Захар прилепин белый квадрат анализ произведения кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа - Захар Прилепин).

В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета,

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Рассказ о Сашке можно выделить отдельно в воспоминаниях прошлого.

В этот раз он тоже хотел всех удивить.

Очевидно, в них заключается и авторская позиция: с этим надо жить. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни, у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца. Не перекладывая вину на другого, как бы ни было тяжело.

У каждого из нас есть свой крест, и нести его надо достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств, Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты

достоин звания человека. По – моему, именно об этом говорит Захар Прилепин.

Как большинство писателей постмодернизма Прилепин выбирает форму малого эпического жанра – рассказ. Сочетание двух временных пластов делает сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры.

Вопросы для обсуждения в классе.

3. В какую игру играли деревенские дети?

4. Сколько примерно лет было главному герою произведения – Захарке?

5. Как относятся ребята к Захарке? Почему?

6. Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

7. Какой черте характера Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

8. Как Сашка удивлял деревенских ребят?

10. Почему Сашку не нашли?

11. Виноват ли Захар в гибели Сашки?

12. Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

13. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, приезжает в деревню?

Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось.

Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью.

Сюжет

Отзыв

Рассказ о том, как лучшие уходят первыми, раньше всех. Все, кто нужней, кто освещает этот мир улыбкой, теплом. Но они остаются в памяти, как путеводные звезды. У них учатся жить, просят совета, делятся радостью и горем. Им, даже ушедшим, верят, на них равняются. Картины деревенского детства, одиночества, внутреннего мира ребенка. Впечатления детства накладывают свой отпечаток на жизнь взрослого человека. Тема непостижимости смерти. Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими. Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

Необходимо сделать анализ рассказа Захара Прилепина "Белый квадрат":

Прилепин "Белый квадрат" герои.

Чему может научить рассказ "Белый квадрат" Прилепина.

Какие проблемы поднимает автор, в чем смысл произведения?

Белый квадрат Прилепин основная мысль.

Это очень непростой рассказ. Он построен в виде обрывков воспоминаний о детстве, детских играх, случившейся трагедии, которые перемешиваются с диалогом пострадавшего тогда ребенка.

Главные герои - это рассказчик, Захар, он уже состарился. Он вспоминает, как играл с более старшими ребятами в прятки, очень старался, чтобы его уважали и серьезно к нему относились.

Он ведет диалог с Сашкой. Это мальчик, который спрятался в холодильнике (морозильной камере), который изнутри открыть было нельзя. Его нашли только через два дня, насмерть замерзшим. Сашка был необыкновенным, всех знал и здоровался за руку. Он был эдаким кумиром для Захарки, тот завидовал Сашке, тому, как он держится с другими ребятами.

Главная проблема рассказа - это страдания, чувство вины, потрясение, которое человек проносит с собой и несет всю жизнь. Захарка так и запомнил Сашку - всего обмерзшего. И вот теперь в старости частенько вел с ним диалог.

BN6o8yfEmKNIvSPDWrpFCb1pzgaRyMH.jpg

Захаркой зовут этого главного героя рассказа. С образом рассказчика сливается персонаж 1-го из главных героев рассказа. Это Захарка в детстве, ставший взрослым Захаром.

Два временных пласта одновременно сосуществуют в этом рассказе:

  1. В разговоре с воображаемым собеседником Санькой, оставшийся в прошлом, повзрослевшего и постаревшего Захара-настоящее. Этот 9-летний Санька был кумиром в детстве деревенского мальчишки Захарки.
  2. Представленное развернутыми яркими воспоминаниями о детстве прошлое отравляет настоящее в жизни уже взрослого Захара.
  • Далее, мы видим Ольгу в отношениях со своей подругой, когда она добывает еду для себя и для Лизы. Это не просто забота о человеке, которая присуща ей, это еще и рациональное распределение обязанностей между людьми. Т.е. девушка понимает, что ее энергия и настойчивость принесут больше пользы, когда она временно отстранится от учебы и начнет работать, так шансов для выживания у нее и Лизы станет больше.
  • А как показана доброта Ольги? В отношениях с маленьким Юшкой, ибо понимая на примере своей судьбы, девочка знает, как это нелегко остаться без родителей, и она заменяет мальчику маму, несмотря на то, что между малышом и ею не такая большая разница в возрасте.
  • Сцена остановки расцепленного поезда, где Ольга уже показана 17-летней девушкой, еще более доказывает, как расцвела в ее сознании уверенность в том, что главным смыслом жизни является возможность служения людям. Она четко впитала в себя понимание того, что судьба, несмотря на смерть родителей, позволила ей вырасти, не дав погибнуть, и она счастлива (интуитивно) от того, что уже предоставляется шанс доказать свою преданность обществу, в котором живет. Может быть вам кажется это пафосным? Но у Платонова описание эмоционального состояния героя не вызывает ощущения преклонения пред каким-то конкретным строем, у него преклонение пред человеком, который хочет творить Добро!

Еще в рассказе можно выделить таких персонажей, как:

  • Лиза - подруга Ольги, не слишком трудолюбивая девушка, ибо даже учиться ей было лень, когда подруга работала "в людях", пытаясь своим приработком прокормить не только себя, но и ее. Лень проявляется также в эпизоде на практике, когда Лиза дрыхла и не слышала паровозных тревожных гудков. Ощущение некоего приспособленца возникает при описании этого персонажа, который способен пользоваться плодами чужих трудов из общего "котла", не внося туда от себя ни капельки.
  • Тетка Ольги и ее муж - эдакая разновидность черствых, жадных людей, которым Бог даже детей не дает, видимо считая, что они им буду в тягость из-за лишних "трат".
  • Иван Подметко - на первый взгляд, лихой молодец, любящий пошутить, но все-таки не настолько бесшабашный и отважный, чтобы идти до конца в опасной ситуации.

Какая главная мысль произведения?

Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен. Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.

  • Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем - это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы.

Назовем главных героев рассказа Е. Пермяка "Случай с кошельком"

  1. Мальчик Костя, хороший и честный мальчик, который увидел упавший кошелек и отдал его старушке
  2. Девочка Катя, старшая сестра Кости, очень умная девочка, которая объяснила мальчику, что честность - это обязанность каждого человека
  3. Старушка, рассеянная, все забывает

Чему учит рассказ "Случай с кошельком".

Этот рассказ учит нас тому, что честность - это не что-то из ряда вон выходящее. Напротив, честность - это святая обязанность каждого гражданина, каждого мальчика и каждой девочки. И не следует требовать благодарности за свою честность. Ведь лучшей благодарностью будет осознание своей правоты и своего благородства.

Стихотворение написано Маршаком в годы войны и представляет собой напутствие школьнику. Автор поздравляет первоклашек и с высоты своего возраста и жизненного опыта дает множество важных советов. Он просит детей добросовестно относиться к учебе, не опаздывать на уроки, не хулиганить, быть вежливыми и внимательными.

И самое главное: он говорит о том, что нужно быть достойными гражданами своей страны - и не когда-нибудь потом, а самого детства. На мой взгляд, именно в этом и заключается главная мысль автора. Это его посыл, его назидание детям - и тем, чье взросление пришлось на суровые военные и послевоенные годы и нам, детям будущего.

В этом стихотворении нет главного героя (в нем вообще нет героев и действующих лиц), для Маршака было важно, чтобы каждый из нас, прочитав его, задумался на минуточку и. стал чуточку лучше.


В рассказе Э. Сетона-Томпсона "Рваное Ушко" повествуется о жизни крольчихи Молли Пушистый Хвост и её крохотного сынишки Рваное Ушко. Они и являются главными героями этого занимательного и поучительного рассказа.

Рваное Ушко описывается автором в начале рассказа как несмышленый крольчонок, зависящий от своей мамы. Но он старательно учится и постигает все тайны существования в сложном и опасном мире. Рваное Ушко старался следовать наказам матери и вскоре мог уже самостоятельно добывать себе корм и прятаться от злых хищников. В конце рассказа кролик превращается в отважного, умного и находчивого зверька. Он обзаводится семьей и находит свое счастье.

Молли Пушистый Хвост, мама крольчонка, проявляет чудеса материнской любви. Она вступает в бой с огромной змеей и вызволяет своего малыша. Крольчиха терпеливо учит сына премудростям жизни, заботится о нем и даже жертвует своей жизнью ради сынишки.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно брать на вооружение все полезные советы своих родителей. А также нужно быть смелыми и решительными, стойко преодолевать трудности и не пасовать перед опасностями.

Отзыв о рассказе "Рваное Ушко" может быть таким:

Рассказ о приключениях Рваного Ушка мне очень понравился, поскольку он познавательный и интересный. Я узнала, как непросто существовать животным в природе и о том, что все лесные жители имеют свои повадки.

Мне было очень жаль маму Рваного Ушка, которая погибла, но она успела научить сына безопасному проживанию в лесу. Поэтому рассказ показался мне грустным, но он вызывает оптимизм: главный герой вырос и превратился в мудрого и смелого кролика. Он сумел воспользоваться советами своей мамы и устроил свою личную жизнь.

Автор учит нас сострадать и сочувствовать животным, проживающим в дикой природе. Кроме того, автор призывает нас быть внимательными и интересоваться жизнью животных и их повадками, не нарушая их привычный образ существования.

ü Дать общее представление о творчестве современного писателя Захара Прилепина, показав своеобразие стиля, новизну в изображении психологического состояния человека.

ü Вызвать желание обсудить прочитанное, высказать собственное согласие (несогласие), аргументировав свою точку зрения

ü Развивать умение анализировать текст произведения в единстве формы и содержания

Оборудование урока:

Предварительное домашнее задание:

ü На основе анализа данных высказываний составить для себя психологический портрет писателя

Ход урока.

Представьте себе, что вы никогда не читали произведения Захара Прилепина. Какую характеристику ему как гражданину, писателю, человеку вы могли бы дать, проанализировав данные высказывания?

Очевидно, это смелый, независимый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее, знающий русскую историю и культуру, верящий в великое предназначение России, в коллективный разум.

Сообшения учащихся: рассказ о писателе, история псевдонима.

Ответы учащихся:

— отступление от общепринятых нравственных норм и ценностей;

— компромисс с собственными принципами, со своей совестью;

— нарушение установленных обществом правил поведения;

Ответы учащихся: Кто согрешил? Почему? В чем это проявилось?

Беседа по тексту произведения:

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин). Как вы думаете: почему?

Ответы учащихся:

Сколько временных пластов в рассказе? В чем их функциональное назначение?

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Учащиеся читают и комментируют.

В какую игру играли деревенские дети? Сколько примерно лет было главному герою рассказа — Захарке?

Ответы учащихся:

Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.

Как относятся ребята к Захарке? Почему?

Ответы учащихся:

Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

Ответы учащихся:

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Какой способности Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

Ответы учащихся:

Как Сашка удивлял деревенских ребят?

Ответы учащихся:

В этот раз он тоже хотел всех удивить…

Ответы учащихся:

Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.

Ответы учащихся:

Виноват ли Захар в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.

Ответы учащихся:

Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств, как уже говорили, приводит к трагедии – страшной гибели человека.

Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

Ответы учащихся:

Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Почему в рассказе несколько временных пластов?

Ответы учащихся:

Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе. Согласны ли Вы с ней?

Ответы учащихся:

С этим надо жить. Но жить, пересмотрев свои жизненные ценности, может быть, жить за двоих: за себя и Саньку? Ежеминутно ощущая груз ответственности. Очевидно, в этом и заключается авторская позиция. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни; у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств,. Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты достоин звания Человека.

Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно. В конечном счете, время не спасает от ответственности. Помнить – значит сохранять верность себе. Измена памяти влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и, в первую очередь, ощущение ненужности, отчуждения человека от самого себя.

Мне кажется нравственный пафос произведения в провозглашении единственной и безусловной ценности на свете – это ценности человеческого бытия, человеческой жизни.

Слово учителя ( под запись):

Отличительные черты прозы Захара Прилепина (как мы с вами увидели):

— живость, образность языка, использование разговорных конструкций и просторечной лексики;

— непосредственность повествования и влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях;

— главное в рассказах не движение сюжета, а Чувство, ощущение, настроение;

— аморфность, фрагментарность рассказов, это, скорее, жизненные зарисовки;

Подведем итоги урока:

Задание учащимся в конце урока

— если вас тронула история, описанная в рассказе, поставьте себя на место героя произведения, опишите появившиеся при этом мысли и чувства; повествование ведите от первого лица;

— если описанная история оставила вас безучастным, попробуйте объяснить, почему; в этом случае найдите в тексте рассказа примеры перечисленных особенностей прозы З. Прилепина.

Задания учащимся на дом:

Выполните одно из предложенных заданий на выбор:

Приложение № 1

Высказывания З. Прилепина о России:

Высказывания о писательском труде:

Высказывания о себе:

Читайте также: