С какими проблемами сталкиваются учителя при формировании фг в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1 слайд. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ФГ, как результат образования)

ЗНАНИЯ У НАШИХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ, ВОТ ТОЛЬКО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ НЕ ВСЕ УМЕЮТ.ИМЕННО ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ ГОВОРИТ НАМ О СУТИ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ – ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ!

2 слайд. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность использовать знания, умения, навыки и способы, полученные в образовательном процессе в действии при решении широкого круга задач, которые обнаруживают себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, где эти знания, умения, навыки и способы приобретались.

(переход) Запрос современного общества к образованию в школе диктует необходимость к воспитанию функционально грамотной личности. На данный момент это особенно актуально в следующих областях: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (основные), финансовая грамотность, креативное и критическое мышление, глобальные компетенции.

Изменение запроса на качество общего образования, подразумевает, создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века.

Таким образом, – Основной критерий оценки функциональной грамотности: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий.

Но, как же, оценить уровень функциональной грамотности своих учеников? Для этого учителю нужно дать им нетипичное задание, в котором предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. творческой активности. (Пример: поделка по технологии (намеренно не стала использовать зубочистки, которые предлагались в рабочей тетради, а предложила детям самим придумать, чем можно заменить? Или по окружающему миру: как можно использовать снег зимой в походе, когда нет воды, а суп и чай нужно приготовить? (вспомнили о состояниях снега и как можно получить воду из снега))

При этом учитель готов к развитию функциональной грамотности в учебном процессе, если:

– он овладел основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

– он овладел практиками формирования и оценки функциональной грамотности;

– овладел технологией формирующего оценивания;

– понимает роли учебных задач, как средства формирования функциональной грамотности;

– умеет отбирать и/или разрабатывать учебные задания для формирования и оценки ФГ на основе критериально-уровневого подхода.

Какова же роль учителя в формировании ФГ?

– постановка проблемы во вне учебном контексте (необходимо принять осознанное решение, сделать выбор; проблема поставлена вне предметной области, ситуация близка и понятна школьникам, затрагивает их личностно).

! СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ!

Использовать практики развивающего обучения:

– учение в общении, учебное или позиционное сотрудничество;

– самостоятельная оценочная деятельность учащихся.

Особенности знаний для формирования и оценки ФГ:

– задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний;

– в каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

– контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

– ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

– вопросы изложены простым, ясным языком;

– требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.);

– используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы, фотографии (парные согласные проходили - пришлось на скорую руку найти картинки ЛУК и ЛУГ, т.к. дети не понимали разницу между этими двумя словами – они видели ЛУГ в жизни, но, на уроке вызвало затруднение в идентификации его в виде набора букв).

Организация урока

· Включение в урок сложных заданий (описать характеристики текста; предсказать, что произойдет дальше, сравнить с жизненным опытом).

· Самостоятельная работа учащихся над заданием, которое они сами выбрали.

· Задания на все типы читательских умений.

· Взаимно-активное сотрудничество на уроке (учитель не работает четко по плану, который написан, реагирует на реплики и вопросы детей, изменяет ход урока (лук-луг, слюдяные крылышки и т.п.)

· Прозрачность критериев оценивания и использование техник формирующего оценивания.

· Работа в малых группах (работа с группами учащихся с одинаковыми и разными способностями).

Т.о. можно сказать о критериях качества заданий для формирования и оценки ФГ:

– Комплексность – число заданий, охват форм представления информации;

– Проблемность – насколько и как выражена в комплексном задании;

– Контекстность – как представлен контекст задания;

– Личностная – значимость задания;

– Уровневость – сложность задания в соответствии с уровнями PISA ;

– Компетентность – охват компетенций.

Таким образом формируется ФГ, направленная на:

· Предметные результаты: освоение, преобразование и применение знаний на основе имеющихся знаний и познавательных учебных действий.

· Метапредметные результаты: регулятивные (планирование); коммуникативные (стратегия познавательных целей); познавательные.

· Личностные результаты: самоопределение; смыслообразование; морально-этическая ориентация.

Метапредметность – связь между различными областями знаний. Способствует формированию представлений о целостной картине мира.

. Важно: формирование функциональной грамотности – это не натаскивание на образцы оценки! (Основной критерий оценки функциональной грамотности: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий.)

На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:

  • содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в обучении и воспитании.

Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.

На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):

Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе

Создания условий по формированию и развитию ФГ

Изменений в содержании

Изменения в технологиях

инструменты оценки сформированности ФГ

технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия

технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)

технологии и формы
воспитательной работы

метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):

Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.

Проверяемые компетенции
(кодификатор)

Выявленные дефициты
(результаты-умения)

ЧГ

Находить и извлекать информацию

извлечение множественных единиц информации

Интегрировать и интерпретировать информацию

причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

точка зрения, оценка достоверности!

ЕНГ

Научное объяснение явлений

предложить прогноз, гипотезу

Применение методов естественнонаучного исследования

способы обеспечения надежности и достоверности данных

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

МГ

Формулировать ситуацию математически

создание математической модели

Применять математические факты, процедуры

анализ информации в различных формах

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

анализ методов решения, обобщение, проверка истинности

ФнГ

Выявление финансовой информации

умение искать, неумение анализировать

Анализ информации в финансовом контексте

планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов

Описание финансовых проблем

оценка вариантов решений, проверка достоверности

Применение финансовых знаний и пониманий

применение знаний без понимания

С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).


Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время много говорят о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Но пока оценка качества образования рассматривался весьма упрощенно. Рейтингование было по итогам ЕГЭ, ОГЭ и результатам олимпиад, которые не давали полноценную объективную оценку.

Если задаться вопросом: если российское образование лучшее или одно из лучших в Мире (так считают многие), то почему тогда российская экономика неконкурентноспособна? Ведь все население страны работает так, как учили в отечественной школе, в ПТУ, в техникумах, в ВУЗах. На этой презентации детально разбирается данная проблема и предлагается некоторые пути решения некотрых проблем в этой области.

Функциональная грамотность

Проблемы, пути решения…

Пример задания

2) В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке?

3) У меня завтра день рож-дения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? Поясните свой ответ.

Как сегодня объективно оценить качество российского образования? Не дает возможности для сравнения с международными стандартами. ЕГЭ? Результаты международных олимпиад? Результаты международных исследований подготовки школьников (PISA, TIMSS)? Они хороши, но в олимпиадах участвует небольшой процент школьников. В последнее время много говорят о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Но пока оценка качества образования рассматривался весьма упрощенно. Рейтингование было по итогам ЕГЭ, ОГЭ и результатам олимпиад, которые не давали полноценную объективную оценку. Если задаться вопросом: если российское образование лучшее или одно из лучших в Мире (так считают многие), то почему тогда российская экономика неконкурентноспособна? Ведь все население страны работает так, как учили в отечественной школе, в ПТУ, в техникумах, в ВУЗах. На сегодня, по-видимому, это самый объективный способ проверки.

Как сегодня объективно оценить качество российского образования?

Не дает возможности для сравнения с международными стандартами.

  • Результаты международных исследований подготовки школьников (PISA, TIMSS)?

Они хороши, но в олимпиадах участвует небольшой процент школьников.

В последнее время много говорят о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Но пока оценка качества образования рассматривался весьма упрощенно. Рейтингование было по итогам ЕГЭ, ОГЭ и результатам олимпиад, которые не давали полноценную объективную оценку.

Если задаться вопросом: если российское образование лучшее или одно из лучших в Мире (так считают многие), то почему тогда российская экономика неконкурентноспособна? Ведь все население страны работает так, как учили в отечественной школе, в ПТУ, в техникумах, в ВУЗах.

На сегодня, по-видимому, это самый объективный способ проверки.

 Оценка глобальной конкурентоспособности России по качеству общего образования. Международные рейтинги

Оценка глобальной конкурентоспособности России по качеству общего образования.

Международные рейтинги

Результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA (2015-2016 годы) Оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA в которых изучается предметные и метапредметные результаты. Здесь показаны результаты российских учащихся на этих международных исследованиях. Красная линия - средние международные значения. Если, нижняя граница оценивания уровней грамотности 450, то верхняя граница 600 баллов. Где Российские 15 летние учащиеся находятся здесь видно . Здесь и далее использованы данные международных сравнительных исследований под рук. Г.С. Ковалёвой

Результаты российских учащихся

в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA

(2015-2016 годы)

Оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA

в которых изучается предметные и метапредметные результаты. Здесь показаны результаты российских учащихся на этих международных исследованиях.

Красная линия - средние международные значения. Если, нижняя граница оценивания уровней грамотности 450, то верхняя граница 600 баллов. Где Российские 15 летние учащиеся находятся здесь видно .

Здесь и далее использованы данные международных сравнительных исследований под рук. Г.С. Ковалёвой

Уровни функциональной грамотности Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 600 Среднее значение междуна-родной шкалы 500 2 уровень – пороговый , при достижении которого учащиеся начинают демонстри-ровать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях 400 Около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности (по всем трём областям – математи-ческой, естественнонаучной и читательской) и около трети учащихся – по одной из областей ( по результатам исследования PISA-2015)

Уровни функциональной грамотности

Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях

4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации

2 уровень – пороговый , при достижении которого учащиеся начинают демонстри-ровать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях

Около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности (по всем трём областям – математи-ческой, естественнонаучной и читательской) и около трети учащихся – по одной из областей ( по результатам исследования PISA-2015)

Компетентность в решении проблем (КК) Компетентность в решении проблем (КК) PISA – Programme for International Student Assessment Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Читательская грамотность Читательская грамотность Получается что учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе не обладают. Основной вопрос: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? 7 Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность PISA Математическая грамотность Математическая грамотность

Компетентность в решении проблем (КК)

Компетентность в решении проблем (КК)

PISA – Programme for International Student Assessment Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Получается что учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе не обладают.

Основной вопрос:

Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

Основная информация об оценке образовательных достижений в исследовании PISA

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Компетентность в решении проблем

способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты.

Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования

Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты.

Направления совершенствования общего образования в России

1.Усиление внимания к формированию функциональной грамотности.

2.Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся.

3. Формирование метапредметных результатов.

4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов.

5. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися.

6. Повышение эффективности инвестиций в образование .

7. Улучшение образовательной среды в школе.

Механизмы повышения качества общего образования в России

2.Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей .

3.Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.

4.Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований.

Основные положения проекта 1. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания. 2. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. 3. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире. 4. Главная задача – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов - основы для новых методик формирования функциональной грамотности. 5. Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA. 6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Основные положения проекта

1. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания.

2. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности.

3. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире.

4. Главная задача – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов - основы для новых методик формирования функциональной грамотности.

5. Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA.

6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Основные этапы мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности Разработка материалов Период реализации: 2019-2020 гг. Апробация Период реализации: 2019-2020 гг. Масштабный мониторинг Период реализации: 2020-2024

Основные этапы мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности

Период реализации: 2019-2020 гг.

Период реализации: 2019-2020 гг.

Период реализации: 2020-2024

Этапы проведения мониторинга • Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов (2019-2020 годы) • Апробация учебно-методических материалов в 5 и 7 классах (2019-2020 годы) • Введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций (2020 год) • Анализ и обсуждение результатов первого этапа мониторинга в 5 и 7 классах (2019-2020 годы) • Постепенное введение мониторинга в 5-9 классах с максимальным охватом образовательных организаций (2020-2024 годы) • Повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга (2019-2024 годы)

Этапы проведения мониторинга

• Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов (2019-2020 годы)

• Апробация учебно-методических материалов в 5 и 7 классах (2019-2020 годы)

• Введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций (2020 год)

• Анализ и обсуждение результатов первого этапа мониторинга в 5 и 7 классах (2019-2020 годы)

• Постепенное введение мониторинга в 5-9 классах с максимальным охватом образовательных организаций (2020-2024 годы)

• Повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга (2019-2024 годы)

 Разработанный инструментарий для апробации - система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизни Выполнение каждой работы рассчитано на 2 урока По 12 вариантов заданий для 5 и 7 классов 132 комплексных ситуаций и множественных текстов 513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам

Разработанный инструментарий для апробации - система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизни

Выполнение каждой работы рассчитано на 2 урока

По 12 вариантов заданий для 5 и 7 классов

132 комплексных ситуаций и множественных текстов

513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам

Основные направления формирования функциональной грамотности, разрабатываемые в рамках проекта • Математическая грамотность • Читательская грамотность • Естественнонаучная грамотность • Финансовая грамотность • Глобальные компетенции • Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности, разрабатываемые в рамках проекта

16 Функциональная грамотность Что стоит за этим понятием и почему эту проблему связывают с исследованием PISA? 16

Функциональная грамотность

Что стоит за этим понятием и почему эту проблему связывают с исследованием PISA?

Понятие о функциональной

грамотности

А. А. Леонтьев:

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Нова ли эта проблема для российской и советской школы? Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объёмом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) Раньше мы это называли “ формализмом знаний” “ ситуационностью знаний” сегодня – 16

Нова ли эта проблема для

российской и советской школы?

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объёмом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Мы учимся,

увы, для

школы, а не

для жизни.

Сенека

(4 г. до н.э. — 65 г. н. э.)

Раньше мы это называли

“ формализмом знаний”

“ ситуационностью знаний”

Почему PISA? Основной вопрос исследования Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования 21 Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Анализ результатов Учёт эффекта « Российские учащиеся в исследовании Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования

Почему PISA?

Основной вопрос исследования

Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования

Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Анализ результатов

Российские учащиеся в исследовании

Поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования

ВложениеРазмер
proekt_staryy_1.docx 39.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие профессиональной компетентности учителя

Яруллина Раиса Габдельбаровна,

методист МКУ «Управление образованием

Важнейшей отличительной особенностью современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.

Анализ результатов ВПР и результатов проведения в Республике Татарстан международного исследования PISA-2018 года, обсужденный вместе с педагогами выявил основные проблемы в формирования функциональной грамотности у школьников на сегодняшний день:

недостаточно владение смысловым чтением

трудности при решении задач на интерпретацию информации

затруднение в решении задач, требующих анализа и обобщения

не умение высказывать предположения, строить доказательства.

В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.

Для формирования функциональной грамотности учащихся выдвигаются следующие требования к компетентностям учителя:

-учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют функциональную грамотность.

-учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентности.

В соответствии с профессиональный стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:

-эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач,

-владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

-умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

-умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.

-эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

-использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;

-эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.

Цель : повышение уровня профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся , как условие повышения качества образования.

  1. Обновление содержания и методов обучения с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с функциональной грамотностью учащихся.
  2. Обучение методам комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся для оценки достижения планируемых результатов ООП, способствующих формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности:
  3. Диссеминация лучшего педагогического опыта, используя опыт работы творческих групп педагогов, работу стажировочных площадок

Участники реализации проекта:

Заместители директоров по учебной работе-20 (100%)

Учителя обществознания и истории -29 (100%

Учителя иностранного языка-32 (100%)

Учителя начальных классов -94 (100%)

Сроки реализации проекта: 2020-2021 гг.

Пути повышения эффективности работы учителей

и качества общего образования :

4. Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований.

5. Диссеминация лучшего педагогического опыта, используя опыт работы творческих групп педагогов, работу стажировочных площадок.

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов

Критерии: компетентности и компетенции

Диагностические средства, методы и формы

П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам)

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

Экспертная оценка учебного занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка учебного занятия

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу

Умение реализовать метапредметные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Экспертная оценка учебного занятия

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.

Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий

Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)

Анализ документации, экспертная оценка

К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.)

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся

Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей

Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)

Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи.

Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Умение обеспечить успех в деятельности

высокий уровень - 78% педагогов

средний уровень - 22% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы

высокий уровень - 74% педагогов

средний уровень - 24% педагогов

низкий уровень - 2% педагогов

Умение вести самостоятельный поиск информации

высокий уровень - 88% педагогов

средний уровень - 12% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Умение разработать образовательную программу

Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

высокий уровень - 44% педагогов

средний уровень - 44% педагогов

низкий уровень - 12% педагогов

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

высокий уровень - 82% педагогов

средний уровень - 18% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Владение современными формами, методами, методиками преподавания и оценивания обучения (уровень профессиональных умений)

высокий уровень - 74% педагогов

средний уровень - 26% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

- рост профессионального мастерства педагогических работников;

-увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;

-увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;

-положительная динамика участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;

- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;

-положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.

В то же время анкетирование, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:

-часть педагогов испытывают психолого-дидактические затруднения при освоении инновационных технологий; не умеют преодолеть психологический барьер между традиционной и дистанционной формой обучения;

- недостаточное владение навыками современных оценочных процедур,оценивание метапредметных результатов

- трудности в коррекционной работы над развитиием ребёнка как личности;

В помощь педагогу, для его профессионального роста,

используются следующие потенциальные образовательные ресурсы:

-внешние образовательные ресурсы:

а ттестация, КПК, НПК, участие в профессиональных, творческих конкурсах, семинары, олимпиады для учителей, работа в творческих группах, вебинары, видеоуроки, сетевое взаимодействие учителей-предметников, участие в экспертных комиссиях, стажировка, экспериментальная деятельность

п едсоветы, семинары, консультации, участие в работе ШМО, а взаимопосещение уроков, открытый ресурс, методическая удача

методическая тема, изучение педтехнологий, внедрение нового УМК, апробация учебников, интернет-ресурс, электронное портфолио, открытый ресурс

открытые занятия, мастер-классы, мастерские, диссеминация опыта, публикации, открытый ресурс

Предложенная структура служит информационным и методическим навигатором, позволяющим педагогу выстроить индивидуальную траекторию развития, содержательно его наполнив. Позволяет учитывать собственные склонности, интересы, помогает ему сделать осознанный выбор, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.

Методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся проводятся в форме:

-семинара-практикум по разбору и решению заданий международных мониторингов и ВПР

-тренинга по анализу итогов и критерий оценивания мониторинговых работ

Алгоритм реализации проекта

сетевое взаимодействие, взаимодействие с социальными партнерами

совместные акции и мероприятии

Составляющие функциональной грамотности

Достижение планируемых результатов ООП НОО, ООО, СОО

Метапредметные результаты освоения ООП

Естественно научная, Финансовая грамотность.

Формирование межпредметных понятий: читательская компетенции, компетенции, проектной деятельности. Формирование УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

с кафедрой теории и практики преподавания иностранных языков КФУ

обучение на совещаниях по повышению профессиональной компетентности педагогов по повышению результативности качества образования

организация работы с одаренными детьми

с Центром социально-гуманитарного образования

с Центром социально-гуманитарного образования

с Академией наук РТ, Институтом татарской энциклопедии и регионоведения, местным краеведческим музеем имени Лисенкова

с Чистопольским территориальным органом Госалкогольинспекции РТ

с местным отделением Сбербанка России и Ак-Барса РТ

со специалистами Федерального суда Алькеевского района

с детской районной библиотекой, местным краеведческим музеем имени Лисенкова

С местным отделением Пенсионного фонда РФ

С местным отделением Федеральной налоговой службы

Подготовка и организация Уроков налоговой грамотности, в течение года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор.


Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор.


Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор.


Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн.



эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."

в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки.


Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов

Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга.

Читайте также: