Аббасиды это кто кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аравийская династия халифов, свергнувшая Омейядов в 750 году, правила до 1258 года, когда Османы захватили Египет Наибольший расцвет династии был при халифах аль-Мансуре (754–775), аль-Махди (775–785), Харун ар-Рашиде (766–809), аль-Мамуне (813–833).

Знамя восставших против Омейядов было черного цвета, он принес успех Аббасидам, и с тех пор черный цвет стал любимым цветом аббасидских халифов. Первым халифом стал Абу-ль-Аббас ас Сафар (750–754).

Харун ар-Рашид (763 или 766–809), четвертый халиф из этой династии, — один из самых известных Аббасидов. Харун был вторым сыном халифа аль Махди и воспитывался матерью Хайзуран и персом Яхиа Бармакидом.

Хайзуран неоднократно просила мужа назначить Харуна наследником, но халиф видел своим преемником старшего сына Хади. Через месяц после смерти аль-Махди Хайзуран организовала заговор, в результате которого Хади был убит, а Харун ар-Рашид стал халифом.

Так, петушиные и собачьи бои, а также другие азартные развлечения заставили его забыть о музыке и искусстве. Харун, переодевшись, бродил по городу вместе с Джаафаром, сыном Яхиа, с которым он, как пишут, состоял в любовной связи, и палачом, чтобы приговор немедленно можно было привести в исполнение.

Пик жестокости Харуна приходится на 803 год, когда Харун или приревновал Джаафара к своей сестре, или побоялся растущего влияния Бармакидов — и приказал обезглавить Джаафара. Так же были казнены еще несколько человек, в том числе сестра халифа, у которой было двое детей от Джаафара. Харун посадил в тюрьму Яхиа и его сына Фалда и конфисковал все имущество Бармакидов.

Основной политической линией халифа ар-Рашида была борьба за укрепление государственной власти. В этой борьбе союзником Харуна стала мусульманская церковь. В его правление было создано много новых мечетей и благотворительных учреждений, церковь получила в собственность большие земельные наделы вместе с людьми. Харун любил окружать себя духовенством, совершал паломничества в священные города.

Заручившись поддержкой церкви, Харун создал особое войско, отличавшееся преданностью халифу.

Правление Харуна ар-Рашида было чрезвычайно тяжелым для крестьянства и всего податного населения. Особенной ненавистью пользовался фаворит халифа, хорасанский наместник Али ибн-Иса, правивший областью с 796 по 806 г. Поборы, производившиеся Али, были настолько велики, что деятельность этого наместника в последующей мусульманской литературе обычно приводится в качестве иллюстрации типа чиновника-вымогателя.

Вследствие этого в Хорасане и Средней Азии начались повсеместные мятежи, перешедшие затем в восстание, охватившее всю область.

Отправившись в поход против восставших и дойдя до Туса, Харун ар Рашид заболел. Лежа на смертном одре, халиф повелел привести взятого накануне в плен брата Рафи ибн-Лейса, вождя восставших, и, как передают хроники, закрывая уже в агонии глаза, приказал предать его смертной казни. Оба они умерли в один и тот же час.

Своими наследниками он назвал двух сыновей — Амина, происходившего от законной жены Зубейды, и Мамуна, рожденного от рабыни-персиянки, обойдя третьего — Мутасима. В момент смерти Харун ар-Рашида Амин был наместником в Багдаде, а Мамун правил восточными областями халифата.

Через год после смерти Харуна путем обещаний Мамуну удалось склонить на свою сторону вождя восстания Рафи ибн-Лейса. Свою роль в примирении Рафи ибн-Лейса с халифской властью, несомненно, сыграла позиция, которую занял Мамун по отношению к Алидам и шиизму.

В 811–813 гг. в Сирии происходили небольшие шиитские волнения, направленные против Амина. Как и восстание Рафи ибн-Лейса, сирийские восстания подсказали Мамуну политическую линию компромисса с шиизмом, и он воспользовался этим в личных целях. Шииты приобрели большое влияние при дворе Мамуна. Своим наследником Мамун объявил Алила Али Риза, визирем был назначен перс-шиит Фадль ибн-Сахль, который раздал все высшие административные должности своим родственникам и приверженцам.

Когда в 810 году Амин объявил наследником своего сына, Мамуна, лишенный права наследования, собрал войско, поставил во главе его знатного перса, талантливого военачальника Тахира, и выступил против брата. А войска Амина возглавил Али ибн-Иса, неистовые поборы которого вызвали восстание в Хорасане. В 811 году около Рея войска Мамуна нанесли поражение войскам Амина, и все области к востоку от Тигра перешли в руки Мамуна. В 813 году Тахир занял Месопотамию и штурмом взял Багдад; Амин был схвачен и убит.

В 821 году Тахир за свои военные заслуги был назначен наместником Хорасана. Год спустя, в одну из пятниц, когда в мечети совершалась молитва и, по обычаю, упоминалось имя правившего халифа, Тахир приказал опустить имя Мамуна. Попытка стать независимым от центрального правительства стоила Тахиру жизни.

В 830 году, в самый разгар борьбы халифата с Бабеком, началась война с Византией и одновременно — восстание в Египте. Сломив восстание, Мамун вернулся на северную границу, где и начал деятельно готовиться к наступлению на Византию. Было решено построить к северу от Тарса новую крепость, Тиану. Мамун лично руководил этой постройкой. Здесь его настигла смерть — 7 августа 833 года. Мамун оставил своим наследником своего брата Мутасима (833–842).

Положение для халифата было весьма угрожающим. Неудачная война с Византией содействовала расширению территории занятой азербайджанскими повстанцами во главе с Бабеком. Используя раздоры в Византии, Мутасим поспешил заключить мир.

После долгих усилий и подкупа сопротивление Бабека было сломлено. После казни Бабека снова начались военные действия между халифатом и Византией. Успешный поход Мутасима завершился присоединением Амории к арабскому халифату.

Начиная с правления Мутасима все большее влияние в обществе получают гулямы. Гулямы — рабы-гвардейцы, начинавшие свою военную карьеру еще мальчиками. Оторванные от семьи и своего племени, они проходили при дворце халифа длительный период выучки, основной целью которой было создание воина, беспрекословно преданного халифу и не имеющего связей с населением.

Из числа рабов рекрутировалась свита халифа; они же назначались халифом командующими другими войсковыми соединениями. Командующий таким войском приобретал не меньшее влияние, чем эмир.

Бесцветное правление халифа Васика, наследника Мутасима, ознаменовалось таким событием, как захват Мекки арабами-бедуинами, наложившими на священный город тяжелый налог.

При Мутеваккиле (847–861) борьба за установление единоверия принимает самые резкие формы. Халифатом был выпущен ряд эдиктов, запрещающих христианам и евреям появляться на улицах города в одеждах, одинаковых с одеждами мусульман. Христиан и евреев не принимали на государственную службу. Христианским и еврейским детям запрещалось учиться в мусульманских школах.

В 859 году рядом территориальных мероприятий Мутеваккиль пытается заставить армянскую знать принять мусульманство. По всему Кавказу поднялось большое движение против халифата. Халифатская армия огнем и мечом подавила армянское восстание и осадила Тбилиси. В результате применения огнеметательных снарядов город, окруженный деревянной стеной и состоявший в основном из деревянных домов, сгорел дотла. Заложники из числа армянской и грузинской знати были отправлены в столицу халифата, где часть из них была насильно обращена в ислам.

В 861 году Мутеваккиль был убит сыном Мунтасиром, ставшим орудием в руках заговорщиков-гвардейцев. Всего лишь через год Мунтасир был отравлен, после чего гвардейцы возвели на престол не его сына Мунтасира, а внука, Мустаина. Подобное вмешательство в дела престолонаследия вызвало восстание в Багдаде, жестоко подавленное гвардейцами.

Четыре года спустя гвардейцы схватили Мутазза и снова бросили его в темницу, где он и умер спустя несколько дней без воды и пищи. Следующего халифа, посаженного на трон гвардейцами, постигла та же участь.

В 945 году Бувейхиды (Буиды), захватив Багдад, лишили Аббасидов светской власти. Последний аравийский халиф династии Аббасидов был казнен Хулагу-ханом (внуком Чингисхана) в 1258 году.

Один из немногих уцелевших Аббасидов был привезен в Каир и торжественно возведен в звание халифа султаном Египта Бейбаром. Однако, по существу, при мамлюкских султанах аббасидские халифы были лишь придворными священнослужителями, религиозным символом власти.

Новый Аббасидский халифат просуществовал до 1517 года, когда Египет был завоеван Османами.

Имя Аббасидов всплыло в истории еще раз в XVIII веке, когда Османская империя вступила в эпоху упадка, и турецкие султаны, чтобы обосновать свое право на господство над мусульманскими народами, стали претендовать на звание халифов. Они создали легенду, согласно которой после завоевания Египта турецким султаном Селимом I ему был передан титул халифа последним представителем Аббасидов в Каире — Мутеваккилем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

АББАСИДЫ

АББАСИДЫ Аравийские халифыАравийская династия халифов, свергнувшая Омейядов в 750 году, правила до 1258 года, когда Османы захватили Египет Наибольший расцвет династии был при халифах аль-Мансуре (754–775), аль-Махди (775–785), Харун ар-Рашиде (766–809), аль-Мамуне (813–833).Аббасиды

Аббаси́ды (араб. العبّاسيّون ‎‎ — ал-ʿАббāсӣйȳн, или банȳ алʿ-Аббāс) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме Аль-Андалуса. В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов, династия постепенно пришла в упадок.

Халиф аль-Мансур перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад, новый город, который он построил на реке Тигр [1] . В период с 836 по 892 годы столицей халифата был город Самарра.

Содержание

Происхождение. Обоснование притязаний на власть

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка ал-Аббаса из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку ал-Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн ал-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нем в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али [2] .

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели — его брат Абу-л-Аббас. 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад. 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.

Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).

Первые халифы



Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. 707—775), аль-Махди (775—785), Харун ар-Рашиде (786—809), аль-Мамуне (813—833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Упадок

С IX века от халифата, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные провинции. Тюркские рабы-гулямы, из которых халиф аль-Мутасим (833—842) составил придворную гвардию, к середине X века низвели халифов до положения марионеток [1] .

Халифы под властью Буидов

После завоевания Багдада сельджуками в 1055 году и утверждения Сельджукидов Аббасиды продолжали оставаться преимущественно первосвященниками. В их руках оставалась только духовная власть имама, от которого, согласно традиции, исходила верховная власть светского правителя — эмиры и султаны получали инвеституру и приносили присягу.

Восстановление политической независимости халифата

Распад Иракского султаната Сельджукидов после смерти султана Мухаммеда (1118) позволил Аббасидам вести успешную борьбу с противниками — Мазйадитами, шиитской бедуинской династией из Хиллы, иракскими Сельджукидами, с исмаилитами в самом Багдаде. После того, как аль-Мустаршид в 1124 году отказался выплачивать дань султану Махмуду II, Багдад благодаря 30-тысячному войску, созданному халифом на основе народного ополчения, выдержал осаду сельджуков. При аль-Муктафи (1136—1160), считающемся первым самостоятельным правителем со времён Буидов, владения халифата занимали области бассейна Тигра и Евфрата от Тикрита до устья Шатт аль-Араба и от Куфы до Хульвана. Преемники аль-Муктафи упрочили политическое и экономическое положение государства. Аль-Мустанджид (1160—1170) разгромил сильных союзников Сельджукидов — Мазйадитов, аль-Мустади (1170—1180) установил дружественные отношения с атабеками Азербайджана и Айюбидами.

Ан-Насир, последний значительный багдадский халиф, включил в состав государства Хузестан, Рей и Хамадан. С помощью хорезмшаха Текеш он покончил с Сельджукидами Ирака. В 1194 году султан Тогрул III пал в битве с хорезмийцами, а его голова была отправлена в Багдад. Вскоре после этого халиф вошёл в конфронтацию с хорезмшахом. Ан-Насир требовал от Текеша, после победы над Тогрулом занявшего Рей и Хамадан, очистить Западную Персию и довольствоваться Хорезмом. Хорезмшах заявил, что его владения, даже с включением Ирака, недостаточны для содержания его многочисленного войска и просил халифа уступить ему ещё Хузестан. Ко времени смерти Текеша (1200) преобладание в Ираке принадлежало хорезмийцам, но после получения известия об этом событии жители восстали и перебили всех находившихся в их области хорезмийских воинов.

Падение

В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад, учинив разгром города. Некогда самый величественный город мира был разрушен, до миллиона людей убито. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнен. Из его потомков, по ходатайству жены Хулагу, в живых был оставлен лишь младший сын; о сыне и внуке последнего упоминается в начале XIV века. Эти Аббасиды не имели при монгольском дворе значения даже после обращения ильханов в ислам. Когда прекратился род аль-Мустасима неизвестно.

В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс поставил в Каире халифа аль-Мустансира, беженца из Багдада, объявившего себя потомком аз-Захира (1225—1226). Вскоре аль-Мустансир пропал без вести в битве с монголами, но халифом в Каире был признан другой претендент, аль-Хаким, потомок аль-Мустаршида (1118—1135). Каирские халифы в последующие столетия были послушными исполнителями воли султанов, ограничиваясь отправлением придворного и религиозного церемониала. Они занимали этот пост вплоть до завоевания Египта Османской империей (1517), когда султан Селим I, приняв титул халифа, отправил Мутаваккиля III в заточение в Стамбул.

АББАСИ́ДЫ, араб. ди­на­стия во гла­ве Ха­ли­фа­та (750–1258). Воз­во­ди­ли свой род к Аб­ба­су, дя­де Му­хам­ме­да . А. при­шли к вла­сти в хо­де вос­ста­ния 747–750, ис­поль­зо­вав мас­со­вое не­до­воль­ст­во прав­ле­ни­ем Омей­я­дов и кон­фликт ме­ж­ду при­ви­ле­ги­ров. араб. пле­ме­на­ми и но­во­об­ра­щён­ны­ми му­суль­ма­на­ми-не­ара­ба­ми. В 748 – нач. 749 вос­став­шие за­вое­ва­ли Хо­ра­сан и б. ч. Ира­на; гла­ва ро­да А.– Абу-ль-Аб­бас при­нял в г. Ку­фа при­ся­гу пов­стан­цев (28.11.749) и стал пер­вым ха­ли­фом-Аб­ба­си­дом. По­бе­да А. оп­ре­де­ли­лась по­сле раз­гро­ма сил Омей­я­дов в сра­же­нии на р. Боль­шой Заб (янв. 750).

Аббасиды (с 133/750 по 657/1258 г.) — вторая династия мусульманских халифов, правившая после династии Омейядов; потомки дяди пророка Мухаммеда — Аббаса, по имени которого получила название эта ветвь рода хашимитов.

История

Недовольство установившимся при Омейядах политическим режимом, выразителями которого стала мекканская аристократия, обрело зримую форму в Хорасане, Персия. В 747 г. военачальнику по имени Абу Муслим, являвшемуся потомком Аббаса, удалось сплотить вокруг себя арабскую оппозицию, а также привлечь на свою сторону иранцев. В 750 г. восстание под его руководством охватило территорию все еще только зарождающейся мусульманской империи и завершилось свержением династии Омейядов.

Династии Аббасидов пришлось столкнуться с серьезными трудностями, пример тому — восстание чернокожих рабов на юге Ирака (869-883). С начала 10 столетия от халифата начинают отпадать отдельные области: в Персии образовался самостоятельный халифат иранских шиитов под руководством династии Буидов, в Египте — под управлением Фатимидов, в Испании — Омейядов.
В 945 г. Багдад был завоеван Буидами, которые фактически стали контролировать все принимаемые халифом решения. Столетие спустя в 1055 г. их владычеству пришел конец, столица была захвачена турками-сельджуками, которые в ней и обосновались. В 1258 г. Багдад завоевали монголы, уничтожившие представителей династии Аббасидов и их последнего халифа ал-Мустасима. Чудом уцелевший последний правитель из династии Аббасидов ал-Мустансир обосновался в Каире (около 1260 г.) с позволения султана мамлюков Байбара, где за ним сохранялись исключительно религиозные и представительские функции.

Значение

Аббасиды расширили владения халифата и перенесли его столицу из города Дамаска (Сирия) сначала в город Анбар, а затем в Багдад (Ирак). В период правления аббасиды в Багдаде мусульманская культура достигла наивысшего расцвета и могущества.
Благодаря Аббасидам новая столица халифата — Багдад — превратилась в международный центр искусств и наук, где ведущие позиции принадлежали иранцам. Правление Аббасидов отмечено удивительным по своему размаху развитием естественных и гуманитарных наук. Арабский язык превратился в язык международного и культурного общения, он стал родным практически для всех писателей, мыслителей и философов, проживающих на территории халифата. С 8 в. на арабский язык начали активно переводиться греческие сочинения, что послужило стимулом к рождению мусульманской философии.

Эпоха Аббасидов стала периодом расцвета мусульманской государственности, возрождения и расцвета национальных культур. В это время арабы утратили монополию на власть и свои привилегии, мусульмане разного этнического происхождения были уравнены в правах и получили возможность занимать высокие государственные посты. Багдадский халифат оставил глубокий след в истории, явившись символом мусульманской общности.

В правление Аббасидов, и часто как прямой результат их покровительства, были написаны самые ранние основы исламского закона (шариата), комментарий к Корану (тафсир) и история (тарик). Расцвет династии приходится на правление Харуна ар-Рашида (169/786-193/809) и ал-Ма’муна (197/813-218/833), когда Багдад прославился как культурный и политический центр исламского мира.

Однако, начиная с 10 века, потомки Аббаса постепенно утрачивают политическую власть, а в 1258 году Багдадский халифат был захвачен монголами.
К упадку империю Аббасидов привели застой и коррупция.

rabkor.ru_2017-01-19_12-26-23

Относительно долгое время система, лежащая в основе властной пирамиды Халифата Омейядов, позволяла сохранять некоторую стабильность. Оппозиционные партии хариджитов и шиитов были побеждены. Гарнизоны сирийцев в иных частях халифата прекрасно справлялись с контролем и обеспечением деятельности фискальной и административных систем. Однако общество казалось целостным исключительно на первый взгляд.

Одной из основных ошибок цивилизационного подхода применительно к данному периоду является стремление представить нестабильность Халифата Омейядов как следствие борьбы религиозных течений в исламе. Однако течения как таковые еще не оформились (за исключением крайних хариджитских сект) и представляли собой политические группировки.

Значительно большую роль играли межплеменные конфликты в условиях сокращающейся ресурсной базы. Изначально государство ставило себя выше этих противоречий, вмешиваясь в них только в условиях крайней необходимости. Даже в Сирии, которая была ядром государства.

Халиф Сулейман (715-717 гг. правления) уже позволял и себе и наместникам вставать на сторону конкретных племенных блоков на востоке халифата. Племена Кахтанов получили перевес над кайситами. В перспективе это приведет к тому, что наместники халифа начнут попадать в зависимость от конкретных племен и кланов. Внешняя экспансия приносила куда меньше дохода, что усугублялось постепенным падением урожайности в Медждуречье. Хотя именно в этот период была покорена территория Испании и части Средней Азии. Войны с Византией успехом не увенчались и границы стабилизировались.

Все это происходило в условиях, когда мусульмане еще численно не доминировали над христианами и зороастрийцами в государстве.

При Халифе Омаре II (717-720) тенденция изменилась. Переходу в ислам препятствовала важное обстоятельство: новообращенные мусульмане – мавали не были полноправной группой. Государство отныне стремилось уравнять всех мусульман в правах. Иноверцы же стали подвергаться дискриминационным ограничениям. Но никакие ограничения не были так важны, как налог за защиту – джизья. Его увеличение способствовало обращению в ислам, а статус мавали уже не сулил иных ограничений. Тенденция перехода в ислам большинства населения государства будет иметь самые далеко идущие последствия. Распространяя веру, государство существенно сузило свою налоговую базу, равно как и способствовало партикуляризации провинциального административного аппарата. В свою очередь, это привело к необходимости ужесточить контроль над налогообложением и соответственно разместить дополнительные гарнизоны сирийцев.

Консолидация оппозиции

Вышеперечисленное привело к ряду восстаний, которые, на первый взгляд, были религиозными. В их числе восстания племенного союза Кахтан в Басре под знаменем мурджитов (привело к поддержке государством племенного союза кайситов), несколько восстаний хариджитских сект в Ираке и Северной Африке, сменивших свою социальную базу (роль мавали стали играть обиженные племенные и клановые группы, а в Северной Африке — берберские племена)

Как можно видеть, недостатка в недовольных в халифате поздних Омейядов не было. Однако все группы выступали разрозненно. В целом Омейяды выступали довольно последовательно и в усмирении оппозиции и не обходили стороной даже относительно спокойные группы.

Так как Ирак был основным центром нестабильности, репрессии наместника Халида аль Касри не обошли и Куфу, где доминировали шииты.

Прямое уничтожение местных лидеров (в особенности шиитов-зейдитов) привело к тому, что в партии шиитов усилились сторонники концепции наследования власти по линии ибн аль-Ханафии и, следовательно, имамом должен быть представитель рода Аббасидов.

Третья Фитна

Катализатором свержения Омейядов-Марванидов послужил династический кризис. Халиф Аль-Валид II (743-744) начал свое правление с наведения порядка в самой Сирии. А именно, он начал преследовать мусульманских мыслителей – кадаритов (к идейным направлениям ислама мы вернемся позже), а также поддержал племенной союз кайситов в противовес кальбитам.

Против Халифа выступил другой Омейяд – Язид III, которому удалось захватить престол и подавить восстание кайситов в Хомсе.

Против этого выступил Марван ибн-Мухаммад (представитель боковой ветви Омейядов). Он был полководцем, опиравшимся на союз кайситов севера государства, и активным участником войны с Византией и Хазарским Каганатом. В 744 году он захватил власть. До сих пор халифы стояли над межплеменными распрями, однако сейчас на троне оказался человек, пришедший к власти и обязанный конкретному племенному союзу. Это потребовало новых компромиссов в рамках самой Сирии.

Марван II расширил права племен Сирии, предоставив отдельным районам право выбора своих наместников, и перенес столицу из Дамаска в Хауран, являвшийся крупным военным лагерем.

Кальбиты ответили новым восстанием 745 г., начавшимся в Палестине и быстро охватившим центральные районы Сирии вплоть до Хомса и Пальмиры.

Подавив это восстание, Марван сфокусировался на остальных провинциях, где также вспыхнули мятежи.

Египетский губернатор Хафс ибн аль-Валид ибн Юсуф аль-Хадрами изгнал сирийцев из Фустата и начал набирать армию из местных египетских мавали. Марван отреагировал быстрее, и губернатор сдал свой пост.

В Йемене и Ираке традиционно бунтовали хариджиты. В Ираке они опирались на племена Рабиа и Шейбан, противостоящие местным племенам кайситов и мударитов. Восстания были локальными, и их подавили одно за другим, шииты выиграли время и подготовили свое выступление.

Движущей силой последнего был племенной союз кахтанитов. Возглавил его имам Абдалла ибн Муавия. Он был потомком брата халифа Али и относился к роду Хашимитов, родственному Алидам. Он смог заручиться поддержкой практически всех оппозиционных групп, региона и кальбитской части местных сирийских гарнизонов. Восстание распространилось на восток, затронув западные части Персии.

Марвану II удалось подавить и эти восстания, и ибн Муавия был вынужден бежать в Хорасан, где погиб от руки аббасидского полководца Абу Муслима.

Революция Аббасидов

Волнения вспыхивали во многих провинциях халифата, но центральная власть уделяла внимание только критическим, вспыхивавшим в центре государства. Мятежи на периферии вполне успешно подавлялись наместниками. Но нынешний кризис носил исключительно масштабный характер. В отдаленной северо-восточной провинции Хорасан возник новый центр силы. Местные арабские племена изрядно иранизировались и усердно сопротивлялись попыткам администрации ввести централизованный контроль. Немусульмане также были настроены против Омейядов из-за дискриминационных законов. Восстание ибн Муавии активизировало шиитские группы по всему Ирану. Этим воспользовались Аббасиды. Данный род происходил от дяди пророка Мухаммеда и первоначально не претендовал на власть. Но репрессии среди шиитских лидеров образовали вакуум власти среди этой части оппозиции. После убийства ибн Муавии Аббасиды смогли консолидировать поддержку в среде шиитов.

Восстание во многом было подготовлено политической сектой шиитов-кайсанитов, называвшихся Хашимия, присягнувших в большинстве Аббасидам и подвигнувших другие шиитские группы на бунт.

Выступившие шииты считали, что тем самым они приведут к власти халифа из линии Али. Аббасиды же эти чаяния не опровергали.

Большинство историков полагают, что Аббасиды готовились к такому событию заранее, что подтверждается последующими событиями. Разветвленные и законспирированные структуры заговорщиков нашли поддержку среди шиитских сект от Мерва до Куфы.

Они не мобилизовали своих сторонников во время прошлых восстаний и отговорили часть приверженцев аль-Хариса ибн Сурайджа от поддержки его восстания в Мерве.

Аббасидское восстание, возглавленное Абу Муслимом, официально началось 9 июня 749 года в Мерве. Большинство историков считают, что началось оно все же раньше, в 747-748, на территории провинции Хорасан. Омейяды либо недооценили угрозу, либо оказались скованны. Наместники не смогли оказать достойного сопротивления. Когда Марван II смог выделить необходимые силы к концу 749 года, центральная власть уже не контролировала восток страны, включая Иран и часть Ирака вместе с городом Куфа. 16 января 750 года армии Омейядов и Аббасидов встретились на левом притоке реки Тигр – Большом Забе.

Силы Марвана были разгромленны, а новую армию он собрать не смог, так как сирийские гарнизоны были сильно ослаблены чистками и битвами третьей фитны.

В 750 году власть перешла к Абуль Аббасу ас-Сафаху. Сами же Омейяды были полностью истреблены, кроме Абд-ар-Рахмана который в 756 году основал династию испанских Омеядов.


  • Сирийские арабские племена утратили привилегированное положение. Халифат Аббасидов в целом стал более космополитичным. Немусульмане вернулись на ряд государственных постов.
  • Политика распределения власти в халифате более не отдавала предпочтений старым мусульманам перед новообращенными мавали. То, что пытались сделать Омеядские халифы, было в полной мере осуществлено именно Аббасидами.
  • Деятели религиозно-политической оппозиции активно набирались в государственный аппарат (например, на должность кади – судей).

Уравняв в правах мусульман, Аббасиды смогли уничтожить смычку между религиозными и политическими группами оппозиции. Для ислама это был важнейший шаг в эволюции, так как религиозно-политические группы стали превращаться в религиозные.

Шииты, выступившие одной из основных движущих сил, проиграли. Превентивно Аббасиды уничтожили основных лидеров восстания, включая полководца Абу Муслима.

В отстутствии лидеров восстания отдельные группы шиитов в Хиджазе и Ираке были подавлены с легкостью.

Политика кнута и пряника давала мусульманам два выхода. Признать принцип джамаа (приверженности единству мусульманской общины — уммы), воплотившийся в лояльности к Аббасидам, или же продолжать борьбу как маргинализованное меньшинство. Причем с оформлением религиозных различий как меньшинство явное.

Именно с этих пор мы можем говорить о расколе мусульман на суннитов и шиитов. Часть старых шиитских групп, например, кайсаниты, которые на момент революции Аббасидов были большинством среди шиитов, поддержала Аббасидов и с оформлением ортодоксального суниизма растворилась в нем, в то время как меньшая часть кайсанитов вошла в другие группы шиитов.

Новым в шиизме было отрицание религиозного авторитета всех тех (даже сподвижников пророка Мухаммеда), кто отрицал право Али и его потомков на халифат. До сего времени этой позиции придерживались только крайние шииты.

Сунниты же — это сокращение от более общей фразы (люди сунны и джамаа). Первоначально этим словом обозначали только часть сторонников Аббасидов, которые, не отрицая Омейядов, примирились с господством новой династии, признавая религиозный авторитет Сунны (сборников хадисов о пророке) и придерживаясь принципа джамаа.

За терминами шииты и сунниты стоит очень много нюансов, потому что в разное время за ними стояли широкие группы мусульман.

Так как суннитская ортодоксия не имела церкви как института, термином сунниты могли обозначать как хадисоведов, так и отдельные направления исламской философии – Калама. В XXI веке экстремисты в суннитской среде используют этот термин так же избирательно, выделяя отдельные группы мусульман. Нынешние шииты, напротив, напирают на принцип единства уммы.

Большинство определений шиитов указывают, что они не признают хадисов и Сунну, что является крайне упрощенным и ошибочным утверждением.

Хариджитские секты уже были оформлены как религиозно-политические течения, и с их определением все гораздо проще. Эти важные нюансы нужно учитывать, дабы обеспечить непредвзятое исследование проблематики эволюции исламских обществ и конкретного наполнения религии.

Констатируем, что применительно к революции Аббасидов и ее последствиям шииты и суннниты разграничились по отношению к изменившемуся порядку и признанию/непризнанию принципа джамаа.

Сунниты — та группа, которая предпочла примириться с властью во имя единства общины, шииты — те, кто предпочел отстаивать права Алидов.

Реформы Аббасидов

Ас-Сафах умер в 754 году. Ему наследовал брат Абу Джафар аль-Мансур, начавший создавать абсолютистское государство по образцу Сасанидского Ирана. Реформы возглавил ибн аль-Мукаффа, бывший зороастриец. Реформе подверглись финансовая система в сторону большей централизации с постом великого визиря во главе, судебная (окончательное решение судебных споров принадлежало халифу), религиозная.

Суть последней заключалась в попытке организовать исламское духовенство в систему, подобную централизованной зороастрийской церкви. Метод достижения задачи — включение улемов в официальную судебную систему.

Одновременно создавалась контрразведка при великом визире, целью которой было предотвращение восстаний и контроль за местным чиновничьим аппаратом.

Светская культура в государстве получила большой импульс к развитию. Это касается становления арабской литературы и наук, как естественных, так и философии с богословием. Многие труды, написанные на греческом, вернутся в Европу позже уже на арабском. Наравне с остальным получило развитие и богословие, причем развитие двоякое. С одной стороны, его развивали профессиональные богословы, с другой, бурное развитие торговли побуждало население переходить в ислам и привносить в него традиции других общин. Можно с уверенностью сказать, что к IX веку большинство населения халифата было мусульманским.

С точки зрения большинства лояльных новой династии суннитов, установившийся космополитичный режим мало отвечал нормам ислама.

Халифат как институт начинал апеллировать не только к исламу, но и к древним иранским шахским традициям. Разумеется, такая трактовка была популярной среди придворных кругов и немусульманских общин – зороастрийцев. Халиф воспринимался как абсолютный владыка и наместник бога на земле.

Такое отношение и проводимые Аббасидами реформы опирались на реальные чаянья земельной аристократии Хорасана и их крестьянских отрядов, заинтересованных в сильном централизованном государстве, обеспечивающем равный доступ к привелегиям и стоящем над интересами племенных групп.

Так как опора власти на религию становилась все более формальной, необходимы были некие доктринальные изменения в самом исламе, позволявшие как то оправдать такой порядок вещей.

Читайте также: