В чем была особенность деятельности миссионеров разработанная макарием кратко

Обновлено: 07.07.2024

Преподобный Макарий Алтайский, как и другие выдающиеся благовестники – последователи кирилло-мефодиевской миссионерской традиции 56 , – смотрел на дело миссии как на апостольское служение. Он сам шел к людям, которым хотел проповедовать о Христе, учил их язык, переводил на него Священное Писание и богослужение, помогал новокрещенным наладить новую жизнь, защищал их от обидчиков, то есть служил своей пастве по примеру Христа, изрекшего: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавления за многих ( Мф.20:28 ).

Подобным образом, кто приставлен к служению полудиким, пребывающим во тьме суеверия и неведения народам, в обращении их к истинному Богу. тот служитель Церкви, хотя бы во время странствий своих по горам и лесам и не находил в сих слепотствующих племенах человечества новых граждан для небесного Иерусалима, однако, может, при Божием благословении, извлечь из сих трудов своих разнообразную пользу для себя и своей службы. Сии труды могут способствовать к раскрытию, очищению и утверждению в миссионере существенных в его звании расположений; они могут вводить его в опытное познание горестей и приятностей, сему званию свойственных, обогащать его верными сведениями о нравах и обычаях инородцев, открывать ему тайны наречий и суеверий их, показывать мерцающие в сей тьме понятия о Боге, начала здравого смысла, священные законы совести, и служить поводом к таким соображениям, которые, если будет благоугодно Господу, без сомнения соделаются благонадежными способами руководствования сих язычников к спасительному богопознанию. Кроме сего, чем чаще миссионер восприемлет духовный меч слова Божия в своем воинствовании, тем более учится и привыкает владеть им; узнав на самом деле, сколь неприятель его упорен и крепок, он восчувствует необходимость в помощи Всемогущего; а чем сильнее восчувствует, тем сильнее будет взывать к Нему; и Бог услышит глас его, Всевышний благословит сии труды его. Царствие Божие подобно тому, как госпожа раздает служанкам лен разными долями, чтобы пряли, и представляли ей, что напрядут; всякая служанка исполняет урок свой, и вручает госпоже пряжу. Потом ткут полотно из сих нитей, и всякая нить, сама по себе малая, получает участие и значительность в общем произведении.

У алтайских племен была языческая религия дуалистического характера 59 ; согласно их верованиям, в основе всего лежат два главных начала: светлое – Ульгэнь и темное – Эрлик. Этим божествам подчинено множество мелких, населяющих всю вселенную (отсюда – обоготворение алтайцами природы). Для связи с богами служат камы (шаманы); всем своим богам язычники приносили кровавые жертвы. В представлении алтайцев их религия – культ злого начала, она бесовская, гибельная. Тем не менее они признавали ее как национальную веру, изначально предназначенную им свыше и потому неотделимую от них.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю – заповедал Спаситель в Нагорной проповеди ( Мф.5:5 ). И история свидетельствует, что кротостью языческий мир был приведен в Церковь Христову. Кротостью и любовью приводил ко Христу сибирских язычников и преподобный Макарий Алтайский.

Для осуществления такой высокой миссии, как спасение язычников-идолопоклонников, преподобный Макарий прибегал в первую очередь к духовным средствам. «Обращение к вере Христовой, – писал Н. И. Ильминский, – есть внутреннее перерождение, которое делается и зарождается в глубине сердца, а не в рассудочной или научной области; для этого требуется духовная сила 60 , которой Алтайская миссия достаточно богата «[238. С. 223–224]. Действительно, основанная преподобным Макарием миссия, в начальный период своего существования крайне ограниченная в материальных средствах, немногочисленная и вообще незначительная по своей внешней организации, была сильна именно своим христианским духом, своей умилительной теплотой и искренней любовью к обращаемым язычникам. Это и сделало ее успешной, хотя, казалось, такого результата меньше всего можно было ожидать с точки зрения простого человеческого расчета.

Преподобный Макарий создал свой план, даже целую систему благовестничества на Алтае. Большинство миссионеров того времени главным и почти единственным средством своей работы считали проповедь и усвоение ее, внешним выражением чего было крещение. После совершения таинства крещения работа с обращаемым, как правило, заканчивалась. Архимандрит Макарий, наоборот, считал крещение лишь вступлением на путь христианской жизни. Он хорошо понимал, что проповедь имеет только временное значение, а принятие крещения еще не является гарантией дальнейшей верности обращенного Церкви. Зная, что отпадения происходят из-за недостаточного утверждения в вере, просветитель Алтая первостепенное внимание уделял укреплению новокрещенных в Православии.

Методы, применявшиеся просветителем Алтая для обращения язычников, отличала разумная целесообразность и простота, они как нельзя лучше соответствовали тем условиям, в которых приходилось действовать миссионерам.

Тактика действий по просвещению инородцев определилась уже при первых случаях обращения в христианство, во время пребывания миссионеров в Бийске и Сайдыпском форпосте. Вначале архимандриту Макарию необходимо было познакомиться с теми, кого он собрался просвещать, узнать среду, в которой они жили, и условия, в которых предстояло действовать. Восемь месяцев провел он в разъездах по Бийскому округу, благодаря чему получил представление о характере инородцев, об уровне их умственного и нравственного развития, о их духовных потребностях, религиозных верованиях, быте, языке, а также о расположении их кочевий и стойбищ.

Одним из главных препятствий, вставших перед первым алтайским миссионером, стал языковой барьер. Трудности здесь пришлось преодолевать немалые. Тюркоязычные алтайские племена говорили на множестве различных наречий, которые никто никогда не исследовал. Своей письменности и единого литературного языка алтайские племена не имели, и никаких памятников письменности у них не было. Основателю миссии пришлось самостоятельно изучать все языковое многообразие Алтая, не имея ни учебников грамматики, ни словарей, ни даже постоянного переводчика. И архимандрит Макарий разработал алтайский алфавит, составил лексикон из 3000 слов, создав, таким образом, алтайскую письменность, в основу которой он положил русский алфавит.

По прошествии двух лет архимандрит Макарий умел с трудом объясняться с алтайцами, но переводить на местные наречия без толмача не мог. И лишь когда миссия обзавелась постоянным толмачом в лице инородца Федора Иштанакова, которого наняли за 150 рублей ассигнациями в год, появилась возможность всерьез приступить к переводческой работе. С его помощью прежде всего перевели на телеутское наречие Евангелие.

Надо отметить, что переводя Священное Писание и важнейшие веручительные книги на язык местных инородцев, апостол Алтая предвосхитил знаменитую систему Н. И. Ильминского, построенную на обращении иноверцев в Православие с помощью их родного языка. А переводы религиозного характера имели огромное значение. Новообращенные могли читать слово Божие не на чужом, а на своем родном языке, что значительно облегчало духовный контакт с ними и их восприятие и понимание православной веры.

Проповедуя Благую Весть и изучая язык, архимандрит Макарий много разъезжал по алтайским кочевьям и селениям. Он использовал любую возможность, чтобы побеседовать с местными жителями о перемене веры: заводил разговоры со случайными попутчиками, заходил в юрты и общался с их обитателями; особенно же старался не упустить благоприятного случая явиться туда, где намечалось стечение народа (например, во время сдачи ясака).

Местные племена, за исключением черневых татар, живших в северной части Алтая, вели кочевой образ жизни, который из-за присущих им лени и беззаботности давал весьма скудные средства к существованию. Нравственность алтайцев представляла собой пеструю смесь прекрасных качеств с весьма существенными отталкивающими недостатками. С одной стороны, их отличали патриархальная простота, честность, наивное прямодушие, миролюбие, гостеприимство. С другой стороны, сам уклад жизни способствовал развитию у них лени, пьянства, желания прожить кое-как.

Труд у кочевников считался постыдным, низким занятием; им была свойственна почти полная апатичность, отсутствие каких-либо духовных интересов и потребностей. Все это отразилось на их умственных качествах: для большинства местных жителей было характерно тугоумие, неспособность к восприятию информации, отсутствие интереса к новому. И без того невысокий уровень культурного и умственного развития алтайцев усугублялся тем, что они издревле находились под тяжким гнетом наследственных родовых старейшин – зайсанов и башлыков. В результате они, по свидетельству современников преподобного Макария, в большинстве своем потеряли и желание, и способность улучшить свою жизнь [147. С. 57].

Изучение характера местных жителей позволило архимандриту Макарию понять, как лучше привлечь их внимание и заставить выслушать его, ведь обычной проповедью заинтересовать их было невозможно. Поначалу, не имея еще опыта, он в своих проповедях старался как можно более доходчиво, простыми словами рассказать местным жителям о Боге, о сотворении мира и человека, о падении людей, об обещании послать им Спасителя и о Его приходе на землю; о том, что Он тридцать три года видимо, в человеческом теле, жил на земле, среди людей; что называется Спаситель Иисусом Христом, что Он взял на Себя все грехи наши и после страданий умер за нас, а на третий день по смерти ожил, восстал из гроба и вознесся на небо; о том, что Он второй раз придет на землю и установит на ней Свое Царство, куда возьмет всех верующих в Него – истинного Бога Иисуса Христа, – живущих и живших раньше на земле; о том, как хорошо будет жить в этом Царстве, где не будет ни бедности, ни болезни, ни печали, ни самой смерти.

Несмотря на увлекательную простоту проповедей, никто не слушал его внимательно и почти никто не понимал того, что он говорит. Вопросов и возражений не было совсем. Алтайцы оказались не любознательными эллинами, пытливо ищущими истины, а малыми детьми, живущими почти только естественными потребностями.

Неудачи не ввергли первопроходца в отчаяние – он решил изменить подход к обращаемым. Очевидно, следовало сначала сблизиться с кочевниками, войти в их положение, сжиться с ними. Архимандрит Макарий старался проникнуться жизненными нуждами местных жителей, пытаясь воздействовать на обращаемых через их бытовые, повседневные потребности, по возможности удовлетворяя их. Приходя к инородцам, он заводил с ними разговор о их телесных нуждах, о быте. Постепенно разговор переходил на темы веры. Архимандрит Макарий говорил алтайцам, что их верования позволяют камам изводить на жертвы весь их скот и все благосостояние. Христианская же вера требует не жертв, а только верующего сердца. Он обещал инородцам, что после принятия Святого Крещения каждый сможет воспользоваться трехлетней льготой от податей и повинностей, а также обещал помощь деньгами и вещами. Если у кого-то из слушающих появлялся интерес к проповеди, архимандрит Макарий кратко и просто излагал основы православной веры.

Кропотливую работу с каждым выразившим желание креститься архимандрит Макарий начинал с того, что выяснял, почему инородец принял такое решение. Наводил справки о человеке, о том, как он себя ведет, честный ли он. Преподобный требовал от обращаемого послушания себе и будущим восприемникам и, только удостоверившись в чистосердечности желания креститься, приступал к оглашению, которое проводилось с помощью сотрудников миссии. Наставления в вере отличались разумной целесообразностью: до оглашаемого необходимо было донести сущность христианского учения, научить его молиться и познакомить с основами православного богослужения. Архимандрит Макарий старался добиться того, чтобы обращаемый твердо усвоил элементарные христианские истины и краткие молитвы, что при умственной ограниченности местных жителей стоило немалых трудов. Оглашение длилось от одного-двух дней до двух недель, в зависимости от возраста крещаемого и уровня его развития. Прежде чем крестить инородца, архимандрит Макарий подыскивал ему крестного отца – восприемника из числа благонадежных русских или крещеных инородцев, которому поручалось заботиться о его религиозно-нравственном состоянии и помогать ему наладить новую жизнь.

Новокрещенные часто на несколько дней, а иногда и недель оставались при миссии. Миссионеры наставляли их в христианском вероучении, упражняли в молитве; они читали вместе с ними и толковали им прочитанное; новокрещенные участвовали в богослужениях. Убедившись, что вероучение твердо усвоено, новообращенного отпускали домой, однако в дальнейшем не теряли его из виду.

Просветитель Алтая стремился создать для новокрещенного такие жизненные условия, которые способствовали бы возрастанию его в вере; для этого он старался по возможности устранить вредное влияние на крестившихся языческой среды и обеспечить им тесное общение с восприемниками.

Для утверждения в вере обращенных было необходимо по возможности совсем изолировать от влияния прежней языческой среды. А иначе новокрещенные, возвращаясь в свои кочевья, подвергались притеснениям со стороны старшин, зайсанов и камов, а также разлагающему влиянию своих сородичей – язычников. Родовые старейшины и шаманы агрессивно относились к крестившимся: глумились над их новой верой, лишали имущества, запугивали и избивали их. Кроме того, сам кочевой образ жизни, то полный тревог и забот, то праздный и располагающий к лени, служил немалым препятствием к утверждению инородцев в христианской жизни.

Важнейшее значение в деле приучения новокрещенных к христианскому образу жизни играла практика восприемничества, предусматривавшая поселение новокрещенного в доме его восприемника. Восприемник становился действительным поручителем за вверенного ему новокрещенного. На него возлагались обязанности содержать подопечного под своим кровом и обучать его земледелию и ведению хозяйства, используя умеренно его как помощника по хозяйству. Опека продолжалась до тех пор, пока обращенный не обретал способность жить самостоятельно. Таким образом, институт восприемничества кроме заботы о духовном и нравственном преуспеянии обращенных выполнял еще и задачу приучения их к оседлому образу жизни.

Тяготясь новым положением, особенно необходимостью хотя и немного, но ежедневно работать, новокрещенные часто ссорились с восприемниками и жаловались на них архимандриту Макарию, который терпеливо разбирал жалобы и улаживал возникающие недоразумения. Бывали и случаи бегства новокрещенных в родные кочевья. Начальник миссии разыскивал беглецов, убеждал их вернуться и поселиться у другого земледельца, обещая различные льготы и материальную помощь.

Утверждению новокрещенных в вере немало способствовало и то, что их опекал сам архимандрит Макарий. Во время своих поездок он использовал любую возможность посетить своих чад, узнать, как они живут, помочь в разнообразных их нуждах.

Хорошо продуманный порядок восприемничества и неустанное личное попечение о новокрещенных можно считать главными и наиболее сильными сторонами миссионерской практики преподобного Макария.

Миссия всесторонне заботилась о своих подопечных: строила дома новокрещенным, помогала им деньгами, хлебом, одеждой, скотом, инвентарем, семенами – всем, что было необходимо для оседлой жизни. Конечно, на удовлетворение многочисленных нужд новообращенных не могло хватить ни казны миссии, ни пенсии ее начальника, и архимандрит Макарий просил пособий у своих знакомых и благотворителей в Москве, Петербурге, Екатеринославе и Тобольске. Протоиерей Василий Вербицкий писал, что миссия с начала своего существования постоянно выделяла пособия беднейшим семьям и содержала несколько бесприютных сирот [24. С. 216–217]. Эта традиция сохранилась в миссии и после отъезда с Алтая преподобного Макария.

Попечения архимандрита Макария о новокрещенных охватывали и сферу их домашнего хозяйства. Женщинам он настойчиво рекомендовал учиться прясть, заботиться о чистоплотности, учиться у русских женщин вести домашнее хозяйство.

В 1836 году при миссии была открыта богадельня для приюта бездомных и устроена больница для лечения тяжелобольных; всех желающих сотрудники Алтайской миссии довольно успешно лечили различными лекарствами. Для того чтобы правильно поставить в миссии медицинское дело, архимандрит Макарий слушал в 1840 году лекции по естественным наукам и по анатомии в Казанском университете. С этой же целью он привез из Москвы новых сотрудников – Артемия Левицкого, бывшего студента ветеринарного отделения медико-хирургической академии, и девицу Софию де Вальмон, которая изучала акушерство в Казани, по пути на Алтай.

Заботы апостола Алтая о новокрещенных не ограничивались только попечением о их религиозно-нравственном состоянии и телесных нуждах. Он полагал, что культура духовная тесно связана с культурой внешней и потому внешнее культивирование инородцев поставлял в ряду самых обязательных миссионерских средств.

Основатель Алтайской миссии, действуя по слову апостола: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:22 ), был для новообращенных не только духовным наставником, но и школьным учителем, врачом, учителем земледелия, культуры и гигиены, арбитром в их семейных и родственных спорах, а также защитником от произвола шаманов, родовых старейшин и государственных чиновников.

Алтайский миссионер протоиерей Михаил Путинцев писал в 1882 году: «Дух отца Макария, дух апостольский, дух любви и братства, и доныне, благодарение Богу, не оставил нашей миссии: и начальник ее и братия неизменно составляют одну родную семью, идеже несть ни распрей, ни зависти, ни пререканий, – но святая любовь, а где любовь, там и Бог, а где Бог, там и вся благая 63 [273. С. 436].

В тексте Синодального перевода Нового Завета – повелел.Прим.ред.

Слова преподобного Назария, игумена Валаамского монастыря.

Источник: Словом и житием наставляя : жизнь и тр. преп. Макария Алтайского / С. В. Нестеров. - Москва : Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-т, 2005. - 540, [1] с.


Мы не станем сейчас подробно разбирать особенности католических и протестантских миссий, но обратим внимание на замечательную и несправедливо забытую в церковной среде личность настоящего православного миссионера прп. Макария (Глухарева).

Архимандрит Макарий родился в городе Вязьме в 1792 году. Обладал он незаурядными способностями, блестяще окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и занял профессорскую должность в Екатеринославской семинарии, а в возрасте 29 лет стал ректором уже семинарии Костромской. Перспективы церковного карьерного роста сулили ему архиерейство, но благодаря знакомству с учениками прп. Паисия Величковского архимандрит Макарий выбирает созерцательную жизнь. Он уходит в затвор, где, помимо молитвы и постов, занимается переводами восточных и западных святых отцов и мистиков.

Старания алтайского просветителя не остались напрасными, и язычники начали откликаться на евангельский призыв святого. Прп. Макарий не гнался за положительной динамикой крещеных, но много времени уделял катехизации. Для него крещение было не завершением образовательного процесса язычников, но вступлением на тропинку христианской жизни. За четырнадцать лет своего служения он крестил 675 человек. Цифра эта кажется совсем незначительной, но, учитывая проделанный им труд, можно с уверенностью говорить, что качество здесь существенно превалирует над количеством. Нет смыла гнаться за массовостью крещений, если большинство таких людей в скором времени совершенно забывают о Христе.

Следуя засвидетельствованным им самим принципам жизни евангельской общины, прп. Марий селил свою паству в новообразованные христианские деревни, тем самым еще и ограждая их от влияния языческих соплеменников. Показывая пример жертвенного служения, а также учитывая ошибки предыдущих миссионеров, святой уделил немало времени строительству школ и больниц. Именно в этом он видел возможность укрепления веры новообращенных, чего не замечали или не хотели замечать его предшественники.

Святой Макарий (Глухарев) был удивительным человеком, творчески подходившим к решению поставленных перед ним задач, а пример его жизни и миссионерские труды сохраняют свою актуальность и в наши дни.


Алтайская духовная миссия, ее роль в христианизации населения Алтая.
Архимандрит Макарий (Глухарев): жизненный путь и миссионерская деятельность.

В 1620 году была образована первая в Сибири епархия – Тобольская во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым) В 1604 году был построен Томский городок, в 1618 году в верхнем течении реки Томи выросло новое укрепление Кузнецкий острог (крепость, ныне г. Новокузнецк) Началось практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян. Основными опорными пунктами русских на Алтае были Кузнецкий острог (1618), Бикатунская крепость (1709), Усть-Каменогорская крепость (1720). Постепенно была создана пограничная линия редутов и форпостов. В них строились часовни и храмы, совершались богослужения.

Алтайцы кочевали южнее русских пограничных укреплений. В XVII веке алтайцы начали переходить в российское подданство.

Наибольший размах, согласно архивным документам, приняло крещение в 1758 году. По имеющимся данным, только священник Василий Русанов и архимандрит Михаил крестили 775 человек, из них алтайцев было около 100 человек. В Бийской крепости было крещено четыре семьи (16 человек), 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Важно отметить, что не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий играли ведущую роль в распространении православия среди коренных Алтайцев в XVIII веке. В подтверждении этому можно добавить, что в период с 1763 по 1789 год во всей Тобольской епархии было всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью. Однако в 1789 году их деятельность была прекращена специальным постановлением Синода. Общая численность принявших крещение алтайцев в XVIII веке составила примерно 500 человек. Таким образом, миссионерская деятельность в этот период не сумела развиться в полной мере. Этот расцвет наступил лишь в середине XIX века с образованием Алтайской духовной миссии (АДМ).

Алтайская духовная миссия явилась структурным подразделением Русской Православной церкви (РПЦ), основной целью которой было распространение Православия и организация церковных приходов среди коренного населения Южной Сибири. Деятельность АДМ распространялась на территории современного Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области, части Хакасии, Тувы, Казахстана, Монголии.

Основана миссия в 1830 году выдающимся миссионером, преподобным Макарием (Глухаревым), благодаря успешной деятельности которого она стала лучшей среди всех духовных миссий РПЦ Российской империи в XIX- нач. XX вв. Следуя кирилло-мефодиевой традиции, все основные виды миссионерской деятельности – проповедь, обучение, богослужения — алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1919) трудами миссионеро виз язычества в православие было обращено более половины населения Горного Алтая и Горной Шории.

Основанием для образования АДМ послужил указ Святейшего Синода от 24 декабря 1828 года на имя архиепископа Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева), в котором предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 году. В Тобольскую епархию из Курской был отправлен магистр богословия архимандрит Макарий (Глухарев).

Родился Михаил Яковлевич Глухарев 8 ноября 1792 года, в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. Духовную семинарию Михаил закончил в 1813 году, а в 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию.

Академический курс Михаил Яковлевич Глухарев окончил в 1817 году со степенью магистра богословия и был назначен инспектором в Екатеринославскую духовную семинарию. Помимо исполнения административного послушания вел курс церковной истории и преподавал немецкий язык. В том же году он назначается ректором Екатеринославского уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославле Михаил принял монашеский постриг 24 июня 1818 года. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона. А еще через три дня – в иеромонахи. В Екатеринославле о. Макарий прослужил до весны 1821 года, когда указом Святейшего Синода был назначен ректором Костромской семинарии. Здесь же, в Костроме, он был возведен в сан архимандрита. Затем была Киево-Печерская лавра, Китаевская и Глинская пустыни.

В поисках места для первого миссионерского стана о. Макарий активно путешествовал по Алтаю, первоначально выбор его пал на Улалу. Первую литургию в Улале о. Макарий отслужил 21 мая 1831 г. Однако, более приемлемым местом стало поселение Найминское (совр. Майма), очень удобное в транспортном отношении.

Обращая алтайцев в Православие, миссионеры устраивали новокрещенных на оседлое жительство в с. Майма и других окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. К 1844 году (последний год служения о. Макария) в миссии насчитывалось 15 сотрудников, три церкви, три стана, две школы, четыре поселения для новокрещенных алтайцев.

К 1865 году была переведена и напечатана на алтайском языке божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, было получено разрешение Синода о совершении богослужения на алтайском языке. Миссия так же занималась активной благотворительной деятельностью: обучение алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и проч., лечением больных (делались прививки от оспы), помощью бедным.

В конце 1842 года, архим. Макарий подал в Синод прошение об освобождении его с поста начальника Алтайской миссии по состоянию здоровья. Св. Синод определил его настоятелем Троицко Оптина монастыря Орловской епархии близ г. Болхова. Здесь архм. Макарий и прослужил последующие три года до своей кончины 18 мая 1847 г.

В 1880 году центр АДМ был перенесен в г. Бийск. И с этого времени ее начальники стали носить епископский сан. В 1883 году Улалинское центральное училище было преобразовано в Бийское миссионерское катехизаторское училище. При поддержке Православногог миссионерского общества Алтайская миссия окрепла и в материальном отношении.

Завершение деятельности АДМ связано с установлением Советской власти. Духовенство и многие верующие подверглись репрессиям, монастыри храмы церковные школы были закрыты.

Возрождение Православия среди алтайцев началось в конце 80-х годов XX века. В период после празднования тысячелетия крещения Руси стали открываться православные приходы в городах и селениях где прежде находились станы АДМ. На сегодняшний день они вошли в состав Барнаульской, Кемеровской, Абаканской, Горно -Алтайской епархий.

Юбилейный Архиерейским собором в августе 2000 года, архимандрит Макарий (Глухарев) причислен к лику святых. Чествование памяти преподобного Макария, просветителя Алтая, согласно Деяниям Юбилейного Священного Архиерейского собора о канонизации – 15/28 мая. Достойный христианского пастыря путь и достойное признание.

В докладе использованы материалы исследований протоиерея Георгия Крейдуна – профессора, доктора искусствоведения; Павла Коваленко — зав музеем истории Алтайской духовной миссии, г. Бийск.


185 лет назад, 20 сентября 1830 года (7 сентября по ст.ст.), произошло знаковое событие. Преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) – основатель и первый руководитель Алтайской духовной миссии – крестил первого алтайца по имени Элеска, назвав его во святом крещении Иоанном. Это событие стало началом деятельности Алтайской духовной миссии.

По мнению многих исследователей, XIX век был периодом расцвета миссионерской деятельности Русской православной церкви. Несмотря на отдельные примеры, XVIII век в целом мало являл плоды евангельского благовестия. Причем накал миссионерской деятельности настолько ослабел, что Святейшему Синоду в 1764 году даже пришлось учредить специальные должности проповедников в епархиях с иноверческим населением[1]. А уже через сто лет было учреждено Российское миссионерское общество, которое стало объединяющим центром всех миссий и ставило перед собой задачу содействовать их деятельности. Одним из наиболее ярких миссионеров своего времени стал архимандрит Макарий (Глухарев).

Архимандрит Макарий, в миру Михаил Яковлевич Глухарев, родился 30 октября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. В Санкт-Петербургской духовной академии одним из его духовных учителей стал ректор архимандрит Филарет (Дроздов), близкие отношения с которым будущий просветитель Алтая сохранил на всю жизнь.

Окончив в 1817 г. академию со степенью магистра, Михаил вначале преподавал церковную историю и немецкий язык в Екатеринославской духовной семинарим, а вскоре после своего пострижения в 1818 г. стал ректором Костромской духовной семинарии. Уже в эти годы будущий миссионер проявляет горячее рвение и желание найти свое призвание. Он много и бескорыстно трудится, и требует этого же от своих подчиненных. Но настоящих плодов его работа не принесла. В 1824 г. он оставляет учебно-административную службу.

Решение стать миссионером на Алтае преподобный Макарий принял в 1829 г., а 7 (20) сентября 1830 г. – день крещения им первого инородца – он сам считал днем основания Алтайской духовной миссии.

Внешне миссия строилась таким образом: миссионеры жили в стане, откуда ездили по аилам для проповеди христианства инородцам, а также посещали крещеных для утверждения их в вере и причащения Св. Таинств. В зимнее время года такие поездки нередко были связаны с опасностью для жизни, а трудная дорога делала их очень продолжительными. Нужны были новые миссионерские станы, чтобы пастыри могли не разлучаться со своей паствой надолго. При жизни архим. Макария в Алтайской миссии были построены только два стана.

Кроме станов и храмов требовалось строительство больниц, т. к. из-за различных эпидемий могли вымирать целые деревни. Нужны были и школы, чтобы учить детей Закону Божию и грамоте.

Епитимья за перевод

Для успеха проповеди миссионеры изучали местные наречия и переводили на них Священное Писание и огласительные поучения. Сам архим. Макарий перевел на телеутское наречие почти все Евангелие от Матфея, все первое послание Иоанна Богослова, многие места из других апостольских посланий и книги Деяний Апостолов, избранные тексты из книг Ветхого Завета, многие церковные песнопения и псалмы, краткий катехизис с Символом веры, десять заповедей с толкованиями на них, краткую Священную историю, огласительные поучения, исповедь, вопросы при исповеди и крещении и другие тексты. Эти переводы положили начало плодотворным переводческим трудам Алтайской миссии9.

Подготовка к Крещению и помощь инородцам требовала много усилий. А для этого нужны были помощники. В своей миссионерской практике архим. Макарий фактически обратился к опыту древней церкви, которая имела особых служительниц – диаконисс, помогавших катехизаторам в научении и крещении женщин. Он предложил включать в штат миссии диаконисс, которые бы могли бы в походных церквях исполнять дела чтеца, звонаря, просфорни; они также помогали бы женам миссионеров содержать школу для девочек и посещать больных; миссионерам диакониссы помогали бы в приготовлении оглашаемых к крещению и в наставлении новокрещеных.

В 1836 г. архим. Макарий обратился к еп. Афанасию Тобольскому с просьбой о предоставлении официального статуса общине девиц и вдов при миссии. Но в связи с его отъездом с Алтая дело не было доведено до конца.

При жизни архим. Макария только две женщины помогали ему таким образом. С 1840 г. в миссии работала благородная девица София де Вальмон. Она устроила небольшую девичью школу, где учила девочек грамоте и основам христианской веры. Она также лечила больных; приучала новокрещенных к молитве и труду. Кроме нее при миссии в это время служила пожилая вдова Прасковья Ландышева (мачеха сотрудника миссии Стефана Ландышева), которая пекла хлеб и заведовала богадельней.

После смерти архим. Макария служение безбрачных девиц и вдов при миссии не только не прекратилось, но даже приумножилось. В 1858 г. к тогдашнему начальнику миссии прот. Стефану Ландышеву с просьбой посвятить их иноческой жизни обратились одиннадцать девиц и одна вдова, которые в то время обучались грамоте и Закону Божию при миссии. Женская община тогда еще не была утверждена, но эти женщины, объединившись, жили в одном из домов Улалы, пребывая в посте, молитве и трудах. Официальный указ об открытии в селе Улала женской общины был утвержден Св. Синодом в 1863 г.

Зачем Русской церкви Миссионерское общество

В основе миссионерского служения архимандрит Макарий видит дух Христовой любви. Эта любовь руководила Христом во время Его земного служения. Эта же любовь помогает не угасать светильнику в сердце христианина и дарует ему жалость ко всем, кто еще не знает своего Небесного Отца. Этот же дух архим. Макарий видит в основанной на Пятидесятницу Апостольской Церкви и миссии апостола Павла. И этот же дух архим. Макарий жаждет увидеть в Русской церкви, как преемнице апостольского призвания.

Для того, чтобы русский народ исполнил свое призвание благовестия, христианство для него должно стать по-настоящему живой и деятельной силой. Условием духовного просвещения русского народа является приобщение его к слову Божию – Библии, которую необходимо перевести на русский язык и сделать общедоступной. А для того, чтобы Библию могли читать, надо заботиться об умножении грамотности в русском народе. Все это является основанием миссии.

При миссии предполагается создание нескольких частных станов, причем иноческие станы располагались бы по горам лесам и степям, а женатые миссионеры занимали бы станы в селениях оседлых инородцев или же в русских деревнях, которые сопредельны с кочевьями инородцев. Вместе с супружеской парой миссионеров труды по оглашению инородцев и дальнейшей заботе о новокрещенных разделили бы вдовы и девицы, так называемые диакониссы, посвятившие свою жизнь христианскому благовестию.

Архимандрит Макарий возглавлял Алтайскую миссию 14 лет, после чего удалился на покой в Болховский монастырь. За это время на Алтае приняли крещение 645 человек, были основаны два стана с храмами, пять православных поселений, три школы, богадельня и больница. Видимые результаты миссионерской деятельности архим. Макария могут показаться не столь впечатляющими. При его жизни было обращено в православную веру не так уж много людей. Но последующая судьба Алтайской миссии свидетельствует о правильных основах, положенных архим. Макарием в дело благовестничества.

Вокруг архимандрита Макария возник круг учеников, преданных делу миссии на Алтае[15], и в последующие годы, вплоть до начала XX века, Алтайская миссия сохраняла и приумножала свое духовное наследие. В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде Алтайская миссия была названа в качестве образца для других миссий. В 1915 г. в Алтайской миссии было 30 отделений, 48 храмов и молитвенных домов, два миссионерских монастыря, 452 селения; численность православной паствы составляла 66 368 человек, из них алтайцев 30 456; при миссии действовали 83 школы с 3 235 учащимися, из которых алтайцев было 1 386. В составе миссии трудились 162 человека, в том числе 39 священников-миссионеров[16].

[1] Правда, уже в 1789 г. в связи с волнениями инородцев на религиозной почве миссионерская деятельность проповедников была приостановлена, а в 1799 г. Святейший Синод прекратил выдачу жалования миссионерам (подробнее об этом см.: Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. 41 сл.).
[2] Нестеров. С. 48.
[3] Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии / Под ред. и с предисл. К.В. Харламповича. Казань, 1905. С. 40. Цит. по: Нестеров. С. 57.
[4] Макарова-Мирская А. Миссионеры // Макарова-Мирская. Апостолы Алтая. С. 25.
[5] Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры. С. 370.
[6] Вербицкий В., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю пятидесятилетнего ее юбилея (1830–1880 гг.) // Памятная книжка Томской губернии 1885 г. Томск, 1885. С. 219. Цит по: Нестеров. С. 60.
[7] Макарий (Глухарев). Мысли. С. 229.
[8] Избранные места из писем преподобного Макария Алтайского // Нестеров. С. 435.
[9] Нестеров. С. 143.
[10] Макарий (Глухарев). Мысли. С. 356–358.
[11] Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1860. Ч. 1. С. 94–95. Цит. по: Нестеров. С. 156.
[12] Макарий (Глухарев). Мысли. С. 239.
[13] Там же. С. 254.
[14] Там же. С. 235–236.
[15] Алтайская миссия воспитала целую плеяду выдающихся подвижников-миссионеров. Жертвенный дух их служения хорошо передан в сборнике воспоминаний, составленном Александрой Ивановной Макаровой-Мирской, урожденной Ландышевой (прот. Стефан Ландышев сменил архим. Макария на посту начальника миссии). См.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Репр. воспроизведение изд. 1914 г. М., 1997.
[16] См.: Нестеров. С. 212.
[17] А. [Кочетков Г., свящ.] Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РСХД. 1989. № 156. С. 33.

Читайте также: