Проект медиаобразование в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чемарова Наталья Леонидовна

Высшей квалификационной категории

Муниципального казённого дошкольного

пгт Рудничный Верхнекамского района

Использование медиаобразовательных технологий и информационно-образовательных ресурсов в дошкольной педагогике.

В связи с реорганизацией системы государственного устройства сегодня в структуре образовательных учреждений происходят глубокие изменения.

Отсюда возникают теоретические и методические проблемы современного образования. Детские сады стали первой ступенькой социализации общества, которая должна откликаться на вызовы современной социокультурной среды и обеспечить соответствие учебно-воспитательного процесса объективным потребностям общественного развития. Социальные изменения, которые происходят в обществе, отражаются, прежде всего, на подрастающем поколении, а значит и на системе всего образования.

Именно на качественный новый подход и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Актуальность ФГОС служит основанием для решения теоретических и методических проблем современного образования посредством реализации поставленных задач. Сегодня изменился социокультурный контекст образовательного процесса. Обучение на современном этапе, это не просто процесс передачи знаний, а процесс формирования и развития личности. Формированию воспитанников способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся и медиаобразование.

Медиаобразование - это направление в современной педагогике, выступающее за изучение детьми массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и т. д.). Цель такого образования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.

Данная модель представляет собой единство ее основных структурных блоков - содержательного; потребностно-мотивационного; блока знаний, умений, навыков дошкольников; организационно-деятельностного и диагностико-коррекционного, а также заслуживает особого внимания один из важнейших аспектов медиаобразования, интересующих детей дошкольного возраста - анимационное искусство.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности воспитанников. Отношения строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм работы. Использование средств информационно-образовательных ресурсов , применение м едиаобразовательных технологий , как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность творческого развития уже с дошкольного возраста.

Ключевыми направлениями процесса информатизации детских учреждений являются:

1.Организационное:

Модернизация методической службы

Совершенствование материально-технической базы

Создание определённой информационной среды

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ –компетенции педагогов;

Внедрение ИКТ в образовательный процесс;

Использование информационно-образовательных ресурсов , применение м едиаобразовательных технологий .

На сегодняшний день медиа-оборудование становится всё более востребованным. Но использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе невозможно без достаточных умений работать с компьютером самого педагога. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в работе и оценивать его преимущества для совершенствования и организации занятий.

Области применения ИКТ педагогами образовательной организации.

1.Ведение документации .

В процессе своей работы педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде.

Динамика развития дошкольников фиксируется в виде графиков, диаграмм.

Важным моментом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном информационном обществе сетевые электронные ресурсы- это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых педагогических идей доступный педагогам независимо от места их проживания. Информация может быть использована для подготовки к занятиям, изучения и применения новых технологий и методик. Сетевые сообщества позволяют не только находить необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы и находки в педагогической деятельности.

Возможность осуществления повышения своей квалификации, доступного для всех, имеющих доступ в сети Интернет, предоставляется с помощью прохождения дистанционных курсов; вебинаров; семинаров.

Важным аспектом работы педагога и воспитанников является участие в викторинах, олимпиадах конкурсах.

3.Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

Организация непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками;

Совместная деятельность и реализация проектов;

Создание условий для самостоятельной деятельности воспитанников – организация предметно-пространственной среды.

Известно, что дошкольники имеют наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые воспитатель доносит до своих воспитанников, можно представлять не только в виде слов, беседы, диалога, но и в виде наглядных изображений, видеороликов, иллюстраций, игровых сюжетов.

Сопровождение любых занятий, как традиционных, так и инновационных, мультимедийными презентациями, тренингами и творческими заданиями в игровой форме позволяют дошкольникам углубить знания, внести разнообразие и проявить своё творчество. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для развития детей, отвечает запросам современного общества, облегчает работу педагога.

Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для воспитанников.

К наиболее часто используемым элементам медиаобразования в учебном процессе относятся:

электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

электронные энциклопедии и справочники;

тренажеры и программы;

образовательные ресурсы Интернета;

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, мультфильмами, фильмами;

видео и аудиотехника.

Я не ставлю цель обучения детей в работе с компьютером. Моя цель состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности своих воспитанников средствами медиаобразования. Медиаобразование поможет не только подготовить моих воспитанников к жизни в современном информационном обществе, но и доставит родителям и детям радость общения.

Итак, использование современных медиаобразовательных ресурсов в совокупности с правильно подобранными технологиями, методами и приёмами – мощное средство для создания оптимальных условий работы на занятии, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. Это средство должно позволить сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, открыть новые возможности раннего обучения.

Медиаобразование в детском саду

Проект разработан с целью создания медиаобразовательной среды в детском саду, обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной одарённости каждого ребёнка в совместных медиапроектах педагогов, родителей и детей

Цель проекта: создание медиаобразовательной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной одарённости каждого ребёнка в совместных медиапроектах педагогов, родителей и детей.

Image120772.jpg

В век информационных технологий возникает возможность и необходимость использования новых медиаобразовательных технологий. Медиабразование как необходимый компонент общекультурной подготовки детей к жизни в новых информационных условиях направлено на формирование культуры восприятия и анализа медиаинформации, на овладение навыками работы с современными медиа, где через проектировочную деятельность реализуются знания, полученные в процессе образования.

Для реализации данного проекта была разработана модель интегрального медиаобразовательного пространства.

  • игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация);
  • словесные (рассказ, беседа, обсуждение и решение проблемного вопроса, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия);
  • наглядные (просмотр аудиовизуального материала);
  • репродуктивные;
  • исследовательские;
  • эвристические;
  • проблемные.
  • социокультурное развитие творческой личности в образовательном процессе; научность; систематичность и доступность обучения; связь теории с практикой; наглядность, активность детской аудитории; переход от обучения к самостоятельной деятельности; связь обучения с окружающей действительностью; положительный эмоциональный фон;
  • учёт индивидуальных особенностей детей.

Как повышение качества образовательного процесса, мы рассматриваем обновление образования на основе технологии проектной деятельности. Причём развертывается данная технология не только в непосредственно- образовательной деятельности с детьми, но и в информационно-коммуникационных проектах (интеграция с медиаресурсами), в которых объединяются дети и родители, а также педагоги и выпускники детского сада, а ныне учащиеся школ и гимназий. Такая открытость в дошкольном образовании особенно важна в решении современных воспитательных задач.

В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделялось созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использование различных методических средств. К их числу относятся:
• организация медиазанятий как систематического целенаправленного, творческого процесса; их планирование в форме детских видов деятельности, в рамках определённого социо-культурного контекста;
• адаптация необходимых элементов теоретических знаний о медиатексте к возрастным особенностям детей, сведение их до уровня понимания дошкольника;
• на всём протяжении медиазанятий деятельность детей сопровождается наглядно-демонстрационной деятельностью воспитателя;
• широкое использование различных игровых форм в процессе организации совместной деятельности с детьми;
• систематическое одобрение, эмоциональная поддержка деятельности ребёнка со стороны воспитателя.

Image120782.jpg

  • умения воспринимать и передавать информацию;
  • понимание, оценивание визуальных иллюстраций;
  • выражение личной позиции к изображению, высказыванию

Театральная технология даёт возможность гармонично развивать ребёнка, её методы лежат в основе реализации образовательных задач, с учётом специфичных для театра аспектов, которые позволяют принципиально по-новому строить взаимодействие с ребёнком в процессе развития и образования: театр как игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности; театр как ролевая игра; театр как социальный институт; театр как культура игры с предметом; театр как модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией; театр как модель развёртывания процесса от замысла до реализации; театр как встреча замыслов (или версий) и рождение на их основе нового, единого; театр как рассмотрение замысла с разных сторон – из разных языковых пространств.

Image120790.jpg

Театр можно понимать как метаязык, из которого происходят наши основные понятия, категории, ценности. Равноценными партнёрами педагогического процесса в нашем детском саду являются педагоги, дети, родители. Поэтому нами используется технология психолого-педагогического партнёрства с родителями. Партнёрское взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких участников образовательного пространства.

  • открытость к взаимодействию;
  • возможность запросить и получить информацию;
  • инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из участников образовательного процесса.

2 Игровая деятельность выступает важным условием развития личностных качеств и новообразований детей, способствует развитию внимания, памяти, мышления, смекалки и т. п. Игра способна пробудить внутренние силы ребѐнка, развивать самостоятельность, умения справляться с проблемами и задачами. Именно поэтому педагоги и психологи придают всѐ более важное значение использованию развивающих игровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из актуальных педагогических направлений в современной социокультурной ситуации выступает медиаобразование. С самого раннего возраста ребенок активно осваивает медиапространство, которое становится для него обыденным и хорошо знакомым явлением [Челышева, 2013, с. 260]. Поэтому воспитание культуры общения с медиа становится необходимым аспектом организации образовательного процесса в работе современного воспитателя детского сада. Важное значение осуществления медиаобразовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях подчѐркивают многие современные исследователи (Л.С. Баженова, Е.А. Бондаренко, А.В. Федоров, И.В. Челышева и др.). Методические приѐмы и методы медиаобразования детей дошкольного возраста основаны на использовании современных игровых технологий. В медиаобразовании дошкольников широко применяется опыт ведущих зарубежных стран Канады, Великобритании и других. Весѐлые конкурсы и игры, викторины, совместные творческие дела, соревнования, придумывание забавных историй, сочинение стихов или песен, разыгрывание небольших костюмированных сценок, создание поделок и рисунков эти занятия вызывают живой интерес. Неслучайно в медиаобразовательной деятельности получили распространение игры-импровизации, театрализованные, ролевые, сюжетно-ролевые и другие игровые виды деятельности на медиаматериале [Федоров, 2001, c. 56].


Мы живем в мире медиа. Значение и роль медиакультуры сегодня невероятно возрастает, а медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности. Медиаобразование – это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.

Вопросы реализации проекта мы обсудили с администрацией детского сада. Составили список необходимых ресурсов. Был рассмотрен вопрос о возможности приобретения необходимой аппаратуры: телевизор, ноутбук и установили выход в интернет. А дальше началась работа по составлению презентаций и подборке мультфильмов, соответствующих лексическим темам недели.

Для реализации проекта мы выбрали два направления:

1. Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, внимания, речи и мышления при помощи применения мультимедийных презентаций.

Дети дошкольного возраста получают информацию об окружающем мире через зрительное восприятие, поэтому наглядность является важнейшим инструментом всестороннего развития детей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет:

– повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка,

– открывает новые возможности образования,

– постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.

2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей через просмотр наших добрых, российских мультфильмов и обсуждение поступков героев, различных ситуаций.

Все это способствует формированию таких компонентов духовно-нравственного развития, как:

– трудолюбие и бережливость;

– представление о добре и зле;

– взаимопомощь и уважение друг к другу;

– воспитание семейных ценностей.


Подборку мультфильмов осуществляем соответственно лексическим темам недели перспективного плана. Основные критерии при выборе мультфильмов – это доброта, позитивность, милосердие, мораль. Именно эти основы должны закладываться в раннем возрасте, и тогда любовь к хорошему будет сопутствовать ребенку всю жизнь. Дети с большим удовольствием обсуждают сюжеты мультфильмов, характеризуют героев, ставят себя на их место.


На сегодняшний день есть такие мультфильмы, которые несут вражду, жестокость, грубость, насилие. Они развивают отрицательные качества личности: неуважение старших, обидчивость, эгоизм, жадность, агрессивность. Такие мультфильмы мы детям не показываем.

Медиаобразование – это не информатика, и мы не ставим цель обучения работе с компьютером. А наша цель состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребёнка средствами медиаобразования.

Читайте также: