Рефлексивный отчет по плану развития школы

Обновлено: 02.07.2024

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Для внесения преобразований в практику школы я планирую использовать такие методы, как коучинг и менторинг, а также коллаборативный подход Lesson Study.

Для эффективной организации работы с талантливыми и одаренными детьми предложила общение по Skype, которое обеспечивает в любое время связь учителя с ребенком в он-лайн режиме, консультацию и обсуждение олимпиадных задач. Объявила о создании сетевого профессионального сообщества нашей школы и призвала к общению через сеть интернет.

Для совершенствования методов преподавания и обучения я пригласила своих коллег на коучинг. Объяснила, что коучинг – это инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности. Коучинг направлен на совершенствование и профессиональный рост коуча. Коучинг направлен на профессиональное совершенствование фокус-группы.

Я предложила Учителю А выступить в роли коуча, так как она готовит портфолио на прохождение курсов переподготовки по Программе второго уровня и в хороших взаимоотношениях со мной. Мы сотрудничаем вместе, являемся классными руководителями одной параллели, всегда пользуемся взаимовыручкой. Учитель А – учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории, со стажем 22 года, в возрасте 54 года. Ученики занимают призовые места на районной олимпиаде. Очень трудолюбивый и ответственный учитель. Так как у нас в школе никто не проводил коучинг и учителя не знают что это такое, мне нужно было объяснить Учителю А, что такое коучинг, этапы и структуру коучинга и мы вместе разрабатывали все планы для проведения коучинг-сессий.

Для проведения менторинга с Учителем А, был составлен план менторинга. Цель менторинга профессиональное совершенствование деятельности учителя в целях содействия достижения успеха в применение новых подходов для повышения мотивации учащихся.

В ходе менторинга коуч овладела теоретическими знаниями, научилась планировать серии последовательных уроков, получила личностное и самое главное профессиональное развитие.

После проведенного первого коучинга был проведен менторинг по отношению к Учителю А для проведения ею второго коучинга и менторинга по отношению к Учителю В (выполняет роль сертифицированного учителя третьего уровня).

Учитель В – учитель истории подопечная Учителя А, без категории, в возрасте 25 лет, со стажем 3 года изъявила желание выполнять роль сертифицированного учителя третьего уровня. Учитель стремился работать по новому. После каждого коучинга Учитель А проводила менторинг по отношению к Учителю В. Я наблюдала за процессом менторинга. Менторинг проводился по теме коучинга. Целью менторинга была разработка уроков, где использовались идеи темы коучинг-сессий.

Цель: показать, как посредством применения заданий диалогического обучения можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке.

Ожидаемые результаты:

Критерии успеха:

1.Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера.

2.Учителя умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий.

3.Учителя умеют задавать вопросы (ромашка Блума) при проведении различных типов бесед.

Цель: обсудить эффективность использования новых подходов в обучении по развитию навыков критического мышления. Создать условия для овладения учителями практическими навыками стратегий критического мышления через новых подходов в обучении.

Ожидаемые результаты:

- учителя овладеют новыми подходами развития навыков критического мышления учащихся.

Критерии успеха:

Предложила проводить классные часы и родительские собрания в групповой форме. Коллеги подхватили идею и собрания родительские провели в новом формате, с установлением благоприятной среды и рефлексией. Разработали проведение классных часов по стратегии зиг-заг.

Я полагаю, что критерии успешности, которые я выдвинула, позволят измерить внесенные изменения в практику преподавания учителей школы.

Создание сетевого сообщества было полезным в моей работе на практике, и я буду продолжать активно участвовать в сетевом сообществе учителей района/города.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среднесрочный план четырех последовательных уроков в 8классе по истории Казахстана составлен на основе Программы МОНК 2013г и инструктивно-методического письма 2016г. В составлении среднесрочного плана учитывались возрастные особенности учащихся и рекомендации по внедрению новых методов и подходов.


диагностика определения лидерства

Класс выбран не случайно, так как в данной школе я работаю второй год, личностные особенности учеников всей школы мною не до конца изучены. Работа классного руководителя в 8 классе позволила мне ближе познакомиться и изучить учащихся данного класса. Я провела социограмму по определению лидерства в классе, согласно которой я увидела, что дети дружные, но есть 6лидеров и 1 ученик с которым класс не хотел взаимодействовать. Данный прием помог мне при формировании групп, и конфликтных ситуаций не возникло.

Учащимися были разработаны правила работы в команде, которым они следовали на уроках.

работа в группах

При оценке уровня критического мышления учащихся я увидела что, ученики затрудняются анализировать материал, делать выводы и обобщать. Поэтому мне необходимо продолжить развивать эти умения и навыки.


Я

формативное оценивание "Все в твоих руках"

считаю, что вышеперечисленные методы оценивания способствуют развитию у учащихся чувства ответственности и уверенности. Потому что раньше они были приучены к тому, что оценку ставит учитель, и она была для него законом. Теперь же ученикам представилась возможность самим объективно оценить свою деятельность на уроке.

Использование ИКТ на уроке позволило мне сделать процесс обучения интересным, активизировать школьников, для самостоятельного поиска информации. В дальнейшем необходимо расширить возможности использования ИКТ. Используемые стратегии для учащихся были не новы, так как я их часто применяю в своей работе.

Использование ИКТ на уроке позволяет мне сделать процесс обучения интересным, активизировать школьников, а для учеников дает дополнительные возможности в самостоятельном получении информации

Проанализировав обратную связь от учеников (комментарии, интервью) , я могу утверждать, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную мотивацию детей. Групповое взаимодействие способствует активному участию учащихся в процессе урока. Ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Учащиеся научились трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах), договариваться между собой, слушать друг друга, добывать знания самостоятельно, рефлексировать, консультироваться друг с другом, оценивать себя и своих одноклассников .Я считаю, что мои ученики станут более уверенными в своих знаниях, а значит – успешными.

Анализ реализации процесса коучинга и менторинга, эффективность внедрения изменений

В коучинге приняли участие классные руководители, учителя- предметники, интересующиеся новыми подходами в обучении и преподавании.



Для закрепления полученных знаний каждой группой была составлена своя модель одаренного и талантливого ученика. По разработанным критериям было проведено формативное оценивание работ при помощи стикеров.


Рефлексия помогла мне выяснить, насколько каждый учитель овладел знаниями и умениями выявлять одаренных и талантливых в своем классе, на своих уроках, что многие взяли на заметку стратегии по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми, и достигли поставленных целей. Было приятно видеть, что все учителя отметили, что этот коучинг расширил их знания о работе с одаренными и талантливыми детьми. Но также было высказано пожелание "продолжить коучинг-занятия по данной теме" , ". изучить все модули" , ". оказать практическую помощь".

Считаю, что коучинг достиг своих целей. Мне удалось мотивировать коллег детальней изучить стратегию по развитию одаренных и талантливых учеников и в дальнейшем применять её в своей практике. Многие учителя составили индивидуальные планы работы с одаренными и талантливыми А так же я смогла показать коллегам практическое применение новых подходов в преподавании и учении, что позволит учителям моей школы перейти на другой уровень преподавания, повысить свой профессиональный потенциал.

Но при обсуждении плана совместной работы я поняла, что она ставит перед собой множество целей и пытается их сразу достичь, не хватает теоретических знаний .Так как моя практика совпала с началом учебного года, я в первую очередь решила помочь подопечной в составлении среднесрочного плана и плана воспитательной работы. Но для этого мне необходимо было провести консультацию по использованию стратегий семи модулей на уроке.

Для изучения методов и приемов, применяемых подопечной на уроке, выявления проблем, мною был посещен урок. После которого подопечная сама проанализировала свой урок и указала на плюсы и минусы урока. В отдельности все стратегии интересны для детей, но в общем методы и формы используемые учителем не оправдали ожидаемого результата. Мои наблюдения на уроке, помогли учителю увидеть проблемы в организации работы детей. Так из 18 детей только 8 учащихся могут работать в группе, 6- умеют оценивать и комментировать, 4-могут работать самостоятельно. Отсюда был сделан вывод, в первую очередь надо научить детей работать в группе и внедрить модуль "новые подходы" .В ходе совместной разработки урока по естествознанию " Строение растения" были даны рекомендации по внедрению изменений в практику преподавания и обучения.

С целью обмена опытом работы подопечная побывала у меня на уроках. Увидела на практике как можно использовать на уроках семь модулей. Из всего увиденного больше всего было вопросов по организации группового взаимодействия на уроках. С этого подопечная решила начать внедрение изменений в свою практику.

В ходе практики мною было посещено 3 урока .Наблюдения с уроков подопечной показали, что учитель разрабатывает уроки с использованием групповых форм взаимодействия учащихся, критериального и формативного видов оценивания, обратной связи. Для создания комфортной психологической обстановки в классе организованы игры-активизаторы. Безусловно, судить обо всей практике педагога по нескольким урокам нельзя. Но полученные доказательства свидетельствуют о том, что подопечная знает, как организовать групповое взаимодействие и применяет его в практике своей работы, учитывая возрастные особенности учащихся. О чем свидетельствует рефлексия обратной связи. А также сравнительная диаграмма наблюдения. Из 18 учащихся 15-могут работать в группе, 7 научились оценивать, 6 могут без учителя организовать самостоятельную работу. Я думаю, что моя подопечная не остановиться на достигнутом, в дальнейшем будет совершенствовать свое педагогическое мастерство, выработает свой индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

работа в группах на уроках подопечной

формативное оценивание на уроках подопечной

Анализ процесса планирования работы педагогического сообщества школы и эффективность внедрения изменений


В

заседание "Учитель новой формации"

ходе разработки плана развития педагогического сообщества, я испытала трудности, потому что раньше не сталкивался с такой задачей. Я не до конца была уверена в эффективности моего плана. Чтобы убедиться в правильности выбранного мною направления и для корректировки плана развития педагогического сообщества школы была создана группа, в которую вошли завуч по ВР, сертифицированный учитель, 2 руководителя школьных методических объединений. Они ознакомились с предварительным планом развития педагогического сообщества предложили свои идеи, как реализовать в плане развития основную цель : содействие профессиональному росту учителя через внедрение новых подходов в воспитании и обучении. Так на заседании "Учитель новой формации" они предложили обменяться опытом работы по применению модулей на уроках, в организации банка данных разработали необходимые параметры. Каждый из них внес посильный вклад, не смотря на то, что им не хватало знаний по идеям Программы. Все члены группы планирования были единодушны во мнении, что изменения в школьную практику вносить необходимо.

Помимо коучингов в рамках реализации плана развития педагогического сообщества проводился процесс менторинга, который направлен на профессиональное развитие подопечного, усовершенствование его практики. Менторинг проводился с одним учителем: молодым педагогом, прошедшим курсы по обновленной программе. Цели встреч были направлены на оказание методической помощи и поддержки в проведении им учебного процесса. Встречи проходили неформально по запросу менти. Все что было запланировано было реализовано.Подопечная познакомилась с идеями Программы, стала применять приемы и методы семи модулей, анализировать свою деятельность. Составила ССП, план воспитательной работы.

Эта работа заинтересовала весь коллектив, поэтому мною параллельно были проведены дополнительные консультации с коллегами по возникшим вопросам и затруднениям в реализации процессов преобразования (составление планов, стратегии семи модулей и др.)

Трудностью в организации менторинга и коучинга стала нехватка времени. Практика совпала с началом учебного года, которое сопровождается определенными организационными мероприятиями, требующими затрат времени. Но, благодаря пониманию сложившейся ситуации и слаженности в работе со стороны администрации и коллег, находила время для встреч и консультаций.

Чтобы получить промежуточные результаты эффективности преобразований были использованы : наблюдения, просмотр фото и видео материалов, сделанных во время практики. А так же большую помощь оказала обратная связь, предоставленная учащимися, учителями,. Получены первые положительные результаты. Наши успехи еще не большие, но главное, что они есть: сформировано педагогическое сообщество; запущены процессы преобразования: коучинг, менторинг; учителя стали внедрять в практику своей работы новые подходы в преподавании и обучении.

Процесс планирования и внедрения развития педагогического сообщества позволил мне взглянуть на себя, как на лидера, способного убедить коллег в необходимости преобразований школьной практики. Практика способствовала раскрытию моих организаторских качеств. Появилась большая уверенность в себе.

Рекомендации по расширению педагогических сообществ с привлечением коллег из других школ.

Чтобы добиться реализации дальнейших поставленных целей в соответствии с приоритетным направлением, необходимо функционирование профессионального сообщества учителей. Мне как лидеру нужно вовлечь в сообщество как можно больше педагогов, не только из своего коллектива , но и привлечь к этому учителей из трех соседних школ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рефлексивный отчет

о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором меняются и приоритеты образования. С развитием новых технологий быстро устаревают знания или их просто бывает недостаточно, чтобы считать себя компетентным человеком. Следовательно, возникает потребность не только уметь приобретать и использовать эффективно знания, но и овладеть арсеналом средств, для их пополнения и обновления. От степени развития навыков самообучения, самоконтроля, самооценивания, коммуникативных навыков может напрямую зависеть будущее самоопределение ученика. Проблема: обучение не изолированный навык - для развития компетенций, необходимых ученикам в процессе обучения необходимо развивать метопознание.

Я определила основную цель своей работы - внедрение саморегулируемого обучения в учебный процесс.

Перри (2002) определил три составляющие саморегулируемого обучения: самостоятельность в процессе выполнения заданий, самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения цели и решения проблем. (Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень).

Опираясь на результаты исследования Перри, ожидаемыми результатами я вижу: внедрение учителями саморегулируемого обучения на уроках, учащиеся самонаправлены в процессе выполнения задания; самостоятельно определяют проблемы и цели; самостоятельно выбирают стратегии для достижения цели и проблем.

Критерием успешности будет являться результаты работы в исследуемом классе - дети обладают высокой степенью понимания того, как учиться, могут самостоятельно выполнять сложную работу.

Грамотно выбранные подходы, признанные в мировой практике продвинут процесс перехода к преобразованию в моей школе.

Основные инструменты для достижения поставленной цели: менторинг, коучинг, Lesson Study и подходы: исследование в действии на базе школы-лицея и конструктивистский подход.

Как бы ни тяжело бывает ломать стереотипы профессионального сознания педагогов, но, я думаю, новые стратегии будут эффективны и результативны не только в период моей практики, но и в дальнейшем.

Действуя на основании плана в период прохождения практики в школе, в первый же день я провела беседу с директором школы. При разговоре с руководителем ознакомила его с планом практики, стараясь довести суть нового проекта, свою миссию в этой школе. Было очень приятно положительное отношение руководителя к моей информации, ведь доброжелательный настрой, понимание целей и поддержка придает уверенность. Мы обсудили ближайшие планы работы. Во всех своих запланированных делах я получила одобрение.

Одним из пунктов плана практики было проведение анкетирования родителей, в котором я хотела узнать их мнение в отношении школы, а также их позицию в процессе образования и воспитания детей. Мнение родителей существенно важно, при внедрении новшеств. Родители должны быть в курсе того, что происходит на уроках и в школе в целом, во многих вопросах они могут оказать мощную поддержку. Но бывает, что без грамотного разъяснения каких-либо ситуаций они могут наоборот тормозить процесс, направляя жалобы в различные инстанции. Такое, к сожалению, очень часто наблюдается в настоящее время.

Намеченное выступление на совещании предполагало подготовку презентации, ознакомление с результатами анкет. Педагоги школы были доступно ознакомлены с содержательным аспектом, главными идеями и значимостью внедрения новых подходов в образовании.

Так как школа открыта в текущем учебном году и работающие учителя проходили в других школах курсы третьего уровня, то ещё никто не знакомил подробно коллектив с новыми веяниями в образовании. Я рассказала об основных целях и задачах Программы курсов первого, второго и третьего уровня, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Остановилась на том, что основой является конструктивистская теория обучения, что цель программы - помочь нам, учителям-практикам, пересмотреть наши взгляды на обучение детей, помочь учителям оценить свою работу, продолжить обучать школьников по-новому. Знакомство с содержанием семи модулей программы расширили взгляд на программу. Поделилась своими впечатлениями, что мне лично эти курсы дали очень многое в плане личностного и профессионального роста, ведь изучению нам был предложен большой багаж теоретического материала, различные практические советы и материалы (видеоролики, презентации и многое другое). Кроме того мне представилась возможность знакомства с интересными и умными людьми, которые вместе со мной проходят курсы - учителями города Астаны.

Педагоги школы были приглашены для дальнейшего знакомства с новыми подходами на запланированные менторинги и коучинги.

После совещания учителя по-разному отреагировали на информацию. Кто-то с интересом подходил и спрашивал о предстоящей работе, кто-то высказал мнение, что это очередная реформа, которая ни к чему не приведет. Но самое главное, что основная часть коллектива отнеслась позитивно и приняла активное участие в проведении коучингов.

Я наметила для себя, по каким направлениям я могу внести изменения в работе школы на ближайшее время в период практики и в дальнейшей работе.

С большим интересом было воспринято предложение принять участие в проведении Lesson study . Причем не только заинтересовались учителя прошедшие курсы, но и еще не знакомые с этой методикой исследования учебного процесса в действии. Нам удалось провести два урока - урок истории в среднем звене и русского языка в казахских классах в начальном звене. Процесс менторства я осуществляла с учителем истории закончившим курсы третьего уровня.

Таким образом, удалось внести преобразования в учебно-методическую работу школы. Эти изменения, которые мы начали вносить в практику обучения и преподавания, были новы, свежи, еще незнакомы коллективу. В процессе эффективной совместной деятельности учителя увидели новые формы обмена опытом, новые пути совместного решения проблем. Можно сказать, что запустился процесс изменения сознания педагогов, ведь будучи членом администрации при посещении уроков чаще приходилось видеть уроки, где ученики были просто пассивными слушателями при объяснении новой темы, а методические семинары состояли из серии докладов.

У учителей, прошедших курсы, я поинтересовалась, на какой стадии находится разработка краткосрочного планирования. Целью личной беседы с педагогами являлось формирование осознания ими способов интеграции передовых идей в своей практике. К сожалению, учителя не разрабатывают планирование, включая все модули. Большинство пишут поурочные планы постаринке. Причину этого я вижу в том, что нет целостного видения внедрения в учебный процесс новых подходов, часть учителей затрудняются правильно формулировать цели урока, выбирать стратегии обучения, разрабатывать критерии оценивания. Ну и конечно нет должного контроля со стороны администрации. Я отметила для себя, что на следующий год при возможности надо приказом обязать разработку среднесрочного планирования, закрепить экспериментальный класс за каждым из учителей, закончившим курсы, в котором будут отслеживаться результаты внедрения новых подходов, ну и, конечно же, необходимо оказать всестороннюю поддержку и помощь. При профессиональной беседе с преподавателями критериями успешности работы по разработке среднесрочного планирования было определено: умение педагогами ставить цели обучения, правильно находить формы работы, используемые при активном обучении, оценивать результаты обучения, включая формативное оценивание, охвачивание обучением всех без исключения учащихся.

Следующим этапом моей работы было определение своего менти. Учитель истории, К.Б., согласившийся стать моим менти, обрадовался, что ему придется работать со мной. Он объяснил это тем, что появился стимул работать, когда рядом есть поддержка. Процесс менторства мы запланировали на понедельники, в этот день и на следующий день у нас было минимальное число уроков, поэтому не торопясь и продуктивно можно было побеседовать и поработать. Целью проведения менторингов является установление отношений с подопечным, в ходе которых педагог будет выслушан и направлен на решение возникающих проблем. Вместе с К.Б. мы еще раз проработали теоретический материал третьего базового уровня, я познакомила его с основным содержанием моих курсов. Ему лично было интересно, в чем их принципиальное отличие. Я поделилась с ним своими наработками: приемами, активными методами и стратегиями эффективного урока. Затем наметили тему урока Lesson study . К.Б. сам изъявил желание провести коучинг, вместе с ним мы вы наметили тему и цели коучинга.

Получилось так, что после проведения первого Lesson study с менти, педагог с большим стажем работы С.К., которая позитивно относится ко всем нововведениям в образовании, предложила вместе с ней создать творческую группу по разработке её урока в начальном звене. Еще одной учительнице третьего уровня я предложила попробовать себя в роли коуча, она с удовольствием приняла мое предложение.

Таким образом, вокруг нас организовались две группы коллег: первая по разработке коучингов, вторая по разработке Lesson study .

Цель организации коучингов – подтолкнуть учителей к анализу, размышлениям и дальнейшим действиям, которые помогут им достичь высоких результатов в своей работе. Результатами внедрения в план школы коучингов и менторингов являются: формирование готовности у менее квалифицированных учителей к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем ( Oxley , 2003), результативные методы и качественная практика обучения и преподавания. Критерии успешности следующие: подопечные менти и коучи находят свои пути решения проблем, определяют реально достижимые цели и планируют способы их достижения, при этом присутствует и отслеживается динамика в преобразовании практики преподавания, происходит постоянная рефлексия деятельности.

Размышляя о новых для меня и учителей стратегиях, коучинге и менторинге хочется сказать, что выбирать какая из них эффективнее затруднительно, они обе стали грамотными инструментами, и достаточно хорошо дополняют друг друга. Беседа ментора с подопечным придает уверенность и способствует беспрепятственному и безболезненному решению возникающих проблем. А если менторинг удался, то он является залогом успешного и грамотного коучинга.

Будучи ответственной в школе за учебно-воспитательную работу я чувствовала необходимость в выходе на более продвинутый уровень организации школьного процесса, но вместе с тем я испытывала проблемы в выборе эффективных инструментов. С применением на практике коучинга, менторинга и Lesson Study и анализом промежуточных результатов, я очень рада, что, наконец, нашла решение проблемы.

Хотя в нашей школе начиная с пятого, есть лицейские классы, где в большинстве учатся дети посильнее, для проведения Lesson Study были выбраны средние по уровню знаний классы, шестой и третий. Планировали и отслеживали результаты Lesson Study две группы.

Целями проведения наших Lesson Study мы определили следующие: усовершенствование школьной практики путем изучения процесса обучения учеников, эффективное применение стратегий для повышения уровня знаний учащихся по предметам: истории Казахстана и русскому языку в классах с казахским языком обучения.

Результаты, намеченные для педагогов: совместно группа учителей учится планировать, наблюдать, анализировать процесс обучения и преподавания, документально излагать свои выводы, делится результатами использования подхода с коллегами. Критерии успешности таковы : учителя внедряют в своей практической деятельности саморегулируемое обучение, совершенствуют на уроках эффективные педагогические подходы, знают, как организовать обучение, чтобы оно в результате содействовало гармонизации деятельности школы.

В период практики для реализации взаимодействия, обучения и обмена информацией в социальной сети было создано сообщество педагогов школы, прошедших уровневые курсы. Целью создания сообщества является подключение учителей школы к совместному обучению, представлению и обсуждению результатов работы, создание коллаборативной среды. Результаты нашей работы: на странице в сети мы начали размещать материалы и наработки педагогов по модулям программы, разработки проведенных коучингов, менторингов, Lesson Study , исследования в действии.

Критериями успешности работы на страницах сообщества на начальном этапе является: количество проводимых и размещенных мероприятий, вовлечение других коллег, уверенное использование учителями возможностей взаимодействия в сети для решения возникающих проблем и достижения поставленных целей.

Самое главное, что в настоящий момент сложилась команда, осуществляющая одно дело и совместные исследования. Я думаю учителя, работавшие в сложившихся группах, остались довольны своей коллегиальной деятельностью проходившей в течение месяца, для них он показался результативным. По результатам рефлексии на последнем коучинге они указывают, что в ходе совместной работы получили ответы на вопросы как усовершенствовать процесс преподавания, сделать его интересным и главное результативным. В своих листочках обратной связи они пишут, что стали на каждом уроке заострять внимание на постановке цели каждого этапа, проблемы и выбору стратегий. Серьезней стали подходить к разработке критериев оценки, внедрять формативное оценивание, стараться четко знать, как внедрять в процессе урока составляющие саморегуляции.

Пла н проведения менторинга

Цель: в ходе организации менторинга (процесс, в ходе которого ментор добровольно делится своим опытом с коллегой) определить пути повышения учебной мотивации учащихся.

Наблюдения для обмена опытом

подопечный обращается с вопросами или сомнениями

Оснащение менти необходимыми ресурсами по трансляции в его практику новых подходов и идей Программы

Разработка плана урока менти.

Постановка смарт-целей на урок менти. Практическая помощь.

Организация учебной деятельности учащихся с целью саморегуляции

Проведение урока менти и наблюдение ментора

Внедрение в практику новых подходов в преподавании и обучении. Наблюдение за динамикой деятельности учащихся

Активная работа всех учеников

Анализ уроков менти с применением конструктивной критики (видео фрагмент урока)

Диагностика динамики изменений педагогической практики менти, определение положительных и отрицательных моменты, постановка дальнейших смарт-целей

Самостоятельная разработка плана урока менти

Трансляция ответственности самостоятельности и ответственности в принимаемых решениях.

Детальный рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм.

В предыдущем отчете мы указывали, что успешная реализация плана развития школы позволит нам достичь следующие критерии успеха:

повысится профессиональный уровень педагогов;

педагоги освоят теоретические положения в области формативного оценивания, методы и приёмы;

педагоги овладеют навыками разработки инструментариев оценивания и будут релевантно использовать их в своей практике;

учащиеся будут принимать участие в разработке целей урока, критериев оценивания своих работ, работ одноклассников и критериев успеха;

будет обеспечена своевременная и качественная обратная связь между учителем, учениками и родителями.

Для достижения вышеназванных критериев мы определили уровень профессиональной компетентности учителей. А для эффективности внедрения преобразований создали команду развития школы. Тщательно изучив стартовую позицию школы, запланировали исследовательскую деятельность таким образом, что главным инструментом работы были такие формы и методы для обучения учителей, которые могли показать активность учителей, их положительную позицию к новшествам.

Работу команды развития школы мы начали с составления циклограммы работы (приложение 2 отчета С). Распределили по дням недели все мероприятия, что позволило нам рационально использовать рабочее время.

Для моего коллектива идеи Программы уровневых курсов не новы, так как в прошлом учебном году проходили практику 4 педагога третьего уровня (1 учитель с русским языком обучения и 3 учителя с государственным). Каждый учитель в нашей школе понимает необходимость преобразований в преподавании и обучении (что показывают анализ анкет предыдущих учителей – практикантов). Работа творческой группы и коллектива в целом целенаправленно шла к ожидаемым результатам.

Одним из процессов, стимулирующих эффективность внедрения преобразований в школьную практику, является менторинг. Данный процесс направлен на достижение у подопечного положительной динамики в совершенствовании образовательной практики (Руководство для учителя первого уровня / Коучинг и менторинг, стр.157).

Внедрение подхода Lesson Study – сопровождалось множеством вопросов по организации и проведению 2 цикла. Но, работа в команде и профессиональная поддержка директора школы помогли нам на достаточном уровне провести исследование урока (приложение 8). Как указывалось в отчете С, подход внедряли в 5-м классе. Провели 2 урока (история и русский язык), третий урок (математика) провести не смогли из – за болезни учителя, его перенесли на ноябрь месяц. Но даже эти 2 урока помогли нам провести исследование. В состав команды LS вошли: учитель математики, учитель географии, учитель русского языка и литературы (3 уровень), модератор - учитель истории (3 уровень). Два учителя этой команды совершенно не знакомы с подходом. Это потребовало от команды достаточно времени и усилий для консультирования учителей. Основной целью было повышение мотивации к обучению через применение критериев оценивания (приложение 9, фото). Мы провели анкетирование учащихся 5 класса до и после реализации подхода LS (приложение 10), где видна динамика роста мотивации к обучению, удовлетворения процессом оценивания и творческой работы. Примечание учителей-наблюдателей процесса исследования урока тоже показало, что учителя повысили мотивацию обучаемых. Используя различные формы формативного оценивания, повысилась активность учащихся в течение двух последовательных уроков. Все были вовлечены в процесс обучения. Так же учителя-наблюдатели отметили, что такое тщательное совместное планирование урока исследовательского характера даёт положительные результаты (приложение 11). Так ученики уровня В,С стали активнее вовлекался в процесс обучения и в интервью указали, что такое оценивание справедливо для всех (приложение 12). Несмотря на риски и барьеры, работу команды по внедрению LS в школьную практику признаю удовлетворительной.

Для прослеживания эффективности преобразования практики командой развития школы разработаны вопросы для анкетирования учителей, учеников и родителей (Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учеников и родителей, стр.89, 115). Пресс-центр Школьного Парламента провёл интервью участников процесса обучения, и членов команды развития. Результаты (приложение 14) показывают, что заметен, хоть и незначительный, но рост профессиональной компетентности учителей по вопросам оценивания, мотивации у учеников к обучению, заинтересованности и вовлеченности родителей в учебный процесс. Интервью с членами творческой группы, где члены команды выражают истинное чувство удовлетворения от проводимой работы, знают и понимают для чего нужны преобразования и готовы далее работать в сотрудничестве и сотворчестве, придало мне уверенности в планировании моих дальнейших действий по реализации плана развития школы.

Использованная литература и интернет ресурсы:

Руководство для учителя первого уровня / Лидерская позиция учителя: обзор исследований/, стр. 190

Руководство для учителя первого уровня / Коучинг и менторинг/ стр. 157.Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учеников и родителей.

реализации процессов коучинга в школе.

Цель: профессиональное развитие компетенции оценивания и анализа урока учителей естественно – математического цикла.

№ тема коучинг-сессиидень профразвитиякоучрезультаты сессии модель подотчетности

Читайте также: