Какими компетенциями должен обладать профессиональный школьный библиотекарь по мнению ifla

Обновлено: 02.07.2024

Работу библиотекаря нельзя отодвинуть в сторону. Они необходимы в каждой библиотеке и образовательном учреждении. Хороший библиотекарь должен располагать цифровыми ресурсами и информацией, чтобы библиотека имела много посетителей и была интересной.

Тем не менее прошли те времена, когда библиотеки хранили все ресурсы в физическом формате. В настоящее время предпочтение отдается цифровым форматам, поскольку их легко сохранить, и цифровые библиотеки быстро вытесняют библиотеки обычные. Благодаря Интернету они предоставляют информацию быстрее, точнее и эффективнее для любого потребителя. Поэтому как современный библиотекарь вы должны знать, как систематизировать, управлять и упорядочивать информацию в цифровом виде, а также иметь мягкие навыки для улучшения коммуникации со всеми группами: студентами, сотрудниками и руководством вуза, обычными посетителями и т. д. Мы подготовили список навыков, которыми может овладеть современный библиотекарь, чтобы сделать как себя, так и библиотеку сильным членом образовательной команды учебного заведения.

Цифровая грамотность

Маркетинг

Хотя физическая библиотека по-прежнему популярна, в цифровом пространстве существует острая конкуренция. Академические библиотеки должны иметь возможность максимально увеличить доступ к цифровому и печатному контенту и услугам, чтобы продемонстрировать уникальное торговое предложение библиотеки во все более конкурентном информационном мире. Поэтому важно иметь навык ведения соцсетей, постинга, работы с цифровой аудиторией. Как маркетолог вы должны суметь убедить своих читателей открыть книги, продать идею чтения кому угодно и где угодно.

Умение осуществлять поиск релевантной информации

Сейчас большинство контента переходит в цифровую форму, поскольку это быстрый, простой и широко доступный способ хранения информации. Однако иногда им очень трудно найти нужную информацию из-за того, что Интернет наполнен различными видами контента, как актуального, так и нет. Иногда фильтрация релевантной информации или даже поиск нужного источника может оказаться серьезным препятствием для пользователей. Нужно научиться распространять, фильтровать и систематизировать цифровую информацию в соответствии с ее актуальностью.

Управление цифровой информацией

Как библиотекарю вам необходимо научиться управлять оцифрованной информацией, работать с базами данных. Также управление информацией связано со знанием вопроса интеллектуальной собственности и тем, касающихся владения и совместного использования информации и ресурсов. Нет необходимости знать все законы, главное — хорошо понимать, как с юридической и этической точки зрения обращаться с тем или иным контентом. Это может пригодиться, если вы не хотите платить за контент, поступающий из Интернета. Данный навык поможет вам определить контент, за который вы должны платить, и бесплатный доступный контент, не защищенный авторским правом.

Digital коммуникация

Хорошие коммуникативные навыки необходимы любому библиотекарю. Умение использовать различные методы цифровой коммуникации как для внутреннего, так и для внешнего общения становится все более важным навыком. Вам необходимо предоставлять пользователям качественную и точную информацию, с которой они могут работать. Цифровая коммуникация так же, как и устная, не приемлет неуважения, высокомерия и грубости.

Мягкие навыки

Управление изменениями

Умение доказывать свою ценность

В сфере, где все больше решений основываются на доказательствах и данных важно, чтобы библиотеки доказали свою ценность для организации, продемонстрировав окупаемость вложенных в них инвестиций. Повышение качества обслуживания студентов и демонстрация вклада в успех учебного заведения улучшает бренд библиотеки.

Организация пространства

Развитие физических и виртуальных пространств для поддержки педагогического процесса имеет решающее значение. За последние годы изменились привычки к чтению, и теперь люди привыкают читать с экрана. Однако это не означает, что вы должны выбросить все книги в окно и закрыть библиотеку. Умение создавать привлекательное пространство для чтения или убедить создать его — важно, как никогда. Около 76% людей предпочитают уединение при чтении и поэтому нуждаются в личном пространстве. Иногда люди приходят в библиотеку ради тишины и покоя. Именно с этого можно начать процесс трансформации пространства.

Сотрудничество

Сотрудничество подразумевает общение со своими коллегами внутри страны и за ее пределами. Это необходимо, чтобы узнать о последних событиях в отрасли, новых исследованиях по внедрению инструментов работы с читателями и формированию у них определенных навыков.


Некоторые тезисы выступления А.И.Адамского

Александр Адамский озвучил этапы комплексного проекта модернизации образования, отметив, что они не являются последовательно реализуемыми: это части единого процесса. Реализация комплексного проекта модернизации образования (КПМО) даст эффективный механизм расходования бюджетных средств, позволит институционализировать систему оценки качества образования, повысить само качество образования (для чего необходимо решение кадровой проблемы).

Реализация КПМО показала две ключевые проблемы:

1. аттестация учителей и управленцев,

2. институционализация оценки современного качества образования.

Линии развития образования и направления дальнейшей работы

• Решение проблемы качества образования – это оформление, формулирование, институционализация представлений о современном качестве образования. Те регионы, которые на это выйдут, способны конкурировать на международном рынке в сфере образования. Выбор данного представления – факт экономический, а не образовательный: от этого зависит экономический потенциал граждан, которые получат то или иное качество образования.

• Индивидуализация образования – это проекты модернизации системы образования. Например, индивидуальный подход должен стать элементом системы оплаты труда. Сама индивидуализация должна стать результатом, за который выплачивается вознаграждение из стимулирующей части.

• Система оплаты труда – система стимулирования качества.

• Федеральные государственные стандарты – институциональная модернизация.

• Построение новых инструментов измерения нового результата.

• Построение индивидуальных проектов.

Индивидуальный проект может появиться, если появляется собственное видение проблематики, сформировавшееся на основе рефлексии своей деятельности на рабочем месте. Предмет проекта – норма или система норм.

Проектная задача КПМО

Через сеть индивидуальных проектов решить актуальные задачи модернизации.

Авторы проектов – все субъекты системы образования.

Источники представлений о качестве образования

• Инвестиции в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение) становятся ключевым приоритетом деятельности государства.

• Максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы.

• Включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы.

• Опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития.

• Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени.

• Смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкуренции.

• Наличие двух инновационных контуров. Первый связан с порождением и продвижением инноваций, второй – с их отбором и освоением.

Основные выводы

• Из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования и к образовательному процессу. Важнейшим из требований является запрос общества на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

• Другим новым требованием является акцент на необходимости образования в течение жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.

• В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

Главный эффект от прошедшего семинара я вижу в повышении моей собственной профессиональной квалификации.

В связи с этим хочу поделиться теми мыслями и идеями, которые оформились у меня после его окончания.

Итак, на семинаре много и подробно говорилось о формировании креативных и социальных компетентностей всех участников образовательного процесса, а также о формировании готовности их к переобучению. Это напрямую относится и к библиотечным специалистам, и об этом дальше пойдёт речь.

Компетенция (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

Компетентность(от лат. competens – соответствующий, способный) – интегральное свойство личности, характеризующее её стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области (Ю.Г.Татур).

Сегодня во всех основополагающих документах по модернизации содержания общего образования обозначен вопрос о достижении нового качества образования. А это предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Основной результат деятельности школы должен выражаться не просто в системе знаний, умений и навыков, а в наборе ключевых компетентностей. Ключевых в том смысле, что они становятся некими ключами к окружающему миру. Набор таких компетентностей мне видится следующим.

Карта профессиональных компетентностей школьных библиотекарей

1. Проектировочные

• Планирование работы: лично своей и библиотеки в целом.

• Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности.

• Умение внедрять передовой опыт.

• Умение составлять отчёты.

• Создание нового имиджа библиотеки.

• Определение наиболее рациональных видов деятельности и эффективных методов работы.

• Определение наиболее эффективных форм обслуживания и перспективы его развития.

2. Аналитические

• Анализ деятельности библиотеки.

• Создание аналитических форм.

• Умение определять эффективность обслуживания и перспективы его развития.

• Умение искать причины неудач в недостатках собственной деятельности.

• Умение критически мыслить.

• Изучение читательских интересов и особенностей чтения учащихся в целях определения интенсивности чтения, установление изменений в чтении разных возрастных групп.

• Умение обобщать и делать выводы.

• Умение объективно оценивать работу библиотеки.

• Способность оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную).

• Умение осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации.

3. Коммуникативные

• Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей.

• Умение находить пути решения проблем библиотеки с администрацией школы.

• Умение координировать свою деятельность с работой учителей-предметников и классных руководителей.

• Умение проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к книжному фонду.

• Умение выстраивать профессиональные отношения в коллективе библиотеки.

• Умение выстраивать профессиональные отношения во внешней среде, с другими учреждениями и организациями.

• Ораторские (речевые) умения.

• Умение вести дискуссионные формы работы.

• Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно.

• Эмоциональная сдержанность в любых ситуациях.

4. Организаторские

• Умение организовать и провести массовые мероприятия.

• Умение организовать систему мероприятий по формированию информационной культуры.

• Умение организовать работу библиотеки с другими структурами ОУ.

• Умение организовать и управлять деятельностью библиотеки для реализации её планов и проектов.

• Умение организовать комфортную библиотечную среду.

• Умение организовать и предоставлять библиотечные услуги.

• Умение правильно распределять рабочее время.

• Умение самостоятельно принимать решения.

• Обновление имеющихся и открытие новых подразделений.

• Умение формировать читательский актив, читательские группы.

• Способность стимулировать самообразование читателей.

• Способность организовать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей.

5. Информационно-коммуникационные

• Работа на автоматизированном рабочем месте (АРМ).

• Работа с офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

• Работа с системой МАRC.

• Использование ресурсов сети Интернет.

• Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом.

• Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

• Работа с электронным заказом учебно-методических комплектов (УМК).

• Умение создавать и поддерживать сайт библиотеки или веб-страницу.

• Умение формировать базы и банки данных.

А сейчас определим, из каких компонентов формируются профессиональные компетентности библиотекарей. На мой взгляд это:

• достаточный уровень профессионального образования,

• наличие индивидуальных особенностей человека,

• мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (!! – Ред.),

• творческое и ответственное отношение к делу.


Схема 1

Когда мы определяем у библиотекаря наличие всех трёх блоков, то можем быть уверены в его профессиональной успешности. Успешность специалиста – это профессионализм, востребованность и результативность .

Схема спирального последовательного развития успешности специалиста


Схема 2

Эта схема позволяет проследить взаимосвязь составляющих успешности любого специалиста. Вывод такой: чем лучше профессиональные качества, результативнее деятельность, тем выше востребованность. Цепочки взаимосвязей можно представить по-разному:

• Профессионализм —> Результат —> Востребованность

• Востребованность —> Профессионализм —> Результат

• Результат —> Востребованность —> Профессионализм

В любом варианте изменение одной составляющей ведёт к изменению другой, а это и есть качественный скачок (виток) в деятельности, в развитии, если только изменение происходит не в сторону ухудшения.

Современный библиотекарь – это единомышленник руководителя и учителя, их точка опоры в новом образовательном пространстве школы. Перспектива развития библиотекаря видится мне как появление нового типа данного специалиста –востребованного школьным сообществом, ориентированного на максимальный результат и постоянное профессиональное совершенствование.

Сегодня много говорят о том, как лучше назвать должность библиотекаря. Ведь его роли в образовательном пространстве школы многообразны. Я для себя определяю две основные позиции современного библиотечного специалиста. Для учащихся – это педагог в области работы с художественной книгой и информацией, специалист, который формирует у ребят читательские и информационные компетентности. Для учителей – это методист, и тоже в области работы с художественной книгой и информацией, помогающий формированию подобных компетентностей и у них. В моей схеме это выглядит так (см. схему 3).

Ролевая позиция библиотекаря


Схема 3

Вывод

• Новое содержание школьного образования должно быть направлено на развитие ключевых компетентностей как образа будущей деятельности всех субъектов образования.

О том, какой мне видится современная школьная библиотека, поговорим во второй части этой статьи в следующем номере.

IMG_2223.JPG


Рамазанова Н. А.
заведующая организационно-методическим отделом

Библиотечную жизнь сегодня нельзя назвать скучной. Стремительно меняющееся время не дает возможности передохнуть и преподносит все новые и новые сюрпризы, заставляя не просто думать, а вносить инновации в каждодневную работу муниципальной библиотеки.
Сегодня Правительство, наконец-то, повернулось лицом к библиотечным проблемам. Это вселяет в нас надежду на будущее. Но при этом требования к библиотекам возросли многократно. Чтобы выжить сегодня мы должны быть не просто хранилищами документальных фондов, мы должны стать мобильными информационными и социальными центрами. Мы должны быть востребованы обществом.

Сегодня уже никому не надо доказывать, что из всех ресурсов главный ресурс – это люди. Нельзя заставить или вынудить работника полностью использовать свой потенциал для успешного процветания организации. Самоотдача персонала, готовность людей внести максимальный вклад в работу библиотеки определяются их собственным желанием трудиться в полный накал, настроенностью на качественную работу. Не последнюю роль в этом играет профессиональная подготовка и переподготовка работников. Ведь чем полнее сотрудник сумеет реализовать свой профессиональный потенциал в интересах организации, тем выше его рабочие результаты, а значит и всей организации.
Администрация нашей библиотеки всегда была заинтересована в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный обеспечить высокий уровень эффективности работы всей организации.

Основная группа сотрудников библиотеки – это библиотекари и педагоги. Практика показывает, что педагогические работники быстро адаптируются в библиотеке, приобретают необходимые знания и навыки, имеют возможность строить успешную карьеру. Это можно объяснить тем, что требования к профессиональным качествам и личностным способностям библиотекаря и педагога во многом совпадают.
Ожидать изменения кадровой ситуации в ближайшее время не приходится, а значит, в перспективе у ЦГБ возникнет потребность в квалифицированных каталогизаторах, систематизаторах, библиографах.

Обеспечить преемственность при отсутствии пополнения коллектива библиотеки специализированными кадрами довольно сложно, но выход можно найти всегда. Поэтому, во главу угла в нашей Библиотеки поставлена задача организации системы повышения квалификации работающих в ней специалистов. Причем, под повышением квалификации подразумевается как расширение и углубление уже имеющихся знаний, так и получение, и освоение новых навыков и приемов работы.
К системе мероприятий по повышению квалификации специалистов Библиотеки применяются следующие требования:
· полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повысить свой профессиональный уровень через определенное время)
· дифференцированный подход к разным категориям персонала (зависит от образования, стажа работы, занимаемой должности)
· непрерывность процесса (повышение квалификации происходит постоянно)
· системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (планирование данной деятельности)

В нашей библиотеке существует определенная система по повышению профессионального уровня специалистов, адаптированная на требования времени. В эту систему входят: заочное обучение в профильных средне-специальных и высших учебных заведениях; обучение на областных курсах повышения квалификации; командировки; многоуровневая программа "Библиотекарь-профессионал"; "Школа современного библиотекаря"; проект "Повышение компьютерной грамотности сотрудников МБУК "ЦГБ"; Дни специалиста; конкурсы; подготовка и издание методических пособий; использование современных информационных технологий (презентации, предоставление информации на сайте библиотеки в разделе "Профессионалу", выпуск информационной профессиональной газеты "Библиопрофи").

В марте 2011г. на базе ЦГБ специалисты Свердловской областной библиотеки для слепых провели выездной научно- методический семинар "Тифлотурне", в котором приняло участие более 80 человек, в том числе 15 наших специалистов.
В апреле 2012 года в ЦГБ прошли выездные курсы повышения квалификации библиотекарей муниципальных библиотек "Современная муниципальная библиотека", организованные Министерством культуры и туризма Свердловской области и СОУНБ им. В.Г.Белинского.
Слушателями курсов стали 21 специалист МБУК "ЦГБ" и 8 специалистов библиотек города (НТБ НТГСПА, НТПТТ, БИЦ НТИ (филиал) УРФУ, НТБ ОАО "НПК "Уралвагонзавод").
Кроме того, 14 специалистов воспользовались возможностью послушать отдельные лекции, которые были для них интересны. Библиотекари получили хороший профессиональный и творческий заряд, который поможет им сделать работу своих библиотек более интересной, насыщенной и разнообразной. Время занятий составило 72 часа. По итогам курсов слушателям вручены лицензионные сертификаты

Большой информационный потенциал у командировок. Каждая такая поездка заряжает мозги библиотекарей новыми открытиями, заставляет переосмыслить то, что уже казалось нельзя изменить, вызывает всплески идей, способствует переосмыслению своих взглядов и позиций. Словом заставляет работать интереснее и творчески. Хочется отметить, что обмен опытом во время командировок позволяет не только генерировать новые идеи, но и заводить новые знакомства, распространять собственный опыт и учиться у коллег. За два последних года специалисты разных уровней (от главного библиотекаря до директора библиотеки) более 60 раз выезжали в командировки в Екатеринбург, города области (Ирбит, Асбест), города России ( г. Самара, Томск).

Мы всегда считали, что кадры надо растить самим. Главный принцип сотрудников нашей библиотеки: хочешь расти – учись.
Поэтому у нас налажен целый комплекс мероприятий по повышению квалификации наших специалистов, разработанный с учетом не только возрастного и образовательного ценза, но и с учетом стажа и индивидуальных возможностей каждого работника, нацеленные на решение современных условий работы библиотеки и опережающие их на шаг вперед.

Мы счастливый коллектив, большинство сотрудников преданны своей библиотеке и работают долго и плодотворно: 29 % сотрудников работают в системе от 3 до 10 лет, 56% – работают в библиотеке свыше 10 лет. Но знания полученные сотрудниками в учебных заведениях несколько лет назад устаревают, значит, возникает необходимость их существенного обновления.

"Библиотекарь-практик" - второй уровень программы разработан для сотрудников, проработавших в системе ЦГБ более трех лет, А так как таких специалистов большинство, то обучение проходило по группам 10-15 человек, чтобы не оголять рабочие места. Ценные кадры библиотекарей-стажистов повышают свой профессиональный уровень в течение 3 учебных дней.
Цель обучения библиотекарей со стажем несколько иная, т.к. предполагается, что они уже знакомы с основами "библиотечной профессии": углубление уровня профессиональной компетенции.
Слушателям второго уровня предлагаются темы занятий, затрагивающие как теорию, так и практику библиотечной работы. Для примера могу назвать некоторые из них: Библиотека в правовом поле. Государственная библиотечная политика; Основы коммуникационной культуры библиотекаря. Психологические аспекты библиотечного общения; Новые технологии в справочно-библиографической и информационной работе библиотеки. Автоматизация библиотечных процессов; Новый уровень организации обслуживания пользователей библиотеки. Социализации деятельности библиотеки; Маркетинговая деятельность библиотеки; Современные аспекты библиотечной профессии.

Учеба руководящего звена дает возможность внимательнее присмотреться к своему опыту и выработать систему приоритетов, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к руководителю библиотечного подразделения. В рамках занятий мы старались минимально использовать лекционные формы подачи учебного материала и максимально широко использовать методы активного обучения.
Помимо занятий на профессиональные темы, слушателям всех трех уровней предлагались темы для расширения кругозора: обзоры профессиональной прессы, методических пособий, художественных журналов, новинок литературы. Благодаря наличию в штате библиотеки профессионального психолога с каждой группой психологические тренинги по регулированию конфликтных ситуаций, как с читателями, таки внутри коллектива.
В рамках программ слушателям предлагаются лекции, мастер-классы, тестирования, ролевые и деловые игры, практические занятия, творческие лаборатории, инструктажи, круглые столы.

Сегодня роль библиотеки в современном сообществе стремительно меняется. Это связано не только с теми глобальными переменами, которые происходят в нашем обществе, но и в стремительном внедрении во все сферы жизни информационных технологий. Сегодня, чтобы выжить, нужно быть активным, мобильным, необходимым и ничего не бояться. Поэтому, для постоянной поддержки библиотечной работы в тонусе у нас работает "Школа современного библиотекаря".
Цель "Школы": всегда шагать в ногу со временем.
Задача, которую она ставит перед собой, заключается в постоянном стимулировании библиотечных процессов через быстрое реагирование на все нововведения в библиотечное дело.

С целью оказания методической помощи библиотекарям в организации работы библиотеки и улучшения качества обслуживания читателей сотрудники отдела разрабатывают и издают методические пособия. Тематика и объем их разнообразны: от дайджеста до солидного сборника. На страницах методических сборников даются не только рекомендации и советы, списки методической литературы, но и раскрывается лучший опыт коллег. Методические сборники выпускаются по итогам конференций, мастер-классов, круглых столов. Они отражают лучшие конкурсные работы, сценарии, дают основы библиотечной деятельности. На сегодняшний день это более 100 изданий, которые помогают в организации работы не только сотрудникам нашей библиотеки, но и библиотекарям города. Особым спросом пользуются: "Календарь знаменательных дат"(ежегодно готов в августе); "Блокнот руководителя"; "Книжная выставка в поисках нового образа"; "Выставка в интерьере современной библиотеки"; "Массовая работа"; "На крутых виражах библиографии"; "Милосердие на книжной полке: библиотерапия";"Новое тысячелетие: библиотека и чтение юношества"; "Социальное пространство – важная составляющая библиотечной деятельности"; "Здравствуй читатель!: организация библиотечного обслуживания читателей от 0 до 14 лет" (материалы семинара-практикума; "Звёздная эстафета": сборник методических материалов по итогам профессионального конкурса, на лучшее массовое мероприятие, посвященное Году российской космонавтики; "Как на книжкины именины": сборник методических материалов; "Добро и зло": молодёжный экстремизм; - Энергетические напитки: за и против"; "Нормы времени на подготовку и проведение массовых мероприятий в МБУК "ЦГБ""; "Незаметно с книгой пролетело лето": из опыта работы библиотек в рамках летней каникулярной программы "Ключ от лета" ; "Была война…": сборник методических материалов по итогам профессионального конкурса, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне; "Тагил на блюдечке": материалы краеведческого семинара (+ электронный диск с презентациями); "Интерактивные формы работы"; "Наука жить вместе: поговорим о толерантности"; "Библиотека + семья: шаг в будущее России" (материалы конференции); "Война 1812 года" и др.

Главная
Библиотеки
Библиотечное дело

Форум стал продолжением форсайт-сессии, которая прошла в Иркутске в феврале этого года.

С приветственным словом к участникам обратилась Лидия ФЕДЯКИНА , заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ.

— Ещё недавно многие в стране сомневались в том, что библиотеки существуют. Сегодня мы живём в такие времена, когда даже Президент РФ в своём Послании Федеральному собранию говорит о выделении дополнительных средств на библиотеки. Значит, мы действительно востребованы, а в большей степени нужны библиотеки нового поколения. И это не просто пространства и фонды, но в первую очередь люди. Библиотека будущего — то место, где могут реализовываться самые смелые идеи и инициативы. Нам необходимо определить, какими навыками и компетенциями они должны обладать, как достичь баланса между традициями и современными реалиями, — подчеркнула Л. Федякина.

Генеральный директор РГБ Вадим ДУДА напомнил участникам встречи о важности фондов и необходимости двигаться вперёд.

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ

Директор Департамента модельных библиотек РГБ Анастасия ДЯТЛОВСКАЯ в своём выступлении сделала акцент на важность и востребованность дополнительного профессионального образования (ДПО), ведь именно программы ДПО способны заполнить возникающие лакуны и разрывы между традиционным образованием и реальной практикой сотрудников библиотек. Для этого в РГБ был создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Программы Центра способствуют развитию креативного мышления, компетенций в области проектного управления, создания и продвижения библиотечных услуг и продуктов, дизайна и организации пространства библиотеки. В этом году слушателями программ Центра станут 4 тыс. человек. А. Дятловская также отметила важность проведения исследований библиотечной сферы, ведь они позволяют библиотекарям понять, насколько правильно они оценивают свою миссию.

— Сейчас мы находимся в совершенно уникальной ситуации, когда любые перемены возможны. И всё зависит только от нас. Не от кого-то, а именно от тех людей, которые работают в библиотеке. Как мы распорядимся средствами, которые нам доверяет государство, вниманием наших читателей, которые к нам приходят? Библиотеки стали интереснее, но что дальше? Сможем ли мы удержать фокус внимания публики?

Заведующий лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Илья КОРШУНОВ и научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья ШИРКОВА представили результаты анализа российских и зарубежных рекрутинговых баз данных. Они сопоставили требования, которые содержатся в вакансиях для библиотекарей.

Исследование показало, что по мере повышения уровня развития отрасли существенно расширяется состав навыков, необходимых библиотекарю. Например, в США библиотекарь — это уже почти ИT-специалист. В группе цифровых навыков компетентностного профиля американского библиотекаря знание 3D-печати, статистики, тестирование приложений, BigData, вёрстка, цифровое кураторство, SMM, цифровая и информационная грамотность. В России список требований значительно скромнее: знание MS Word , MS Excel , Adobe Photoshop , иногда — языков программирования, продвижение библиотеки в социальных сетях, информационная грамотность, и даже эти компетенции занимают в запросах незначительную долю. Работодатели практически не запрашивают навыки в сфере научно-аналитической (исследования, разработка программ развития), методической деятельности (мониторинг и диагностика библиотечной сферы). Наблюдается повышенный спрос на компетенции, связанные с работой с клиентами, проведением мероприятий.

bibliotekar-bud-r1

В США работодатели акцентируют внимание на наукоёмких и высокотехнологических навыках, затрагивающих основные направления деятельности современного специалиста: создании библиотек и библиотечных систем на национальном уровне, участии в консорциумах, разработке глобальных перспектив.

Интересно, что в России общее число выделенных навыков составляет около 11 тыс., а в США превышает 14 тыс. Распределение компетенций по группам представлено в табл . 1 .

bibliotekar-bud-t1

bibliotekar-bud-t2

В этом году Центр непрерывного образования РГБ совместно с НИУ ВШЭ проведёт исследование навыков кадрового состава сотрудников российской библиотечной сферы. По итогам исследования на базе РГБ будет создана система постоянно действующего мониторинга базовых навыков и профессиональных дефицитов кадрового состава сотрудников библиотек страны.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

bibliotekar-bud-r2

Как показывает анализ рис. 2 , число обучающихся на бакалаврских программах библиотечно-информационной деятельности (БИД) с 2014 г. Неуклонно сокращалось, и даже сильнее, чем в целом по программам высшего образования, т.е. провалы не могут быть однозначно объяснены демографическими факторами. Тем не менее в последние два года число желающих поступить учиться на библиотекаря несколько увеличилось ( рис. 3 ).

bibliotekar-bud-r3

В магистратуре традиционно превалирует заочная форма обучения, а неравномерность приёма обусловлена, скорее всего, запросами от отрасли: число обучающихся за свой счёт крайне невелико.

bibliotekar-bud-r4

В компетентностный профиль специалиста, обучающегося в российских вузах, в основном входят:

  • библиотечное дело (ядро специальности в его текущем виде);
  • связанные библиотечные дисциплины (периферия специальности в её текущем виде);
  • делопроизводство, организация работы библиотеки;
  • проектная деятельность;
  • soft skills;
  • общеобразовательные и дополнительные дисциплины и курсы (в основном базовое ядро бакалавриата);
  • дополнительные социокультурные дисциплины и литература;
  • педагогика и психология;
  • специфические региональные дисциплины.

БИБЛИОТЕКАРЬ В АТЛАСЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Позиция библиографа нового типа включает пять ключевых компетенций.

1. Инженер знаний — универсальный специалист, владеющий инструментами стратегического анализа среды знаний. Осуществляет её проектирование и разметку по предметным областям с использованием формальных языков человеко-машинного общения.

2. Конструктор локальной среды знаний осуществляет распаковку и пересборку содержимого универсальных графовых баз знаний для развития локальных сообществ, формирования локальных брендов, социально-экономического развития территорий.

3. Библиолингвист — специалист, который переводит запросы на естественных языках на формальные языки человеко-машинного общения, достраивает, конкретизирует неопределённые запросы.

4. Сборщик инфосетов — специалист, подготавливающий информацию/данные/знания для человеко-машинной коммуникации. Владеет навыками человеко-машинного анализа и синтеза. С их помощью он выделяет из текстов и медиа единицы хранения и упаковывает их в нелинейные базы знаний, построенные на графах.

5. Археолог знаний — специалист, который обеспечивает научное изучение и сохранность материальных объектов книжной культуры в общем пространстве знаний, создаёт их виртуальные, в том числе многомерные, копии. Обеспечивает преемственность единиц хранения в различных форматах.

Информационный куратор — специалист, способный выполнить информационный запрос любой сложности, построить индивидуальную информационную траекторию. Может стать своеобразным информационным диетологом, помогающим снизить потребление вредного контента, способным защитить психофизическое здоровье человека. Это специалист, обеспечивающий цифровую инклюзию, помогающий людям любого возраста адаптироваться к цифровой среде и виртуальности.

Архитектор событий — профессионал, который организует локальные сообщества разного типа, предлагает местные инициативы и мероприятия и выступает их катализатором.

Проектирует и организует события на основе верифицированных знаниевых продуктов.

Создаёт расписание полезных мероприятий, позволяющих просвещаться и отдыхать вместе с другими людьми в реальности и виртуальности.

Как отметил И. Коршунов, библиотекарь новой формации — это:

  • аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учётом потребностей и запросов клиентов;
  • креативный информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных ресурсов;
  • специалист в области цифровых технологий;
  • инструктор по освоению информационной культуры;
  • менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;
  • агент книгоиздательского и книготоргового рынков;
  • организатор культурно-досуговой деятельности и педагог;
  • хранитель гуманистических традиций общества;
  • социолог-культуролог.

В целом форум показал готовность библиотек включаться в повестку будущего, в стратегические планы развития страны, занимать проактивную позицию во взаимодействии с непривычными партнёрами, осваивать новые площадки, формировать и продвигать инициативы в логике присоединения.

bibliotekar-bud-1

bibliotekar-bud-2

bibliotekar-bud-3

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В августе 2021 г. вышла электронная версия Атласа в новой редакции, а в сентябре будет представлен печатный вариант.

Читайте также: