Какие понятия называются общенаучными кратко
Обновлено: 06.07.2024
Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях
Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат - совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные понятия делятся, на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки.
Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий - общенаучных, которые выходят за рамки той или иной частной науки или их специфической группы. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.
Общенаучные понятия
Термин общенаучности трактуется неоднозначно и кроме того, существуют различные уровни общенаучности. Говоря об общенаучности имеется в виду не традиционная связь общенаучного знания, связанного с философским знанием, когда, например, философские категории определялись как "наиболее общие понятия, которые применяются в любой науке", а та часть общенаучного знания; концептуальная основа которого связана с понятиями, формирующимися в качественно особый тип в условиях научно-технической революции, связанный с интегративными процессами в науке, который принципиально объединяет возможности содержательного и формального, качественного и количественного исследования самых разнообразных объектов реальности. [2, с. 62]
Среди всего многообразия понятий, категорий и терминов, выделяются те, что по своим признакам близки к философским, но не связаны с объяснением мироздания, однако по степени общности нередко тяготеют к философским категориям и выполняют переходные функции в системе научного знания. Такие понятие и называются общенаучными. Эти понятия по своему объему и области их применения не представляют собой группу тождественных понятий. Скорее их можно представить в виде разнообразных групп, подразделяющихся на подгруппы. Например, в состав такой выделенной подгруппы можно отнести те понятия, которые отображают свойства как объектов познания, так и частных наук, изучающих эти объекты. В таких понятиях осуществлено единство онтологического и логико-гносеологического аспектов и они могут быть названы универсально - общенаучными. [2, с. 58]
Не обладая философской логико-гносеологической универсальностью, общенаучные понятия и методы в то же время качественно отличаются по характеру и степени общности от понятий и методов частных наук.
Общенаучные понятия, с одной стороны, поднимаются над уровнем частнонаучных, понятий, а с другой - не достигают уровня философских категорий ни по характеру, ни по степени абстрактной обобщенности, ни по связи с решением вопроса о соотношении бытия и познания, объекта и субъекта. Такое качественное своеобразие общенаучных понятий обусловливает им переходное положение в концептуальной структуре знания; обеспечивает им роль связующего звена между философским и частнонаучным знанием. Не обладая типичной для философских категорий мировоззренческой функцией, не имея общегносеологического и общеметодологического значения, общенаучные понятия включаются в структуру научного мировоззрения, т.е. мировоззренческое знание как бы фиксируется в общенаучных понятиях. Так они обеспечивают философию доказательным материалом для обобщенного представления о мире (грубо говоря, делают философию наукой). С другой стороны, выполняя функцию систематизации теоретических положений частных наук, общенаучные понятия способствуют согласованию последних с конкретно-научной основой познания и с основными требованиями научного мировоззрения, т.е сближают частные науки с философией.
Выделяются следующие основные группы общенаучных понятий:
· понятия, имеющие лишь логико-гносеологический статус; относятся лишь к самим частным наукам, но не к объектам познания этих наук. Имеют основание для использования в самой научной деятельности и в этом плане характеризуют развитие всех наук и науки в целом (понятия типа знак, алгоритм, формализация, интерпретация и другие);
Основанием сформирования общенаучных знаний выступает единство мира, заключающееся в его материальности, единстве его многообразия, отражаемое в научном познании в интегративных процессах и порождаемых, ими общенаучных методах и понятиях. [6, с. 74]
Общенаучные понятия в педагогике
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что исходным для трактовки этих и ряда других важнейших педагогических понятий является общенаучное представление о системе и системном подходе. [3, с. 83]
Система - целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие.
Минимальный набор характеристик системы, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе. Элемент системы, в свою очередь, может быть системой, входящей в более широкую систему как ее часть, как подсистема. [3, с. 91]
Деятельность , рассматриваемая с философских позиций, выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Отдельные виды человеческой деятельности - производственной, экономической, научной, этической, педагогической - можно рассматривать как подсистемы более широкой системы, какой является общество в целом. Так соединяются системный и деятельностный подходы, составляя системно-деятельностный подход к изучению тех или иных видов общественной деятельности, в частности научной и педагогической. [3, с. 93]
· работа педагогов-практиков; они в непосредственном общении передают тем, кого обучают и воспитывают, культурное достояние человечества, развивают их способности, содействуют становлению личности;
· административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею занято множество руководителей, организаторов образования;
· научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, то есть частью науки как общественного института;
· передача результатов педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.
В поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Поэтому педагогическую действительность (или педагогическую реальность) можно определить как действительность, взятую для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности. Можно сказать иначе: это та часть действительности, которая включена в педагогическую деятельность.
Но ученик или воспитанник не просто присутствует в педагогическом процессе. Это - живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом. Если сказать точнее - взаимодействующим, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую работу с учетом отклика ученика на эти действия. Иногда образно говорят (конечно, с известной долей преувеличения), что научить ничему нельзя, можно только самому научиться. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны в образовательном процессе и наличие в этом процессе не параллельных действий, а именно взаимодействия его участников.
Исследование роли общенаучных понятий в формировании научного мировоззрения определило рассмотрение традиционных понятий - философских и частнонаучных. Названные группы понятий участвуют в решении научных проблем на общей основе, какой является мировоззрение. В мировоззрении (как отношении человека к окружающему миру) специфически проявляется основной вопрос философии, который концентрирует в себе знание, связанное с мировоззренческой функцией философии. Одновременно при воздействии философии на частные науки философское знание выступает в форме методологии и способствует диалектизации частно-научного знания. Поскольку научное знание может существовать и функционировать лишь в виде теоретических систем: концепций, гипотез, теорий, элементами которых являются понятия этих теорий и их категории - становится очевидной роль понятийного аппарата науки в формировании научного мировоззрения.
Научные понятия, сформировавшись как результат человеческого опыта, закрепляют в конкретных формах систематизированное знание и фиксируют в себе историческую практику человечества. В ходе исторического развития понятийной формы мышления в условиях разделения (дифференциации) знания выделились два противоположных уровня знания - философское и частнонаучное.
Философские категории выступают в качестве всеобщих форм бытия и мышления. Они являются формой теоретического освоения действительности и основой универсального метода познания. Специфика же частнонаучных понятий составляет их ограниченную познавательную и социально-практическую основу формирования научного мировоззрения. Они не обладают универсальностью, которая присуща философским категориям.
В условиях же интеграции общественных, естественных и технических наук , создания общенаучного знания, промежуточным звеном выступают общенаучные понятия и категории. Широкая междисциплинарная научно-теоретическая база формирования общенаучных понятий, образовавшаяся под непосредственным влиянием запросов различных сфер социальной и практической деятельности, сделала эти понятия формой синтеза научного знания.
Применение общенаучных понятий в педагогике не только неизбежно, но и необходима для того, чтобы была возможность вписать педагогику (как и любую другую науку) в общую систему знаний о мире, человеке.
Список литературы
1.Готт B.C., Урсул АД. Общенаучные понятия и их роль в познании. - М.: Знание, 1975.
2.Готт B.C. О понятийном аппаратесовременной науки. - Вопросы философии. - ГЛ., 1982, № 8, с. 56-64.
.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:Российское педагогическое агентство, 1996.
.Педагогика: Учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
.Семенюк: Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. - Львов: Высшая школа, 1978.
.Семенюк Э.П., Урсул Д.Д. Категории современной науки (становление и развитие). - М.: Мысль, 1984.
.Философский словарь / По ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1987.
Репетиторство
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
понятие, отражающее явление, изучаемое различными науками. Напр.: реакция (химическая, физиологическая, психическая); память (машинная, генетическая, психическая, народная); активность (химическая, физиологическая, психическая, общественная) и т. д.
Найдено научных статей по теме — 8
Общенаучные принципы становления понятия адаптации
Философский и общенаучный анализ понятия информации
Рассматриваются различные определения понятия информации с точки зрения кибернетических, физических, психологических, химических наук. Проводятся параллели понятия информации с понятием энтелехии в философии Аристотеля.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
Наука, как культурный феномен, представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей. Ее развитие определяется тем, насколько культура и общество восприимчивы к научным идеям.
Педагогическое взаимодействие в становлении общенаучных понятий у студентов вуза
Рассмотрены педагогические условия, содержание учебно-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействий в гуманно ориентированном образовательном процессе, направленном на становление общенаучных понятий у студентов
Информация как общенаучное и философское понятие: основные подходы к определению
Одной из актуальных задач современной философии информатики, попытка решения которой предпринята в настоящей статье, является классификация и систематизация основных подходов к определению такого многозначного феномена, как информ
Моделирование педагогического содействия становлению общенаучных понятий у студентов вузов
Представлена модель педагогического взаимодействия, разработанная в ходе исследования по становлению общенаучных понятий у студентов младших курсов вузов. Приведено ее сравнение с традиционным образовательным процессом.
К вопросу о проектировании педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов
В статье описана модель педагогического взаимодействия, направленная на организацию педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов, функциональный аспект которой состоит в совместном педагогическом проектирован
Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в современном образо-вательном процессе. Раскрывается понятие общенаучная компетенция и ее реализации в процессе подготовки будущих специалистов
Честность и доверие - это залог успеха любой страны, федерации, города, школы и семьи. © Александр Дьяков ==> читать все изречения.
синтезирующие, а не разделяющие богиню Науку на секторальные обрезки радиуса..
Закон разобщения так же разновиден, как и формы Бытия; но закон объединения един – и в этом вся космическая мощь и вся красота.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: умерщвлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «общенаучный»
Предложения со словом «общенаучный»
- Каждый общенаучный метод будет приобретать свои специфические особенности при его реализации в зависимости от цели научного исследования, объектов, познаваемых с его помощью, и т. п.
Проблема теоретической географии — особо остро обозначилась на рубеже XIX—XX веков. Её суть заключается в преобладании прикладных географических наук над теоретическими и фундаментальными исследованиями.
Социальное представление — категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Читайте также: