Чем отличается материальная деятельность от духовной кратко

Обновлено: 07.07.2024

духовное

Что относится к материальному?

Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии.

Бхагавад-Гита. 7.4

К материальному стоит отнести пять первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир, и три элемента психики: ум, разум и ложное эго. Эти восемь элементов являются материальными и исходя из этого определения становиться возможно понять что действие, стремление, желание, привычка, мысль, восприятие и любое взаимодействие на основе этих восьмых элементов – является сугубо материальным.

Пять первоэлементов и их сочетания составляют грубые материальные объекты, такие как горы, моря, поля и наши тела. Таким образом любая практика которая будет основана на различной степени взаимодействия с материальными объектами, в том числе с нашими телами, в большинстве, будет считаться материальной и вряд ли принесёт нам духовное благо напрямую.

Взаимодействие материальных элементов может породить исключительно материальную деятельность, подобно тому как добавление огня к огню породит только огонь. Взаимодействую с нашим грубым или тонким материальным телом исключительно на уровне материальных желаний и стремлений мы не способны действовать духовно и идти по духовному пути. Духовное достигается путём взаимодействия духовной энергии с чем-то.

Итак, два принципа в определении материальной деятельности:
  • взаимодействуют два материальных объекта
  • взаимодействуют по материальным причинам

Взаимодействие по материальным причинам означает взаимодействие материальных объектов для такого изменения материи при котором становиться возможно получить что-то другого уровня. Например, взаимодействие двух человеческих тел порождает наслаждение. Наслаждение на основе чувств является материальным аспектом жизни. Желание взаимодействия материальных объектов ради получения наслаждения является материальным.

Это может распространяться не только на грубые наслаждения, но и на тонкие. Например, в большинстве видов медитаций взаимодействие идёт исключительно на уровне ума. Концентрация, визуализация, подавление мыслей и так далее. Все эти взаимодействия носят исключительно материальный характер, так как мысли и сама способность концентрироваться происходят из ума, который по определению является материальным элементом. Тонкая энергия человека является материальной, а потому любые практики которые косвенно или прямо задействуют их и влияют на них также являются материальными.

Итак, подавляющее большинство наших взаимодействий даже самых тонких являются материальными и из этого приходит осознание того, что действительно духовно мы очень мало способны действовать и воспринимать что-либо, так как сознательно без знаний совершать духовные действия невероятно трудно. Но даже со знаниями это не всегда получается в силу обусловленности сознания и простой привычки действовать и чувствовать материально.

Что есть духовное?

Духовным действием считается взаимодействие духовной энергии либо с другой духовной энергией либо с материальной. По своей природе, мы являемся духовными живыми существами, которые не погибают со смертью тела и продолжают жить практически не изменяясь со временем. Наша духовная природа облачена в материальные оболочки тела, ума, разума и ложного эго и по-этому нам достаточно трудно искренне ощущать собственную настоящую природу, просто потому что мы привыкли отождествлять себя с телом, умом или разумом посредством ложного эго. Из этого всего нам достаточно трудно прочувствовать взаимодействие на духовном уровне, подобно тому как атрофированной мышцы очень трудно начать совершать действие. Наше духовное восприятие атрофировано, а материальное гипертрофированно, что порождает грубый материализм проявляющийся в том, что наши желания, страхи, цели и отождествления носят сугубо материальный характер.

Взаимодействие духовной энергии с другой духовной энергией становится возможен по мере развития способности воспринимать свою душу. В начале такое взаимодействие будет крайне затруднительно в силу того, что такое взаимодействие было редкостью. Восстановить способность духовно воспринимать жизнь становится возможно благодаря йогам атманах – медитации на душу. В этом случае концентрация направляется на способность ощущать себя душой, чувствовать свои движения духовной энергии из которых и рождается способность к духовному взаимодействию. Духовное взаимодействие будет обращаться к трём другим духовным энергиям – к своей собственной, к духовной энергии других живых существ и к самому большому источнику духовной энергии – Богу, тело которого целиком состоит из духовной энергии.

Как светильник не мерцает в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда остается спокоен, устремив свой внутренний взор на духовную сущность.

Бхагавад-Гита. 6.19.

Взаимодействие духовной энергии подобно взаимодействию огня с фитилём. Духовная энергия олицетворяет огонь, а материя в форме ума, разума или эго – фитиль. Будучи однажды зажженной такая свеча будет гореть до того, как не потухнет. Потухнуть такая свеча может из-за ветра, которым является колебание ума. Колебания ума – это начальная форма желания или нежелания что-либо делать, импульс являющийся причиной самого стремления что-либо совершать или чего-либо избегать. В этом случае необузданный ум является источником постоянного ветра, который может затушить огонь. И для того, чтобы сберечь огонь следует обуздать ум, который является источником всякого желания. Совокупность нарушений духовных принципов и греховных качеств олицетворяют воду в нашем фитиле, которая не даёт огню зажечь фитиль, до того как она не будет полностью испарена.

Теперь возникает логичный вопрос – как зажечь эту свечу? Надо понимать что наша способность воспринимать и взаимодействовать на духовном уровне крайне слаба, а потому нам следует обратиться к источнику большей духовной энергии. Таким источником энергии является духовный учитель, который способен дать огонь духовного существования от своего огня. Очевидно, что огонь такого человека обладает невероятной силой и очевидно что наш фитиль зажжется в любом случае при должном взаимодействии. Находясь в огне духовного существования рядом с духовным учителем наш собственный огонь становится неподвластен ветру, однако отдаляясь от учителя становится очевидна наша собственная уязвимость от ветра колебаний ума.

Существует и другой источник духовной энергии, который непревзойденно превосходит даже духовного учителя. Это Бог. Обращаясь к нему с молитвами мы таким образом начинаем взаимодействие с ним на духовном уровне вкладывая в нашу речь, которая является по сути материальной, стремление взаимодействовать на духовном уровне, делая таким образом речь наполненной духовной энергией. Если мы в своём масштабе подобны, в лучшем случае, маленькой свече, а духовный учитель может быть подобен факелу, костру или лесному пожару, то Бог будет целым Солнцем – невероятным вихрем огня приближение к которому гарантирует наше возгорание. Нахождение в таком вихре или даже рядом с ним также не даст нам потухнуть и сделает нас практически неуязвимыми к воздействиям нашим материальных побуждений на нашу духовную практику. Таким образом, духовное взаимодействие на первых этапах может быть обращено в виде медитации на душу, общению с духовным учителем или непосредственному обращению к самому Богу.

Также духовная энергия заключена в священных писаниях, которые отражают знания духовных учителей и чтение таких священных писаний способно пробудить наше духовное самоосознание.

Как определяется духовное взаимодействие?

До тех пор пока фитиль сырой любое духовное взаимодействие будет иметь итогом отсутствие огня, но приведение фитиля во всё более надлежащий вид. Для человека который обладает греховными качествами и не следует регулирующим принципам это означает, что попытка взаимодействия на духовном уровне не обернется успехом, но лишит человека отрицательных качеств, подобно тому как огонь испаряет из фитиля влагу, хотя и не зажигает его. Постоянство в духовной практике даст практически абсолютные шансы на успех, а в совокупности с правильным взаимодействием с материальным миром и вовсе намного приблизит успех. Постоянство является ключом к моменту когда духовный вкус станет настолько ярким и ощутимым, что перевесит материальный, подарив, фактически, свободу.

Таким образом, неудача на начале духовного пути – это лишь часть пути, которая очищает человека и подготавливает его к дальнейшим свершениям. В этом случае важно иметь твердую решимость продолжать духовный путь и приобретать знания, которые поспособствовали бы его развитию.

Духовное взаимодействие определяется наличием в этом взаимодействии духовной энергии, которая проявляется как причина, цель, желание. Например, если причиной или целью действия стало стремление достичь Бога. При том, такое духовное действие должно не только быть искренним, но и регулироваться определенными принципами, нарушение которых несовместимо с духовной практикой.

Духовное взаимодействие будет становиться очевидным только со временем, по мере того как наша способность ощущать себя с позиции души будет проясняться. Такое прояснение будет происходить через отказ от восприятия себя как тела, ума, разума или ложного эго. Стремление к взаимодействию со своей духовной энергией само по себе способно очистить человека от греховных качеств, а взаимодействие с духовной энергией Господа даёт возможность обрести множество трансцендентальных качеств, которые предопределят способность быть счастливым. Однако успех на духовном пути имеет под собой основу в виде упорства, искренности, постоянства и труда. А как известно счастье стяжается трудом. Удачи.

Читайте также: