Зеньковский педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нужно подчеркнуть глубокую любовь отца Василия к всечеловеческой культуре. Он был убежден, что в ней творчески отражены силы божественного Добра, Красоты и Премудрости, которые могут быть познаны и созерцаемы каждым человеком, даже если тот не сознает подлинного источника своего познания. Обладая огромной и всеобъемлющей культурой и философской эрудицией, отец Василий стремился осветить все вопросы современной мысли светом православного учения. Его главный интерес лежал в области философии, и он постоянно стремился найти православный ответ на вопрошания философской мысли. Основные области философии, занимающие отца Василия, касались вопросов познания, то есть гносеологии, вопросов метафизики и учения о тварности бытия и, наконец, вопросов, связанных с природой и назначением человека.

Будучи уже долголетним духовным руководителем молодежи, а с 1923 года и бессменным председателем Русского Студенческого Христианского Движения, он принял сан священника от руки митрополита Евлогия в 1942 году. Я был очевидцем его рукоположения, будучи в те годы юным прислужником при митрополите. Отца Василия я тогда еще не знал, но меня на всю жизнь поразила его духовная и молитвенная сосредоточенность. Могу лишь свидетельствовать, насколько отец Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик отца Василия — облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять.

В качестве профессора и декана Парижского Богословского института, отец Василий отдал своему служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и даже финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением своих молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни, он умел в трудных иногда обстоятельствах богословских разногласий или личных конфликтов выслушать, примирить, удержать в единстве мира и любви.

Протопресвитер Борис Бобринский

Главные труды профессора протоиерея В. В. Зеньковского

Функции сказуемого. Киев, 1913.

Проблемы психической причинности. Киев, 1914.

Социальное воспитание, его задачи и пути. 1918.

Психология детства. Leipzig, 1924.

Русские мыслители и Европа. Париж, 1926 и 1955.

Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929 и 1955.

О чуде. Париж, 1933.

Русская педагогика в XX веке. Белград, 1933 и Париж, 1960.

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.

История русской философии. Т. 1, 2. Париж, 1948, 1950.

Наша эпоха. Париж, 1955.

На пороге зрелости. Париж, 1948 (1); 1950 (2).

О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956.

Апологетика. Париж, 1961.

Основы христианской философии:

I. Христианское учение о сознании. Франкфурт, 1960.

II. Христианское учение о мире. Париж, 1964.

Множество статей по гносеологии, космологии и антропологии.

Труды по религиозной педагогике, литературоведению и экуменизму.

Введение

При изучении курса педагогики перед нами все время будет стоять двойственная цель — с одной стороны, нам необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки педагогики требуют анализа и оценки по существу, но лишь при учете исторических условий в их развитии можно правильно их оценить.

Так, вера в устрояющую силу разума, в прогресс, вера в школу, все, что может быть обобщено под одним термином просвещенчества, очень сильно захватило научную мысль в XVIII и XIX веках и оставалось в ней в достаточном объеме до сих пор. Правда, уже в конце XVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтическогонаправления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.

В настоящее время борьба двух этих сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций наиболее отстает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или чистый педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создатьобъективную науку, безотносительную к какой бы то ни было религии. Однако в педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение у многих педагогов, но они в общем имеют на педагогику малое влияние — так, по крайней мере, было до сих пор.

Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, так как она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.

Рус­ское зару­бе­жье оста­вило боль­шое насле­дие в виде науч­ных тру­дов, кото­рые долго были неиз­вестны рус­ским чита­те­лям. Одним из направ­ле­ний рос­сий­ской науки, воз­вра­ща­ю­щейся к нам из рус­ского зару­бе­жья, явля­ется педагогика.

В отли­чие от совет­ской школы, бази­ро­вав­шейся на прин­ци­пах клас­со­во­сти и пар­тий­но­сти, рус­ская зару­беж­ная педа­го­гика во главу угла ста­вила цен­ность пра­во­сла­вия для обра­зо­ва­ния, куль­туру, сво­боду лич­но­сти и тра­ди­ции доре­во­лю­ци­он­ной школы.

Для нее харак­те­рен под­ход к про­бле­мам педа­го­гики исходя из осо­бен­но­стей рус­ского рели­ги­оз­ного созна­ния, из неот­де­ли­мо­сти пра­во­сла­вия от рус­ской наци­о­наль­ной куль­туры и этики. Яркий пред­ста­ви­тель рус­ской зару­беж­ной педа­го­гики – В.В. Зень­ков­ский, про­то­и­е­рей, про­фес­сор.

Родился В.В. Зень­ков­ский 4 июля 1881 г. в Проску­рове Подоль­ской губер­нии (ныне г. Хмель­ниц­кий) в семье учителя.

Поскольку его отец был одно­вре­менно цер­ков­ным ста­ро­стой, вся семья была веру­ю­щей и цер­ков­ной. В 1913–1914 годах слу­шал лек­ции в уни­вер­си­те­тах Гер­ма­нии, Австрии и Ита­лии. По воз­вра­ще­нии стал про­фес­со­ром пси­хо­ло­гии в Киев­ском уни­вер­си­тете св. Владимира.

В 1920 году он уехал из страны и в эми­гра­ции в раз­ное время ста­но­вился про­фес­со­ром фило­со­фии Бел­град­ского уни­вер­си­тета, заве­ду­ю­щим кафед­рой экс­пе­ри­мен­таль­ной и дет­ской пси­хо­ло­гии Выс­шего педа­го­ги­че­ского инсти­тута в Праге, заве­ду­ю­щим кафед­рой фило­со­фии Париж­ского Пра­во­слав­ного бого­слов­ского института.

В 1920-е-1930‑е годы воз­глав­лял одно из направ­ле­ний педа­го­ги­че­ского обще­ствен­ного дви­же­ния — Педа­го­ги­че­ское Бюро по делам сред­ней и низ­шей рус­ской школы за границей.

В 1942 году Зень­ков­ский при­нял свя­щен­ни­че­ский сан, а в 1944 году был избран дека­ном педа­го­ги­че­ского факуль­тета Бого­слов­ской Ака­де­мии. Скон­чался В.В. Зень­ков­ский 5 авгу­ста 1962 г., похо­ро­нен в рус­ской части клад­бища Сент-Жене­вьев де Буа.

Гип­ноз зем­ной жизни настолько силен, что зача­стую, сию­ми­нут­ные цели и задачи мы ста­вим на пер­вый план, совер­шенно забы­вая о вечности.

Задача вос­пи­та­ния должна быть опре­де­лена так, что пер­вен­ству­ю­щей в ней была устрем­лен­ность к небу и веч­но­сти, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устре­миться, в землю или на небо, решать только нам – людям, кото­рым Хри­стос пода­рил сво­боду выбора.

Нельзя мыс­лить вос­пи­та­ние вне сво­боды, и она, по сло­вам В.В. Зень­ков­ского, све­тит чело­ве­че­ской душе не как реаль­ность, не как дан­ная сила, но как воз­мож­ность, как зада­ние. Сво­бода не дана, а задана. В вос­пи­та­нии ста­вится вопрос об осво­бож­де­нии, то есть о вос­хож­де­нии к сво­боде [3, с.377].

То есть вос­пи­та­ние – это раз­ви­тие основ­ного начала в лич­но­сти – духов­ной жизни, а уже инстру­мен­таль­ное зна­че­ние в этом при­об­ре­тает вос­пи­та­ние физи­че­ское, нрав­ствен­ное, соци­аль­ное, рели­ги­оз­ное, мораль­ное, эсте­ти­че­ское [2, с. 153].

В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности.

Файлы: 1 файл

Педагогические идеи зеньковского.docx

Педагогические идеи В.В.Зеньковского

В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных ценностей сводилось лишь к ценностям искусства и культуры, морали отношений. Таким образом, проблема духовно и нравственно развитой, культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы.

Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, А.Л.Введенского, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н.И.Пирогова, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского и др.

Изучение педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов очень важно для целостного осмысления проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Вместе с тем, в силу исторических причин, этот процесс был затруднен, так как многие работы были изданы только за рубежом и не могли стать достоянием широкой педагогической общественности. В настоящее время, с изменением парадигмы (направления) образования, труды наших соотечественников оказались востребованы.

В их числе произведения известного философа, психолога, педагога В.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслением. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.

В трудах ученого осуществляется синтез его основных тем: педагогики и психологии — антропологии и философии общей культуры и теологии. Этот синтез порождает своеобразную постановку и метод решения педагогических проблем. Ученый считает, что педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении и освещать свои основные проблемы в свете тех принципов, которые ей дает антропология, философия и религия.

В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовновность человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой забот воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.

Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку именно глубокое понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса. "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место, как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса.

Основные положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:

- учение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;

- новое понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания;

- представление о двух видах духовности;

- определение детства как самоценного периода человеческой жизни;

- учение о внутренней логике духовной жизни;

- значимость жизни тела для духовного устроения личности.

Подводя итоги в определении методологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского можно определить, что он, проделав историко-философский анализ педагогических систем и опираясь на собственный педагогический опыт, установил понятие личности в качестве центрального понятия педагогики и цели педагогических усилий. Поэтому антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах:

- установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой);

- системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте;

- антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой;

- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;

- обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.

Общим для светской и православной педагогических культур в представлении сущности личности является признание ее духовной составляющей, сопряженности личности с системой мира, признание свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.

Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно- нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.

Антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах: установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой); системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте; антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой; широкое использование современных научных данных в области человекознания; примат личностного подхода в видении педагогических задач; приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами; обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.

Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.

Методологические принципы процесса воспитания, на которых базируется теория воспитания по В.В.Зеньковскому: принцип религиозности педагогики, принцип приоритетности воспитания в педагогическом процессе, принцип комплексного подхода светской и церковной администрации к созданию православной школы на государственном уровне, принцип ориентации на формирование православной атмосферы в школе, принцип свободного религиозного самоопределения воспитанника и принцип дуалистичности свободы, способной привести ребенка, как к положительному поведению, так и к антисоциальному.

Я рассмотрела некоторые принципы Зеньковского:

  • принцип религиозности педагогики, как системообразующий по отношению к другим принципам процесса воспитания,
  • принцип дуалистичности свободы, как определяющий нравственную сущность личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

на участие в педагогических чтениях, посвященных

педагогическому наследию В.В. Зеньковского

23 января 2015г.

Фамилия, имя, отчество Скляренко Ирина Юрьевна

Должность, учитель русского языка и литературы

Е- mail hfoegrbyf @ mail . ru телефон 89501251698

Научное направление конференции Гуманистическая направленность педагогики В.В.Зеньковского

Название доклада (публикации) Принципы и направления в воспитании

по В.В. Зеньковскому

Участие (в качестве слушателя/ выступающего)

Принципы и направления в воспитании

по В.В. Зеньковскому

Зеньковский Василий Васильевич - русский религиозный философ, богослов, педагог - оставил русской педагогике большое наследие. В основе его трудов лежит первостепенная ценность православия для образования, принцип свободы личности и традиции дореволюционной школы, неразрывная связь между православием и русской национальной культурой.

Особое значение Зеньковский В.В. придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина, по его мнению, является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Смиряя буйство влечений, она развивает самообладание и дает возможность воплотить в жизнь лучшее из задуманного.

Каждое направление Зеньковский В.В. рассматривает, опираясь на принципы православной педагогики.

Физическое направление в воспитании педагог считает не только оправданным, но и необходимым, так как это основа устроения человеческого тела. Здесь главное – правильно установить формы и границы спорта и других форм физического воспитания.

Что касается психического направления, то здесь имеется в виду, прежде всего, воспитание дара свободы от тяжелых внешних и внутренних конфликтов современного человека. Особое значение приобретает авторитет, послушание которому при правильном его истолковании приводит к духовному здоровью, а при неправильном к еще более трагической раздвоенности в человеке.

Эстетическому воспитанию Зеньковский В.В. отводит значительную роль, выделяя две функции этого направления: низшую и высшую. Низшая функция эстетики служит развлечениям и играм, высшая питает душу через приобщение ее к красоте. Обе эти функции связаны друг с другом, нуждаются одна в другой. Выполняя только низшую функцию, эстетическое воспитание может привести к бесплодному созерцанию, не приводящему к эстетическому вдохновению, выполняя только высшую функцию, оно может привести к отрыву от живой реальности.

Важность интеллектуального воспитания неоспорима. Оно развивает инициативу ума, интуицию, творческие силы, расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.

Религиозное воспитание происходит в поисках истины, правды, при участии в жизни церкви. Особое место здесь отводится развитию религиозного вдохновения, погруженности души в церковную жизнь.

Список использованной литературы:

Зеньковский В.В. Педагогика и психология / Русская школа за рубежом. Прага, 1925.

Читайте также: