Миграция как фактор современной политики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Миграционная политикасоставляет одно из направлений демографической политики государства. Она представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия органов государственного управления на миграционное движение населения, изменение миграционного поведения некоторой территориальной общности людей или ее отдельных членов с использованием социальных, экономических, экологических, политических и иных методов управления.

В зависимости от субъект-объектных признаков можно выделить три территориальных уровня миграционной политики:

· общегосударственный;

· региональный;

· местный (муниципальных образований).

Миграционная политика тесно связана с другими направлениями социально-экономической политики (занятости, демографической, налоговой, жилищной и др.) и является частью региональной политики. Цели миграционной политики исходят из общих политических и социально-экономических установок общества, они дифференцированы в зависимости от различий миграционной ситуации в территориальных общностях людей.

Цели миграционной политики должны быть направлены на достижение желательных состояний для всего общества или его отдельных территориально-организованных частей и соответствовать общегосударственной политике.

Целью осуществления миграционной политики развитых государств мира является стремление оптимизировать миграционное движение населения, обеспечить соответствие между предложением трудовых ресурсов и спросом на нее, повысить благосостояние и духовное развитие всех членов общества.

Задачи, которые может преследовать миграционная политика того или иного государства весьма разнообразны. Их содержание может состоять в следующем:

1) в обеспечении экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации;

2) стимулировании миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы;

3) содействии оптимизации воспроизводства населения и его социально-демографической структуры по административно-территориальным единицам;

4) выравнивании условий и уровня жизни в территориальном плане и т.д.

Правительство каждого государства обладает суверенностью права в определении направлений и целей своей миграционной политики.

Важную поддержку в осуществлении прогноза, разработки и субсидирования национальных программ в области миграций населения осуществляет Комиссия ООН по народонаселению. Главным образом эта помощь оказывается развивающимся странам. Кроме данной организации, регулирование миграций населения является одной из приоритетных целей в деятельности Международной организации труда (МОТ). Некоторые аспекты миграций населения (касающиеся здоровья и образовательного статуса мигрантов и членов их семей) регулируются международными конвенциями и договорами, заключенными под эгидой ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Разработка и осуществление миграционной политики подразумевает и выбор мер, с помощью которых данная политика будет реализована.

Выделяют две основные группы методов (средств) воздействия на миграции населения в процессе осуществления миграционной политики:

5) меры прямого воздействия на миграции населения (к ним можно отнести образование определенных организационных форм по осуществлению переселения населения – миграционных органов);

2) меры косвенного воздействия на миграции населения(например, осуществление дифференциации уровня налогообложения, цен на предметы потребления, недвижимость, уровня оплаты труда и т.д.).

Выбор и применение этих мер осуществляется в соответствии с целью и задачами миграционной политики. Соответственно они могут быть направлены или на стимулирование притока населения в ту или иную страну, отдельный ее регион, или на ограничение этого притока, и даже на отток населения.

Л.А. Гостлинг на основе анализа исторических форм осуществления миграционной политики выделил и разграничил 4 основные формы официального вмешательства государства в распределение населения:

1. Политика стихийных перераспределений, при которых отсутствует какое-либо прямое вмешательство правительства, в плане оказания влияния на районы, направляющие или принимающие мигрантов.




2. Политика регулируемых перераспределений, при проведении которой имеет место вмешательство органов государственного управления либо в направляющем, либо в принимающем районе. Например, оказание консультационной помощи в направляющем районе по вопросам трудоустройства, предоставления жилья, организация языковых курсов, курсов ознакомления с культурой страны, принимающей мигрантов, или предоставление возможностей трудоустройства, обзаведения жильем в принимающем районе.

3. Политика проведения организованных переселений,при проведении которой правительство использует сочетание положительных и отрицательных стимулов, с тем, чтобы побудить население переехать из одного конкретного места в другое.

4. Политика принудительного перераспределения населения,при осуществлении которой правительство применяет силу для перемещения людей из одного места в другое.

В настоящее время в развитых государствах мира разработаны и применяются различные методики по изучению распределения населения и осуществлению контроля за въездом мигрантов. В большинстве своем они построены на основе использования индивидуального подхода к рассмотрению обращений мигрантов о получении разрешения на въезд в страну в правомочных юридических и административных органах.

Безусловно, что на процесс формирования миграционных потоков оказывает свое влияние целый ряд причин экономического, демографического, политического и иного характера. Вместе с тем, значительную роль в формировании данных потоков играла и играет миграционная политика, проводимая странами, принимающими мигрантов.

Миграционная политикасоставляет одно из направлений демографической политики государства. Она представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия органов государственного управления на миграционное движение населения, изменение миграционного поведения некоторой территориальной общности людей или ее отдельных членов с использованием социальных, экономических, экологических, политических и иных методов управления.

В зависимости от субъект-объектных признаков можно выделить три территориальных уровня миграционной политики:

· общегосударственный;

· региональный;

· местный (муниципальных образований).

Миграционная политика тесно связана с другими направлениями социально-экономической политики (занятости, демографической, налоговой, жилищной и др.) и является частью региональной политики. Цели миграционной политики исходят из общих политических и социально-экономических установок общества, они дифференцированы в зависимости от различий миграционной ситуации в территориальных общностях людей.

Цели миграционной политики должны быть направлены на достижение желательных состояний для всего общества или его отдельных территориально-организованных частей и соответствовать общегосударственной политике.

Целью осуществления миграционной политики развитых государств мира является стремление оптимизировать миграционное движение населения, обеспечить соответствие между предложением трудовых ресурсов и спросом на нее, повысить благосостояние и духовное развитие всех членов общества.

Задачи, которые может преследовать миграционная политика того или иного государства весьма разнообразны. Их содержание может состоять в следующем:

1) в обеспечении экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации;

2) стимулировании миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы;

3) содействии оптимизации воспроизводства населения и его социально-демографической структуры по административно-территориальным единицам;

4) выравнивании условий и уровня жизни в территориальном плане и т.д.

Правительство каждого государства обладает суверенностью права в определении направлений и целей своей миграционной политики.

Важную поддержку в осуществлении прогноза, разработки и субсидирования национальных программ в области миграций населения осуществляет Комиссия ООН по народонаселению. Главным образом эта помощь оказывается развивающимся странам. Кроме данной организации, регулирование миграций населения является одной из приоритетных целей в деятельности Международной организации труда (МОТ). Некоторые аспекты миграций населения (касающиеся здоровья и образовательного статуса мигрантов и членов их семей) регулируются международными конвенциями и договорами, заключенными под эгидой ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Разработка и осуществление миграционной политики подразумевает и выбор мер, с помощью которых данная политика будет реализована.

Выделяют две основные группы методов (средств) воздействия на миграции населения в процессе осуществления миграционной политики:

5) меры прямого воздействия на миграции населения (к ним можно отнести образование определенных организационных форм по осуществлению переселения населения – миграционных органов);

2) меры косвенного воздействия на миграции населения(например, осуществление дифференциации уровня налогообложения, цен на предметы потребления, недвижимость, уровня оплаты труда и т.д.).

Выбор и применение этих мер осуществляется в соответствии с целью и задачами миграционной политики. Соответственно они могут быть направлены или на стимулирование притока населения в ту или иную страну, отдельный ее регион, или на ограничение этого притока, и даже на отток населения.

Л.А. Гостлинг на основе анализа исторических форм осуществления миграционной политики выделил и разграничил 4 основные формы официального вмешательства государства в распределение населения:

1. Политика стихийных перераспределений, при которых отсутствует какое-либо прямое вмешательство правительства, в плане оказания влияния на районы, направляющие или принимающие мигрантов.

2. Политика регулируемых перераспределений, при проведении которой имеет место вмешательство органов государственного управления либо в направляющем, либо в принимающем районе. Например, оказание консультационной помощи в направляющем районе по вопросам трудоустройства, предоставления жилья, организация языковых курсов, курсов ознакомления с культурой страны, принимающей мигрантов, или предоставление возможностей трудоустройства, обзаведения жильем в принимающем районе.

3. Политика проведения организованных переселений,при проведении которой правительство использует сочетание положительных и отрицательных стимулов, с тем, чтобы побудить население переехать из одного конкретного места в другое.

4. Политика принудительного перераспределения населения,при осуществлении которой правительство применяет силу для перемещения людей из одного места в другое.

В настоящее время в развитых государствах мира разработаны и применяются различные методики по изучению распределения населения и осуществлению контроля за въездом мигрантов. В большинстве своем они построены на основе использования индивидуального подхода к рассмотрению обращений мигрантов о получении разрешения на въезд в страну в правомочных юридических и административных органах.

Безусловно, что на процесс формирования миграционных потоков оказывает свое влияние целый ряд причин экономического, демографического, политического и иного характера. Вместе с тем, значительную роль в формировании данных потоков играла и играет миграционная политика, проводимая странами, принимающими мигрантов.

Ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний миграционной политики об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы. Стра­те­гия и це­ли миграционной политики обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции - сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов.

Миграционная политика лю­бой стра­ны стро­ит­ся на ба­зе ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, со­дер­жа­щих­ся в кон­вен­ци­ях, хар­ти­ях, ре­зо­лю­ци­ях и других до­ку­мен­тах различных ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций - Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, Ме­ж­ду­народной организации по ми­гра­ции (МОМ), Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и других. Ко­мис­сия ООН по на­ро­до­на­се­ле­нию суб­си­ди­ру­ет национальные про­грам­мы по во­про­сам ми­гра­ции на­се­ле­ния. Ме­ж­ду­народные нор­мы в об­лас­ти миграционной политики мо­гут ка­сать­ся всех стран или при­ме­нять­ся в еди­ном клю­че для груп­пы стран, объ­е­ди­нён­ных специальными со­гла­ше­ния­ми [например, Шен­ген­ское со­гла­ше­ние ев­ропейских стран, Со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой (НАФТА), пре­ду­смат­ри­ваю­щее сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния ра­бо­чей си­лы]. В рам­ках миграционной политики го­су­дар­ст­ва, ис­пы­ты­ваю­щие зна­чительный ми­грационный при­ток, пе­рио­ди­че­ски про­во­дят круп­ные ам­ни­стии ми­гран­тов, ле­га­ли­зуя их пре­бы­ва­ние у се­бя. Современный под­ход к ми­гра­ции ос­но­ван на при­зна­нии не­од­но­мер­но­сти это­го про­цес­са, не­воз­мож­но­сти изо­ли­рованного под­хо­да к не­му, не­об­хо­ди­мо­сти его ре­гу­ли­ро­ва­ния или управ­ле­ния им в рам­ках ми­грационной по­ли­ти­ки.

Миграционная политика ре­ша­ет не толь­ко ми­грационные про­бле­мы, но и за­да­чи эко­но­мического раз­ви­тия, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка, вос­со­еди­не­ния се­мей, эт­нического мно­го­об­ра­зия стра­ны, куль­тур­ной од­но­род­но­сти и тому подобного. Во мно­гих стра­нах ме­ры миграционной политики вклю­ча­ют ряд под­хо­дов, обу­слов­лен­ных ин­те­ре­са­ми, ле­жа­щи­ми в об­ла­сти дру­гих, взаи­мо­свя­зан­ных с ми­гра­ци­ей яв­ле­ний, - ха­рак­те­ром де­мо­гра­фического раз­ви­тия стра­ны, про­бле­ма­ми за­ня­то­сти и ди­на­ми­кой чис­лен­но­сти тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, со­стоя­ни­ем рын­ка тру­да и не­хват­кой ра­бот­ни­ков отдельных про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей, по­ощ­ре­ни­ем при­то­ка че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла с вы­со­ким уров­нем ка­че­ст­ва, гео­по­ли­тическими ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ст­ва. Боль­шин­ст­во этих под­хо­дов свя­за­но с ро­лью внеш­ней ми­гра­ции в раз­ви­тии об­ще­ст­ва и национальной эко­но­ми­ки. Так, три чет­вер­ти ев­ропейских ре­гио­нов не име­ют аль­тер­на­ти­вы им­ми­гра­ции как ис­точ­ни­ка про­ти­во­дей­ст­вия сни­же­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния до 2030 года.

Основными во­про­са­ми миграционной политики яв­ля­ют­ся пре­дот­вра­ще­ние не­ле­галь­ной (не­за­кон­ной) ми­гра­ции, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ми­грационных по­то­ков внут­ри стра­ны в свя­зи с различной за­се­лён­но­стью, об­жи­то­стью её тер­ри­то­рий, соз­да­ние пер­вич­ных ус­ло­вий для нор­маль­ной жиз­ни раз­ных ка­те­го­рий им­ми­гран­тов, спо­соб­ст­вую­щих их по­сле­дую­щей адап­та­ции и ин­те­гра­ции в при­ни­маю­щее об­ще­ст­во, пре­дот­вра­ще­ние не­доб­ро­воль­ной (вы­нуж­ден­ной) ми­гра­ции с по­мо­щью национальных и ме­ж­ду­народных пра­во­вых норм.

Государственную эмиг­рационную по­ли­ти­ку про­во­дят стра­ны-экс­пор­тё­ры ра­бо­чей си­лы, осу­ще­ст­в­ляя про­грам­мы под­держ­ки тру­до­вых ми­гран­тов или, на­обо­рот, сдер­жи­ва­ния эмиг­ра­ции. Миграционная политика в та­ких стра­нах стре­мит­ся ис­поль­зо­вать ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции, по­зво­ляю­щий со­вме­щать за­щи­ту ин­те­ре­сов стра­ны и её гра­ж­дан-ми­гран­тов. Осо­бое ме­сто эта по­ли­ти­ка за­ни­ма­ет в та­ких стра­нах (важ­ных ис­точ­ни­ках ра­бо­чей си­лы), как Вьет­нам, Ки­тай, Тур­ция, Фи­лип­пи­ны, Ин­до­не­зия и другие. Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тых стран, где пре­об­ла­да­ет при­ток внеш­них ми­гран­тов, име­ет им­ми­грационная по­ли­ти­ка, не­су­щая мощ­ный со­ци­аль­ный за­ряд. Сре­ди её мер наи­бо­лее важ­ны пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные для тру­до­вых ми­гран­тов и ре­гу­ли­рую­щие ми­гра­цию ра­бо­чей си­лы иностранных гра­ж­дан, при­ез­жаю­щих в стра­ну для временные ра­бо­ты или на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

Кон­суль­та­ции пра­ви­тель­ст­вам по миграционной политике ока­зы­ва­ет МОМ, ко­то­рая стре­мит­ся обес­пе­чить гу­ман­ное и упо­ря­до­чен­ное управ­ле­ние ми­гра­ци­ей, её ре­гу­ли­ро­ва­ние; она спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ме­ж­ду­народного ми­грацтонного за­ко­но­да­тель­ст­ва как ос­но­вы ми­грационной по­ли­ти­ки.

С но­ября 2002 года вве­де­ны ми­гра­ци­он­ные кар­ты для учё­та въез­жаю­щих на тер­ри­то­рию Рос­сии ино­стран­цев. С 2007 года осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ная про­грам­ма пе­ре­се­ле­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся до­та­ции в за­ви­си­мо­сти от их эко­но­мического и гео­гра­фического по­ло­же­ния, а субъ­ек­ты РФ раз­ра­ба­ты­ва­ют свои про­грам­мы пе­ре­се­ле­ния. Ин­те­рес субъ­ек­тов к ин­те­гра­ции ми­гран­тов в ре­гио­наль­ное со­об­ще­ст­во слаб, а объ­ём ми­гра­ции не­ве­лик. При ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к внеш­ней ми­гра­ции в хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ро­ва­ние внутренней ми­гра­ции всё ещё от­ста­ёт от тре­бо­ва­ний сво­бод­но­го рын­ка - со­хра­ня­ет­ся раз­ре­ши­тель­ный ха­рак­тер ре­ги­ст­ра­ции гра­ж­дан по мес­ту жи­тель­ст­ва, су­ще­ст­ву­ют ус­ло­вия по её ог­ра­ни­че­нию, пре­ж­де все­го в круп­ных го­ро­дах.

В миграционной политике в XXI веке всё боль­шее зна­че­ние как для раз­ви­тых, так и для раз­ви­ваю­щих­ся стран при­об­ре­та­ют точ­ность, пол­но­та ин­фор­ма­ции и при­об­щён­ность ми­гран­тов к ней, раз­ви­тие ми­грационной ста­ти­сти­ки, пре­ж­де все­го её стан­дар­ти­за­ция, и об­мен дан­ны­ми ме­ж­ду стра­на­ми как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го ме­ж­ду­народного (меж­го­су­дарственного) со­труд­ни­че­ст­ва.


Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, политические процессы, миграционная политика

Key words: migration, illegal migration, political processes, migration policy

В современном, быстроменяющемся мире тема миграции населения носит актуализированный характер, так как она оказывает огромное влияние на экономическую, социальную и внутриполитическую ситуацию не только в России, но и за рубежом. Работы таких ученых как Ральф Дарендорф, Льюис Козер, В. Л. Литвин, В. О. Ключевский, Л. Л. Рыбаковский, В. А. Ионцева и многих других известных ученых и демографов, которые занимались изучением миграции и миграционных проблем, свидетельствуют о значимости данной темы как для нашей страны, так и для всего мира в целом. Необходимо отметить, что значительную роль влияния миграции на политические процессы сыграл факт открытия границ для международной криминальной миграции. Этот факт не мог не вывести на передние позиции политические причины миграции и обусловило увеличение вынужденной миграции. В начале XXI века работа правительства Российской Федерации была сосредоточена на совершенствование стратегии государственной миграционной политики, которая, в свою очередь, должна отвечать долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития нашей страны.

По данным Росстата, большинство иностранцев, въехавших на территорию Российской Федерации на законных основаниях, впоследствии остаются с нарушением установленных определенных правил и переходят в категорию нелегальных мигрантов [1]. Большинство незаконных мигрантов прибыли в нашу страну из Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, Афганистана, стран Африки, а также из Закавказья и Средней Азии. Также следует отметить, что и внутри России очень много мигрантов, в основном, это переселенцы из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой. По данным Международной организации миграции (МОМ) на данный момент происходит снижение образовательного уровня мигрантов, около 40 % мигрантов в Москве и больше половины, а именно 55 % в Астраханской области не имеют профессионального образования (Диаграмма 1). Необразованность мигрантов также оказывает огромное влияние на политику как Астраханкой области, так и всей страны в целом. Они обладают низким уровнем осведомленности о своих правах и обязанностях и тем самым подвергают риску себя и окружающих.

http://dpr.ru/pravo/pravo_31_7_4.jpg

Несмотря на такие позитивные стороны миграции населения, а именно восполнение трудовых ресурсов страны, а также в условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником его восполнения, она порождает ряд проблем, связанных с государственной безопасностью. Незаконная миграция оказывает огромное влияние не только на рынок труда, но и способствует росту преступности, незаконного оборота наркотиков, ухудшению эпидемической ситуации в стране, а также, что не менее важно терроризму [2, стр. 293]. Так как в основном, незаконная миграция носит латентный характер, риск роста преступности довольно высок. Нельзя не отметить такую главную функцию миграции, как способствование развитию творческих способностей индивида, она направлена на поиск наиболее благоприятных условий для самореализации личности. Однако, как уже было сказано, миграция не всегда имеет благоприятные последствия, нередко она вызывает перенапряжение систем социальной защиты граждан, создает очаги социальной напряженности, религиозных и межнациональных конфликтов.

Какая же истинная причина миграции? Анализ социологических исследований за последние годы свидетельствует о том, что главная причина миграции населения — экономическая, а именно поиски более благоприятных условий труда и социального обеспечения. Ведь всем известно, чтобы выжить сегодняшнем мире необходимо постоянно приобретать новые знания и умения, а также найти место где эти знания можно было бы применить, поэтому в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире прослеживается интернационализация рабочей силы. Миграционные потоки перемещаются из одних регионов в другие с целью поиска оптимального для жизни и заработка места жительства. Такая трудовая миграция несомненно обеспечивает преимущества принимающим странам, однако, следует помнить и об отрицательных последствиях данного процесса. От правильно подобранной и грамотно выбранной миграционной политики зависит социально-экономическая и демографическая ситуация в стране. Необходимо отметить, что кроме экономической причины существует еще целый спектр других причин таких как политические, экологические и переселенческие причины. Для переселенческих причин миграции характерно освоение новых земель целыми народами, зачастую такая миграция носит насильственный характер. К экологическим же относятся, в основном, катастрофические изменения окружающей природной среды. Гости, приехавшие на заработки, в основном предпочитают жить по своим собственным законам и порой зачастую игнорируют законы страны, в которой проживают на данный момент. Часто нелегальные мигранты связывают себя с криминальной деятельностью, продают наркотические средства, занимаются изготовлением оружия, рэкетом и террором. Всё это происходит бесконтрольно, зачастую приводит к международной напряженности и к открытым военным конфликтам. Исследованию терроризма как социально-исторического феномена посвящены труды таких ученых как, В. И. Евдокимов, С. В. Дашкова, Ю. М. Антонян, В. Замкового, М. Ильчикова и других [3]. Такая проблема существует не только в России, с ней столкнулись многие страны, в том числе и государства Западной Европы и США. Возникновение такого рода сообществ приводит к вытеснению коренного населения и всё это негативно сказывается на культурной и политической целостности страны. В связи с таким влиянием миграции на политическую, социально-экономическую, этническую ситуацию в стране возрастает роль политико-управленческих решений, направленных на поддержание политического порядка. Президент Российской Федерации отметил, что совершенствование государственной миграционной политики, каждодневное и внимательное рассмотрение миграционных проблем являются чрезвычайно важными на сегодняшний день. В связи с этим в настоящее время на правительственном уровне была выдвинута Концепция развития миграционной политики до 2015 года. Миграционная политика должна совершенствоваться так, чтобы миграционные процессы стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, а также исходили из потребностей и интересов национальной безопасности. Необходимо отметить, что в основу миграционной политики входит регулирование трех основных фаз миграционного цикла, а именно выезд населения из страны, пребывание за границей и возвращение на родину.

Таким образом, миграция оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на политические процессы, и эта проблема достигла мирового уровня. Проблемы миграции распространяются далеко за пределы нашей страны и угрожают процессу укрепления стабильности и безопасности во всем мире. Об этом свидетельствуют и яркие примеры усиления в настоящее время транснациональных угроз, сопутствующих нерегулируемой миграции в виде наркотизма, укрепления радикального исламизма и международного терроризма. Создание условий для миграционной привлекательности России, противодействию нелегальному проникновению на территорию страны, преодоление лингвистического барьера между коренным населением и мигрантами может поспособствовать в улучшении миграционной ситуации в нашей стране.

Основные термины (генерируются автоматически): миграционная политика, Российская Федерация, Россия, государственная миграционная политика, коренное население, мигрант, миграция, незаконная миграция.

Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.

Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.

Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:

  • Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
  • Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.

Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.

Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.

Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.

Готовые работы на аналогичную тему

Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.

Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.

Цели и модели миграционной политики современного государства

Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.

Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.

На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.

Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
  2. Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
  3. Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
  4. Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.

Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.

К таким мерам следует отнести следующие:

  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
  • выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
  • лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.

Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).

Читайте также: