Законодательная деятельность екатерины 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок ,дать им точные "пределы и законы”.Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената. Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.),доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного”верховного места”,состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности, по словам Панина действие этого совета смогло "оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной” ,т.е. временщиков .Но он предлагал старое средство : в России существовали "верховные места”(Верховный тайный совет и Кабинет),которые ,однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности .С другой стороны ,”верховное место” ,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть. Таким образом Екатерине указали ,что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась ,может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию ,управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта .Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала ,в её планы входило создание новых законодательных норм ,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве .Её мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой "Комиссии для сочинения проекта нового Уложения”,по поводу ,которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах. О старых русских законах , действовавших при ней ,она отзывалась резко ,считала их вредными и систематизировать их не хотела. Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала ,что это ей удастся.”Можно легко найти общие правила - писала она Вольтеру в 1767 г. - но не подробности. Это почти все равно ,что создать целый мир”.Екатерина отказалась от помощи чиновничества и "легкое ",как она думала, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей ,нуждам которых должны были удовлетворить новые законы.

Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов.”Два года я читала и писала ,не говоря о том полгода ни слова”- говорит сама императрица. Статьи ,заготовленные Екатериной ,были её Наказом. Главнейшие литературные источники это: L` Esprit des Lois Монтескье ,Institutions politigues Бифельда и вышедшее в 1764 г. Сочинения итальянца Беккариа "О преступлениях и наказаниях .Добрая половина статей Наказа есть пересказ "Духа законов”(Монтескье).Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско - публицистических умствований современной европейской литературы .Эти принципы ,были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни .В своём Наказе Екатерина утверждает ,что единственной возможной для России формой власти является самодержавие как по обширности страны ,так и потому ,что одной власти лучше повиноваться ,чем многим господам и "Россия есть европейская держава.”Итак ,по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами ,которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия - страна европейская .После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам. Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей .Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально.

Наказ ,сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины ,после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей .Во Франции он был даже запрещен .Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.

Деятельность комиссии

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства .Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения”. Основания представительства были различны :одни части населения посылали представителей уезда, другие - от провинции ,третьи- от отдельного племени ,четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне),другие -по месту жительства(горожане -домовладельцы ,инородцы.)Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства .Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний .Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться "большим Наказом”.Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве .

Всех представителей ,явившихся в Комиссию ,было 565.Одна треть из них были дворяне ,другая треть -горожане ,из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии ,которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы .Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания . А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия. Общее собрание прежде всего прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности , которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов , должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества , какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс . Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание . Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек . Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию - систематизация или простое собрание старых законов . Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами . Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания.

Екатерина на общее собрание возлагает обязанность "читать законы , в поправлении которых более состоит нужды” , и "читать наказы , разобрав по материям и сделав выписку”. В этом скрывается отсутствие ясного представления о том , что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания , не имеющего в них достаточного навыка . Так , рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач , смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела . Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов . Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве . Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла . В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией . Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего . Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху . Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.

Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились ,но их обсуждение в общем собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились ,затея нового законодательства не удалась.

1.Отсутсвия подготовительных работ.
2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела.
3.Практического неумения руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела ,не только не обработала какой -ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов. Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией ,прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того ,нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей , и можно ручаться ,что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Развитие общего социального конфликта, связанного с дальнейшим распространением и усилением крепостного права, заставляло правительство принимать решительные меры для его решения. В условиях абсолютизма единственный выход состоял в законодательном регулировании сословных отношений и ужесточении административного и военного контроля.

Во второй половине XVIII века дворянство окончательно сформировалось как корпорация, закрытый привилегированный слой, в который проникновение новых людей было сопряжено с большими трудностями. Права этого дворянского сословия были установлены двумя законодательными актами Екатерины II – Учреждением о губерниях 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Губернская реформа предусматривала создание нового, более дробного и продуманного местного административного управления: число губерний увеличивалось, в основу было положено количество населения. Она совмещала централизацию управления с участием представителей местного населения. Однако в отличие от традиционно существовавших в Московском государстве земских учреждений законодательство Екатерины устанавливало исключительно сословный, в принципе, дворянский, способ представительства. Дворянство получало особые личные и имущественные права и обязанности. Противоречивым было положение тех социальных слоев, которые свое благосостояние и перспективы в жизни связывали с предпринимательской и торговой деятельностью.

В стране отсутствовал свободный рынок рабочей силы. Земля и крестьяне оказывались объектом борьбы между купечеством и другими социальными слоями, прежде всего дворянством.

Двойственность положения этих социальных слоев состояла в том, что объективно они были заинтересованы в развитии производительных сил, капиталистических отношений, но в то же время реально действовали в рамках жестко регламентированных феодальных порядков, и всеми возможными способами приспосабливались к ним.

Объектом конфликтов оказываются средства производства, промышленные предприятия, природные богатства и т.д.

Жалованная грамота городам, по существу, создает новое городское население – городское сословие, делит их на категории: домовладельцев, купцов, ремесленников, иногородних и иностранцев, именитых граждан и посадских людей. Местное управление в XVIII в. развивалось в сторону его большей централизации, в том время как местное самоуправление утрачивало свое значение.

В ходе реформ Екатерины II Сенат по существу обратился в центральное административно-судебное учреждение. Его департаменты имели право окончательного судебного решения.

В каждом из его департаментов решения принимались единогласно, а при противоречиях переносились в общее собрание. Учреждение о губерниях 1775 г. завершило деятельность коллегий как центральных учреждений. Они были закрыты постепенно, кроме трех государственных коллегий, ведавших военными и иностранными делами.

Новый план реформирования государственных учреждений не был ею завершен в то время, однако уже наметились: уничтожение коллегиального начала и переход на единоличное управление. Новая система государственных учреждений получила свое законодательное закрепление в учреждении министерств в 1802 г. и окончательно в 1811 г. при Александре I.




Развитие общего социального конфликта, связанного с дальнейшим распространением и усилением крепостного права, заставляло правительство принимать решительные меры для его решения. В условиях абсолютизма единственный выход состоял в законодательном регулировании сословных отношений и ужесточении административного и военного контроля.

Во второй половине XVIII века дворянство окончательно сформировалось как корпорация, закрытый привилегированный слой, в который проникновение новых людей было сопряжено с большими трудностями. Права этого дворянского сословия были установлены двумя законодательными актами Екатерины II – Учреждением о губерниях 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Губернская реформа предусматривала создание нового, более дробного и продуманного местного административного управления: число губерний увеличивалось, в основу было положено количество населения. Она совмещала централизацию управления с участием представителей местного населения. Однако в отличие от традиционно существовавших в Московском государстве земских учреждений законодательство Екатерины устанавливало исключительно сословный, в принципе, дворянский, способ представительства. Дворянство получало особые личные и имущественные права и обязанности. Противоречивым было положение тех социальных слоев, которые свое благосостояние и перспективы в жизни связывали с предпринимательской и торговой деятельностью.

В стране отсутствовал свободный рынок рабочей силы. Земля и крестьяне оказывались объектом борьбы между купечеством и другими социальными слоями, прежде всего дворянством.

Двойственность положения этих социальных слоев состояла в том, что объективно они были заинтересованы в развитии производительных сил, капиталистических отношений, но в то же время реально действовали в рамках жестко регламентированных феодальных порядков, и всеми возможными способами приспосабливались к ним.

Объектом конфликтов оказываются средства производства, промышленные предприятия, природные богатства и т.д.

Жалованная грамота городам, по существу, создает новое городское население – городское сословие, делит их на категории: домовладельцев, купцов, ремесленников, иногородних и иностранцев, именитых граждан и посадских людей. Местное управление в XVIII в. развивалось в сторону его большей централизации, в том время как местное самоуправление утрачивало свое значение.

В ходе реформ Екатерины II Сенат по существу обратился в центральное административно-судебное учреждение. Его департаменты имели право окончательного судебного решения.

В каждом из его департаментов решения принимались единогласно, а при противоречиях переносились в общее собрание. Учреждение о губерниях 1775 г. завершило деятельность коллегий как центральных учреждений. Они были закрыты постепенно, кроме трех государственных коллегий, ведавших военными и иностранными делами.

Новый план реформирования государственных учреждений не был ею завершен в то время, однако уже наметились: уничтожение коллегиального начала и переход на единоличное управление. Новая система государственных учреждений получила свое законодательное закрепление в учреждении министерств в 1802 г. и окончательно в 1811 г. при Александре I.

Реформы внутренней политики Екатерины II

За долгие десятилетия правления, Екатерина II провела целую серию важных реформ и внутренних преобразований государства. Многие называют правительницу матерью современного Просвещения, но это далеко не единственная сфера, в которой проводились преобразования. Деятельность Екатерины II касалась и изменений в жизни крестьянства, и усовершенствования прав и свобод дворянства. Какие же внутренние реформы Екатерины II можно назвать самыми важными для дальнейшей истории государства?

Дата проведения реформы

Особенности проведенной реформы

Последствия нововведений

15 декабря 1763 года

Реорганизация Сената и преобразование его в 6 департаментов

Законотворческая деятельность полностью перешла к Екатерине и ее приближенным, а, значит, выбранные представители общественности теряли очередную сферу влияния на государственные дела.

14 декабря 1766 года

Деятельность Уложенной комиссии была полностью бесполезной, и за полтора года своего существования, выбранные депутаты не приняли ни одного важного решения или законопроекта. Историки справедливо считают, что Уложенная комиссия была создана для прославления Екатерины II на международной арене как мудрого политика с демократичными взглядами.

7 ноября 1775 года

Проведение Губернской реформы по административному делению на наместничества и уезды

Историки считают, что Губернская реформа была абсолютно непродуманной мерой, вызвавшей повышенные экономические расходы. К тому же, реформа не учитывала национальный состав населения, а также связь губерний с торговыми и административными центрами.

Изменения в школьном образовании, введение классно-урочной системы.

Классно-урочная система стала новым словом в образовании. За счет введения этой реформы, Екатерина Великая повысила процент обучаемости, увеличив число образованных граждан.

11 октября 1783 года

Создание Российской академии наук

Важнейшая реформа в эпоху правления Екатерины II. За счет создания Академии наук, Россия стала ведущей европейской страной в области научных и творческих исследований

21 апреля 1785 года

Эти реформы привели к дальнейшему укреплению прав дворянства. Дворяне начали считаться самым привилегированным сословием именно со времен правления Екатерины Великой.

При Екатерине II вводилось несколько новых законопроектов, ухудшающих положение крепостных крестьян.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Сама Крестьянская война стала признаком того, что народ недоволен правлением императрицы. В дальнейшей истории Российской империи, подобные восстания и бунты будут происходить все чаще, вплоть до отмены крепостного права.

Административные реформы Екатерины II

Взойдя на престол, Екатерина II решила в первую очередь собрать обстоятельные сведения о состоянии империи и сразу приступить к реорганизации государственного порядка и кодификации права.

Работа Уложенной комиссии

В результате полутора годовой работы собрания выяснилось, что депутаты не были готовы к масштабному законотворчеству, они не видели общей политической картины. Кроме того, в процессе выявилось множество противоречий как между представителями разных сословий, так и внутри дворянства различных национальных групп.

Изменения административно-территориального деления России

В рамках вышеуказанной цели в 1763 г. был реформирован Сенат. Он был разделён на шесть департаментов, каждый из которых исполнял строго определённую функцию. В результате чего его работа стала более эффективной и оперативной. Однако Сенат лишился права издавать законы. Его основной задачей стал контроль за их исполнением и соблюдением.

С целью приведения к единообразию системы управления на всём пространстве империи, в 1764 г. гетманство на Украине было ликвидировано. Была воссоздана Малороссийская коллегия, генерал-губернатором был назначен П. А. Румянцев.

Несмотря на это, политика интеграции Украины проводилась постепенно. Административное деление на полки и сотни было ликвидировано только в начале 1780-х гг. На всей Левобережной Украине были образованы три наместничества.

В 1783 г. вышел указ о запрете свободного перехода крестьян от одного помещика к другому. Фактически на Украине установилось крепостное право, что в первую очередь диктовалось фискальными интересами государства: постоянное перемещение крестьян затрудняло сбор податей.

В результате проведённой реформы было создано 50 губерний (вместо 15); вместо трёхуровневого административно-территориального деления (губерния – провинция – уезд) было введено двухуровневое: губерния (300–400 тыс. душ) и уезд (20–30 тыс. человек). Власть на местах была передана дворянству, которые стали, по сути, правительственными чиновниками.

В 40 губерниях были открыты приказы общественного призрения, которым поручалось создание сиротских домов, больниц, домов для неизлечимо больных и работных (для обеспечения работой нуждающихся), а также аптек, на каждую из которых выделялось единовременно 15 тыс. рублей из казны.

Губернская реформа изменила и судебную систему. Были созданы независимые от административной власти суды разных инстанций по уголовным и судебным делам. Это способствовало последующему разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако суды по-прежнему оставались сословными.

Появился новый орган управления в помощь городскому голове – шестигласная городская дума.

Горожан поделили на разряды:

  • Именитые горожане;
  • Купцы 1-й гильдии;
  • Купцы 2-й гильдии;
  • Купцы 3-й гильдии;
  • Мещане (домовладельцы, ремесленники, посадские);
  • Иностранные подданные.

Реформа была направлена в первую очередь на формирование среднего сословия из городских жителей: купцов, мещан, ремесленников.

  • Дворяне освобождались от: обязательной военной службы, телесных наказаний.
  • Только дворянский суд имел право их судить.
  • За дворянами закрепилось право владеть землями и крепостными.
  • Они могли распоряжаться недрами на территории своих имений.
  • Их владения освобождались от постоя.
  • Дворянские имения не могли быть отчуждены.

Экономические реформы Екатерины II

В 1764 г. была заново проведена секуляризация (отчуждение в пользу государства) церковных земель – реформа, начатая Петром III и отменённая Екатериной в начале царствования.

Православная церковь перешла на государственное обеспечение, но было ограниченно число монастырей (около 500 постепенно закрылись).

В 1765 г. было основано Вольное экономическое общество – первая в России общественная организация и одновременно первое научное общество.

Вольное экономическое общество стало собирать статистические данные о состоянии почв, лесов, селекции скота, о состоянии торговли хлебом и т. д. Изданные им книги повышали интерес населения к сельскому хозяйству.

Приглашение в 1764 г. в Россию иностранных колонистов. Согласно Манифесту от 1763 г. иностранным переселенцам предоставлялись льготы и привилегии при пользовании земельными участками.

К 1767 г. в страну прибыло около 30 тыс. немецких переселенцев, осевших преимущественно в Поволжье.

Целью приглашения иностранцев в страну было:

  • Увеличение численности населения.
  • Развитие земледелия на территории Поволжья и Приуралья.
  • Демонстрация преимуществ вольного труда и культуры сельскохозяйственного производства.

В 1769 г. были открыты Ассигнационные банки в Санкт-Петербурге и Москве, получившие право выпускать бумажные деньги взамен металлических (ассигнации). Однако денежная эмиссия привела к падению курса ассигнаций по отношению к серебряному рублю. Так, в 1796 г. за 1 бумажный рубль давали 68,5 к. серебром.

С 1770 г. банки стали не только выдавать ссуды представителям всех сословий, но и брать деньги на хранение с выплатой процентов вкладчикам. Такие меры способствовали улучшению торговли.

В 1786 году на базе Санкт-Петербургского и Московского банков был основан единый Государственный заёмный банк.

Реформы в рамках антимонопольной политики

Уже с 1760-х годов проводилась антимонопольная политика в промышленности и торговле. Были ликвидированы привилегии многих крупных фабрикантов и купцов.

Манифест от 17 марта 1775 г. провозгласил принципы свободного предпринимательства и позволил открывать предприятия представителям всех сословий.

Указ от 1780 г. законодательно закрепил право частной собственности на фабрики и мануфактуры, что способствовало развитию лёгкой промышленности: число предприятий к концу XVIII века увеличилось в восемь раз. Социальные реформы Екатерины II

Открытие в 1764 г. Воспитательного дома для детей-сирот, незаконнорождённых и беспризорников всех социальных слоёв. Воспитанники данного учреждения не могли быть закрепощены ни при каких условиях. Кроме того, Воспитательный дом содержался на пожертвования, что способствовало появлению благотворительности в России.

В 1767 г. был издан Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. Помимо этого, последние могли отправлять крепостных на каторгу без суда и следствия. Помещикам запрещалось лишь убийство своих крестьян.

Во время проведения церковной реформы в России прекратилось преследование старообрядцев. Стала разрешена деятельность мусульманских, католических и протестантских общин.

Реформа образования Екатерины II

В 1764 г. было открыто училище для мальчиков при Академии художеств и Смольный институт — первое в России женское учебное заведение.

В них велась классно-урочная система обучения.

Итоги внутриполитических реформ Екатерины Великой

Сейчас, обозревая все реформы императрицы, можно смело сказать, что ее политика не была совершенной и идеальной. Буйным цветом в период правления Екатерины Великой распустился фаворитизм. Все чаще ведущие должности в экономических и политических сферах занимали угодные Екатерине люди, которые немногое понимали в деле возложенных на них обязанностей.

Подобная политика фаворитизма проявлялась и в сфере искусства. Поскольку творчество Радищева, Кречетова и Новикова было неугодно императрице, эти видные деятели искусства подвергались гонениям и ограничениям. Несмотря на подобную недальновидность, Екатерина Великая была буквально ослеплена мыслью о том, чтобы стать ведущей деятельницей Просвещения в Европе.

Именно с целью возвысить собственный авторитет на международной арене, правительница проводила разнообразные реформы, создавала Уложенные комиссии и Академии наук. Тот факт, что Екатерина владела несколькими языками и поддерживала связь с международными деятелями искусства, помог правительнице добиться своего. Сейчас, несмотря на все ошибки и недочеты собственной внутриполитической деятельности, Екатерину Великую называют в числе лучших правительниц XVIII века.

Политика возвышения дворянства и дальнейшего закрепощения крестьян также не могла довести до добра. Несмотря на свои новаторские взгляды, и стремление сделать Российскую империю похожей на европейские государства, Екатерина II не хотела отказываться от рабства. Скорее наоборот, в эпоху ее правления, жизнь крепостных крестьян стала еще более невыносимой. Крестьянская война 1773-1774 годов — лишь первый признак общественного недовольства, который еще найдет отражение в дальнейшей истории России.

Результаты внутренней политики Екатерины II

Численность населения возросла с 19–20 млн человек (в 1762) до 29 млн (в 1796), не считая населения приобретённых территорий.

Количество предприятий лёгкой промышленности возросло в восемь раз.

Было построено около 90 предприятий тяжёлой промышленности на Урале.

В России была создана общеобразовательная система, впервые появились женские образовательные учреждения, введена классно-урочная система.

Начал образовываться средний класс людей в стране.

Законодательно закрепилось привилегированное положение дворянства.

Проведённые Екатериной Алексеевной административные, социальные и экономические реформы существенно повлияли на дальнейшее развитие страны. Однако институт крепостного права значительно тормозил развитие и закладывал основу для будущих системных кризисов.

Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.

Екатерина Вторая

Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов. Такие изменения в России действительно происходили, но реформы Екатерины 2, в отличии, например, от петровских, не столько создавали сильное государство, сколько создавали сильную элиту в государстве. Причем, чем ближе к концу правления Екатерины, тем эта тенденция становится отчетливее.

Основные направления реформ Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
1763 Восстановлен Сенат Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
1763-1764 Секуляризация церковных земель Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
1764-1782 Структура местного управления на окраинах:
Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) - 1764.
Губернская реформа - 1775
Городовая реформа - 1782
Введение крепостного права на Украине - 1783
Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
1785 Жалованная грамота городам.
Жалованная грамота дворянству
Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

Реорганизация Сената

Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года. Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

  1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
  2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
  3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
  4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
  5. Решал политические дела в Москве.
  6. Осуществление судебных функций в Москве.

Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

Судебная система России при Екатерине 2

Секуляризация

После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

Система местного управления

Система местного самоуправления России после 1775 года

Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

  • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
  • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
  • Окончательно формирование судебной системы.
  • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли - Дон, Яик и Запорожье.

Читайте также: