Внеурочная деятельность 1 класс школа безопасности

Обновлено: 02.07.2024

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:

При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.

1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

Программа включает три раздела:

1. Дорожная азбука.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации.

II . Содержание

1. Дорожная азбука

Введение. Дорога в школу и домой. Опасности на дороге. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Дорожные знаки.

Огонь – друг и враг человека. Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасность у тебя дома. Опасные ситуации в школе. Опасные растения и грибы. Правила поведения с домашними питомцами. Безопасный отдых. С кем дружат болезни. Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях.

1. Дорожная азбука

Введение. Сигналы светофора. Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. Правила перехода улиц и дорог. Обязанности пассажиров.

Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара дома. Противопожарный режим в школе. Первая помощь при ожогах.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Школьный травматизм. Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. Инфекционные и неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. Безопасность на воде.

1. Дорожная азбука

Введение. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. На загородной дороге. Безопасность пассажиров. Правила езды на велосипеде.

Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе. Лесные пожары.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасные ситуации в школе. Безопасное поведение дома. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила безопасного поведения в лесу. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах.

1. Дорожная азбука

Введение. Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. ГИБДД. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.

Причины возникновения пожара. Противопожарный режим в школе. Противопожарное оборудование. Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Вредные привычки, их влияние на здоровье. ЧС. Наводнения. Землетрясения. Ураганы. Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей, солнечных и тепловых ударах. Правила ТБ для туриста.

III . Планируемые результаты

Личностные УУД

выраженная устойчивая познавательная мотивация;

положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;

компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

моральное сознания на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;

установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные УУД

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять инициативу в сотрудничестве;

самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Куценко Ярославна Олеговна

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время не перестает быть актуальной и востребованной обществом роль системы образования в процессе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обучении правилам пожарной безопасности и правилам поведения в ситуациях социально опасного характера. Именно через образование возможно повысить уровень культуры подрастающего поколения, добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности во всех ее проявлениях. Повышение осведомленности учащихся об опасностях техногенного, социального и природного характера должно сократить количество чрезвычайных происшествий, виновниками которых часто становятся именно дети младшего школьного возраста.

● Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;

● Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

● Планируемыми результатами начального общего образования.

Актуальность

Безопасность детей – одна из главных задач взрослых (родителей и педагогов). Незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, отсутствие житейского опыта, повышенная детская любознательность, растерянность при попадании в неординарную чрезвычайную ситуацию приводит к огромным невозвратным потерям. Задача взрослых – подготовить детей к встрече со сложными, порой опасными ситуациями.

Современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении детьми ПДД, ППБ и развитии у них культуры личной безопасности.

Цель: Охрана жизни и защита здоровья учащихся посредством предотвращения нарушений ППД, ППБ и предупреждения совершения в отношении них различного рода правонарушений;

Научить основным правилам дорожной безопасности

Научить основным правилам противопожарной безопасности

Научить предвидеть потенциальные опасности, источником которых может быть окружающая среда (предметы, явления, люди)

Расширить кругозор учащихся

Развить воображение и речь учащихся

Стимулировать у детей развитие самостоятельности и ответственности за свои действия

Общая характеристика программы

Рабочая программа первого класса рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю.

Программа состоит из 4 разделов. Темы разделов распределены в течение учебного года, находясь в тесной связи с сезонами года и событиями окружающей действительности.

Дорожно-транспортная безопасность

Дорога и участники дорожного движения. Тротуар и проезжая часть. Правила поведения участников дорожного движения. Пешеходные переходы. Светофор и дорожные знаки. Мы – пассажиры. Современный городской транспорт.

Противопожарная безопасность

О профессии пожарного. Пожар в квартире. Чем опасен дым. Кухня – не место для игр. Опасные электроприборы. Горючие вещества. Новогодняя елка – причина пожара. Детские шалости с огнем. Лесной пожар.

Опасные ситуации социального характера

Общение с незнакомцем. Правила безопасного поведения на улицах и в местах большого скопления людей. Домашняя безопасность: безопасность у телефона, воры в квартире.

Общие правила безопасного поведения в быту и на улице

Безопасное поведение на водоемах в различное время года. Средства бытовой химии и лекарственные препараты. Домашнее наводнение. Строительные инструменты, ножницы, иголки. Электрический ток и электроприборы. Ядовитые грибы и растения.

Дорожно-транспортная безопасность (ПДД)

Противопожарная безопасность (ППБ)

Общие правила безопасности

Итого: 33 часа

Функции программы

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность окружающих людей; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;

развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;

освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

Принципы реализации программы

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания

Применение принципов развивающего обучения

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Методы обучения

Формы обучения – уроки-беседы, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, творческие задания.

Планируемые результаты

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Личностные УУД:

воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

осознание ответственности человека за общее благополучие

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

формирование этических чувства, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственная отзывчивости

Познавательные УУД

ставить и формулировать проблемы

обрабатывать и анализировать информацию

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица)

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения

выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Коммуникативные УУД

формулировать свои затруднения, обращаться за помощью

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Знать:

осуществующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

основные государственные службы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения (пожарная служба, медицинская служба, газовая служба и т.д.);

Уметь:

использовать приобретенный в школе опыт и алгоритмы действий в реальной и повседневной жизни;

действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасно использовать бытовые приборы;

использования по назначению лекарственные препараты;

соблюдать общие правила безопасного дорожного движения;

соблюдать правила пожарной безопасности дома и на природе;

соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

вызвать (обратиться за помощью) в случае необходимости соответствующую службу экстренной помощи.

Материально-техническое обеспечение для реализации курса

Иллюстративный материал, памятки

Раздаточный материал для творческих заданий и самостоятельной работы уч-ся

Интернет-ресурс (диски) с м\ф по темам занятий

Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор

Цветные карандаши, другие письменные принадлежности

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Предметные результаты

Содержание занятия

Мы идем по тротуару. Безопасная дорога от дома до школы.

Тротуар, проезжая часть, обочина, безопасный маршрут,

Знакомство с правилами поведения на улице; развитие умения предвидеть опасную ситуацию;

определение безопасного пути в школу.

Дорога – не место для игр!

Тротуар и проезжая часть, детская игровая площадка

Определение безопасного места для игр

Огонь: друг или враг?

Источники огня; открытый огонь; причины пожаров

Определение, когда огонь становится опасным; определение причин пожаров

Пожарный – герой. Он с огнем вступает в бой

Профессия пожарного; телефон 01

Знакомство с профессией пожарного;

Усвоение телефона пожарной службы

(составление рассказа о пожарном)

Запомните, детки: таблетки – не конфетки!

Общие правила безопасности

Лекарственные средства; витамины; аптечка

Определение опасности, исходящей от лекарственных препаратов

Беседа, рассказ учителя,

Творческое задание (рисуем аптечку)

Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой!

Общие правила безопасности

Вода питьевая и техническая; домашнее наводнение

Усвоение правил безопасного обращения с водой

Беседа, рассказ учителя,

Творческая(составляем памятку по использованию воды)

Переходим через улицу.

Наш друг – светофор.

Пешеходный переход, зебра,

виды пешеходных переходов,

Определение опасности неправильного перехода через дорогу; усвоение правил перехода дороги;

Усвоение сигналов светофора.

Беседа, рассказ учителя,

Просмотр обучающего м/ф;

Пожар в квартире.

Умение предвидеть пожароопасную ситуацию в квартире;

Выработка порядка действий при пожаре в квартире

Ток бежит по проводам

Общие правила безопасности

Электрический ток; электроприборы;

Правила пользования электричеством

Определение опасности, исходящей от электричества;

Усвоение правил пользования электроприборами

Беседа, рассказ учителя,

А у нас в квартире газ…

Общие правила безопасности

Определение пользы и опасности бытового газа;

Усвоение правил поведения при утечке газа; усвоение телефона газовой службы

Беседа, рассказ учителя

Чтение и обсуждение тематической сказки.

Какой бывает транспорт?

Общественный и личный транспорт; грузовой и пассажирский транспорт; специальный транспорт;

Определение видов современного городского транспорта;Определение видов пассажирского и специального транспорта, его значения в жизни города.

Беседа, рассказ учителя;

Пассажир; правила поведения пассажира в общественном транспорте

Усвоение правил поведения в общественном транспорте.

Беседа, рассказ учителя;

Творческое задание (составляем памятку пассажира)

Встреча с незнакомцем

Умение увидеть опасность, исходящую от чужих людей;

Усвоение правил противодействия преступным замыслам

Беседа, рассказ учителя;

У меня зазвонил телефон.

Кто стучится в дверь ко мне?

Телефонное мошенничество; квартирная кража

Умение распознать опасность во время телефонного разговора;

Определить степень своей ответственности и предотвратить квартирную кражу.

Беседа, рассказ учителя;

Творческое задание (инсценировка телефонного разговора)

Мы пришли на водоем.

Общие правила безопасности

Тонкий лед; правила безопасности на льду водоема;

Правила поведения на воде

Определение опасности, исходящей от зимнего и летнего водоема.

Усвоение правил поведения у водоемов и на воде.

Беседа, рассказ учителя;

Творческое задание (рисуем водоемы)

Пусть елка новогодняя нам радость принесет!

Живая и искусственная елка;

Правила безопасного украшения елки.

Петарды, хлопушки, свечи

Определение причин пожаров в новогодние праздники;

Усвоение правил безопасного нового года.

Беседа, рассказ учителя,

Творческое задание (рисунок новогодней елки)

Детские шалости с огнем

Определение опасности от опасных игр со спичками.

Беседа, рассказ учителя;

Составление рассказа по сюжетным картинкам

О чем расскажут дорожные знаки

Основные дорожные знаки

Знакомство с основными дорожными знаками и их значением.

Беседа, рассказ учителя,

Полезные вещи – молоток и клещи.

Общие правила безопасности

Правила обращения с инструментами

Умение предвидеть опасные ситуации при обращении с инструментами.

Творческое задание (составление памяток про обращение с инструментами)

Ножницы, катушки – это не игрушки

Общие правила безопасности

Инструменты для шитья; правила работы с ножницами и иглой

Определение места для хранения принадлежностей для шитья и правил обращения с ними.

Беседа, рассказ учителя,

Чтение иобсуждение тематической сказки

Дым и его ядовитые вещества;

Правила поведения в задымленном помещении;

Определение опасности от дыма во время пожара;

Беседа, рассказ учителя

Чтение и обсуждение тематической сказки.

Горючие и легковоспламеняющиеся вещества; правила хранения горючих веществ

Знакомство с горючими веществами;

Определение опасности, исходящей от горюющего вещества;

Усвоение правил обращения и хранения легковоспламеняющихся веществ

Беседа, рассказ учителя;

Закрепление понятия электрический ток;

Определение правил обращения с электроприборами

Беседа, рассказ учителя;

Чтение и обсуждение тематической сказки

Правила поведения участников дорожного движения. Обобщение.

Участники дорожного движения; дорожные знаки и разметка; пешеходный переход; сигналы светофора

Обобщение полученных знаний по ПДД;

Отработка навыка перехода проезжей части по сигналам светофора и разметке.

Мы в большом городе.

Толпа; давка; незнакомец; островки безопасности в городе; алгоритм действий, если ты потерялся

Определение опасности от нахождения в большом скоплении людей;

Усвоение алгоритма действий в случае, если ребенок потерялся – островки безопасности (магазин, аптечный пункт).

Закрепление навыка общения с незнакомыми людьми.

Беседа, рассказ учителя

Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем. Обобщение.

Причины бытовых пожаров; горючие вещества; спички, свечи, зажигалки; правила поведения в случае пожара в квартире

Закрепление знаний по противопожарной безопасности; отработка навыка действий в случае возникновения пожара в квартире.

Творческое задание (рисуем плакаты по ППБ)

Переход проезжей части в разное время года.

Проезжая часть; перекресток; плохая видимость; гололед; тормозной путь; правила перехода дороги

Определение проблемных ситуаций на дороге в разное время года;

Предвидение опасности в сложившихся погодных условиях;

Закрепление правил перехода дороги

Беседа, рассказ учителя

Творческое задание (рисуем трудные дорожные ситуации)

Кухня – не место для игр!

Закрепление знаний о правилах обращения с газовой плитой;

Закрепление порядка действий в случае утечки газа.

Творческое задание (составляем рассказ с предложенными словами)

Общие правила безопасности

Колющие и режущие предметы; кипяток; раскаленное масло

Определение типов опасности в помещении кухни;

Усвоение правил поведения на кухне.

На прогулку мы идем…

Общие правила безопасности

Правила общения с незнакомыми животными;

Ядовитые грибы и растения;

Определение типов опасностей, встречающихся во время прогулки (в т.ч. загородной)

Знакомство с ядовитыми грибами и растениями;

Усвоение правил безопасного общения с незнакомыми животными

Беседа; рассказ учителя;

Причины лесного пожара; правила поведения на пикнике

Определение причин возникновения лесного пожара;

Усвоение правил безопасного поведения в лесу;

Беседа; рассказ учителя;

Чтение и обсуждение тематической сказки;

Скоро каникулы. Опасности летнего отдыха

Общие правила безопасности

Солнечный ожог; тепловой удар; обезвоживание;

Правила поведения на водоемах

Усвоение правил безопасного отдыха

Работа по сюжетным картинкам;

Знаете ли вы правила безопасности? Обобщение курса.

ПДД; ППБ; безопасное поведение

Обобщение полученных знаний в течение года;

Повторение основных правил дорожной безопасности, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту.

Читайте также: