую верхнюю одежду, особенно свадебный костюм, который включал платье с подвесными бархатными рукавами, богато расшитую шелком и золотом бархатную шапочку, выходную обувь.

Весьма своеобразными чертами характеризуются поселения и жилища осетин, их др.

Весьма своеобразными чертами характеризуются поселения и жилища осетин, их древние оборонительные сооружения и другие памятники материальной культуры, развалины которых до сих пор сохранились в горах Осетии. Строительство:

По определению В.И.Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и.

По определению В.И.Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и шерсти имеют ____________ названия. Что из представленных картинок: а) башня; б) дом-крепость; в) замок. Вопросы: ДРЕВНЕИРАНСКИЕ а) б) в)

Презентация на тему: " Осетинское прикладное искусство Орнамент Женское художественное шитьё Плетение ТКО 8 класс." — Транскрипт:

1 Осетинское прикладное искусство Орнамент Женское художественное шитьё Плетение ТКО 8 класс

2 Три вещи имеют значимость: твоя земля, твой народ и твое сердце (народная мудрость)

3 Тест 1. Согласно преданиям, нарты принадлежали к трем родам. Каждый род в эпосе наделен особыми, характеризующими его чертами. Какой род славился умом? А)Бората Б) Алагата В) Ахсартаггата

4 2. Этот нарт носил шубу из волчьих шкур. А) Ахсар Б) Сослан В) Ацамаз

5 3. Во многих сказаниях он предстает полным чувства собственного достоинства, сдержанным и рассудительным седобородым старцем. А) Сослан Б) Урызмаг В) Батрадз

6 4. Он родился из нарыва на спине своего отца Хамыца, куда его перенесла мать, женщина из рода волшебников-бценов. А) Батрадз Б) Сослан В) Сырдон

7 5. Волшебница, которая может принять иной облик, и вещунья, которая способна увидеть все, что происходит на свете. Она первая сварила любимый напиток нартов – ранг, она же дала им пиво. А) Бедоху Б)Дзерасса В)Сатана

8 6. Герой-богатырь, появившийся на свет из камня. А) Ацамаз Б) Батрадз В) Сослан

9 7. Нарт-музыкант, под звуки свирели которого начинают таять ледники, выходят из укрытий животные, расцветают цветы. А)Ацамаз Б) Сырдон В)Хамыц

10 8. Скорбя по сыновьям, он из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его других шести сыновей, изготавливает арфу (фандыр). Игра тандыра так понравилась нартам, что они разрешили ему стать нортом. А) Хамыц Б) Ацамаз В)Сырдон

11 9. Под какой инструмент исполняли нартские сказания? А) Осетинскую гармонь Б) Свирель В) Фандыр

12 10. Кто мог исполнять нартские сказания? А) мужчина Б) женщина В) и мужчина, и женщина, а иногда даже хор

14 Орнамент - основа декоративно- прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.

15 Осетинский орнамент В основе осетинского орнамента лежали растительные, геометрические или зоологические мотивы.

16 Орнаментом осетины украшали всё.

18 Орнамент был не просто украшением, а своего рода оберегом. Его наносили на оружие, предметы домашней утвари, вышивали на одежде.

19 В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. При этом сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как проходила сквозь ткацкую магию. Именно поэтому охранительным орнаментом защищались те места на одежде, где оканчивалась защита ткани и начиналось тело человека.

20 Магические символы орнамента Образ Богини Матери Образ мирового древа

21 Что означают элементы осетинского орнамента? Круг с точкой в центре известен как очень древний общемировой символ, священный знак, обозначающий Единого бога, вмещающего в себя все творение. Точка означает начало будущего Мироздания. Круг - это Космос в Вечности, перед новым пробуждением. символ зарождения мира в древности был обозначен как круг с точкой в центре.

22 Резьба по дереву Святилище Реком

23 Резьба по дереву Резные чаши для пива передавались из поколения в поколение. А в богато украшенных резьбой креслах сидели главы семейств.

24 Орнамент использовался в ювелирном, кузнечном и оружейном деле, а также в резьбе по камню

25 Женское художественное шитьё Осетинские женщины не имели себе равных в искусстве золотого шитья, которым украшались как праздничные платья, так и мелкие вещи – кисеты, коробочки, мешочки для рукоделия, футляры, кошельки, плетенные из золотых ниток шнуры для часов и т.п.

27 Плетение Осетинки плели тесьму и шнур, которые служили для отделки одежды: бурок, башлыков, обуви, из них же делали пуговки и петельки для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.

28 В случае необходимости вышивальщица из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток сама, вручную, плела тесьму или шнур (быт), которые в зависимости от способа плетения были плоскими или круглыми, вернее – четырехгранными. Из плоского шнура делали пуговки, а из круглого – петли для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек. Галунами ( алдымбыт) украшались как женские, так и мужские головные уборы и одежда. Из галуна делались также портупеи, шнуры для пистолетов, ими украшались ноговицы, чувяки, мягкие сапоги.

29 Алдымбыт Часто шнурки эти были пестрые при сочетании красного, белого и черного цветов, рисунок был в полоску или же в клетку, а также крестиками. Алдымбыт плели из 4, 5 и 7 нитей. Немаловажную роль в этом плетении имела цветовая гамма. Осетинки за плетением алдымбыт

30 Белый цвет считался цветом жрецов, красный - воинов, желтый - указывал на тех, кто занят хозяйственной деятельностью. Желтый цвет - цвет зерна, жира и меда считался символом плодородия. Помимо своего первого значения красный нить красного цвета, повязанная на тело человека играла роль оберёга от несчастий и болезни.


Анатолий Бибилов принял участие в отчетной коллегии Администрации г. Цхинвал


Общество




Бынаты хицауы æхсæв

В мире




Совещание по вопросам готовности к приему беженцев из Донецкой Народной Республики

Диаспоры



Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову


Публикации



Фотогалерея


Никто не забыт, ничто не забыто!


С Крещением Господним!


Торжественная церемония открытия Республиканской елки

Видео


Заседание Совета безопасности


Новогоднее обращение к народу Республики Южная Осетия


Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова

Инфографика


Великая Отечественная война



В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

Народные промыслы как часть этнического быта осетин


Вообще, народные промыслы уходят корнями в древние времена. Не всегда доподлинно известно, когда, в каком веке появился на свет тот или иной промысел. И уж, тем более, история не сохранила для нас имена первых умельцев. Между тем, в хозяйстве осетин важное место занимали именно домашние и кустарные промыслы.

Далее сукно выделывалось на ткацком станке, конструкция которого имеет древнюю традицию. По определению В.И. Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и шерсти имеют древнеиранские названия, что указывает на аланское наследие в этом виде народного промысла. Из шерсти местные женщины изготовляли превосходное сукно, войлочные шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и т.д.Осетинские сукна отличались высоким качеством и славились по всему Кавказу.

Вообще, в каждом регионе Осетии были свои особенности бытования народных промыслов. Наличие леса, например, стало основой для территориальной специализации в регионе. Так, Южная Осетия была богата на лесные массивы. Основными поставщиками леса, употреблявшегося главным образом для строительства хозяйственных помещений, были жители верховья Большой Лиахвы, славившиеся своим мастерством в обработке дерева. Изделия этих мастеров – различные сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода – продавались во всех районах Центральной и Северной Осетии.

На юге Осетии было также широко налажено и производство деревянной посуды – стаканы, миски, ведра, бадьи были хорошей статьей дохода, так как вывозились в районы соседней Грузии. При этом они же были и частью меновой торговли. Так, за миску можно было получить столько зерна, сколько в ней вмещалось. Существовала своя специализация в деревообработке и в самой Южной Осетии. Так, в Кударском ущелье изделия из дерева отличались массивностью. Это были выделенные из цельного куска дерева кадки (гарз) и корыта (арынг). При изготовлении кадок сердцевину дерева сначала при помощи топора вычищали, а затем выжигали. Более высокого развития обработка дерева достигла в Дзауском ущелье, в частности в селениях Ханыкаты-кау, Едыс и Ерман. Стоит ли говорить, что предметы мебели из древесины, помимо практической стороны, имели и художественную ценность. Известно, что, к примеру, в 1898 году на одной из выставок в Москве был представлен традиционный осетинский столик на трех ножках, изготовленный мастером Астарханом Колиевым, и был удостоен золотой медали.

При строительстве жилья и хозяйственных построек в Южной Осетии также преимущественно использовалась древесина – камень применялся только при возведении первого этажа дома, а также в строительстве боевых башен, святилищ и склепов.

Металлургическое производство было развито и на юге Осетии. Об этом свидетельствуют не только находки в Тлийском могильнике, но и существование целых династий металлургов. Среди последних наибольшей известностью пользовались представители фамилии Медоевых из Дзауского ущелья. Впрочем, остатки плавильных печей и шлаковых отходов можно и сегодня встретить практически в каждом горном ущелье.

Из меди и железа, золота и серебра осетины делали предметы быта и украшения. Занимались осетины и оружейным производством. Осетинские мастера изготовляли стволы ружей, сабли, кинжалы, нередко украшая их серебряной и золотой оправой. При этом, осетинские мастера по металлу не ограничивались одной определенной узкой специальностью. Они работали одновременно кузнецами, оружейниками, ювелирами.

Наиболее высокого развития и широкого распространения достигло у алан кузнечное ремесло. Это нашло отражение и в Нартском эпосе, в частности, в образе покровителя кузнечного дела Курдалагона. Свидетельством развития производства из металла изделий быта и хозяйства мы находим в материалах раскопок на территории древнего аланского города Царциаты-калак в ущелье Урс-Туалта Южной Осетии. Местные мастера из материала заказчика выделывали лемехи для сох, осетинские косы, серпы, надочажные цепи, щипцы для углей, вертела, железные подсвечники и т.д. Из меди делали огромные пивоваренные котлы (цæджджинаг), составлявшие собственность отдельных хозяев.

…После упадка, вызванного разгромом монголами средневековой Алании, в Осетии к конце XIX постепенно возрождается ювелирное производство. Оно получило распространение главным образом в равнинных селах, где жили мастера-златокузнецы. Но и горная зона не была вне этой отрасли. Например, в Южной Осетии широко был известен талантливый мастер Николай Джатиев, родом из селения Нижнее Сба в верховьях Большой Лиахвы.

Осетинские мастера изготовляли украшения национального костюма (кинжалы, мужские и женские пояса, браслеты, кольца, бокалы, оправа рогов, и т.д.), украшавшиеся национальным орнаментом, которые отличались большим мастерством и художественным вкусом.

В Осетии издавна также были искусные мастера по обработке камня. Камнерезчики и каменотесы изготавливали не только материал для строительства и украшения жилищ и боевых укреплений, но и жернова для мельниц и могильные камни. Одним из примеров мемориального зодчества в Южной Осетии является кладбище в селении Лет Кударского ущелья. Резьба по камню народного умельца Сосланбека Едзиева получила мировую известность.

Не раз исследователями было подмечено, что традиционная одежда осетин имеет много общего с костюмом народов Северного Кавказа, но в то же время существенно отличается от него, что не раз отмечалось и дореволюционными авторами, и объясняется, прежде всего, этническими особенностями и географическими условиями жизни народа. Взять, к примеру, шапку, бешмет, пояс, шубу, бурку. По мнению В.И. Абаева, их названия восходят к древнеиранскому языку.

Из всего ассортимента одежды, изготавливаемой в Осетии, хочется выделить бешмет (куырæт). Он составлял один из главных элементов осетинской национальной одежды, к тому же носили его еще в глубокой древности. По мнению В.И. Абаева, этимологически термин куырæт, широко распространенный у многих народов Средней Азии, восходит к скифскому периоду. Возможно, этим термином назывался скифский кафтан, изображение которого очень часто встречается на археологических памятниках. Так, на серебряной вазе из знаменитого Чертомлыцкого кургана, как и на многих других предметах, скифские воины изображены в коротких кафтанах без воротников, обтянутых по талии, с рукавами длинными и узкими. Более близким по покрою к современному осетинскому бешмету являлся скифский кафтан со стоячим воротником. В него одет всадник, изображенный на ковре из пятого Пазырского кургана горного Алтая. Очевидно, что бешмет, большей частью со стоячим воротником, являлся основной одеждой аланского воина в период средневековья, о чемговорят и находки из Змейских аланских катакомб, среди которых обнаружены части бешмета со стоячим воротником.

Еще один элемент национальной одежды, который восходит к глубокой древности – это плащи-накидки. В частности, в некоторых районах Южной Осетии кроме бурок летом в дождь надевали простые плащи-накидки из грубой ткани (хъисын), также очень сходные с подобной одеждой скифов.

Говоря об одеянии, следует высказать небольшую ремарку. В трудах летописцев древности нередко можно встретить свидетельство пренебрежительного отношения античных греков и римлян к скифам и сарматам. Одним из поводов античной спеси была ирония в отношении их одежды. Странно принимать это пренебрежение от народов, у которых в эту эпоху одежда состояла всего лишь из кусков ткани, обернутых вокруг тела и которые ходили в сандалиях-шлепанцах. В то время как одежда и скифов, и сарматов представляла собой раздельную одежду специального и оригинального кроя, а на ногах они носили матерчатые и кожаные сапоги.

Будучи синтезом материальной и духовной культуры, материализуя в предметах быта этническое мировоззрение, народные промыслы соединяют ремесло с художественным творчеством в процессе производства изделий. Вообще, художественная традиция, на которой зиждется народное искусство – это определенный комплекс изобразительных средств: образно-сюжетный, композиционный и колористический строй с набором технологий и инструментария, свойственный лишь определенному этносу или близких в культурном и историческом развитии группе этносов. Этому подтверждение и художественная традиция народных промыслов Осетии.

Читайте также: