Лиро эпические произведения доклад

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родной литературы (русской).

- Запишите число и тему нашего урока:

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

-Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с л иро-эпическими произведениями, их своеобразием и видами.

-Итак, что же такое литературный род? Запишите определение.

Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.

- Но с существуют произведения, в которых соединились некоторые особенности лирики и эпики, о чем говорит само название этой группы жанров. Главная их особенность - совмещение повествования, то есть рассказа о событиях, с передачей чувств и переживаний автора.

-Запишите в тетради схему.

лиро эпический

Что это вам напоминает?

(два литературных рода)

лирика эпос

(эмоции, чувства) (сюжет, герой)

-Схему также запишите в тетради.

Итак: Лироэпические жанры – это такие произведения, которые сочетают в себе признаки лирики (эмоциональность) и эпоса (сюжетность).

К лиро-эпическим жанрам принято относить поэму, оду, балладу, басню.

Основным признаком поэмы является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи.

-Баллада пользовалась особой популярностью в начале XIX века, в сентиментальной и романтической поэзии. Этот жанр возник во французском Провансе как народная плясовая любовного содержания с обязательными припевами - повторами.

Давайте рассмотрим данный жанр на примере баллады В.А. Жуковского «Лесной царь. Прочитайте ее.

- Можем ли мы сказать, что мы до конца с вами всё поняли? Разобрались в событиях?

- С чем это связано? (с тайной)

Итак, действительно, в балладе всегда есть некая тайна, поэтому сюжет и построен как раскрытие, узнавание некой тайны, которая даже если и остаётся за пределами произведения, но всегда интригует читателя, держит его в напряжении, заставляет его волноваться, переживать, размышлять.

- И это еще одна особенность баллады.

- А знаете ли вы, ребята, что баллада как жанр имеет несколько разновидностей.

- А теперь давайте запишем, какие виды баллад существуют:

- Давайте подведем итог урока .

-ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – произведе­ния, совмещающие в себе признаки эпоса и лирики как литера­турных родов. Как и в эпосе, в них есть сюжет, предметный мир и более или менее развитая система персонажей. Лирическое начало проявляется в наличии лирического героя, который мо­жет совпадать с одним из персонажей или с повествователем. Таким образом, лиро-эпические произведения сочетают эпи­ческое изображение внешнего мира с его субъективным вос­приятием.

img


Жанрово-родовое различие произведений связано с замыслом писателя, с его идейно-эстетической позицией, с его жизненной концепцией. Три рода (эпос, лирика и драма) – это три типа отражения действительности в литературе. Но их не следует противопоставлять друг другу, так как часто происходит их взаимодействие, и тогда в эпосе мы встречаем признаки лирического рода, а в лирике – эпического.

Лиро-эпика включает в себя:

романы в стихах,

*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.

↑ Лиро-эпические жанры

Басня - это небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание.

Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества.

Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди.

Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.

Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.

Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.

В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.

Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.

В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.

В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).

Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).

В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.

Лиро-эпические произведения представляют собой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира.

А над всем этим срамом

Та церковь была –

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту

Стояла у Лобного места

Глядела на ту красоту.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях

И в землях рязанских

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Обратим внимание на внешние способы выражения лирической интонации и субъективной взволнованности – разбивку строки на ритмические отрезки, знаки препинания и т.п.

Отметим и то, что поэма написана довольно редким размером – пятистопным анапестом, – придающим интонации торжественность и глубину. В результате перед нами лирический рассказ об эпическом событии.

* Подробнее о жанрах см.: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 106–107, а также статьи об отдельных жанрах в этом же словаре.

* Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256.

** Чехов А.П. Полн собр. соч. и писем: В 30 т. Письма. Т. 1. С. 242.

В композиции рассказа, как и любой малой формы, очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала.

Новелла, как правило, основывается на внешних конфликтах, в которых противоречия сталкиваются (завязка), развиваются и, дойдя в развитии и борьбе до высшей точки (кульминация), более или менее стремительно разрешаются. При этом самое важное то, что сталкивающиеся противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия.

Противоречия для этого должны быть достаточно определенны и проявлены, герои должны обладать некоторой психологической активностью, чтобы стремиться во чтобы то ни стало разрешить конфликт, а сама коллизия должна хотя бы в принципе поддаваться немедленному разрешению.

Крупные жанры эпоса – роман и эпопея – различаются по своему содержанию, в первую очередь по проблематике. Содержательной доминантой в эпопее является национальная, а в романе – романная проблематика (авантюрная или идейно-нравственная). Для романа, соответственно, чрезвычайно важно определить, к какому из двух типов он относится. В зависимости от жанровой содержательной доминанты конструируется и поэтика романа и эпопеи. Эпопея тяготеет к сюжетности, образ героя в ней строится как квинтэссенция типичных качеств, присущих народу, этносу, классу и т.п. В авантюрном романе также явно преобладает сюжетность, но образ героя строится уже по-другому: он подчеркнуто свободен от сословных, корпоративных и иных связей с породившей его средой. В романе идейно-нравственном стилевыми доминантами почти всегда будут психологизм и разноречие.

Таковы основные особенности анализа произведения в связи с его родом и жанром.

1. В чем состоят характерные особенности драмы как литературного рода? Чем различаются между собой пьесы действия, пьесы настроения и пьесы-дискуссии?

2. В чем специфика лирики как литературного рода? Какие требования эта специфика предъявляет к анализу произведения?

3. Что надо и что не надо анализировать в мире лирического произведения? Что такое лирический герой? Какое значение в лирике имеет темпоритм?

4. Что такое лиро-эпическое произведение и каковы основные принципы его анализа?

5. В каких случаях и применительно к каким жанрам необходимо анализировать жанровые особенности произведения? Какие вы знаете литературные жанры, имеющие существенное значение для содержания или формы произведения?

1. Сравните приведенные произведения между собой и определите в каждом из них специфическую функцию ремарок:

Н.В. Гоголь. Женитьба,

А.Н. Островский. Снегурочка,

А. П. Чехов. Дядя Ваня,

М. Горький. Старик.

2. Исправьте ошибки в определении типа пьесы (не обязательно все определения ошибочны):

А.С. Пушкин. Борис Годунов – пьеса настроения,

Н.В. Гоголь. Игроки – пьеса действия,

Н.А. Островский. Бесприданница – пьеса-дискуссия,

Н.А. Островский. Бешеные деньги – пьеса настроения,

Л.Н. Толстой. Власть тьмы–пьеса-дискуссия,

А. П. Чехов. Иванов – пьеса настроения,

А.П. Чехов. Чайка – пьеса действия,

М. Горький. Старик – пьеса действия,

М.А. Булгаков. Дни Турбиных – пьеса-дискуссия,

А.В. Вампилов. Утиная охота – пьеса-настроения.

3. Кратко охарактеризуйте образ лирического героя в следующих произведениях:

М.Ю. Лермонтов. Пророк,

Н.А. Некрасов. Я не люблю иронии твоей.

А.А. Блок. О весна без конца и без краю.

А.А. Ахматова. Мне голос был. Он звал утешно.

А.Т. Твардовский. В случае главной утопии.

4. Определите стихотворный размер и создаваемый им темпоритм в следующих произведениях;

А.С. Пушкин. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.

И.С. Тургенев. Утро туманное, утро седое.

Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда,

А.А. Блок. Незнакомка,

И.А. Бунин. Одиночество,

С.А. Есенин. Я последний поэт деревни.

В.В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии,

М.А. Светлов. Гренада.

В приведенных ниже произведениях отметьте родовые и жанровые особенности существенно важные для анализа, и проанализируйте их. Одновременно отметьте те случаи, когда родовая и жанровая принадлежность произведения практически не влияет на анализ.

Лироэпика – это род литературы, который включает в себя произведения, содержащие как сюжетное повествование, так и определенную эмоциональную оценку героям и событиям со стороны повествователя.

Обычно выделяют следующие лиро-эпические жанры:

Стансы

«Необходимо сердцу биться:

Вот "Правды" первая страница,

Вот с приговором полоса.

Дорога к Сталину – не сказка,

Но только – жизнь без укоризн:

Футбол – для молодого баска,

Мадрида пламенная жизнь.

Москва повто'рится в Париже,

Дозреют новые плоды,

Но я скажу о том, что ближе,

Баллада

Баллада – это сюжетная песня драматического содержания, своеобразный рассказ в поэтической форме. Автор баллады не только передает сво и ч увства, мысли, но и изображает то, что вызывает его переживания.

Обычно баллада имеет исторический, мифический или героический характер. Сюжет баллады может быть взят из фольклора. Часто баллады кладутся на музыку.

«От жажды умираю над ручьем.

Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.

Куда бы ни пошел, везде мой дом,

Чужбина мне – страна моя родная.

Я знаю все, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот,

Кто лебедицу вороном зовет.

Я сомневаюсь в явном, верю чуду.

Нагой, как червь, пышней я Всех господ.

Поэма

Поэма – крупное поэтическое произведение, имеющее развернутый повествовательный сюжет и обилие лирических отступлений.

Межродовые и внеродовые формы

Кроме отдельно выделяемой лироэпики, существуют жанры, которые литературоведы не могут отнести ни к одному роду. Они или не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики или драмы, или лишены их вовсе.

Более обосновано включение в межродовые и внеродовые формы произведений так называемой литературы "потока сознания", в которых преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые, хаотичные цеп и в печатлений, воспоминаний, выражения эмоций. Широко известные авторы этого направления: М. Пруст, Дж. Джойс, Анд. Белый и т.д.

Известные эссеисты – это М. Монтень, Ж. П. Сартр, У. Эко.

Читайте также: