Закономерности формирования полицейской деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: Ознакомить слушателей с историей создания первых государственных учреждений российского государства, выполняющих полицейские функции; милиции Временного правительства после Февральской революции; советской милиции и современной российской полиции. Рассмотреть значение традиций и ритуалов в современном обществе и организацию проведения традиций и ритуалов в подразделениях ОВД как фактор патриотического воспитания в системе ОВД.

Количество часов:2 часа

Вид занятия:Урок

Место проведения: учебный кабинет

Литература: Приложение 1

Учебные вопросы:

1. История органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел.

I. Вводная часть

1.2. Опрос слушателей по пройденному материалу

Этика как система знаний и ее роль в жизни общества.

Профессиональная этика: становление и развитие.

Профессиональная мораль в органах внутренних дел и ее специфика.

Основные категории профессиональной морали сотрудников ОВД.

Единство морали и права в жизни общества.

II. Основная часть

Изложение нового материала.

История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Сервантес

Вопрос № 1. История органов внутренних дел Российской Федерации.

Поддержание общественного порядка и благочиния в IX – XVII вв.

Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и принуждение к исполнению законов являются функцией государства с начала его формирования. Однако обособление органов внутренних дел в системе общего государственного управления происходит постепенно.

В IX – X вв. в Древней Руси, как и в других государствах на ранних этапах их развития, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял суд и общее управление – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие судебные пошлины в пользу князя. На селе они опирались на поддержку сельской общины, в которой существовала круговая порука.

С образованием единого централизованного государства в XV – XVI вв. Был создан Разбойный приказ, из которого на места посылались сыщики (или обыщики) для поимки опасных преступников – лихих людей. Сыщики не получали государственного жалованья и кормились за счет подношений и поборов с населения, чем вызывали большое его недовольство. С 30-х годов XVI в. посылка обыщиков из центра была заменена губным самоуправлением на местах. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали (целовали крест), что будут правдиво записывать показания и вершить справедливый суд. Губные избы организовывали борьбу своих земляков, связанных круговой порукой, с лихими людьми и отчитывались перед Разбойным приказом.

В XVII в. были созданы Сыскной приказ (для розыска беглых крепостных крестьян) и приказ Тайных дел – орган политического сыска.

Создание регулярной полиции. Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге должности генерал-полицмейстера и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673 — 1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство северной столицы.

Создание Министерства внутренних дел Российской империи и основные направления его деятельности.8 сентября 1802 г.в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи.

В структуре министерства нашла свое развитие идея полицейского государства как государства социального, которую разделяли авторы проекта реформ –представители просвещенного дворянства и служилой бюрократии В.П. Кочубей, П.А. Строганов, М.М. Сперанский.

Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768— 1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в. Министр внутренних дел считался первым министром империи; он докладывал лично государю. По его рекомендации царь назначал губернаторов, отчитывавшихся перед министром.

После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. для охраны государственной безопасности было создано III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, который одновременно являлся и шефом жандармского корпуса, на который опиралось III Отделение.

После первой русской революции 1905 — 1907 гг., в ходе которой были провозглашены свободы слова, печати, собраний и союзов, МВД, губернаторы и полиция были призваны реализовать эти свободы в рамках закона. В 1906 г. министром внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

Образованное в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство объявило о ликвидации царской полиции и создании народной (гражданской) милиции, однако самоустранилось от руководства этим процессом. Он проходил стихийно. Как правило, милиция создавалась при органах революционной власти на местах – Советах рабочих и солдатских депутатов – на принципе добровольности службы; они не имели единого руководства и утвержденной из центра штатной численности.

Система специальных государственных органов, выполняющих разносторонние функции по охране общественного порядка, под­держанию и обеспечению правопорядка и спокойствия, обеспечи­вающих как внутреннюю, так и внешнюю безопасность государст­ва, именуемая полицией, возникла еще в глубокой древности.

В период Средневековья значительные военно-административные функции, в том числе фискальные и судебно-полицейские, в пре­делах своих владений имела местная феодальная знать. Зачастую это оформлялось особыми иммунными грамотами.

Основа полицейских систем западноевропейских государств бы­ла создана в ходе процессов административной централизации этих государств в XVI—XVII вв., в период перехода от средневекового общества к буржуазному. В Великобритании перед полицией тра­диционно ставилось только три задачи: поддержание порядка, пре­следование преступников, регулирование уличного движения. В странах Западной Европы, особенно в связи с формированием и реализацией на определенном этапе концепции полицейского госу­дарства, полиция получила более широкие функции.

История любого государства, может быть, лишь за некоторым исключением попеременно включает в себя эпохи либеральные и авторитарные. При наличии определенных условий полицейское государство перерастает в свою противоположность, т.е. правовое государство, и наоборот.

Следует очертить комплекс факторов, при наличии которых в той или иной стране может сформироваться полицейское госу­дарство. Исторические судьбы индивидуальны и не укладываются в прокрустово ложе заранее определенных схем. Вместе с тем су­ществуют некоторые закономерности, факты, при наличии кото­рых можно прогнозировать развитие тех или иных политических сценариев. При всей условности они могут быть сведены к следу­ющему.




Экономически нестабильное общество, раздираемое социаль­ными противоречиями, подверженное сильнейшей имуществен­ной дифференциации, является идеальной почвой для полицей­ской диктатуры. Экономическая нестабильность порождает неста­бильность политическую, и наоборот.

Говоря о факторах, постулирующих полицейскую государст­венность, можно лишь строить какие-то версии, предположения. Нельзя однозначно сказать, что при наличии тех или иных усло­вий, тоталитаризма, полицейщины не избежать. Все достаточно условно.

История любого государства, может быть, лишь за некоторым исключением попеременно включает в себя эпохи либеральные и авторитарные. При наличии определенных условий полицейское государство перерастает в свою противоположность, т.е. правовое государство, и наоборот.

Следует очертить комплекс факторов, при наличии которых в той или иной стране может сформироваться полицейское госу­дарство. Исторические судьбы индивидуальны и не укладываются в прокрустово ложе заранее определенных схем. Вместе с тем су­ществуют некоторые закономерности, факты, при наличии кото­рых можно прогнозировать развитие тех или иных политических сценариев. При всей условности они могут быть сведены к следу­ющему.

Экономически нестабильное общество, раздираемое социаль­ными противоречиями, подверженное сильнейшей имуществен­ной дифференциации, является идеальной почвой для полицей­ской диктатуры. Экономическая нестабильность порождает неста­бильность политическую, и наоборот.

Говоря о факторах, постулирующих полицейскую государст­венность, можно лишь строить какие-то версии, предположения. Нельзя однозначно сказать, что при наличии тех или иных усло­вий, тоталитаризма, полицейщины не избежать. Все достаточно условно.

Для лучшего понимания эволюции полицейских структур России, следует рассмотреть основные этапы становления и развития законодательства о полиции.

Характерно, что в историографии проблемы этот вопрос не получил должного освещения. Исследователи приводят различные варианты этапов развития полицейского законодательства России, особенно в период его становления (XVIII век – февраль 1917 года).

Правоведов и историков данная проблема всерьез заинтересовали только в 70-е гг. ХХ века. Причем, основное внимание уделялось организации политического сыска, ведя его отсчет с Преображенского приказа Петра Великого [4] .

Одними из первыми среди современных исследователей к вопросу о периодизации становления полицейского аппарата в России обратились С.О. Гонюхов и В.И. Горобцов которые выделяют два этапа оформления законодательства о российской полиции:

- первый – до начала XVIII века;

- второй – до февраля 1917 года.

Границы данных этапов обусловлены в первом случае петровскими реформами, во втором – падением монархического строя и упразднением полиции [5] .

А.В. Лучинин в своем диссертационном исследовании определяет 4 этапа развития полиции:

1) 1718–1761 гг. – учреждение и развитие профессиональных органов полиции в ряде крупнейших городов;

2) 1762–1801 гг. – организация регулярной полиции в уездах;

3) 1802–1861 гг. – появление центральных органов управления полицейскими формированиями в форме МВД и Министерства полиции;

4) 1861–1917 гг. – создание профессиональных полицейских учреждений в каждом населенном пункте империи [6] .

Указанные варианты периодизации вряд ли можно считать идеальными, поскольку в первом случае не нашли отражения коренные изменения, происходившие в структуре полицейских органов во второй половине XVIII в. и первой половине XIX в., а во втором некоторые сомнения вызывает отправная точка истории полицейских структур, ибо образование специализированных государственных органов, выполнявших полицейские функции, произошло явно ранее 1718 г.

Исследователь Моисеев И.А., основанием типизации считает основные изменения в системе полицейского аппарата России и предлагает следующий вариант периодизации [7] :

1) первая половина XVI в. – 1718 г.;

2) (1718 — 1782 гг.);

3) 1782 г. – 8 сентября 1802 г

4) 1802 г. – 60-е года XIX в.

5) с 60-х годов XIX в. по 1917 г.

Кручинин В. Н. утверждает, что этапизацию необходимо проводить с учетом степени влияния предшествующего отечественного и западно-европейского законодательства об организации и деятельности полиции. Поэтому весь процесс становления законодательства о полиции в России должен охватывать три основных периода [8] :

первый период – само становление законодательства о полиции в первой четверти XVIII в.;

второй период – совершенствование законодательства о полиции в конце XVIII в.;

третий период – законодательное закрепление деятельности полиции до 1862 года.

Самой подробной на сегодняшний момент периодизацией этапов формирования полицейских органов Российской империи является периодизация, предложенная Ю.А. Реентом. Исследователь, основываясь на деятельности политической полиции, начиная с конца XV в. и до 1917 г. выделяет 9 этапов становления полицейского аппарата Российской империи [9] .

Рассмотрим предложенные этапы подробнее:

1. Зарождение централизованных государственных судебно-полицейских структур относится к концу XV века. Согласно Судебнику 1497 г. для исполнения подобных задач в крупных вотчинах учреждались должности наместников, волостелей и тиунов [10] ;

3.Следующий этап в истории полицейских органов Российской империи – это зарождение регулярной (то есть штатной государственной, а не общественной) полиции в России, связанный с деятельностью Петра I. Так, 20 мая 1715 г. в Санкт-Петербурге была создана первая в России полицейская контора. В январе 1722 г. создается полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером в Москве, но лишь к концу 1737 г. завершилось формирование полицмейстерских контор в 25 наиболее крупных городах Империи. При Петре I полиция была одновременно судебным, полицейским, исполнительным и распорядительным органом [12] .

5.С именем Александра I связан процесс окончательного завершения централизации государственной власти и оформление полицейской структуры. 8 сентября 1802 г. было учреждено Министерство внутренних дел (МВД), а 25 июля 1811 г.– Министерство полиции [13] .

7.Учреждение Департамента государственной полиции (с 1883 г. – Департамент полиции). Министерство внутренних дел, включившее в свой состав все основные полицейские силы, становится наиболее важным и могущественным социальным институтом в административно-политической системе Российской империи.

8. Создание в 1902 г. системы розыскных отделений, а так же в 1903 г. уездной полицейской стражи стало основным содержанием восьмого этапа в истории российской полиции [15] .

9. Коренная реорганизация полиции (уничтожение сети охранных отделений), связанной с деятельностью министра внутренних дел В.Ф. Джунковского в 1913–1917 гг.

К сожалению, подробная вариантность периодизации законодательства российской полиции отсутствует в исследованиях, затрагивающие проблемы функционирования полицейских (милицейских) структур в советское время 1917- 1991 годов.

Большинство исследователей эволюцию правового регулирования полиции России в целом, рассматривают непосредственно через деятельность органов и учреждений, выполняющих полицейскую функцию, и выделяют следующие основные этапы [17] :

1. Удельно вечевой период – при котором, полицейские полномочия были сосредоточены в руках частных лиц;

2. Московский – ознаменовался зарождением нормативно-правовой базы и существованием, как местных, так и центральных полицейский учреждений;

3. Императорский – характерен тем, что вся полицейская деятельность была сосредоточена в руках центральной власти;

4. Советский – особенностью которого была деятельность милиции, как основного звена государственного механизма, призванного обеспечить общественный порядок и безопасность;

5 Современный – когда милиция преобразована в полицию при этом сохранена вертикаль централизованного управления в системе МВД, приняты законодательные акты, соответствующие международным стандартам работы, исключены многие не свойственные полиции функции.

В то же время Алиев Я.Л. и Сальников П.П. замечают, что основными критериями классификации этапов развития полиции в России следует считать исторические типы и формы общественного сознания, социальной психологии и идеологии, традиции характерные для России на протяжении ее истории. Поэтому исследователи выделяют следующие этапы [18] :

I – Становление и формирование полицейских традиций в эпоху Древней Руси и средних веков (примерно конец I – начало XVIII века);

II – Полицейские традиции России периода абсолютизма (середина XVIII – начало XX века);

III– Советские милицейские традиции (1917 – 1991 гг.);

IV– Современные традиции МВД России (1991 г. – настоящее время).

Подобная периодизация заслуживает пристального внимания, так как ее основой выступает цивилизационный подход, раскрывающий по иному процессы зарождения полиции России их возможной эволюции.

Законы о полиции на протяжении всей истории России издавались под воздействием социально-экономических и политических процессов, протекавших в обществе. А первоначальное становление полицейского законодательства осуществлялось путем постепенного его институционального и отраслевого оформления в правовой системе России. Поэтому, одним из оснований классификации законодательства о полиции России может выступать и структурная составляющая, а именно изменения в системе полицейских органов. На наш взгляд, законодательство о структуре полиции в России проходит четыре этапа:

На первом этапе (первая четверть XVIII в. – первая половина XIX в.) происходит оформление полицейского законодательства в России. Именно тогда была создана основа ее организации, определены функции. На протяжении всего XVIII века строились структурные формы полиции, проверялось соотношении коллегиальности и единоначалия во внутреннем управлении полиции, формировалось централизованное и муниципальное подчинение, привлечение населения к исполнению полицейских функций и контролю за работой полицейских органов, определялись направления и методы деятельности полиции.

В дальнейшем именно в 1802 г. с созданием Министерства внутренних дел было установлено централизованное полицейское управление в Российской Империи. Министерство руководило не только городской и сельской (земской) полицией, но и объединяло, координировало организацию и деятельность ведомственной полиции, что позволяло государству более эффективно осуществлять функции охраны общественного порядка и внутренней безопасности.

Второй этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.) связан с проведением первой в истории России полицейской реформы.Суть которой состояла в ликвидация сословного элемента в организации и деятельности полицейских учреждений, дальнейшая специализация полицейской деятельности, в частности, посредством окончательного выделения из полиции судебной власти, ликвидация раздробленности в организации полицейских сил, повышение эффективности функционирования полицейских учреждений, поднятие авторитета полиции в глаза населения и создание соответствующей новым условиям нормативной базы.

Однако в 1990-х гг. российская милиция вновь оказалась в состоянии глубокого кризиса, вызванного социально-экономическими и политическими изменениями в обществе. Несовершенство правовой системы, непродуманные реформы, недостаток денежного содержания привели к оттоку из МВД профессиональных кадров. В МВД того периода накопился ряд серьёзных проблем: коррупция, нарушения законности, низкая результативность деятельности служб и подразделений. В конечном итоге это повлекло за собой падение доверия общества к российской милиции, что явилось главной причиной реформы МВД, начавшейся в 2011 г.

Таким образом, в историографии вопрос периодизации оформления и развития законодательства о полиции в России не получил должного освещения. Исследователи излишне подробно приводят различные варианты периодизации полицейского законодательства Российской империи, не уделяя должного внимания развитию законодательства полиции (милиции) в советское время 1917- 1991 годов. Ориентируясь на изменения в структуре полицейских органов, на наш взгляд, законодательство о полиции в России проходит четыре этапа, каждый из которых означает внедрение новых принципов, либо обновленных структурных подразделений.
Приложение 4

Заключение

Таким образом, в историографии вопрос периодизации оформления и развития законодательства о полиции в России не получил должного освещения. Исследователи излишне подробно приводят различные варианты периодизации полицейского законодательства Российской империи, не уделяя должного внимания развитию законодательства полиции (милиции) в советское время 1917- 1991 годов. Ориентируясь на изменения в структуре полицейских органов, на наш взгляд, законодательство о полиции в России проходит четыре этапа, каждый из которых означает внедрение новых принципов, либо обновленных структурных подразделений.

При формировании законодательной базы полиции законодатель использовал практически все виды, существовавших в то время, законодательных актов. Законы и нормативные акты, регулировавшие деятельность полиции Российской империи, это – акты комплексного, общего характера, специальные административно-правовые акты, регламентации различных направлений деятельности полиции. Вместе с тем, в это время применялись нормативные акты в виде личных указов, касающихся деятельности отдельных, конкретных должностных лиц.

Советский период характерен существенными изменениями организационной структуры полиции (милиции) России системы управления ею, кардинальными переменами во взаимоотношениях между силовыми ведомствами и партийным аппаратом, который стремился минимизировать их роль в решение политических вопросов. Развитие организационной структуры милиции в данный период происходило в соответствии со стоящими перед государством задачами, а также в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в обществе. Главным результатом реорганизаций, часто поспешных и необдуманных, стало ослабление органов внутренних дел, что, в итоге, привело к снижению эффективности их работы по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Суть организационного обеспечения деятельности органов милиции в годы войны заключалась, с одной стороны, в сокращении их функциональных обязанностей, связанных с работой неоперативных служб, передаче их в другие правоохранительные структуры, с другой – в укреплении оперативных аппаратов и повышении эффективности их деятельности. В целом структурные преобразования органов НКВД были своевременными и отвечали задачам военного времени, позволили органам милиции достаточно результативно участвовать в реализации уголовно-правовой политики государства в годы Великой Отечественной войны.

Период с 1952 г. по 1960 г. можно охарактеризовать как время организационного становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти годы в основном была завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной сторожевой охраной, вневедомственной, определены перспективные направления дальнейшего ее развития.

Период с 1952 г. по 1960 г. можно охарактеризовать как время организационного становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти годы в основном была завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной сторожевой охраной, вневедомственной, определены перспективные направления дальнейшего ее развития.

Развитие организационной структуры милиции в данный период происходило в соответствии со стоящими перед государством задачами, а также в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в обществе. Главным результатом реорганизаций, часто поспешных и необдуманных, стало ослабление органов внутренних дел, что, в итоге, привело к снижению эффективности их работы по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР. В декабре 1991 года все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

Состояние системы обеспечения правоохранительной безопасности в переходный период отличалось сложным и незавершенным устройством. Процесс реформирования милицейских органов мог получить свое развитие по следующим альтернативным направлениям:

1) постепенное увеличение в структуре государства количества обособленных полицейских организаций, образующих федеральную полицейскую систему при одновременном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка:

2) создание на базе органов внутренних дел многопрофильной федеральной полиции, федеральной (национальной) гвардии и муниципальной милиции;

3) сохранение действующей системы органов внутренних дел с одновременной оптимизацией ее организационной структуры. В пользу этого варианта свидетельствуют опыт многолетнего функционирования данного органа правопорядка в отечественных условиях и его положительная роль в обеспечении правоохранительной безопасности страны.

Применительно к правовому регулированию деятельности полиции в результате реформы МВД решение проблемы обеспечения его системности осложняется рядом обстоятельств. К ним относится:

во-первых, множественность источников правового регулирования деятельности полиции. Полиция должна применять и исполнять множество нормативных актов, начиная от Конституции РФ и заканчивая нормативными актами МВД РФ;

во-вторых, разноотраслевая принадлежность источников правового регулирования деятельности полиции. Так как внешняя деятельность полиции регулируется нормами конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского и других отраслей права;

Приложение 5

Читайте также: