Цифровая трансформация отраслей стартовые условия и приоритеты доклад ниу вшэ

Обновлено: 02.07.2024

В статье обосновывается актуальность применения цифровых инструментов в построении бизнес-процессов отечественными корпорациями в период пандемии Covid-19 и в условиях ускорения цифровой трансформации во всем мире. Отмечается необходимость построения бизнес-процессов компаний на базе цифровых технологий и в цифровом пространстве с поддержкой государства, что позволяет снизить транзакционные издержки и расширить сферу деятельности компаний, обеспечить устойчивый социально-экономический эффект. Авторами исследуются современные особенности цифровой трансформации бизнес- процессов отечественных субъектов российской экономики финансового и сырьевого секторов экономики. Анализ финансовых и нефинансовых показателей отдельных российских компаний, которые внедрили цифровые технологии позволил сделать вывод о снижении их издержек, росте объемов производства и оказания услуг, повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности, что доказывает результативность цифровых стратегий компаний. В отечественной практике процесс цифровой трансформации неразрывно связан с применением цифровых платформ, бизнес-экосистем, взаимодействием с клиентами по цифровым каналам, что способствует увеличению скорости размещения продуктов на целевых рынках и внедрению инноваций. Авторами статьи обозначены перспективы активизации цифровой трансформации бизнес-процессов для экономических агентов отечественной экономики.


1. Абдрахманова Г.И., Быховский К.Б. и др. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты // Докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 13–30 апреля 2021 г.). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 239 с.

5. Вайл П. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019. 264 с.

Введение

Цель исследования: проанализировать основные тенденции цифровой трансформации, провести мониторинг применения цифровых инструментов отечественными корпорациями и обосновать эффективность их использования.

Материал и методы исследования

Для проведения исследований были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, открытые источники информации в сети Интернет. Применяемые методы исследования: научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Результаты исследования и их обсуждение

Изменение бизнес-процесса с помощью современных цифровых технологий, data-driven походов, происходящее под воздействием конкуренции [9]

Грибанов Ю.И., Руденко М.Н.

Процесс коренного преобразования концепции и формата функционирования социально-экономических систем всех уровней посредством оцифровки и цифровизации в целях достижения устойчивого и долгосрочного существования в динамичных условиях цифрового пространства [10, c.44]

Процесс преобразования бизнес-моделей под влиянием новых технологий [5, c. 8]

Относится к чему угодно-от модернизации ИТ (например, облачных вычислений), до цифровой оптимизации, изобретения новых цифровых бизнес-моделей [11]

Попытка интеграции передовых технологии в бизнес-модели [12]

Это качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам [1, c. 15]

По нашему мнению, цифровая трансформация – внедрение в бизнес-процессы передовых цифровых технологий, приводящее к устойчивым социально-экономическим эффектам. Стоит отметить, что процесс цифровой трансформации неразрывно связан с созданием и использованием цифровых платформ, бизнес-экосистем. Многие авторы отмечают, что цифровые платформы способствуют увеличению скорости размещения продуктов на целевых рынках, а также обеспечивают поддержку сотрудничества и инноваций для создания продуктов и услуг [1, 5].

1. Большие данные и аналитика в реальном времени (Big Data и Real-Time Analytics);

2. Облачные технологии (Cloud Technology);

3. Искусственный интеллект и машинное обучение (далее по тексту – AI и ML);

4. Интернет-вещей и 5G (Internet of Things (IoT) и 5G);

5. Дополненная реальность (Augmented Reality);

6. Роботизированная автоматизация технологических процессов (Robotic Process Automation (RPA)).

Исследуем инновационную инфраструктуру компании Газпром нефть (рисунок 1).

Цифровая трансформация, проводимая в Газпром нефть, призвана повысить гибкость и эффективность управления бизнесом на основе данных и цифровых двойников активов [16]. Цифровые двойники, по сути, являются цифровым аналогом, компьютерной моделью реального объекта со всеми характеристиками. Цифровая модель позволяет воспроизводить состояние объекта при различных условиях. Цифровой двойник представляет собой мостик-переходник между физическим миром и цифровой реальностью [17].


Как бы мы ни определяли цифровую трансформацию, можно обоснованно говорить о том, что за последние несколько десятков лет подавляющее большинство отраслей прошло через ряд подобных периодов. Не вдаваясь в подробности, стоит отметить такие этапы, как распространение применения ЭВМ для решения прикладных индустриальных задач в 1950–1960-е годы, первая волна автоматизации производства в 1970–1980-е годы, появление персональных компьютеров в 1980–1990-е годы, развитие Интернета в 2000–2010-е годы. Все они значительно изменили облик отраслей экономики и социальной сферы и даже сыграли каталитическую роль в появлении ряда новых секторов, включая, собственно, сектор информационно-телекоммуникационных технологий. Вместе с тем на текущем этапе имеется определенная специфика.

Новый виток технологического развития

Как следствие, при общей положительной динамике вложений в информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) все больше инвестиций приходится именно на технологии нового поколения (рис. 1). Доля передовых цифровых технологий в общем объеме затрат неуклонно растет и может достичь 23,4% к 2023 г. В 2020 г. в результате пандемии наметились еще более ощутимые сдвиги: инвестиции отраслей в передовые технологии выросли за год на 16%, в то время как расходы на традиционные ИКТ (включая программное обеспечение, оборудование, информационные и телекоммуникационные сервисы) сократились на 3%. Российская повестка развития цифровых технологий в целом соответствует глобальным трендам.

В число приоритетных высокотехнологичных областей входят 11 цифровых технологий, развитие которых наиболее активно поддерживается в ведущих странах:

  • ИИ;
  • новые производственные технологии;
  • робототехника и сенсорика;
  • Интернет вещей;
  • мобильные сети связи пятого поколения (цифровые сервисы);
  • новые коммуникационные интернеттехнологии;
  • технологии виртуальной и дополненной реальности;
  • технологии распределенных реестров;
  • квантовые коммуникации;
  • квантовые сенсоры;
  • квантовые вычисления.

Вместе с тем отмеченный перечень технологий не исчерпывает глобальную цифровую повестку. В частности, целесообразно отметить следующие перспективные технологические направления, которые пока еще не попадают в фокус внимания в нашей стране, но в то же время активно развиваются за рубежом:

  • геоинформационные и навигационные технологии (пространственные данные);
  • технологии фотоники;
  • облачных, туманных, граничных, росистых вычислений;
  • кибербиологические системы (в том числе нейротехнологии);
  • технологии аутентификации и идентификации (в том числе биометрические технологии);
  • суперкомпьютерные и грид-технологии.

В целом необходима регулярная актуализация приоритетов, в том числе на основе профессиональных форсайт-исследований и анализа больших данных.

Беспрецедентный рост спроса на цифровые технологии

В последнее время все больше людей признают очевидными преимущества применения цифровых технологий в самых разных видах деятельности. Во многом это связано с тем, что сами продукты и сервисы стали простыми и интуитивно понятными в использовании и зачастую не требуют от пользователей существенных затрат времени и ресурсов на освоение необходимых навыков.

Сегодня уже 46% руководителей российских организаций планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждый третий — в течение ближайших 5 лет . В мире такого же мнения придерживаются более половины топ-менеджеров крупных компаний (54% по итогам 2020 г. и 56% — в 2021 г.).

Подтверждает это и динамика затрат: глобальные расходы на цифровые технологии последние 10 лет росли ежегодно на 10–15%, в России — в среднем на 17,3% (достигнув 2452,9 млрд руб., или 2,2% ВВП в 2019 г.) [IDC, 2020b; ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2020а]. Этот рекордный всплеск интереса к цифровым технологиям и массового спроса на них практически во всех отраслях не имеет аналогов в истории.

Сокращение жизненного цикла технологий

Создание квантовых нейронных сетей позволит существенно сократить срок обучения моделей, на которое сегодня уходит несколько лет. В результате станет возможным решение нетривиальных задач, таких как моделирование белков с учетом их изменяющейся структуры для создания лекарств (в том числе персонализированных) или оптимизация молекулярной структуры веществ для разработки новых видов материалов и топлива [CB Insights, 2020]. Позиции России в области квантовых технологий существенно сильнее в фундаментальных исследованиях (10-е место в мире по числу научных публикаций, удельный вес — 4,9%), тогда как прикладные разработки развиты в меньшей степени (доля в мировом объеме патентных заявок — лишь 0,93%).

Новые импульсы цифровизации вследствие пандемии.

Распространение COVID-19 спровоцировало как количественные, так и качественные изменения глобальных технологических трендов. Одним из ключевых драйверов дальнейшей цифровизации теперь становятся изменившиеся потребности отраслей и населения. В 2020 г. не только появились новые области применения цифровых технологий (CovidTech), но и произошла переоценка их роли в жизни людей: в центре внимания оказались повседневные потребности человека вне зависимости от местонахождения с необходимостью предоставления кастомизированных дистанционных сервисов.

Цифровые каналы и сервисы дали потребителю возможность получать очень широкий спектр услуг даже на пике локдауна. Речь идет не только о дистанционных услугах, продемонстрировавших существенный рост (за последний год объемы электронной торговли выросли на 25%, онлайн-доставки еды — на 27%, дистанционных занятий спортом — на 30%), но и о передовых цифровых решениях (мониторинг контактов и прогнозирование развития пандемии с помощью ИИ, молекулярный дизайн лекарств и вакцин, стерилизация помещений автономными роботами, доставка дронами биоматериалов из удаленных локаций, создание прозрачных цепочек поставок лекарств на базе блокчейна и др.).

В других секторах экономики цифровизация также обеспечила возможности минимизировать риски и создать комфортные для человека условия за счет роботизации процессов обслуживания и ремонта оборудования (в том числе в труднодоступных или опасных для человека локациях), предиктивного анализа управленческих процессов, систем автоматизированной диагностики с помощью беспилотных летательных аппаратов, удаленных экспертных консультаций, обучения с использованием технологий виртуальной реальности и др.

Новый виток развития тренда персонализации (и даже гиперперсонализации) и проактивного предоставления услуг — распознавание настроения человека и его эмоциональных реакций и отклика в тексте, голосе, мимике и жестах. Это уже не теоретическая концепция, а реально работающий инструмент, способный принести ощутимые эффекты в отраслях за счет лучшего понимания потребителя: мировой рынок аффективных вычислений составляет сегодня порядка 87 млрд долл.

В здравоохранении такие функции становятся важной частью диагностики и лечения, давая возможность отследить дискомфорт или другие реакции пациента в ходе обследований и медицинских вмешательств. Недавним примером в финансовом секторе стал опыт Сбера, который начал использовать технологию распознавания эмоций для создания сценария диалога оператора банка c клиентом.

На этом фоне усиливается роль искусственного интеллекта. По оценкам экспертов, распространение этих технологий в отраслях экономики и социальной сферы принесет прирост добавленной стоимости от 3,5 до 5,8 трлн долл. США .

Возрастающие технологические и социальные риски

Цифровая трансформация несет не только позитивные эффекты, но и целый ряд рисков. Наиболее остро стоит проблема кибербезопасности. Уже сегодня многие процессы либо полностью осуществляются в цифровой среде, либо имеют цифровых двойников. Переход на удаленный режим работы выявил необходимость расширения мер кибербезопасности: на 40% выросло число личных устройств для обмена корпоративными данными с недостаточным уровнем киберзащиты.

В период карантинных ограничений в апреле 2020 г. среди цифровых технологий лидером по темпам роста затрат стали решения в области кибербезопасности (84%). Для сравнения: показатель по гибридным и облачным хранилищам данных достиг 74%, по системам ИИ — 59% .

Одним из приоритетов должна стать защита инфраструктуры здравоохранения. Второй риск, вызывающий заметную тревогу в обществе, — сокращение рабочих мест вследствие цифровизации. По оценкам ОЭСР, доля рабочих мест, которые могут существенно трансформироваться в результате внедрения новых технологий, может достигнуть 32% .

Прежде всего это может коснуться отраслей, где преобладают рутинные процедуры (промышленность, строительство и др.) [European Centre for the Development of Vocational Training, Cedefop, 2018; European Commission, 2020b]. Помимо этого, определенную озабоченность на рынке труда вызывает несколько более специфический риск алгоритмической дискриминации [ILO, 2018]. Благодаря распространению средств мониторинга трудовой деятельности, в том числе с помощью носимой электроники, осуществляется сбор данных, контроль движений сотрудника, на основе которых принимаются решения об эффективности работы отдельного человека с помощью алгоритма .

Многие из имеющихся рисков должны существенно снизиться за счет введения новых норм регулирования. По оценке Международного союза электросвязи, именно законодательные нормы играют решающую роль для цифровой трансформации. Однако сегодня лишь 8% стран имеют комплексную систему регулирования.

Статья подготовлена на основе материалов доклада НИУ ВШЭ о стартовых условиях и приоритетах цифровой трансформации отраслей.

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.

Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.

Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.

Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.

Новые бизнес-модели на транспорте

  • Мобильность как услуга (Mobility-as-a-Service, MaaS) — возможность планирования и прогнозирования условий поездки в режиме реального времени.
  • Шеринговая мобильность — совместное использование различных автотранспортных средств вместо персональных автомобилей.
  • Карпулинг или райдшеринг — поиск попутчиков для совместной поездки на автомобиле.
  • Пулинг — совместное использование логистических мощностей и ресурсов.
  • 5PL (Fifth Party Logistics Model) — предоставление полного пакета транспортно-логистических услуг на основе платформенных решений.

В списке самых востребованных технологий — беспроводная связь, искусственный интеллект, в том числе компьютерное зрение, речевые технологии, системы поддержки принятия решений и пр., системы распределенного реестра, решения в области виртуальной и дополненной реальности.

Россия обладает значительным транзитным потенциалом, отмечается в докладе. Однако в настоящий момент имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. Наибольшие эффекты ожидаются от создания транспортных коридоров на евразийском пространстве.

Цифровизация транспорта в ЕАЭС

Беспилотный транспорт на дорогах






Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020

По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.

Доставка посылок автомобилем и коптером




Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020

Цифровой транспорт: за и против

В докладе Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии перечислены факторы, сдерживающие развитие цифровой логистики на территории ЕАЭС. Это низкий контроль транзитных и импортных грузов; отсутствие возможности мониторинга, анализа и прогнозирования всех видов перевозок для принятия решений; слаборазвитая логистическая инфраструктура.

Дмитрий Попов, генеральный директор Integro Technologies, добавляет к этому списку отсутствие стратегии цифровизации на федеральном уровне (должно быть решено в 2021), отсутствие централизованного мониторинга инфраструктуры, высокая транзакционная нагрузка транспортных коридоров, отсутствие единого ситуационного центра, отсутствие единого подхода к обеспечению информационной безопасности на транспорте (например, до сих пор допускается использование разнородных платформ для хранения данных за рубежом), низкие доходы перевозчиков, связанные с пандемией.

Стимулировать развитие цифровизации в транспортной отрасли, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, могут покрытие транспортных магистралей 5G-сетями, модернизация дорожной инфраструктуры; разработка стандартов цифровых сервисов и протоколов безопасной передачи данных; создание нормативной базы в области эксплуатации беспилотного транспорта; выдача льготных займов малым и средним предприятиям для тиражирования российских цифровых решений; расширение возможностей использования отраслевых данных и создание отраслевых центров подготовки кадров.

Илья Черкасов уверен, что к 2030 г. существенно увеличится доля общественного транспорта, уровень его социальной доступности и персонализации под ожидания конкретного пассажира. Модель мобильности как сервиса (MaaS) будет расширяться за счет развития мультимодальных перевозок и цифровых транспортных сервисов, шире тиражироваться в регионы.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация способна обеспечить дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20% к 2030 г.


По итогам реализации заявленных планов технологии интеллектуальных транспортных систем должны будут охватить крупнейшие агломерации с общей численностью населения 80 миллионов человек.

Ожидается, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, составит 80%.

Исходя из текущего состояния, в стратегии определены следующие направления развития транспортного комплекса в части развития технологий, включая цифровые:

  • повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
  • развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
  • повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
  • повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.

Цифровизация, говорится в документе, создает условия для достижения следующих прогнозных результатов по всем видам транспорта:

  • рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
  • увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
  • сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
  • сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.

Цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами (в том числе посредством цифровых каналов, развития платформ-агрегаторов) и управление изменениями.

Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения.

Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации.

Отмечается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.

Прогнозируется, что к 2025 году до 30% данных будут собираться и анализироваться в реальном времени, а в транспорте — применяться для моделирования и оптимизации транспортных потоков, планирования развития транспортной и логистической инфраструктуры, оптимизации ремонтов и технического обслуживания за счет прогнозирования на основе интеллектуального анализа данных и событий.

Также описано применение технологии распределённого реестра (блокчейн, смарт-контракты), биометрии, виртуальной и дополненной реальности, Интернета вещей, компонентов робототехники и сенсорики, дронов. Отмечены информационное моделирование зданий и сооружений (BIM-моделирование), или цифровые двойники, технологии беспроводной связи, высокоскоростной Интернет на базе технологий поколения 5G и выше.

Направления цифровой трансформации транспорта

Исходя из целей и задач стратегии, высокотехнологичных трендов и оценки цифровой зрелости транспортной отрасли будет реализована цифровая трансформация по следующим направлениям:

При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматривается использование инфраструктуры электронного правительства, в частности единого портала госуслуг (ЕПГУ), единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.

Основные этапы цифровой трансформации транспорта

К 2024 году предполагается осуществить проведение опытной эксплуатации цифровых решений для транспортной отрасли, разработку необходимых стандартов, нормативно-правовых актов для обеспечения внедрения цифровых решений в транспортную отрасль, реализацию пилотных проектов цифровых решений, принятие и использование мер государственной поддержки в целях стимулирования компаний, внедряющих цифровые решения, а также запуск программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций в транспортной отрасли.

К 2030 году планируется проведение оценки этапа опытной эксплуатации и масштабное применение положительных результатов в иных проектах транспортной инфраструктуры, на транспортных маршрутах (направлениях), в субъектах Российской Федерации и компаниях путём отбора по разработанным критериям, а также проведение оценки промежуточных результатов реализации направлений цифровой трансформации и актуализации целей и задач, мониторинга и оценки эффективности применения мер государственной поддержки и программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций транспортной отрасли.

К 2035 году предполагается масштабное применение результатов цифровой трансформации на всей территории страны.

Читайте также: