Что такое анатомия в биологии 8 класс определение кратко и понятно

Обновлено: 27.04.2024

Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.

На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.

На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.

Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.

Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.

Разделы и виды анатомии

В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:

  • остеология. Занимается изучением костной системы;
  • ангиология. Исследует сосудистую систему человека;
  • миология. Изучает мышечную систему человека;
  • неврология. Раздел анатомии, изучающий нервную систему;
  • спланхнология. Занимается сразу несколькими системами человеческого организма: пищеварительной, мочеполовой, дыхательной.

По содержанию различают анатомию:

  • систематическую или описательную. Занимается изучением формы и строения органов;
  • топографическую. Рассматривает совокупность систем и органов, расположенных в определенной части тела;
  • пластическая. Исследует наружные формы тела;
  • нормальная. В поле ее зрения — только здоровые органы и системы органов;
  • патологическая. Занимается изучением болезненных органов или систем органов;
  • сравнительная. Ее интерес — в поиске и изучении происхождения и родственных связей между людьми и животными в ходе эволюции.

Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека

В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.

Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.

Анатомия как теоретическая основа медицины

Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.

Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.

Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.

В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.

И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.

Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.

Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.

Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.

Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.

Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.

Биологические системы

Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.

Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

Физиология — это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.

Примером может служить деятельность пищеварительной системы, в составе которой каждый орган, благодаря особенностям строения, выполняет строго определенную функцию, а совместная деятельность всех органов обеспечивает единый процесс пищеварения.

Физиология с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин , теоретическую основу медицинских знаний. Основные задачи анатомии и физиологии — формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов и систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s - клетка

А utopsia - вскрытие трупов

Биопсия - взятие кусочка ткани

Ргох imalis - ближе к туловищу

distalis - дальше от туловища

Ме dialis - ближе к средней линии

lateralis - дальше от средней линии

diaphysis - средняя часть кости

epi physis - конец кости

d ех t ег -правый

С rista - гребень

dorsalis - находящийся ближе к задней поверхности тела

\/еп t га lis - находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография - взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?


организм человека

Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Организм человека. Общий обзор

Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.

Ткани человека

В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:

  1. эпителиальная ткань,
  2. соединительная ткань,
  3. мышечная ткань,
  4. нервная ткань.

Система органов человека

Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.

Читайте также: