Что говорил о значении ломоносова для россии пушкин кратко

Обновлено: 30.06.2024

Борис Михайлович Кустодиев – художник, известный во всем мире. На своих картинах он часто изображал реальные сцены из собственной жизни.

Необычность речи Базарова прежде всего в том, что он использует как низшую просторечную лексику, так и научные термины. Благодаря его речи мы можем.

Доктор филологических наук, профессор Григорий Осипович Винокур (1896—1947) уже в школьные годы решил посвятить себя изучению языков.

М.В. Ломоносов был человеком эпохи Просвещения – учёным, совершающим открытия в разных областях науки. Большинство главных открытий в точных, естественных и гуманитарных науках в нашей стране сделал именно Ломоносов.

Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, он – человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Он был первым ученым-естествоиспытателем в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия.

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга его в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области – атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Михаил Васильевич работал с мозаикой – видом монументальной живописи. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.


Кого можно поставить в один ряд с Ломоносовым из относительно близких ему по времени деятелей европейской науки? Декарта, Лейбница, Ньютона. Он не был ниже их в определенных областях научного знания, но круг его интересов был несоизмеримо шире. Он, казалось, готов был обнять душою весь космос, чтобы найти в нем достойное приложение душевным качествам своего народа. И что особенно удивительно: имея такое обилие дарований, он не возгордился умом, но всегда осознавал свою ограниченность и благоговел перед всемогуществом своего Творца. Он доблестно преодолел духовные соблазны своего времени: в юности - раскол, в молодости, пребывая в Германии, - протестантизм, равно как и новомодные веяния европейской философии.

Его душа была необыкновенно богата самыми разнообразными и глубокими впечатлениями. В детстве: первые молитвы дома, в сельском храме и на лоне суровой северной природы; тяжелый крестьянский труд и походы в безпредельное и непредсказуемое море, хранящее в себе великие тайны; наконец, лицезрение духовных твердынь Северной Фиваиды и общение с их подвижниками. В юности - погружение в жизнь Первопрестольной, а наипаче - в жизнь духовного сословия Москвы со всеми его достоинствами и немощами. В молодости вокруг Ломоносова - атмосфера европейской цивилизации, общение как со светилами мiровой науки, так и с простонародьем, даже работа в рудниках Саксонии и подневольная служба в прусской армии. В зрелом возрасте - возвращение в Россию и тяжкие труды по вспахиванию едва возделанного еще поля русской науки, труды напряжения сверхчеловеческого. Вхождение в круг высшего русского общества, что было необходимо не для удовлетворения мелочных тщеславия и честолюбия, но ради дела всей жизни. Стихотворные обращения к царствующим лицам и вельможам не с целью польстить, а с целью наставить и привлечь их внимание к нуждам русских науки и просвещения.

II.

Михаил Васильевич Ломоносов явил собою, с одной стороны уникальный, а с другой стороны, и типичный образец русского человека: во-первых, сына Церкви, во-вторых, верноподданного (это типические черты) и, в-третьих, (что уже является уникальным) гениального выразителя сокровенных сил народа русского. И заметим, типическое качество верноподданного, особенно сильно раздражало в нем Радищева и прочих с расшатанными умами вольнодумцев.

III.

Собрали самые яркие высказывания о Михаиле Ломоносове и мнения о нем известных людей России из разных эпох. Фрагменты из книг с фактами творческого пути и биографическими сведениями, галерея картин, рекомендации учебников и пособий и, конечно, традиционные методические советы для проведения урока — в нашей свежей статье.

Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.

Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.

Карта путешествия Ломоносова в Москву

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.

В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.

Литература. 9 класс. Учебник. Часть 1

В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса литературы 9 класса — сформировать представление о преемственности в развитии литературы, то есть о литературном процессе. Соответствует ФГОС ООО (2010 г).


Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий и во всю жизнь остался человеком, ученым тружеником, а не сделался, когда улыбнулось ему мирское счастие, вельможею, знатным барином. Как резка разница между гением и простым дарованием!

Из Сочинения Ксенофонта Полевого



Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.

Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.

Литература. 9 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1

Ломоносов не был до конца уверен в том, что литература— главное дело его жизни. Он активно вмешивался в ход научных исследований, ругался с основателями и профессурой Академии наук, потому что по праву осознавал себя не только великим ученым, но и организатором науки. Его волновала судьба отечественной культуры, которую он считал частью мировой. Его интересовало все— и геология, и составление географического атласа, и изучение природы электричества. Но все это не мешало главному: сосредоточенной, вдохновенной работе, предел которой положила только преждевременная смерть в 1765 году, на 54-м году жизни. Был пройден немыслимый для прежней Руси путь от крестьянина до государственного чиновника V класса, статского советника, члена нескольких иностранных академий. Не только произведения Ломоносова, но и сама его биография стала воплощением нового идеала развитой личности, человека разумного.

Методические рекомендации

Вопрос по литературе:

Что говорил о значении М.В.Ломоносова для России А.С.Пушкин?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 03.02.2015 16:41
  • Литература
  • remove_red_eye 15472
  • thumb_up 16
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Читайте также: