Предпосылки и психолого педагогические условия развития способностей в младшем школьном возрасте

Обновлено: 08.07.2024

Материал раскрывает теоретическую сторону творчества, творческих способностей.

ВложениеРазмер
psihologo-pedagogicheskie_osnovy_razvitiya.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы развития

творческих способностей у детей младшего

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

В учебном процессе способности выступают и как условие, и как результат учебной деятельности. Будучи условием, они обеспечивают усвоение знаний, умений, навыков. Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности, значит, развивает и свои способности в ней. Нужно отметить, что обнаруживаются способности не в знаниях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко и легко осуществляется процесс усвоения знаний, умений, навыков, которые являются важным для данной деятельности.

В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология, не признавая врожденных способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов чувств и движения, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо–физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но Ито, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. На развитие способностей оказывают влияние типы нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители – возможность только улавливать сходство или различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

  • научно – логический;
  • технико – конструктивный;
  • образно - художественный;
  • вербально – поэтический;
  • музыкально – двигательный;
  • практико – технологический;
  • ситуативный;

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности развития ее творческого потенциала.

В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего-либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения. По широте различают общие и специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого – либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, педагогический такт у учителя. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должно быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико – синтетическая способность. Благодаря ней, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что – то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях. Выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа, и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя и сравнивая различные приемы введения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образу. Достигнув второго уровня человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать нечто новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме Д.Б. Боголюбленской, полагающей, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент. Отечественные психологи (Д.Б. Боголюбленская, Э.А Голубева и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно их представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты: биофизиологические, анатомо – физиологические задатки; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать и решать новые проблемы; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и др.

Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Технологической основой развития творческих способностей является отработка каждого этапа в творческих ситуациях. Анализ психолого-педагогической литературы, позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний, умений, их качество (верные – не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение.

Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок – путешествие, урок – лабиринт, урок – сказка.

Включение в структуру уроков подобных занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.

Структура творчества может быть определена структурой самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.

Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников не обучают непосредственному овладению тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такие условия в учебной работе, которые требуют особого деятельного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится в сложной ситуации, в первой момент не вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая напряженность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей.

Предпосылки(а) – это предварительное условие чего-либо.

Предпосылки Психолого-педагогические условия

(опорный материал)

Любые задатки, прежде чем преобразоваться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития как общих, так и специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в "зоне ближайшего развития" (Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка.

Интересы, активность личности и ее саморегуляция выступают условиями развития способностей. Отсутствие интересов или их бедность делают жизнь ребенка серой и бессодержательной. Чаще всего слабо успевающие и недисциплинированные дети – это дети без сформированных интересов. Взрослым следует помнить, что интерес ребенка вызывает развивающая среда, которая не всегда, но очень часто требует и материальной составляющей со стороны взрослых. Однако, для развития способностей мало одного только интереса, необходимы: желание заниматься любимым предметом, трудиться для углубления в знания и обретения умений, обладать готовностью отказаться ради интереса от развлечений, а это значит активность и ее саморегуляция. Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку, она является следствием природной потребности ребенка в новых впечатлениях и действиях.

Часто дети любят те уроки и задания, где им сопутствовал успех. Успех побуждает желание больше и глубже заниматься этой деятельностью, что в свою очередь, ведет к развитию способностей.

Младший школьный возраст выступает условием для развития способностей, а возрастными предпосылками развития способностей младшего школьника являются:

· повышенная восприимчивость восприятия в качественных и количественных характеристиках (чуткость к языку, к достижениям человечества, к занятиям дополнительного образования);

· доверчивая готовность усваивать новые знания;

· вера в истинность того, чему учат.

Примерно между 6 - 11 годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Чем больше и разнообразных видов деятельности попробует ребенок, тем больше вероятности развития общих и специальных способностей. А устойчивый интерес к какой-либо творческой деятельности или спорту, приведет к развитию специальных способностей. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми.

Сензитивные периоды развития специальных способностей: раньше других проявляются способности к музыке, художественному искусству (примерно 3-4 года – Моцарт А., 6 лет – Репин И.Е., Серов В.А.), чуть позже к математике, но также в раннем детстве (Паскль Б., Лейбниц Г.В., Ковалевская С.). Литературные способности проявляются относительно поздно в 17-18 лет, а в школьном возрасте это присутствует в виде повышенного интереса к литературе, склонность к литературной деятельности.

Предпосылки(а) – это предварительное условие чего-либо.




Предпосылки Психолого-педагогические условия

(опорный материал)

Любые задатки, прежде чем преобразоваться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития как общих, так и специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в "зоне ближайшего развития" (Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка.

Интересы, активность личности и ее саморегуляция выступают условиями развития способностей. Отсутствие интересов или их бедность делают жизнь ребенка серой и бессодержательной. Чаще всего слабо успевающие и недисциплинированные дети – это дети без сформированных интересов. Взрослым следует помнить, что интерес ребенка вызывает развивающая среда, которая не всегда, но очень часто требует и материальной составляющей со стороны взрослых. Однако, для развития способностей мало одного только интереса, необходимы: желание заниматься любимым предметом, трудиться для углубления в знания и обретения умений, обладать готовностью отказаться ради интереса от развлечений, а это значит активность и ее саморегуляция. Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку, она является следствием природной потребности ребенка в новых впечатлениях и действиях.

Часто дети любят те уроки и задания, где им сопутствовал успех. Успех побуждает желание больше и глубже заниматься этой деятельностью, что в свою очередь, ведет к развитию способностей.

Младший школьный возраст выступает условием для развития способностей, а возрастными предпосылками развития способностей младшего школьника являются:

· повышенная восприимчивость восприятия в качественных и количественных характеристиках (чуткость к языку, к достижениям человечества, к занятиям дополнительного образования);

· доверчивая готовность усваивать новые знания;

· вера в истинность того, чему учат.

Примерно между 6 - 11 годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Чем больше и разнообразных видов деятельности попробует ребенок, тем больше вероятности развития общих и специальных способностей. А устойчивый интерес к какой-либо творческой деятельности или спорту, приведет к развитию специальных способностей. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми.

Сензитивные периоды развития специальных способностей: раньше других проявляются способности к музыке, художественному искусству (примерно 3-4 года – Моцарт А., 6 лет – Репин И.Е., Серов В.А.), чуть позже к математике, но также в раннем детстве (Паскль Б., Лейбниц Г.В., Ковалевская С.). Литературные способности проявляются относительно поздно в 17-18 лет, а в школьном возрасте это присутствует в виде повышенного интереса к литературе, склонность к литературной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно развивающегося мира, меняющихся условий и необходимости принятия быстрого решения, особое значение приобретает развитие и активизация творческих способностей, креативности. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а суметь выбрать наиболее значимые из них, применить их при решении самых различных вопросов. Минимальными затратами добиться максимальной выгоды.

Исследования творческих способностей стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческих способностей. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. [1]

Задача педагога создать такие условия, в которых ребенок будет не только приобретать умения, навыки и знания, но и может применять их в стандартных и не стандартных условиях.

Главное научить ребенка мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое), не боятся предлагать и защищать даже фантастические теории решения проблемы, не боятся ошибиться и уметь воспринимать критику.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

-применение методов организации творческой деятельности.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческих способностей, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

-перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

-комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

В младшем школьном возрасте ярко проявляются такие творческие способности, как:

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Чтобы педагог смог работать над развитием творческих способностей каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству). Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий [5].

Список литературы:

Теплов Б.М.Способности и одаренност\-М;1984.-243с.

Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб: Санкт-Петербург, 2001. - 229 с.

Петровский А.В. Способности и труд.-М;Дрофа,1996-259с.

Бим-Бад, М. Б. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад / Большая Российская энциклопедия. - М.: 2003. - 568 с.


Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психологические особенности развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. Показано, роль деятельности в развитии способностей и становлении личности младшего школьника.

Ключевые слова : способности, младший школьник, психические функции, деятельность.

Развитие способностей у младших школьников является одной из центральных проблем в психологии. Она связана с проблемами становления личности, обучения и воспитания, а также успешного освоения отдельных видов деятельности. Предметом научного анализа является вопрос места способностей в общей структуре личности, движущих сил развития способностей, взаимосвязи способностей и знаний, навыков, умений, влияния деятельности и личностных качеств на развитие способностей, возрастные аспекты развития способностей и тому подобное.

В психологии выделяется две основные линии изучения способностей, которые, впрочем, часто пересекаются. Первая линия связана с изучением способностей как личностного образования, а вторая — с деятельностью как формой человеческой активности, в которой способности возникают и развиваются.

В. Д. Шадриков, в своей Теории способностей, рассматривает способности человека в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности [5, с. 122].

Он полагает, что способности индивида — это свойства его функциональных систем, отражающих природную сущность, проявляющиеся в качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения.

Способности человека как субъекта деятельности это свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида, то есть способности человека как субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями.

Способности личности В. Д. Шадриков определяет, как способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль, проявляющиеся в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерменированного мира, так как люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей [3, с.78].

Значительное влияние на психологическую теорию способностей оказала культурно — историческая теория развития психики Л. С. Выготского. Способности часто рассматриваются как высшие психические функции, обусловливающие способы взаимодействия человека с действительностью. Развитие высших психических функций происходит в направлении овладения внешними средствами культурного развития и мышления (язык, письмо, рисование, математика и так далее) и в направлении развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление и тому подобное).

Решающую роль в формировании высших психических функций играет знаковая функция сознания. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности являются свойствами или качествами человека, которые делают его способным к успешному выполнению какого — либо из видов общественно — полезной деятельности, которая сложилась в ходе общественно — исторического развития.

От теории Б. М. Теплова идет линия исследования способностей, в которой на передний план выходят особенности деятельности, а личностная природа способностей при этом не игнорируется вовсе, а отодвигается на второй план. Признаки способностей, выделенные Б. М. Тепловым, долгие годы остаются наиболее цитируемыми:

  • «Во — первых, под способностями понимаются индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Во — вторых, способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности.
  • В — третьих, понятие способностей не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека..”. [4, с. 9].

Следовательно, способности не исчерпываются знаниями, навыками и умениями, которые входят в их структуры. В. А. Крутецкий обращает внимание на то, что способности тренируются именно в процессе приобретения знаний, навыков и умений, их развитие вне этих процессов невозможно, с другой стороны, способности обусловливают скорость и глубину овладения знаниями, умениями и навыками.

Г. С. Костюк отмечает, что способности зависят от знаний, навыков и умений, и одновременно подчеркивает, что способности проявляются не только в том, какие умения имеет человек, а в том, как быстро она их приобрел, и как их применяет.

По мнению К. К. Платонова, знания, навыки и умения входят в структуры способностей. Отмечается, что умения, которые являются свойствами личности и могут влиять на изменения свойств различных подструктур, сами становятся элементарными способностями.

Каждая деятельность, которых могут быть сотни и тысячи, для успешного выполнения требует от человека определенной мотивации и особого перечня индивидуальных свойств. Недоразвитие или даже отсутствие одного из десятков компонентов, которые необходимы для успешного выполнения определенной деятельности, часто может быть с успехом компенсировано другим компонентом или же их сочетанием. Например, недоразвитость точных движений, необходимых для каллиграфического письма, может на первых порах компенсироваться повышенным уровнем самоконтроля. Не стоит абсолютизировать деятельность как основной фактор развития способностей [2, с. 146].

Способности рассматриваются как внутренний, личностно — ценностный, динамический ресурс саморазвития, базируется на индивидуально — своеобразном сочетании личностных свойств и заключается: 1) в способности субъекта решать ситуационные и жизненные задачи с помощью эффективных видов деятельности;

2) в осознанном приобретении способностей.

Одна из важнейших характеристик способностей — это их способность к развитию. Дети не рождаются с готовыми способностями, а с их природными предпосылками — задатками, которые могут развиться или не развиться до уровня способностей. Все зависит от того, насколько личностно включен ребенок в определенную деятельность, в которой актуализируются и взаимодействуют необходимые задатки, постепенно вырастая до качественно нового уровня — уровня способностей. [4, c. 9].

Способность способностей развиваться — это научный факт, знание которого сразу же порождает ряд вопросов, важнейший из которых — вопрос о факторах развития способностей. Конечно, ими могут быть и врожденные задатки (для ограниченного круга деятельностей с учетом возможности компенсации), и особенности организации самой деятельности, и ситуация, что требует от ребенка определенных способностей [1, с. 202]. Важнейшим источником развития способностей является субъект этого развития — сам ребенок. Другими словам, действительно эффективное развитие способностей может быть основано лишь на их саморазвитии.

Таким образом, способности отображают деятельностный характер психических функций. Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики.

Библиографический список:

1. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста [Электорнный ресурс]: учеб. пособие / О. О. Гонина, — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 202 с.

3. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука 1972.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

5. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография — Москва: Университетская книга, 2010. — 319 с.

6. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. Москва: Логос, 2009. — 640 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, ISBN, URL, деятельность, младший школьный возраст, Москва, развитие способностей, способность человека, субъект деятельности, успешное выполнение.


Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психологические особенности развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. Показано, роль деятельности в развитии способностей и становлении личности младшего школьника.

Ключевые слова : способности, младший школьник, психические функции, деятельность.

Развитие способностей у младших школьников является одной из центральных проблем в психологии. Она связана с проблемами становления личности, обучения и воспитания, а также успешного освоения отдельных видов деятельности. Предметом научного анализа является вопрос места способностей в общей структуре личности, движущих сил развития способностей, взаимосвязи способностей и знаний, навыков, умений, влияния деятельности и личностных качеств на развитие способностей, возрастные аспекты развития способностей и тому подобное.

В психологии выделяется две основные линии изучения способностей, которые, впрочем, часто пересекаются. Первая линия связана с изучением способностей как личностного образования, а вторая — с деятельностью как формой человеческой активности, в которой способности возникают и развиваются.

В. Д. Шадриков, в своей Теории способностей, рассматривает способности человека в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности [5, с. 122].

Он полагает, что способности индивида — это свойства его функциональных систем, отражающих природную сущность, проявляющиеся в качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения.

Способности человека как субъекта деятельности это свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида, то есть способности человека как субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями.

Способности личности В. Д. Шадриков определяет, как способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль, проявляющиеся в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерменированного мира, так как люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей [3, с.78].

Значительное влияние на психологическую теорию способностей оказала культурно — историческая теория развития психики Л. С. Выготского. Способности часто рассматриваются как высшие психические функции, обусловливающие способы взаимодействия человека с действительностью. Развитие высших психических функций происходит в направлении овладения внешними средствами культурного развития и мышления (язык, письмо, рисование, математика и так далее) и в направлении развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление и тому подобное).

Решающую роль в формировании высших психических функций играет знаковая функция сознания. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности являются свойствами или качествами человека, которые делают его способным к успешному выполнению какого — либо из видов общественно — полезной деятельности, которая сложилась в ходе общественно — исторического развития.

От теории Б. М. Теплова идет линия исследования способностей, в которой на передний план выходят особенности деятельности, а личностная природа способностей при этом не игнорируется вовсе, а отодвигается на второй план. Признаки способностей, выделенные Б. М. Тепловым, долгие годы остаются наиболее цитируемыми:

  • «Во — первых, под способностями понимаются индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Во — вторых, способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности.
  • В — третьих, понятие способностей не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека..”. [4, с. 9].

Следовательно, способности не исчерпываются знаниями, навыками и умениями, которые входят в их структуры. В. А. Крутецкий обращает внимание на то, что способности тренируются именно в процессе приобретения знаний, навыков и умений, их развитие вне этих процессов невозможно, с другой стороны, способности обусловливают скорость и глубину овладения знаниями, умениями и навыками.

Г. С. Костюк отмечает, что способности зависят от знаний, навыков и умений, и одновременно подчеркивает, что способности проявляются не только в том, какие умения имеет человек, а в том, как быстро она их приобрел, и как их применяет.

По мнению К. К. Платонова, знания, навыки и умения входят в структуры способностей. Отмечается, что умения, которые являются свойствами личности и могут влиять на изменения свойств различных подструктур, сами становятся элементарными способностями.

Каждая деятельность, которых могут быть сотни и тысячи, для успешного выполнения требует от человека определенной мотивации и особого перечня индивидуальных свойств. Недоразвитие или даже отсутствие одного из десятков компонентов, которые необходимы для успешного выполнения определенной деятельности, часто может быть с успехом компенсировано другим компонентом или же их сочетанием. Например, недоразвитость точных движений, необходимых для каллиграфического письма, может на первых порах компенсироваться повышенным уровнем самоконтроля. Не стоит абсолютизировать деятельность как основной фактор развития способностей [2, с. 146].

Способности рассматриваются как внутренний, личностно — ценностный, динамический ресурс саморазвития, базируется на индивидуально — своеобразном сочетании личностных свойств и заключается: 1) в способности субъекта решать ситуационные и жизненные задачи с помощью эффективных видов деятельности;

2) в осознанном приобретении способностей.

Одна из важнейших характеристик способностей — это их способность к развитию. Дети не рождаются с готовыми способностями, а с их природными предпосылками — задатками, которые могут развиться или не развиться до уровня способностей. Все зависит от того, насколько личностно включен ребенок в определенную деятельность, в которой актуализируются и взаимодействуют необходимые задатки, постепенно вырастая до качественно нового уровня — уровня способностей. [4, c. 9].

Способность способностей развиваться — это научный факт, знание которого сразу же порождает ряд вопросов, важнейший из которых — вопрос о факторах развития способностей. Конечно, ими могут быть и врожденные задатки (для ограниченного круга деятельностей с учетом возможности компенсации), и особенности организации самой деятельности, и ситуация, что требует от ребенка определенных способностей [1, с. 202]. Важнейшим источником развития способностей является субъект этого развития — сам ребенок. Другими словам, действительно эффективное развитие способностей может быть основано лишь на их саморазвитии.

Таким образом, способности отображают деятельностный характер психических функций. Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики.

Библиографический список:

1. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста [Электорнный ресурс]: учеб. пособие / О. О. Гонина, — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 202 с.

3. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука 1972.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

5. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография — Москва: Университетская книга, 2010. — 319 с.

6. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. Москва: Логос, 2009. — 640 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, ISBN, URL, деятельность, младший школьный возраст, Москва, развитие способностей, способность человека, субъект деятельности, успешное выполнение.

Читайте также: