Педагогическое кредо учителя дефектолога в школе

Обновлено: 06.07.2024

3 322 8 291

Место работы

Докучаевская специальная общеобразовательная школа-интернат №27

Обо мне

Эссе учителя-дефектолога

От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации – таким стало мое педагогическое кредо сегодня.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два.

Педагог-дефектолог – это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Это – человек, всегда готовый поделиться своим теплом. Это – человек, всегда окруженный светом детских улыбок. Это – волшебник, зажигающий детские сердца!

Курсы повышения квалификации при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования стали хорошим подспорьем в оттачивании педагогического мастерства. Высокий профессионализм ведущих специалистов Донецкой Народной Республики, таких как: Галина Мироновна Уманец, заведующая центром специального и инклюзивного образования; Оксана Викторовна Кобзарь, методист центра специального и инклюзивного образования; Илона Николаевна Некрасова, заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии, а так же многие другие поделились своим бесценным опытом и ответили на все волнующие вопросы специального и инклюзивного образования в период внедрения новых Государственных образовательных стандартов общего среднего образования.

На меня, как на учителя-дефектолога, возложена огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Я – учитель-дефектолог! Я выбрала эту профессию и горжусь своим выбором!

Моя педагогическая философия.

«В этом мире богатым нас делает

Не то, что мы получаем,

Бигер Генри Уорд.

Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего-то добиться. Итог - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств, постоянной концентрации, самоотдачи, внимания, терпения, понимания и доброго сердца. Это мой путь – путь учителя логопеда. Я работаю с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи. Мое дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. Моя задача - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, поселить в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах, помочь ребёнку раскрыться.

Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребенка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. Я испытываю радость, понимая, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Я работаю с особенной категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием - социальная адаптация в обществе. Учитель-логопед играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций.

Свою логопедическую работу я представляю в виде большого айсберга, где дефекты звукопроизношения всего лишь его маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Страшное. Не видное никому, кроме специалиста. Такие проблемы как: нарушение письма, чтения, нарушения мелкой моторики и другие! А эти проблемы влекут за собой еще более страшные последствия - неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность. Всё это влияет не только на успешное школьное обучение, но и всю дальнейшую социализацию ребенка в будущем. Именно поэтому моя профессия выбрана не зря. Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания.

Логопед для меня - это, прежде всего:

Л – Любовь к детям. В работе с детьми любовь особенно необходима. Без любви педагогический процесс будет не эффективен.

О – Ответственность. Большая ответственность возлагается на учителя-логопеда. Задача которого состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Г – Гордость профессией. Она значима и почетна, позволяет ощущать свою необходимость и причастность к судьбе детей, а значит свою полезность.

О – Образованность. Образование и самообразование учителя – основное условие его профессионального роста. Повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только, если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. А эффективность коррекционной, развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.

П – Положительные эмоции. Логопед - это профессия, где есть ежедневное общение. Только педагог получает самую огромную в мире награду – радостную улыбку ребенка, научившегося правильно и красиво говорить.

Е – Единство в работе. Привлекать учителей , воспитателей и родителей к активному сотрудничеству.Только в процессе совместной деятельности педагогов и семьи, удается максимально помочь ребенку.

Д – Достижение результата. Чистая, грамотная, правильная речь ребенка это и является конечным результатом работы логопеда. К нему я продвигаюсь, и радуюсь каждой маленькой победе. Следует постоянно верить в свои силы и силы тех ребят, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя.

От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации – таким стало моё педагогическое кредо сегодня. А вечный гимн моей профессии и всем людям, которые помогли мне состояться в ней, будет звучать в душе до тех пор, пока бьётся сердце.

Не представляю себя сейчас вне своего дела, не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе такую гуманную всегда и особо актуальную ныне профессию.

Выбирала ли по наитию, сердцем, или просто вслепую - не знаю. Уже позже меня учили пониманию того, кем я становлюсь. Жизнь удивительна и исполнена знаковых совпадений. Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь.

Можно утверждать, что в настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор

воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего

труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знаниевая компетентность. Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. На мой взгляд, одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Сейчас я уже научилась абстрагироваться от собственных проблем и начинать образовательную деятельность с улыбкой. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Родилась 31октября 1984г.

2000г.- закончила гимназию №30 г. Ставрополя;

2007г.- принята в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя, в качестве учителя-дефектолога, где и работаю в настоящее время.

2008г – вторая квалификационная категория

2010г – первая квалификационная категория

Общий стаж -5,5 лет, в том числе педагогический- 5,5лет

Повышение квалификации за последние пять лет: 346 ч.

Награждена: Грамота МДОУ д/с №29 г. Ставрополя – 2009г; Грамота Ставропольской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ – 2011г.; Грамота образования администрации города Ставрополя - 2012г.

Мои профессиональные логопедические

и дефектологические навыки и умения.

- установить контакт, организовать общение и другие формы взаимодействия с детьми любого возраста (в т.ч. имею опыт работы с ЗПР, F-70);

- обследовать состояние психических функции (восприятие, речь, память, мышление, эмоционально-волевую сферу) ребенка, определить структуру и степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта;

- обследовать уровень интеллектуального развития дошкольника;

- работать в рамках мониторинга образовательного процесса;

- комплектовать, с учетом имеющегося дефекта, подгруппы детей, организовывать индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;

- организовать педагогическое взаимодействие с воспитателями и специалистами в плане коррекции имеющихся у детей дефектов (консультативная помощь, взаимообучение);

- оказать консультативную помощь родителям детей, имеющих проблемы в развитии;

- выполнить инструментальный и ручной логопедический массаж;

- установить операционную систему на компьютер, устанавливать и работать в различных компьютерных программах; создать и строить сайт согласно своим запросам.

- работать с детьми с ранним детским аутизмом и синдромом Дауна, разрабатывать индивидуальные программы для дошкольников с данными видами отклонения в развитии.

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе выделяю приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп дошкольников для проведения образовательной деятельности.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ДОУ.

Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольника, определение оптимального пути развития.

Мониторинг педагога может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика вновь поступивших дошкольников. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, определение для них особенностей индивидуальные или групповые занятия.

Динамическое изучение дошкольников. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей, посещающих ДОУ

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную, психологическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образователь­ными потребностями.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования дошкольников на ПМПК города.

Мультимедийные презентации, применяемые мною, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

Мною создана и собранна копилка мультимедийных презентаций для работы с детьми для диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста, она позволяет в привлекательной для детей игровой форме строить коррекционно-развивающую работу.

Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций .

Распространение опыта:

2016г.- сертификат ИРОиПК о распространении опыта, г. Якутск;

Мои публикации

Квалификационные тесты

Позитивные результаты внеурочной деятельности: Российский уровень:

2017г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp . org ;

2018г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp . org ;

2019г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp . org ;

2020г.- Благодарственное письмо за активную работу на платформе Учи.Ру в период с 1 марта по 31 мая 2020года;

2020г.- сертификат за I место в школе по итогам сентябряна платформе Учи.Ру.;

2020г.- Благодарственное письмо от Платформы Учи.ру за помощь

Общественная деятельность

Член комиссии по распределению стимулирующих выплат.

Использование информационно-коммуникативных технологий

Успешный ученик Успешный учитель

Развитая личность;

уровень знаний и умений учащихся;

победители школьных, районных, республиканских, российских конкурсов.

Имею первую квалификационную категорию. В настоящее время веду учебные занятия по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида и VII видов.

Корригирую и развиваю мышление обучающихся, прививаю навыки грамотного письма, владения устной и письменной речью. Главным считаю развитие в ребенке в достаточной мере активной, самостоятельной мыслительной деятельности, т.к. от этой активности и самостоятельности во многом зависит возможность его социальной адаптации.

На моих уроках практически всегда хороший психологический климат, все обучающиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге нет неуспевающих по моим предметам. Уровень успеваемости составляет 100%.

Постоянно работаю над повышением своей квалификации, выступаю с докладами на заседаниях педагогических советов, методического объединения учителей. Много лет являлась членом школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя. Течет время. Новый XXI век полновластно вошел в нашу жизнь. Что несет он моим ученикам? Что ждет их на дороге жизни? Сказать трудно, практически невозможно. Да и не стоит, наверное, гадать.

Я, как учитель – дефектолог, буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.

«Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Иванова Наталья Александровна

( учитель индивидуального обучения)

Шадринский государственный педагогический институт (преподаватель психологии и педагогики) 1999 г.

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Курган (олигофренопедагогика) 2007 г.

Стаж педагогической работы : 16 лет

Занимаемая должность: учитель

Категория: первая

Курсы повышения квалификации:

Мой педагогический стаж более 15 лет. И на протяжении этих лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У читель-дефектолог… В этой профессии, словно крепкие корни дерева, сплелись воедино гуманность врача, мудрость педагога и прозорливость психолога.

Я выделяю самую главную цель моей работы, основа которой: способности ребенка можно и нужно развивать. Развитие способностей детей с ОВЗ - это первые шаги, которые позволят открыть каждому ребенку новые горизонты. Убеждена, что в этом и есть предназначение учителя-дефектолога.

С каждым годом понимаю, что новый набор, новый выпуск детей – это новое поколение, новое общество, которое нуждается в своём познании и направлении.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма. В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии, которые в системе применяю в учебном процессе, есть игровые технологии, технология интерактивного обучения. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.

Я работаю в школе, с детьми с ОВЗ и понимаю, что не зря выбрала профессию дефектолог. На другой профессии я себя и представить не могу. Для меня моя работа - это часть жизни. Я люблю свою профессию, горжусь ею. Приятно осознавать, как много ты можешь сделать для своей школы и своих учеников. Быть дефектологом, значит быть человеком целеустремленным, мобильным, творческим. Невзирая на преграды, добиваться поставленных целей и намечать новые.

Электронная регистрация для зачисления на курс "Развитие профессионализма педагога в конкурсном движении "Учитель года Хабаровского края" (03.03.-09.03.2021г.):

Балахонцева ЯЕ.JPG

БАЛАХОНЦЕВА ЯНА ЕВГЕНЬЕВНА


Педагогический стаж: 4 года 6 месяцев


Девиз: "Смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать, принимать, помогать."


Педагогическое кредо: Чтобы учить других – учить сам, чтобы воспитывать других – начинай с себя, чтобы развивать других – постоянно развивайся сам!

Почему нравится работать в школе: Мне нравится работать в школе потому, я могу внести личную лепту и сделать мир (и людей) лучше. В конце концов, нынешние дети через какое-то время превратятся во взрослых, и, согласитесь, было бы гораздо приятнее видеть их интеллигентными и образованными людьми. В школе нет рутины, никогда не знаешь, что и как пойдет. Нравится живое общение: обучающиеся заряжают меня созидательной энергией для того, чтобы придумывать, делать, организовывать… Здесь я могу развивать и совершенствовать свои профессиональные качества.


Профессиональные и личностные ценности: Научная подготовка, личный педагогический талант, беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность, остроумие, ораторские способности, артистичность, психологическая подготовка, эмпатия и потребность в социальном взаимодействии, педагогический такт и широкий культурный кругозор.

Воловик ВМ.jpg

ВОЛОВИК ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

Учитель начальных классов


Педагогический стаж: 14 лет

Почему нравится работать в школе: Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Также эта профессия сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, проникнуть в каждый уголок души моих учеников. Веду детей в мир знаний, открывая все двери, встречающиеся на их жизненном пути. Учить и учиться все время, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится.


Я придерживаюсь своего девиза – быть человеком, который учит находить новые знания и использовать их в жизни. Человеком, который проживает вместе с учеником незабываемые моменты школьной жизни. Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Главное – зажечь свет в глазах детей, разжечь желание постигать все новое, научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности.


Профессиональные и личностные ценности: Высокий уровень знаний методики преподаваемого предмета (компетентность), систематический и системный поиск инновационных методов, приемов и форм коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха, культура внешнего вида и речи, справедливость, доброжелательность, вера в положительный результат педагогического воздействия, умение видеть и поддерживать положительную динамику в развитии ребенка, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, чувство юмора и коммуникабельность.

Читайте также: