Зеньковский педагогические идеи кратко
Обновлено: 02.07.2024
Нужно подчеркнуть глубокую любовь отца Василия к всечеловеческой культуре. Он был убежден, что в ней творчески отражены силы божественного Добра, Красоты и Премудрости, которые могут быть познаны и созерцаемы каждым человеком, даже если тот не сознает подлинного источника своего познания. Обладая огромной и всеобъемлющей культурой и философской эрудицией, отец Василий стремился осветить все вопросы современной мысли светом православного учения. Его главный интерес лежал в области философии, и он постоянно стремился найти православный ответ на вопрошания философской мысли. Основные области философии, занимающие отца Василия, касались вопросов познания, то есть гносеологии, вопросов метафизики и учения о тварности бытия и, наконец, вопросов, связанных с природой и назначением человека.
Будучи уже долголетним духовным руководителем молодежи, а с 1923 года и бессменным председателем Русского Студенческого Христианского Движения, он принял сан священника от руки митрополита Евлогия в 1942 году. Я был очевидцем его рукоположения, будучи в те годы юным прислужником при митрополите. Отца Василия я тогда еще не знал, но меня на всю жизнь поразила его духовная и молитвенная сосредоточенность. Могу лишь свидетельствовать, насколько отец Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик отца Василия — облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять.
В качестве профессора и декана Парижского Богословского института, отец Василий отдал своему служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и даже финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением своих молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни, он умел в трудных иногда обстоятельствах богословских разногласий или личных конфликтов выслушать, примирить, удержать в единстве мира и любви.
Протопресвитер Борис Бобринский
Главные труды профессора протоиерея В. В. Зеньковского
Функции сказуемого. Киев, 1913.
Проблемы психической причинности. Киев, 1914.
Социальное воспитание, его задачи и пути. 1918.
Психология детства. Leipzig, 1924.
Русские мыслители и Европа. Париж, 1926 и 1955.
Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929 и 1955.
О чуде. Париж, 1933.
Русская педагогика в XX веке. Белград, 1933 и Париж, 1960.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
История русской философии. Т. 1, 2. Париж, 1948, 1950.
Наша эпоха. Париж, 1955.
На пороге зрелости. Париж, 1948 (1); 1950 (2).
О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956.
Апологетика. Париж, 1961.
Основы христианской философии:
I. Христианское учение о сознании. Франкфурт, 1960.
II. Христианское учение о мире. Париж, 1964.
Множество статей по гносеологии, космологии и антропологии.
Труды по религиозной педагогике, литературоведению и экуменизму.
Введение
При изучении курса педагогики перед нами все время будет стоять двойственная цель — с одной стороны, нам необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки педагогики требуют анализа и оценки по существу, но лишь при учете исторических условий в их развитии можно правильно их оценить.
Так, вера в устрояющую силу разума, в прогресс, вера в школу, все, что может быть обобщено под одним термином просвещенчества, очень сильно захватило научную мысль в XVIII и XIX веках и оставалось в ней в достаточном объеме до сих пор. Правда, уже в конце XVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтическогонаправления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.
В настоящее время борьба двух этих сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций наиболее отстает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или чистый педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создатьобъективную науку, безотносительную к какой бы то ни было религии. Однако в педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение у многих педагогов, но они в общем имеют на педагогику малое влияние — так, по крайней мере, было до сих пор.
Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, так как она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.
Русское зарубежье оставило большое наследие в виде научных трудов, которые долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика.
В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы.
Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – В.В. Зеньковский, протоиерей, профессор.
Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя.
Поскольку его отец был одновременно церковным старостой, вся семья была верующей и церковной. В 1913–1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киевском университете св. Владимира.
В 1920 году он уехал из страны и в эмиграции в разное время становился профессором философии Белградского университета, заведующим кафедрой экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института в Праге, заведующим кафедрой философии Парижского Православного богословского института.
В 1920-е-1930‑е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения — Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.
В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии. Скончался В.В. Зеньковский 5 августа 1962 г., похоронен в русской части кладбища Сент-Женевьев де Буа.
Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую, сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности.
Задача воспитания должна быть определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам – людям, которым Христос подарил свободу выбора.
Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе [3, с.377].
То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое [2, с. 153].
В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности.
Файлы: 1 файл
Педагогические идеи зеньковского.docx
Педагогические идеи В.В.Зеньковского
В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных ценностей сводилось лишь к ценностям искусства и культуры, морали отношений. Таким образом, проблема духовно и нравственно развитой, культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы.
Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, А.Л.Введенского, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н.И.Пирогова, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского и др.
Изучение педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов очень важно для целостного осмысления проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Вместе с тем, в силу исторических причин, этот процесс был затруднен, так как многие работы были изданы только за рубежом и не могли стать достоянием широкой педагогической общественности. В настоящее время, с изменением парадигмы (направления) образования, труды наших соотечественников оказались востребованы.
В их числе произведения известного философа, психолога, педагога В.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслением. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.
В трудах ученого осуществляется синтез его основных тем: педагогики и психологии — антропологии и философии общей культуры и теологии. Этот синтез порождает своеобразную постановку и метод решения педагогических проблем. Ученый считает, что педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении и освещать свои основные проблемы в свете тех принципов, которые ей дает антропология, философия и религия.
В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовновность человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой забот воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.
Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку именно глубокое понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса. "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место, как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса.
Основные положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:
- учение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;
- новое понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания;
- представление о двух видах духовности;
- определение детства как самоценного периода человеческой жизни;
- учение о внутренней логике духовной жизни;
- значимость жизни тела для духовного устроения личности.
Подводя итоги в определении методологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского можно определить, что он, проделав историко-философский анализ педагогических систем и опираясь на собственный педагогический опыт, установил понятие личности в качестве центрального понятия педагогики и цели педагогических усилий. Поэтому антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах:
- установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой);
- системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте;
- антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой;
- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;
- обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Общим для светской и православной педагогических культур в представлении сущности личности является признание ее духовной составляющей, сопряженности личности с системой мира, признание свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.
Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно- нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.
Антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах: установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой); системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте; антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой; широкое использование современных научных данных в области человекознания; примат личностного подхода в видении педагогических задач; приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами; обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.
Методологические принципы процесса воспитания, на которых базируется теория воспитания по В.В.Зеньковскому: принцип религиозности педагогики, принцип приоритетности воспитания в педагогическом процессе, принцип комплексного подхода светской и церковной администрации к созданию православной школы на государственном уровне, принцип ориентации на формирование православной атмосферы в школе, принцип свободного религиозного самоопределения воспитанника и принцип дуалистичности свободы, способной привести ребенка, как к положительному поведению, так и к антисоциальному.
Я рассмотрела некоторые принципы Зеньковского:
- принцип религиозности педагогики, как системообразующий по отношению к другим принципам процесса воспитания,
- принцип дуалистичности свободы, как определяющий нравственную сущность личности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
на участие в педагогических чтениях, посвященных
педагогическому наследию В.В. Зеньковского
23 января 2015г.
Фамилия, имя, отчество Скляренко Ирина Юрьевна
Должность, учитель русского языка и литературы
Е- mail hfoegrbyf @ mail . ru телефон 89501251698
Научное направление конференции Гуманистическая направленность педагогики В.В.Зеньковского
Название доклада (публикации) Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Участие (в качестве слушателя/ выступающего)
Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Зеньковский Василий Васильевич - русский религиозный философ, богослов, педагог - оставил русской педагогике большое наследие. В основе его трудов лежит первостепенная ценность православия для образования, принцип свободы личности и традиции дореволюционной школы, неразрывная связь между православием и русской национальной культурой.
Особое значение Зеньковский В.В. придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина, по его мнению, является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Смиряя буйство влечений, она развивает самообладание и дает возможность воплотить в жизнь лучшее из задуманного.
Каждое направление Зеньковский В.В. рассматривает, опираясь на принципы православной педагогики.
Физическое направление в воспитании педагог считает не только оправданным, но и необходимым, так как это основа устроения человеческого тела. Здесь главное – правильно установить формы и границы спорта и других форм физического воспитания.
Что касается психического направления, то здесь имеется в виду, прежде всего, воспитание дара свободы от тяжелых внешних и внутренних конфликтов современного человека. Особое значение приобретает авторитет, послушание которому при правильном его истолковании приводит к духовному здоровью, а при неправильном к еще более трагической раздвоенности в человеке.
Эстетическому воспитанию Зеньковский В.В. отводит значительную роль, выделяя две функции этого направления: низшую и высшую. Низшая функция эстетики служит развлечениям и играм, высшая питает душу через приобщение ее к красоте. Обе эти функции связаны друг с другом, нуждаются одна в другой. Выполняя только низшую функцию, эстетическое воспитание может привести к бесплодному созерцанию, не приводящему к эстетическому вдохновению, выполняя только высшую функцию, оно может привести к отрыву от живой реальности.
Важность интеллектуального воспитания неоспорима. Оно развивает инициативу ума, интуицию, творческие силы, расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.
Религиозное воспитание происходит в поисках истины, правды, при участии в жизни церкви. Особое место здесь отводится развитию религиозного вдохновения, погруженности души в церковную жизнь.
Список использованной литературы:
Зеньковский В.В. Педагогика и психология / Русская школа за рубежом. Прага, 1925.
Читайте также: