Как выманивает хлестаков деньги у посетителей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чиновники собралисьв доме городничего на следующий день чтобы представиться “ревизору”. Стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Судья первый предлагает “подсунуть” взятку?

Цель этих взяток: Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя.

1 чиновник — это Аммос Фёдорович: Испытывает страх, роняет деньги на пол, дрожит.

2 чиновник -Почтмейстер. Речь героя – бессвязное бормотание, “вытягивается и придерживает шпагу”, услужлив, герой испытывает страх.

3 чиновник -Смотритель училищ: — весь дрожит, язык его заплетается от страха. От неожиданных вопросов Хлестакова оробел.

Хлестаков не понимает, почему ему дают деньги. Заметив робость Хлопова, Хлестаков не может не похвастать: “…в моих глазах, точно, есть что-то такое, что внушает робость”.

4 чиновник — Земляника: заходит к Хлестакову последним, чтобы обезопасить себя. Он последний, его невозможно проверить. Земляника подленько доносит на других чиновников; “для пользы отечества я должен это сделать”, — оправдывает себя трусливый чиновник, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Он рассчитывает улизнуть, не дав взятки. Однако Хлестаков, войдя в раж, возвращает Землянику, и добивается своего. Почему он доносит на своих “друзей”? Цель доноса: продвижение по службе.

Что можно сказать о чиновниках, об их состоянии во время дачи взяток? Это растерянность и трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в речи, действиях чиновников и авторских ремарках. Все они испытывают страх, подобострастны, услужливы.

Чиновники пребывают в таком состоянии души и ума, когда, с одной стороны, охватывает смертный ужас при мысли о разоблачении многочисленных грехов, но, с другой стороны, остается непреодолимое желание жить так, как жили до сих пор. На стыке этих состояний рождается страх перед возможным появлением ревизора. Они испытывают растерянность, трепет перед чиновником из Петербурга. Все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять “сосульку, тряпку”, “вертопраха” за ревизора.

Хлопов – трусливый человек. Когда он даёт деньги, у него как будто сбрасывается камень с плеч. Он радуется окончанию встречи с Хлестаковым. Хлопов стесняется и не может связать двух слов.

Власти слишком привыкли к своей жизни, поэтому они не хотят, чтобы в места их управления наведывался ревизор. Думая, что Хлестаков – это именно он, они хотят пойти самым простым путём – дать денег и замять дело. Они считают его человеком, способным решить их судьбу, поэтому делают всё, чтобы положительно повлиять на его решение. Это очень хорошо показывает чиновничество и в реальной жизни. К сожалению, всё это происходит и в наши дни и, скорей всего, будет происходить и в далёком будущем, если, конечно, чиновничество и правительство в целом не одумается. Взятки, полнейшая разруха на местах и в городе, в стране и нежелание что-то изменить – это те пороки, которые в своём произведении как раз-таки обличил Гоголь.

Вариант 2

Первый взяткодатель – Ляпкин-Тяпкин. Он крайне ловко это сделал просто, будто случайно уронив деньги на пол. У Хлестакова на этот счет было свое мнение. Он посчитал, что подбирая эти деньги, он просто их одалживает. В этой ситуации все ее участники чувствуют себя неловко, но по итогу оказывается, что всех все устраивает. Ляпкин-Тяпкин – судья, поэтому изысканная дача взятки была его коньком.

Заведующий почтой, также, пытается дать взятку Хлестакову. Ревизор, пока, недоумевает, по какой причине он удостоен такого внимания, и все пытаются финансово одарить его.

Хлопов – трус. В момент дачи взятки с него сошло три пота, он не мог четко сформулировать свои мысли. Но после передачи денег он чувствует нечеловеческое облегчение. Его радость от окончания разговора с ревизором не имеет границ.

Последним взяточником, пришедшим к лжечиновнику, стал Земляника. В его распоряжении были богоугодные заведения. Но наплевательское отношение к своему делу не сулит ничего хорошего. Заведения эти славятся хаосом и беспорядками. Их пациентам приходится ходить в грязных одеждах, и от этого они еще больше болеют. Земляника отказывается их лечить, полагаясь на судьбу. Полное несоответствие лечебных учреждений санитарным нормам и безразличное отношение чиновника к людям – это причина дачи им взятки Хлестакову. Землянике не очень хочется расставаться со своими деньгами. Он решается на донос по поводу невыполнения коллегами своих служебных обязанностей. Хлестакова не приходится долго уговаривать, и он сам начинает намекать ревизору на деньги.

Горе властители уже успели наладить свою безбедную и беззаботную жизнь. Приезд ревизора означал не что иное, как вмешательство в плавное течение их жизни. Они решают пойти по пути наименьшего сопротивления, и уладить свои неприятности простой дачей взятки. Все чиновники, без исключения, боятся, что их жизнь, из сытой и довольной, может превратиться в голодную и неприметную. Они стараются любым методом повлиять на ход проверки их деятельности. Вот тут можно провести параллель и с нашим временем. Сегодня происходит то же самое. Люди, которые получают хоть малую долю власти и денег хотят как можно больше унести с собой. Они грабят обычный народ, не обращают внимания на проблемы людей, связанные с неправильным правлением на местах. Но, как только речь заходит о какой-либо проверке, тут же они становятся шелковыми и сразу находят оправдание каждому своему неправильному действию.

Из произведения видно, что во все времена деньги портили человека. Общество ожидает тотальный хаос и полное разрушение, если люди не перестанут думать только о себе, а чиновники будут действовать в интересах народа, а не в ущерб ему.

Сочинение

В комедии “Ревизор” Н.В.Гоголем показаны нравы чиновников небольшого уездного города. Дела в городе идут плохо: опьянённые вседозволенностью и властью бюрократы совершенно не занимаются своими обязанностями. Приезд ревизора из столицы пугает их: чиновники из-за своей халатности и лени боятся потерять доходные места. Взяточничество - основной способ улаживания любых дел в уездном городе, поэтому бюрократы решают дать ревизору деньги, чтобы он закрыл глаза на их правонарушения и бездеятельность.

В 4 действии комедии взволнованные чиновники идут к Хлестакову, которого по ошибки приняли за ревизора, чтобы откупиться от проверки их ведомостей. Первым позаботился о безопасности уездного суда Ляпкин-Тяпкин. Амос Федорович сильно волнуется, идя на подкуп должностного лица. Судья как бы случайно теряет деньги, которые поднимает Хлестаков. Молодой пройдоха просит ассигнации взаймы, на что конечно же соглашается обрадованный Ляпкин-Тяпкин, Герой считает, что успешно уладил дела с ревизором.

Следующим чиновником, навещающим Хлестакова, становится почтмейстер. Освоившийся повеса сам просит у Шпекина денег взаймы. Неуверенного и трусливого смотрителя училищ бюрократы буквально вталкивают в комнату Хлестакова. “Ревизор” и у Луки Лукича просит деньги в долг, которые, несомненно, получает. Хлопов спешно покидает Хлестакова, обрадованный тем, что проверяющий “не заглянет” теперь в классы.

Артемий Филипович Земляника - смотритель богоугодных заведений, не спешит с дачей взятки, он хочет обойтись доносами на чиновников. Но Хлестакову не интересуют бюрократы, молодой пройдоха преследует лишь личную выгоду. Как и у остальных чиновников он просит у Земляники деньги в займы. Городские помещики Бобчинский и Добчинский также приносят Хлестакову взятку, чему очень рады, ведь ревизор соглашается выполнить их “нижайшую просьбу”.

Но не только чиновники спешат уладить свои дела при помощи взятки. С жалобами на городничего к Хлестакову приходят купцы. Они просят ревизора повлиять на злоупотребление властей города должностными обязанностями. Пользуясь своей безнаказанностью, бюрократы порасту обворовывают торговцев. Купцы также, как и чиновники, дают Хлестакову деньга в займы, а вместе с ними серебряный поднос и сахарцу.

Городничий, как остальные герои комедии, позаботился о своих интересах. Он помогает Хлестакову расплатиться за гостиницу. Когда молодой повеса покидает город, Антон Антонович суживает деньгами своего будущего зятя. Хлестаков становится взяточником поневоле и недоразумению, однако проявляет в этом недюжинный талант и мастерство.

Взятки Хлестакову в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Как и должно быть, в сказке этой многое очеловечено. И даже не волшебным образом, а просто так. То есть никакой волшебник не взмахнул рукавом, чтобы собачка заговорила. Но тут, всё-таки, собачка (под столом) тявкает

Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма

Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

В нашей жизни мы встречаем огромное количество учителей. Все они разные, имеют собственные привычки, какие-то черты характера, которые отличают их от других. Но ведь есть самые любимые

В комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” множество показательных сцен, которые ярко характеризуют современное ему чиновничество. Одной из наиболее ярких – можно считать действие, в котором чиновники уездного города, цепенея от ужаса, дают взятки Хлестакову. С особым мастерством автор прорабатывает каждый эпизод, раскрывая характеры городских чиновников.

Как чиновники дают взятки Хлестакову

Первым позаботился о себе и безопасности своего ведомства судья Аммос Фёдорович. Он как бы невзначай роняет деньги, Хлестаков абсолютно естественно берёт их себе. Герой пребывает в уверенности, что одолжает их у Тяпкина-Ляпкина. Эпизод выходит довольно неловкий, но все остаются довольны. Читатель замечает, что из всех городских чиновников судья самый опытный в деле взяточничества. Несмотря на это, Аммос Фёдорович крайне испуган, дрожит всем телом, его пугает реакция “ревизора”, ведь он переживает за своё будущее.

Почтмейстер следующим посещает “высокого” гостя и действует по тому же плану. Хлестаков всё ещё в недоумении, по какой причине ему несут деньги, однако он уже входит во вкус и проявляет ещё больше естественности, пренебрежения и откровенно радуется деньгам.

Лука Лукич управляет училищами, его фамилия говорящая, Хлопов, как и у других героев комедии. Это самый трусливый человек из всех, кто давал взятку Хлестакову. Он будто сбрасывает камень с плеч, когда заканчивается визит к “ревизору”. Человек, руководящий образовательными учреждениями робеет, как двоечник, он смешон и жалок.

Земляника и его визит

Последним к Хлестакову является Артемий Филиппович, его фамилия Земляника. Этот чиновник начальник богоугодных заведений, в которых творится полнейший хаос. Его пациенты ходят в грязной одежде, много курят, не получают никакого лечения. Чиновник уверен, что человека не нужно лечить: он либо выживет сам, либо умрёт. Грязь, беспорядок, антисанитария, нежелание менять положение дел – причина, по которой Земляника навещает Хлестакова. Он не планирует давать деньги, а хочет обойтись доносами на своих коллег. Но Хлестакову не интересен этот аспект, он вошёл во вкус и сам “напрашивается” на взятку.

Характеристика чиновников

Городские власти привыкли к своему устоявшемуся укладу жизни, они не хотят, чтобы их мирок поколебался. Естественно, каждый их них пытается предотвратить посещение ревизором подопечных ему заведений и ведомств. Взрослые состоявшиеся люди трепещут перед тем, кого совершенно не знают, веря, что их будущее зависит от тощего молодого проверяющего. Его наделяют таким ореолом всемогущества, что все поневоле верят в это, ни на минуту не усомнившись. Общая картина, которую рисует автор, плачевна и горька: порядок, который должен быть в образовании, в лечебницах, в правосудии, напрочь отсутствует. Чего стоит тот факт, что судья зачастую не в состоянии разобраться, кто прав, а кто виновен. Тяпкин-Ляпкин не горит желанием нести справедливость в массы, он делает свою работу как придётся.

В статье описаны сцены дачи взяток Хлестакову городскими чиновниками. Материал будет полезен для характеристики людей, управляющих уездным городом,а также для раскрытия образа Хлестакова, который становится взяточником поневоле и проявляет особый талант к этому.

Краткая характеристика Хлестакова

Вариант 1

Иван Александрович Хлестаков — это молодой человек, лгун и прожигатель жизни, постоянно находящийся в безденежье прибыл в уездный город. Однако, чисто случайно его принимают за ревизора, приехавшего с проверкой деятельности городка.

Сразу же ему стали предлагать все взятку за то, чтобы он написал хорошую справку. И Хлестаков, воспользовавшись этим случаем, делает так, что все преклонялись перед ним, и к тому же он обогащался. И потом, он потихоньку удаляется, оставив всех в дурацком положении.

Образ мыслей Хлестакова аналогично похож с мыслями других персонажей. Его ложь и бессвязная речь поражают всех. Но мы видим, что молодой человек не определял перед собой цель обмануть чиновников, он просто им подыграл.

Глядя на такое преклонение перед ним, он начинает врать, да так ловко, что из служащего превращается в главнокомандующего. Сиюминутно он возводит и разрушает фантастический мир, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.

Молодой человек говорит все больше фрагментами, но и, в то же время быстро. Хлестакову нравится играть новую роль. Если у первого посетителя он просит в долг, то от Бобчинского и Добчинского прямо с порога требует денег.

Пропадает же он, как настоящий лжец. Никто даже не знает, куда этот мнимый проверяющий исчез. Он представлен здесь, как призрак, созданный нечистой совестью и страхом. И когда в финале, все узнают, что приехал настоящий ревизор, то находятся в полном оцепенении.

Гоголь показал, что все-таки придет справедливость, и чиновники будут наказаны за свое ненадлежащее исполнение обязанностей, в образе же Хлестакова и других персонажей автор изобразил исконные проблемы России. Писатель понимал, что невозможно что-то изменить, но желал, чтобы этим заинтересовались.

Вариант 2

Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” — меткий укол в самое больное место — глупость и невежество народа, который всех и всего боится.

В этой комедии нет ни одного положительного героя. Все персонажи комедии подвергаются жестокой критике автора. Основному удару подверглось чиновничество, которое представлено рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей, которые разворовывают и пропивают городское имущество.

Хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. Разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления.

Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. Однако, несмотря на всю эту никчемность, у Хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных.

Сделал он это с подсказки своего слуги — Осипа. Возможно Хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а Хлестаков удалился победителем. Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников.

Такое явление, как “хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу.

Гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. Все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”.

Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. Гоголь отобразил извечные проблемы России и соединил их в образе Хлестакова и чиновничества.

Против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире управляют такие, как Хлестаков или городничий

Образ и характеристика Хлестакова

Вариант 1

Фабула известнейшей комедии в пяти действиях, написанной Николаем Васильевичем Гоголем, разворачивается в городе N. Местные чиновники ожидают появления ревизора и по ошибке узнают его в одном из жителей гостиницы. Доводом к этому заблуждению послужила недурная наружность и задумчивость молодого человека, который арендовал номер, не внося оплаты.

Дорогим, модным костюмом своим Хлестаков прикрывает свою никчёмность и отсутствие внешней привлекательности. Видимая задумчивость героя на самом деле есть мечтательность; Иван Александрович в принципе не способен долго удерживать своё внимание на одной мысли.

Когда Хлестаков понял, что его ошибочно приняли за некую важную персону, он не теряется, но скоро вживается в роль. Его богатая фантазия приносит свои плоды: он умудряется придумывать столько лжи, которой кормит питающих иллюзию людей города N, что верят ему все поголовно.

В целом Иван Александрович показан как образ нецелостной личности: он человек без способностей и нравов, занимает довольно пассивную позицию в отношении собственной жизни, заботится лишь о своём костюме. Горазд он только на обман, в чём ему способствует фантазия, обогащённая от вошедшей в привычку мечтательности.

Герой излишне самолюбив, хотя по сути ничего собой не представляет. Перед светом города N он выставляет себя, однако, великим человеком, в своих рассказах присваивая себе чужие достижения. Н.В. Гоголь намеренно создаёт именно такой образ человека с низкими моральными качествами, чтобы усилить эффект комичности ситуации.

Вариант 2

Главный, и самый яркий, герой комедии — Иван Александрович Хлестаков. Именно он становится причиной событий, впоследствии произошедших в маленьком уездном городишке. Вообще, образ Хлестакова — это большая творческая находка для автора, с помощью которого он смог изобразить весь абсурд, происходящий в России того времени.

В ”Ревизоре” Гоголь изобразил провинциальную Россию, где абсолютно не ценятся личные качества человека и его заслуги, важно лишь — какое он занимает положение в обществе.

Итак, Иван Хлестаков — это достаточно молодой, одетый по моде и довольно симпатичный человек. Он занимает должность мелкого служащего, посредственно выполняющего свои обязанности.

Кроме того, он — азартный игрок, растранжиривший всё наследство отца. Положение, в котором он находится по приезду в город, можно охарактеризовать так: практически никем не уважаем и не имеет никаких средств к существованию.

Хлестаков — пустышка, весь смысл жизни которого заключается в поиске выгоды для себя любимого. Он — трусливый обманщик, очень хитрый и тщеславный человек. Он не сразу осознаёт, что его принимают за большое должностное лицо.

Но, когда он втягивается в этот процесс, у него происходит подмена понятий. Хлестаков понимает, что для того, чтобы погулять на этом ”празднике жизни” не нужны никакие человеческие достоинства, главное — уметь воспользоваться выпавшим шансом, прибавив к этому хитрость.

Однако, результат всего происходящего — абсолютно не его заслуга. Такие же трусы и мошенники, как и он сам, своим чинопочитанием возвысили Хлестакова до такого положения.

А почему собственно ему не быть ”ревизором”? Ведь он прекрасно справляется с этой ролью. Он также жеманничает и фальшивит, изображая из себя большого чиновника.

Хлестаков, нимало не стесняясь, берёт взятки, волочится одновременно за несколькими женщинами, бездумно делает предложение дочери городничего. Он абсолютно ничего не стыдится, попросту не имея никаких нравственных устоев. Иван — авантюрист, ищущий приключений, являясь при этом жалким и ничтожным существом.

Крайне отвратительно, Хлестаков относится к людям более низкого происхождения, полагая что им положено по происхождения голодать и нести все тяготы жизни.

Вся нелепость и абсурд произошедшей ситуации заключается в том, что чем дальше заходит наглое враньё и манерность Хлестакова, тем больше ему верят, полагая что такое себе может позволить только ”высокое лицо”. Всё его поведение говорит о том, что именно он — тот ожидаемый ”ревизор”.

Гоголь в ”Ревизоре” даёт понять, что Хлестаков — не просто примитивный и манерный ”елистратишка”, прожигающий жизнь, он — детище всего бюрократического порядка, сложившегося в те времена.

В наше время фамилия Хлестаков имеет нарицательный смысл. Понятие ”хлестаковщина” вмещает в себя наглую ложь и хвастовство, манерность поведения, ничем не обоснованное зазнайство, соседствующее с внутренней глупостью и пустотой.

К большому сожалению, и сейчас вполне можно встретить Хлестаковых. Времена сменились, но бюрократическая система до сих пор остаётся в неизменном виде.

Описание образа с цитатами

В предисловии к комедии “Ревизор” Н. В. Гоголь дает Хлестакову следующую краткую характеристику:

“…Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какойнибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде…”

Далее рассмотрим более детально цитаты из пьесы, касающиеся этого персонажа.

Полное имя героя — Иван Александрович Хлестаков:

“…Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга…”

Возраст Хлестакова около 23–24 лет:

“…Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим…”

О внешности Хлестакова известно следующее:

“…Нет, больше шантрет*, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят…” (*шантрет — шатен, человек с волосами каштанового цвета)

“…А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его. ” (слова городничего)

“…худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он. ”

“…Душенька Осип, какой твой барин хорошенький. ”

“…Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина. ”

“…как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генералгубернатора…”

Об одежде Хлестакова известно следующее:

“…в партикулярном платье*…” (* партикулярное платье — одежда “по гражданке”, то есть не служебная форма)

“…И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут…”

“…Отдает фуражку и тросточку…”

“…а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями…”

“…Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…”

Чин Хлестакова — коллежский регистратор:

“…Добро бы было в самом деле чтонибудь путное, а то ведь елистратишка простой. ” (в народе “елистратором” называли регистратора, чиновника самого низшего класса в “Табели о рангах”)

Хлестаков служит чиновником в канцелярии в Петербурге:

“…Я служу в Петербурге…”

“…Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…” (работа Хлестакова — переписывать бумаги)

“…Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию…” (Хлестаков о своей службе в канцелярии)

Хлестаков мало бывает на службе и вместо этого гуляет или играет в карты. Поэтому он не продвинулся по службе:

“…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…”

“…Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут…”

Родители Хлестакова присылают ему деньги из деревни:

“…Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни…” (о себе)

Хлестаков не умеет экономить и тратит деньги на самые разные удовольствия. Иногда он остается совсем без денег и тогда ждет помощи от родителей:

“…Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя. ”

“…Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак…”

Хлестаков любит все самое лучшее. Он не любит себе отказывать ни в чем:

“…А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли. ”

“…Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед…”

“…Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…”

“…Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню…”

Хлестаков любит играть в карты и иногда проигрывает много денег:

“…Скажите, пожалуйста, нет ли у вас какихнибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты. ”

“…иногда очень заманчиво поиграть…” (о себе)

“…С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался. ”

Хлестакову нравится жизнь в Петербурге. Он не может без него жить:

“…Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками. ”

“…Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право. ”

Хлестаков — милый, приятный человек, по мнению жены и дочери городничего:

“…Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое…”

Хлестаков — воспитанный, любезный молодой человек:

“…Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть…”

Хлестаков говорит по-французски, как и все образованные дворяне того времени:

“…Привыкши жить, com­prenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…” (* в переводе с фр. — “понимаете ли”)

Хлестаков — глупый человек. Так, например, он искренне верит, что голод пройдет, если погулять по улице:

“…Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит…”

Хлестаков — трусливый человек. Он должен денег хозяину гостиницы и боится, что за этот долг его арестуют:

“…Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Эка бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму. ”

“…У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается…”

“…Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду. ”

Хлестаков — “вертопрах”, ветреный мальчишка, “сосулька” и “тряпка”, но он умеет вести себя важно.

“…Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было. ”

“…Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего. ”

“…Сосульку, тряпку принял за важного человека. ” (городничий о Хлестакове)

“…Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступкис…”

Он любит приврать о себе. Так например, он врет чиновникам города N, что он знаком с Пушкиным, что дает балы и т.д.:

“…Я ведь тоже балы даю…” (Хлестаков не дает балы, на самом деле)

Хлестаков любит женщин. Так, ему нравится не только дочь городничего, но и его жена:

“…Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки. ”

“…а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой…”

“…А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…”

Он знает, как очаровать глупых провинциальных женщин:

“…Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон…”

“…Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…”

Он любит, когда ему прислуживают:

“…Почтмейстер По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей…”

“…Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…”

“…По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, – не правда ли. ”

Это был цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор” Гоголя, описание внешности и характера героя в цитатах.

Читайте также: