Общение как возможность совместной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, вызванный потребностью совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: обмен информацией, обмен действиями и социальную перцепцию.

Сущность общения

Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс. Он обусловлен установлением и развитием контактов при совместной деятельности людей. Говоря иначе, общение состоит в обмене сведениями между людьми при их взаимодействии друг с другом. Ученые считают способность общаться одним из важнейших, если не самым важным приобретением человека в процессе эволюционного развития.

В ходе различных исследований общение рассматривалось в качестве социально-психологического явления, вмещающего в себя все многообразные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Для человека общение и деятельность являются главной насущной потребностью.

Для осуществления обмена информацией человек, прежде всего, должен вступить в контакт (общение), после чего им производятся попытки достичь единого понимания в ходе совместной деятельности.

В рамках единого процесса общения психологи выделяют 3 базовые функции:

  • Коммуникативную (информация передается, получается и происходит обмен ею);
  • Интерактивную (осуществляется взаимодействие)
  • Перцептивную (происходит восприятие, понимание или взаимопонимание).

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие деятельности

Психологи рассматривают деятельность как динамическую систему взаимодействия субъектов с внешним миром. В ее процессе человек осознанно и целенаправленно влияет на объект, за счет чего он удовлетворяет собственные потребности. Во всех видах деятельности, включая исполнительную, управленческую и научную, большую роль играет сознание, причем, чем сложнее деятельность, тем больше в ней значение психологического элемента.

Сама деятельность способна выступать как основа формирования личности. В ходе деятельности в субъекте воплощается психический образ соответствующего объекта окружающей среды. Далее реализуется образ отношения субъекта к составляющей предметной действительности.

Отечественным психологом С. Л. Рубинштейном выделялись следующие базовые признаки феномена человеческой деятельности:

  • Субъектность (принадлежность людям, а не животным);
  • Осуществление в условиях совместной деятельности индивидов;
  • Наличие взаимодействия субъекта и объекта (предметность, реальность, содержательность);
  • Целенаправленность.

Деятельность — это форма активного отношения индивида к действительности, сконцентрированная на достижении сознательно поставленной цели.

Общение и деятельность

Межличностное общение так или иначе вплетено в определенную деятельность. Это обусловлено тем, что вне общения людей друг с другом нельзя представить процесс труда, обучения и др. В свою очередь, вид деятельности, в рамки которого включено общение, оказывает воздействие на его содержание и форму.

Для каждого этапа возрастного развития присущ ведущий вид деятельности. В соответствии с этим формируется и определенный вид общения. Деятельность, осуществляемая с помощью общения не только организована, но и постоянно обогащается. В ее пределах проявляются новые связи и отношения между индивидами.

Общение рассматривается как одно из проявлений совместной деятельности. Она включает не только труд, но и непосредственное общение при его осуществлении. Общение и деятельность классифицируют на 3 стороны, связанные между собой: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.

Первая из них означает установку определенных взаимоотношений на основании процесса восприятия противоположной стороны. Целью коммуникативного общения в ходе деятельности является обмен информации. Интерактивная сторона здесь отвечает за организацию взаимодействия, которое направлено на решение общей проблемы.

В психологии существует несколько исследований, которые подтверждают так называемое единство общения и деятельности. Как правило, люди, занятые одним делом, в любом случае будут общаться (например, по поводу самой деятельности). Получается, что без общения невозможна деятельность.

С другой стороны, само общение многие психологи считают видом деятельности (так называемая речевая деятельность). Здесь деятельность осуществляется в ходе понимания полученных сведений, а также при их передаче другому человеку (письменно или устно).

В чем же сущность понятия общения в контексте сотрудничества?

Общение — это развития контактов и процесс установления между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в организациях и группах, и между группами;

выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

понимание и восприятие людьми друг друга в ходе ответа совместных задач.

Так, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, неизменно вплетены в общение и смогут быть реализованы лишь в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как метод объединения индивидов и вместе с тем как метод их развития в личностном и опытном замыслах. Отсюда вытекает существование общения и как действительности публичных взаимоотношений, и как действительности взаимоотношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных людских отношениях, т. е. имеет место как при хороших, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Межличностное сотрудничество предполагает совместимость и срабатываемость партнеров, что, со своей стороны, и определяет темперамент межличностных взаимоотношений. Совместимость как удовлетворенность партнеров приятель втором и сработанность, проявляющаяся в успешности исполнения совместных задач, говорят о наличии настоящего межличностного контакта. Контакт вычисляют промежуточной формой сотрудничества, при помощи которой оно может перейти либо не перейти в общение.

В условиях реализации ярких их взаимодействия и влияний людей в регуляцию психологической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение, конформизм. Наибольший уровень взаимосвязанности, имеющий место в том месте, где деятельность одного человека неосуществима без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется большим уровнем влияния общения на психологические проявления индивидов.

Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;

– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);

– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.

Важным является также вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию взаимодействия.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Структура общения Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;

– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);

– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.

Важным является также вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию взаимодействия.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Структура общения Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. (А.А. Бодалёв)

ВложениеРазмер
obshchenie.ppt 695 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности (А.А. Бодалёв)

Общение включает в себя: - коммуникацию (обмен информацией); - интеракцию (обмен действиями); - социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Классификации сторон общения В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения: коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами; интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями); перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания

По характеру общение разделяют на: продуктивное (творческое); непродуктивное (формальное) По направленности : - гуманистическое; - манипулятивное По формам проявления : - непосредственное и опосредованное; формальное и неформальное По степени искренности : открытое; закрытое По сферам деятельности: деловое; семейное; спортивное

Виды общения В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения: материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности; когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения; кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения; мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение); деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды: контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение; формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности; манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника

Средства общения 1. Вербальные (речевые) 2. Паравербальные : - фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э , м-м ), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков; - кинетические - жесты, поза, мимика говорящего; - графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв и другие. 3. Невербальные без помощи речевых и языковых средств –мимика, жестикуляция, язык тела, проксемика

ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Виды взаимодействия Все виды разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт): 1) кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)

Каждый акт общения представляет собой набор следующих элементов: - деятель; другой человек - тот, на кого направлено действие; ответная реакция другого на действия деятеля; мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности; система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека; нормы, по которым организуется взаимодействие; ценности, которые принимает каждый участник; ситуация, в которой совершается действие

Общение как деятельность Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, что чем сами они обладают. В результате общения знания, умения, и навыки одного человека становятся общими для многих людей

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой

Читайте также: